Лекция для студентов лечебного факультета Обсуждено на умк кафедры бжимк 2013 г icon

Лекция для студентов лечебного факультета Обсуждено на умк кафедры бжимк 2013 г


Скачать 70.29 Kb.
НазваниеЛекция для студентов лечебного факультета Обсуждено на умк кафедры бжимк 2013 г
Размер70.29 Kb.
ТипЛекция




Министерство здравоохранения Российской Федерации

государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

ПЕРВЫЙ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ имени И.М.СЕЧЕНОВА

Лечебный факультет

Кафедра безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф



УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности

и медицины катастроф


профессор, д.м.н., чл.-корр. РАМН

И.М.Чиж


«___ »____________2013 г. 2010 г.




Тема № 4. Задачи и организационная структура Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций


ЛЕКЦИЯ

для студентов лечебного факультета



Обсуждено на УМК кафедры БЖиМК

«__ »______________2013 г.

Протокол №____



Москва 2013

СОДЕРЖАНИЕ

№ п/п

Учебные вопросы

Время (мин)




Вводная часть

5



Задачи и основные принципы организации деятельности Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

30



Состав Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и назначение ее элементов

20



Функционирование Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

30




Заключение

5

Всего:

90

Литература

ОСНОВНАЯ

  1. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие для студентов / Под ред. чл.-корр. РАМН, проф. И.М.Чижа. – М: Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, 2012. – 200 с.

  2. Левчук И.П., Третьяков Н.В. Медицина катастроф. Курс лекций// Учебное пособие для медвузов. М.: ГОЭТАР-Медиа, 2011.

  3. Смирнов А.Т., Шахраманьян М.А., Крючек Н.А., и др. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие. – М.: Дрофа, 2009. – 375 с.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

  1. Федеральный закон РФ от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

  2. Федеральный закон РФ от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».

  3. Указ Президента Российской Федерации от 30 сентября 2011 г. № 1256 «О спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».

  4. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

  5. Постановление Правительства РФ от 3 августа 1996 г. № 924 «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

  6. Приказ МЧС РФ от 23 декабря 2005 г. № 999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований».


^ Технические средства обучения

  1. Мультимедийный проектор

Компьютер (программное обеспечение Microsoft Power Point 2010)

Введение

В жизни современного человечества все большее место занимают заботы, связанные с преодолением кризисных явлений, возникающих по ходу развития земной цивилизации. На современном этапе подобные явления стали более частыми, масштабными и опасными. Их последствия стали рассматривать как чрезвычайные ситуации.

Поэтому важной государственной функцией являлась и является защита населения и национального достояния от последствий чрезвычайных ситуаций.

Долгое время эту функцию выполняла система гражданской обороны (ГО). В основном она была нацелена на решение задач военного времени, рассматривая свое участие в борьбе с авариями и стихийными бедствиями как дополнительную задачу. И лишь в 1987 году на нее были официально возложены задачи мирного времени.

Однако на практике действия ГО в крупномасштабных чрезвычайных ситуациях мирного времени оказались недостаточно эффективными. Созданный в ноябре 1991 года Государственный комитет РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС) и в последствии (в 1994 г.) переименованный в МЧС Российской Федерации, возглавил созданную в апреле 1992 г. постановлением Правительства РФ Российскую систему предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС).

Через два с половиной года эта система, основательно проверенная практикой, подправленная жизнью, в том числе такими трагическими событиями, как землетрясение в Нефтегорске, война на территории Чеченской Республики, крупномасштабные наводнения и лесные пожары, была преобразована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Ее аббревиатура осталась прежней – РСЧС.


^ 1. Задачи и основные принципы организации деятельности Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций


Основными задачами РСЧС являются:

  • разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

  • осуществление целевых и научно–технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно–правовых форм, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения в чрезвычайных ситуациях;

  • обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

  • сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

  • подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

  • прогнозирование и оценка социально–экономических последствий чрезвычайных ситуаций;

  • создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

  • осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

  • ликвидация чрезвычайных ситуаций;

  • осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, и проведение гуманитарных акций;

  • реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе и лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

  • международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.


Организация деятельности Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций основана на следующих принципах защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:

  • мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно;

  • планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий (акваторий) от чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий (акваторий) и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций;

  • объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий (акваторий) от чрезвычайных ситуаций определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны;

  • ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях (акваториях) которых сложилась чрезвычайная ситуация (при недостаточности этих сил и средств, привлекаются федеральные силы и средства);

  • силы и средства гражданской обороны привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и регионального характера в установленном порядке.


^ 2. Состав Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и назначение ее элементов


Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Структура Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций представлена функциональными и территориальными подсистемами, действующими на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

Функциональные подсистемы созданы и содержатся федеральными органами исполнительной власти (министерствами) и уполномоченными организациями (таблица 1).

Территориальные подсистемы создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению. Например, территориальная система республики, может состоять из областных, окружных, районных, городских звеньев.

На каждом уровне единой системы созданы координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения. Основные элементы территориальных подсистем Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций представлены в таблице 2.

Координационными органами являются:

на федеральном уровне - Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности,

на других уровнях – соответствующие комиссии.

^ Основными задачами комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности являются:

- разработка предложений по реализации государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

- координация деятельности органов управления и сил единой системы;

- обеспечение согласованности действий при решении задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате ЧС

- рассмотрение вопросов о привлечении сил и средств гражданской обороны к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.


Таблица 1

Функциональные подсистемы Единой государственной системы

предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

и образующие их министерства и ведомства


Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)



Функциональные подсистемы



Министерство

Функциональная подсистема (ФП) охраны общественного порядка

МВД

ФП предупреждения и тушения пожаров


МЧС

ФП мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования ЧС

ФП предупреждения и ликвидации ЧС на подводных объектах

ФП координации деятельности по поиску и спасанию людей на водах

ФП предупреждения и ликвидации ЧС Вооруженных Сил РФ

Минобороны

ФП восстановления спецобъектов в зоне ЧС

Спецстрой

ФП предупреждения и ликвидации ЧС в сфере Спецстроя

ФП Всероссийская система медицины катастроф


Минздрав

ФП медико-санитарной помощи пострадавшим в ЧС на объектах ФМБА

ФП резервов медицинских ресурсов

ФП надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой

ФП соцзащиты населения, пострадавшего от ЧС

Минтруда

ФП предупреждения и ликвидации ЧС на объектах Минобрнауки и Роспатента

Минобрнауки

ФП безопасности гидротехнических сооружений и другие

Минприроды

ФП предупреждения и ликвидации ЧС на объектах ОПК и другие

Минпромторг

ФП транспортного обеспечения ликвидации ЧС и другие

Минтранс

ФП информ.-технолог. инфраструктуры, электросвязи и почтовой связи

Минкомсвязь

ФП защиты сельскохозяйственных животных, с/х растений и другие

Минсельхоз

ФП государственного материального резерва

Минэкономразвития

ФП защиты населенных пунктов от аварий, катастроф и стих. бедствий и др.

Минрегион

ФП предупреждения и ликвидации ЧС на объектах корпорации Росатома

Росатом

ФП предупреждения и ликвидации ЧС на объектах Минэнерго и ТЭК

Минэнерго


Размещение органов управления единой системы в зависимости от обстановки осуществляется на стационарных или подвижных пунктах управления, оснащаемых техническими средствами управления, средствами связи, оповещения и жизнеобеспечения, поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.

Таблица 2

Уровни Единой государственной системы предупреждения

и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и ее

территориальные подсистемы



Уровни РСЧС



Основные элементы территориальных подсистем Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций


Координационные органы

Постоянно действующие органы управления

Органы повседневного управления

Силы и

средства

Федеральный

Правительственная комиссия.

Комиссии федеральных органов исполнительной власти (министерств и других).

Комиссии министерства и организаций имеющих функциональные подсистемы

МЧС России.


Подразделения министерств и других организаций для решения задач в области защиты от ЧС и ГО.

Национальный центр управления в кризисных ситуациях.


Ситуационно-кризисные центры, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы министерств и других организаций


Силы и средства федеральных органов исполнительной власти

Межрегиональный

Полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе

Региональные центры МЧС России

Центры управления в кризисных ситуациях региональных центров МЧС России

Силы и средства федеральных органов исполнительной власти

Региональный



Комиссия органа исполнительной власти субъекта РФ

Главные управления МЧС России по субъектам федерации

Центры управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России

по субъектам РФ.

Информационные центры, дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов РФ и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти

Силы и средства органов исполнительной власти субъектов РФ

Муниципальный

Комиссия органа местного самоуправления

Органы по решению задач в области защиты от ЧС и ГО при органах местного самоуправления

Единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований.


Силы и средства органов местного самоуправления

Объектовый

Комиссия организации

Подразделения организаций по решению задач в области защиты от ЧС и ГО

Дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).


Силы и средства организаций (объектов)


^ Силы и средства РСЧС

Силы и средства единой системы представляют собой специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации (рис. 1).





Силы и средства РСЧС

Силы и средства наблюдения и контроля




Силы и средства ликвидации ЧС



Рис. 1. Состав сил и средств РСЧС


В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. № 924 «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» установлено, что к силам и средствам единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций относятся:

а) силы и средства наблюдения и контроля в составе:

  • служб (учреждений) и организаций федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях и анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения;

  • формирований государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации Министерства здравоохранения Российской Федерации;

  • ветеринарной службы Федерального агенства по ветеринарному и фитосанитарному контролю Министерства сельского хозяйства Российской Федерации;

  • служб (учреждений) наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья и продуктов питания Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ;

  • геофизической службы Российской академии наук, оперативных групп постоянной готовности Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и подразделений Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору;

  • учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны.

Силы и средства наблюдения и контроля включают те органы, службы и учреждения, которые осуществляют государственный надзор, инспектирование, мониторинг, контроль, анализ состояния природной среды, хода природных процессов и явлений, потенциально опасных объектов, продуктов питания, веществ, материалов, здоровья людей и т. д. Благодаря их деятельности удается предупреждать многие ЧС, прогнозировать возможное их возникновение, оповещать об угрозе и возникновении ЧС органы управления и население.

б) силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций в составе:

  • военизированных и невоенизированных противопожарных, поисковых, аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных, восстановительных и аварийно-технических формирований федеральных органов исполнительной власти;

  • формирований и учреждений Всероссийской службы медицины катастроф;

  • формирований ветеринарной службы Федерального агенства по ветеринарному и фитосанитарному контролю Министерства сельского хозяйства Российской Федерации;

  • военизированных служб по активному воздействию на гидрометеорологические процессы Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации;

  • формирований гражданской обороны Российской Федерации территориального, местного и объектового уровней;

  • специально подготовленных сил и средств спасательных воинских формирований МЧС России;

  • аварийно-технических центров Росатома;

  • служб поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федерального агенства воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации;

  • восстановительных и пожарных поездов Федерального агенства железнодорожного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации;

  • аварийно-спасательных служб и формирований Федерального агенства морского и речного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти.

Таблица 2

Уровни Единой государственной системы предупреждения

и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и ее

территориальные подсистемы



Уровни РСЧС



Основные элементы территориальных подсистем Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций


Координационные органы

Постоянно действующие органы управления

Органы повседневного управления

Силы и

средства

Федеральный

Правительственная комиссия.

Комиссии федеральных органов исполнительной власти (министерств и других).

Комиссии министерства и организаций имеющих функциональные подсистемы

МЧС России.


Подразделения министерств и других организаций для решения задач в области защиты от ЧС и ГО.

Национальный центр управления в кризисных ситуациях.


Ситуационно-кризисные центры, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы министерств и других организаций


Силы и средства федеральных органов исполнительной власти

Межрегиональный

Полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе

Региональные центры МЧС России

Центры управления в кризисных ситуациях региональных центров МЧС России

Силы и средства федеральных органов исполнительной власти

Региональный



Комиссия органа исполнительной власти субъекта РФ

Главные управления МЧС России по субъектам федерации

Центры управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России

по субъектам РФ.

Информационные центры, дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов РФ и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти

Силы и средства органов исполнительной власти субъектов РФ

Муниципальный

Комиссия органа местного самоуправления

Органы по решению задач в области защиты от ЧС и ГО при органах местного самоуправления

Единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований.


Силы и средства органов местного самоуправления

Объектовый

Комиссия организации

Подразделения организаций по решению задач в области защиты от ЧС и ГО

Дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).


Силы и средства организаций (объектов)


^ В состав сил и средств каждого уровня единой системы входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации.

^ Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток.

^ Координацию деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, общественных объединений, участвующих в проведении аварийно-спасательных работ и действующих на всей или большей части территории Российской Федерации, а также всех видов пожарной охраны осуществляет МЧС России

Привлечение аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайной ситуации осуществляется:

- в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых указанными службами и формированиями объектах и территориях;

- в соответствии с планами взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях;

- по решению федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, осуществляющих руководство деятельностью указанных служб и формирований.

Специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны, привлекаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.

Силы и средства органов внутренних дел Российской Федерации, включая территориальные органы, применяются при ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств.

Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются:

резервный фонд Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий;

запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, находящиеся в составе государственного материального резерва;

резервы финансовых и материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти;

резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.

^ Управление осуществляется с использованием систем связи и оповещения, представляющих собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил единой системы и населения.

Информационное обеспечение в единой системе осуществляется с использованием автоматизированной информационно-управляющей системы, представляющей собой совокупность технических систем, средств связи и оповещения, автоматизации и информационных ресурсов, обеспечивающей обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации

Для приема сообщений о чрезвычайных ситуациях, в том числе вызванных пожарами, в телефонных сетях населенных пунктов устанавливается единый номер - 01.


^ 3. Функционирование Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций


Постановлением правительства Российской Федерации установлены режимы функционирования органов управления и сил Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (рис.2).

При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций все органы управления, аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования и другие организации и подразделения работают в режиме повседневной деятельности.

При угрозе возникновения чрезвычайной ситуации проводят совещание комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, а органы управления, аварийно-спасательные и другие формирования переходят на режим повышенной готовности.



Рис. 2. Режимы функционирования РСЧС


Режим чрезвычайной ситуации вводят при возникновении опасных явлений и объявлении сложившейся обстановки чрезвычайной ситуацией.

Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций устанавливают режимы функционирования и определяют:

  • обстоятельства, послужившие основанием для введения режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации;

  • границы территории, на которой может возникнуть чрезвычайная ситуация, или границы зоны чрезвычайной ситуации;

  • силы и средства, привлекаемые к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации;

  • перечень мер по обеспечению защиты населения от чрезвычайной ситуации или организации работ по ее ликвидации;

  • должностных лиц, ответственных за осуществление мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, или руководителя работ по ликвидации чрезвычайной ситуации.

^ Основные мероприятия органов управления и сил Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций проводят в соответствии с устанавливаемым режимом деятельности.

В режиме повседневной деятельности осуществляют:

  • изучение состояния окружающей среды и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;

  • сбор, обработку и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от бедствий и обеспечения пожарной безопасности;

  • разработку и реализацию целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;

  • планирование действий органов управления и сил единой системы, организацию подготовки и обеспечения их деятельности;

  • подготовку населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

  • пропаганду знаний в области защиты населения и территорий от бедствий и обеспечения пожарной безопасности;

  • руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

  • проведение в пределах своих полномочий государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от бедствий и обеспечения пожарной безопасности;

  • осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов страхования;

  • проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению и возвращению соответственно в места постоянного проживания либо хранения, а также жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях;

  • ведение статистической отчетности о выполненной работе, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработку мер по устранению причин подобных аварий и катастроф.

^ В режиме повышенной готовности органы управления и силы, предназначенные для защиты населения, природных и антропогенных объектов соответствующей территории, осуществляют:

  • усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий;

  • введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил единой системы на стационарных пунктах управления;

  • непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуаций, информирование населения о приемах и способах защиты от них;

  • принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в экстремальной обстановке;

  • уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и иных документов;

  • приведение при необходимости сил и средств единой системы в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;

  • восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

  • проведение при необходимости эвакуационных мероприятий.

В режиме чрезвычайной ситуации всеми участниками ликвидации последствий опасных явлений осуществляется:

  • непрерывный контроль состояния окружающей среды и прогнозирование развития и последствий возникшей чрезвычайной ситуации;

  • оповещение руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникшей чрезвычайной ситуации и об её источниках;

  • проведение мероприятий по защите населения и территорий от источников чрезвычайной ситуации;

  • организация работ по ликвидации чрезвычайной ситуации и всестороннему обеспечению действий привлекаемых сил и средств, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникшей чрезвычайной ситуации;

  • непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и в ходе проведения работ по ее ликвидации;

  • организация и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации чрезвычайной ситуации и последствий, вызвавших её опасных явлений;

  • проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в зоне чрезвычайной ситуации.

^ Руководители органов исполнительной власти, местного самоуправления и организаций должны информировать население через средства массовой информации и по иным каналам связи о введении на конкретной территории соответствующих режимов функционирования органов управления и сил защиты от чрезвычайных ситуаций, а также о мерах по обеспечению безопасности населения.

Руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации обязан незамедлительно информировать о принятых ими решениях соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и организации. Его решения являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации.


Заключение

Объединив усилия ведомств и территорий в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, мы получили возможность решать проблему безопасности населения и производств комплексно, путем проведения единой государственной политики в этой области.

Возложенные на РСЧС официальные задачи и анализ ее реальной роли в ЧС различного происхождения позволяют сделать вывод о том, что эта роль сводится к трем целевым функциям системы:

- предупреждение возникновения ЧС;

- снижение потерь и ущерба от ЧС;

- ликвидация последствий ЧС.

Если удается в достаточной степени выполнить эти целевые функции, государственная, общественная потребность в РСЧС будет удовлетворена.

РСЧС объединила органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Все это говорит о том, что Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является эффективным инструментом, непосредственно обеспечивающим безопасность страны, защиту населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.


Профессор кафедры безопасности жизнедеятельности

и медицины катастроф



С.Русанов

Похожие:

Лекция для студентов лечебного факультета Обсуждено на умк кафедры бжимк 2013 г iconЛекция для студентов лечебного факультета Обсуждено на умк кафедры бжимк 2013 г
Тема № Задачи и организационная структура Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Лекция для студентов лечебного факультета Обсуждено на умк кафедры бжимк 2013 г iconЛекция для студентов лечебного факультета Обсуждено на умк кафедры бжиМК
Тема № Чрезвычайные ситуации. Медицинские и медико-санитарные последствия чрезвычайных ситуаций
Лекция для студентов лечебного факультета Обсуждено на умк кафедры бжимк 2013 г iconЛекция для студентов лечебного факультета Обсуждено на умк кафедры бжимк 2013 г
Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие для студентов / Под ред чл корр. Рамн, проф. И. М. Чижа. – М: Первый мгму им. И....
Лекция для студентов лечебного факультета Обсуждено на умк кафедры бжимк 2013 г iconЛекция для студентов лечебного факультета Обсуждено на умк кафедры бжимк 2013 г
Тема № Основные принципы и нормативно-правовая база защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Система гражданской обороны...
Лекция для студентов лечебного факультета Обсуждено на умк кафедры бжимк 2013 г iconРасписание лекций для студентов 6 курса лечебного факультета в весеннем семестре 2012/2013 уч года

Лекция для студентов лечебного факультета Обсуждено на умк кафедры бжимк 2013 г iconРасписание практических занятий по гинекологии для студентов 5 курса лечебного факультета 2013 2014 уч г. весенний семестр

Лекция для студентов лечебного факультета Обсуждено на умк кафедры бжимк 2013 г iconРасписание занятий для студентов 6 курса лечебного факультета на осенний семестр 2012-2013 учебного года

Лекция для студентов лечебного факультета Обсуждено на умк кафедры бжимк 2013 г iconРасписание практических занятий по акушерству для студентов 4 курса лечебного факультета 2013- 2014 уч г., весенний семестр

Лекция для студентов лечебного факультета Обсуждено на умк кафедры бжимк 2013 г iconРасписание практических занятий по акушерству и гинекологии для студентов 6 курса лечебного факультета 2013-2014уч г., весенний семестр

Лекция для студентов лечебного факультета Обсуждено на умк кафедры бжимк 2013 г icon2013 Домашнее задание для практического занятия по педагогике для студентов 1 курса лечебного факультета. 2012-2013 у г
Подготовьте план учебно-просветительского занятия по теме: «Здоровый образ жизни»
Лекция для студентов лечебного факультета Обсуждено на умк кафедры бжимк 2013 г icon«Утверждаю» «Согласовано»
Рамн, профессор Ю. В. Щукин профессор Г. П. Котельников Расписание экзаменов для студентов 1 курса лечебного факультета, факультета...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы