Лекция образование государств Месопотамии. Социальный и политический строй icon

Лекция образование государств Месопотамии. Социальный и политический строй


Скачать 219.43 Kb.
НазваниеЛекция образование государств Месопотамии. Социальный и политический строй
Дата публикации22.07.2013
Размер219.43 Kb.
ТипЛекция

ЛЕКЦИЯ

Образование государств Месопотамии. Социальный и политический строй.

Первое государство Месопотамии начинает формироваться в 3 тысячелетии до новой эры как раз в обозначенной зоне между рек Тигр и Ефрат. Первые государства были относительно не большими по территории и количеству населения. Как правило, центром таких государств являлось какое-нибудь городское население или храмовый комплекс. Эти государства не редко называют государства-полисы, т.е. города-государства. Среди первых государств Месопотамии известны, такие как Киш, Урук, Аккат, Шумер, Ур и др. Меду этими городами-государствами ведется ожесточенная борьба за доминирование. В результате появляются первые объединения городов-полисов в частности во второй половине 3 тысячелетия до новой эры создаются 2 мощных объединения: Аккат на севере Месопотамии и Шумер на юге. Объединительные процессы продолжаются и в последующие периоды и на рубеже 3-2 тысячелетия до новой эры образуются мощнейшее государство – Вавилон, которое подчиняет себе не только Месопотамию, но и соседние государства. Вавилон основался крупнейшим государством Месопотамии на протяжении нескольких столетий. Своего рассвета Вавилон достигает в период правления царя Хаммурапи в 18 веке до новой эры. В 16 веке до новой эры после многих нападений кочевых племен Вавилонское государство было разрушено и юридически прекратило свое существование. Однако сплоченность народов Вавилона оказалась настолько прочным, что в 7 веке до новой эры государство было воссоздано под названием Нововавилонское царство. Однако оно просуществовало не долго и уже в конце 6 века до новой эры вновь было захвачено и попало под влияние Ассирии. Тем не менее, культурное и политическое влияние Вавилона оказалось настолько мощным и прочным, что Ассирийцы в значительной степени в своей практической деятельности использовали как социально-политические традиции Вавилона, так и правовые. Вавилонские законы царя Хаммурапи практически полностью вошли в среднеассирийские законы. Больше Вавилон уже не восстанавливался. Социально-политический строй государств Месопотамии. Изначально в государствах Месопотамии (государствах восточного типа) утверждается форма правления в виде монархии. Юридически вся полнота власти принадлежала царям (первоначально племенным вождям), власть которых сначала существенно ограничивалась советами старейшин и народными собраниями. Первоначально цари в этих государствах носили титул энси – основатель города или храма. С течением времени, когда происходит укрупнение государств появляется новый титул – лугаль. Лугали не только юридически, но и фактически приобретают всю полноту власти за счет постепенного ограничения и упразднения народных собраний, а совет старейшин превращается в орган, подчиненный лугалю. В конце появляется новый титул у царей – Лугаль-гегемон. Наивысшего развития монархия достигает в древневавилонском царстве и в частности в период правления царя Хаммурапи. Он полностью упраздняет народные собрания, подчиняет себе совет старейшин и подчиняет себе даже жречество.

Царь Хаммурапи продавал жреческие должности богатым, себеугодным людям. Местное управление строились на основе административно-территориального принципа.

Социальная структура.

Все население Вавилона делилось на 3 крупных социальных слоя:

  1. Высший. Включал несколько категорий:

А) представители царской династии

Б) родоплеменная знать

В) крупные торговцы-оптовики, банкир-ростовщики.

2) Средний. Включал 2 категории:

А) все свободное городское население

Б) все свободное сельское население

3) Низший. Рабы.

Рабы делились на 2 категории:

  1. Царско-храмовые рабы.

  2. Частнособственнические рабы.



ПРАВО:

Судебная система. Суды в Вавилоне, как и во всех древнейших государствах не были отделены от администрации и поэтому любое лицо наделенное административной властью имело в рамках своих полномочий и судебную власть. Соподчиненность судов соответствовала структуре органов власти. Все виды судов назывались царскими. Так же был и Высший царский суд. Право в государствах Месопотамии начинает формироваться в период появления первых городов-полисов. Однако первоначально это право базировалось на тех обычаях и традициях, которые существовали длительное время и фактически только в устном виде. Однако на рубеже 3-2 тысячелетия до новой эры появляются первые письменные законодательства. Наиболее важными законами являются законы Хаммурапи (ЗХ). ЗХ были созданы в период правления царя Хаммурапи с 1790-1754. До нашего времени текст законов дошел почти в полном объеме т.к. текст законов был высечен на базальтовом столбе. Текст закона Хаммурапи условно делится на 3 раздела:

  1. Введение. Причины и цель создания данного свода. Над текстом закона было выбито колено преклоненного царя Хаммурапи перед троном на которым сидит бог справедливости Шамаш, который передает свиток законов царю Хаммурапи.

  2. Основная часть. 282 статьи. Разделение по отраслям права в законах Хаммурапи не существовало. Нормы права, относящиеся к уголовному, гражданскому административному, семейному и тд… права в тексте закона переплетены. Хотя определяется некоторая логическая последовательность в отдельных частях закона. В ЗХ не было конкретно-определенных понятий права… Квалифицирующие элементы преступлений отмечались в отдельных статьях. Самыми развитыми отраслями Закона Хамураппи являлись уголовное и гражданское право. Причем с точки зрения современного права высоким качеством юридического права отличались гражданско-правовые отношения и прежде всего:

А) Вещное право (имущественное)

Б) Договорное право

В) Семейно-брачные отношения

Г) Наследственное право.

Уголовное право отличалось достаточно большой жесткостью. Как правило, в качестве наказания часто принималась смертная казнь причем не только простая но и квалифицированная. Простая с.к. – быстрая и без мучений. Квалифицированная – продолжительная по времени и связанная с мучениями.

Целью наказания по закону Хаммурапи являлось возмещение, возмездия и отчасти устрашение }:-<.

  1. Заключение. В нем предусматривалось жестокое наказание не только от царя но и от богов (Шамаша) тем кто попытается изменить или отменить данные законы.



Следующая лекция -----

Образование древнеиндийского государства.

Древнеиндийское государство начало формироваться в 3 тысячелетии до новой эры в долине реки Ганд в результате длительной ассимиляции индоарийскими племенами местных племен друидов и мундов. Первоначальный период истории Индии изучен достаточно слабо т.к. этот период изучается на основании остатков материальной культуры. Один из важнейших фактов который является общепризнанным является тот что индоарии пришли на Индостан с северо-запада. Следующий период развития древнеиндийского государства с 25 века до новой эры изучен гораздо тщательнее на основе изучения достаточно большого количества письменных источников дошедших до нашего времени в виде различных сборников религиозно философского и социально политического содержания. Все эти сборники имеют названия Веды. А период называется ведическим. В этих ведах достаточно подробно излагается процесс формирования и развития государства но и прежде всего по политической и социальной структурах а так же отдельных правовых норм. Первоначально древнеиндийские государства формировались по схожим с государствами Месопотамии процессам. Изначально в индийских государствах утверждается форма правления виде монархии. Все индийские монархии носили титул Раджа. Вся полнота власти принадлежала Радже, однако, так же как и в государствах Месопотамии она ограничивалась первоначально народными собраниями и советами старейшин Совет старейшин который назывался Парешад. С течением времени власть Раджей усиливается и народное собрание утрачивает свое значение так же как и совет старейшин, однако тем не менее, абсолютная власть монарха должна была опираться на соответствующий бюрократический аппарат. При раджах начинает формироваться достаточно обширный аппарат состоящий из мантринов (советников) каждый из которых возглавлял определенную отрасль управления государством. Они назначались лично раджой и подчинялись только ему. И таким образом осуществляли исполнительную власть обладая абсолютной полнотой власти практически раджи вынуждены были «советоваться» с народом или старейшинами изображай демократию некую… С этой целью формируется новый законосовещательный орган мантрипарешат. В 1ом тысячелетии до новой эры Индия по прежнему состоит из нескольких десятков фактически самостоятельных государств со схожими политическими, социальными культурными структурами и традициями. Единого государства не существовало. Только во 2ой империя Маури – крупнейшее древнеиндийское государство просуществовало относительно не долго и уже во 2 веке до новой эры она распалась на княжества.

Социальный строй:

Социальный строй в Индии отличался от других.

Вследствие завоевания и ассимиляции индоариями местного населения в течение нескольких столетий в индии формируется варновая система которая формировалась с учетом происхождения, рода занятий и под мощным религиозным влиянием. Все свободное население древней Индии первоначально делилось на 4 Варны:

  1. Брахманы – церковнослужители.

  2. Кшатрии – профессиональные воины, военночальники.

  3. Вайшьи – основная масса свободного населения.

  4. Шудру – слуги.

- Даса – рабы, неприкасаемые.

Брахманы и Кшатрии преимущественно состояли из индоариев. Вайшьи – местные племена. Первоначально между вардами не было жестких границ и они могли по обстоятельствам как в вышестоящие так и в нижестоящие при неблагоприятных условиях варны. Однако с течением времени варновая обособленность начинается проявляться все в большей мере. Подчеркивается эта обособленность религиозными признаками. Начинает широко распространяться эндоганные браки. С середины первого тысячелетия до новой эры в Индии формируется жесткая кастовая система. Все взаимодействия между варнами и кастами регулировались как религиозными принципами так и в определенной степени и правом. История древней Индии делиться на несколько важнейших периодов:

  1. Начальный (золотой). В соответствии с теоретическими выкладками древних мыслителей государство может быть процветающим только в том случаи если все люди, населяющие его, будут неукоснительно и добровольно соблюдать свою дхарму – свод обычаев, законов, традиций и норм поведения. Древнеиндийское право начинает формироваться в доведический период на основе существующих тысячелетиями существующих обычаев освещенными религиозными учениями.



Законы Ману формируются на основе 2 видов источников: тхармашастр и артхашастров. В своде содержится достаточно большое количество противоречий


Анализ правовых источников:



  1. Общая характеристика источника (когда? Кем? Где? В связи с чем? Появляется данный источник, когда и кем он был обнаружен? Кем введен в научный оборот?)

А) Структура данного источника (из чего он состоит? Из сколько глав, статей и тд?)

Б) Особенности источника (действует ли разделение по отраслям? Имеются ли какие то юридические определения или понятия, соотношение отраслей)

2. Социальные категории и их правосубъектность. (выявить как можно большее количество категорий упомянутых в источнике и определить их правосубъектность. Кто какое место занимает в государстве с точки зрения правовой).

3. Гражданско-правовые отношения:

А) имущественное право (вещное) – виды собственности и способы приобретения.

Б) договорное или обязательственное право – какие виды договоров упоминаются в источнике, как они оформляются, ответственность сторон за соблюдение условий договора

В) Семейно-брачные отношения – семейный возраст, условия вступлении в брак взаимоотношения или соотношения прав мужа и жены в браке , возможности развода, поводы и последствия развода.

Г) Наследственное право – виды наследования: наследование по закону и наследование по завещанию.

4. Уголовное право:

А) Система преступлений а так же понятие и определение преступлений.

Б) Виды наказаний или система наказаний – выявить в первоисточнике наибольшее количество наказаний и расставить их по тяжести. Цели наказаний.

5. Суд и процесс – все статьи посвещеные судам, организации судопроизводства, процессу, участники процесса, виды доказательств.


^ ЛЕКЦИЯ:

Образование спартанского государства.

Спартанское государство начинает формироваться на рубеже веков на юге Пелопонесского полуострове в области Лаконика. Первоначально спартанское государство было относительно не большим. Как по количеству населения, так и по количеству жителей. Оно формируется в течение нескольких десятилетий в результате объединения 4х кровных родов вокруг городского поселения Спарта. Первоначально Спарта являлась городом-полисом. Границы этого государства фактически проходили по городским стенам и охватывали небольшие пригородные территории. С течением времени и упрочением спартанского государства, благодаря его жесткой воинской структуры, которая распространялась на все виды жизни, Спарта распространяет свое господство на все близлежащие территории и к началу 7 века до новой эры Спарта распространяет свою власть на большую часть Пелопонесского полуострова. К этому времени в основном завершается формирование как политической, так и социальной структуры государства

^ Политический строй

Изначально в Спарте утверждается форма правления в виде монархии. Во главе государства обладая всей полнотой власти «де-юре» первоначально избираемый пожизненно царь. ^ В СПАРТЕ В ОТЛИЧИЕ ОТ ВСЕХ АНТИЧНЫХ ГОСУДАРСТВ ОДНОВРЕМЕННО ИЗБИРАЛИСЬ И ДЕЙСТВОВАЛИ 2 ЦАРЯ «БАСИЛЕВСА». Юридически высшим органом законодательной власти в Спарте являлось народное собрание – Апелла. В состав Апеллы могли входить все полноправные лица мужского пола, достигшие совершеннолетия. И в Спарте и в Афинах и в Риме совершеннолетием было 18 лет. В Спарте 18 летний становился полноправным только после сдачи гражданского экзамена, состоявшего из 2 частей:

А) Теоретическая – знание законов и обычаев страны.

Б) Практическая – владение воинским мастерством.

Апелла имела право принимать решение по любых вопросам внешней и внутренней политике, избирать на высшие государственные должности.

«де-факто» высшая законодательная власть в стране принадлежала старейшинам. Совет старейшин – герусия, состояла из 28 пожизненно избираемых геронтов и 2 входящих в состав герусии по должности царей Басилевсов. Продолжительность жизни древних мужчин в среднем 30 лет. Геронтами могли быть люди достигшие 60 лет.

В середине 7 века до новой эры в Спарте создается еще 1 высший орган с контрольно-распорядительными функциями – Эфорат, состоявший из 5 пожизненно-избираемых эфоров.

^ СОЦИАЛЬНЫЙ СТРОЙ

Все население Спарты условно делилось на 3 основных категории:

  1. Спартиаты – основатели и потомки основателей государства. Обладали всей полнотой как гражданских так и политических прав, могли занимать любую государственную должность. Полноправные лица.

  2. Илоты – жители покоренных земледельческих районов. Обладали хозяйственной самостоятельностью, но в силу зависимого положения обязаны были обеспечивать Спартиатов сельскохозяйственной продукцией или обрабатывать землю Спартиатов. Не имели никаких политических прав. Неполноправные лица.

  3. Периэки – жители покоренных горных долин. Занимались ремеслами и торговлей. В силу зависимого положения были обязаны обеспечивать Спартиатов ремесленной продукцией. Обладали определенной хозяйственной самостоятельностью, гражданскими правами но не имели политических прав. Неполноправные лица.

  4. Рабы (условная категория, их было очень мало)



Спарта к середине 1 тысячелетия превратилось в мощнейшее государство на Балканах. В войнах с Афинами, Спарта устанавливает свое господство в греческом союзе. С течением времени Спартанское государство ослабевает. Усиливается дифференциация среди спартиатов. Ослабевает жесткая воинская дисциплина. В 338 году до новой эры Спарта терпит сокрушительное поражение от Филиппа Македонского. В 336 году до новой эры Александр Македонский окончательно побеждает Спарту и как субъект международного права она исчезает.


^ ОБРАЗОВАНИЕ АФИНСКОГО ГОСУДАРСТВА

8-6 века до новой эры. Афинского государство начинает формироваться в 8 веке до новой эры в результате объединения 4 родов вокруг городского поселения Афины на юго-западе балканского полуострова в области Аттика. Первоначально, Афины – город-полис. К концу 8 века Афины распространяют свое влияние на всю Аттику (центральная часть балканского полуострова). К этому времени в основном завершает формирование социальной и политической структуры.

Политический строй:

  1. Высшим органом государственной власти «де-юре» являлось народное собрание Агора, учувствовать в которых моги все полноправные афинские граждане мужского пола достигшие совершеннолетия. Агора имела право принимать любые решения политического характера и избирать на высшие государственной должности.

  2. Высшим органом законодательной властью «де-факто» являлся совет старейшин в который входили представители всех 4 родов основателей государства, позднее он получил название Ареопаг.

  3. Главой государства и главой исполнительной власти первоначально в Афинах являлся пожизненно избираемый царь Басилевс, в отличие от Спарты один. Как показывает весь опыт человеческой истории, всякое единовластие всегда стремится к абсолютной власти.



В начале 7 века Афинские Басилевсы начинают постепенно сосредотачивать в своих руках все большую власть, соответственно ограничивая полномочия совета старейшин и народного собрания. В этих условиях совет старейшин, опираясь на поддержку народных собраний, начинает формировать коллегиальный орган управления исполнительной власти в виде коллегии архонтов. К концу 7 века до новой эры коллегия архонтов состояла из 9 человек, каждый из которых руководил отдельной отраслью в государстве. Сохраняется и должность архонта-басилевса, однако он обладал только духовной властью. Первоначально архонты как и цари избирались пожизненно, однако уже с середины 7 века срок полномочия архонтов стал ограничиваться 10 годами а в конце 7 века архонты стали переизбираться ежегодно. В этот же период вместо совета старейшин создается новой орган управления (контрольно-распорядительный) получивший название Ареопаг. Он состоял как из бывших, так и действующих архонтов.


^ СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА

Все население Афин делилось на 3 основных категории:

  1. Эфпатриды – основатели и потомки основателей государства. Обладали всей полнотой прав и гражданских и политических, могли занимать любые государственные должности. Полноправные лица.

  2. Геоморы – земледельцы, добровольно вошедшие в состав государства, в связи с чем геоморы обладали гражданскими правами, платили налоги, служили в армии, но тем не менее – не имели политических прав. Неполноправные лица.

  3. Демиурги – ремесленники и торговцы вошедшие позднее в состав государства ДОБРОВОЛЬНО. Статус такой же как у геоморов. Не полноправные лица.

  4. Рабы (условная категория) которые были объектом права и не обладали никакими правами.



Реформы Солона и Клисфена


На рубеже 7-6 веков до новой эры кризис грозил перерасти в гражданскую войну. Почему? Причины. К этому времени значительное недовольство своим положением стали проявлять представители демоса. С чего вдруг? В этих условиях в 594 шоду до новой эры архонтом был избран Солон, который для того чтобы вывести страну из кризиса проводит крупную социально-экономическую и политическую реформу. Ее можно условно разделить на 2 раздела:

  1. Экономический:

А) Ведение системы сисахфии (встряхивание бремени долгов). Отменялись все существовавшие долги, причем все ранее проданные в рабство за долги выкупались государством. Впредь долговое рабство запрещалось под страхом уголовной ответственности. Афинское общество окончательно и бесповоротно разделилось на свободных и рабов.

Б) В стране разрешалась свободная купле-продажа земли.

В) Жесткий регулятор – установлен максимальный размер землевладения.

2) Социально политический:

А) Все свободные люди независимо от социального происхождения получали право участвовать в народных собраниях (оборах)

Б) Все свободное население в соответствии с имущественным цензом делились на 4 разряда ( пятисотники, садники, зевгиты, феты), каждый из которых наделялся соответствующими правами и обязанностями. Мера зерна – медин (примерно 64 литра). На высшие государственные должности могли избираться только 1 и 2 разряды. 3-4 всасывали в народном собрании. Представители высших категорий обязаны были государственные литургии. Они должны были за свой счет возводить важнейшие государственные объекты общего пользования. 3-4 такой литургии не несли. Таким образом реформы Солона в значительной степени сгладило противоречие между демосом и евпатридами. Полной реализации реформ Солона мешала сохранявшаяся родоплеменная структура государства, сутью которых является прежде всего родовых и родоплеменных, а не общегосударственных интересов. В связи с этим в 30тые годы 6 века до новой эры архонт Клисфер проводит очередную социально-политическую реформу, цель которой упразднение родоплеменной структуры государства. Суть: Вся территория страны была поделена н 10 крупных административно-территориальных единиц – фил. Каждая фила в каждую очередь состояла из 3 районов которые назывались триттии. 1 городская, 1 сельская и 1 приморская (прибрежная). Все филы были примерно равны по социально-экономическому развитию.

Границы новых административно-территориальных единиц не совпадали с ранее существовавшими родоплеменными границами и таким образом представители одного и того же рода могли оказаться в разных трития и соответственно в разных филах. А поэтому при принятии важнейших социально-экономических решений они вынуждены были руководствоваться интересами своих тритий и фил ну а в конечном счете интересами государства. Таким образом реформы Солона и Клисфена в зачительной степени содействовали снятию напряженности и противоречий в обществе утверждают более эффективную административно-территориальную структуру государства и создают предпосылки для утверждения в Афинах республиканской формы правления с реальны участием народа в управлении государством.

^ АФИНЫ В ПЕРИОД РАСЦВЕТА РЕСПУБЛИКИ.

5-4 века до н.э.

На рубеже 6-5веков до новой эры в Афинах утверждается форма правления в виде республики. Соответственно происходят определенные изменения в структуре, принципах формирования и компетенции высших органов власти и управления.

  1. Высшим органом законодательной власти не только de jure но и de facto становится народное собрание в котором имеют право участвовать все свободные граждане. Увеличивается количество созываемых ежегодно собраний до 40 раз в год. В связи с повышением значимости народных собраний внедряется специальный регламент ведений народных собраний. В частности утверждается кворум - минимальное количество членов, необходимое для принятия законного решения. В Афинах 20% от общего количества правоспособных граждан. В регламенте утверждаются обязательные народные собрания. Не реже 1 раза в год должно было проводится народное собрание с вопросом об остракизме (лишение гражданских прав и изгнание из страны как срочное, так и пожизненное) с целью защиты демократии из страны. Таким образом народное собрание играет огромную роль в управлении государством.

  2. Высшим органом исполнительной власти в Афинах становится «совет Пятисот» который состоял из 500 человек, которые избирались по 50 человек с каждой филы сроком на 1 год с обязательным отчетом перед своей филой по окончанию срока полномочий. По результатам отчета он мог был подвергнут остракизму. Все выбирались самым демократическим способом. В Афинах выборы происходили жеребьевкой. В совете 500от образовывались 10 комиссий по 50 человек каждая из которых фактически управляла государством в течение одного месяца.

  3. Высшим органом судебно-законодательным органом являлась Гелиэя, которая состояла из 6к человек, так же как и совет 500от избираемых по жребию сроком на 1 год с обязательным отчетам по окончанию полномочий. По 600 человек от каждой филы. Гелиэя делилась на 10 судебных коллегий по 501 человеку в каждой. 990 выступали в качестве запасных. Судебные дела распределялись между коллегиями по жребию в день их рассмотрения, чтобы заинтересованные стороны не знали кто будет рассматривать их дела и чтобы исключить любое давление на суд. В рамках Гелиэи создавался и законодательный орган – Номофет. Он состоял из 1000 человек избираемых по жребию из состава Гелиэи. Кроме высших органов власти в Афинах действовало боле двухсот избираемых должностей в частности – стратеги.



ЛЕКЦИЯ

Середина 8 века до новой эры Римское государство начинает достаточно быстро развиваться, как по количеству территории, так соответственно по количеству населения. Уже в конце 6 века Рим в рамках латинского союза охватывает большую часть Пенинского полуострова. К концу 1 тысячелетию до новой эры Рим начинает распространять свое влияние и на материковые территории. К 4 веку новой эры Рим превращается в крупнейшее государство мира. Границы Римской Империи простирались от британских островов на севере до африканского побережья на юге, от Атлантики на западе, до малой Азии на востоке. В 4 веке новой эры для удобства управления империя была разделена на 2 части. 1 западная Римская империя со столицей в Равенне-Рим, и восточная Римская империя со столицей в городе Византий-Константинополь-Стамбул (1 и тот же город). Западная Римская империя в результате постоянных набегов варваров была разгромлена в 476 году и распалась на несколько самостоятельных государств. Восточная Римская империя под названием Византия просуществовала почти на тысячу лет больше и была разгромлена турками-сельджуками в 1453 году.

История Древнего Рима условно делится на 3 основных периода:

  1. 753-509 годы до новой эры – Царский период. В это время происходит упрочение государства, в основном завершается формирование социальной и политической структуры.

  2. 509-27 годы до новой эры - Период республики. В это время в риме утверждается республиканская форма правления. Создаются коллегиальные органы исполнительной власти в виде магистратов. В основном разрешается противоречие между различными социальными категориями свободного населения (патрициями и плебеями). Период республики завершается чередой военных диктатур.

  3. 27-476 новой эры – Период империи. Делится на 2 подпериода:

А) Принципат (27 год до новой эры – 284 новой эры)

Б) Доминат (284 – 476 годы новой эры)

Периодизация истории права. История Римского права условно делится на 3 периода, однако они, эти периоды не совпадают с периодами истории государства.

  1. Середина 8-3 веков до новой эры. Период Кверитского цивильного права. Характеризуется опорой на обычное право, формализмом и достаточно сильным влиянием религии - Jus civile

  2. 3 век до новой эры – 3 век новой эры. Период дуалистического права. Когда на ряду с цивильным правом появляется и становится господствующим правом – преторское право - Jus praetorium. а затем и право народов – Jus gentium.

  3. 3-6 век новой эры. Период систематизации, кодификации и унификации Римского права, который завершается созданием крупнейшим сводом создания Римского права под названием Corpus Juris Civilie. В литературе эти периоды называются в упрощенном варианте:

1) Древнейшее (доклассическое право)

2) Классическое право

3) Постклассическое право.


Рим. Царский период. Социально политический строй . 753-509 года до новой эры

В римском государства изначально утверждается форма правления в виде ранней монархии. Во главе государства стоит Царь, носивший титул «Рекс» Rex. Царь юридически избирался пожизненно и обладал всей полнотой исполнительной власти и считался главой государства. В Историю Царского периода правило всего 7 Рексов. Высшая законодательная власть в стране de jure принадлежала народным собраниям – комициям. Право участвовать в народных собраниях имели только полноправные, совершеннолетние лица мужского пола. De facto высшая законодательная власть принадлежала совету старейшин – senates – сенат. Сенат изначально состоял из 300 человек. По 1 представителю от каждого из 300 родов основателей. Социальная структура: все население страны делилось на 2 крупных социальных слоя:

  1. Патриции (благородные) основатели и потомки основателей входившие в 300 патрицианских родов. Обладали всей полнотой гражданских и политических прав.

  2. Плебеи – люди, позднее добровольно вошедшие в состав Римского государства, признавшие власть Рима. Обладали гражданскими правами Jus familie, платили налоги, служили в армии, но первоначально не имели политических прав. Не полноправный класс.

  3. В 6 веке до новой эры в Риме появляется еще 1 категория населения – клиенты. Лично зависимые люди, которые обладали некоторыми, ограниченными гражданскими правами. Как правило зависимость клиентов была добровольной. Клиентов рабами считать нельзя по следующим причинам:

  1. Зависимость клиентов добровольная.

  2. Клиенты не занимались производительным трудом.

  3. Клиенты не покупались и не продавались.

  1. Рабы.

Реформа Сельвия-Тулия.

В середине 6 века в Риме резко обостряются противоречия между патрициями и плебеями. Основная причина – неравенство в политических правах. В этих условиях, для предотвращения возможной гражданской войны 6 Римский рекс – Сервий-Тулий проводит крупную социально-политическую реформу. Все свободное население страны – как патриции, так и плебеи на основании имущественного ценза было поделено на 5 основных категорий:

1 разряд – лица, обладавшие имуществом до 100 000 ассов.

2 разряд – лица обладавшие имуществом до 75 000 ассов.

3 разряд – лица обладавшие имуществом до 50 000 ассов

4 разряд – лица обладавшие имуществом до 25 000 ассов.

5 разряд – лица обладавшие имуществом до (11-12 000 ) ассов.

Поскольку признаком всех свободных была воинская служба, то на всех свободных, поделенных на разряды возлагалось формировать конкретно-определенное количество воинских подразделений – центурий.

1 разряд должны были формировать 80 центурий.

2, 3, 4 разряд – 20 центурий.

5 разряд – 30 центурий.

Из лиц самых богатых, имевших имущество на сумму более 100 000 ассов формировалось 18 центурий всадников. Из лиц самых бедных, неимущих формировалось 5 вспомогательных центурий. 2 центурии ремесленников, 2 центурии музыкантов и 1 центурия пролетариев. В соответствии с разделением по разрядам и центуриям все свободные наделялись политическими правами а самое основное политическое право – участвовать в народных собраниях (комициях). Основным видом комиции становятся центуриатные комиции. По мимо трибутных и куриатных. При решении важнейших вопросов, голосование проводилось по центуриям сверху вниз. От высших разрядов к низшим. Решение принималось простым большинством голосов. 50% и 1 голос))). Затем голоса всех центурий подсчитывалось в целом. При консолидированном голосовании высших разрядов, низшие разряды к голосованию не приглашались.

Так же как и в Афинах первоначально на государственные должности могли избираться только люди высших разрядов, однако именно на них же возлагались государственные литургии. За свой счет строить и ремонтировать государственные объекты. Таким образом в результате реформы Сервия-Тулия социальное противоречие между плебеями и патрициями были в определенной степени сглажены. Однако борьба между плебеями и патрициями за полное равенство в политических правах продолжалось еще многие десятелетия.


Рим период республики. 509-27 годы до н.э.

Лекция:


Б) Преторы – люди, которые наделялись правом организации судопроизводства и координации законотворческой деятельности.

В) Цензоры – занимались росписью граждан по разрядам и центуриям и только потом уже становятся цензор-морум – проводящими цензуру.

Г) Квесторы - лица отличающие и ведающие охраной и использованием государственной казной и архивами.

Д) Эдилы – лица, руководящие правоохранительной деятельностью.

Экстраординарные (чрезвычайные, временные): в них избирали в чрезвычайных обстоятельствах и на короткий определенный срок.

А) Диктаторы – избирались сроком не более 6 месяцев и наделялись чрезвычайными неограниченными полномочиями.

Б) Децимвиры – коллегия десяти. Созывались для решения конкретной задачи. После коллегия распускалась. («12 таблиц» создано коллегией децимвиров)

Продолжается политическая борьба между патрициями и плебеями. Реформа Сервия-Тулия до конца решить эту проблему не смогла:

  1. 494 г. до новой эры – создание нового ординарного магистрата – плебейских (народных) трибунов. Они призваны защищать плебеев во всех патрицианских магистратах. Они наделялись правом налагать вето на любые решения патрицианских магистратов и сената. Плебейские трибуны стали наделяться личной неприкосновенностью.

  2. 451-450 годы до новой эры – создание законов «12 таблиц» - эти письменные законы, принятые по инициативе плебейских трибунов позволяли ограничивать злоупотребление судебной властью патрицианскими магистратами.

  3. 445 г. до новой эры – был снят запрет на браки между патрициями и плебеями.

  4. 367 год до новой эры – был принят закон об обязательном избрании одного из консулов из числа плебеев. То есть плебеи получают доступ к высшей государственной должности.

  5. На рубеже 3-4 веков до новой эры – плебеи и патриции были окончательно уравнены в правах.

Продолжающаяся политическая борьба переходит в иную плоскость и осуществляется между двумя крупными политическими течениями:

  1. оптиматы. Оптимус – лучший.

Включали в свои ряды в основном патрициев и богатых плебеев

  1. Популяры – в основном плебеи и либеральных патрициев.

В результате острой политической борьбы к 1 веке до новой эры республиканские институты ослабевают. В 1 веке до новой эры в Риме проходит череда военных диктатур «дуумвиратов» - власть двоих и «триумвиратов» власть троих.

  1. 1ым военным диктатором становится Сулла. Он приходит к власти в 81 году и сразу проводит реформу сената и увеличивает количество человек в сенате с 300 до 600. Сулла проводит в стране массовый террор. Под флагом борьбы с «врагами народа» а именно лично со своими политическими противниками. Он распространяет в стране проскрипционные списки, в которые включаются «враги народа» с целью уничтожения «врагов народа» на месте их обнаружения. Террор Суллы достиг такого размаха, что стал вызывать недовольство в широких слоях населения. В результате Сулла вынужден был отказаться от должности диктатора. В 79 году до новой эры он отказался от власти. В 78 году до новой эры он «загнулся» по мнению современников, ему помогли в этом.

  2. В конце 50тых годов до новой эры формируется еще 1 авторитетный триумвират во главе с Гаем Юлием Цезарем. Туда входил Красс. Уже к 45 году до новой эры Цезарь устраняет своих друзей от власти. Проводит очередную реформу сената, увеличивает его состав до 900 человек за счет своих сподвижников и добивается от этого сената и добивается избрания себя на должность пожизненного диктатора. В 44 году он был убит.



Похожие:

Лекция образование государств Месопотамии. Социальный и политический строй iconЛекция образование государств Месопотамии. Социальный и политический строй
В конце появляется новый титул у царей – Лугаль-гегемон. Наивысшего развития монархия достигает в древневавилонском царстве и в частности...
Лекция образование государств Месопотамии. Социальный и политический строй iconОбразование Древнерусского государства Возникновение Древнерусского государства. «Нормандская теория»
Социально-экономические отношения и общественно-политический строй Киевской Руси
Лекция образование государств Месопотамии. Социальный и политический строй iconВопросы к государственному экзамену по специальности 030201 – «политология» Теория политики
Государство как политический институт. Формы правления и типы административно-территориального устройства современных государств
Лекция образование государств Месопотамии. Социальный и политический строй iconV. Типология государств. Понятие и критерии типологии государств
Попытки деления государств на определенные типы предпринимались Г. Еллинеком, Г. Кельзеном, Л. Гумпловичем, Р. Макайвером, 2 П. Сорокиным,...
Лекция образование государств Месопотамии. Социальный и политический строй iconОстровитянов ю., Стербалова а. Социальный «генотип» востока и перспективы национальных государств
Подобно мощному тектоническому сдвигу, они сразу изменили политическую ось десятков азиатских и африканских стран, возбудили до предела...
Лекция образование государств Месопотамии. Социальный и политический строй iconСоциальный интеллект. Тест Гилфорда
Социальный интеллект связывают со способностью высказывать быстрые, почти автоматические суждения о людях, прогнозировать наиболее...
Лекция образование государств Месопотамии. Социальный и политический строй iconЛекция №7 Основы конституционного строя Республики Беларусь
Конституции. При этом не имеет значения, является ли Конституция демократической. Следовательно, любое государство, у которого есть...
Лекция образование государств Месопотамии. Социальный и политический строй icon«Политический конфликт» (§26)
Что такое политический конфликт? Какова роль политического конфликта в жизни общества
Лекция образование государств Месопотамии. Социальный и политический строй icon1. Понятие и типы политических систем Политический режим
Лекция №6: Политические системы современности. Тоталитарные и авторитарные политические системы
Лекция образование государств Месопотамии. Социальный и политический строй iconПролетарии всех стран, соединяйтесь! Буржуазным выборам бойкот!
Сколько можно верить лжи буржуазии? Какой бы не победил кандидат в губернаторы, какие бы он обещания не делал, строй останется тот...
Лекция образование государств Месопотамии. Социальный и политический строй iconРоссииский государственный социальный университет
Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования Российский государственный...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы