Лекция по дисциплине: «Социология» Тема 1 icon

Лекция по дисциплине: «Социология» Тема 1


Скачать 87.07 Kb.
НазваниеЛекция по дисциплине: «Социология» Тема 1
Размер87.07 Kb.
ТипЛекция


Академия социального управления


ЛЕКЦИЯ




По дисциплине: «Социология»


Тема 1. Социология как наука. Её место в системе общественных и гуманитарных наук




Доктор социологических наук,

профессор Григорьев А.А.


Москва - 2013

Введение к изучению дисциплины «Социология»


Социология изучает общество, рассматриваемое как общность индивидов и взаимосвязей между ними. Предметом её изучения являются структуры общества, их элементы и условия существования, а также социальные процессы, протекающие в данных структурах.

Российская социологическая энциклопедия дает следующее определение: Социология – наука об общих и специфических законах и закономерностях развития и функционирования исторически определенных социетальных систем, о механизмах действия и формах проявления этих законов в деятельности личностей, социальных групп, классов, народов.

Учебная дисциплина "Социология" дает возможность познакомиться с основными закономерностями и формами регуляции социального поведения, научиться выделять и анализировать особенности социальных групп и общностей, овладеть основами социологического исследования, приобрести навыки социологического мышления. Изучение социологии позволяет человеку анализировать свою жизнь в контексте общественных явлений и событий, увидеть индивидуальные и профессиональные управленческие проблемы как часть общесоциальных процессов.

Особенность изучения социологии обусловлена местом этой учебной дисциплины в системе гуманитарных, социально-экономических и других дисциплин, предусмотренных для освоения специальностей «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент организации». Изучение дисциплины дает возможность понять связь между социологическим знанием, социологическими теориями и методами социологического познания, теориями и практикой социального управления. Содержательно дисциплина нацеливает студентов на изучение базовых социокультурных явлений и социальных взаимодействий, социальных групп, институтов, личности и социума в целом, основных связей между обществом как целостной системой социальных взаимодействий и проблемами государственного и муниципального управления, менеджмента организации.


Целью изучения дисциплины является формирование знаний и понимания проблем современной социологии в целом, способности структурировать представления об обществе посредством системы основных понятий, категорий, их логических связей, сводить в единую понятийную сеть описания структуры и динамики социальной реальности, выработка у студентов умения применять полученные в курсе социологические знания как метод постановки и решения задач социального управления.


Квалификационные требования. В результате изучения дисциплины студент должен:

и м е т ь п р е д с т а в л е н и е:

О месте социологического знания в системе социально-гуманитарного познания.

О связи категорий и законов социологии с категориями и законами смежных социально – гуманитарных и профессиональных дисциплин.

Об основных школах, этапах формирования и проблемах общесоциологической теории и её современном состоянии.

Об отраслевой структуре социологического знания.

з н а т ь:

Базовые категории общесоциологической теории.

Структуру и метод построения социологической теории и отличительные признаки теоретического и эмпирического уровней социологического знания.

Структуру и основные теории общества как социокультурной системы.

Механизм социального действия и взаимодействия.

Особенности формирования личности как социокультурного феномена.

Общую характеристику социальной структуры, теории и типы социальной стратификации и мобильности.

Структуру и основные особенности социальной организации, её типы.

Структуру, функции, типологию и эволюцию основных социальных институтов.

Социологические теории социального конфликта и его динамическую модель.

Сущность, структуру и виды социальных процессов.

Характеристику основных теорий социального развития.

у м е т ь:

Разрабатывать методологические предпосылки конкретного социологического исследования.

Анализировать структуру, проблемы, противоречия и возможности социологических теорий.

Интерпретировать с помощью социологических понятий данные социологических исследований.

Переформулировать проблемы практики социального управления на язык социологической теории.

Анализировать и интерпретировать социальную информацию опираясь на модели, принципы и методы социологии.

Для студентов, обучающихся заочно по специальностям «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент организации», дисциплина рассчитана на 84 академических часа, в том числе 6 часов - лекции, 4 часа - семинарские и практические занятия, 74 часа – самостоятельные занятия. В ходе изучения дисциплины предусмотрено выполнение двух контрольных работ. Изучение дисциплины завершается сдачей зачета.


Учебники по социологии


Основные в списке литературы:





Учебники зарубежных авторов:





^ Фундаментальные труды:




^ Электронные учебники:

^

Тема 1. Социология как наука. Её место в системе общественных и гуманитарных наук

Основные вопросы темы:


  1. Объект, предмет и методы социологии.

  2. Структура социологического знания. Функции социологии.

  3. Этапы развития социологического знания.

  4. Особенности развития отечественной социологии.


Социология - самостоятельная наука об обществе как целостной социальной системе, её подсистемах и отдельных элементах, о законах их действия и развития.

Термин «Социология» ввел в научный оборот французский философ Огюст Конт (1798-1857), исходя из значений двух понятий: латинского societas (общество) и греческого logos (учение).




Конт (Comte) Огюст (19.1.1798, Монпелье, - 5.9.1857, Париж) – основоположник социологии и его работа «Курс позитивной философии» (в шести томах, 1830-1842 гг.), в которой была обоснована необходимость выделения науки об обществе - социологии


Социология изучает механизмы функционирования общества, взаимодействия между различными субъектами, организациями и социальными институтами.

Ключевое понятие социологии - "социальное", т.е. совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, воспринятая и усвоенная индивидами или группами в процессе совместной деятельности в конкретных условиях.

"Социальное" проявляется в отношении людей:

  • друг к другу;

  • к своему положению в обществе;

  • к явлениям и процессам общественной жизни.


1. Объект, предмет и методы социологии


Объект науки - избранный элемент реальности, который обладает очевидными границами и проявляет относительную автономность существования. Таким объектом социологии в самом общем виде является общество. По масштабу общество может охватывать разные реальности.

Объектами социологии являются:

  • глобальное мировое сообщество;

  • национальное общество (страна);

  • микрообщество (социальная группа, семья и др.);

  • отдельная личность.


Исследования общества могут охватывать различные его аспекты. В процессе развития социологии сформировались различные ориентации на то, что считать самым важным в научном изучении общества. По мнению П.Штомпки, существует семь основных точек зрения на то, что такое общество с точки зрения социологии. Они сведены в следующую таблицу ( табл. 1)

Таблица 1


Социологические ориентации

Аспекты общества

популяция

группа

позиции/

роли

отношения

действия

правила

события/

практика

Демографический

+



















Групповой




+
















Системный







+













Структурный










+










Активистский













+







Культурный
















+




Событийный



















+



^ Предмет науки - логическое описание объекта, избранность которого определена предпочтениями исследователя в выборе того или иного аспекта. Многие социологи не ограничиваются перечисленными аспектами. Поэтому можно встретить разные определения социологии, в которых по разному трактуется предмет социологии.


Примеры определений социологии:


А.И. Кравченко: Социология – наука о поведении людей как представителей больших социальных групп: классов, сословий, наций, профессий и т. д. Первокирпичиками предмета социологии выступают два понятия – статус и роль. Первое дает статистическое изображение предмета, а второе – динамическое.


В.А. Ядов: Социология — это наука о становлении, развитии, изменениях и преобразованиях, о функци­онировании социальных общностей и форм их само­организации: социальных систем, социальных структур и институтов. Это наука о социальных изменениях, вызываемых активностью социального субъекта; наука о социальных отношениях как меха­низмах взаимосвязи и взаимодействия между много­образными социальными общностями, между личнос­тью и общностями; наука о закономерностях соци­альных действий и массового поведения.


Ж.Т. Тощенко: Социология – это наука о движущих силах сознания и поведения людей как членов гражданского общества. Предмет социологии как науки включает: реальное общественное сознание во всем его противоречивом развитии; деятельность, действительное поведение людей, которые выступают как предметное воплощение (по форме и содержанию) знаний, установок, ценностных ориентации, потребностей и интересов, фиксируемых в живом сознании; условия, в которых развиваются и осуществляются реальное сознание и деятельность, действительное поведение людей.


Э.Гидденс: Социология — это изучение общественной жизни человека, изучение групп и обществ. Предметом является поведение людей как социальных существ. Поле деятельности социологии чрезвычайно широко, от анализа случайных столкновений индивидов на улице до исследований глобальных социальных процессов.


Различные подходы сегодня чаще всего рассматриваются как взаимодополняющие, что позволяет раскрывать общество как многоаспектный объект исследования. Пытаясь обобщить перечисленные ранее аспекты общества, П.Штомка дает такое определение: социология - это наука о людях, действующих в поле взаимоотношений друг с другом (в «межличностном пространстве» ) и придающих этому полю динамику постоянного функционирования и формирования (то есть поддерживающих «социальную жизнь»), о людях, которые превращают повторные, фиксируемые сознанием, иногда результаты и последствия своих действий в те структурные и культурные рамки, в которых происходят дальнейшие действия последующих поколений.


Российская социологическая энциклопедия: Социология – наука об общих и специфических законах и закономерностях развития и функционирования исторически определенных социетальных систем, о механизмах действия и формах проявления этих законов в деятельности личностей, социальных групп, классов, народов.


Таким образом, социология изучает социальную реальность во всем многообразии ее представлений. В содружестве с другими, родственными ей дисциплинами – психологией, социальной психологией, экономикой, антропологией, политическими науками и этнографией – она образует подсистему системы научного знания – социальное знание. Родственные дисциплины заимствуют друг у друга понятия и категории, обмениваются результатами исследований, методами и теоретическими находками. Чаще всего социологи считают свои исследования комплексными, смело комбинируя методы экономики, психологии и социологии.

Каждая наука смотрит на мир, в данном случае на социальную реальность, под специфическим углом зрения. Наиболее близкими к социологии науками, изучающими поведение людей, являются психология и социальная психология. Специфику их подходов А.И.Кравченко представляет таким рисунком.




Изучая внутренний мир человека, психология прибегает к эксперименту и наблюдению, используя специальные, часто очень сложные приборы. Психолога интересует то, в каком направлении на поведение человека влияет его внутренний мир – объем памяти, интенсивность и степень развитости мышления, темперамент, эмоциональный склад, агрессивность, подсознательные переживания и т.д.

^ Социальная психология сформировалась на стыке социологии и психологии, взяв на себя те задачи, которые связаны с изучением межличностных отношений прежде всего в малых группах. Взаимопроникновение социологии и психологии было настолько мощным, что благотворно повлияло на обе эти науки и вместе с тем стимулировало активное развитие третьей дисциплины – социальной психологии.

Социология имеет дело с большими массами людей, с усредненным человеком – этаким обобщенным портретом, который подходит всем сразу и никому в отдельности. Вместо конкретных, живых людей перед социологом возникает обобщенный образ – «средний человек» (понятие «средний человек», введено А. Кетле в XIX веке).

Социология видит общество в единстве всех его сторон. Она не углубляется в тонкости политических процессов или детали отношений. Социология изучает психологические проблемы, рыночные отношения, государство или культуру не сами по себе, не так, как их изложил специалист по этим наукам, а совершенно под другим углом зрения. Каждый фрагмент реальности, каждое явление или элемент рассматривается только с позиций его связи с обществом, его вклада в развитие или построение общества, его общественных функций. Например, религия важна социологии не как система верований и специальных обрядов, а только как общественный институт, оказывающий влияние на большие массы людей. Культуру социология рассматривает также под специфическим углом – как образ жизни больших масс людей.


^ МЕТОД в социологии - способ построения и обоснования социологического знания, совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной реальности.

Методы социологии:

I.Общенаучные

  • анализа и синтеза;

  • индукции и дедукции;

  • абстрагирование и восхождение от абстрактного к конкретному;

  • сочетание логического и исторического анализа;

  • мыслительный эксперимент, моделирование;

  • математическое прогнозирование и др.

^ II. Социологические:

эмпирические

  • анализ документов, биографий - официальная и неофициальная информация, зафиксированная тем или иным способом;

  • анкетный опрос, интервью - метод, при котором люди отвечают на вопросы, предложенные исследователем;

  • игры;

  • эксперимент;

  • наблюдение (поведения людей в экстремальных условиях; исследователя участника процесса) - это прямая регистрация событий исследователем, непосредственное восприятие социальной действительности;

  • полевое исследование и др;

теоретические

  • исторический;

  • функциональный;

  • институциональный;

  • нормативно-ценностный;

  • психологический и др.


В изучении общества социологи исходят также из системы принципов, основными из которых являются:

- принцип целостности - проявляется в изучении частных социальных явлений и процессов как элементов системного в своей основе общества;

- принцип конкретности - социальные процессы и факты изучаются в их конкретно-историческом проявлении.


^ 2. Структура социологического знания. Функции социологии

Возникнув более полутора веков назад, социология сначала выступала как часть тех или иных философских учений, но не ограничивалась лишь проблемами общества как целого, движущих сил развития общества. Она касалась, в том числе проблем государства, политики, права, экономики, морали, искусства, религии, других сторон общественного развития, которые впоследствии стали предметом изучения отдельных наук. По мере развития и накопления знаний об обществе социология постепенно теряла роль единой универсальной теории общества.

^ Сегодня социология включает множество отраслей и дисциплин:
социология брака и семьи
социология воспитания
социология выборов (электоральная социология)
социология города
социология деревни
социология искусства
социология историческая
социология кино
социология культуры
социология личности
социология малых групп
социология массовой коммуникации
социология массовых явлений
социология математическая
социология медицины
социология межнациональных отношений
социология молодежи
социология науки
социология образования
социология общественного мнения
социология организаций
социология политическая
социология права
социология религии
социология труда
социология управления
социология экономическая и др.


Поэтому социология - это сложный и многосторонний процесс исследования жизни современного общества. Знание об обществе включает и житейский опыт людей. Один из вариантов представления структуры социологического знания представлен следующим рисунком.





Рис. 1.2. Структура социологического знания


Социология долгое время развивалась на базе фундаментальных общесоциологических теорий и эмпирических исследований. В ходе развития социологического знания сформировался ещё один уровень – теории среднего уровня. Этот научный термин был введен в практическую деятельность исследователей американским социологом Р. Мертоном1. Теории среднего уровня занимают некоторое промежуточное положение между фундаментальными теориями и эмпирическим обобщением первичной социологической информации.


По масштабу изучаемых объектов выделяют три группы социологических теорий:

  • - макросоциологию, которая ориентирована на исследование явлений и процессов в масштабе всего общества в целом, на анализ больших социальных общностей и их взаимодействий, на изучение глобальных процессов общественного развития;

  • - микросоциологию, которая изучает ментальность и поведение людей, их ценностные ориентации, межличностные взаимодействия в сравнительно небольших социальных группах, а также роли, которые они играют в этих группах;

  • - теории среднего уровня, которые необходимы для социологического анализа конкретной группы фактов в отдельных областях знания.

Различия между социологическими теориями разных уровней достаточно условны — все они находятся в тесном взаимодействии и даже взаимно проникают друг в друга (рис. 2).





Уровневая структура научного познания в социологии может быть раскрыта и с общенаучной точки зрения, при которой выделяются три взаимосвязанных уровня познания в науке: основания науки; теоретический уровень; эмпирический уровень.


^ Уровневая структура научного познания


1. Основания науки:

- философские основания науки (господствующее мировоззрение, философские идеи и принципы познания; всеобщие категории: «вещь», «свойство», «отношение», «состояние», «процесс», «причина», «пространство», «время» и т.д.; общие познавательные процедуры и их результат: истина, метод, объяснение, понимание, доказательство и т.п.)

- общенаучная картина мира (общие представления о Вселенной, микромире, экосистемах, биосфере, обществе, цивилизациях;

- специальная (дисциплинарная) научная картина реальности (фундаментальные объекты, их типология, закономерности взаимодействия, пространственно-временная структура, теоретические модели реальности);

- идеалы и нормы исследовательской деятельности (нормы объяснения и описания, доказательности и обоснованности, построения и организации знания).


^ 2. Теоретический уровень: теории, законы, закономерности, концепции, принципы, модели, категории

Теоретические методы:

- абстрагирование, идеализация;

- аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод;

- мысленный эксперимент;

– концептуальная интерпретация;

- теоретическая схема;

- математические формулировки законов и др.




^ 3. Эмпирический уровень: факты реальности, научные факты, эмпирические зависимости, данные наблюдений, сравнений, экспериментов.

Эмпирические методы:

- наблюдения;

- сравнение;

- эксперименты;

- верификация;

- эмпирическая интерпретация и др.


Основания науки одновременно принадлежат и внутренней структуре науки и её инфраструктуре, определяющей связь науки с культурой общества.


Функции социологии:

  • познавательная - обеспечивает прирост научного знания о фактах и закономерностях развития общества;

  • теоретическая - формулировка на базе имеющихся знаний новых теорий;

  • практическая (прикладная) - возможность научного прогнозирования, предвидения перспектив социального развития и разработка путей и способов решения социальных проблем общества;

  • критическая;

  • информационная - сбор и систематизация различной информации;

  • мировоззренческая - формирование у людей представлений об окружающем социальном мире, базирующихся на знании.


В системе общественных и гуманитарных наук социология занимает центральное место. Это объясняется тем, что:

  • она является интегральной наукой об обществе, его явлениях и процессах;

  • включает в себя общесоциологические теории, которые служат теоретической основой и методологией всех других общественных и гуманитарных наук;

  • все общественные и гуманитарные науки, изучающие различные стороны общественной жизни, имеют социальный аспект, являющийся основным предметом социологии;

  • техника и методы изучения поведения человека в общественных отношениях и его деятельности, методы социального измерения и др., разработанные социологией, используются всеми общественными и гуманитарными науками;

  • сложилась целая система комплексных социальных исследований, проводимых на стыке социологии и других наук.



^ 3. Основные этапы развития социологического знания


Изучение общества началось задолго до выделения социологии в самостоятельную науку. Многие мыслители прошлого внесли свой вклад в становление социологических представлений о развитии и функционировании общества. Поэтому историки науки выделяют донаучный (доклассический) и научный (классический) этапы социального познания, каждый из которых подразделяется ещё на ряд календарных периодов (эпох).

^ I. Доклассический (донаучный) этап.

  1. Эпоха античности.

Несистематический, преимущественно прагматический (наставления для повседневной жизни, перечисление обязанностей; отношения в обществе представлялись как вечные, а перемены объясняли волей сверхъестественного существа) характер.

Платон установил наличие общественного разделения труда, зависимость человека от общества, значение воспитания; Аристотель первым указал, что социальная общность делится на семью, население, государство, основоположник учения о моногамной патриархальной семье как зародыше целостного общества, отстаивал необходимость частной собственности и семьи.

Цицерон. Его главный вклад в разработку права, как важного явления классового общества.

  1. ^ Эпоха средневековья.

Исходили из того, что общество возникло по воле бога, и перемены в нём вызываются также богом для того, чтобы покарать или вознаградить отдельных людей или народы.

Клемент Александрийский: общество - естественное образование, государство возникло после изгнания человека из рая как орудие против пороков и злодеяний испорченного человеческого рода. Августин Блаженный - стремился объяснить общество как целостность. Фома Аквинский - общество составляют люди, являющиеся по природе общественными существами, единство целей и интересов в обществе делают необходимой верховную власть, управляющую в интересах общественного блага, неравенство - результат первородного греха, народ имеет право на восстание против незаконной власти тирана.

  1. ^ Эпоха Возрождения и Просвещения.

Никколо Макиавелли изучал государство и искусство политики, восставал против христианства, ибо считал, что оно делает невозможным всякое социальное сопротивление, политические события объяснял психологическими свойствами людей и совпадением обстоятельств. Томас Мор предложил создание общества, основанного на коллективной собственности на средства производства, подвергнул одновременно критике институт частной собственности.

  1. ^ Эпоха Нового времени.

Теории данных мыслителей непосредственно предшествовали и обеспечили возникновение социологии, поставив ряд фундаментальных социологических проблем.

Шарль Монтескье - существует зависимость форм правления и политического строя от природного окружения, автор теории о разделении властей. Томас Гоббс - считал догосударственное существование людей негативным, а человек по природе злой и эгоистичный, его облагораживает общество. Георг Гегель - в основе развития общества лежит единство и борьба противоположностей, процесс поляризации, человек - деятельное существо.


^ II. Классический (научный) этап.


  1. Золотой век социологии 40-80-е гг. XIX в.


Огюст Конт:




Конт (Comte) Огюст (19.1.1798, Монпелье, - 5.9.1857, Париж) – основоположник социологии и его работа «Курс позитивной философии» (в шести томах, 1830-1842 гг.), в которой была обоснована необходимость выделения науки об обществе - социологии


Основные положения:

    • социология должна стать позитивной наукой об обществе и противопоставить радикальным теориям революции социологическую теорию, позволяющую проводить изменения в обществе эволюционным путем, учитывая все общественные факторы и интересы всех социальных групп;

    • социология состоит из социальной статики (изучение структуры общества, взятой как бы в застывшем состоянии) и социальной динамики (процессе социальных изменений), наиболее существенной для изучения общества;

    • общество в своем развитии проходит три стадии: теологическую; метафизическую; позитивную;

    • изменения в обществе обусловлены многими факторами, но решающим является интеллектуальная эволюция.



Герберт Спенсер:





^ Герберт Спенсер (Herbert Spencer, 1820-1903), английский философ и социолог и его работа «Основания социологии»


Основные положения:

    • основа мировоззрения - принцип эволюционности в развитии общества и природы;

    • ввел идею изменчивости и эволюционизма в социологию;

    • личности могут обладать гораздо большей самостоятельностью, чем биологические клетки;

    • двумя полюсами эволюции признавал военный и промышленный тип устройства общества, и она (эволюция) идет по направлению ко второму;

    • социальные революции считал болезнью.


Карл Маркс:





  1. Карл Ге́нрих Маркс (нем. Karl Heinrich Marx; 5 мая 1818, Трир, Пруссия — 14 марта 1883, Лондон, Великобритания) — немецкий философ, экономист, и его основной труд «Капитал»



^ Основные положения:

    • основа теории развития общества - материалистическое понимание истории (принцип материального фактора исторического развития он понимал как развитие производительных сил общества, которые в сочетании с соответствующими отношениями между людьми создают общественно-экономическую формацию);

    • материальные силы, господствующие в обществе, определяют надстройку (политические, нравственные, духовные и иные общественные институты);

    • общественное развитие - результирующая экономического процесса и соответствующего ему развития классовых сил, переходит с одного этапа на другой, как правило, через тотальный общественный кризис - социальную революцию, как двигатель истории.




  1. Социология начала XX в (90-е гг. XIX в. - 20-е гг. XX в.)

Основная проблема - разработка методов социологического мышления и становление категориального аппарата социологии.

Социология усложнялась содержательно, и все более приобретала плюралистический характер.


Эмиль Дюркгейм:





Давид ^ Эмиль Дюркгейм (фр. David Émile Durkheim; 15 апреля 1858, Эпиналь — 15 ноября 1917, Париж) — французский социолог, основатель французской социологической школы и структурно-функционального анализа


^ Основные положения:

- разработка метода социологии: исследование социальных явлений через функции, которые они выполняют в обществе;

- подходить к социальным фактам как вещи;

- надындивидуальный характер общества;

- развитие общества через возрастающее многообразие форм деятельности;

- первые теории аномии и девиантного поведения;

- эмпирическое изучение самоубийств.


Макс Вебер:





Максимилиа́н Карл Эми́ль ^ Ве́бер (Макс Ве́бер нем. Max Weber; 21 апреля 1864, Эрфурт — 14 июня 1920, Мюнхен) — немецкий социолог, историк и экономист и его труд «Протестантская этика и дух капитализма» (1904 г.)


^ Основные положения:

    • энциклопедическая теория, основывающаяся на признании особого характера социальных наук;

    • все общественные институты и структуры фактически основываются и регулируются тем смыслом, которым их наделяют люди;

    • социология становится наукой об идеальных типах, регулирующих социальное действие людей;

    • социология обобщает частное, индивидуальное, субъективное знание и поднимает его до уровня научного обобщения.




  1. Социология 20-60-е гг. ХХ в.

Началось бурное развитие эмпирической социологии, широкое распространение и совершенствование методов и техники конкретных социологических исследований.

Наиболее значительной теоретической концепцией данного этапа явился структурный функционализм американского социолога Талкотта Парсонса (1902 - 1979), позволивший представить общество как систему во всей ее целостности и противоречивости.


  1. Cовременный этап.

Расширение диапазона прикладных исследований и возрождение интереса к теоретической социологии.

Этап представлен многообразием подходов, концепций и их авторов:

    • Р.Мертон - "среднего значения теории";

    • Дж.Хоманс - теория социального обмена;

    • Г.Гарфинкель - этнометодология;

    • Г.Мид и Г.Блумер - теория символического интеракционизма;

    • Л.Козер - теория конфликта и др.

Одним из направлений современной социологии является исследование будущего, охватывающее общие долгосрочные перспективы будущего Земли и человечества. Появляются исследования с использованием методологии постнеклассической науки и синергетического подхода.


^ 4. Особенности развития отечественной социологии


К характерным особенностям социального познания в России относятся следующие:

  • в течение длительного времени проблемы обществоведения освещались в России преимущественно с помощью художественных средств (поэзии, прозы, публицистики и т.д.);

  • возникновение социологии в России как вполне самостоятельной области научных знаний предшествовал подготовительный этап, совпавший с развитием двух мировоззренческих ориентаций: западнической и славянофильской;

  • почти одновременное зарождение в середине XIX в. двух широких течений, складывающихся на основе идей Запада - позитивизма и марксизма.

Развитие социологии в России в конце XIX в. стимулировалось следующими причинами:

  • все возрастающим интересом интеллигенции к социальному устройству и социальным проблемам общества;

  • бурным развитием капиталистических отношений, усложнением социальной структуры общества и ростом социальной мобильности населения;

  • развитие теорий гуманистической направленности, цель которых - помощь угнетенным.

Периодизация отечественной социологии:

  1. С середины XIX в. - 1918 г.

Краткая характеристика:

    • институционализация социологии в России;

    • наиболее ярко развивается критико-методологическое направление (идет процесс критического пересмотра гипотез и научных школ, выявляется взаимодействия между творческой эволюцией ученых и их научными идеями);

    • этико-субъективная социология (учение об обществе в целом, выявление закономерностей и направлений развития общества). П.Л.Лавров, Н.Н.Михайловский;

    • развитие религиозной социальной философии (лейтмотивом учения является объяснение творческого начала в человеке). Вл.Соловьев, Н.А.Бердяев;

    • экономическое направление русской социологии (наличие социальной дифференциации общества, четкая взаимосвязь экономического и социального развития). П.Б.Струве.

  1. С начала 20-х гг. до конца 50-х гг.

Период институционального запрета социологии
^

3. Современный этап


Краткая характеристика:

    • восстанавливается статус социологии как социального института;

    • возвращается самостоятельность существования социологии как науки.


^ Основные направления и школы отечественной социологии


Становление социологической мысли в России долгое время происходило в рамках других социальных наук. Предшественниками социологов можно считать российских представителей социальной мысли: П.Я. Чаадаева (1794—1856), В.Г. Бе­линского (1811-1848), А.И.Герцена (1812-1870), Н.Л.Добролюбова (1836—1861), М.А. Бакунина (1814—1876) и др. Их основные выводы питались идеями, рожденными Великой французской революцией и развитыми ее идеологами и последователями, суть которых за­ключалась в созидательной, преобразующей силе человека и соз­данных им коллективов и сообществ.

Собственно социологические школы в России развивались в рамках нескольких направлений.

Одно из них — географическое — наиболее ярко представлено JI.И. Мечниковым (1838—1888), который в своей основной работе «Цивилизация и великие исторические реки. Географическая тео­рия развития современных обществ» объяснял неравномерность общественного развития под влиянием природно-климатических и географических условий, особенно водных ресурсов и путей сооб­щения. Именно эти факторы, по его мнению, и определяют основ­ную тенденцию развития человечества — от деспотии к свободе, от примитивных форм организации жизни к экономическим и соци­альным достижениям, покоящимся на кооперативных формах хо­зяйствования.

Второе направление — органическая школа — воплощено в трудах ЕВ. де Роберти (1843-1915), А.И. Стронина (1827-1889), П.Ф. Лилиенфельда (1829-1903), Я.А. Новикова (1830—1912). В основе тео­рии де Роберти лежало понятие «надорганическое», которое прохо­дит в своем развитии две стадии: простых психофизических отно­шений, представляющих собой исходный пункт социальности, и психологических взаимодействий.

Заметное место в социологической мысли принадлежит социально-юридическому направлению, т.е. ученым, работающим в области пра­ва, — Н.М. Коркунову (1853—1904), Л.И. Петражицкому (1867—1931), ПИ. Новгородцеву (1866—1924), Б.А. Кистяковскому (1868—1920), Б.Н. Чичерину (1828—1904), которых интересовало взаимодействие социальных, физиологических и биологических причин в праве. Заслуги юристов состояли в том, что они дали обстоятельный анализ правосознания, его роли в регулировании жизни общества, нормативного и асоциального по­ведения.

^ Марксистская школа обоснована М.И. Туган-Барановским (1865— 1919), А.А. Богдановым (1873-1928), Г.В. Плехановым (1856-1918), В.И. Лениным (1870—1924), П.Б. Струве (1870-1944), С.Н. Булгаковым (1871-1944) и Н.А. Бер­дяевым (1874—1948), которые развивали идеи о материалистическом понимании истории, хотя каждый по-своему. Г.В. Плехановым в наиболее полном виде изложена марксист­ская теория общественного развития, рассмотрены проблемы соот­ношения общественного бытия и общественного сознания. Идеи В.И. Ленина связаны с развитием учения К. Маркса о классах, классовой борьбе, роли народных масс в ис­тории, а также о соотношении демократии и диктатуры, роли го­сударства в создании и функционировании социалистического государства.

^ Субъек­тивная (или этико-социологическая) школа, наиболее яркими пред­ставителями которой были П.Л. Лавров (1823—1900), Н.К. Михай­ловский (1842-1904), Н.И. Кареев (1850-1931). По мнению Лаврова, индивид является единственной реальной движущей силой общества, и поэтому «социология есть наука, исследующая формы проявления, усиления и ослабления солидарности между сознательными органическими особями». Н.К. Михайловский исходил из необходимости спасения инди­вида от разрушительного воздействия социального контроля, при­давал большое значение взаимодействию человека с обществом. Н.И. Кареев особое внимание уделял роли индивида в истории, главной составляющей единицы организованной среды. «Тезис, — писал он в своей работе «Основные вопросы философии истории» (1883), — это самообусловленность индивида в социальном и куль­турном аспектах; антитезис — зависимость индивида от установле­ний и институтов организованной среды; синтез — зависимость среды от индивида и его самообусловленности».

^ Социальные взгляды русских религиозных мыслителей начала XX в., представ­ленные учением B.C. Соловьева (1853—1900), персоналистскими взглядами НА. Бердяева и концепцией дуализма общественной жизни СЛ. Франка (1877-1950)

Особый вклад в становление социологии как самостоятельной науки внесли признанные классики российской социологии ^ П.А. Сорокин (1889-1968), М.М. Ковалевский (1851-1916). С именем последнего связано создание первого в России социологического общества.

Сразу после Октября 1917 г. марксистская школа стала постепенно претендовать на ведущую роль. Под влиянием ^ Н.И. Бухарина (1888—1938) социология стала отождествляться с историческим ма­териализмом, а затем исторический материализм вообще вытеснил социологию, превратив этот термин на долгие годы в нежелательное, запрещенное слово.

В 1920-е гг. развитие получили лишь отдельные отрасли со­циологического знания. В области социологии управления, экономики и труда плодотворно работали С.Г. Струмилин (1877—1974), А.К. Гастев (1882— 1938), П.М. Керженцев (1881—1940). Проводились и крупные социально-экономические, этнографические и социально-психологические исследования.

С конца 1920-х гг. развитие социологической мысли было пре­рвано. До конца 1950-х гг. социологию игнорировали и причисляли к «буржуазным» наукам, к ложным теориям, якобы уводящим от достоверного знания.

Начиная с конца 50-х гг. XX в., социология стала возрождаться, хотя этот процесс происходил достаточно трудно. В конце 50-х гг. были созданы Советская социологическая ассоциация во главе с президентом ака­демиком Т.П. Францевым (1903—1968), а некоторое время спустя первое социологическое подразделение в рамках Института фило­софии — сектор труда и быта рабочего класса под руководством Г. В. Осипова (р. 1929).

С 1960-х гг. возродилась концепция, когда в явном или скрытом виде под со-
циологией подразумевался исторический материализм
(B.C. Немчинов,
П.Н. Федосеев, Х.Н. Момджян, Д.И. Чесноков и др.). Получила развитие социетальная концепция социологии. В.Г. Давидюк, В.Я. Ельмеев, Ю.А. Левада, М.Н. Руткевич, Н.И. Лапин рассматривали общество как систему, хотя выражали разные подходы
к этой трактовке. Была обоснована точка зрения о роли и значении социально­сти в жизни общества. В работах Г.В. Осипова, В.Н. Иванова, В.И. Добренькова, Е.Ф. Молевича и др. рассматривались различные аспекты социального в жизни общества.

Ведущее место в 1960—1980-е гг. заняли различные интерпретации социологии, когда в качестве предмета социо­логической науки рассматривались социальные группы, слои, общ­ности (В.А. Ядов, Л.А. Гордон, Э.Н. Клопов, Р.В. Рывкина, АИ. Кравченко и др.). В 1990-е гг. выросли и получили развитие конфликтологические концепции, которые, используя соответствующие теории западной социологии, по-своему трактовали их специфику в условиях совре­менной России (А.В. Дмитриев, А.Г. Здравомыслов и др.). На грани 1980—1990-х гг. появились и окрепли акционистские точки зрения, когда в центр внимания социологии было по­ставлено поведение людей (Ж.Т. Тощенко, СИ. Григорьев, Г.В. Дыльнов, В.Г. Харчева, А.Г. Эфендиев). В их теоретических представлениях в центр внимания социологических исследований ставились сознание и поведение человека, его активные, творческие и созидательные действия. В 1990-е гг. сформировались социологические теории, которые опирались на концепции устойчивого развития или теории глобали­зации (В.Н. Кузнецов, В.К. Левашов, Н.Е. Покровский и др.).

Таким образом, становление отечественной социологии как науки прошло сложный путь. Социологическое знание стремилось вобрать в себя все лучшее, что имелось в трудах предшествующих поколений социальных мыслителей.

^

Выводы по теме:


  1. Социология - самостоятельная наука об обществе как целостной социальной системе, её подсистемах и отдельных элементах, о законах их действия и развития.

  2. Методы, применяемые социологией, могут быть как общенаучными, так и чисто социологическими.

  3. Объектом социологии является человеческое общество во всех формах своего существования.

  4. Развитие социологических знаний прошло в своем развитии несколько этапов (античность, средневековье, Просвещение, Новое время, XX в.).

  5. Социологическая наука в России развивалась, хотя и несколько иначе, но по тем же основным направлением, что и общемировая.

1 Merton R. Social theory and social structure. Glencoe, 1968.



Похожие:

Лекция по дисциплине: «Социология» Тема 1 iconЛекция по дисциплине: «Социология» Тема 1
Социология изучает общество, рассматриваемое как общность индивидов и взаимосвязей между ними. Предметом её изучения являются структуры...
Лекция по дисциплине: «Социология» Тема 1 iconЛекция по дисциплине: «Социология» Тема 14. Социальные процессы и социальные изменения
Известный польский социолог П. Штомпка начинает свою книгу «Социология социальных изменений» словами: «Изучение социальных изменений...
Лекция по дисциплине: «Социология» Тема 1 iconЛекция по дисциплине: «Социология» Тема Социология личности. Социальная детерминация поведения личности Доктор социологических наук
Охватывает весь спектр поведенческих норм (право, мораль, предписания религии, этикет, правила общения) и оказывается в конечном...
Лекция по дисциплине: «Социология» Тема 1 iconЛекция по дисциплине: «Социология» Тема 3
Основные виды и типы исследований. Задачи организации социологических исследований
Лекция по дисциплине: «Социология» Тема 1 iconЛекция по дисциплине: «Социология» Тема 16. Формирование мировой системы Доктор социологических наук
...
Лекция по дисциплине: «Социология» Тема 1 iconЛекция по дисциплине: «Социология» Тема Идеалы и принципы научности в социальном познании. Основные социологические теории Доктор социологических наук
Отличительные признаки научного знания в социальном познании и их взаимосвязь с развитием науки и культуры
Лекция по дисциплине: «Социология» Тема 1 iconЛекция по дисциплине: «Социология» Тема 17. Процессы глобализации и глобальные проблемы современного общества
Становление глобалистики как отрасли исследований процессов глобализации и глобальных проблем современного общества
Лекция по дисциплине: «Социология» Тема 1 iconЛекция по дисциплине: «Социология» Тема Общество в социально-гуманитарном, историческом и системном представлениях
В социально-гуманитарном представлении под обществом понимается устойчивое и саморазвивающееся объединение взаимодействующих людей,...
Лекция по дисциплине: «Социология» Тема 1 iconЛекция по дисциплине: «Социология» Тема 10. Власть в системе социальных отношений
Философы говорят о власти объективных законов, экономисты о власти экономической, политологи о власти полити­ческой, психологи о...
Лекция по дисциплине: «Социология» Тема 1 iconЛекция по дисциплине: «Социология» Тема 13. Культура общества Доктор социологических наук
Понятие «культура» — одно из самых многозначных и многогранных в философии и гуманитарных науках. Существует несколько десятков определений...
Лекция по дисциплине: «Социология» Тема 1 iconЛекция по дисциплине: «Социология» Тема 15. Социальные конфликты Доктор социологических наук
Изучение темы предполагает сформировать представление об основных подходах к пониманию роли и функций социальных конфликтов, усвоить...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы