Лекция Мореплавание в древний период icon

Лекция Мореплавание в древний период


Скачать 234.1 Kb.
НазваниеЛекция Мореплавание в древний период
Дата публикации04.08.2013
Размер234.1 Kb.
ТипЛекция

Лекция 1. Мореплавание в древний период.

  1. Зарождение мореплавания. Развитие судостроения и морской торговли.

В древности для рыболовства в открытом море люди применяли плоты из тростника, затем лодки из звериных шкур, позже челны и каноэ, выдолбленные из целого дерева. Управлялись плоты и лодки шестом, впоследствии веслом. В период ранней цивилизации появляются гребные суда (6 тыс. – 4 тыс. лет до н. э.).

Кто и когда впервые поставил на судно парус не известно. Предполагают, что это произошло за 5 тыс. лет до нашей эры. Слово «парус» происходит от греческого «фарос», что означает «полотно», «ткань».

На Руси использовался термин «ветрило». Паруса изготовляли из льняной или хлопчатобумажной ткани (сейчас наиболее распространен синтетический материал дакрон). Паруса на деревянных мачтах могли разгонять суда до скорости свыше 35 километров в час. Под парусным оснащением судна понимают сложный механизм парусов, рангоута (мачты, реи – деревянного каркаса) и такелажа (канатов).

Первые морские грузовые суда появляются в 3 – 1 тысячелетии до н. э. В 1 тысячелетии до н. э. начинают осуществляться дальние морские плавания. В 6 в. до н. э. финикийцы обошли вокруг африканский материк, карфагеняне обогнули Пиренейский полуостров, греки совершили плавание по Индийскому океану. В 6 в. до н. э. в мореплавании начинают использовать научные открытия.

Греческий философ Фалес из Милета открыл возможности ориентирования по созвездию Малая Медведица. Греческий астроном Евдокс Книдский (408-355 г. до н. э.) впервые объяснил движение планет, применив механическую модель, что сделало возможным изготовление географических карт. Математик Анаксимандр (610-546 гг. до н.э.) составил первые географические карты. В 7-5 в. до н. э. был изобретен железный якорь. В середине 3 в. до н.э. при входе в Александрийский порт на острове Фарос был построен первый маяк.

Первые серьезные изменения в парусном вооружении античных судов датируются 2-1 веком до н.э. Тогда на некоторых римских судах начали применять дополнительные наклонные мачты со вторым прямоугольным парусом небольшого размера (артемоном).


Парусность увеличивалась не на военных, а на торговых судах, так как много гребцов на них было иметь не выгодно в ущерб перевозимому грузу.

Следующий важный этап – использование паруса треугольной формы, прикрепленного к сильно наклоненному вперед рею. Такой парус называется латинским, хотя римляне заимствовали его скорее всего у арабов в 4 веке н.э. С ним судно могло идти при боковом и встречном ветре, меняя галсы. Самым распространенным типом парусно-гребных судов на Средиземноморье становится галера. (Последний раз галеры участвовали в боевых действиях в мае 1828 года во время Русско-турецкой войны).



  1. ^ Мореплавание народов средиземноморья.

В древнем Египте судостроение развивалось очень активно, что было обусловлено высоким уровнем развития самой цивилизации, географическим особенностями страны, представлявшей собой длинную полосу плодородной земли, периодически затапливаемую Нилом, значительной ролью внешней торговли, осуществляемой морским путем. Для торговли со средиземноморскими городами Египет имел суда за 3 тысячи лет до н. э. Примерно в это время в Египте появились судостроительные верфи. В пирамиде египетского фараона Хеопса (начало 3 тыс. до н.э.) сохранился целый корабль. Египтяне изготавливали суда из местных пород дерева, (например, акации, папируса) и сосны, которую привозили из Сирии. Египтяне изобрели шумерское речное судно, которое изготавливалось из козьих шкур. Морские суда создавались из кедровых досок, завозимых из Ливана. Флот Египта делился на военный и торговый., существовали пассажирские и грузовые суда.

Финикия внесла большой вклад в развитие мореплавания (современная Сирия), некоторые считают, что именно финикийцы первыми из средиземноморских народов вышли в открытое море. Финикия вела торговлю с Египтом и Месопотамией уже в 4 тысячелетии до н.э. Принято считать, что парусно-гребные суда классической конструкции появились в Финикии во 2 тысячелетии до нашей эры. Они имели сплошной деревянный киль, в отличие от египетских судов, у которых прочность корпусу придавал специальный канат-растяжка. Мачты были однодревковыми (а не Л-образными как у египтян). Финикийцы изобрели подводный таран, обитый листовой медью, который крепился к носовой части киля. Военные суда финикийцев были двухпалубные, гребцы были защищены высоким фальшбортом (участок борта, расположенный выше открытой палубы). Все великие морские державы древности строили военные и торговые суда на базе финикийских прототипов.

Греция переняла мореплавания у Финикии. Необходимость создания флота в 6 веке до н.э. определялась особенностями географического положения Греции и наличием колоний на всем побережье Средиземного моря. Строительство военных кораблей получило широкое распространение в 5 в. до н. э. в связи греко-персидскими войнами. Греческий флотоводец Фемистокл построил 100 триер, что позволило разгромить флот персов.

Триера – судно с тремя рядами весел изобрел в 8-7 в. до н. э. корабельный мастер из Коринфа Аминокл. Судно имело вытянутую форму, плоскую подводную часть (осадка – 1 метр) для увеличения скорости.

После окончания Греко-персидских войн создаются благоприятные условия для развития торгового мореплавания. Центром морской торговли стал афинский порт Пирей. В 478 году до н. э. был создан первый Афинский морской сою, Греция стала сильнейшей морской державой Средиземноморья. Благодаря Периклу (444-429 гг до н. э.) в Афинах появляется обучение морскому делу: за определенную плату изучался теоретический курс и морская практика. В 330 г. до н. э. Афины становятся крупнейшим торговым центром, здесь находились верфи, доки, мастерские для трех с половиной сотен судов.

Греция стала утрачивать статус великой морской державы после того, как в 405 г. до н. э. афинский флот был практически полностью уничтожен спартанцами, а точнее милетским пиратом того времени Теопомп, которого наняла Спарта.

^ Древний Рим стал морской державой с момента установления республики (509 г. до н.э.). К этому времени уже сложились основные типы судов, известны основные принципы судовождения. Создавая флот, римляне копировали карфагенские суда, судовождению учились у этрусков. К середине 3 в. до н. э. в римской республике было построено несколько портов в Неаполитанском заливе и на побережье Адриатического моря. Появились первые механизмы для разгрузки судов – стрелы, установленные на поворотном круге.

Непрерывные войны, которые вел Рим, требовали создания мощного военного флота. Благодаря военному морскому флоту римляне победили в Пунических войнах. Карфаген был разрушен, пунийцы стали подданными Рима.

Римляне изобрели корвус (переходной мостик), который позволял быстро перебраться на вражеский корабль. Римский военный флот в качестве основной ударной силы использовал ЛИМБУРНЫ – одномачтовые парусные суда.

Во второй половине 2 в. до н.э. флот римского полководца Сципиона Эмилиана осуществил поход вдоль западных берегов Африки, о чем свидетельствовал греческий историк Полибий, участвовавший в этом походе.


В начале 1 в. до н.э. флот римского наместника в Испании Публия Красса совершил плавание вокруг Пиренейского полуострова. В 67 г. до н. э. римский полководец Помпей ликвидировал пиратство, так как в результате действий пиратов связи Рима с восточными провинциями практически прекратились. Торговые суда Римской империи выходили за пределы Средиземного моря, совершали плавание к берегам Британии.


^ Лекция 2. Мореплавание в период раннего средневековья.

  1. Зарождение и развитие мореплавания у древних славян. Морская торговля Древней Руси.

Согласно историческим источникам 6 – 7 веков восточные славяне (анты) осуществляли морские плавания. Они спускались на лодках-однодеревках (моноксилах) по Днепру, Бугу, Днестру, достигали по Черному морю (арабы называли его Русским морем) Константинополя. В 9 в. анты в составе византийского войска осуществили морской поход в Италию. Ант Доброгаст был командующим черноморской эскадрой.


С Византией существовали и торговые отношения, когда на русских купцов в Константинополе было осуществлено нападение, в 860 году по Константинополю был нанесен удар 250 древнерусскими кораблями. Во второй половине 9 века при князе Дире были предприняты походы по Каспийскому морю для установления торговых отношений с городами востока. Поморские славяне осуществляли морские походы даже к берегам Англии.

В ^ Киевской Руси в 9 веке морские походы осуществлялись в основном с целью торговли. Все морские походы начинались на великом водном пути «из варяг в греки». Торговали мехами, медом, воском, шкурами. В Константинополе покупали ткани, золотые и серебряные украшения, фрукты, вино. В начале 10 века началась борьба киевских князей с Византией за господство на Черном море.

Первый поход в Византию князь Олег предпринял в 907 году. Флот, насчитывающий 2 тысячи судов, осадил Царьград. В результате был заключен договор о мире и получена огромная дань. Договор с Византией 911 года предусматривал беспошлинную торговлю для купцов Киевской Руси, регламентировал действия обеих сторон в случае, кораблекрушения греческих кораблей на чужой территории: необходимо было охранять груз, провожать судно в безопасное место.

В 909, 910, 913-914 годах состоялись походы на Каспий. До середины 10 века эти походы носили характер набегов, затем стали осуществляться с торговыми целями.


В 40-х годах 10 века киевский князь Игорь предпринял новые походы на Византию, и в 944 году был заключен договор, во многом подтверждающий условия договора 911 года. В 967 году русские дружинники киевского князя Святослава совершили военный поход на Дунай и завоевали Болгарию, что привело к войне с Византией. В результате перемирия флот Руси получил возможность вернуться, но на обратном пути дружина была разбита печенегами.

Заключенное перемирие позволило древнерусским купцам совершать морские плавания в 970-972 гг. В Александрию, Северную Африку и Испанию, в составе византийского войска древнерусские войны осуществляли походы в Италию, на Сицилию.


Однако Византия стремилась к подчинению Киевской Руси, и в 1043 году князь Владимир Ярославович совершил поход на Византию, собрав 20 тысяч воинов и флот из 400 лодий. Поход потерпел неудачу, флот попал в сильный шторм и оказался слабее греческого флота из тяжелых галер. После смерти Ярослава Мудрого (978-1054) начался период феодальной раздробленности на Руси, что отрицательно отразилось на мореплавании, на морской торговле. Татаро-монгольское иго с середины 13 века отрезало путь в южные моря. Морские походы по Черному морю возобновились только в 14 веке.


Новгород с 9 века стал центром северного мореплавания, так как находился на северной части пути «из варяг в греки». Путь проходил по Волхову, затем по Ладожскому озеру, по Неве в Финский залив к острову Котлину, где находилась стоянка русских лоцманов. Новгородцы выходили и в Балтийское, и в Белое море, и в Северный Ледовитый океан. Русское мореплавание на севере началось с 8 века. Через Северную Двину и Обь выходили к Белому и Карскому морям. Русские поселенцы выходили и в Баренцево море. Мастера севера создали струги, имевшие в длину 35 метров, ширину 6 метров, осадку – 1 метр, высоту борта – 1 метр, водоизмещение – 120 тонн. Судно имело весла по 25 с каждого борта и парус из льняных полотен. В 12 веке на Севере появляются новгородские и владимирские переселенцы.

В 13 веке поморы плавали вдоль Кольского полуострова, выходили в норвежские земли. В условиях северных морей использовался новый тип промыслового судна – коч, который отличался округлой подводной частью корпуса. В случае сжатия судна льдами оно вытеснялось на ледовую поверхность.

Для плавания по морю новгородцы использовали ладьи. Ладья имела длину – 30 метров, ширину – 5 метров, водоизмещение – 200 тонн, три мачты с комбинированными парусами, развивала скорость до 11 узлов (узел – ед. измерения скорости судна. = 1 морской миле в час (1,852 км/час). Ладья была чисто парусным судном, весла практически не использовались.


Новгородские купцы торговали в Финляндии, Швеции, Дании. Недовольные активизацией торговли новгородцев, начиная с середины 12 века, датчане и шведы, совершают нападения на купцов. В ответ в 1187 году был организован большой морской поход против шведов, закончившийся разгромом их столицы (Сигтуны). В 1198 году новгородцы разгромили шведские колонии в Финляндии. Морской поход 1198 года завершил борьбу новгородцев за равноправие на Балтийском море. Период феодальной раздробленности постепенно привел к утрате влияния на Балтике.


^ Русское мореплавание в 15 веке получило развитие вследствие объединения русских князей вокруг Московского княжества. Хотя русские княжества были еще отрезаны от Балтийского и Черного моря, но поморы, занимавшиеся промыслом рыбы и морского зверя, освоили морские пути по Белому морю и вдоль побережья Карского моря до Обской губы. Археологи обнаружили некоторые навигационные инструменты, которыми пользовались русичи: магнитный компас, солнечные часы, а также карты, лоции. Поморы хорошо ориентировались по звездам. Созвездия они называли по-своему: Лось (Большая Медведица), Млечный Путь (Гусиная дорога).


В 1466-1473 году состоялось путешествие в Индию тверского купца Афанасия Никитина. Его путь пролегал по Каспийскому морю и Индийскому океану, а на обратном пути он пересек Черное море. В 1496 году из Архангельска к берегам Скандинавского полуострова совершил плавание русский посол Григорий Истома, оно составил описание народов, населявших Кольский полуостров.

Расцвет полярного судоходства на Руси относят к 15-16 веку. На Мурманском побережье ежегодно промышляли 7400 русских судов.


^ 2. Плавания Викингов.

Викинги вошли в историю как хорошие мореплаватели. Они известны также под именем варягов, норманнов и принадлежали к северогерманским племенам, населявшим Ютландию и Скандинавию (прародители норвежцев, датчан, шведов). Начиная с 9 века отряды викингов на небольших быстроходных судах – дракарах совершали набеги на города Англии, Франции, Португалии, Италии.

Дракар (от древнескандинавского «дракон») – удлиненное судно с симметрично загнутыми вверх оконечностями, одну из которых часто украшала голова дракона. Киль вытесывался из цельного куска дерева, поэтому длина дракара не превышала 20-30 метров.

Обшивка делалась из дубовых досок. По бортам располагалось 15-20 пар весел, в центре устанавливалась мачта с единственным прямоугольным парусом. Сплошную палубу строили не всегда.

Викинги первыми преодолели Северную Атлантику и основали свои колонии в Гренландии и Исландии. Существует мнение, что американский материк был открыт почти за 500 лет до Колумба в 1000 г. викингом Эйриком Рыжим, основавшим поселение на севере Ньюфаундленда. Впоследствии этот путь в Америку был забыт. Варяги (восточные норманны, прародители шведов) по Балтийскому морю, через Рижский залив, по Западной Двине выходили на Днепр и Волгу, затем в Черное и Каспийское моря (путь «из варяг в греки»).


^ Лекция 3. Великие географические открытия.

1. Предпосылки великих географических открытий. Развитие мореплавания и географические открытия 13-14 веков создали предпосылки для великих географических открытий. Выгодное географическое положение Португалии на одном из мировых торговых путей способствовало быстрому развитию мореплавания. В поисках новых рынков Португалия начала завоевание Западной Африки. Вдохновителем экспедиций стал принц Генрих Мореплаватель, он организовал специальное обучение моряков, что стало прообразом первого морского учебного заведения. В 1434-1445 гг. было предпринято несколько экспедиций вдоль западных берегов Африки, в результате которых был открыт Зеленый мыс и ряд близлежащих островов.


В середине 15 века Турция завоевала берега Азовского, Черного и восточной части Средиземного морей, что осложнило торговые связи европейских государств с Индией и Китаем. Возникла необходимость поиска новых торговых путей. В 1471 г. португальские мореплаватели пересекли экватор. 3 февраля 1488 году экспедиция во главе с Бартоломеу Диасом достигла южной части Африканского материка, названной впоследствии мысом Доброй Надежды.


^ 2. Плавания и открытия испанских и португальских моряков в конце 15 - первой половины 16 в.

Начало эпохи Великих географических открытий положил генуэзец Христофор Колумб (1451-1506). Эпохой Великих географических открытий называется период конца 15 – начала 16 века. В 1492-1493 гг. руководил морской испанской экспедицией по поиску кратчайшего морского пути в Индию. Колумб считал, что до берегов Азии можно доплыть через Атлантический океан, двигаясь на запад, так как Земля имеет форму шара. Вначале он предложил свой проект португальскому королю, но тот отказал, тогда Колумб обратился к испанскому королю.


В 1492 году первая экспедиция в составе 90 человек на трех каравеллах «Санта Мария», «Пинта» и «Нинья» пересекла Атлантический океан, открыв Саргассово море. 12 октября корабли подошли к Центральной Америке, к одному из островов в Багамском архипелаге, который Колумб назвал Сан-Сальвадором (официальная дата открытия Америки). После того, как каравелла «Санта Мария» села на риф, всем членам экипажа удалось спастись. Колумб открыл Багамские острова, остров Кубу, Гаити, Большие Антильские острова, часть Малых Антильских островов, часть побережья Южной и Центральной Америки, Карибское море. Колумб был уверен, что побывал в Индии, поэтому открытым островам он дал имя Вест-Индские (Западно-Индийские).

Вторая экспедиция (1493-1496) состояла из 17 кораблей, на которых находились 2 тысячи солдат, матросов, колонистов. Колумб объявил об открытии нового пути в Азию, началась колонизация новых земель вольными поселенцами. Третья экспедиция (1498-1500) состояла из 6 судов, ее итогом стало открытие острова Тринидад. Во время 4 экспедиции (1502-1504) Колумб достиг острова Мартиника, вошел в Гондурасский залив, где встретил представителей цивилизации майя.

Открытия Колумба заставили португальцев искать путь в Индию вокруг Африки. 8 июля 1497 года из Лиссабона вышла флотилия из 4 кораблей, возглавляемая португальским мореплавателем Васко да Гама. Через 10 месяцев, обогнув мыс Доброй Надежды, пройдя Индийский океан, экспедиция закончилась в Калькутте – крупнейшем торговом порту Индии.

С богатым грузом товаров мореплаватель вернулся в Португалию, по пути нанеся на карту очертания берегов Африки.

В конце 15 – начале 16 века испанцы и португальцы продолжили морские экспедиции через Атлантический океан. Америго Веспуччи совершил в 1499-1504 году несколько плаваний, первым предположил, что открытые за океаном земли являются материком и назвал их Новым Светом. Это предположение подтвердилось после того, как в 1513 году испанец Бальбоа пересек Панамский перешеек и открыл на западе новый океан. На картах появилось новое название – Америка.

Фернан Магеллан (1470-1521), португальский мореплаватель, первым совершил кругосветное плавание и пересек океан, названный им Тихий, тем самым доказал, что Земля имеет форму шара.

Он убедил испанского короля Карла V, что к Югу от Южной Америки существует проход из Атлантического океана в тихий. Экспедиция Магеллана, состоявшая из 5 кораблей и 265 человек, началась 20 сентября 1519 года. Экспедиция достигла берегов Бразилии и направилась к югу вдоль Американского материка. В октябре 1520 года Магеллан достиг пролива, соединяющего океаны. Пролив будет назван именем Магеллана.

В апреле 1521 года корабли достигли Филиппинских островов, где Магеллан погиб во время вооруженного столкновения с туземцами. Только один корабль «Виктория», пройдя уже известным путем через Индийский океан, вокруг Африки, 6 сентября 1522 года возвратился в Испанию.


Лекция 4. Мореплавание в XVIII– первой половине ХIХ вв.

  1. Развитие российского флота в эпоху Петра 1.

В ноябре 1695 Петр 1 после неудачного первого Азовского похода издал указ о создании Азовского флота. Строительство флота началось на реке Воронеж. К 1696 году были построены 2 36-пушечных корабля-галеаса «Апостол Павел» и «Апостол Петр», 4 брандера, 23 галеры, 1300 морских лодок, плотов, стругов. Первую морскую победу русские одержали 20(30) мая 1696 года. В этот день в устье Дона казаки во главе с атаманом Ф. Меняевым на лодках разгромили турецкий отряд, открыв русским галерам путь в Азовское море, азовский флот блокировал турецкую крепость Азак (Азов) с моря. 18 июля 1696 года Азов сдался, что стало первой победой за выход к морю.

Следующей задачей был выход на побережье Балтийского моря, началась Северная война со шведами (1700-1721). В 1704-1705 году русский флот одержал несколько побед над шведами, а в 1709 году армия нанесла поражение шведам в Полтавской битве. Но обеспечить выход в Балтийское море, не разгромив шведский военно-морской флот, было невозможно. С началом навигации 1714 года шведы попытались закрыть русскому флоту выход из финского залива в районе мыса Гангут (ныне Ханко). 27 июля русские моряки под руководством Петра 1 разгромили противника. В мае 1719 года у острова Эзель эскадра Петра 1 взяла на абордаж 3 шведских судна. В 1720 году у острова Гренгам отряд русского гребного флота под командованием генерала М.М. Голицына разбил шведскую эскадру. В 1721 году шведы подписали с Россией Ништадтский мир, завершивший Северную войну. Россия стала великой морской державой. При Петре 1 было построено 111 линейных кораблей, 38 фрегатов, 60 бригантин, 67 галер, около 300 транспортных судов и т. д.

  1. ^ Развитие российского флота в середине 18 – середине 19 века.

Новый этап в развитии флота начался во второй половине 18 века, в начале 60-х годов в России было построено свыше 200 кораблей и фрегатов. В период русско-турецкой войны (1768-1774) эскадры под командованием адмирала Г.Я. Спиридонова и генерал-аншефа графа А.Г. Орлова разбили турецкий флот. В 1783 году 11 кораблей Азовской флотилии 17 судов Днепровской флотилии вошли в Черное море, в месте их расположения был заложен Севастополь, а морские силы Юга России стали называть Черноморским флотом. С 1790 года его командующим стал Федор Федорович Ушаков. Победа флота под его командованием над турецким у мыса Калиакрия ускорила заключение Ясского мира, завершившего русско-турецкую войну 1787-1791 года. В ходе боевых действий против французов на Средиземном море 18 февраля 1799 года вице-адмирал Ушаков взял крепость Корфу.

Во время правления Александра 1 российский флот пришел в упадок, его возрождение начнется только в 20-е годы 19 века. Командующим Балтийским флотом был назначен адмирал Д.Н. Сенявин. Развитию флота способствовали адмиралы М.П. Лазарев, П.С. Нахимов, В.А. Корнилов, В.И. Истомин. Начало 19 века было ознаменовано выдающимися кругосветными плаваниями И. Крузенштерна и Ю. Лисянского, открытием Антарктиды Ф. Беллинсгаузеном и М. Лазаревым.

  1. ^ Великая Северная экспедиция.

5 февраля 1725 года отправилась первая экспедиция на камчатку во главе с Витусом Берингом. Она закончилась в 1830 году, не решив основную задачу – выяснить, соединяется ли Азия с Америкой. Для поиска морского пути в Америку и Японию был разработан проект Великой Северной экспедиции. Целью этой экспедиции было исследование всего северного пути, нанесение границы России на Севере и Дальнем Востоке, описание Камчатки, отыскание морских путей в Америку. В течение 1733-1743 годов экспедиции под командованием С. Малыгина, Д. Овцына, И. Кошелема, С. Челюскина, Х. Лаптева и Д.Лаптева составили карты Северного Ледовитого океана. Вторую камчатскую экспедицию, продолжавшуюся с 1733 по1743 год, возглавил В. Беринг, а его помощником был назначен А.И. Чириков. В 1741 году экспедиция достигла берегов Северной Америки, пройдя между Чукотским полуостровом и Аляской (Берингов пролив), и открыла ряд Алеутских островов.


^ Лекция 5. Создание парового флота.

1. Первые судовые паровые установки.

Создание парового флота было подготовлено промышленным переворотом в Европейских странах и России (40-60 годы 19 в.). Рост промышленности, торговли, потребность в перевозках грузов потребовали судов нового типа. В 1763 году русский изобретатель Иван Ползунов впервые в мире создал проект теплового поршневого двигателя, но он оказался не востребован, так как в российской промышленности преобладал ручной труд. В 1763-74 годах английский изобретатель Джеймс Уатт построил несколько паровых машин, а в 1784 году получил патент на универсальный паровой двигатель. Первые попытки применить паровую машину в качестве судового двигателя были предприняты французским изобретателем Жоффруа д,Аббаном в 1778 году, американцем Фитчем в 1787 году, американцем Уильямом Саймингтоном в 1801 году. Американский изобретатель Роберт Фультон в Париже на Сене в 1803 году впервые провел испытания своего парового судна, а в 1807 году первый рейс из Нью-Йорка совершил деревянный колесный пароход «Клермонт».

Первое в мире паровое судно технического флота было создано в России, в 1811 году для ведения дноуглубительных работ в Кронштадтском порту построили паровой землечерпательный снаряд. Первый русский пароход «Елизавета» в 1815 году начал перевозки пассажиров из Петербурга в Кронштадт, его паровая машина была мощностью в 4 л.с., что позволяло развивать скорость до 5 узлов. (Узел равен 1 морской миле (1,852 км) в час). В 1828 году в г. Николаеве был построен первый на Черном море пароход «Одесса».

В 1818 году первый переход через Атлантику совершило американское судно «Саванна», отправившись из Нью-Йорка в Ливерпуль. Большую часть пути, занявшего 17 суток, судно прошло под парусом. Эра морского судоходства начинается в 1838 году, когда пароход «Сириус» пересек Атлантику за 18 суток, перемещаясь только с помощью парового двигателя.

^ 2. Создание винтового двигателя.

Теоретически возможность использования винта в качестве двигателя на судах доказал во второй половине 18 века русский исследователь Леонард Эйлер. В 1825 году чешский изобретатель Джозеф Рассел изобрел гребной винт и предложил его использовать в кормовой части судна. Английский изобретатель Фпенсис П. Смит в 1836 году спустил на воду пароход с винтовым двигателем. Швед Джон Эриксон создал первый американский винтовой военный корабль «Пристон». В России первый винтовой корабль «Архимед» был построен в 1848 году.

^ 3. Строительство судов из металла.

В связи с развитием металлургической промышленности во второй половине 18 века железо начали использовать и в судостроении, вначале для различных судовых конструкций, а затем для обшивки корпуса. Первой в 1787 году в Англии из железа была сооружена баржа. Первый колесный пароход с корпусом из железа «Аарон Мангби» был построен также в Англии в 1822 году. Первым железным винтовым пароходом, совершавшим трансатлантические рейсы, был «Грейт Бритн», построенный в Бостоне в 1843 году. В 1858 году со стапеля на Темзе сошло первое океанское судно «Грейт Истерн». Суда из металла, имеющие паровые машины с винтовыми двигателями имели огромное преимущество перед парусными деревянными судами, поэтому началось техническое перевооружение торгового, а затем и военно-морского флота. Железо стало основным строительным материалом, когда обшивку научились изготовлять путем проката, а не ковки. Проблему влияния железа на стрелку компаса решил в 1824 году И.Ф. Крузенштерн, осуществив девиацию магнитного компаса. Применив для окраски судов сурик, в основном решили проблему появления ржавчины на корпусе. С 1877 года в качестве начали использовать не только железо, но и сталь. Первым конструктором, установившим на корабле «Турбиния» в 1896 г. паровую турбину, стал Чарлз Парсонс. Джон Элдер из Глазго в 1862 году получил патент на трехцилиндровую, а затем на четырехцилиндровую машину.

^ Лекция 6. Морской флот и мореплавание

во второй половине Х1Х – начале ХХ века.

1. Техническое совершенствование флота и средств судовождения.

Во второй половине 19 века постепенного паровой флот начал вытеснять парусный. В конце 19 века был создан двигатель внутреннего сгорания. В 1879 году русский инженер И.С. Костович изобрел двигатель внутреннего сгорания (80 л.с.), предназначенный для транспорта. Австрийский инженер Г. Даймлер спустя 4 года предложил керосиновый двигатель. В 1892 году немецкий изобретатель Р. Дизель запатентовал двигатель внутреннего сгорания с воспламенением топлива от сжатия. В 1903 году в России построили первое в мире нефтеналивное судно для речного плавания «Вандал» с двигателями внутреннего сгорания, а в 1908 году был построен первый российский морской танкер «Дело». В России была предпринята первая попытка применения электродвигателя на водном транспорте. В 1838 году под руководством физика Б.С. Якоби был построен бот с электродвигателем. В 1864 году в России купец Бритнев, внеся изменения в корпус своего парохода «Пайлот», сделав срезанной носовую часть, изобрел первый ледокол. Инициатором строительства первого в мире ледокола «Ермак» стал русский ученый и флотоводец Степан Осипович Макаров. С.О. Макаров разработал теорию о непотопляемости судов, изобрел пластырь для заделки пробоин.

Улучшались и технические средства судовождения. В 1808 году немецкий математик К. Гаусс разработал теорию способа одновременного вычисления широты и долготы. В 1895 году преподаватель физики кронштадтских минных офицерских классов А.С. Попов впервые продемонстрировал первую приемную радиостанцию, а в 1897 году радиосвязь была установлена между двумя военными кораблями. Благодаря этому открытию были созданы многие радиотехнические навигационные приборы.

^ 2. Морские научно-исследовательские экспедиции.

Крупнейшей морской экспедицией по изучению Тихого и Атлантического океанов была экспедиция на английском судне «Челленджер» под руководством профессора Ч. Томсона в 1872 году. Были собраны данные о глубинах океанов, течениях. Экспедиции в Арктике в 1893 и 1896 году организует норвежский океанограф Ф. Нансен, разработавший проект достижения Северного полюса на дрейфующем во льдах судне. В 1892-1906 годах американский исследователь Р. Пири изучал Гренландию, в 1909 году достиг Северного полюса. Норвежский исследователь Р. Амундсен возглавлял несколько арктических и антарктических экспедиций в 1906-1920 гг.

В период 1852-1866 гг. русские мореплаватели совершили шесть кругосветных и полукругосветных плаваний между Кронштадтом и портами Дальнего Востока. Среди руководителей русских экспедиций особое место занимает С.О. Макаров. Во время кругосветной экспедиции 1886-1889 гг. на корвете «Витязь» были выполнены океанографические исследования в Тихом океане. В начале 20 века было организовано несколько экспедиций для изучения Арктики. В 1900 году экспедиция Петербургской академии наук под руководством Э.В. Толля изучала Новосибирские острова. В 1909-1911 гг. полярный исследователь В.А. Русанов составил описание островов Новой Земли, предположительно в 1913 году ему удалось достигнуть Северной Земли. В 1910-1915 гг. в Северном Ледовитом океане гидрографические работы проводились специальной экспедицией на ледоколах «Таймыр» и «Вайгач», которая в 1913 году открыла Северную Землю. В 1912 году для изучения Арктики была организована экспедиция под руководством Георгия Яковлевича Седова. Парусно-паровое судно «Святой Фока» вышло из Архангельска 28 августа 1912 года, остановилось на зимовку в районе Новой Земли, продолжило плавание летом 1913 года. Вторая зимовка проходила в районе Земли Франца-Иосифа, попытка Седова пройти к Северному полюсу не удалась, он скончался от цинги в нескольких километрах от острова Рудольфа. Экспедиция выполнила ряд метеорологических и магнитных наблюдений, гидрографических работ. Имя Г.Я. Седова присвоено заливу на Новой Земле и островам в районе Северной Земли. Исследователями Арктики также были Н.А. Бегичев, Г.Л. Брусилов, А.И. Вилькицкий.

^ Лекция 7. Создание современного флота.

1. Советский торговый флот.

Развитие советского торгового флота началось с создания в 1924 году акционерного общества «Советский торговый флот». Управление морским транспортом как единой отраслью народного хозяйства было централизовано, включавшей суда, порты, судоремонтные заводы, учебные заведения. Началось освоение Северного морского пути. Накануне Великой Отечественной войны в стране насчитывалось 14 морских пароходств, 51 морской порт, 27 судоремонтных заводов. Большой вклад внесли моряки торгового флота в победу над фашистской Германией на море.

В начале войны около 100 судов были переданы ВМФ. Из портов Балтики в тяжелых условиях вывозились войска и техника на борту торговых судов. На Черном море за время обороны Одессы моряки торгового флота вывезли 350 тысяч солдат и гражданского населения. С осажденным Севастополем связь осуществлялась только по морю. В Керченско-Феодосийской операции транспортные суда использовались для высадки десантов. Три каспийских пароходства участвовали в эвакуации населения, перевозке нефти, боевой техники. Каспийский флот потерял 32 транспортных судна, около 1000 моряков. Поставки по ленд-лизу осуществлялись через Мурманск и Архангельск, суда торгового флота вместе с транспортами союзных держав входили в состав конвоев. Моряки торгового флота Дальнего востока осуществляли рейсы в США, Канаду, Австралию за военными грузами. Во время войны морская отрасль потеряла 380 судов, было разрушено более 90 портов, десятки судоремонтных заводов.

К концу 50-х годов флот был восстановлен, и началось его развитие. К середине 60-х годов советский транспортный флот составил 1 187 судов общим детвейтом 8,4 млн. т и вышел на 6 место в мире. Продолжительность навигации в Арктике была увеличена благодаря постройке новых ледоколов во главе с атомоходом «Ленин». Временем высшего подъема в развитии советского торгового флота стали 70-е и начало 80-х годов.

^ 2. Современный российский торговый флот.

Основные принципы национальной морской политики определены в «Морской доктрине Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденной Президентом РФ в июле 2001 года. В реализации национальной морской политики в начале 2007 года наметились изменения, вызванные признанием неэффективности развития морской отрасли, в том числе из-за недостатков в администрировании.

В сентябре 2001 года было принято постановление Правительства РФ о создании при нем Морской коллегии для координации всей морской деятельности и реализации Морской доктрины. Федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России» и подпрограмма «Морской транспорт», разработанная в 2001 году и в основном реализованная к 2007 году, позволила вывести морской транспорт из кризисного состояния. Прирост общей производственной мощности портов в 2002-2006 годах составил 144 млн. т. в год (112% от планируемого объема), транспортный флот получил 86 судов при плане – 79, вспомогательный – 22 судна (105%). Тоннаж морского флота, контролируемого Россией, в 2006 году превысил 16 млн. т. (134% к уровню 2002 г.). Объем перевалки грузов в морских портах России в 2006 году составил 421 млн.т., или в 1.6 раза больше, чем в 2002 г. Объем инвестиций в строительство и реконструкцию портовых мощностей за 2002-2006 гг. составил более 190 млрд. руб., из них средства федерального бюджета – 17 млрд. руб., остальное – внебюджетные инвестиции.

Достигнутые результаты, однако, не позволили осуществить прорыв в развитии морской отрасли. За 15 лет флот морских пароходств сократился в 4,8 раза. Россия по объему внешней торговли морем занимает 5 –е место в Европе и входит в десятку ведущих стран мира, но при этом собственным флотом обеспечивается только 4% объема внешнеторговых морских перевозок. При наличии 62 морских портов из-за неразвитости их инфраструктуры, несоответствия требованиям современной экономики грузопоток идет через иностранные порты. Россия контролирует более 1.5 тысяч судов, и при этом 60,3% всех российских судов ходят под иностранным флагом.

Причины такого положения дел давно известны: дефицит портовых мощностей, ограничения по развитию портовой инфраструктуры, из-за расположения в границах населенных пунктов, недостаточная организация пунктов пропуска через государственную границу, неравномерное развитие морских портов и смежной инфраструктуры. Сохраняются различия в условиях технологичности и капитализации портовых узлов, дисбаланс в загрузке российских портовых мощностей, недостаточное нормативно-правовое регулирование деятельности морских портов. Характер проблем потребовал их комплексного решения и усиления государственного регулирования.

На совместном заседании Президиума Госсовета и Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации, состоявшемся в Мурманске в мае 2007 года, было заявлено, что для сохранения Россией статуса морского государства необходимо повышение конкурентоспособности морского транспорта, что позволит эффективнее интегрироваться в мировую транспортную систему. Условием было названо согласование развития всех составляющих системы морского транспорта, очень сложной и неоднородной. Принято решение о разработке федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России на период 2010-2015 гг.».

Подготовка специалистов морского и речного транспорта осуществляется по 35 специальностям в 7 образовательных учреждениях высшего профессионального образования, из них 3 – морского транспорта и 4 – речного. 21 образовательное учреждение среднего профессионального образования (4 – морского и 17 – речного транспорта) готовит специалистов по 32 специальностям. Всего в образовательных учреждениях высшего профессионального образования Росморречфлота учится 46 тысяч человек, из них более половины содержится за счет средств федерального бюджета. В образовательных учреждениях среднего профессионального образования обучается 19,7 тысяч человек в основном за счет средств федерального бюджета. Данная система подготовки специалистов позволит обеспечить квалифицированными кадрами всю морскую отрасль и гарантирует дальнейшее развитие российского флота.



Похожие:

Лекция Мореплавание в древний период iconЛекция Мореплавание в древний период
В древности для рыболовства в открытом море люди применяли плоты из тростника, затем лодки из звериных шкур, позже челны и каноэ,...
Лекция Мореплавание в древний период iconДревний период каменный век
Историческое прошлое человечества по вещественным историческим источникам изучает наука археология
Лекция Мореплавание в древний период iconЛекция Профилактика дезадаптации в посттрудовой период жизни человека
Пожилые люди в посттрудовой период обладают низким уровнем эмоционального комфорта, т е они встревожены, обеспокоены или чувствуют...
Лекция Мореплавание в древний период iconЛекция № Страница Лекция № Раздел II. Проектирование технологических процессов сборки машины Тема Исходные материалы для разработки технологии
Технический и организационный уровень сборки в значительной мере определяет надежность и долговечность машины, а увеличение срока...
Лекция Мореплавание в древний период iconФредерик Коплстон История философии. Древняя Греция и Древний Рим. Том II
«История философии. Древняя Греция и Древний Рим. Т. II. / Пер с англ. Ю. А. Алакина.»: Центрполиграф; Москва; 2003
Лекция Мореплавание в древний период iconФредерик Коплстон История философии. Древняя Греция и Древний Рим. Том I
«История философии. Древняя Греция и Древний Рим. Т. I. / Пер с англ. Ю. А. Алакина.»: Центрполиграф; Москва; 2003
Лекция Мореплавание в древний период iconДокументы
1. /Гражданский процесс/лекция 22/IMG_0016.pdf
2. /Гражданский...

Лекция Мореплавание в древний период iconЛекция Конвергентный и дивергентный типы старения
Самоорганизация жизнедеятельности имеет первостепенное значение в период позднего онтогенеза как одно из важнейших условий долголетия...
Лекция Мореплавание в древний период iconДокументы
1. /5/Agilent_семинар в БашГУ.pdf
2. /5/Лекция...

Лекция Мореплавание в древний период iconЛекция по теории питания Любовь Симакова. 16: 00 17: 00 лекция по фитнесу Елена Данилова

Лекция Мореплавание в древний период iconГп лекция Психофизиолгические критерии старения
Поздний возраст – заключительный период онтогенеза, ярким проявлением которого выступает действие процессов старения. Будучи связанными...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы