Лекция этапы работы по созданию путевого очерка проследим на анализируемом тексте В. Пескова «Кормилец Севера» icon

Лекция этапы работы по созданию путевого очерка проследим на анализируемом тексте В. Пескова «Кормилец Севера»


Скачать 138.49 Kb.
НазваниеЛекция этапы работы по созданию путевого очерка проследим на анализируемом тексте В. Пескова «Кормилец Севера»
Дата публикации18.12.2013
Размер138.49 Kb.
ТипЛекция


Лекция 9.

ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ ПУТЕВОГО ОЧЕРКА

Проследим на анализируемом тексте В. Пескова «Кормилец Севера», как реализуются основные положения традиций классической риторики (риторический канон) в жанре путевого очерка.

Инвенция

(выбор темы и предварительная подготовка к созданию текста)

Тема. В области тематики очерк не имеет ограничений. Предмет изображения в очерке – всегда современность, жизнь людей во всем ее разнообразии: труд, образование, семья, быт, отдых, международные связи.

Такое же тематическое разнообразие свойственно и информационным жанрам. Разница заключается в подаче темы и формулировании ее. Уже этот начальный этап – выбор и формулировка темы – должен показать, что автор собирается изложить выбранную тему в жанре путевого очерка.

В чем же своеобразие определения тематики очерка? Во-первых, на начальном этапе тема определяется в общих чертах, может корректироваться по ходу развертывания маршрута и даже изменяться в зависимости от наиболее сильных впечатлений автора. Во-вторых, тема путевого очерка обычно не ограничивается одним событием, а включает описание мест, событий, людей, с которыми автор знакомится на протяжении всего пути.

В общих чертах тему путевого очерка можно сформулировать следующим образом: описание наиболее ярких и интересных эпизодов и впечатлений за время маршрута.

Так, тема анализируемого очерка В. Пескова «Кормилец Севера» – описание автором жизни тундры зимой.

Когда тема намечена, требуется накопление впечатлений, материала, фактов. Следует заметить, что отбор материала в путевом очерке (ПО) гораздо более свободен, чем, например, в информационных жанрах, и менее предсказуем, поскольку автор может выбрать наиболее яркий и выразительный материал.

Для эффективного раскрытия темы служат «общие места» (топосы). Какие же из них наиболее часто используются в данном жанре?

1. Род и вид. Ни один ПО не обходится без использования данного «общего места». Всестороннее раскрытие темы в ПО невозможно без указания данных отношений. Например: «Предпочтение они (олени) отдают тем же грибам (род), что и люди, – подберезовикам, подосиновикам, маслятам (разновидности)».

^ 2. Целое и части. В смысловом и структурном отношении данный топос является незаменимой частью ПО. Используется такое «общее место» и при создании портрета героя, и при описании пейзажа, и при подробном изложении действий и поступков героев. Это дает возможность детально и ярко показать увиденное автором. Песков использует данный топос для доказательства исключительной роли оленя в жизни на Севере. Например: «Олени – это пища: мясо и молоко. Шкуры оленьи – это одежда, обувь, одеяла, мешки, ремни и покров для жилищ. Олень – это транспорт в бескрайней тундре. Оленья кровь – средство против цинги».

Последовательное описание составных частей помогает создать отдельный микротекст, продолжающий развертывание темы и способствующий ее раскрытию.

3. Обстоятельство. Можно выделить следующие разновидности этого топоса: указание места, микротекст-пейзаж, указание времени.

^ Указание места выражает суть и назначение ПО. Это может быть конкретное географическое название. Например: «На Аляске мы наблюдали потерявшегося недельного возраста олененка». Возможно также описание увиденного без конкретного названия места: «Тундра зимой неприветлива, безотрадна».

В ПО микротекст-пейзаж, несомненно, является и необходимым элементом содержания, и украшением жанра, поэтизирующим его.

В каждом ПО обязательно присутствует прямое или косвенное указание на время. Без данного «общего места» этот жанр может не состояться. Например: «Но жизнь, когда присмотришься, все же тут теплится и зимой». Данный топос может включать в себя указание на количество дней, проведенных автором в пути, неоднократное указание времени, позволяющее связать в единое текст («сначала», «в течение трех дней», «спустя время», «затем»).

4. Свойства. Данное «общее место» тесно связано с введением в любой очерк «публицистического героя», это понятие может быть представлено и «героем-человеком», и «героем-животным», и «героем-городом», и «героем-автором».

Суть «публицистического героя» состоит в скрещении двух координат: объективного и субъективного. Объективность создается тем, что герой выражает социальную ситуацию, субъективность же – личным впечатлением автора. Характерное в герое ПО раскрывается лишь на основе его поступков, качеств, значимых действий.

В анализируемом очерке В. Пескова «Кормилец Севера» таким героем является олень, образ которого передается через авторское восприятие. Последовательно, тщательно выписывает автор свойства своего героя. Например: внешняя характеристика: «Зимний снег для оленя – препятствие небольшое. Копыта раздвоены и широко раздвигаются. Кроме того, задние «пальцы» копыт находятся вровень с передними; действия: с первыми холодами начинают олени свои великие кочевья, идут проторенными тысячелетними путями, на которых встречаются горы, встречаются реки ».

5. Определение. Поскольку путевой очерк содержит в себе несколько микротекстов, то определение появляется в данном жанре неоднократно, раскрывая содержание каждого нового смыслового отрезка. С его помощью автор показывает предмет речи с тех позиций, которые соответствуют его замыслу.

В путевом очерке можно обнаружить все виды определений. Например, определение, построенное на родовых-видовых отношениях: «ягель – малопитательная, лишенная белка и солей растительность». Определение, включающее в себя свойства предмета: «Грибы – самое большое лакомство и самый питательный корм коренных северян» (наряду с родовыми-видовыми отношениями в определении перечисляются свойства). Интересно и выразительно определение метафоричное, которое часто встречается у В. Пескова: «Следом за ними движутся волки – “постоянные пастухи” диких оленьих стад» или «Олень на Севере – это сама жизнь».

^ 6. Причина – следствие. Чаще всего этот топос используется в аргументирующей речи. Так как для ПО характерны различные виды доказательств, причинно-следственные отношения являются компонентом текста данного жанра. Например, В. Песков, выдвигая в качестве тезиса мысль, что добывание корма для оленей – занятие тяжелое, описывает причины этого: «надо разрывать снег», «смертельна для стада оттепель».

7. Сопоставление. Поиски общего и противоположного между явлениями создает возможность особого структурирования текста. Вот отдельный микротекст в анализируемом ПО: «Олени дикие от домашних разительно отличаются величиной, статью и бодростью, хотя живут примерно в равных условиях. Но дикий волен, а покоренный его собрат служит людям, ничего не получая взамен. Отсюда хилость, маленький рост и тихая грусть в больших миндалевидных глазах...»

Таковы внутренние «общие места» путевого очерка.

Кроме внутренних «общих мест» в путевом очерке используются и внешние топосы, к которым относятся:

1) статистические данные: «...число диких северных оленей сократилось в пятнадцать (!) раз»;

2) цитаты из научных сочинений, газет, журналов, художественной литературы: «Константин Симонов в своих дневниках приводит забавный рассказ полковника...»;

3) исторические справки: «Эмблемой Индии раньше был лев. Сейчас эмблемой страны сами индийцы считают тигра...» («Слоновая пристань в Амбере») (См. текст во 2 файле «Приложение к лекции 9»);

4) хроникально-информационные вставки;

5) описания географического характера: «Настоящую слоновую пристань встретили мы близ Джайпура в городке Амбер. Над городком, на горе, открытая солнцу и ветрам из пустыни, стоит старинная крепость – дворец великих Моголов».

Работа над очерком требует большого, всестороннего и тщательного изучения вспомогательных материалов.

Итак, этап инвенции в путевом очерке сохраняет ту же структуру, что и в других жанрах, но журналист наполняет ее по-своему, придавая индивидуальные черты, свойственные только жанру путевого очерка. Это своеобразие заключается в следующем:

1) автор всегда накапливает материал не за письменным столом, а по ходу маршрута. И здесь очень важна его наблюдательность, острота зрения, в какой-то мере интуиция (что из увиденного затем войдет в очерк);

2) автор изучает вспомогательный материал, способный помочь раскрытию темы;

3) автор собирает объективные данные, присоединяя к ним известную долю субъективности в описании мест, событий;

4) автор формулирует тему с учетом маршрута, отбирает наиболее важные, существенные характеристики предварительно и во время пути, на основе тщательного знакомства с возможно более широким кругом фактов, мнений, личных впечатлений, наблюдений, пользуясь при этом «общими местами».

Все разнообразные материалы путевого очерка, все его образы собираются вокруг главной задачи: изобразить, создать единое впечатление о том, что автору показалось интересным, занимательным.

Диспозиция

(работа над композицией текста, его планом)

Построение путевого очерка неразрывно связано с разработкой темы. Композиция его – одно из главных средств выражения содержания. При расположении найденного материала путевого очерка необходимо помнить, что речь идет о материале, печатающемся в СМИ, специфика которых требует особой организации, построения, и что речь идет о создании так называемого комбинированного, художественно-публицистического жанра. Очерк является одной из самых разносторонних и свободных литературных форм: в нем может соединяться и сюжетный рассказ, и сценка, и статистическая выкладка, и публицистический выпад (аналитические рассуждения, оценка фактов) и т.д. Итак, композиция очерка полифонична, включает в себя композиционные приемы публицистического, художественного и даже научного стилей. Схематично возможные формы построения жанра (развертывание этапа диспозиции) можно представить следующим образом:

ОЧЕРК

 

сюжетный

бессюжетный



экспозиция

завязка

развитие действия

кульминация

развязка

зачин

 

основная часть

 

концовка


Поскольку путевой очерк в большинстве своем бессюжетен, рассмотрим более подробно структуру бессюжетного очерка. Путевой очерк вмещает в себя несколько временных планов, связанных с отдельными героями и маршрутами, различные места, разнообразие географических описаний. Все они должны связываться между собой одним мотивом. Основные типы композиционных форм должны соответствовать типам связей, характерных для окружающей действительности: временным и причинно-следственным. В связи с этим большинство исследователей выделяет такие формы построения бессюжетного очерка:

^ 1. Хроникальное построение материала (описание явлений, событий, человеческой жизни в их временной последовательности). Данный тип построения – наиболее часто встречающийся в путевом очерке (см. анализируемый очерк В. Пескова).

^ 2. Структурное построение материала, основанные на причинно-следственных связях. Таким образом создаются очерки-исследования, где нет рассказа во времени, а все повествование строится по принципу логической последовательности. Таково, например, построение очерка В. Пескова «Слоновая пристань в Амбере».

^ 3. Так называемая эссеистская, свободная форма построения, основанная на сложных ассоциативных связях и образных обобщениях. Как правило, эта форма объединяет в себе признаки первых двух и достаточно часто встречается на страницах газет. Каковы связки, переходные мостики от одной части к другой, от одного изобразительного момента к другому?

Связки могут быть простыми, небольшими по объему: краткая авторская реплика, сравнение или противопоставление, прямое обращение автора к читателю, краткий авторский комментарий, вопрос, заданный автором; и большими, сложными: пейзажная зарисовка, развернутый диалог, эпизод, лирическое отступление, воспоминание, размышления автора.

Так, в очерке «Кормилец Севера» зачин и основная часть связываются вопросительным предложением «Но что это там вблизи горизонта?» И дальше от зарисовки вида зимнего Севера осуществлен переход к непосредственному описанию жизни оленей: «Облако пара, и под ним что-то темное... Ба! Да это ж рога».

В очерке «Слоновая пристань в Амбере» зачин и основная часть присоединяются друг к другу небольшой исторической справкой: «Эмблемой Индии раньше был лев. Сейчас эмблемой страны сами индийцы считают тигра... В Дели мне дали справку: “В Индии сейчас примерно пятнадцать тысяч диких слонов и пять ручных”».

Именно в очерке, как в никаком другом жанре, целесообразно использовать кольцевую композицию. Этот прием придает структуре произведения особую стройность и целостность. Кроме того, повторение наиболее важных фактов и мыслей, выносимых автором в начало и конец, усиливают звучание основной идеи материала.

Что касается наиболее частых способов оформления зачинов и концовок, а также использования в них «общих мест», то здесь можно отметить, что наиболее частой формой зачина является зарисовка. Например: «Тундра зимой неприветлива, безотрадна. Мороз и ветер царствуют на бескрайней равнине. Никакого проявления жизни! Кажется, необитаемая планета».

Поскольку зарисовка строится на основании таких топосов как «род – вид», «целое – часть», «свойства», то они чаще всего и используются для зачина.

Концовка чаще всего – краткий, очень емкий, порой философский вывод: «В каждой зоне Земли человек приспособил, поставил на службу себе животных. В среднем поясе – это лошадь, в пустынях – верблюд, в горах – ламы и мулы, в тропических зонах – буйволы и слоны. Но ни одно из этих животных по пользе, приносимой людям, не может сравниться с северным оленем. Олень на Севере – сама жизнь». В данной концовке использованы топосы «сопоставление», «место», «определение».

Что касается основной части, то расположение материала в ней полностью подчиняется авторскому замыслу. Трудно выделить, есть ли градация между смысловыми частями текста в путевом очерке (как в проблемном, где есть требование обозначить структурно кульминационный момент). В большинстве своем все описываемые факты в путевом очерке равнозначны и располагаются либо во временной последовательности – шаг за шагом, или одно вытекает из другого – как причина и следствие, либо фрагменты объединяются эмоциональным настроем автора.

Итак, кажущаяся вольность изложения в очерке на самом деле несет в себе художественную целостность, стройность, являясь способом организации материала. Задача автора – умело скомпоновать подобранный материал, выделив и усилив наиболее яркие, существенные моменты, умело представив собственные впечатления и раздумья, найдя своеобразный ход выражения и связи фактов и мыслей.

^ Этап диспозиции в путевом очерке учитывает специфические особенности данного жанра. Прежде всего это единое связующее звено всего текста – маршрут, путешествие. В какие бы стороны ни уходил автор в своих исследованиях и описаниях, он отталкивается от главного – от маршрута и увиденного на нем. Кроме того, на этапе диспозиции автору необходимо отобрать наиболее интересные, яркие и существенные факты из массы набросков, отмеченных в записной книжке. Ведя повествование от одного момента к другому, необходимо учитывать способы связи отдельных частей и фрагментов.

Элокуция

(собственно создание текста, его написание)

Двуединая природа жанра – художественность и публицистичность – обусловливает употребление языковых и речевых средств в путевом очерке.

О лингвистических особенностях уже говорилось при общей характеристике жанра (См. лекцию 8). Поэтому здесь большее внимание будет уделено тропам и фигурам, характерным для данного жанра.

Любой очерк богат метафорами, эпитетами, сравнениями, часто встречаются метонимия и синекдоха. Использование тропов в путевом очерке проследим на примере того же текста.

В очерке В. Пескова встречаются следующие метафоры, позволяющие сделать текст живописнее и ярче: «Мороз и ветер царствуют на бескрайней равнине»; «ты вдруг видишь шевелящийся на ветру низкорослый густой лес. Ба! Да это ж рога».

Встречаются и яркие, интересные эпитеты: «Тундра зимой неприветлива, безотрадна»; «С первыми холодами начинают олени великие свои кочевья» и др. Мастерски использует В. Песков сравнения: «На снегу олень себя чувствует примерно так же, как люди на лыжах»; «Вблизи скопленье животных похоже на один организм».

Рассмотрим употребление некоторых фигур.

В очерке «Слоновая пристань в Амбере» автор использует для названия слонов, о которых идет речь, следующие описательные перифразы. Они, с одной стороны, позволяют передать отношение автора к своим героям, с другой, – дают характеристику героям: «серая гора», «серые дирижабли», «живой механизм», «великан-невольник».

Другая фигура, часто встречающаяся в очерке – эпифонема, использование которой определяется хорошо прочувствованным, эмоционально поданным материалом. Жанр путевого очерка – благодатная почва для выражений эмоций автора. У В. Пескова эта риторическая фигура встречается достаточно часто: «Тысячи километров морем, две тысячи по реке... Представляете путь к родимой своей речушке или ручью!» («У финиша жизни»).

Для жанра очерка характерно использование фигур диалогизма. Пишущий периодически задает вопросы от своего или чужого лица и тут же отвечает на них. Включение элементов диалога в монологическую речь делает ее более убедительной и выразительной. Вот примеры их употребления: «Как удовлетворить без обиды желающих тут побывать? Собирают заявки и устраивают лотерею» («У финиша жизни»). «Какой навигационный прибор приводит лососей в нужное место с такой потрясающей точностью? Считают: все дело в запахах и огромной чувствительности к ним лососей».

Автор мог бы просто вести повествование-рассказ. Но использование диалоговых форм обращает внимание читателей на определенные моменты в то время, когда, казалось бы, устаешь от преподнесенной информации; уместность вопроса помогает понять ход мыслей автора. Проследим, какие фигуры диалогизма использовал В. Песков при создании очерка «Кормилец Севера». Так, среди фигур выделения можно отметить разного вида повторы, в том числе анафору: «Сразу приспособлен оленек к выживанию. Очень теплая шубка спасает от холодов. Очень густое, сытное молоко у заботливой матери». Анафора выполняет смысловую нагрузку.

Интересно и разнообразно в текст очерка включены разного вида лексические повторы. Например, когда последнее слово предложения становится первым в следующем предложении: «И от холода он не страдает. Страдает от перегрева».

Среди фигур, образуемых соединением и перестановкой слов в тексте, встречаются: многосоюзие, антитеза, инверсия, амплификация.

Интересно проследить, как, используя данный тип фигур, автор передает картину движения, динамики в таком отрывке: «На Севере всем живется несладко. И летом, когда съедает мошка, и зимой, когда все укутано снегом и когда ветер с морозом не знают пощады... Воровски оглядываясь, песец пробежал... На виду – олени. Хотя и низкорослые, они выглядят вызовом и холоду, и пространству, и явной бескормице» (многосоюзие).

В очерке есть примеры фигуры уподобления: «тундра – необитаемая планета».

Для выражения собственных эмоций и придания тексту диалогичности очеркист использует риторический вопрос, риторическое восклицание и ответствование. Причем вопрос и ответствование часто идут рядом: автор задает вопрос и сам отвечает на него. Например: «Но что это там вблизи горизонта? Облако пара, и под ним что-то темное».

Эмоционально и откровенно звучат в тексте риторические восклицания: «Никакого проявления жизни!»; «Ба! Да это ж рога. Это стадо оленей!»; «Сколько пришлого люда в тундре!»; «Боже, с каким трудом им доставалась тут еда».

Безусловно, любой текст становится ярче, выразительнее, если в нем есть тропы и фигуры. Они выполняют самые разные функции, помогая автору высказать основные смысловые моменты, показать предмет речи с разных сторон, что весьма важно для такого публицистического жанра, как очерк.


^ ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

1. Каковы функции пейзажных зарисовок в путевом очерке? Каковы особенности авторского почерка при введении пейзажных зарисовок?

2. Проследите на примере данного очерка, как происходит «перебивка» стиля.

3. Какие «общие места» встречаются в начале, середине, в заключительной части очерка?

4. Найдите лирические отступления в тексте и попробуйте заменить или опустить их. Выиграет ли текст от такой замены?

5. Прокомментируйте выразительность языковых средств:

а) Приведите примеры специальной лексики в очерке. Как использование данной лексики помогает раскрытию темы?

б) Проанализируйте синтаксис очерка В. Пескова. Какие синтаксические средства особенно привлекли ваше внимание?




Похожие:

Лекция этапы работы по созданию путевого очерка проследим на анализируемом тексте В. Пескова «Кормилец Севера» iconЛекция этапы работы по созданию путевого очерка проследим на анализируемом тексте В. Пескова «Кормилец Севера»
Проследим на анализируемом тексте В. Пескова «Кормилец Севера», как реализуются основные положения традиций классической риторики...
Лекция этапы работы по созданию путевого очерка проследим на анализируемом тексте В. Пескова «Кормилец Севера» iconПоложение о конкурсе творческих работ
«Живой мир нашего города» творческие работы (прозаические произведения могут быть представлены в форме рассказа, очерка, эссе, сказки,...
Лекция этапы работы по созданию путевого очерка проследим на анализируемом тексте В. Пескова «Кормилец Севера» iconПоложение о конкурсе творческих работ
«Живой мир нашего города» творческие работы (прозаические произведения могут быть представлены в форме рассказа, очерка, эссе, сказки,...
Лекция этапы работы по созданию путевого очерка проследим на анализируемом тексте В. Пескова «Кормилец Севера» iconКак написать курсовую работу?
Материалы курсовой работы должны излагаться четко, ясно, последовательно, при соблюдении логичности перехода от одной главы к другой...
Лекция этапы работы по созданию путевого очерка проследим на анализируемом тексте В. Пескова «Кормилец Севера» icon1. 1 Содержание коммерческой работы 1 Содержание коммерческой работы
...
Лекция этапы работы по созданию путевого очерка проследим на анализируемом тексте В. Пескова «Кормилец Севера» iconКонкурс проводится в рамках одноименной благотворительной программы компании «Северсталь»
Оргкомитет конкурса «Музеи Русского Севера» сообщает, что стартовал прием заявок на участие в пятом Открытом грантовом конкурсе «Музеи...
Лекция этапы работы по созданию путевого очерка проследим на анализируемом тексте В. Пескова «Кормилец Севера» iconЛекция 1 Основные виды городского пассажирского транспорта
Особенности городских грузовых и пассажирских перевозок, планировочная структура города и характер ее развития привели к созданию...
Лекция этапы работы по созданию путевого очерка проследим на анализируемом тексте В. Пескова «Кормилец Севера» iconЛекция № Античная философия Вопросы к лекции
Вопрос № Возникновение античной философии и ее основные этапы Античная (Древнегреческая) философия возникает в VII-VI веках до н...
Лекция этапы работы по созданию путевого очерка проследим на анализируемом тексте В. Пескова «Кормилец Севера» iconЛекция № Античная философия Вопросы к лекции
Вопрос № Возникновение античной философии и ее основные этапы Античная (Древнегреческая) философия возникает в VII-VI веках до н...
Лекция этапы работы по созданию путевого очерка проследим на анализируемом тексте В. Пескова «Кормилец Севера» iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Эвм имеет ряд общих этапов. При решении одних задач некоторые этапы могут быть вырожденными. В других задачах какие-то этапы могут...
Лекция этапы работы по созданию путевого очерка проследим на анализируемом тексте В. Пескова «Кормилец Севера» iconПриложение №1 Заявка на участие в городском фестивале художественного и литературного творчества, вокального и исполнительского искусства, хореографического мастерства «Энергия Севера»,
«Энергия Севера», посвященном 40-летию пуска первого энергоблока Кольской аэс и 45-летию со дня образования поселения города Полярные...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы