Лекция на тему: «организация воспитания: содержание и технология» icon

Лекция на тему: «организация воспитания: содержание и технология»


Скачать 129.47 Kb.
НазваниеЛекция на тему: «организация воспитания: содержание и технология»
Дата публикации03.08.2013
Размер129.47 Kb.
ТипЛекция

Лекция на тему:
«ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ:
СОДЕРЖАНИЕ И ТЕХНОЛОГИЯ»


План

1) Содержание воспитания.

2) Технология воспитания:

а) технология воспитания и искусство воспитания;

б) комплексный подход в современных технологиях воспитания;

в) методы воспитания: историко-педагогический экскурс в проблему и современные подходы;

г) формы воспитания (воспитательной работы); воспитательное дело.

Источники

1. Аринина, О.Н. Начинающему классному руководи­телю / О.Н. Аринина, Л.А. Романова: метод. пособие. – Владимир: ВГПУ, 2003. – 144 с.

2. Белозерцев, Е.П. Образ и смысл русской школы: Очерки прикладной философии образования / Е.П.Белозерцев. – Волгоград, 2000.

3. Караковский, В.А. Воспитание? Воспитание… Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем / В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л.Селиванова. – М., 1996.

4. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций: учеб. пособие / Б.Т. Лихачев. – М.: Прометей, 1992.

5. Маленкова, Л.И. Воспитание в современной школе / Л.И. Маленкова. – М.: Педагогическое общество России, 1998.

6. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1996.

7. Подласый И.П. Педагогика. – М., 1996.

8. Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе: учеб. пособие для студентов вузов / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. – М.: Владос, 2000.

9. Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М., 1997.

10. Щуркова, Н.Е. Программа воспитания школьника / Н.Е. Щуркова. – М.: Педаго­гическое общество России, 1998.

1. Содержание воспитания

По В.А.Сластенину, содержание воспитания тождественно формированию базовой куль­туры личности:

1) философско-мировоззренческая подготовка школьников;

2) гражданское воспитание;

3) формирование нравственной культуры личности;

4) трудовое воспитание и профориентация;

5) формирование эстетической культуры личности;

6) воспитание физической культуры личности.

По И.П. Подласому, содержание воспитания есть система знаний, убежде­ний, на­выков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения лично­сти. Если в качестве главной цели воспитания представлять формирование все­сторонне и гар­монично развитой личности, то содержание целостного педагоги­ческого процесса представляет собой умственное, физическое, трудовое, поли­техническое, нравственное, эстетическое воспитание, слитые воедино. Это один подход. Есть и другой.

Воспитание должно подготовить человека к трем главным ролям в жизни: гражданина, работника, семьянина. Выделены конкретные качества личности и обя­зательства человека в каждой из этих ролей (см. с. 454-456). Здесь проявля­ется комплексный подход к воспитанию. Есть различные пособия для классных руководителей.

По «Педагогике» под редакцией П.И. Пидкасистого: содержание воспита­ния – это формирование и развитие ребенка (в русле личностно-ориентирован­ного подхода – как организация процесса восхождения ребенка к культуре, к собственной индиви­дуальности). При этом важно целеполагание.

По Лихачеву Б.Т., содержание воспитания – это:

– формирование научного мировоззрения, включая религиозное, экономи­ческое, экологическое воспитание;

– гражданское воспитание (патриотическое и интернациональное, обще­человече­ское воспитание, правовое воспитание);

– трудовое воспитание (структура и нравственно-этические аспекты про­цесса труда);

– нравственное воспитание;

– эстетическое воспитание;

– физическое воспитание (включая физические и нравственно-эстетические ас­пекты полового воспитания, антиалкогольного и антиникотинового воспита­ния).

Содержание воспитания – это содержание всего педагогического процесса, выражение общей цели воспитания, которая достигается в результате реализа­ции системы частных целей. Это четыре элемента содержания образования (по И.Я.Лернеру), дополненные воспитательной работой по формированию харак­тера (личности).

Содержание внеклассной воспитательной работы не регламентируется строго (сегодня). Оно осуществляется на основе научных рекомендаций, разра­ботанных учеными в соответствии с социальным заказом. Планируется по на­правлениям: фи­зическое (укрепление здоровья и привитие санитарно-гигиени­ческой культуры), ум­ственное (воспитание сознательного отношения к учению, развитие познавательной активности и культуры умственного труда), формиро­вание основ научного мировоз­зрения, политической сознательности и общест­венной активности, нравственное, трудовое, правовое, эстетическое. Это разде­ление искусственное (мысленная, умо­зрительная процедура). У содержания воспитания должна быть личностная направленность.

Щуркова Н.Е. разработала программу воспитания школьников на основе общечеловеческих ценностей1. Программа состоит их шести разделов:

1. Формирование ценностного отношения к Природе как общему дому человече­ства;

2. Формирование ценностных отношений к нормам культурной жизни.

3. Формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на земле.

4. Формирование ценностного отношения к социальному устройству человече­ской жизни.

5. Формирование образа жизни, достойной Человека.

Формирование жизненной позиции. Развитие способности к индивидуаль­ному выбору жизненного пути. С учетом воз­раста учащихся разработаны тематические направления воспитательной деятельности. К примеру, для младших подростков рекоменду­ются воспитательные мероприятия по таким проблемам жизни, как достойный человек, культурный человек, великий человек, маленький человек, популярный человек; человек в общении с другими людьми, предметная и духовная связь, совесть как регулятор отношений; индивидуальность человека как своеобразие отношений с миром, умение принять другого как данность; деятельность как способ выжить и развиваться, деятельность как способ выразить себя для дру­гих и др. Для старшеклассников рекомендуются воспитательные мероприятия по следующим проблемам: материальное и духовное в жизни человека: «Есть, чтобы жить?» или «Жить, чтобы есть?»; бессмертие как вечная мечта человека, дело жизни и след в жизни – путь к бессмертию; сферы жизни человека: семья; профессиональная деятельность; свободное общение; общественная деятель­ность; отдых; путешествия; свободная творческая деятельность; спорт и люби­тельская художественная самодеятельность; социальные роли человека: граж­данина, труженика, потребителя, избирателя, обывателя и др.; образ жизни как соотношение деятельности и ценностей; ценности жизни и ценностные отноше­ния.

Раз­работана «Региональная программа воспитательной деятельности» (Областного де­партамента образования) для Владимирской области. Но, к со­жалению, в данной про­грамме уделено больше внимания концептуальным ос­новам воспитания, а направления воспитательной дея­тельности представлены в назывном порядке, без раскрытия их содержания.

^ 2. Технология воспитания

а) технология воспитания и искусство воспитания2;

Термин «технология» пришел в педагогику из производственной сферы, он обозначал «порядок, процедуру изготовления какого-либо продукта». В педа­гогике технология воспитания – это достаточно упорядоченная процедура, система ал­горитмов, способов и средств, предложенных наукой для решения поставлен­ных педагогических задач, реализации содержания педагогической деятель­но­сти.

С точки зрения системного подхода, говоря о технологии воспитания, мы име­ем в виду формы, условия, средства, методы и приемы воспитания, приме­няемые таким образом, чтобы данная технология могла быть использована и другими педа­гогами в любых условиях школьной жизни. Поэтому ученые и пе­дагоги-практики выражают серьезные сомнения по поводу возможности «тех­нологизировать» про­цесс воспитания, поскольку педагог всегда имеет дело с живым человеком, уни­кальной личностью, индивидуальностью, которого нельзя подогнать под жесткие схемы, а процесс воспитания осуществлять по ал­горитмизированной, универсальной процедуре. Целесообразнее говорить о том, что процесс воспитания личности явля­ется искусством, в котором можно уви­деть некий порядок, установить некие общие требования, разумеется, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей школьников.

По справедливому замечанию Беспалько, «любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология – на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем всё началось сначала»3. Здесь также уместно вспомнить слова Ушинского о том, что передается не опыт, а мысль, выведенная из опыта. Иначе говоря, конкрет­ный опыт воспитатель­ной деятельности педагога, выросший благодаря его вдохновению и таланту до уровня «искусства воспитания», может стать профес­сиональным приобретением (достоянием) других педагогов при условии его теоретического осмысления и опи­сания в терминах научной педагогики. Так этот опыт становится технологией.

б) комплексный подход в современных технологиях воспитания;

Требования комплексного подхода, осуществляемого педагогом в современ­ных технологиях воспитания:

1) необходимо влиять на все сферы личности ребенка: сознание, чувства, пове­дение;

2) органичное слияние воспитания (внешних педагогических воздействий) с са­мовоспитанием личности;

3) единство и координация влияний всех социальных институтов, имею­щих от­ношение к воспитанию;

4) деятельностный подход, т.е. формирование личности одновременно через систему кон­крет­ных воспитательных дел (трудовых, эстетических и т.д.);

5) системный подход к процессу воспитания и управлению им: учет всех усло­вий жизни и уровня развития ребенка; единство целей, содержания, форм и методов воспитания.

в) методы воспитания: историко-педагогический экскурс в проблему и совре­менные подходы.

Метод – это способ, путь достижения цели. В советской педагогике 60-70х годов XX века существовали разные классификации методов воспитания. В ос­нове одних классификаций лежал такой главный критерий, как функция метода по отно­шению к деятельности ребенка, т.к. воспитание трактовалось как орга­низация дея­тельности ребенка (Г.И. Щукина, Т.Е. Конникова, Спб.). В основе других лежал критерий «главные направления деятельности воспитателя».

Наиболее подробную классификацию создал Ю.К. Бабанский (70-е годы), она включала четыре группы методов:

1) методы формирования сознания (понятий, законов, теорий, взглядов, убежде­ний, идеалов), т.е. словесные и наглядные методы воспитания;

2) методы организации деятельности и формирования опыта поведения, т.е. методы организации познавательной, трудовой, художественно-твор­ческой, спортивной, игровой и других видов деятельности; методы по­ста­новки задач, предъявления требований и поручений; методы упражнения, приручения к выполнению норм поведения и др.;

3) методы стимулирования и мотивации поведения, т.е. поощрения и нака­зания, создание ситуаций эмоциональных переживаний, игровых ситуаций, т.д.;

4) методы контроля, самоконтроля, оценки, самооценки деятельности и по­веде­ния.

В.А. Караковский (80-90-е годы XX века) предложил довольно простую клас­сификацию методов воспитания, где главным критерием стал выбор средств воспи­тания:

1) воспитание словом; 4) воспитание игрой;

2) воспитание делом; 5) воспитание общением;

3) воспитание ситуацией; 6) воспитание отношениями;

Авторы теории и практики гуманистических воспитательных систем школы (научная лаборатория академика Л.И. Новиковой) разработали класси­фикацию методов воспитания, основанную на принципе непосредственного взаимодействия между взрослым и ребенком. Она включает три группы мето­дов:

Группа 1. Методы изменения деятельности и общения:

а) методы введения новых видов деятельности и общения; применяются при создании нового детского коллектива, при необходимости пере­стройки вос­питательного процесса, по мере взросления школьников, на­пример, ролевые игры сменяются формами молодежного досуга;

б) методы изменения содержания деятельности и предмета общения, тра­диционные виды деятельности (игра, труд, учение, спорт, досуг) усложняются по мере развития личности и коллектива, возросших детских ин­тересов, суще­ственных изменений в современной культурной ситуации в обществе, например, педагог стремится помочь ребенку перейти от простого обслуживающего труда к работе с использованием современ­ной техники, от любительского творчества к занятиям подлинным ис­кусством и изобретательством; от разговоров о добре и справедливости к активному «деланию» добра, например, уход за стариками, больными детьми и т.д.;

в) методы изменения смысла деятельности и общения, помогающие пре­одолеть ситуацию, когда деятельность перестает быть привлекательной для де­тей. Например, на протяжении школьной жизни смысл урочной и внеурочной деятельности сменяется несколько раз: от стремления иг­рать роль ученика – к самоутверждению – к осознанному самообразова­нию и самовоспитанию. Задача педагога – в нужный момент помочь ре­бенку в этом движении. Здесь же надо упомянуть и метод создания диа­логовых ситуаций, цель которых – постижение смыслов другого челове­ка, иной эпохи, культуры.

Группа 2. Методы опосредованного взаимодействия (методы изменения от­ношений), например:

а) метод примера (личный пример или пример коллектива);

б) метод создания воспитывающих ситуаций;

в) метод «взрыва», сильного эмоционального воздействия, например, об­ще­школьный сбор, ключевые общешкольные дела (например, КТД).

Группа 3. Методы изменения компонентов воспитательной системы школы. Наиболее сложны методы изменения неформальных межличностных отношений (метод убеждения, внушения, беседы, метод воспитывающих ситуа­ций, направлен­ных на изменение положения ребенка в коллективе, повышение групповой сплочен­ности; метод коллективного самоанализа). Большое значение при этом имеют прие­мы социально-психологического тренинга, психологиче­ской игры, обучающие де­ловые игры, организационно-деятельност­ные игры...

Авторы современных учебников педагогики предлагают следующие трак­тов­ки методов воспитания:

^ Подласый И.П. «Метод воспитания – это путь достижения заданной цели вос­питания; это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение де­тей с це­лью выработки у них заданных (целью воспитания) качеств»4.

^ Пидкасистый П.И. «Методы воспитания – это конкретные пути влияния на созна­ние, чувства, поведение школьников для решения педагогических задач в совмест­ной деятельности (общении) педагогов и детей»5.

Нередко методы и приемы отождествляют со средствами воспитания, и тогда различные виды деятельности (игра, учение, труд и т.д.), являющиеся средствами воспитания, одновременно считают и методами воспитания.

Разумеется, методами воспитания нельзя считать такие средства воспита­ния как совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых для педагогической работы, например, наглядные по­собия, литература, произведения искусства, ТСО, приборы, СМИ и т.д.

г) формы воспитания (организации процесса воспитания); воспитатель­ное дело;

Основной единицей технологии воспитания является воспитательное дело (ВД) – вид (форма) организации и осуществления конкретной деятельности вос­пи­танников.

Главные особенности ВД – его необходимость, полезность, осуществи­мость и, желательно, творческость. Алгоритм ВД: целеполагание, планирова­ние, организа­ция осуществления, анализ.

Наиболее эффективным, современным видом ВД является коллективное твор­ческое дело (КТД) – это воспитательная технология, приобщающая школь­ников к самоуправлению. КТД включает в себя «мозговую атаку» (brain storm), коллектив­ное планирование, коллективное действие, коллективный анализ. Ру­ководитель КТД – совет дела – временный орган самоуправления.

По П.И. Пидкасистому6: формы воспитания (воспитательной ра­боты) – это варианты организации конкретного воспитательного процесса; ком­позиционное по­строение воспитательного мероприятия. Они взаимосвязаны с содержанием воспитания.

Синонимы: «организационные формы воспитания», «воспитательные меро­приятия».

Воспитательные мероприятия – это серия заранее планируемых, подготов­лен­ных и взаимосвязанных действий, направленных на реализацию воспита­тельной це­ли, в ходе которых у учащихся формируются предусмотренные ново­образования или развиваются ранее приобретенные. (Изучите самостоятельно с. 424–427 по учебнику под ред. П.И. Пидкасистого).

Алгоритм подготовки и проведения воспитательного мероприятия, (Действия 1-е-7-е), там же, с. 429-431.

У других авторов иные определения и классификация форм воспитания. Например, Подла­сый И.П. выделяет индивидуальные, групповые, массовые (коллективные) формы воспитания. Различные виды воспитательных дел он рассматривает как «технологию вос­питания»: социально-ориентированные воспитательные дела, этические вос­пита­тельные дела, эстетические и физкультурные воспитательные дела, эколо­гические и трудовые воспитательные дела, компьютерная поддержка воспита­ния.

В.И. Сластенин7 говорит о формах организации педагогиче­ского процес­са (а не отдельно о воспитании и обучении).

Формы организации педагогического процесса:

– классно-урочная система: урок – основная форма организации педагогиче­ского процесса;

– дополнительные формы организации педагогического процесса: экскурсии, дополнительные занятия и консультации, домашняя работа, учебные кон­фе­ренции, школьные лекции, семинары и практикумы;

– вспомогательные формы: факультативы, кружки, клубы по интересам, олим­пиады, викторины, конкурсы, смотры, выставки, соревнования, класс­ные часы, праздники, фестивали.

Педагогические технологии:

1) конструирования педагогического процесса;

2) осуществления педагогического процесса;

3) педагогического общения и установления педагогически целесообраз­ных взаимоотноше­ний.


1 Cм.: ^ Щуркова Н.Е. Программа воспи­тания школьника, – М., 1998

2 См.:  Подласый И.П. Педагогика: учеб. – М.,1996. – Ч. III. – Разд. 5.

3 См.: Беспалько. Слагаемые педагогической тех­нологии. – М., 1985. С. 5.

4 См.:  Подласый И.П. Педагогика. С. 521.

5 См.: Педагогика: учеб.; под общ. ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогич. общество России, 2004.

6 См.: Педагогика: учеб.; под общ. ред. П.И. Пидкасистого. – С. 423.

7 См.: Сластенин, В.А. Педагогика: учебное пособие / В.А. Слас­тенин. – М.: Академия, 2004.– С. 247–294




Похожие:

Лекция на тему: «организация воспитания: содержание и технология» iconЛекция на тему: «организация воспитания: содержание и технология»
Аринина, О. Н. Начинающему классному руководи­телю / О. Н. Аринина, Л. А. Романова: метод пособие. – Владимир: вгпу, 2003. – 144...
Лекция на тему: «организация воспитания: содержание и технология» iconОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Лекция Предпринимательство как экономическая категория, его сущность и содержание
Лекция на тему: «организация воспитания: содержание и технология» icon1. 1 Содержание коммерческой работы 1 Содержание коммерческой работы
...
Лекция на тему: «организация воспитания: содержание и технология» iconВопросы к экзамену по дисциплине «гигиена физического воспитания и спорта»
Предмет изучения, цели, задачи, содержание гигиены физического воспитания и спорта
Лекция на тему: «организация воспитания: содержание и технология» iconЛекции понятие, содержание и правовые основы криминалисти- ческой регистрации. Возможности и организация использования криминалисти ческих учетов при расследовании деятельности преступных струк тур
Волынский А. Ф., Россинская Е. Р. Криминалистическая ре- гистрация (лекция). М.: Вюзш мвд рф, 1993
Лекция на тему: «организация воспитания: содержание и технология» iconМетодическая разработка по специальной дисциплине «Организация обслуживания» по разделу «Классификация столовой посуды, приборов, белья» Содержание
Курс «Организация обслуживания» является специальной дисциплиной при подготовке специалистов сферы сервиса по специальности 100106....
Лекция на тему: «организация воспитания: содержание и технология» iconРеферат по дисциплине «Технология разработки программного обеспечения» на тему: «Моделирование бизнес-процессов»

Лекция на тему: «организация воспитания: содержание и технология» iconПреп. Гребенюк е. В
Предмет «Технологии и методики музыкального воспитания»: цели, содержание, принципы
Лекция на тему: «организация воспитания: содержание и технология» iconСодержание занятия
«Фонопедический метод развития голоса: технология и эстетика академического пения в обучении детей и взрослых»
Лекция на тему: «организация воспитания: содержание и технология» iconЛекция №4 Тема: Организация анализа и диагностики финансово- хозяйственной деятельности предприятия (2 часа)
Основы организации анализа. Организация аналитической работы и оценки потенциала предприятия
Лекция на тему: «организация воспитания: содержание и технология» iconСущность, содержание и организация контроля
Раскрыты сущность, содержание, порядок проведения ревизии и аудита в соответствии с действующим законодательством в организациях...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы