Лекция 5 Христианская экономическая мысль icon

Лекция 5 Христианская экономическая мысль


Скачать 404.35 Kb.
НазваниеЛекция 5 Христианская экономическая мысль
страница1/3
Дата публикации06.01.2014
Размер404.35 Kb.
ТипЛекция
  1   2   3

Лекция 5 Христианская экономическая мысль


Отношение христианства к экономике и хозяйственной жизни, хозяйственной активности человека критерии эффективности хозяйственной деятельности Христианская экономическая мысль - общеэкономические воззрения «богословских отцов». Принципы христианской хозяйственной этики. Возможно ли воплощение идеи христианской экономики.


В настоящее время в Украине процессам коренного изменения хозяйственного уклада сопутствуют явления, которые часто называют издержками начального накопления капитала или более жестко - "беспределом", т.е. не имеющим границ по масштабам и дерзости нарушением правовых и нравственных норм.
В защиту этого явления часто выдвигается тезис о том, что оно свойственно любой рыночной экономике в период ее становления и что по мере укрепления рыночных структур и институтов, а так же создания соответствующей правовой базы оно исчезнет само собой. Стоит только преодолеть спад производства, снизить инфляцию, привести в порядок финансовую систему, выплатить зарплату бюджетникам, ликвидировать неплатежи, принять налоговый кодекс и ... т.д. Однако, опыт показывает, что материальные и правовые рычаги и стимулы в любом сообществе бессильны в решении социально экономических проблем в отрыве от их нравственной стороны.

Многовековой опыт хозяйствования сложившийся в разных типах цивилизаций, в разных странах мира показал, что хозяйственная деятельность помимо чисто экономических законов личного и общественного интереса , выгоды, должна регулироваться правом и нравственными законами. Без соблюдения их любая хозяйственная деятельность в долгосрочной перспективе обречена на провал.

Экономические успехи многих стран Запада, а так же подъем промышленного производства в ряде азиатских стран не может быть объяснен влиянием только материальных, географических или политических предпосылок. Огромную роль здесь сыграли и продолжают играть религиозные традиции и установки.

История хозяйственного развития разных стран показывает, что экономический кризис способен вызвать не только всплеск безнравственности, но и пробудить силы общества, противодействующие этому явлению. И почти всегда авторитетным лидером таких здоровых сил общества являлась Церковь, поскольку верующие люди в силу своих религиозных убеждений должны придерживаться принципов высокой нравственности.

Каково отношение христианства (либо другой религии, в которой воспитывался, социализировался человек) к экономике и хозяйственной жизни, хозяйственной активности человека? Кто является источником всех благ и мерилом всех поступков, результатов деятельности? Каковы критерии эффективности хозяйственной деятельности? Как должен человек относиться к успеху и неудаче, благам , в т.ч богатству, и бедности, своему положению в обществе? Какими критериями должен руководствоваться человек – субъект хозяйствования, экономических отношений (руководитель, подчиненный, государственный деятель)- при построении хозяйственной жизни, принятии оптимальных решений, в т.ч. управленческих. По каким принципам необходимо выстраивать свои отношения с окружающим миром (подчиненные, другие субъекты хозяйствования, потребители, окружающая природа) в процессе хозяйствования. Эти и многие другие вопросы в той или иной мере были, и будут возникать у людей, вовлеченных в хозяйственную сферу, пока существует экономика.

Страны Западной Европы, Киевская Русь, дореволюционное Российское государство с Украиной в своем составе, на протяжении многих веков выстраивали свою государственность и хозяйственную жизнь, науку и культуру, базируясь на фундаменте христианства. Поэтому для нас весьма важно получить ответы на поставленные вопросы в соответствии с христианским учением. Знание христианских принципов хозяйствования важно и с точки зрения нравственного оздоровления нашей экономики сегодня.

^ Каково отношение христианства к экономике и хозяйственной жизни, хозяйственной активности человека?


Для христианского учения экономика, хозяйственная деятельность понятия временные, земные. Экономика – явление не изначальное и конечное. Необходимость хозяйственной деятельности в ее теперешнем виде возникает в результате грехопадения человека, теперь человек вынужден добывать хлеб насущный тяжелым трудом в поте лица, заботиться о сохранности и эффективном использовании плодов труда и имеющихся ресурсов, т.е. о собственности, должен регулировать взаимоотношения, возникающие в процессе труда, обмена, распределения.

«Человек, как разумное существо, создан как властитель твари и существует ради себя самого, а нужда в пище и одежде, ограничивающая и подчиняющая внешним обстоятельствам человеческую свободу, происходит из посттварных, приобретенных вследствие грехопадения особенностей человека» (Немезий.с.10-11) по с 126

Таким образом, хозяйственная деятельность человека, труд - непременные составляющие его земной жизни. Один из основополагающих принципов христианской хозяйственной этики - необходимость труда всех работоспособных членов семьи, а следовательно, и всех членов общества согласно с правилом "кто не работает, тот не ест", впервые сформулированном в Новом Завете.

Как таковая экономика подлежит действию тех же законов и ограничителей, которые существуют для иных проявлений человеческой жизни.

По направлению своего развития экономика эсхатологична, т.е. конечна и мало предсказуема, внеразумна по своей первопричине. Ее непредсказуемость и стихийность, внеразумность связаны с особенностями поврежденной грехопадением природы человека. Объясним этот тезис. Дело в том, что конечные экономические потребности внеразумны по своей природе. Во-первых они материальны и в первую очередь связаны с удовлетворением потребностей тела («Силы питания, рождения и движения крови…не подчиняются разуму…потому что не по нашему определению или выбору, но по природе совершает свои функции» - пишет Немезий с.90,92). Во-вторых, человечество постоянно имеет тенденцию фиксироваться на настоящем и материальном, не задумываясь над будущими и уж, тем более, трансцендентальными последствиями своей текущей материально-хозяйственной активности. С позиций христианской антропологии после грехопадения человек стал иметь стремление в первую очередь к удовлетворению именно телесных потребностей, здравый смысл, разум часто не в состоянии остановить человека в погоне за удовлетворением телесных благ и удовольствий – отсюда излишнее разнообразие одежды, еды, других материальных благ и безумное стремление к ним любыми средствами, вплоть до уничтожения окружающей среды и других людей.

Поэтому главная задача человечества в экономическую эпоху его существования – подчинить хозяйственную деятельность, внеразумную в своей первопричине, действию субъективного ограничителя – разума, определяющего направление деятельности свободной человеческой воли и оказывающего непосредственное воздействие на свободу выбора. При этом разум человека, его воля должны быть направлены к исполнению заповедей, сочетаться с волей Божьей. Согласуя и направляя свою волю в соответствии с Божественной во всех своих поступках, в том числе в хозяйственной сфере, и надеясь на Божественное милосердие, человек обретает спасение.

^ Как же относится христианство к хозяйственной активности?

Хотя христианство и не имеет своей целью создание эффективного с экономической точки зрения хозяйства, по замечанию С.Н.Булгакова «Новейшее европейское народное хозяйство» было порождено именно им. Именно христианство помогло человеку освободиться « от языческой плененности природе и ее чарам», «осознать себя «господином природы и ее центром», «ощутить самого себя, свою духовность и силу» и через это преобразить мир.

Жизненная сила Христианства заключается в антиномичности учения Спасителя? Рядом с тезисом непринятия "мира, лежащего во зле" есть антитезис - преобразования мира в процессе сотворчества, его изменения в соответствии с Божественным промыслом.

С одной стороны христианство зовет к освобождению от мира, «лежащего во зле», от любви к нему, от всякой хозяйственной заботы: «Воззрите на птиц небесных, яко не сеют, не жнут, не собирают в житницы, и Господь питает их» (Мф. 6, 26). «Имущие должны иметь, как неимущие, и покупающие, как не приобретающие, и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся, ибо проходит образ мира сего» (I Кор. 7, 30—31).

Но с другой стороны христианство признает природный мир как благо, ценность, «приемлет мир как творение Божие, возглавляемое человеком, с любовью к нему, но и с независимостью от него, какая свойственна существу, сознавшему свою духовность». С.Н.Булгаков в этой связи предлагает противопоставить христианское отношение к миру с буддийским мировоззрением. Мироотреченность буддизма с его пессимистическим отношением к миру как месту страдания и, к тому же, иллюзии ведет и к параличу хозяйственной воли. Только христианство «научает любить мир высшею любовью, как создание Божие, которое сам Бог так возлюбил, что не только сотворил его Премудростию Своею, но не пощадил и Сына Своего для спасения мира». Ему принадлежит право и обязанность труда в мире, как для собственного существования («не трудящийся да не яст» II Фесс. 3, 10, «трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов» II Тим. 2, 6), как для оказания помощи ближнему (согласно вопрошаниям на Страшном Суде, Мф. 25), так и для совершения общего дела человеческого на земле, во исполнение заповеди Божией при сотворении человека: «обладайте ею (землею) и владычествуйте» (Быт. I, 28).

Христианство, в отличие от многих других религий и философских
учений, признает материальный, видимый мир благом. Ведь его сотворил
благой Бог, Который любит все Свое творение, включая человека. Ради любви к этому миру и человеку, ради спасения мира Иисус Христос стал человеком во

плоти, принял крестные муки. Христиане верят в воскресение мертвых, прообразом чего было воскресение Христа. Христианское отношение к материи противостоит тем религиям и философиям, которые видят в материи и телесности только зло, стремясь к чисто духовному инобытию (как платонизм и гностицизм) или к преодолению земной жизни как страдания (буддизм).
Признание материального мира благом открывает простор земному активизму и труду, хозяйственной энергии и совершенствованию экономической жизни, в то время как отрицание материальности ведет к параличу воли, сводя хозяйство, труд, развитие цивилизации к пустой и даже вредной для души суете.

^ Каковы критерии эффективности хозяйственной деятельности?

Хозяйственная деятельность находится между материальным и духовным мирами, хотя бы уже потому, что сам человек принадлежит одновременно к этим двум мирам. Видимо она преображает окружающий материальный мир, а на невидимом, духовном плане способствует (либо мешает) спасению человека. Поэтому, и для этого она должна строиться в соответствии с определенными духовно-нравственными принципами, подлежать духовно-нравственной оценке. Нужно помнить, что христианская религия не только философско-этическая система, но принцип жизни, способ бытия и твердое его основание.

Христианство дает социально-экономический идеал, социально-экономическую систему альтернативную ценностям «мира сего». Поскольку, с одной стороны хозяйственная деятельность для христианского мировоззрения вещь временная, но необходимая, а, с другой - имеет причастность к делу спасения человека, христианство дает идеал не экономически эффективного, а духовно-эффективного хозяйства. Поэтому возникает и принципиально отличающийся от западной экономической теории духовно-нравственный критерий оценки эффективности хозяйствования (подход присущий российской экономической школе).

Методологический принцип исследования хозяйства – принцип обратной перспективы (изнутри - вовне), а не прямой (снаружи-внутрь).

По мнению д.э.н., профессора В.В.Симонова экономика имеет нравственное, сотериологическое, эсхатологическое и отчасти екклезиологическое измерения.(с.11)

^ О сотериологическом измерении ,т.е. о том, насколько экономическая деятельность связана со спасением человека (рода человеческого).В тех областях, где мы сталкиваемся с конкретными проявлениями реальной хозяйственной деятельности- с отношениями труда и возмещения за труд, собственности, богатства, бедности, благотворительности, и др.- мы можем говорить о сотериологическом измерении экономики. Христианину (христианской общине) необходимо не только найти свое место в хозяйственном процессе, определить меру и цели своего в нем участия, но и понять, насколько и как они могут способствовать достижению конечной цели христианского бытия – спасения.

^ Сотериологическое измерение экономики тесно связано с эсхатологическим.

Христианское учение о Страшном суде утверждает идею конечности земного мира, исторического прогресса. С этой точки зрения необходимым становится уточнение телеологических аспектов участия христиан в хозяйственных процессах, определение цели и значения хозяйственного процесса в соотношении с Божьей волей о мире и человеке и в перспективе Страшного суда. Если исходить из этих позиций, то значимыми обстоятельствами является не столько сама экономика и ее эффективность, сколько результат ее воздействия на мир, то есть смысл его преобразования и итоги этого преобразования в соотношении с той частью Вечности, началом которой послужит Страшный суд.(с.12)

^ Нравственное измерение экономики заключается в оценке экономических отношений и процессов с позиций христианской нравственности.

Исходя из того, что экономика имеет не только временное, материальное, земное, но и эсхатологическое, нравственное, сотериологическое измерения, в оценке ее эффективности совершенно не достаточно учитывать лишь традиционные социально-экономические параметры, необходимы духовно-нравственные критерии оценки эффективности хозяйствования: эсхатологические, нравственные, сотериологические.

Человек – сложное духовно-культурное и экономико-социальное явление, в котором духовная сторона пронизывает как объективные, так и субъективные характеристики ( христианство выражает это обстоятельство учением о трихотомии, трехсоставности человека, включающей дух, душу и тело) . К сожалению , в современной экономической теории и практике человек стал рассматриваться только как капитал. Поскольку человек не только социально-экономическая, но и духовно-культурная единица общества, то и общественное воспроизводство человека должно базироваться на этих двух измерениях. Поэтому одним из основных критериев позитивности и эффективности социально-экономических концепций и преобразований будет накопление человеческого духовного и интеллектуального потенциала.

^ Христианская экономическая мысль - общеэкономические воззрения «богословских отцов»

Истоки христианской экономической мысли, безусловно, имеют своим нравственным основанием учение Нового Завета. Однако учение Нового Завета, в отличие от Ветхого, практически не дает ответов на конкретные вопросы хозяйственной жизни, являясь общим духовно-нравственным мерилом и идеалом поведения человека. Поэтому для того, чтобы непосредственно ознакомиться с закономерностями и принципами христианского хозяйствования , нам необходимо будет обратиться к трудам христианских богословов.

За базу мы возьмем произведения двух представителей «золотого» периода святоотеческой словесности, которые можно считать основой всех последующих воззрений на данный предмет: Климента Александрийского и Немезия Эмесского (IV в).

Доминанта экономического богословия свв.Отцов, по замечанию В.В.Симонова, - состоит в том. что необходимо внести элемент разумности в принципиально внеразумный, естественно развивающийся хозяйственный процесс, сделать его не просто управляемым, но привнести определенный элемент телеологичности, организовать в рамках некоей целесообразности.(с.127-128).

Отсюда вытекают закономерности, которые должны определять хозяйственную деятельность христианина:

  1. Единственным измерителем экономической активности является Сам Бог, - поскольку « только Бог может быть мерой всех вещей» (Strom V, 95,4). Бог - измеритель блага. Исходя из этого и сам хозяйственный процесс и его результат должны быть богосообразными (сообразующимся с замыслом, волей Бога о мире и человеке );

  2. Бог – источник всякаго блага, в т.ч. – экономического ( например ресурсы, способности, возможности); только Богу принадлежит абсолютное право владения всеми благами;

  3. Вся человеческая власть в этом мире, в т.ч. – власть совершать хозяйственные действия, внешне преображать мир, власть делегированная; конечным источником ее является Бог;

  4. Хозяйственная деятельность является принудительной необходимостью для большинства людей. Однако, христиане должны вести ее таким образом, «чтобы экономические задачи не поглощали их полностью, но были бы подчинены истинной цели человеческого бытия – обожению и Богообщению»т.е. «проявлять заботу надлежит не только о домашнем хозяйстве, но и о воспитании своей души»( (Strom I, 34,1);

  5. Хозяйственная жизнь с точки зрения целеполагания должна быть сотериологически ориентированной: истинно отвечает Божественному домостоительству спасения тот, кто во всех аспектах своей жизнедеятельности, в т.ч. в экономическом «свое спасение видит в благе ближних» (Strom VII, 52,3);

  6. В хозяйственной жизни человека должна присутствовать соразмерность, т.е. хозяйственная активность человека должна осуществляться в ту меру, в какую ей позволяют обстоятельства: человек призван «сообразно своим силам говорить или делать угодное Богу» (Strom I, 176,3), в этой связи необходимо «умение использовать имеющееся» (Strom VII, 48,7), умение не желать «ничего из отсутствующего» и быть вполне удовлетворенным «тем, что наличествует» (Strom VII, 44, 4; VII, 45,4). В конечном счете, умение соизмерять субъективные желания с объективными потребностями человеческого бытия, выделяя при этом естественное и истинное и отказываясь от противоестественного, есть основной принцип организации хозяйственной деятельности христианской общины. Члены общины уверены при этом, что «Провидению свойственно сообщать каждому по мере надобности»(Спаситель наделяет дарами каждого в меру его способностей) вследствие чего «результат избранных [нами] действий, сообразно с [нашей] пользой, иногда наступает, иногда — нет» (Немезий. С. 120);( «Неразумно считать и жить так, как будто мы созданы для того, чтобы есть, а не принимаем пищу для того, чтобы поддерживать наше существование, стремясь к знанию как к главной нашей цели» (Strom VII, 87, 2).

7) естественное самоограничение, вытекающее из принципа экономической соразмерности, а также базовая телеологическая посылка христианской хозяйственной деятельности ориентируют ее — в максимуме (а истинный христианин не может не быть максималистом, потому что максимальны любовь Божия к человечеству и та Жертва, которая была принесена за его спасение) — на конечность еще в этом мире, не дожидаясь перехода к веку будущему89: умеренность диктует; что результаты хозяйственной деятельности должны восприниматься «не как нечто важное для жизни, а только лишь как необходимое всем для поддержания тела» (Strom VI, 79, 2), а посему — если христианин не хочет быть рабом телесного духа», но стремится научиться управлять им (Strom VI, 136, 2) — он должен позаботиться «о том, как освободить свою душу от власти тела» ( Strom V, 106, 1), от власти влекущих его благ материального мира и связанных с ним страстей, принеся тем самым «жертву, приятную Богу» (Strom V, 67,1), дав своей душе возможность просвещения светом истинного благочестия (Strom V, 67, 4) и выхода на стадию совершенного очищения — в ту меру, в какую это возможно человеку, — через «полное послушание Богу и отказ от всех земных вещей» (Strom VI, 75, 3; IV, 159,1);

Таким образом, истинный христианин «всем сотворенным пользуется в той мере и для тех целей, на которые указывает Логос... и не дает сотворенным вещам « порабощать себя, всегда оставаясь их господином» (Strom VII, 62, 1), «уважая мироустройство» (Strom VII, 60, 1) и «восприняв в Слове Божьем меру сущности вещей, позволяющую различать их достоинство» (Strom VII, 60,4). Он «не испытывает любви ни к чему из того, что находится на земле. Не желая оставаться на земле и остерегаясь привязанности ко всем благам этого мира; он дорожит лишь теми благами, на которые можно надеяться или, лучше сказать, которые он уже знает как блага истинные», и поэтому «терпеливо переносит труды испытаний и скорби» (Strom VII , 63, 1—2). Этот пример хозяйствования призывает: «Будем так управлять нашим имуществом, как это угодно Богу {Палама XIII, 1, 135), что означает, практически, следующее: надлежит миром пользоваться, но не злоупотреблять им» (Палама XIX, 1, 205).


8) сотериологическим аспектом экономической деятельности определят­ся и критерий эффективности, который святоотеческая мысль применяет к хозяйственному процессу: «дела оцениваются не только по достигнутому результату; мотив в каждом случае также принимается во внимание» (Strom II, 26, 5)90. Кроме того, и мотивация, и само дело, и его результат должны быть догматически безупречны; только тогда они могут быть и богоугодны91.


90 Как бы развивая (в совершенно ином контексте) эту посылку, митр. Антоний (Блум) специально указывает: «Критерий не в удаче и неудаче. ... Вопрос ставится о переоценке наших суждений; суть в том, что мы не можем судить об успехе или поражении по человеческим критериям. ... Мы должны быть готовы к тому, что то, что кажется мудрым, окажется безумным, и наоборот: то, что по-видимому успех, на деле — самое большое несчастье… Мы должны научиться расценивать вещи по новым масштабам» (Антоний, митрополит Сурожский. Труды. С. 432—433). А Климент Александрийский как бы между делом замечает: «Желающий угодить людям не может угодить Богу, ибо толпа всегда предпочитает не то, что должно, но только то, что ей нравится» (Strom VII, 71, 4), почему и не стоит следовать мнениям толпы, вздорным и произвольным» (Strom VII V, 31, 2).

91 «И догматы без добрых дел не благоугодны Богу; и дела, совершаемые без благочестивых догматов, не приемлются Богом» (Кирилл Иерус. IV, 2).


Чуть позже мы более подробно рассмотрим христианские принципы отношения к труду, собственности, богатству и бедности, а сейчас попытаемся ответить на конкретные вопросы, возникающие в процессе хозяйственной жизни, в том числе современной, руководствуясь перечисленными закономерностями. На основе чего сформулируем принципы христианской этики.

  1   2   3



Похожие:

Лекция 5 Христианская экономическая мысль iconЛекция 5 Христианская экономическая мысль
Христианская экономическая мысль общеэкономические воззрения «богословских отцов». Принципы христианской хозяйственной этики. Возможно...
Лекция 5 Христианская экономическая мысль iconХристианская
Христианская Церковь «Божья Слава» в Республике Коми с первых лет своей деятельности испытывает преследования и давление со стороны...
Лекция 5 Христианская экономическая мысль iconЛекция 13. 25 Экономическая геология (Сухов) лекция 15. 15 Украинский язык (Уманцева) 6/60
Региональная инженерная г/г и инженерная г/г Украины (Решетов) /Техническая мелиорация (Завальный)
Лекция 5 Христианская экономическая мысль icon«Возникновение экономической мысли. Экономическая мысль античности и средневековья»

Лекция 5 Христианская экономическая мысль iconШри Пуньджа (Пападжи) Интервью, Сатсанг с Мастером «Кто вопрошает?»
Ум — не что иное, как мысль. Ты не можешь отде­лить мысль от ума. Так что вначале тебе надо найти, какая мысль появляется в уме раньше...
Лекция 5 Христианская экономическая мысль iconОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Лекция Предпринимательство как экономическая категория, его сущность и содержание
Лекция 5 Христианская экономическая мысль iconРешение основной экономической проблемы
Экономическая часть. Основная экономическая проблема и роль предприятия
Лекция 5 Христианская экономическая мысль iconПеречень вопросов к зачету по дисциплине «Экономическая психология»
Предмет курса «Экономическая психология». Место экономической психологической психологии в системе наук
Лекция 5 Христианская экономическая мысль iconЛекция №1 экономическая теория как наука
В-пятых, выделяют различные формы экономики: рыночную, смешанную и др. Экономика рассматривается как хозяйство района, страны, группы...
Лекция 5 Христианская экономическая мысль icon1. Политическая мысль Древней Руси Политическая мысль периода Московского государства Политическая мысль периода Империи
Ключевые понятия и категории: цезарепапизм и папоцезаризм, византийская модель власти, идея «Москва Третий Рим», правительственный...
Лекция 5 Христианская экономическая мысль iconКнига это воплощённая мысль
Зачем вы входите в пространство книжного магазина, как не за мыслью? Какие мысли вам нужны? Не эмоции, не цвет обложки, а мысль
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы