Лекция Генезис геронтопсихологического знания icon

Лекция Генезис геронтопсихологического знания


Скачать 186.67 Kb.
НазваниеЛекция Генезис геронтопсихологического знания
Дата публикации11.08.2013
Размер186.67 Kb.
ТипЛекция

Лекция 1. Генезис геронтопсихологического знания


В последнее десятилетие, в связи с увеличением продолжительности жизни человека, заметно возрос интерес к геронтологическим проблемам. Число престарелых граждан во всем мире отличительно растет, а проблемы старости и старения становятся глобальными. Необходимость сохранения активной жизни в пожилом возрасте – одна из актуальных тем современных научных исследований.

Несмотря на повышение внимания, которое привлекает к себе процесс старения человека, многие вопросы здесь до сих пор остаются неразработанными. Нет еще и точного определения самого понятия старость. Встречаются так же и такие определения как: пожилой возраст, поздняя взрослость, старческий возраст.

В демографическом энциклопедическом словаре (1985 г.) приводится следующее определение: “Старость – биопсихологическое и социально-историческое понятие с условными и меняющимися границами на разных этапах историко-эволюционного развития человечества и в различных эколого-популяционных и социальных группах”.

Проблема старения занимала человека уже в глубокой древности. Первые определения старения и его причины относятся еще к античной эпохе. Великий древнегреческий врач Гиппократ (V-IV в. до н. э.) считал старость результатом утечки природного тепла и высыхания организма. Философ Платон указывал, что на старение особенно влияет образ жизни в среднем возрасте.

В разные годы своего развития наука о старении человека вбирала в себя новые знания, создаваемые специалистами различных отраслей: врачами и физиологами, философами и биологами, психологами и социологами, историками и правоведами. В своих трудах о проблемах старости писали Цицерон, Аристотель, Роджерс, Бэкон, Ж.-А. Кондорсе. Мифы и легенды о вечной молодости, долголетии и бессмертии, создавались и поддерживались на протяжении всего развития человечества.

^ Характеристика геронтологического знания. Проанализируем гипотезы и идеи, существовавшие в разное время, по поводу механизмов старения и усилий, направленных на отдаление времени старости, а также закономерности эволюции представлений и смены одних идей другими, продиктованные общим развитием науки. Вместе с тем проследим преемственность в развитии теории старения /геронтологии/.

Геронтология - одна из древнейших наук, родившаяся на стыке философии и медицины. Её возникновение связано с именами основателей медицины Гиппократа и Ибн-Сины /Авиценна/, философов Цицерона и Сенеки. В прочем, и Гиппократ, и Авиценна своими философскими трудами занимают достойное место в истории философии.

Человек со времени возникновения цивилизации, на протяжении всей её истории стремился продлить жизнь, отодвинуть смерть, вернуть молодость - "повернуть реку времени вспять" Он постоянно искал средства для осуществления этой мечты. Но только в XX веке /большей частью во второй его половине/ эти поиски приобрели характер конкретных экспериментальных воздействий и их результаты стали практически использоваться. По сути дела, геронтология - ровесница культуры, она одинаково самая древняя из молодых и самая молодая из древних наук.

Важнейшей характеристикой геронтологии является её комплексность, развивающаяся на основе междисциплинарных исследований. Во все времена наука о старении вбирала в себя новые знания, создаваемые учеными самых различных отраслей: медицины и физиологии, философии и биологии, психологии и социологии, демографии и этнографии, истории и правоведения. В XX веке геронтология обогатилась достижениями новых, более молодых и тонких наук: биохимии, биофизики, психоаналитики, психофизиологии.

^ Этапы развития геронтологического знания. Методы и технологии. С древних времен (Цицерон и Авиценна) развитие геронтологии шло под влиянием медицины и философии. Первыми значительными трактами, посвященными этой теме следует назвать: "Катон старший о старости" Марка Туллия Цицерона (106-43 гг. до н.э.) и "Медицинский канон" или "Поэма о медицине" Абу Али Ибн Сина /Авиценна/ (980-1037 гг.). Названные произведения разделены веками, но их объединяет то, что это первые фундаментальные, специально посвященные проблемам старения труды. /Правда, еще до того был Аристотель с "крошечным сочинением" (выражение Ф.Бэкона) "О долгой и короткой жизни' / . И что еще важнее, оба мыслителя писали о старости как об определенном этапе жизни, способном быть таким же полноценным, творчески плодотворным, как и предыдущие. Медицинские рекомендации Авиценны в течение многих веков служили руководством для врачей и кое - чем полезны и поныне.

Средневековая наука сделала крутой вираж в сторону мистики и алхимии, этим влияниям подверглись и геронтологические знания. Авиценна порицал веру в астрологические предсказания здоровья и болезней. Тогда как оригинальный философ, оксфордский выпускник и преподаватель, борец с невежеством и проповедник светского образования Роджер Бэкон уверял, что с помощью "сокровенных средств и магии можно человеческое тело освободить от всех неправильностей и продлить жизнь на многие столетия" (" Opus majus " /"Большой труд"/).

Действительный статус науки геронтология приобретает в XVIII веке. Её успехи вселяли уверенность в том, что "должно наступить время, когда смерть будет только следствием либо необыкновенных случайностей, либо все более и более медленного разрушения жизненных сил". Так заявлял в работе о прогрессе человеческого разума французский ученый Жан-Антуан Кондорсе (1743-1794). Примечательно, что Кондорсе был не врачом, а социологом. Но еще задолго до Кондорсе Френсис Бэкон (1561-1626), которого называют отцом научной геронтологии, в фундаментальном труде, посвященном классификации наук ("Великое восстановление наук") писал о новой науке, которая еще только должна быть создана, её делом станет учение о продлении жизни. Там же Ф.Бэкон высказывает свои советы и рекомендации социально-гигиенического характера, способствующие, по его мнению, продлению жизни. Философ утверждал, что работы по продлению жизни должны идти тремя путями: замедление процесса изнашивания, надежное поддержание существования и обновление того, что уже начало стареть. То есть можно утверждать, что медицина никогда не обладала "монополией" на решение проблем долголетия, ими всегда в неменьшей мере интересовались философы.

Вклад российской науки в создание геронтологии обозначен выдающимися трудами научных школ С.П. Боткина, И.И. Мечникова, И.П. Павлова. Ученый и клиницист С.П.Боткин (1832-1889) выдвинул идею о разграничении старости на физиологическую и патологическую или преждевременную, когда человек не доживает до видового предела. Он утверждал, что патологические старость и смертность в России - результат условий жизни, что в России не принимается "соответствующих предупредительных мер, указанных наукой, и польза которых доказана опытом многочисленных городов и стран".

На рубеже веков более других проблемами геронтологии занимался И.И.Мечников /он же дал название этой науке/. Ученый посвятил этим проблемам две работы: "Этюды о природе человека" и "Этюды оптимизма", где первым предпринял научный анализ старости и смерти, и изложил созданную им собственную теорию об ортобиозе - оптимистическом понимании жизни и смерти. Сама логика исследования привела великого биолога к философским проблемам геронтологии, к пониманию социальной сущности человека вообще, и проблемы долголетия в частности. Он писал: "Недостаточно заниматься одним только выдумыванием способов лечения; нужно взяться за изучение общего вопроса о судьбе человеческой: почему человек неуклонно стареет и в конце концов умирает, когда в нем еще так велико желание жить" /"Этюды оптимизма"/.

Неоценимо значение работ школы И.П.Павлова (1849-1936) в развитии исследований возрастных изменений, создавшей современные представления о высшей нервной деятельности, об адаптационных возможностях организма. В трудах И.П.Павлова, как и в трудах его учителя И.М.Сеченова, одно из центральных положений заключается в том, что формирование сложнейших актов психической (по тогдашней терминологии - "душевной") деятельности ведущее место принадлежит, как писал Сеченов в работе "Элементы мысли", условиям существования.

И.П.Павлов, изучая высшую нервную деятельность животных, основной целью своей работы ставил вскрытие закономерностей психической деятельности человека, но он не считал возможным перенесение закономерностей высшей нервной деятельности, открытые при изучении собаки, на человека. Он указывал, что особенности высшей нервной деятельности человека "поражающе резко выделяют его из ряда животных". И условия существования человека и особенности его высшей нервной деятельности делают бессмысленными и некорректными расчеты видовой (предельной) продолжительности жизни по животному типу. /О характере таких расчетов мы писали в предыдущей главе./

Основатели отечественной геронтологии сформировались как ученые в прошлом веке. Тогда же ими были выдвинуты идеи, которые стали фундаментальными в строящемся здании геронтологии, что особенно важно для данного исследования, вплотную приблизились к пониманию социальных проблем геронтологии. Кроме названных ученых в этом ряду: А.А.Богомолец, А.В.Нагорный, А.Н. и С.А. Северцевы, И.Р.Тарханов, И.И.Шмальгаузен. Дальнейшая разработка этих идей привела к образованию теории, созданию её экспериментальной базы, практическому использованию и возникновению новой отрасли науки - социальной геронтологии. Но это произошло уже в XX столетии.

Говоря о развитии геронтологии в XX веке, следует хотя бы назвать предпосылки, созданные учеными смежных дисциплин мирового сообщества и Наукой в целом, которые способствовали обретению геронтологией статуса науки. Этому способствовали предпосылки, созданные учеными смежных отраслей. Стремительное приобретение биологией приоритетных позиций в науке, использование ею достижений химии и физики и как результат: создание двух новых наук - биохимии и биофизики. Вместе с этим открытие пенициллина, витаминов, гормонов, применение методов антисептики Луи Пастера значительно продвинуло медицину. Большое влияние на сохранение здоровья и увеличение сроков жизни оказало рождение новой науки - диетологии. Значительным успехом было открытие того, что работу всех внутренних органов регулирует особый участок головного мозга - гипоталамус, который определяет такие процессы, как сон и бодрствование, эмоциональные проявления и артериальное давление, терморегуляцию и обмен веществ, ассимиляцию и диссимиляцию.

В советское время возникли новые научные школы геронтологии Д.Ф.Чеботарева, З.Г. Френкеля, В.В. Фролькиса, которые добились значительных успехов в развитии биологического и медицинского направлений, тогда как социальный аспект старения ограничивался разработкой форм организации медико-социальной помощи пожилым и старикам и составлением гериатрических программ обучения медицинских работников. Однако, именно эти ученые заложили основы социальной геронтологии.

Характерным, качественным моментом развития геронтологии в XX в. является действие двух равновеликих тенденций: дифференциация и интеграция научного знания. С одной стороны, геронтология включает в свой теоретический и практический инструментарий результаты и методы других наук, с другой - расщепляется на отдельные отрасли знания. С 30-х годов в геронтологии выделились самостоятельные исследовательские проблемы: геронтология человека, геронтология животных, геронтология растений, обособились молекулярная, биологическая, экологическая и эволюционная геронтологии. Несколько позже произошла дифференциация исследований процессов старения на теоретические и прикладные, а самой науки - на теоретическую и прикладную.

С 50-х годов начинается резкий рост числа людей пожилого возраста в развитых странах, а вместе с тем и проблем, связанных с их обеспечением, что заставило общество обратить внимание на положение престарелых граждан, их нужды и социальную защищенность. Исследователи многих стран утверждают, что здоровье населения только на 8-10% зависит от здравоохранения и на 60-65% оно определяется образом жизни, питанием, условиями внешней среды. Можно сомневаться в точности процентных соотношений, но то, что самые весомые факторы - это образ жизни и среда обитания, то есть совокупность социальных факторов, - безусловно. Следовательно, развитие геронтологии лишь по пути решения медицинских проблем выглядит тупиковым вариантом.

Примечательно, что в России социально-геронтологические идеи и гипотезы намного опередили вхождение в научный обиход самого названия этой области знания. В работах А.А. Богомольца о продолжительности жизни медицинские проблемы рассматриваются наряду с социальными. Богомолец давал аргументированные рекомендации о правилах поведения и общения пожилых людей и с пожилыми людьми. Малоизвестно, что Д.И. Менделеев занимался проблемами старения, долголетия и смерти. В начале века была опубликована интереснейшая во всех отношениях работа ученого "Заветные мысли" (М., 1995), где говорилось о необходимости изучения проблем, связанных с продолжительностью жизни и рассматривался социальный аспект геронтологии. В частности, Менделеев писал, что "с увеличением процента бодрых стариков человечество должно будет улучшиться, потому что такие старики, умудренные опытом жизни, благотворно будут влиять на молодежь, каким бы самомнением она ни заразилась".

Если в США и других западных странах сторонниками самостоятельности социальной геронтологии были социологи и психологи, то в России этим занимались гигиенисты, что, в общем-то, и неудивительно. В России до последних десятилетий уровень развития и социологии, и психологии был таков, что немногочисленным специалистам этих отраслей едва хватало сил, чтобы сопротивляться полному вымиранию той и другой науки.

Решение практических, а затем и теоретических вопросов положения стариков в обществе вызвало появление новой отрасли геронтологии - социальной геронтологии. При развитии этого научного направления на первый план вышли разработки социологических, социально-психологических, экономических, этических проблем старения. Социальная геронтология изучает человека как социобиологическое существо и потому интегрирует гуманитарный и медико-биологический подходы к решению собственных проблем.

Социальная геронтология к настоящему времени переросла рамки узко академических исследований, приобрела статус самостоятельной науки и учебной дисциплины. Её девиз: "Не только добавить годы к жизни, но и жизнь к годам".

Анализ литературы по проблемам возрастной психологии показал, что определение понятия старость относиться к числу “вечных проблем”. Ведутся дискуссии вокруг того, что считать старостью, ее первыми проявлениями, что такое возраст старости и каковы его границы. Основная трудность в определении этого понятия в том, что старение – процесс длительный, плавный, не существует точной границы, которая отделяет старость от среднего возраста. В целом, старение – процесс индивидуальный, у одних людей он начинается раньше, у других позже.

Сопоставление различных возрастных классификаций дает чрезвычайно пеструю картину в определения границ старости, которые колеблются в широких пределах от 45 до 70 лет. Характерно, что почти во всех возрастных классификациях старости можно увидеть тенденцию к ее дифференцированности на подпериоды. При этом нужно учитывать, что с момента наступления старости процесс старения не заканчивается, он продолжается, и существуют большие различия между стареющими людьми.

Выделяют календарный возраст – объективный показатель, связанный чисто с физическим течением времени и выражаемой в абсолютных физических единицах времени.

В разные периоды истории общества и в разных культурах начало старости определялось следующим образом: Пифагор – 60 лет, китайские ученые – 70 лет, английские физиологи XX века – с выше 50 лет, немецкий физиолог М. Рубнер – 50 лет старость, 70 лет – почтенная старость.

Ю. Б. Тарнавский предлагает весь период позднего возраста делить на отдельные группы: пожилой возраст (его еще называют инволюционным или предстарческим) – от 50 до 65 лет; старческий возраст - от 65 и выше. (3)

Е. С. Авербух, отечественный психиатр условно выделяет возраст 45-60 лет как пост репродуктивный (климактерический) период, предшествующий пожилому (предстарческому - 60-75 лет) и старческому (75-90 лет) возрастом. По мнению автора людей свыше 90 лет следует считать долгожителями

В отечественной науке принята следующая схема возрастной периодизации:

  • Пожилой возраст 60-74 года мужчины, 55-74 года женщины.

  • Старческий возраст 75-90 лет мужчины и женщины.

  • Долгожители – 90 лет и старше мужчины и женщины.

Выделяется также пенсионный возраст, границы которого устанавливаются государством. При определении пенсионного возраста исходят из возраста хронологического – количества прожитых лет.

Существует понятие функционального возраста, который отражает возрастную динамику физиологических функций, определяется генетическим компонентом, образом жизни, перенесенными заболеваниями, стрессовыми ситуациями, физической, психической и интеллектуальной активностью; психологического возраста – группа показателей, характеризующих возрастные измерения психики; биологического возраста – показатель уровня износа структуры и функций организма.

Авторы отмечают, что разграничения на периоды является условными, поскольку календарный (хронологический) и биологический, а также психологический возраст не всегда совпадают.

Современная геронтопсихология основывается на следующих представлениях о природе старости и старения.

  1. Социально- психологическое развитие человека не ограничено какими-то определенными периодами его бытия, оно осущесвляется на протяжении жизни.

  2. К старости человек не исчерпывает все свои резервные возможности, потенциал своего развития.

  3. Психическое развитие человека настолько многомерно, многоформно и многонаправлено, что практически невозможно выявить все его проявления, качества и возможности.

  4. Личностно-психологическое развитие человека происходит разными темпами и достигает разного уровня в различных областях социальной действительности. Соответственно, соотношение утрат и приобретений оказывается различным в разные периоды старения человека.

Старение – многоплановый процесс. Можно говорить о физическом, личностно-психологическом, профессиональном, социальном аспектах старения.

В современной психологии все более утверждается точка зрения, согласно которой старение не может рассматриваться как простая инволюция, угасание или регресс; это, скорее, продолжающееся становление человека, включающее многие приспособительные и компенсаторные механизмы. Причем, люди позднего возраста вынуждены не только приспосабливаться к новой ситуации вовне, но и реагировать на изменения на изменения в самих себе.

Необходимо строго различать понятия старения и старости.

Старость – это заключительный период жизни человека, условное начало которого связано с отходом человека от непосредственного участия в производительной жизни общества, характеризующийся новообразованиями, как и любой другой возраст. (Ермолаева М.В.)

Старение – разрушительный процесс, протекающий в результате нарастающего с возрастом повреждающего действия внешних и внутренних факторов, приводящий к недостаточности физиологических функций организма. Старение представляет собой постоянно развивающееся и необратимое изменение структур и функций живой системы. (Яцемирская Р.С., Беленькая и.Г.)

По мнению известного советского геронтолога И.Давыдовского, в этих понятиях переплетаются объективные законы жизни и субъективные антропоморфные представления человечества, а также просто страстное желание жить долго.

Старость является не статичным состоянием, а динамичным процессом. Она связана со специфичными изменениями условий жизни, многие из которых, к сожалению, имеют негативную окраску. К ним принадлежат: изменение физических возможностей, утрата общественного положения, связанного с выполнявшейся работой, изменение функций в семье, смерть или угроза утраты близких людей, ухудшение экономических условий жизни, необходимость приспосабливаться к быстрым культурным и бытовым изменениям, радикальное изменение стиля жизни.

^ Типология старости

При рассмотрении различных типологий важно учитывать, что эти классификации всегда относительны, т.к. в реальной жизни “в чистом виде” психологические типы встречаются редко. Типология служит ориентировкой, базой для конкретной работы.

А. Толстых отличает, что в старости происходит изменение личности и картина измерений чрезмерно насыщена разнообразным набором качеств, которые редко встречаются в одном человеке. Поэтому существует необходимость рассмотрения различных типологий старости.

И. Кон приводит свою классификацию типов старости, в зависимости от характера деятельности, которой она заполнена.

  1. Первый тип – активная, творческая старость.

Люди расставались с профессиональным трудом и продолжали участвовать в общественной жизни, живут полнокровной жизнью, не ощущая какой либо ущербности.

  1. ^ Второй тип старости также отличается хорошей социальной и психологической приспособленностью, но энергия этих людей направлена главным образом на устройство собственной жизни – материальное благополучие, отдых, развлечение и самообразование, на что раньше не доставало времени.

  2. ^ Третий тип, в котором преобладают женщины, находит главное приложение силы в семье. Им некогда хандрить или скучать, но удовлетворенность жизнью у них обычно ниже, чем у представителей первых двух типов.

  3. ^ Четвертый тип – люди, смыслом жизни которых стала забота о здоровье, которая стимулирует достаточно разнообразные формы активности и дает определенное моральное удовлетворение. Однако эти люди склонны преувеличивать значение своих действительных и мнимых болезней.

Все эти 4 типа старости И. Кон считает психологически благополучными и замечает, что есть и отрицательные типы развития. К таковым могут быть отнесены агрессивные старые ворчуны, недовольные состоянием агрессивного мира, критикующие все кроме себя. Другой вариант негативного проявления старости – разочарование в себе и собственной жизни, одинокие и грустные неудачники. Они винят себя за действительные и мнимые упущенные возможности.

Психиатр Е. С. Авербух выделяет два крайних типа в собственном отношении к своей старости. Одни долго не чувствуют и даже не осознают свой возраст, поэтому в поведении “молодятся”, подчас теряя в этом чувство меры; другие – как бы переоценивают свою старость, начинают чрезмерно беречь себя, раньше времени и больше чем это требуется, ограждают себя от жизненных треволнений.

Другие отечественные психиатры условно выделяют три типа старости: “счастливая”, “несчастливая” и психопатологическая. “Счастливая” старость характеризуется умиротворенностью, мудрой просветленностью мировосприятия и мировоззрения, созерцательностью, сдержанностью и самообладанием. Так называемая “несчастливая” старость обуславливается повышением уровня личной тревоги, тревожной мнимости по поводу своего физического здоровья. Характерны также склонность к частым сомнениям и опасениям по незначительному поводу, неуверенность в себе, в будущем, потеря прежнего и отсутствие иного смысла жизни, размышления о приближающейся смерти.

Психопатологическая старость” проявляется возрастно-органическими нарушениями психики, личности и поведения. Наблюдается снижение адаптационных возможностей психопатической личности с частым развитием разнообразных дезадаптационных реакций.

А.И. Анциферова, отечественный психолог, выделяют два типа, отличающихся друг от друга уровнем активности, стратегиями совладения с трудностями, отношение к миру и к себе, удовлетворенностью жизни.

Представители первого типа мужественно, без особых эмоциональных нарушений переживают уход на пенсию. У них отличается высокая активность, которая связана с позитивной установкой на будущее. Нередко эти люди воспринимают установку как освобождение от социальных ограничений, предписаний и стереотипов рабочего периода. Занятия новым делом установление дружеских контактов, сохранение способности контролировать свое окружение порождают удовлетворенность жизнью и увеличивают ее продолжительность.

У представителей второго типа развивается пассивное отношение к жизни, оно отчуждаются от окружения, сужается круг их интересов и снижается показатели теста интеллекта. Они теряют уважение к себе и переживают тяжелое чувство ненужности. Такие люди тяжело переживают свой поздний возраст, не борются за себя, погружаются в прошлое и, будучи физически здоровыми, быстро дряхлеют.

Разработкой типологии старения занимались и зарубежные психологи.

Ф. Гизе предложил 3 типа стариков и старости.

  1. ^ Старик - негативный, отрицающий у себя какие либо признаки старости.

  2. Старик экстравертированный, признающий наступление старости, но к этому признанию приходящий через внешнее влияние и путем наблюдения окружающей действительности, особенно в связи с выходом на пенсию (наблюдения за выросшей молодежью, расхождение с нею во взглядах и интересах, смерть близких людей, изменения положения в семье).

  3. ^ Интравертированный тип, остро переживающий процесс старения. Появляется тупость по отношению к новым интересам, оживления воспоминаний о прошлом, ослабление эмоций, стремление к покою.

Английский ученый Д.Б Бромлей предлагает пять стратегий приспособления в старом возрасте. Эти пять типов выделены в результате исследования сорока хорошо адаптированных и тридцати плохо адаптированных субъектов.

^ 1. Конструктивная стратегия.

Характеризует зрелую личность, хорошо интегрированную, которая наслаждается жизнью, созданными тесными и близкими отношениями с другими людьми. Такие люди терпеливы, гибки, осознают себя, свои достижения, возможности и перспективы. Они принимают факты пожилого возраста, включая выход на пенсию и, в конечном счете, смерть. Представители этого типа сохраняют способность наслаждаться едой, работой, игрой и могут быть еще сексуально активны.

^ 2. "Зависимый тип".

Вторая стратегия также общественно приемлема, но имеет тенденцию к пассивности и зависимости. Индивид хорошо интегрирован, но полагается на других людей в обеспечение его материально и ждет от других эмоциональной поддержки. Он доволен выходом на пенсию, свободой от работы, хорошо понимает свои личные качества, сочетает чувства общей удовлетворенности жизнью с тенденцией к сверхоптимизму, непрактичность.

^ 3. "Оборонительный тип".

Менее конструктивная модель приспособления к пожилому возрасту. Такие люди преувеличенно эмоционально сдержанны, несколько прямолинейны в своих поступках и привычках. Предпочитают быть само обеспеченными, неохотно принимают помощь от других людей. Они избегают высказывать собственное мнение, с трудом делятся своими жизненными либо семейными проблемами, отказываются от помощи, доказывая себе то, что они независимы. Их отношение к старости пессимистично. Они не видят преимуществ в старости и завидуют молодым людям. Эти люди с большой неохотой и только под давлением окружающих оставляют профессиональную работу. Оборонительную позицию они временами занимают по отношению ко всей семье, что выражается в избежании проявления своих претензий и жалоб в адрес семьи. Защитным механизмом, используемым ими против страха смерти и обездоленности является активность "через силу" - постоянная подпитка внешними действиями.

4."Враждебнный".

Люди этого типа агрессивны, взрываются, подозрительны, имеют тенденцию к перекладыванию на окружающих собственных претензий и приписыванию им вины за все свои неудачи. Они мало реалистичны в оценки действительности. Недоверие заставляет их замыкаться и избегать контактов с другими людьми. Они отгоняют мысль о переходе на пенсию, ибо, как и люди с оборонительным отношением, используют механизмы разрядки напряжения через активность, с отягощением. Эти люди не воспринимают свою старость, с отчаянием думают о прогрессирующей утрате сил. Это соединяется с враждебным отношением к молодым людям иногда с переносом этого отношения на весь мир.

5. Самоненавидящий.

Этот тип отличается от предыдущего тем, что агрессия направлена на себя. Такие люди критикуют и презирают собственную жизнь. Они пассивны, иногда в депрессии, недостаточно инициативны. Они пессимистичны, не верят, что могут повлиять на свою жизнь, чувствуют себя жертвой обстоятельств. Люди этого типа хорошо осознают факты старения, но они не завидуют молодым. Они не бунтуют против собственной старости, а лишь безропотно принимают все, что шлет судьба. Смерть не беспокоит их, ее они воспринимают как избавление от страданий.

Психологические задачи заключительного этапа жизненного цикла: целенаправленное использование оставшихся лет жизни; адаптация к возрастным изменениям; отношение к собственному здоровью; адекватное восприятие старости; стремление к внутренней интегрированности, заменяющей профессиональную активность; подготовка к потере друзей и спутника жизни.

Продуктивные показатели возраста: жизненная мудрость, базирующаяся на опыте; потребность в передаче накопленного опыта, в уважении, в самоутверждении.








Похожие:

Лекция Генезис геронтопсихологического знания iconЛекция Генезис геронтопсихологического знания
Число престарелых граждан во всем мире отличительно растет, а проблемы старости и старения становятся глобальными. Необходимость...
Лекция Генезис геронтопсихологического знания iconЛекция 18. Человек и религия Лекция 1 Философия, ее смысл и функции. Истоки философии и её смысл. Философское мировоззрение. Методы философии > Структура и функции философии. 1вопрос. Термин «философия»
Мудрость обязательно предполагала особого рода знаний – знания единого во всём, в отличие от знания отдельных вещей. Философия с...
Лекция Генезис геронтопсихологического знания iconМетодические рекомендации по написанию курсовой работы по «Истории экономических учений» студентам очной и заочной форм обучения
Рф для экономических специальностей. История экономических учений – экономическая наука, изучающая генезис и эволюцию экономического...
Лекция Генезис геронтопсихологического знания iconДокументы
1. /Гражданский процесс/лекция 22/IMG_0016.pdf
2. /Гражданский...

Лекция Генезис геронтопсихологического знания iconЛекция по дисциплине: «Социология» Тема Идеалы и принципы научности в социальном познании. Основные социологические теории Доктор социологических наук
Отличительные признаки научного знания в социальном познании и их взаимосвязь с развитием науки и культуры
Лекция Генезис геронтопсихологического знания iconЛекция 2 (21. 09. 2011)
Какое место Знания занимают в системе человеческих приоритетов? В европе знание стало очень ценно. В конфуцианском Китае на первое...
Лекция Генезис геронтопсихологического знания iconЛекция №2 Тема: Основные принципы проведения анализа. Информациионная база анализа. (2 часа)
...
Лекция Генезис геронтопсихологического знания iconДокументы
1. /5/Agilent_семинар в БашГУ.pdf
2. /5/Лекция...

Лекция Генезис геронтопсихологического знания iconТом I космогенезис v]
Знание превыше всего. Каждый, кто принес частицу знания, уже есть благодетель человечества. Каждый, собравший искры знания, будет...
Лекция Генезис геронтопсихологического знания icon-
С 302 Введение в нейропсихологию детского возраста: Учебное пособие. — М.: Генезис, 2005. — 319 с.: ил
Лекция Генезис геронтопсихологического знания iconОсновы проблематики производства знания в синергетической парадигме впервые были подняты Ж.Ф. Лиотаром, но, ввиду недостаточной разработки данной проблемы требуют дальнейших исследований в этой области. Синергетическое производство знания отчасти было описано постмодернистской эпистемологией, котора
Дальнейшей задачей в этом направлении является исследование теоретических импликаций производства знания в эпоху постнеклассической...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы