Лекция №9: Политические партии и избирательные системы Политические партии Типы партий и партийных систем icon

Лекция №9: Политические партии и избирательные системы Политические партии Типы партий и партийных систем


Скачать 101.11 Kb.
НазваниеЛекция №9: Политические партии и избирательные системы Политические партии Типы партий и партийных систем
Размер101.11 Kb.
ТипЛекция

Лекция №9: Политические партии и избирательные системы


1. Политические партии

2. Типы партий и партийных систем

3. Типы избирательных систем


Ключевые понятия и категории:


1. Политические партии

  • Происхождение и сущность партий

Партия, будучи таким же посредником в отношениях населения с государством, как и группы интересов, обладает по сравнению с ней значительной спецификой. Функциональные и организационные особенности этой «самой политической» из всех общественных организаций (Р. Доуз) до сих пор служат предметом полемики относительно ее происхождения и роли в политическом процессе.


Возникают ли партии вследствие воплощения естественного для человека духа противоречия (Т. Гоббс) или являются частным случаем полити­ческих ассоциаций, формирующихся на основе свободного выбора человека (А. Токвиль); стремятся ли они подчинить себе все проявле­ния политической активности человека (М. Я. Острогорский) или же являются механизмами продвижения к власти лидеров (М. Вебер) — все это и сегодня является предметом горячих дискуссий.


Партогенез, т.е. процесс формирования и функционирования партий, уходит корнями в конец XVII — начало XVIII в. Это был период, когда зарождались политические системы раннебуржуазных государств Западной Европы и Америки. Сопровождавшие этот процесс гражданская война в США, буржуазные революции во Франции и Англии показывают, что появление партий отражало раннюю стадию борьбы между сторонниками различных направ­лений формирующейся новой государственности: аристократами и буржуа, якобинцами и жирондистами, католиками и протестан­тами.


Партии возникли как результат ограничение абсолютной монархии, включения в политическую жизнь «третьего сословия», всеобщего избиратель­ного права (XIX в.), послуживших значительному развитию пред­ставительной системы.

Оно означало, что не только выполнение управленческих функций стало требовать расширения состава по­литической элиты, но и само ее рекрутирование превратилось в дело избирательного корпуса. Теперь те, кто хотел сохранить (или приобрести) власть и влияние, должны были обеспечить себе мас­совую поддержку. Именно партии стали этими законными оруди­ями артикуляции интересов различных групп избирателей и отбо­ра элиты.


Правда, первоначально партии представляли собой не спло­ченные объединения, нацеленные на борьбу за власть, а различ­ного рода клубы, литературно-политические образования, являв­шиеся формой объединения единомышленников (Клуб корделье­ров времен Великой французской революции или «Реформ Клаб», возникший в Англии в 30-е гг. XIX в.).

Первые же партии, боров­шиеся против феодальной власти, были созданы сторонниками либеральных воззрений (виги в Великобритании, прогрессивная партия Германии, Бельгийская либеральная партия и т.п.).


Таким образом, исторически партии формировались как пред­ставительные структуры, выражавшие определенные групповые интересы; как институты, оппозиционные государству; как союзы единомышленников.


Поэтому в обществе складывалось мнение о том, что партии являются источниками кризисов и раскола общества.

Причиной такого негативного отношения к партиям было повсеместное распространение убеждения в том, что только государство является выразителем народного суверенитета (либеральная традиция) и общей воли общества (феодально-аристократическая и монархическая традиции).

Не случайно, к примеру, Дж. Вашингтон в «Прощальном послании» американскому народу говорил об опасных последствиях «партийного духа», характеризуя партии как «готовое оружие» для подрыва власти народа и узурпации власти правительственной.

Отрицательно относились к партиям и другие политики и ученые, среди которых ^ А. Токвиль и Дж. Милль. В то же время, например, Ф. Бэкон и Э. Берк были к партиям более лояльны, а Н. Макиавелли даже считал по-своему полезными.


Но по мере развития парламентских, конституционных основ буржуазной государственности, партии укрепили свой политический и правовой статус. И в настоящее время они представляют такой институт власти, без которого не может осуществляться выборное формирование государственности, легальное завоевание различными слоями населения ведущих политических позиций.


Итак, в результате исторического формирования партия заявила о себе как специализированная, организационно упорядоченная группа, объединяющая наиболее активных приверженцев тех или иных целей (идеологий, лидеров) и служащая для борьбы за завоевание и использование высшей политической власти.


Воплощая право человека на политическую ассоциацию с другими людьми, партия отображает общегрупповые интересы и цели разных слоев населения, их идеалы и ценности. Через этот институт люди выдвигают свои групповые требования к государству и одновременно получают от него обращения за поддержкой в решении тех или иных политических вопросов. Таким образом, партия развивает как прямые, так и обратные связи народа и государства.

От всех других политических институтов, партию отличают свойственные ей функции и харак­терные способы их осуществления, определенная внутренняя орга­низация и структура, наличие политической программы действий, та или иная идеологическая система ориентации.


Длительная история существования партий выкристаллизова­ла и типичные для нее внутренние группы и объединения. К ним, прежде всего, относятся лидеры партии; партийная бюрократия; мозговой штаб, идеологи партии; партийный актив; рядовые чле­ны партии.

В том случае, если партия добивается успеха на выбо­рах, в ее составе выделяются «члены партии — законодатели» и «члены партии — члены правительства», которые нередко стано­вятся вторым руководящим звеном партии. Существеннейшую роль в определении судьбы и политического веса партии играют и — находящиеся в общем-то за ее рамками — «партийный электо­рат», «сочувствующие» партийной программе, а также «меценаты», оказывающие ее органи­зациям определенную поддержку.


  • ^ Функции политических партий

Партия высту­пает одним из важнейших механизмов распределения (перерас­пределения) в обществе властных статусов. Прежде всего, партия нацелена на борьбу за завоевание и использование политической власти в интересах поддерживающей ее группы населения.

Партии, выдвигая собственную программу решения внутри- и внеш­неполитических вопросов, могут выдвигать претензии на изме­нение высшей политической власти.


Однако партии чаще всего обеспечивают мирное перераспределение влас­ти между различными общественными силами. В этом смысле они выступают таким механизмом агрегирования интересов граждан, который дает возможность избежать общественных потрясений при изменении баланса политических сил.

Выдвигая тот или иной набор властных притязаний, партии обеспечивают связь населения с государственными структурами, институциализацию политического участия граждан, заменяют стихийные формы общественно-политической активности насе­ления формами формализованными, подверженными контролю со стороны своих лидеров.

В этом отношении партии являются од­ним из наиболее эффективных средств борьбы с политической апатией и гражданской пассивностью людей.


1. Одной из важнейших функций партий является отбор и рекру­тирование политических лидеров и элит для всех уровней полити­ческой системы. Неотъемлемой задачей деятельности партий является углубле­ние связей и отношений между различными ветвями власти, мест­ными и центральными органами государственного управления, разнообразными политическими институтами. Как правило, это происходит в процессе выдвижения партийных программ, опре­деления союзников и противников среди участников политичес­кого процесса, включающих, кстати, и иные партийные образо­вания.


2. Еще одной важнейшей функцией партий явля­ется политическая социализация граждан, формирование у них свойств и навыков участия в отношениях власти. Ведя борьбу за избирателя, преодолевая дефицит информированности населения, партии обращают внимание людей на важнейшие конфликты и пути их преодоления, делают ситуацию, сложившуюся в обще­стве, понятной для рядовых граждан.


^ Главным средством решения этой задачи является формулирование разногласий с другими по­литическими силами по основным вопросам общественного раз­вития.

Как считает американский ученый Е. Шаттшейдер, «форму­лирование разногласий — ключевой инструмент в борьбе за власть», и партия, которая сумела четко обозначить свои позиции для об­щественного мнения, «имеет все шансы стать правящей».


Партии, одержавшие победу на выборах или сумевшие провести в законодательные органы своих представителей, получают возможность участвовать в формировании правящей элиты, подборе и расстановке управленческих кадров, а через них — легитимное право на участие в процессе принятия политических решений и возможность контроля за их исполнением. Послевыборная фаза деятельности партий обычно сопровождается заключением различных межпартийных соглашений, образованием партийных коалиций.


Но выборы — только самая активная фаза деятельности партий. И после выборов они стремятся увеличить электоральную поддержку правящему или оппозиционному курсам, организуя различные кампании в СМИ, акции поддержки (недоверия) правящему режиму, другие мероприятия, призван­ие убедить население в правильности (неверности) сделанного выбора. Они активно борются за расширение своего численного состава, укрепление материального положения центральных и низовых организаций, распространение своих программных целей.


Эффективность решения этих задач в немалой степени зависит от того, придерживаются партии прагматического или идеологического стиля деятельности.

Первый предполагает постоянную нацеленность партий на поиск любых возможностей для достижения конкретных целей. Здесь идеологические ограничения не играют существенной роли, и ими легко жертвуют при достижении различного рода соглашений, образовании коалиций. Такой прагматизм всегда предполагает использование по преимуществу консенсусных технологий борьбы власть, что повышает политическую стабильность общественного развития.


Идеологизированный стиль партийной деятельности, осно­вываясь на постоянной защите идеалов и принципов, неизбежно приводит к нарастанию конфликтности политического процесса. Если идеологии сформированы на антагонистических ценностных основах, то межпартийная полемика ведет к поляризации и рез­кой конфронтационности.


Как показывает опыт, приверженность партий, получивших статус правящих, идеологическому стилю грозит серьезными изменениями в характере отправления и системе организации поли­тической власти. В частности, как это было, по сути, во всех тотали­тарных режимах, постепенное превращение идеологии господству­ющей партии в монопольную систему идейной ориентации всего общества предопределило срастание этого института с государ­ством.

Тем самым такого рода партии выходят за рамки своего фун­кционального назначения в политическом процессе, утрачивают об­щественно-политическую природу и превращаются во всевласт­ного монстра, способного лишь на насилие и административный диктат.


^ 2. Типы партий и партийных систем

  • Типология партий

Многообразие политического развития стран и народов привело к возникновению различных партийных структур, отличающихся друг от друга строением, функ­циями, чертами деятельности. Первые попытки клас­сификации партийных объединений тяготели к моральным (подразумевавшим разделение на «хорошие» и «неблагородные» союзы) и количественным (характеризовавшим «большие» и «ма­лые» партии) критериям. Современной же политической наукой разработана гораздо более сложная типологизация партийных ин­ститутов.


Наиболее часто встречающийся критерий типологизации партий — идейные основания их деятельности, подразумевающие деление на а)доктринальные (ориентированные на за­щиту своей идеологической чистоты),

б) прагматические, или «пат­ронажные» (3. Ньюмен) — ориентирующиеся на практическую це­лесообразность действий,

в) харизматические, в которых люди объединяются вокруг лидера. В каждом из этих типов существует дальнейшая дифференциация партийных объединений.

В частности, среди доктринальных партий принято выделять рели­гиозные (как, например, Швейцарская евангелическая партия) и идеологические (многочисленные социалистические, нацио­нальные и др.) объединения.


Весьма характерно для современной политической науки типологизировать партии в зависимости от социальных (аграрные партии), этнических (ультралевая баскская партия «Эрри батасуна»), демографических (женская объединенная партия Бельгии) и культурологических (партии любителей пива в Германии и Рос­сии) оснований образования этих институтов власти.


Существует дифференциация партий с точки зрения их организационной структуры. В данном случае принято выделять партии парламентские (где в качестве первичных образований выступают территориальные комитеты), лейбористские (представляющие собой разновидность парламентских партий, допускающих коллективное членство, в том числе и трудовых коллективов) и авангардные (построенные на принципах территориально-производственного объединения своих членов и демократического централизма).


Распространена типизация партий с точки зрения их отношения к правящему режиму: правящие и оппозиционные, легальные и нелегальные, партии-лидеры и партии-аутсайдеры, партии, правящие монопольно и правящие в составе коалиции.


Большое распространение в политологии получила класси­фикация французского ученого М. Дюверже, выделявшего в зависимости от оснований и условий приобретения партийного членства партии

- кадровые;

- массовые;

- строго централизованные

Первые отличаются тем, что они формируются вокруг группы политических деятелей, а основой их организационного строения является политический комитет (лидеров, активистов). Кадровые партии формируются, как правило, сверху, на базе различных парламентских групп, групп давления. Они сориентированы, прежде всего, на участие профессиональных политиков и элитарных кругов, что пре­допределяет свободное членство и известную аморфность партийной организации. Как правило, такие партии активизируют свою деятельность только во время выборов, когда необходимо организовать поддержку электората.


Массовые партии представляют собой централизованные образования, хорошо организованные и дисциплинированные, с уставным членством. Хотя и здесь важную роль играют лидеры и аппарат партии, большое значение в них придается общности взглядов, идеологическому единству членов.

Массовые партии чаще всего формируются снизу, нередко на основе профсоюзных и иных общественных движений, артикулирующих интересы определенных слоев. Учитывая разнообразие форм деятельности, направленности и иных аспектов функционирования массовых партий, некоторые теоретики, и в частности Ж. Блондель, выделяли среди них представительные партии западного типа, коммунистические и популистские.

И, наконец, для строго централизованных партий Дюверже счи­тал характерным превращение идеологического компонента в ос­новополагающее организационное начало.

Для таких партий — а Дюверже относил к ним коммунистические и фашист­ские — характерны наличие множества иерархических звеньев, строгая, почти военная дисциплина, высокая организованность действий, уважение и почитание политических вождей.


Наряду с такими универсалистскими харак­теристиками партий в науке существуют и попытки их типологизации на основе страновой специфики.

Например, применительно к новейшей политической истории России выделяют так называемые «партии-панамы» или «партии-аэродромы», представляющие собой разновидность кадровых по­литических организаций, специально создаваемых для политиков и чиновников, не попавших «во власть» и дающих им возможность продержаться в политике до очередных выборов.


  • ^ Сущность и разновидности партийных систем

Устойчивые связи пар­тий различного типа друг с другом, а также с государством и иными инсти­тутами власти образуют партийные системы. Взаимодействуя друг с другом и с государством, партии безусловно влияют на при­нятие решений.

Партийные системы противостоят апартийным, т.е. таким фор­мам организации политической власти, где либо совсем не су­ществует партийных объединений, либо их наличие носит сугубо декларативный характер (как это было, например, в СССР, Алба­нии или происходит и сейчас на Кубе, в Северной Корее).


Партийные системы принято классифицировать, прежде всего, по качественным аспектам партийно-государствен­ных отношений, а также по их количе­ственному составу.

Так, в зависимости от числа партий выделяют однопартийные (неконкурентные) системы, внутри которых раз­личают деспотические и демократические разновидности, много­партийные (конкурентные, состязательные) — с одной доминант­ной партией, двухпартийные (бипартийные) и мультипартийные.


Однако количественный метод типологизации партийных систем несовершенен: демонстрируя числен­ность партийных институтов, он не выявляет, сколько партий дей­ствительно включено в процесс принятия государственных решений. (Например, во Франции в избирательных кампаниях участвуют более 20 партий, в то время как реально правят одна-две, предпочитаемые обществом.)

Таким образом, типологизация партийных систем по качественным характеристикам их деятельности предпочтительней. В этом контексте, учитывая характер правления, можно говорить о демократических, авторитарных и тоталитарных партийных системах, а учитывая доминирующие в государстве ценности, — о системах социалистических и буржуазных и т.д.

Чаще всего в формировании партийных систем наибольшую роль играют характер социальной структуры общества, действующее законодательство (и прежде всего избирательные законы), а также социокультурные традиции. Например, в странах, где нет значительных крестьянских слоев, как правило, не возникают аграрные партии. В странах же, где определяющую роль играет какой-либо один, например, средний, класс, существуют предпосылки для создания системы с доминирующей партией. Если социальная структура общества пронизана полярными противоречиями тех или иных классов, то и партийная система будет носить конфликтный характер, лишь подогревая напряженность общественных отношений. Если же социальные группы ориентируются на единую систему ценностей и идеалов, то и партийная система будет характеризоваться более мягкими формами межпартийных и партийно-государственных связей.


Законы также могут влиять на характер партийных систем, накладывая, например, ограничения на деятельность немногочисленных партий, препятствуя допуску к выборам оппозиционных партий определенной направленности, разрешая насильственные действия по отношению к нелегальным партийным объединениям.


Там, где действуют избирательные системы мажоритарного типа (определяя одного победителя по большинству полученных голосов), как правило, формируются двухпартийные системы или системы с одной доминирующей партией.

Пропорциональные изби­рательные системы, напротив, давая шансы на представительство в органах власти большему числу политических сил, инициируют создание многопартийных систем и партийных коалиций, облег­чают возникновение новых партий.

В обществах с множеством экономических укладов, разнообра­зием культур и языков, как правило, больше предпосылок для создания многопартийных систем, выступают наиболее оптимальной формой и одновременно условием демократического развития об­щества.


Правда, ученые и практики расходятся в оценках, какая кон­кретно система предпочтительнее: с большим числом партий или бипартийная, с доминантной партией или же без нее.

Например, Дж. Сартори считает, что появление пяти и более партий создает «крайнюю многопартийность», опасную для существования госу­дарства.


Опыт Японии, Сирии, Испании и ряда других стран свиде­тельствует в пользу преимуществ многопартийной системы с моно­польно правящей партией.

А политически стабильное развитие Ни­дерландов, Дании, Бельгии, Австрии и некоторых других государств говорит о пользе многопартийности без доминантной партии.


Нема­ло преимуществ и у установившейся в США, Англии, Ирландии, Канаде, Австралии и других странах двухпартийной модели, кото­рая предоставляет гражданам возможность выбора, правительствам — смены курса, а обществу — стабильность.

Даже оппозиционные партии действуют здесь в русле одних и тех же базовых ценностей. Впрочем, такая система тоже не идеальна, снижая возможности полноправного участия независимых кандидатов или же «третьих сил» в процессе принятия решений.

Там же, где «третья» партия все же может внести существенные коррективы в установившийся порядок (т.е. отобрать значительную часть голосов у партий, кото­рым отдают предпочтение 70—80% избирателей), формируется так называемая «2,5 партийная система» (ФРГ).

Конечно, не существует единого стандарта в оценках эффек­тивности тех или иных партийных систем. В то же время важней­шим основанием сопоставления их деятельности является обеспе­чиваемая политической системой чуткость к социальным запро­сам и нуждам населения, возможность включения в процесс принятия решений как можно большего числа властно значимых интересов граждан, способность населения к демократическому контролю за деятельностью правящих элит.


  • ^ Основные тенденции в развитии партий и партийных систем

Партогенез по-своему отображает социально-экономическую динамику, эволюцию политических систем. Например, во второй половине — конце XIX в. конфликты между процессами первоначального накопления капитала и становления обществ индустриального типа в Западной Европе и Северной Америке вызвали возникновение массовых социалистических партий.


Их популярность стимулировала появление партий христианско-демократического типа. Интенсивный передел мира в первой и второй мировых войнах породил мощный источник формирования национальных партий.

Характерным ответом на кризис демократии в европейских странах в 20—30-х гг. XX в. стало возникновение фашистских партий.

Однако, несмотря на разноречивость общественного развития, можно подметить ряд наиболее существенных тенденций в эволюции партийных институтов, обусловивших изменение ведущих типов партий и их роли в политическом процессе различных стран.


Так, еще в начале ХХ века ^ Р. Михельс, М. Вебер, М. Я. Острогорский подметили зарождавшуюся в лоне социалистических партий тенденцию к нарастанию роли партийного аппарата в ущерб рядовому членству, бюрократизации партийных объединений, все возрастающему господству партийных лидеров и элит. В западных демократиях эти характеристики партийных объединений были использованы для выдвижения кандидатов в законодательные органы, отбора и формирования правящих элит. При таком варианте развития событий идейные принципы, которые ранее привлекали рядовых граждан и стимулировали их членство, стали препятствием для завоевания партийной элитой электоральной поддержки. Поэтому идеология постепенно приносилась в жертву голому прагматизму, успеху на выборах. Партийные лидеры больше ориентировались на завоевание массовой поддержки, опасаясь отождествлять свою партию с определенным классом и определенной идеологией.

Таким образом, по мере развития либеральной демократии и формирования единых ценностных ориентиров, политических идеалов населения в западных странах произошло постепенное превращение большинства политических партий преимущественно в партии электоральные.


С другой стороны, многие партии, привыкнув к роли постоян­ного звена в процессе принятия государственных решений, зачас­тую свою главную цель усматривают в борьбе против правитель­ства, а не в завоевании электората. А это не может не сказаться на отношении к ним населения.


Сегодня, по мнению немецкого теоретика К. фон Бойме, пар­тии, усилив свою роль в отборе политических элит, в то же время в определенной степени утратили влияние на политическую соци­ализацию граждан.

Весьма ощутимой тенденцией во многих запад­ных демократиях стало снижение партийной идентификации. Ук­репив демократические ценности в политической жизни, партии кое-где начинают «уходить в тень», повышая шансы менее форма­лизованных и гибких посредников в отношениях между населени­ем и властью. Эти веяния времени стимулируют тенденции децентрализации и усиления роли местных организа­ций, способствуют ослаблению требований к партийной дисцип­лине, обусловливают расширение связей с разнообразными не­формальными объединениями граждан, различными структурами гражданского общества.


В то же время в ряде стран получили развитие иные тенденции в эволюции партийных институтов.

В частности, в странах, переживших период тоталитарного правления, жесткость идеологических требований к членству в правящих партиях, предоставляемые привилегии ее руководящим и рядовым членам, дискриминационные критерии отбора последних превратили эти объединения в идеократические группировки кастового характера.

Длительные традиции существования подобного рода организаций в посткоммунистических странах, вызвав значительное недоверие населения к политическим объединениям, и в настоящее время мешают полноценному использованию партийных институтов для возвращения людей в политическую жизнь. Во вновь образующихся партиях сосуществуют тенденции к их превращению в идеологически нейтральные организации, рассчитанные на максимально широкую социальную поддержку, так и в объединения с жесткими идейными требованиями к своим членам, централизованной организацией управления и авторитарной ролью лидеров.


^ 3. Типы избирательных систем

Избирательные системы прошли длительный эволюционный путь. В итоге почти трехвекового развития представительная де­мократия выработала две основные формы участия граждан в формировании органов государственной власти и местного само­управления: мажоритарную и пропорциональную избирательные системы.


На их основе в современных условиях применяются и смешанные формы. Рассматривая данные системы, обратим осо­бое внимание на то, что они отличаются не столько формаль­ными моментами, сколько политическими целями, достигаемыми при использовании данных избирательных систем.

  • ^ Мажоритарная избирательная система характеризуется тем, что избранным в тот или иной выборный орган считается кан­дидат (или список кандидатов), набравший предусмотренное законом большинство голосов.

Большинство бывает разным. Су­ществуют избирательные системы, требующие абсолютного боль­шинства (это 50% + 1 голос и более). Такая избирательная сис­тема существует, например, в Австралии.


Мажоритарная систе­ма относительного большинства означает, что побеждает на вы­борах тот, кто набирает голосов больше, чем каждый из его соперников.

Мажоритарную избирательную систему называют «системой первого пришедшего к финишу». О ней также гово­рят — «победитель получает все».

В настоящее время такая систе­ма действует в четырех странах — США, Канаде, Великобрита­нии, Новой Зеландии.


Иногда используются одновременно обе разновидности мажоритарной системы. Например, во Франции при выборах депутатов парламента в первом туре голосования применяется система абсолютного большинства, а во втором — относительного.


При мажоритарной системе, как правило, возникают и уп­рочиваются непосредетвенные связи между кандидатом (в даль­нейшем депутатом) и избирателями.

Кандидаты хорошо знают положение дел в своих избирательных округах, интересы изби­рателей, лично знакомы с их наиболее активными представите­лями. Соответственно и избиратели имеют представление о том, кому они доверяют выражать свои интересы в органах власти.

Очевидно, что при мажоритарной системе на выборах побежда­ют представители более сильного политического течения в стране. В свою очередь, это способствует вытеснению из парламента и других органов власти представителей мелких и средних по сво­ему значению партий.

Мажоритарная система способствует возникновению и укреплению тенденции к становлению в стра­нах, где она используется, двух- или трехпартийных систем.


  • Пропорциональная избирательная система означает, что манда­ты распределяются четко пропорционально числу поданных го­лосов.

Эта система распространена в современном мире более широко, нежели мажоритарная. В странах Латинской Америки, например, выборы проводятся только по пропорциональной си­стеме.

При использовании пропорциональной избирательной си­стемы преследуется цель обеспечения широкого и пропорцио­нального представительства в органах власти политических пар­тий, а также социальных и национальных групп.

Данная система способствует развитию многопартийности. Она используется в Австралия, Бельгии, Швеции, Израиле и многих других странах.


Как и мажоритарная, пропорциональная система имеет разно­видности. Существуют два ее вида:

  • пропорциональная избирательная система на общего­сударственном уровне. В этом случае избиратели голосуют за политические партии в масштабах всей страны. Избира­тельные округа не выделяются;

  • пропорциональная избирательная система, основывающаяся на многомандатных округах. В этом случае депутатские ман­даты распределяются на основе влияния политических партий в избирательных округах.


^ Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы имеют свои достоинства и недостатки. Остановимся на них под­робнее


К числу положительных свойств мажоритарной избирательной системы относится то, что в ней заложены возможности формирования эффективно работающего и стабильного прави­тельства.

Дело в том, что она позволяет крупным, хорошо орга­низованным политическим партиям легко побеждать на выбо­рах и создавать однопартийные правительства.

Практика показывает, что созданные на этой основе органы власти являются устойчивыми и способными проводить твердую государствен­ную политику. Примеры США, Англии и других стран достаточ­но убедительно об этом свидетельствуют.


Однако мажоритарная система имеет ряд существенных недостатков. При мажоритарной системе для распределения пар­ламентских мандатов имеет значение только факт получения кандидатом большинства голосов. Голоса же отданные всем другим кандидатам, во внимание не принимаются и в этом смыс­ле пропадают.


Заинтересованные силы могут при мажоритарной системе манипулировать волей избирателей. В частности, значительные возможности заключает в себе «география» избирательных окру­гов.

Как показывает опыт, сельское население голосует более тра­диционно в сравнении с городским. Заинтересованные политические силы учитывают это обстоятельство при формировании избирательных округов. Выделяется по возможности больше избирательных округов с преобладанием сельского населения.


Таким образом, недостатки мажоритарной избирательной системы весьма существенные. Главным из них является, что значительная часть избирателей страны (иногда до 50%) остает­ся не представленной в органах власти.


К достоинствам пропорциональной избирательной системы от­носится то, что в сформированных с ее помощью органах влас­ти представлена реальная картина политической жизни обще­ства, расстановки политических сил.

Она обеспечивает систему обратной связи между государством и организациями гражданского общества, в итоге способствует развитию политического плюрализма и многопартийности.


Однако рассматриваемая система имеет весьма существен­ные недостатки. (Пример Италии, использующей данную систе­му: с 1945 г. здесь сменилось 52 правительства).


Основные недостатки данной системы можно свести к следующему.

Во-первых, при пропорциональной избирательной системе возникают сложности в формировании правительства. Причи­ны: отсутствие доминирующей партии с четкой и твердой программой; создание многопартийных коалиций, включающих партии с разными целями и задачами. Правительства, создан­ные на такой основе, отличаются нестабильностью.


Во-вторых, пропорциональная избирательная система при­водит к тому, что политические силы, не пользующиеся под­держкой в рамках всей страны, получают представительство в органах государственной власти.


В-третьих, при пропорциональной избирательной системе вследствие того, что голосование осуществляется не за конкрет­ных кандидатов, а за партии, непосредственная связь между депу­татами и избирателями весьма слабая.


В-четвертых, поскольку при данной системе голосование идет за политические партии, это обстоятельство способствует зави­симости депутатов от этих партий. Такая несвобода парламента­риев может отрицательно сказаться в процессе обсуждения и принятия важных документов.


Недостатки пропорциональной системы очевидны и сущест­венны. Поэтому многочисленны попытки устранить или хотя бы смягчить их. Это наложило зримый отпечаток на сами пропор­циональные избирательные системы.


Мировая практика показывает, что если мажоритарные сис­темы относительно одинаковы, то все пропорциональные системы различны.

Пропорциональная система каждой страны имеет свою специфику, которая зависит от ее исторического опыта, утвер­дившейся политической системы и других обстоятельств.

Хотя все пропорциональные системы имеют своей целью достижение про­порционального представительства, но реализуется эта цель в разной мере.

В соответствии с данным критерием можно выделить три типа пропорциональных избирательных систем.

1. Систе­мы, реализующие в полной мере принцип пропорционализма;

2. Избирательные системы с недостаточным пропорционализмом;

3. Системы, которые хотя и достигают пропорциональности между поданными голосами и полученными мандатами, однако пре­дусматривают различные заградительные барьеры проникнове­нию представителям некоторых политических сил в парламент.


^ Пример — избирательная система ФРГ. Здесь кандидаты от поли­тической партий, не набравшей 5% голосов избирателей в грани­цах всей страны, в парламент не попадают. Такой «избиратель­ный метр» используется и в ряде других государств.


Как уже подчёркивалось, избирательные системы в своем раз­витии прошли достаточно большой путь. В ходе этого процесса (в послевоенный период) началось формирование смешанной из­бирательной системы, то есть системы, которая должна вобрать в себя положительные характеристики и мажоритарной, и пропор­циональной избирательных систем.

Суть смешанной избирательной системы заключается в том, что определенная часть депутат­ских мандатов распределяется в соответствий с принципами ма­жоритарной системы. Это способствует формированию устойчивого правительства. Другая часть мандатов распределяется в соответствии с принципами пропорциональной избирательной системы.


^ 4. Современные концепции избирательных систем

Избирательные системы, их формы, организация предвы­борных кампаний, проблемы финансирования и многие другие вопросы привлекают внимание весьма широкого круга ученых-политологов.


Известный французский политолог Морис Дюверже разра­ботал научную концепцию взаимосвязи партийных и избиратель­ных систем. По его мнению, содержание этой взаимосвязи проявляется в действии трех сформулированных им законов.


^ Первый закон. Мажоритарная избирательная система с голосо­ванием в один тур с неизбежностью приводит к формированию и утверждению в той или иной стране партийной системы, состо­ящей из двух соперничающих партий.

В основе действия этого закона лежат две причины. Первая заключается в том, что в дан­ной ситуации третья партия и все последующие оказываются слабо представленными в парламенте. Создается эффект «недопредставительности».

Вторая причина имеет психологический харак­тер: избиратель, как правило, предпочитает голосовать за того кандидата, который имеет больший шанс победить на выборах.


Второй закон. Становление в той или иной стране мажори­тарной избирательной системы с голосованием в два тура сви­детельствует о том, что в ней утвердилась партийная система, включающая несколько партий. При этом данные партии занима­ют достаточно гибкие позиции, стремясь к компромиссу. В осно­ве действия закона лежит тот факт, что данная избирательная система создает возможность участия в первом туре выборов для всех партий. Это и ведет к многопартийности.


Третий закон. Пропорциональная партийная система способ­ствует становлению многопартийной системы. При этом партии отличаются жесткой внутренней структурой и независимой по отношению друг к другу позицией.

Данная система способствует широко развитой многопартийности. Это очевидно. Каждая партия при такой системе получает реальную возможность иметь своих членов в парламенте, не вступая в союзы, блоки и не прибегая к компромиссам.


^ Концепция воздействия избирателей с меняющимися предпоч­тениями на результаты выборов.

Пожалуй, никакая другая тема, касающаяся избирательных систем, не вызывала так много спо­ров.

Интерес политологов к данной теме понятен: каждые но­вые выборы требуют подготовительной работы, прогнозов, изу­чения общественного мнения. Практика показывает, что, опи­раясь на политические предпочтения избирателей, та или иная партия или независимый кандидат могут предпринимать конк­ретные меры, способствующие победе на выборах.


Избиратель с меняющимися предпочтениями — это такой избиратель, который, участвуя в двух следующих друг за дру­гом и одинаковых по своему значению выборах, голосует за разные партии.

В соответствии с исследованиями немецких по­литологов, численность таких избирателей колеблется в преде­лах 10—15%. (Разумеется, точные данные в силу известных при­чин получить достаточно сложно.) Цифра небольшая, но она способна влиять на итоги выборов настолько, что они могут оказаться неожиданными и, следовательно, могут повлиять на стабильность политических институтов и политической систе­мы в целом. Не случайно поэтому данная группа избирателей интересует политологов в США, ФРГ, Франции и многих дру­гих странах.


Существенное место в данной концепции занимают вопросы о предпосылках и причинах этого явления. Здесь высказываются разные точки зрения.

^ Представители мичиганской щколы счита­ют, что предпосылкой непостоянства избирателей является не­однородный характер информации.

При этом подчеркивается закономерность: чем более разнородный характер носит инфор­мация, сообщаемая средствами массовой информации и социаль­ной средой, тем больше вероятность изменения политической ориентации (предпочтения) избирателей.


Немецкие политологи пришли к выводу, что избирателями с меняющимися предпочтениями являются те, кто не имеет чет­кой политической позиции.


По мнению большинства политологов, изучающих данную проблему, решения, принимаемые избирателями на выборах в современных условиях, больше чем когда-либо ориентированы:

а) на конкретную экономическую и политическую ситуацию в стране;

б) на представление о своей политической самореа­лизации в процессе выборов.


В рамках рассматриваемой концепции анализируется также вопросов эволюции причин изменяющихся предпочтений изби­рателей. При этом основной вывод заключается в следующем: если раньше такой избиратель характеризовался как аполитич­ный и неинформированный, то в наши дни это независимые, стоящие на позициях политической и экономической целесооб­разности избиратели.


В частности, такая трактовка непостоян­ства избирателей основывалась на теории «экономических ос­нов политики». Последняя рассматривает избирателя как чело­века, который в условиях рыночной экономики действует в соот­ветствии с законами рынка. Он выбирает между программами, предложенными различными партиями, ту, которая в наиболь­шей степени отвечает его экономическим и политическим инте­ресам. Соответственно он становится «непостоянным» избира­телем.


В последнее время исследователи склоняются к выводу, что избиратели с меняющимися предпочтениями — это наиболее хорошо информированные, мобильные в социальном и полити­ческом смысле граждане. Они принадлежат, как правило, к сред­ним городским слоям.

И еще один вывод: сельское население голосует более традиционно. Процент избирателей с меняющимся предпочтением среди них гораздо меньше, чем среди горожан.

В разработке теоретических концепций, связанных с изби­рательными системами, важным является вопрос о подходах к проблемам выборов. Другими словами, речь идет о том, что яв­ляется отправной точкой анализа, на какой позиции стоит та или иная политическая школа или отдельный автор.


В настоящее время достаточно четко определились три таких подхода.

1. Концепция географии выборов. Ее основатель А. Зигфрид, анализируя различные избирательные кампании во Франции, обратил внимание на существование таких районов страны, где достаточно длительный период характер политических взглядов избирателей оставался неизменным.

При этом структуры поли­тических naртий и политических систем, а также политическая ситуация в стране в целом претерпевали существенные измене­ния.

Вывод, который сделал ^ А. Зигфрид, состоял в том, что стабильность политических взглядов избирателей в этих районах объясняется своеобразием их природных и социальных условий. Это предопределило его подход к исследованию избирательного процесса.


^ 2. Концепция, основанная на многофакторной оценке результа­тов выборов. Эта концепция разработана учеными Наффилдского колледжа (США).

Суть ее заключается в том, что, наряду со статистическими данными о результатах выборов, при анализе необходимо учитывать роль текущей политики до выборов и особенно в период выборной кампании, отбор кандидатов, вза­имосвязь между партийной и избирательной кампаниями, по­ложение политических партий и др.


^ 3. Концепция подхода к анализу избирательного процесса на основе социальных вопросов. Данная концепция означает переход от анализа общих показателей об итогах голосования к иссле­дованию индивидуальных данных, полученных при изучении общественного мнения, то есть при проведении разного рода опросов.

В основе данной концепции лежит социально-психоло­гическое направление исследований, предпринятых учеными Мичиганского университета. Как известно, данный метод полу­чил широкое распространение.


^ ВОПРОСЫ И УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Раскройте основные положения законодательства об избира­тельной системе (на примере конкретной страны).

2. Приведите критерии демократизма избирательной системы.

3. Каковы основные типы избирательных систем, используемых в мировой практике? Назовите их и дайте краткую характе­ристику.

4. В чем достоинства и недостатки мажоритарной избиратель­ной системы?

5. Назовите достоинства и недостатки пропорциональной избирательной системы.

6. В чем специфика смешанных избирательных систем?

7. Какую роль играет политическое заявление кандидата о его решении баллотироваться на выборный пост (на примере США)?

8. Какова роль предвыборной кампании в избирательном процессе?

9. Каковы основные этапы, через которые проходит избиратель­ный процесс?

10. В чем заключается роль современных средств массовой информации в проведении предвыборной кампании? Каковы их новые возможности в связи с развитием НТР?

11. Существуют ли ограничения в пользовании средствами массовой информации?

12. Какими возможностями обладают кандидаты в пользовании финансовыми средствами при проведении избирательной кампании?

13. Какой тип избирательной системы используется в России при выборах в Государственную Думу?

14. Какие положительные черты современной российской изби­рательной системы вы можете отметить? Назовите также недостатки, если вы считаете, что они есть.

15. Назовите концепции избирательных систем и изложите кратко их содержание.

16. Как формируется Совет Федерации Федерального Собрания России? 17. В чем заключаются изменения, внесенные в законодательство об избирательной системе России в 1999—2000 гг.?


ЛИТЕРАТУРА

для более глубокого изучения темы и отдельных ее вопросов

Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федера­ции» от 31 декабря 1999 г. № 228-ФЗ// Российская газета. 2000. № 1-3. 5 января.

Авакьян С.А. Традиции и новшества в законодательстве о выборах в Государственную Думу// Законодательство. 1999. № 9—10.

Баранов С. Д. Финансирование избирательных кампаний и группы давления // Вестник Моск. ун-та. 1998. № 4.

Борисюк ВМ. Президентская кампания 2000 г. в США: кризис партийной идентичности // МЭ и МО. 2001. № 3.

Гамбарян М, May В. Экономика и выборы // Вопросы экономики. 1997. № 7.

Голосов Г.В., Шевченко Ю.Д. Независимые кандидаты и зависимые избиратели: влияние социальных сетей на электоральную политику России // ПОЛИС. 1999. № 4.

Горбунов В.П. Конституционные основы активного избирательного права в России: генезис, тенденции // Социально-гуманитарные знания. 1999. № 2.

Динес В., Николаев А. Динамика освоения региональной элитой со­временных избирательных технологий //Власть. 1999. № 8.

Динес В., Николаев А. Выборы как индикатор политических процес­сов в постсоветской России // Власть. 1998. № 3.

Зяблюк Н.Г. Американские выборы: финансовый аспект // США: Экономика, политика, идеология. 1998. № 7.

Избирательный процесс: теория и практика: Материалы научной конференции // Вестник Моск. ун-та; Сер. 18: Социология и по­литология. 1998. N° 4.

Информационные и интеллектуальные ресурсы на службе свобод­ных демократических выборов: Материалы «круглого стола» // ПОЛИС. 1999. № 5.

Кретов Б.И. Средства массовой коммуникации — элемент полити­ческой системы общества // Социально-гуманитарные знания. 2000. №1.

Лихина О., Харнас А., Ионов А. Предвыборная кампания // Деньги. 1999. № 14.

Малокотин Л., Винницкий Д. Налоговые льготы при финансирова­нии избирательных кампаний в РФ // Хозяйство и право. 1999. № 2.

Мокрый B.C. Динамика социально-политических ориентации элек­тората в условиях финансово-экономического кризиса // Социоло­гические исследования. 1999. № 8.

Наумов В. Демократизация правовой базы избирательного процес­са в Российской Федерации // Вестник Моск. ун-та; Сер. 18: Со­циология и политология. 1999. № 1.

Нещадин А., Малютин М. 1999 год: предвыборная ситуация // Воп­росы экономики. 1999. № 2.

Песцов С, Смирнов А. Российские выборы-2000: характерные осо­бенности и процедуры // Власть. 2000. № 9.

Политическая энциклопедия. В 2 т. / Под ред. Г.Ю. Семигина. М., 1999.

Романов P.M. Российский парламентаризм. История и современ­ность. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2000.

Усманов Б.Ф. Эффективность избирательного процесса: конструи­рование будущего // Социологические исследования. 2000. № 8.

Харитонов А. Законодательство о выборах: уроки региональных кам­паний // Власть. 1999. № 3.

Чеснаков А.А. Ресурсы Internet и российские политические техно­логии: состояние и перспективы // Вестник Моск. ун-та; Сер. 18: Социология и политология. 1999. № 4.

Яргомская Н.Б. Избирательная система и уровень партийной фраг­ментации в России // ПОЛИС. 1999. № 4.


Вопросы для самоконтроля

  1. Назовите основные признаки политической партии. Чем политическая партия отличается от массового движения, группы давления, лоббистской организации, группы по интересам, избирательного объединения, неформального клуба?

  2. Какие функции выполняет политическая партия?

  3. По каким критериям можно провести типологизацию политических партий?

  4. Раскройте процесс возникновения политической партии. Какие Вы знаете модели формирования новых партий?

  5. Каковы «плюсы» и «минусы» многопартийности? Является ли многопартийная система необходимым условием демократии?

  6. Раскройте понятие «партийная система». По каким критериям принято проводить типологию партийных систем?

  7. Оцените роль партий и движений в политическом процессе России и Марий Эл. Какими позитивными и негативными моментами характеризуется становление многопартийности в нашем обществе?


^ Задания и упражнения

  1. Устоявшейся традицией политической мысли, начиная с античности и до XX века, был антипартизм - критическое, отрицательное отношение к партиям. Утверждалось, например, что партии - зло, свойственное демократии (А. Токвиль), или, что партии выражают не общественные, а частные интересы (М. Острогорский). Наряду с антипартизмом, постепенно развивалась и укреплялась линия более взвешенного и даже позитивного отношения к партиям, когда, например, назначение партий видели в утверждении социальной гармонии, преодолении конфликтов. Какова ваша точка зрения на роль партий в жизни общества? В чем вы видите позитивные и негативные стороны функционирования партий в современном обществе?

  2. М. Дюверже утверждал, что классификация партийных систем по числу партий может стать основой типологии политических режимов. Она подчеркивает наличие взаимосвязи между количеством партий и демократической стабильностью. Какой тип партийной системы является, на ваш взгляд, более стабильным? Какой тип партийной системы является, на ваш взгляд, более эффективным? Каково соотношение между демократией и многопартийностью?

  3. Охарактеризуйте две-три известных вам партии в соответствии с различными типологиями. Какие из них можно отнести к партиям «хватай всех»? Какие партии, по-вашему, относятся к медийным? Какие из них можно рассматривать как картельные?

  4. Некоторые современные исследователи партий делают вывод о том, что сегодня имеет место не только стойкая тенденция к вытеснению партий, как главных действующих лиц политического процесса, но и что с функциональной точки зрения партии уже не нужны. В пользу такой точки зрения отмечают, что объединение гражданина с гражданином сегодня происходит не через организацию, а с помощью техники; посредниками между лидером и избирателями выступают компании специ­алистов, менеджеров по продаже «политического товара». Согласны ли вы с такими выводами? Какие еще аргументы можно привести в пользу этой точки зрения? Как ее можно опровергнуть?



Темы рефератов

  1. Партия: интерпретация понятия.

  2. Партия как институт политического представительства: этапы эволюции.

  3. Интерпретации роли партий в современном обществе.

  4. Коалиционное поведение: теория и практика.

  5. Непартийные общественно-политические объединения и их роль в политической жизни общества.

  6. Политические партии в современной России.


Обязательная литература

  1. ФЗ от 11.07.2001 № 95-ФЗ 9ред. От 21.07.2005) «О политических партиях» ( с измен. и доп., вступающими в силу с 01.01.2006).

  2. ФЗ от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

  3. Категории политической науки: учебник. – М.: Московский государственный институт международных отношений (Университет); «Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2002. – С. 297-313.

  4. Курс лекции по политологии (2-е издание, перераб. и дополненное): учебное пособие / Под ред. М.Х. Фарукшина, О.И. Зазнаева. – Казань, Издательство Казанского университета, 1998. – Лекция VII. С. 113-126.

  5. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: учебник для студентов вузов / А.И. Соловьев. – М.: Аспект Пресс, 2001.– Глава 10. С. 215-228.


Дополнительная литература

  1. Дюверже М. Политические партии / М. Дюверже. – М.: Академический проект, 2000. – С. 59-84.

  2. Коргунюк Ю. Г. Эволюция организационных форм политических партий и современная представительная демократия / Ю.Г. Коргунюк // Полития.– № 1 (32). Весна 2004.

  3. Коргунюк Ю. Г. Заславский С.Е. Российская многопартийность: становление, функционирование, развитие / Ю.Г. Коргунюк, С.Е. Заславский. – М.: Фонд ИНДЕМ, 1996 // http://www.partinform.ru/ros_mn.htm

  4. Партинформ. Сайт информационно-аналитического еженедельника о деятельности политических организаций России // http://www.partinform.ru

  5. Пшизова С.Н. Демократия и политический рынок в сравнительной перспективе / С.Н. Пшизова // Полис.– 2000. – №№ 2, 3.







Похожие:

Лекция №9: Политические партии и избирательные системы Политические партии Типы партий и партийных систем iconЛекция №9: Политические партии и избирательные системы Политические партии Типы партий и партийных систем
Функциональные и организационные особенности этой «самой политической» из всех общественных организаций (Р. Доуз) до сих пор служат...
Лекция №9: Политические партии и избирательные системы Политические партии Типы партий и партийных систем icon1. Понятие и типы политических систем Политический режим
Лекция №6: Политические системы современности. Тоталитарные и авторитарные политические системы
Лекция №9: Политические партии и избирательные системы Политические партии Типы партий и партийных систем iconПолитические партии современной России
Партии национального толка защищают интересы нации и народа, откидывают идею классового строения общества, считая ее выдумками Маркса...
Лекция №9: Политические партии и избирательные системы Политические партии Типы партий и партийных систем iconПолитические партии, партийные систем и общественные движения. Формирование гражданского общества в Казахстане
Популистское евразийство. Принципы интернационализма, секуляризма, социал-демократии
Лекция №9: Политические партии и избирательные системы Политические партии Типы партий и партийных систем iconФигура лидера любой партии всегда являлась главным объектом для критики со стороны её, партии, политических оппонентов. И на главе партии всегда сосредотачивается повышенное внимание
Кпрф и лично Зюганову наши политические оппоненты после многодневного анализа, оказалось, что Г. А. Зюганов не просто мудрый руководитель...
Лекция №9: Политические партии и избирательные системы Политические партии Типы партий и партийных систем iconОбщероссийские политические партии начала XX века

Лекция №9: Политические партии и избирательные системы Политические партии Типы партий и партийных систем icon3. 43 Ма100 – политические партии,поддерживающие мультикультурализм
«Еврабийским альянсом». Ниже предоставлен обзор членов этого неофициального политического союза. В обзоре перечисленны все западноевропейские...
Лекция №9: Политические партии и избирательные системы Политические партии Типы партий и партийных систем iconПолитология. «В нынешние времена все политика» (С. Къеркегор)
Политика – это искусство управлять обществом. Управлять при помощи чего? При помощи власти, для оказания влияние есть все условия....
Лекция №9: Политические партии и избирательные системы Политические партии Типы партий и партийных систем icon1 Разверните или сверните определения
А субъект – это гос институты, силовые структуры, политические партии и отдельные индивиды
Лекция №9: Политические партии и избирательные системы Политические партии Типы партий и партийных систем icon1 Разверните или сверните определения
А субъект – это гос институты, силовые структуры, политические партии и отдельные индивиды
Лекция №9: Политические партии и избирательные системы Политические партии Типы партий и партийных систем icon1. Партии, как аристократические группировки в XVII-XVIII вв появились в
Какой из перечисленных типов партий относится к делению партий по отношению к власти
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы