Лекция по дисциплине: «Социология» Тема 13. Культура общества Доктор социологических наук icon

Лекция по дисциплине: «Социология» Тема 13. Культура общества Доктор социологических наук


Скачать 440.82 Kb.
НазваниеЛекция по дисциплине: «Социология» Тема 13. Культура общества Доктор социологических наук
страница1/3
Дата публикации10.12.2013
Размер440.82 Kb.
ТипЛекция
  1   2   3


Академия социального управления


ЛЕКЦИЯ




По дисциплине: «Социология»


Тема 13. Культура общества




Доктор социологических наук,

профессор Григорьев А.А.


Москва – 2013

Тема 13. Культура общества

Основные вопросы темы:

1.Социологическое понятие культуры. Основные элементы культуры общества.

2. Структура и разновидности культуры общества.

3. Религия как специфическая часть культуры.

4. Функции культуры и её роль в обществе.

5. Основные характеристики развития культуры общества.

6. Особенности организационной культуры в России.

7. Управление в сфере культуры.


1. Социологическое понятие культуры. Основные элементы культуры общества

Понятие «культура» — одно из самых многозначных и многогранных в философии и гуманитарных науках. Существует несколько десятков определений культуры общества, отражающих отдельные аспекты этого понятия.

Российская социологическая энциклопедия дает следующее определение: Культураспецифический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

Если понимать общество как продукт социальных действий, взаимодействия и отношений людей, то культуру можно рассматривать как качественную сторону деятельности, социального взаимодействия и социальных отношений между людьми. Качественные особенности любой социальной системы определяются прежде всего её культурой, которая характеризует достигнутый уровень социального развития. Культура - это историческая память человечества, сокровищница знаний и ценностей, созданных и накопленных человечеством.


Основными элементами культуры общества обычно считают:

  1. Ценности – то, что в рамках данной культуры является желательным и предпочтительным, т.е. социально одобряемые представления о том, что такое добро, справедливость, что хорошо, что плохо. Ценностные ориентации характеризуют индивидуальное отношение к конкретным ценностям (деньги, собственность, власть, любовь, свобода, патриотизм и т.д.).

  2. Язык – система словесных кодов и символов, транслируемая из поколения в поколение и служащая основой вербального взаимодействия. Наряду со словами в социальном общении используются символы – знаки, отражающие определенное миропонимание, присущее данной культуре (знамена, гербы, корона, особая одежда и т.д.).

  3. Знания – достоверные сведения об окружающем мире, обществе и людях, являющиеся результатом всех видов познания, прежде всего научного.

  4. Идеологии – системы взглядов, убеждений и ценностей, в которых отражаются особые отношения к действительности и интересы больших групп людей, содержатся цели (программы) их деятельности.

  5. Верования – убежденность и эмоциональная приверженность каким либо реальным или иллюзорным идеям и ценностям.

  6. ^ Социальные нормы – те ценности и правила поведения, которые считаются обязательными для всех членов общества и соблюдение которых поддерживается определенными формами социального контроля. Сюда включаются табу (абсолютные запреты, например кровосмешения), законы, нормы права, морали, этикета.

  7. Традиции – совокупность устойчивых представлений и моделей поведения, наследуемых поколениями. Более частные и ситуационные проявления традиций принято называть обычаями, привычками, нравами, манерами.

  8. Ритуалы – фиксированная последовательность действий, жестов, слов, выполняемых в определенных обстоятельствах. В основе ритуалов лежат мифы и мифологические события, сохранение памяти о которых считается важной с точки зрения поддержания единства и солидарности в обществе определенной культуры (например, в христианской культуре ритуалы пасхи воспроизводят воскресение Христа). Частными случаями ритуалов являются обряды, церемонии.

^ 9. Архетипы. Во многих современных исследованиях функционирования и развития культуры используется понятие «архетип». Это понятие связано с концепцией коллективного бессознательного К.Юнга. Под архетипом понимаются врожденные априорные, праисторические образы, общие для отдельных рас, нации и всего человечества, структурная единица коллективного бессознательного К.Юнга.


Некоторые исследователи пытаются обобщить элементы культуры и уменьшить их количество. Например, антрополог У. Гуденау выделил всего четыре элемента культуры:

1) понятия, которые содержатся главным образом в языке и упорядочивают человеческий опыт. В каждом обществе одни и те же явления внешнего мира упорядочиваются и осмысливаются по-разному. Скажем, жители тропических островов различают гораздо больше оттенков различных цветов, чем европейцы. С другой стороны, в уэльском языке есть одно слово, обозначающее все цвета, которые в английском называются зеленым, синим и серым;

2) отношения, определяющие связь понятий между собой. Они также зависят от уровня знаний и характера представлений данного общества. Скажем, в большинстве современных обществ считается, что дети должны заботиться о родителях, а в Скандинавских странах в древности существовала так называемая «родительская дубина», висевшая в доме на почетном месте над очагом, с помощью которой выросшие дети отправляли на тот свет одряхлевших родителей;

3) ценности — общепринятые понятия относительно достойных целей и норм поведения (десять христианских заповедей, воровские «понятия»);

4) правила — нормы, регулирующие поведения людей (уголовный кодекс, моральный кодекс строителя коммунизма).

Гуденау дает следующее обоснование своей классификации элементов культуры: «Культура содержит образцы, помогающие решить, что существует (представления и понятия об окружающем мире), что может быть (взаимосвязи), как относиться к тому, что есть и что может быть (ценности), что с этим делать и как делать (нормы)».


^ 2. Структура и разновидности культуры общества

Культура общества обладает многослойной и многоаспектной структурой. По разным основаниям выделяют различные подструктуры и разновидности культуры.

Во-первых, распространено разделение культуры на материальную и духовную. Культура относится преимущественно к духовной сфере жизни общества, включая в себя ценности, смыслы, представления, идеалы. Чаще всего к культуре относят литературу, науку, искусство, музыку. Вместе с тем существует и понятие материальной культуры, в которой опредмечиваются элементы духовной культуры общества в зданиях и сооружениях, технологиях, приборах, вещах, произведениях искусства, в архитектуре;

Во-вторых, принято различать высокую, элитарную, народную и массовую культуру;

^ Под высокой культурой понимается совокупность культурных образцов, отражающих наивысшие достижения в науке, искусстве, образовании данного общества (поэзия А. С. Пушкина, проза Л. Н. Толстого, труды В. И. Вернадского). Под народной культурой понимаются представления и образы, созданные народным творчеством (сказки, песни, пословицы и поговорки, отношение к земле и сельскохозяйственным работам, семейно-брачные обряды, методы воспитания детей и т. д. Во все времена существовала массовая культура — совокупность упрощенных представлений на уровне обыденного сознания, доступных любому члену общества. Особенно широкое распространение массовой культуры обусловлено возникновением периодической печати, радио, кино и телевидения: средства массовой информации создают массовую аудиторию и тиражируют массовую культуру. Массовой культуре противостоит культура элитарная, создаваемая узкими группами художественной богемы, философами-мистиками, опередившими свое время учеными. Образцы массовой культуры знакомы всем членам общества (хотя они относятся к ним по-разному). Элитарная культура представляет интерес лишь для узкого круга профессионалов и ценителей. Народная целостная культура, образуя базис существования традиционных обществ, все более утрачивает свое значение в современном обществе, заменяясь совокупностью слабо связанных между собой субкультур.

В-третьих, культура общества складывается из субкультур. Характерными примерами субкультур могут служить:

— этнические (русская, татарская, армянская, осетинская и др.);

— профессиональные (научная, инженерная, медицинская и др.);

— территориальные (городская, сельская и др.);

— возрастные (молодежная, зрелая, отживающая) и т. д.

В-четвертых, по сферам деятельности в структуре культуры общества выделяют политическую, экономическую, организационную, физическую, экологическую и другие виды культуры.

Иногда, объединяя различные виды культуры, различают три подсистемы культуры: тех­нологическая культура, характеризующая взаимодействие человека с природой с использованием технических средств; официальная культура, отражающая общественные отношения и типы поведения; идеологическая культура, включающая идеи, верования, обычаи и пр.


^ 3. Религия как специфическая часть человеческой культуры


Религия – система верований в существование некой трансцендентной инстанции (сверхъестественной мировоззренческой структуры) оценивающей и контролирующей действия и мышление индивида, группы, общности.

Термин «религия» происходит от лат. religio — совестливость, благочестие, благоговение, почитание, святость, богослужение. Это особая форма осознания мира, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).

Наиболее ранними формами религии были: магия (колдовство, волшебство); тотемизм (родство с определенными животными); фетишизм (культ неодушевленных предметов); анимизм (вера в душу и духов). По мере развития общества структура религии постоянно усложнялась.

Современные религии делятся на мировые и национальные. ^ К мировым религиям относятся: христианство; буддизм; ислам; иудаизм.

Иудаизм формировался с ХIХ в. до н. э. на территории Египта и Палестины. Иудаизм первым в истории человечества провозгласил монотеизм. Эта религия включает в религиозную сферу все стороны жизни человека. Иудей — это одновременно и религиозная, и национальная принадлежность. Поэтому иудаизм лишён некоторых необходимых для мировой религии черт: подавляющее большинство верующих принадлежит к нему от рождения.

Будди́зм —возник около VI века до н. э. в южной Азии. Основное число последователей буддизма живет в странах Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии: Бутане, Вьетнаме, Индии, Камбодже, Китае (а также китайское население Сингапура и Малайзии), Корее, Лаосе, Монголии, Мьянме, Непале, Таиланде, Тибете, Шри-Ланке, Японии. В России буддизм традиционно исповедуют жители Бурятии, Калмыкии, Тувы, а в последние годы буддийские общины возникли в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах России.

Христианство возникло в I веке н. э. в Палестине, находившейся на тот момент под властью Римской империи, Взяв из иудаизма лишь то, что касается непосредственно религии, христианство, тем самым, сняло со своих последователей множество ограничений. Христианство включает католицизм и православие. Католицизм имеет еще и протестантскую ветвь (Великобритания, Голландия, Дания, Северная и Центральная Германия, Швеция, США, Канада). В рамках традиционного католицизма остались Италия, Испания, Франция, Австрия, Польша и др.


Ислам возник в VII веке н. э. на Аравийском полуострове, где в ту пору царствовало язычество. В исламе дополнительно введён запрет на потребление спиртных напитков, азартных игр и нормы, направленные против внебрачных половых связей


^ Национальными религиями считаются: индуизм (Индия); синтоизм (Япония); конфуцианство (Китай).


По данным на 2010 год 43 % из числа верующих — христиане, 16 % — мусульмане, 5 % — иудеи. 10 % жителей планеты исповедуют индуизм, 6 % — буддисты, 6 % исповедуют традиционные китайские религии, 7 % — приверженцы других верований. Карта иллюстрирует распространение крупнейших религий мира на планете.





Религия как социальный институт основывается на ценностно-нормативных моделях, включающих совокупность верований, символов, предписаний, и на поведенческих образцах, регулируемых посредством религиозных норм.

^ В структуре религии выделяют: религиозное сознание (религиозная психология и религиозная идеология); религиозный культ (символы и действия, выражающие приверженность к определенной религии); религиозные организации.

Существует три основных типа религиозных организаций: церковь (догмы, служители с централизованной системой управления, прихожане); секта (закрытая группа верующих, обычно отколовшаяся от основных религий); деноминация (промежуточное звено между церковью и сектой, более многочисленная и более открытая группа, например баптисты, методисты и др.).

Религия всегда играла огромную роль в консолидации общества и идентификации людей. Совместные религиозные церемонии и ритуалы, по мнению Э.Дюркгейма, вызывают не только чувства единения, но и возбуждение, мобилизацию всех сил верующих. Письменные источники и тексты (Библия, Коран, Талмуд и др.) содержат основные постулаты, утверждения, требования, которые считаются священными.

К числу основных функций религии относят:

  • Мировоззренческую — религия, по утверждениям верующих, наполняет их жизни неким особым значением и смыслом.

  • Компенсаторную, или психотерапевтическую, утешительную. Суть её состоит в возможности религии возмещать, компенсировать человеку его зависимость от природных и социальных катаклизмов, удалять ощущения собственного бессилия, тяжёлые переживания личных неудач, обид и тяжести бытия, страх перед смертью. Религия может быть использована как средство психотерапии.

  • Коммуникативную — общение верующих между собой, «общение» с богами, ангелами (духами), душами умерших, святыми, которые выступают как идеальные посредники в обыденной бытовой жизни и в общении между людьми. Общение осуществляется, в том числе, и в обрядовой деятельности.

  • Регулятивную — осознание индивидом содержания определённых ценностных установок и нравственных норм, которые вырабатываются в каждой религиозной традиции и выступают своеобразной программой поведения людей.

  • Интегративную — позволяет людям осознавать себя как единую религиозную общность, скреплённую общими ценностями и целями, даёт человеку возможность самоопределиться в общественной системе, в которой имеются такие же взгляды, ценности и верования.

  • Культурную — религия содействует распространению культуры группы-носителя (письменность, иконопись, музыка, этикет, мораль, философия и т. п.). Большое количество литературных, музыкальных произведений и произведений изобразительного искусства отображают представления людей о религии и религиозных объектах.

  • Дезинтегрирующую — религия может быть использована для разъединения людей, для разжигания вражды и даже войн между разными религиями и вероисповеданиями, а также внутри самой религиозной группы. По отношению к другим религиям нередко идентификация «своих» сопровождается враждебностью к «чужим». В мусульманской лексике «джихад» означает «священную войну» мусульман против иноверцев. Дезинтегрирующее свойство религии как правило распространяется деструктивными последователями, нарушающими основные заповеди своей религии.

С развитием общества перечисленные основные функции религии в более расширенном виде стали функциями культуры.


^ 4. Функции культуры и ее роль в обществе


В процессе функционирования и развития общества культура выполняет многообразные социальные функции, изучение которых позволяет понять место и роль культуры в жизни общества. Всё множество отмечаемых в исследованиях функций объединим в три группы: системно-организующие функции; конфликтные функции; функции движителя общественного изменения и развития.

1) Культура в обществе выполняет важные функции, связанные с организацией общества в социальную целостность. Такие функции принято называть системно-организующими. К системно-организующим функциям культуры общества относятся следующие: адаптационная функция; коммуникативная функция; функция социализации; регулятивная функция; интегрирующая функция; идентификационная функция; функция социокультурного отбора. Все перечисленные функции раскрывают системно-организующую роль культуры в обществе.

В работах английского историка А. Тойнби культура мыслится основополагающим началом цивилизации. Культура представляет собой, по словам Тойнби, «кровь, душу, лимфу, сущность цивилизаций», она определяет специфику цивилизаций. В ис­тории существовало множество цивилизаций, некоторые уже мертвы, но живые цивилизации одухотворены своей культурой.

2) ^ Конфликтные функции. Помимо системно-организующих функций, реальное функционирование культуры имеет и конфликтные аспекты, порождающие различные проблемы взаимоотношений разных культур, вплоть до «столкновения цивилизаций».

Чем порождаются эти проблемы?

Во-первых, взаимодействие различных культур зачастую сводится к так называемой культурной интервенции, когда располагающая большими ресурсами культура стремится подчинить более слабую, навязать ей свою идеологию. Такого рода явления имеют место как внутри общества, так и при взаимодействии обществ. Скажем, промышленное развитие России привело к утрате традиционных крестьянских ценностей, ослаблению того мировоззрения, которое сейчас принято называть экологическим, росту разного рода социальных отклонений. Сейчас российская культура (как и многие другие) испытывает сильнейший натиск со стороны западной культуры, навязывающей образцы «вестернизации».

Во-вторых, темпы развития культуры не совпадают с темпами роста других сфер общественной жизни. Изменения в обществе могут порождаться совместным влиянием несоответствия между культурной и технико-экономической подсистемой и влиянием других культур. Так, в СССР, существовала целостная социалистическая культура, обеспечивавшая стабильность и интеграцию советского общества на протяжении нескольких десятилетий. Взаимодействие с другими культурами было минимальным в силу «железного занавеса». К 1980-м годам социалистическая культура, с одной стороны, вошла в противоречие с потребностями развития и организации производства, использования ресурсов; с другой стороны, через прорехи в «железном занавесе» гражданам СССР стали доступны культурные образцы развитых западных стран. Совместное действие этих двух факторов привело к развалу СССР и попыткам демократических реформ и строительства рыночной экономики в России. Однако российская культура по-прежнему находится в анемическом состоянии, поскольку отсутствуют принимаемые большинством членов общества социально-культурные нормы и цели развития.

3) ^ Функции движителя общественного изменения и развития. Это подход «понимающей социологии» и других исследователей неклассической социологии (М. Вебер, Дж. Мид, А. Шюц и др.). Основную роль здесь играет познавательная функция. Познавательная функция культуры состоит в том, что культура (прежде всего научное познание) обеспечивает получение новых знаний о мире, необходимых для совершенствования социальной жизни. В качестве особой некоторые культурологи выделяют эвристическую функцию культуры. Научное, техническое, управленческое творчество невозможно без образного мышления, воображения, определенного эмоционального настроя. Культура, в частности, художественная культура, способствует развитию этих важнейших факторов творческой деятельности. Художественная культура помогает развитию таких черт творческого мышления, как гибкость, ассоциативность, способность по-новому увидеть обычное, стремление к совершенствованию и развитию.

  1   2   3



Похожие:

Лекция по дисциплине: «Социология» Тема 13. Культура общества Доктор социологических наук iconЛекция по дисциплине: «Социология» Тема 13. Культура общества Доктор социологических наук
Понятие «культура» — одно из самых многозначных и многогранных в философии и гуманитарных науках. Существует несколько десятков определений...
Лекция по дисциплине: «Социология» Тема 13. Культура общества Доктор социологических наук iconЛекция по дисциплине: «Социология» Тема 16. Формирование мировой системы Доктор социологических наук
...
Лекция по дисциплине: «Социология» Тема 13. Культура общества Доктор социологических наук iconЛекция по дисциплине: «Социология» Тема Социология личности. Социальная детерминация поведения личности Доктор социологических наук
Охватывает весь спектр поведенческих норм (право, мораль, предписания религии, этикет, правила общения) и оказывается в конечном...
Лекция по дисциплине: «Социология» Тема 13. Культура общества Доктор социологических наук iconЛекция по дисциплине: «Социология» Тема Идеалы и принципы научности в социальном познании. Основные социологические теории Доктор социологических наук
Отличительные признаки научного знания в социальном познании и их взаимосвязь с развитием науки и культуры
Лекция по дисциплине: «Социология» Тема 13. Культура общества Доктор социологических наук iconЛекция по дисциплине: «Социология» Тема 15. Социальные конфликты Доктор социологических наук
Изучение темы предполагает сформировать представление об основных подходах к пониманию роли и функций социальных конфликтов, усвоить...
Лекция по дисциплине: «Социология» Тема 13. Культура общества Доктор социологических наук iconЛекция по дисциплине: «Социология» Тема 12. Семья и брак Доктор социологических наук
Охватывает всю сферу семейной жизни, а регулирует только отношения супругов. Брак можно определить как социально признанный и одобренный...
Лекция по дисциплине: «Социология» Тема 13. Культура общества Доктор социологических наук iconЛекция по дисциплине: «Социология» Тема 3
Основные виды и типы исследований. Задачи организации социологических исследований
Лекция по дисциплине: «Социология» Тема 13. Культура общества Доктор социологических наук iconЛекция по дисциплине: «Социология» Тема 1
Социология изучает общество, рассматриваемое как общность индивидов и взаимосвязей между ними. Предметом её изучения являются структуры...
Лекция по дисциплине: «Социология» Тема 13. Культура общества Доктор социологических наук iconЛекция по дисциплине: «Социология» Тема 17. Процессы глобализации и глобальные проблемы современного общества
Становление глобалистики как отрасли исследований процессов глобализации и глобальных проблем современного общества
Лекция по дисциплине: «Социология» Тема 13. Культура общества Доктор социологических наук iconЛекция по дисциплине: «Социология» Тема 11. Политические институты общества
Охватывает всю совокупность негосударственных отношений общества, которые развиваются вне рамок и без вмешательства государства,...
Лекция по дисциплине: «Социология» Тема 13. Культура общества Доктор социологических наук iconПрограмма дошкольного образования
Н., канд пед наук, Дякина А. А., доктор филол наук, Евтушено И. Н., канд пед наук, Каменская В. Г., доктор псих наук, Кузьмишина...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы