Лекция №5: Политическая власть Понятие, структура и агенты власти Ресурсы, процесс и виды власти icon

Лекция №5: Политическая власть Понятие, структура и агенты власти Ресурсы, процесс и виды власти


Скачать 290.16 Kb.
НазваниеЛекция №5: Политическая власть Понятие, структура и агенты власти Ресурсы, процесс и виды власти
Дата публикации13.05.2013
Размер290.16 Kb.
ТипЛекция

Лекция № 5: Политическая власть


1.Понятие, структура и агенты власти

2.Ресурсы, процесс и виды власти

3. Политическое господство и легитимность


1.Понятие, структура и агенты власти

  • Многообразие определений власти

Власть — одно из фундаментальных на­чал общества и политики. Она существу­ет везде, где есть устойчивые объеди­нения людей: в семье, производственных коллективах, различного рода организациях и учреждениях, во всем государстве — в этом случае мы имеем дело с верховной, политической властью.


Существуют разнообразные определения власти, что отражает сложность, многоаспектность этого явления.

Каждая из дефиниций обычно акцентирует внимание на той или иной стороне или проявлении власти и связана с определенным подходом к ее анализу.


^ Можно выделить следующие важнейшие аспекты трактовки власти.

1. Телеологические (с точки зрения цели) определения харак­теризуют власть как способность достижения поставленных целей, получения намеченных результатов.

«Власть может быть определе­на как реализация намеченных целей», — пишет Бертран Рассел [Цит. по: Власть: Очерки современной политической философии Запада. - М., 1989. С. 136].

Телеологические определения трактуют власть достаточно широ­ко, распространяя ее не только на отношения между людьми, но и на взаимодействие человека с окружающим миром — в этом смысле говорят, например, о власти над природой.


2. Бихевиористские трактовки рассматривают власть как осо­бый тип поведения, при котором одни люди командуют, а другие подчиняются.

Одну из типичных бихевиористских трактовок власти предлагает Г. Лассуэлл.

Он считает, что первоначальные импульсы для возникнове­ния власти дает присущее индивидам стремление (воля) к власти и обладание «политической энергией».

Человек видит во власти средство улучшения жизни: приобретения богатства, престижа, свободы, безопасности и т.п. В то же время власть — это и само­цель, позволяющая наслаждаться ее обладанием.


Политическая власть складывается из столкновения многообразных воль к власти как баланс, равновесие политических сил.


3. Психологические интерпретации власти, исходя из ее бихевиористского понимания как поведения реальных индивидов, пытаются раскрыть субъективную мотивацию этого поведения, истоки власти, коренящиеся в сознании и подсознании людей.

Одно из виднейших направлений этого рода — психоанализ. Он трактует стремление к власти как проявление, сублимацию подавленного либидо, представляющего собой подверженное трансформации влечение преимущественно сексуального характера (Зигмунд Фрейд) или же психическую энергию вообще (Карл Густав Юнг).


Стремление к власти и особенно обладание ею выполняют функ­цию субъективной компенсации физической или духовной непол­ноценности.

Власть возникает как взаимодействие воли к ней — одних и готовности к подчинению, «добровольному рабству» — других.


Как считал ^ Фрейд, в психике человека имеются структу­ры, делающие его предрасположенным к предпочтению рабства свободе ради личной защищенности и успокоения.


Различные психоаналитики расходятся в объяснении причин психологического подчинения. Одни (^ С. Московичи, Б. Эдельман) видят их в своего рода гипнотическом внушении, существующем во взаимоотношениях вождя и толпы, другие же (Ж. Лакан) — в особой восприимчивости подсознания человека к символам, вы­ражаемым в языке.

В целом же психологический подход помогает выявить механизмы мотивации власти как отношения: командова­ние - подчинение.


4. Противоположностью бихевиористскому и психологическо­му видениям власти является ее системная трактовка.

Если первые два направления требуют идти в понимании власти снизу вверх, от индивидов, то системный метод ис­ходит из производности власти не от индивидуальных отношений, а от социальной системы, рассматривает власть как «способность системы обеспечивать исполнение ее элементами принятых обяза­тельств», направленных на реализацию ее коллективных целей [Т.Парсонс].


Некоторые представители системного подхода (К. Дойч, Н. Луман) трактуют власть как средство социального общения (коммуника­ции), позволяющее регулировать групповые конфликты и обеспе­чивать интеграцию общества.


5. Структурно-функционалистские интерпретации власти рассмат­ривают ее как свойство социальной организации, как способ са­моорганизации человеческой общности, основанный на целесо­образности разделения функций управления и исполнения.


Без власти невозможны коллективное существование человека, совме­стная жизнедеятельность многих людей.

Само общество устроено иерархично, дифференцирует управленческие и исполнительские социальные роли. Власть — это свойство социальных статусов, ро­лей, позволяющее контролировать ресурсы, средства влияния. Иными словами, власть связана с занятием руководящих должно­стей, позволяющих воздействовать на людей с помощью позитив­ных и негативных санкций, поощрения и наказания.


6. Реляционистские (от французского слова «rеlаtion» — отно­шение) определения рассматривают власть как отношение между двумя партнерами, агентами, при котором один из них оказывает определяющее влияние на второго.

В этом случае власть предстает как взаимодействие ее субъекта и объекта, при котором субъект с помощью определенных средств контролирует объект.

Такое понимание власти позволяет раскрыть ее структуру, увя­зать в единое целое различные ее характеристики.

Основными ком­понентами власти являются ее субъект, объект, средства (ресурсы) и процесс, приводящий в движение все ее элементы и характери­зующийся механизмом и способами взаимодействия между парт­нерами.


  • ^ Субъект власти

Субъект и объект — непосредственные носители, агенты власти. Субъект (ак­тор) воплощает активное, направляющее начало власти.

Им может быть отдельный человек, организация, общность людей, например народ, или даже мировое сообщество, объединенное в ООН.


Для возникновения властных отношений необходимо, чтобы субъект обладал рядом качеств.

Прежде всего, это желание властво­вать, воля к власти, проявляющаяся в распоряжениях или приказах.

Большинство людей не испытывает психологического удоволь­ствия от обладания властью. Сама по себе власть не является для них ценностью.

Многие вообще предпочли бы уклониться от руко­водящих должностей и связанной с ними ответственности, если бы власть не открывала широкие возможности для получения раз­личного рода благ: высокого дохода, престижа, выгодных связей, привилегий и т.д.

Для них стремление к власти имеет инструмен­тальный характер, т.е. служит средством достижения других целей.

Помимо желания руководить и готовности брать на себя ответ­ственность, субъект власти должен быть компетентным, знать суть дела, состояние и настроение подчиненных, уметь использовать ре­сурсы, обладать авторитетом.

Для политической власти важнейшее значение имеет организованность субъекта.


Субъекты политической власти имеют сложный, многоуров­невый характер.

Ее первичными акторами являются индивиды и социальные группы, вторичными — политические организации, субъектами наиболее высокого уровня, непосредственно пред­ставляющими во властных отношениях различные группы и организации, — политические элиты и лидеры. Связь между этими уровнями может нарушаться. Так, например, лидеры не­редко отрываются от масс и даже от собственных партий.

Субъект определяет содержание властного взаимодействия че­рез распоряжение (приказ, команду), в котором предписывается поведение объекта власти, указываются или подразумеваются по­ощрение и наказание за выполнение или невыполнение команды. От характера содержащихся в приказе требований во многом зави­сит отношение к нему исполнителей, объекта — второго важней­шего элемента власти.


  • ^ Объект власти

Власть никогда не является свойством или отношением лишь одного действу­ющего лица (органа), конечно, если не иметь в виду власть чело­века над самим собой, предполагающую подчинение его поведе­ния доводам разума.

Власть всегда двустороннее, асимметричное, с доминирова­нием воли властителя взаимодействие ее субъекта и объекта. Она невозможна без подчинения объекта. Если такого подчинения нет, то нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект обладает ярко выраженной волей властвования и даже мощными средствами принуждения.


В конечном счете, у объекта властной воли всегда есть пусть крайний, но все же выбор — погибнуть, но не подчиниться.


Границы отношения объекта к субъекту властвования простираются от ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения.

В принципе подчинение так же естественно присуще человеческому обществу, как и руководство.


Готовность к подчинению зависит от ряда факторов: от собственных качеств объекта властвования, от характера предъявляемых к нему требований, от ситуации и средств воздействия, которым располагает субъект, а также от восприятия руководителя исполнителями, наличия или отсутствия у него авторитета.

^ Качества объекта политического властвования определяются, прежде всего, политической культурой населения.

Преобладание в обществе людей, привыкших лишь беспрекословно повиноваться, жаждущих «твердой руки», является благоприятной питательной средой деспотических режимов.


  • ^ Природа подчинения

Мотивация подчинения достаточно сложна.

Она может основываться на страхе перед санкциями; на долголетней привычке к повиновению; на заинтересованности в выполнении распоряжений; на убежденности в необходимости подчинения; на авторитете, вызывае­мом руководителем у подчиненных; на идентификации объекта субъектом власти.


^ Мотивы существенно влияют на силу власти, т.е. способность ее субъекта влиять на объект.


Высокая сила воздействия и вероятность подчинения отличают власть от влияния — более широкой, чем власть, категории, характеризующей как властное, так и более слабое и менее эффективное воздействие субъекта на объект.

Сила власти, основанная на страхе, имеет тенденцию к ослаблению вследствие естественного стремления людей избавиться от этого неприятного эмоционального состояния.


^ Сравнительно безболезненно воспринимается людьми власть, базирующаяся на привычке, обычае повиноваться.

Привычка была одним из ведущих мотивов подчинения государству в традицион­ных обществах. Она — надежный фактор стабильности власти до тех пор, пока не приходит в противоречие с требованиями реаль­ной жизни.

Власть, основанная лишь на привычке к повиновению, быстро разрушается, как только люди замечают, что «король-то — голый», что власть изжила себя и недостойна повиновения.


^ Наиболее стабильной является власть, построенная на интере­се.

Личная заинтересованность побуждает подчиненных к добро­вольному выполнению распоряжений, делает излишним контроль и применение негативных санкций.

Она способствует развитию у людей других типов позитивной мотивации подчинения — пови­новения на основе убежденности, авторитета и идентификации.


Подчинение по убеждению связано с мотивационным воздейст­вием достаточно глубоких слоев сознания: менталитета, ценност­ных ориентации и установок, составляющих «вторую природу» личности (ее «первая природа» образуется под воздействием пер­вичных, преимущественно биологических потребностей и повсед­невных интересов индивида).


Готовность подчиняться государству или другому носителю власти ради каких-либо более высоких, чем непосредственные индивидуальные интересы, целей (патриоти­ческих, нравственных, религиозных и т.п.) — важный источник силы власти.


^ Одной из наиболее благоприятных для власти мотиваций под­чинения является авторитет.

Он формируется на базе убежденности подчи­ненных в особых способностях руководителя.

Авторитет представ­ляет собой высоко ценимые качества, которыми подчиненные наделяют руководителя и которые обеспечивают их повиновение без убеждения или угрозы санкций.

В зависимости от лежащих в его основе качеств авторитет бывает научным (качество учености), деловым (компетентность, навыки, опыт), моральным (высокие нравственные качества), религиозным (святость), статусным (ува­жение к должности) и т.п.


Власть, основанная на интересах, убежденности и авторитете, часто перерастает в идентификацию подчиненного с руководителем.

В этом случае достигается максимальная сила власти и субъект воспринимается объектом как свой представитель и защитник.


Само деление людей на субъектов и объек­тов, начальников и подчиненных во многом релятивно и изменчиво: в одном отношении человек выступает начальником, в другом — подчиненным, причем со временем индивиды могут поменяться ролями.


Применительно к политической власти взаимодействие ее агентов опосредуется целым комплексом средств или ресурсов и осуществляется в рамках специального институционального механизма, стабилизирующего и регулирующего процесс властвования. Что же представляют собой эти компоненты власти?


^ 2.Ресурсы, процесс и виды власти

  • Понятие ресурсов власти

Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другим является неравномерное распределение ресурсов власти.

Сам этот термин упот­ребляется как в широком, так и в узком значениях.


В широком смыс­ле ресурсы власти представляют собой «все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других».

В этом случае ресурсы включают все факторы, которые способны так или иначе повлиять на власть: собственные качества субъекта (компетентность, организованность и т.п.); некоторые свойства объекта (например, его политическую доверчивость, привычку подчиняться власти, авторитет и т.д.); благоприятную для субъекта ситуацию (экономический подъем, раздоры в стане оппозиции и т.п.), а также материальные и иные средства воздействия (деньги, оружие, сырье и т.п.).


Для изучения власти и ее структуры предпочтитель­нее более узкая трактовка ресурсов, их понимание как всех тех средств, использование которых обеспечивает влияние субъекта на объект власти.

Ресурсы могут применяться для поощрения, нака­зания или убеждения. В процессе их реализации субъектом они могут трансформироваться во власть.


Первостепенная значимость ресурсов как оснований власти отражена в теории «социального обмена» (^ П. Блау и др.).

Согласно этой теории, в основе власти лежит неравномерное распределение дефицитных ресурсов.


Люди, не имеющие ресурсов, получают их в обмен на исполнение распоряжений их владельцев. Тем самым одни попадают в зависимость от других, подчиняются им.


  • Типы ресурсов

^ Ресурсы власти так же разнообразны, как многообразны средства удовлетво­рения различных потребностей и интересов людей.

Существует несколько классификаций ресурсов. Так, согласно А. Этциони, они делятся на утилитарные, принудительные и нормативные [Dahl R.A. The Analysis of Influence in Local Communities // Social Science and Communitu Action. East Lancing, 1960. P. 31.]

^ Утили­тарные ресурсы — это материальные и другие социальные блага, связанные с повседневными интересами людей.

С их помощью власть, особенно государственная, может покупать не только от­дельных политиков, но и целые слои населения. Эти ресурсы ис­пользуются как для поощрения, так и для наказания (например, уменьшение зарплаты недобросовестным работникам).


^ В качестве принудительных ресурсов обычно выступают меры администра­тивного наказания, используемые в тех случаях, когда не срабаты­вают ресурсы утилитарные.

Это, например, судебное преследова­ние участников забастовки, не побоявшихся экономических санк­ций.


^ Нормативные ресурсы включают средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения че­ловека.

Они призваны убедить подчиненных в общности интересов руководителя и исполнителей, обеспечить одобрение действий субъекта власти, принятие его требований.


Для выделения различных видов власти широко распростране­на классификация ее ресурсов в соответствии с важнейшими сфе­рами жизнедеятельности — на экономические, социальные, куль­турно-информационные, принудительные (силовые).


^ Экономичес­кие ресурсыэто материальные ценности, необходимые для общественного и личного производства и потребления, деньги как их всеобщий эквивалент, техника, плодородные земли, полезные ископаемые и т.п.

^ Социальные ресурсы — способность повышения или понижения социального статуса или ранга, места в социаль­ной стратификации. Они частично совпадают с экономическими ресурсами.

Так, например, доход и богатство, являясь экономическим ресурсом, вместе с тем характеризуют и социальный ста­тус. Однако социальные ресурсы включают и такие показатели, как должность, престиж, образование, медицинское обслужива­ние, социальное обеспечение и т.п.


^ Культурно-информационные ресурсы — знания и информация, а также средства их получения и распространения: институты науки и образования, средства массовой информации и др.

Как считает известный американский социолог-прогнозист ^ Олвин Тоффлер, в конце XX в. знания и информация становятся важнейшим ресурсом власти. В ходе общественного развития такие традиционные ресурсы власти, как сила и богатство, утрачивают влияние, хотя и не исчезают полно­стью. Истинную же власть приобретают знания и обладание информацией [Тоффлер О. Проблема власти на пороге XXI века//Свободная мысль. – 1992. - № 2. - С. 16 и др.]


Принудительные (силовые) ресурсыэто оружие, институты физического принуждения и специально подготовленные для этого люди.

В государстве их ядро составляют армия, полиция, службы безопасности, суд и прокуратура с их вещественными атрибутами: зданиями, снаряжением и техникой, тюрьмами и т.п.

Этот вид ресурсов традиционно считается наиболее эффективным ис­точником власти, поскольку его использование способно лишить человека жизни, свободы и имущества — высших ценностей.


^ Различные ресурсы власти обычно применяются ее субъектами в комплексе, особенно государством, в большей или меньшей сте­пени обладающим всеми видами ресурсов.

Специфическим ресурсом власти является сам человек — де­мографические ресурсы.

Люди — это универсальный, многофунк­циональный ресурс, который производит другие ресурсы.

В целом же человек — не только ресурс власти, но и ее субъект и объект.


  • Процесс властвования. Два «лица власти»

Существуют два главных способа властвования (два «лица власти»).

^ Первый из них заключается в побуждении объекта к оп­ределенным, угодным субъекту действиям.

Второй состоит в обес­печении бездействия подвластных, блокировании нежелательных для руководства видов их поведения.


Впервые на ограничительное свойство власти особое внима­ние обратили американские политологи Петер Бахрах и Мортон Баратц, назвавшие его «вторым лицом власти».


Реальное проявле­ние этого свойства политической власти состоит в ее способности исключать из сферы общественных дискуссий и по­литических решений определенные темы и тем самым предотвра­щать их адекватное отражение в массовом сознании и реальное развертывание соответствующих политических конфликтов.


В странах командного социализма такими запретными для кри­тики темами были, прежде всего, право коммунистических партий на руководство обществом и право граждан на идеологическое и политическое инакомыслие и оппозицию.


^ Способы властвования имеют сложную и неоднозначную классификацию.

Они могут быть демократическими (власть осуществляется при участии в принятии решений их исполнителей), авторитарными (неограниченная власть, не претендующая на полный контроль над подданными), тоталитарными (всеобъемлющий контроль субъекта над объектом), конституционными (правление в рамках закона), деспотическими (всевластие, произвол и беззаконие), либеральными (уважение свободы и прав личности) и др.


^ Процесс властвования регулируется с помощью специального механизма власти — системы организаций и норм их устройства и деятельности.

Применительно к такому слож­ному социальному субъекту, как общество (народ), механизмом власти выступают государственные органы и другие политические институты и право.


  • ^ Виды власти

Особенности различных элементов власти (субъекта, объекта, ресурсов и процесса) могут использоваться в качестве оснований ее типологии.

Наиболее содержательна классификация власти в обществе в соот­ветствии с ресурсами, на которых она основывается, на экономи­ческую, социальную, культурно-информационную, принудительную.


^ Экономическая власть — это контроль над экономическими ресурсами, собственность на различного рода материальные цен­ности.

В обычные, относительно спокойные периоды обществен­ного развития экономическая власть доминирует над другими видами власти, поскольку «экономический контроль — это не просто контроль одной из областей человеческой жизни, никак связанной с остальными; это контроль над средствами достиже­ния всех наших целей» [ Хайек Ф. А. Дорога к рабству // Новый мир. 1991. №7.С.218.].

С экономической властью тесно связана власть социальная. Социальная власть предполагает — распределения позиций на социальной лестнице — статусов, должностей, льгот и привилегий.

Современные государства обладают большой социальной властью, с помощью социальной политики они могут влиять на общественное положение широких слоев населения, вызывая тем самым их лояльность и поддержку.


^ Культурно-информационная власть — это, прежде всего, власть над людьми с помощью научных знаний, информации и средств их распространения. Кроме того, это моральная, религиозная и некоторые другие виды власти, связанные с подчинением на ос­нове авторитета.

В современном обществе из всех видов духовного влияния на первый план выдвигается научно-информационная власть. Знания используются как при подготовке правительствен­ных решений, так и для непосредственного воздействия на созна­ние людей в целях обеспечения их политической лояльности и поддержки.

Такое воздействие осуществляется через институты социализации (школа, другие образовательные учреждения), а также с помощью СМИ.


Информационная власть способна служить разным целям: не только распространению объективных сведений о деятельности правительства, положении в обществе, но и манипулированию — управлению сознанием и поведением людей вопреки их интере­сам.


^ Принудительная власть опирается на силовые ресурсы и озна­чает контроль за людьми с помощью применения или угрозы при­менения физической силы.

Принудительную власть не следует отож­дествлять с властью политической, хотя легальное использование силы в масштабах государства — важнейшая особенность послед­ней.

Насилие, физическое принуждение могут использоваться и неполитической властью, например, в отношениях между рабами и рабовладельцами, между деспотом — главой семьи и ее члена­ми; между главарем и членами преступной группировки, между рэкетирами и торговцами и т.д.


  • ^ Особенности политической власти

Политическая власть характеризуется рядом отличительных признаков:

1) легальностью использования силы в пределах государства;

2) верховенством, обязательностью реше­ний для всякой иной власти, способностью проникновения в лю­бые общественные процессы. Политическая власть может ограничить влияние мощных корпораций, СМИ и других учреждений или же вовсе ликвидировать их;

^ 3) публичностью, т.е. всеобщнос­тью и безличностью. Это означает, что политическая власть в от­личие от личной, приватной власти, которая обычно существует в небольших, контактных группах, обращается от имени всего об­щества с помощью права ко всем гражданам;

^ 4) моноцентричностью, наличием единого центра принятия решений. В рыночном демократическом обществе, в отличие от политической власти, экономическая, социальная и духовно-информационная власти полицентричны. Здесь существует много независимых собственников, СМИ, социальных фондов и т.п.;

^ 5) многообразием ресурсов. По­литическая власть, и особенно государство, использует не только принуждение, но и экономические, социальные и культурно-ин­формационные ресурсы.


  • ^ Соотношение властей в обществе

Различные общественные власти на­ходятся в сложном взаимодействии.

Многие политологи, в том числе мар­ксистской ориентации, считают важнейшей среди них экономи­ческую власть, власть собственников средств производства и дру­гих общественных богатств.

В рыночном обществе, где почти все имеет цену и денежное выражение, подавляющее большинство СМИ принадлежит крупным собственникам. Деньги оказывают сильное влияние на проведение избирательных кампаний и итоги выборов, широко используются для подкупа политиков и избира­телей.

^ Концентрация экономической власти у крупных собствен­ников создает опасность установления плутократии — прямого политического правления небольшой группы богатеев.

В современ­ных западных государствах всевластие крупного капитала сдержи­вается конкуренцией между собственниками, политическим вли­янием многочисленного среднего класса и общественности, де­мократическим устройством государства.


При определенных об­стоятельствах доминирующее влияние на общество может оказывать власть духовно-информационная.

Ее монопольное использование может обеспечить политической группировке победу на выборах и длительное сохранение своего господства несмотря на неэффективность экономической и социальной политики.


Во взаимодействии различных властей в обществе имеет место так называемый кумулятивный эффект — усиливающееся накопление власти.

Он проявляется в том, что богатство повышает шансы человека на вхождение в политическую элиту и доступ к СМИ и образованию; высокая политическая должность способствует накоплению богатства, доступу к знаниям и информационному влиянию; последние же в свою очередь улучшают возможности в занятии лидирующих политических позиций и повышении дохода.


Слияние политической, экономической, социальной и духовно-информационной властей при командной роли политики наблюдается в тоталитарных государствах.


Демократический же строй предполагает разделение как самих этих властей, так и каждой из них: в экономике — наличие множества конкурирующих центров влияния, в политике — разделение властей между государством, партиями и группами интересов, а также самой государственной власти на зако­нодательную, исполнительную и судебную, в духовной сфере — плюрализм СМИ и других источников знания и информации.


Как уже отмечалось, типологии власти разнообразны.

В зависи­мости от субъектов власть бывает автократическая (самодержавие), олигархическая (группократия) и самоуправленческая (власть всех членов группы или организации).

По сферам проявления власть де­лится на государственную, партийную, профсоюзную, армейскую, семейную и т.п.

По широте распространения выделяются: мегауровень — международные организации, например ООН, НАТО и т.п.; макроуровень — центральные органы государства; мезоуровень — организации (областные, районные и т.п.), подчиненные центру, и микроуровень — власть в первичных организациях и малых груп­пах.


Возможна классификация власти по функциям ее органов, например законодательная, судебная и исполнительная власти государства;

по способам взаимодействия субъекта и объекта вла­сти — демократическая, авторитарная и т.п.


^ 3. Политическое господство и легитимность

  • Понятие политического господства

Для того чтобы упоря­дочить проявления власти, стабилизировать власть в обществе и сделать ее функ­ционально способной, ее необходимо институциализироватъ, зак­репить в форме политического господства.


Многие политологи, особенно европейские, считают категорию господства централь­ной, базовой для понимания политики, а изучение системы поли­тического господства — одной из первейших задач политологии.


Политическое господство означает структурирование в обществе отношений командования и подчинения, организационное и зако­нодательное оформление факта разделения в обществе управленчес­кого труда и обычно связанных с ним привилегий — с одной сторо­ны, и исполнительской деятельности — с другой.

«Господство, — писал Вебер, — означает шанс встретить повиновение определенному приказу».


Господство, неразрывно связано с властью, является формой ее организации в обществе. Политическая власть, опираясь на во­оруженную силу, может возникнуть и до установления господства. Однако в этом случае она не сможет долго продержаться и выпол­нять свои функции в обществе.


Научное понимание господства в отличие от его трактовки в повседневном языке этически нейтрально и не связано с такими негативными атрибутами, как эксплуатация, угнетение, подавле­ние.


Господство — это политический порядок, при котором одни командуют, а другие подчиняются, хотя первые могут находиться под демократическим контролем вторых. Такой порядок может соответствовать интересам не только управляющего меньшинства, но и всего общества или, по крайней мере, его большинства.


  • ^ Политическая легитимность

Господство как институциализировавшаяся власть может по-разному оце­ниваться гражданами.

Положительная оценка, принятие населе­нием власти, признание ее правомерности, права управлять и со­гласие подчиняться означает ее легитимность.

Легитимная власть обычно характеризуется как правомерная и справедливая. Леги­тимность связана с наличием у власти авторитета, ее соответстви­ем ценностным представлениям большинства граждан, с консен­сусом общества в области основополагающих политических цен­ностей.


Сам термин «легитимность» иногда переводят с французского как «законность» или «узаконенность». Такой перевод не совсем точен. Законность, понимаемая как действие через закон и в соот­ветствии с ним, может быть присуща и нелегитимной власти.


Большой вклад в теорию легитимации господства (власти) внес Макс Вебер. В зависимости от мотивов подчинения он выделил три главных типа легитимности власти:

1. Традиционная легитимность. Она обретается благодаря обы­чаям, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость и священность издревле существующих порядков.


Традиционное господство характерно для монархий. По своей мотивации оно во многом схоже с отношениями в патриархальной семье, основан­ными на беспрекословном повиновении старшим и на личном, неофициальном характере взаимоотношений между главой семьи и ее членами.

Традиционная легитимность отличается прочностью. Поэтому, считал Вебер, для стабильности демократии полезно сохранение наследственного монарха, подкрепляющего авторитет государства многовековыми традициями почитания власти.


^ 2. Харизматическая легитимность. Она основана на вере в ис­ключительные качества, чудесный дар, т.е. харизму, руководите­ля, которого иногда даже обожествляют, создают культ его лично­сти.


Харизматический способ легитимации часто наблюдается в периоды революционных перемен, когда новая власть для призна­ния населением не может опереться на авторитет традиций или же демократически выраженной воли большинства.

В этом случае со­знательно культивируется величие самой личности вождя, авто­ритет которого освящает институты власти, способствует их при­знанию и принятию населением. Харизматическая легитимность базируется на вере и на эмоциональном, личностном отношении вождя и массы.


  1. Рационально-правовая (демократическая) легитимность.

Ее источником выступает рационально понятый интерес, который побуждает людей подчиняться решениям правительства, сформи­рованного по общепризнанным правилам, т.е. на основе демокра­тических процедур.

В таком государстве подчиняются не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действу­ют представители власти.


Рационально-правовая легитимность характерна для демократи­ческих государств.

Это преимущественно структурная или институ­циональная легитимность, основанная на доверии граждан к уст­ройству государства, а не к отдельным личностям.


Хотя нередко, особенно в молодых демократиях, легитимность власти может основываться не столько на уважении к выборным институтам, сколько на авторитете конкретной персоны, руководителя государства.

В современном мире легитимность власти нередко отождествляют лишь с ее демократической легитимностью.


Легитимность власти не ограничивается ее тремя, ставшими классическими типами.

Существуют и другие способы легитима­ции и соответственно типы легитимности.

Один из них — идеоло­гическая легитимность. Ее суть состоит в оправдании власти с помощью идеологии, вносимой в массовое сознание. В зависимости от того, к кому апеллирует идеология и какие идеи она использует, идео­логическая легитимность может быть классовой или национа­листической.


В странах командно-административного социализма была ши­роко распространена классовая легитимность.

Во второй половине XX в. многие молодые государства в попытках получить признание и поддержку населения очень часто прибегают к националисти­ческой легитимации своей власти, нередко устанавливая этнократические режимы.

Идеологическая легитимация основывается на внедрении в сознание и подсознание людей определенной «официальной» иде­ологии с помощью методов убеждения и внушения.


  • ^ Соотношение легитимности и эффективности власти

Легитимность власти коренится в по­литической культуре населения и оз­начает соответствие ее устройства цен­ностным представлениям граждан.


Однако их отношение к власти может быть не только ценностным, но и инструментальным — оценивающим ее с точки зре­ния того, что она дает или может дать людям.

^ Такое инструмен­тальное отношение между гражданами и властью характеризуется понятием эффективности.


Эффективность власти — это ее результативность, степень вы­полнения ею своих функций в политической системе и обществе, реализации ожиданий (экспектаций) граждан и, прежде всего, наи­более влиятельных слоев — элит.


В современных условиях легитим­ность и эффективность власти — два важнейших фактора ее ста­бильности, доверия к ней и поддержки ее гражданами.


Легитимность и эф­фективность власти взаимосвязаны. Любые типы легитимности власти очень во многом определяются надеждами населения на ее эффективность, т.е. удовлетворение его требова­ний.

Многие авторитарные режимы, первоначально страдающие дефицитом легитимности, например в Чили, Южной Корее, Бра­зилии, впоследствии в значительной мере приобрели ее благодаря, успешной экономической политике, укреплению общественного порядка и повышению благосостояния населения.


Однако достичь эффективности, не обладая легитимностью, т.е. одобрением и поддержкой граждан, достаточно сложно.

В наши дни большое число государств переживает кризис легитимности. На протяжении многих десятилетий особенно остро он проявлялся в форме политической нестабильности, частых государственных пе­реворотов в «третьем мире».


^ В последние годы проблема легитимно­сти стала крайне актуальной для большинства посткоммунистичес­ких стран.

Это связано с разрушением там традиционных, идеологи­ческих и харизматических механизмов легитимации, с отсутствием многих зрелых предпосылок, необходимых для демократии, и с низкой эффективностью власти, сформированной по демократи­ческим процедурам.


^ Неспособность правящих режимов таких государств вывести свои страны из кризиса подрывает доверие населения к рационально-правовым способам легитимации.

Для большинства из них, отно­сительно слабо укорененных в политической культуре демократи­ческих ценностей, укрепление легитимности власти возможно, прежде всего, на пути практической демонстрации способности решать острые экономические и социальные проблемы.


Политическая власть распределена в обществе неравномерно. В любой стране мира, как в древности, так и сегодня, большин­ство людей не принимает непосредственного систематического участия в политике и управлении государством. Даже в условиях демократии, основанной на признании граждан, народа источником власти, реальными по­вседневными ее носителями являются политические элиты и ли­деры.


^ Вопросы для самоконтроля

  1. Как соотносятся понятия «власть» и «политика»? Почему власть является центральным элементом политики?

  2. Важнейшие аспекты трактовки власти:

- телеологические определения;

- бихевиристские определения;

- психологические определения;

- системная трактовка;

- структурно-функциональные определения;

- реляционистские.

  1. Что такое субъект власти ? Какие качественные характеристики и функции содержит?

  2. Что такое объект власти? Особенности его взаимодействия с субъектом власти.

  3. В чем заключается сущность природы подчинения. Мотивации подчинения.

  4. Объясните смысл понятия ресурсов власти. Типы ресурсов. Как они соотносятся между собой? Какие из них, на ваш взгляд, являются важнейшими?

  5. Какие существуют способы и механизмы властвования?

  6. Назовите виды власти. Чем отличается политическая власть от всех остальных ее видов?

  7. Назовите признаки политической власти. Какие из них являются доминантными?

  8. Особенность конфигурации отношений властей в обществе.

  9. Сущность политического господства и политической легитимности. Макс Вебер о типах легитимности власти. Какое значение имеет она для обеспечения прочности позиций и эффективной деятельности государственной власти?

  10. Соотношение легитимности и эффективности власти.


Темы для рефератов

  1. Природа власти и эволюция ее форм.

  2. Методы властвования.

  3. Легитимность власти и ее типы.

  4. Ресурсы власти и ее виды.

  5. Современные теории власти и властных отношений.

  6. М.Вебер о сущности и типах легитимности власти.

  7. Воля к власти как жизнь (Ф. Ницше).

  8. О понятии «политическая власть».


Задания и упражнения

1. Заполните таблицу:

Концепции власти

Краткая характеристика

Биологическая (А. Поз, Г. Спенсер)




Телеологическая (В. Рассел)




Функционалистская (Р. Арон)




Социально-экономическая (К. Маркс Ф. Энгельс)




Философская (Ф. Ницше)




Психологическая (З. Фрейд, Э. Фромм)




2. Лорд Актон говорил: «Власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно… Великие люди почти всегда – дурные люди… Среди того, что ведет к деградации и деморализации человека, власть – самая постоянная и активная сила». Согласны ли вы с этим?

3. Часто в качестве ядра политической власти выделяют отношение командования, господства и подчинения. Можно ли выделить другие основания политической власти?

4. М.Вебер выделил три типа легитимности власти. Проиллюстрируйте их примерами из современной политической жизни России.

5. Объясните, как использование властью насилия согласуется с ее легитимностью?


Обязательная литература

  1. Мельвиль А.Ю. Политология: учебник для студентов вузов, обучающихся по спец. «Политология» / А. Ю. Мельвиль, Т.А. Алексеева, К.П. Боришполец и др.; науч. ред. Т. В. Шмачкова. – М., 2005. – Глава 2. – §1,2. – С. 57-97.

  2. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию / В.П. Пугачев, А.И. Соловьев.– М., 2003. – С.94-111.

  3. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии / А.И. Соловьев. – М., 2000. – Глава 4. – §1,2,3. – С. 56-71.

  4. Политология: учебник / Под ред. М.Х. Фарукшина. – Казань, 1999. – Глава 2.


Дополнительная литература

  1. Боровых О.В. К вопросу о понятии государственной власти / О.В. Боровых // Вестник Московского Университета. Сер.11. Право: Научный журнал / МГУ. Юридический факультет. – М.2004. – №1. – С. 91-100.

  2. Завершинский К. Ф. Легитимность: генезис, становление и развитие концепта / К.Ф. Завершинский // Полис. – 2001. – №2. – С.113-131.

  3. Коваль Б.И., Ильин М.В. Власть versus политика // Полис. – 1991. - №5. – С.152-163.

  4. Конфисахор А.Г. Психология власти. – 2-е изд.. перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2004. – 235с.

  5. Ледяев В.Г. Власть: концептуальный анализ / В.Г. Ледяев // Полис. – 2000. – № 1. – С.97-107.

  6. Ледяев В.Г. Формы власти: типологический анализ /Ледяев В.Г. // Полис. – 2000. – № 2. – С. 6-18.

  7. Осипян С.А. Государство и власть: (теоретический очерк) / С.А. Осипян // Философские науки.2003. – №8. – С.21-35.

  8. Сенокосов Ю.П. Власть как проблема. Опыт философского рассмотрения. – М.: Московская школа политических исследований, 2005. – 184 с.

  9. Сидельникова Т. Т. Теория власти и властных отношений: учебное пособие / Т.Т. Сидельникова, Д.А. Темников, И.А. Шарагин. – Казань, 2003. – 35 с.









Похожие:

Лекция №5: Политическая власть Понятие, структура и агенты власти Ресурсы, процесс и виды власти iconЛекция №5: Политическая власть Понятие, структура и агенты власти Ресурсы, процесс и виды власти
Власть — одно из фундаментальных на­чал общества и политики. Она существу­ет везде, где есть устойчивые объеди­нения людей: в семье,...
Лекция №5: Политическая власть Понятие, структура и агенты власти Ресурсы, процесс и виды власти iconЛекция по дисциплине: «Социология» Тема 10. Власть в системе социальных отношений
Философы говорят о власти объективных законов, экономисты о власти экономической, политологи о власти полити­ческой, психологи о...
Лекция №5: Политическая власть Понятие, структура и агенты власти Ресурсы, процесс и виды власти iconФормы власти и влияния. Органические функции руководителя. Основные теории лидерства. Адаптация стилей руководства к деловым ситуациям
Формы власти и влияния. Понятия влияния, лидерства и власти. Источники власти: организационные и личностные. Формы должностных властных...
Лекция №5: Политическая власть Понятие, структура и агенты власти Ресурсы, процесс и виды власти iconВопросы к экзаменационному зачету по проблемам теории государства и права на 2011-2012 учебный год
Государственная власть: понятие и система. Государственная власть, публичная власть, политическая власть: общее и особенное
Лекция №5: Политическая власть Понятие, структура и агенты власти Ресурсы, процесс и виды власти iconФгбоу впо «Московская государственная юридическая академия имени О. Е. Кутафина»
Государственная власть: понятие и система. Государственная власть, публичная власть, политическая власть: общее и особенное
Лекция №5: Политическая власть Понятие, структура и агенты власти Ресурсы, процесс и виды власти iconГаранту прав и свобод человека и гражданина
Украины является единственным источником власти в Украине, осуществляет свою власть непосредственно и лишь потом через органы власти...
Лекция №5: Политическая власть Понятие, структура и агенты власти Ресурсы, процесс и виды власти iconДжордж Оруэлл Дни в Бирме
Один из главных героев «Дней в Бирме» старший судья у по Кин стремится к власти. Будучи ребенком, он увидел победный марш британцев...
Лекция №5: Политическая власть Понятие, структура и агенты власти Ресурсы, процесс и виды власти iconЗадания к конкурсу «юный юрист», 1 этап, 2011/2012гг
Как называется государство, в котором высшая политическая и духовная власть в государстве сосредоточена в руках духовенства, а глава...
Лекция №5: Политическая власть Понятие, структура и агенты власти Ресурсы, процесс и виды власти iconВласти Бюрократия: понятие и сущность. Это особо назначаемая социальная группа котороя обеспечивает исполнения принятых политических решений
Анализируя специфику отношений в сфере политики, м вебер подчеркивал: «Кто занимается полтикой, тот стремится к» чему? власти
Лекция №5: Политическая власть Понятие, структура и агенты власти Ресурсы, процесс и виды власти iconК власти. Бюрократия: понятие и сущность. Это особо назначаемая социальная группа, которая обеспечивает исполнение принятых политических решений
Анализируя специфику отношений в сфере политики, м вебер подчеркивал: «Кто занимается политикой, тот стремится к» чему? К власти
Лекция №5: Политическая власть Понятие, структура и агенты власти Ресурсы, процесс и виды власти iconАвторитарный государственный режим: понятие, признаки, разновидности
Принцип разделения властей нарушен. Большая часть власти сосредоточена в руках главы государства или правящей элиты. Исполнительная...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы