Лекция по теме №1: \"История криминологии, ее предмет и задачи. Зарубежная криминология\" для курсантов 4 курса, обучающихся по специальностям: 030901 \"Правовое обеспечение национальной безопасности\" icon

Лекция по теме №1: "История криминологии, ее предмет и задачи. Зарубежная криминология" для курсантов 4 курса, обучающихся по специальностям: 030901 "Правовое обеспечение национальной безопасности"


Скачать 93.36 Kb.
НазваниеЛекция по теме №1: "История криминологии, ее предмет и задачи. Зарубежная криминология" для курсантов 4 курса, обучающихся по специальностям: 030901 "Правовое обеспечение национальной безопасности"
Размер93.36 Kb.
ТипЛекция


МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ




Кафедра уголовно-правовых дисциплин




Дисциплина: Криминология




ЛЕКЦИЯ



по теме № 1: “История криминологии, ее предмет и задачи. Зарубежная криминология”


для курсантов 4 курса, обучающихся по специальностям: 030901 –

"Правовое обеспечение национальной безопасности",

031001 - "Правоохранительная деятельность"


Время: 2 часа


Подготовил:

Доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин

подполковник полиции

Бочарникова Л.Н.


Лекция обсуждена и одобрена

на заседании предметно-методической секции кафедры

“__”__________2011 г.

Протокол №___


Белгород – 2011


^ Цели лекции:

Учебная: оказание помощи обучаемым в овладении знаниями понятийного аппарата: криминология, ее предмет, элементы предмета, содержание, связь криминологии с другими науками (ее междисциплинарный характер), оказание помощи в выработке умений выявлять особенности этапов развития криминологии.

Развивающая: формирование познавательной активности, творческих способностей, навыков самостоятельной работы, развитие профессионального мышления, памяти у обучаемых

Воспитательная: формирование научного мировоззрения, выработка добросовестного отношения к своим служебным обязанностям.


^ Время: 2 часа


Примерное распределение учебного времени:

План лекции




Введение

5

1. Понятие криминологии, ее предмет. Задачи криминологии и система курса криминологии

25

2. Возникновение криминологии как науки. Взаимосвязь с другими науками

25

3. История развития криминологии в России

15

4. Основные направления развития зарубежной криминологии

15

Заключение

5



Основная литература:

  1. Криминология: учебник для вузов / под общ. ред. А. И. Долговой. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2008.

  2. Криминология: учебник / под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. – 3-е изд., перераб. доп. – М.: Юрист, 2007.

  3. Криминология: Учебник для ВУЗов под ред. Г.А. Аванесова //М., Юнити, 2005г.



Дополнительная литература:

1. Аванесов Г.А. Криминология и социальная профилактика. М., 2004.

2. Горшенков, Г. Н.О корректности понятийных категорий в современной отечественной криминологии / Г. Н. Горшенков // Следователь. - 2007. - № 6

3. Конституция (Основной закон) Российской Федерации России. М., 1993.

4. Кабанов, П. А. Систематизация и классификация криминологических знаний / П. А. Кабанов // Следователь. - 2007. - № 1. - С. 35-41.

5.Новикова Ю. В. История зарождения и становления теории криминологической характеристики преступлений / Ю. В. Новикова // История государства и права. - 2007. - № 3. - С. 4-7.

6.Мальцагов И. Д. Понятие и задачи криминализации общественно-опасных деяний по уголовному закону / И. Д. Мальцагов // Вестник Московского университета МВД России. - 2007. - № 3. - С. 53-56.
Введение


К числу важнейших и никогда до конца не разрешаемых задач, стоящих перед обществом и государством, относится за­дача эффективного реагирования на преступность.

Юридическое (правоохранительное) направление деятель­ности по контролю над преступностью - выявление и рассле­дование совершенных преступлений, изобличение виновных, их осуждение и реализация наказания - изучается, в частно­сти, в рамках таких научных отраслей, как уголовное право, уголовный процесс, уголовно-исполнительное право, крими­налистика и некоторых других. Что же касается таких про­блем, как анализ происхождения, природы преступности, причин ее существования, путей и средств ее предупрежде­ния, то они разрабатываются такой отраслью науки, как кри­минология.

^ Слово «криминология» означает «наука о преступлении» (лат. crimen — преступление, греч. logos — учение). Преступление явля­ется предметом изучения и других наук — уголовного права, уго­ловного процесса, криминалистики.

Изучая уголовное право, уголовный процесс, уголовно-исполнительное право, криминалистику, будущий юрист го­товится к тому, чтобы грамотно, в соответствии с законом реагировать на совершаемые преступления, раскрывать и пре­секать их, разоблачать преступников, обеспечивать примене­ние к виновным предусмотренных законом мер наказания.


^ 1. Понятие криминологии, ее предмет. Задачи криминологии и система курса криминологии


Наука «криминология», получившая свое название благодаря слиянию двух слов - латинского «crimen» (преступление) и греческого «logos» (учение, наука), а также «с легкой руки» итальянского юриста Р. Гарофало, опубликовавшего в 1885 г. книгу именно с этим заголовком. И с тех пор на протяжении чуть более двух столетий только наука к р и м и н о л о г и я раскрывает перед всеми перечисленными науками так называемого криминального цикла (каковой, кстати, является и сама), да и обществом в целом закономерности и тенденции преступности. Только криминология в состоянии ответить на вопросы о причинах и условиях преступности. Только криминология познает личность преступника как определенного социального типа. Только криминология выявляет механизмы совершения преступлений. Наконец, только криминология оставляет за собой первенство в разработке систем предупреждения преступности.

Термин «криминология» первоначально означавший «учение о преступлении», с течением времени приобрел более ши­рокое содержание, и под ним теперь понимается «наука о пре­ступности». Из этого явствует, что в качестве своего основного объекта криминология исследует главным образом обществен­ные отношения, порождающие преступность как массовое со­циальное явление. В этом ее отличие от уголовного права, уго­ловного процесса, уголовно-исполнительного права, которые изучают общественные отношения, порожденные уже самими преступлениями, т.е. на более позднем этапе, чем криминоло­гия, да к тому же - в формально-юридическом контексте, не свойственном криминологии.

Для любой научной отрасли самое существенное значе­ние имеет определение ее предмета, ибо он не только характе­ризует основное содержание, но и определяет главные направ­ления ее развития, структуру, цели и задачи.

Общепризнано, что предмет криминологии слагается, по крайней мере, из четырех элементов.

Во-первых, он включа­ет преступность, т.е. исторически изменчивое социально-пра­вовое явление, охватывающее всю совокупность совершенных в данном обществе преступлений и их субъектов.

Во-вторых, это причины преступности, т.е. социальные явления, обуслов­ливающие ее существование и развитие.

Третьим составным элементом предмета криминологии является личность преступ­ника как совокупность криминологически значимых свойств и признаков, характеризующих лиц, нарушивших закон.

Наконец, четвертым элементом предмета криминологии выступает предупреждение преступности, т.е. широкий комплекс взаимо­связанных мер, направленных на преодоление или нейтрализа­цию порождающих ее причин.

Суммирование перечисленных элементов позволяет сформу­лировать достаточно простое определение понятия криминоло­гии, раскрывающее ее предмет, а именно:

криминология - это общетеоретическая наука о преступности, ее причинах, личности преступника и предупреждении преступности.

Следует, однако, отметить, что названными основными эле­ментами предмета криминологии не исчерпывается все ее содер­жание. Она изучает ряд проблем, которые не охватываются не­посредственно ее предметом, но их разработка имеет для крими­нологии существенное значение. Речь, в частности, идет о методиках анализа преступности (социологические, статисти­ческие, математические и иные приемы и методы). Вынуждена она касаться криминогенных аспектов целого ряда так называе­мых фоновых социальных явлений, в частности алкоголизма, наркомании, проституции. Самостоятельное место в ее содержа­нии занимает анализ теоретических концепций зарубежных кри­минологов и мировой практики реагирования на преступность.

Что же касается системы курса криминологии, то, в соот­ветствии с крутом вопросов, изучаемых ею, принято выделять

Общую и Особенную ее части. В первом, вводном, разделе, со­ставляющем Общую часть, рассматриваются предмет, методо­логия и методики криминологической науки, основные черты преступности, ее причины, личность преступника, меры преду­преждения преступности, а также некоторые другие проблемы общего характера. В Особенной части дается криминологичес­кая характеристика отдельных разновидностей преступности и специфики их предупреждения.

Основные задачи криминологии прямо вытекают из важнейшей цели, стоящей перед обществом и государством, - эффективного контроля над преступностью.

Необходимо констатировать, что к числу основных задач кри­минологии относятся прежде всего:

1) комплексный анализ со­стояния преступности и ее тенденций;

2) изучение процессов и явлений, с которыми связано ее существование, изменение и предположительное развитие в будущем;

3) разработка про­блем нейтрализации этих процессов и усиления контроля над преступностью на основе учета коренных закономерностей со­циального и экономического развития общества. Успех в реше­нии перечисленных задач предопределяется во многом степе­нью овладения следователями, прокурорами, судьями, иными работниками государственных органов необходимой суммой те­оретических знаний, их умением видеть криминологические проблемы, правильно определять главные направления совер­шенствования практики контроля над преступностью. К сожа­лению, сегодня не существует достаточного ресурсного, кадро­вого и организационного обеспечения для решения вышеназ­ванных криминологических задач и проблем. А из триады основных задач, всегда стоящих перед криминологией (диа­гноз, прогноз, организация эффективного контроля над преступностью), в худшем состоянии находится решение тре­тьей. В направлении ее решения и должны в первую очередь концентрироваться усилия криминологов - и теоретиков, и практиков.

4) важно также упомянуть четвертую задачу, стоящую перед криминологической наукой, - просвещение населения, без поддержки которого усилия правоохранительных органов по эффективному противодействию преступности не имеют перспектив.


^ 2. Возникновение криминологии как науки. Взаимосвязь с другими науками


Криминология как отрасль науки сформировалась в последней четверти XIX в., хотя именовалась она по-разно­му: криминология, уголовная этиология, уголовная социоло­гия и даже уголовная биология. Вместе с тем теоретические воззрения криминологического плана как более или менее полно сформулированные взгляды на преступность, ее причи­ны и меры противодействия им возникли значительно рань­ше, еще во времена Аристотеля и Платона (в I-II тысячеле­тии до н.э.).

Первые попытки выявить связь преступности с социальными условиями современного им общества, мы находим в работах мыслителей античности. Уже Демокрит (V—IV вв. до н. э.) выводит причины преступлений из отсутствия побуждений к добродетели в силу нравственных и умственных пороков; указывает на роль воспитания для предупреждения их возникновения, так как неправильное поведение результат незнания более правильного. Угроза же наказания хотя и оказывает сдерживающее воздействие в силу несовершенства человеческой природы, но играет лишь вспомогательную роль, так как не всегда удерживает от соблазна грешить втайне. Антисфен, Диоген и другие представители философской школы (V—IV вв. до н. э.) связывали совершение преступлений с неумеренными или искаженными потребностями: алчностью, развратом, эгоистическим честолюбием, овладевающими человеком в силу пороков воспитания.

Мысль о социальной, а не только о личностно-мотивационной природе нарушений социальных норм, обосновывал Аристотель (IV в. до н. э.), видевший их причину в несоблюдении в обществе равенства и справедливости, что порождает испорченность нравов, проявляющуюся в социальных отклонениях: «Величайшие преступления совершаются людьми, так как они стремятся к переизбытку, а не к предметам первой необходимости».

Уже в работах древних философов можно обнаружить наброски, контуры идей предупреждения преступлений. Платон и Аристотель (384-322 гг. до н.э.) отметили сложную связь преступности с социальными условиями жизни людей, с их нравственными и этическими свойствами, указав, что величайшие преступления совершаются людьми, т.к. они стремятся к переизбытку, а не к предметам первой необходимости.

Эпоха Возрождения и последующий период знаменательны трудами Мартина Лютера, Жана Кальвина, Джона Локка, Шарля Монтескье, Вольтера, Клода Гельвеция, Поля Гольбаха, Жан-Жака Руссо, в которых анализировались причины негативных явлений, включая преступность, роль государства и общества в их преодолении.

В эпоху господства теологического мировоззрения, господства церкви в средние века, преступления рассматривались как проявления «злого духа» козни «нечистой силы», вселившегося в человека.

Следующий этап, характеризовался тем, что идущая к власти буржуазия противопоставила теологическому мировоззрению рационально-гуманистическую концепцию общества и человека. Философы-просветители 18-го века Монтескье (1689-1755 гг.), Вольтер (1694-1778 гг.), Беккариа (1738-1794 гг.), рассматривали человека как разумное свободное от каких-либо «таинственных сил существо» и объясняли преступление внутренними качествами индивида, его «злой волей», страстями и пороками, толкающими его на совершение преступления.

Особого внимания заслуживают взгляды Чезаре Беккария (1738-1794 гг.). Провозгласив, что преступник такой же человек, как и не преступник, Ч. Беккария потребовал во имя равенства всех перед законом и судом, равенства наказания. Во имя гуманности отменить смертную казнь и смягчить все наказания. Осуществить эти меры необходимо во имя справедливости суда гласного и независимого. Ч. Беккариа указывал на экономический строй общества, устарелые механизмы государственности как на основные причины преступности. Он требовал от правительства прежде всего распространения образования, развития благосостояния населения. Интересно, что известный Наказ Екатерины Второй от 1762 г., данный комиссии для сочинения проекта нового Уложения, содержит многочисленные выдержки из книги Ч. Беккариа. Ему принадлежит идея предупреждения преступлений: «Лучше предупредить преступление, чем наказывать за него».

Криминологические взгляды первых социалистов-утопистов были развиты их последователями: Сен-Симоном (1760-1825 гг.), Шарлем Фурье (1772-1837 гг.), Робертом Оуэном (1771- 1858 гг.), работавшими на рубеже 18-19 веков. Например, в эпоху буржуазного развития капитализма Сен-Симон связывал преступность с господством частной собственности, экономической эксплуатацией, социальной несправедливостью. Борьбу с преступлениями с помощью наказания он считал бесперспективной, так как только социалистическое преобразование в обществе создаст возможность преодолеть преступность, как массовое явление. Согласно концепции Р. Оуэна, исходные природные качества всех людей – бедных и богатых, честных и преступников – одинаковы, но их дальнейшее физическое, умственное и нравственное развитие, формирование их достоинств или пороков зависит от конкретных условий их существования.

Важный вклад в развитие криминологической мысли внес Адольф Кетле, выдающийся бельгийский социолог, математик, астроном, метеоролог, один из создателей научной статистики. В 1835 г. он выпустил в свет научный труд «О человеке и развитии его способностей, или опыт социальной физики». В нем Кетле утверждал, что социальные процессы и физические явления подчиняются определенным законам и должны изучаться точными методами математической статистики. Впечатляющие выводы Кетле послужили серьезным стимулом к регулярным статистическим исследованиям преступности.

Криминология в силу своего научного статуса (как комплекс­ная общетеоретическая наука) предполагает осуществление «стыковых» исследований. Замечено, что именно подобные ис­следования наиболее интересны и многообещающи; видимо, по­этому криминология - динамично развивающаяся наука. Для нее характерно появление (выделение) новых научных направле­ний, и данная особенность, имеющая принципиальное значе­ние, демонстрирует открытость криминологии к активному со­трудничеству с другими науками. Экономическая криминология, политическая криминология, криминология массовых коммуни­каций, этнокриминология, семейная криминология - вот Далеко не полный перечень новых научных направлений, активно развиваемых российскими криминологами в последние годы, доказывающих актуальность и практическую значимость, теоре­тическую и прикладную ценность науки криминологии.

Криминология взаимодействует с различными науками: фи­лософией, социологией, антропологией, этнологией, демогра­фией, политологией, медициной, генетикой, психологией, пси­хиатрией, гражданским, административным, уголовным, уго­ловно-процессуальным, уголовно-исполнительным правом, криминалистикой и др.

Сотрудничая с философией, криминология создает нравст­венно-этические, мировоззренческие основы противодействия преступности.

Используя результаты исторических, экономических, социо­логических научных исследований, криминология познает при­чины преступности.

Взаимодействуя с антропологией, демографией, криминоло­гия разрабатывает учение о личности преступника.

На стыке с социологией и уголовным правом криминология анализирует феномен преступности.

Опираясь на теорию систем, информатику, педагогику, по­литологию, криминология разрабатывает основы антикриминогенной государственной политики.

Взаимодействуя с психологией и психиатрией, криминоло­гия изучает закономерности возникновения и развития пре­ступного поведения.

Взаимодействие криминологии с другими науками имеет диалектический характер, где присутствуют прямые и обратные связи. Так, уголовное право очерчивает границы формального понимания преступного. Без матрицы уголовно-правовых от­ношений невозможно создание матрицы преступности. В свою очередь криминология сигнализирует о возникновении новых общественно опасных феноменов, требующих уголовно-право­вого регулирования, тем самым задавая динамику развитию уголовного права.

Реальные новые научные направления в криминологии по­являются, как правило, на базе междисциплинарного подхода. Например, экономическая криминология возникла на стыке экономики и криминологии, политическая криминология - на стыке политологии и криминологической теории и т, д. Сказанное справедливо и по отношению к учению об организован­ной преступности, которое развивается на основе взаимодейст­вия социологии организаций, управления, лидерства и крими­нологии. В этом плане обращает на себя внимание огромная объединяющая сила криминологии: данная наука обладает по­истине уникальной научной восприимчивостью и умением привлекать и поглощать, перерабатывать, подчиняя собствен­ным интересам, материалы, полученные в результате исследо­ваний, осуществляемых в самых различных отраслях научного знания. Во-первых, криминологи расширяют горизонты своей науки, изучая и используя достижения других наук. Во-вторых, в последние годы наблюдается заметный рост интереса к пре­ступности и преступному поведению со стороны представите­лей других отраслей научного знания: философов, культуроло­гов, психологов и др. При этом вносится вклад в развитие не столько философии, культурологии, психологии, сколько кри­минологии.

- Результаты криминологических исследований имеют поли­тическое значение, способствуя правильному решению страте­гических внешнеполитических и внутриполитических проблем, уточняя и корректируя политические оценки.

- Криминология вносит весомый вклад в разработку экономи­ческих проблем, предлагая рекомендации по декриминализа­ции экономики, реализации проектов, подрывающих экономи­ческую основу преступности.

- Криминология реализует мощный гуманистический потен­циал, формулируя предложения по снижению остроты демо­графических и социальных проблем, гармонизации межэтни­ческих отношений и разрешению межнациональных кон­фликтов.

- Криминологи принимают активное участие в совершенство­вании различных отраслей законодательства, эта роль особенно заметна при формулировании предложений, направленных на совершенствование уголовного законодательства Российской Федерации.

- Криминологи много внимания уделяют оптимизации орга­низационной структуры органов, в компетенцию которых вхо­дит борьбы с преступностью и предупреждение криминального поведения.

- Специалисты в области криминологии вносят весомый вклад в политику внедрения международных стандартов в обра­щение с преступниками.

- Криминологи активно участвуют в создании частных ме­тодик раскрытия и расследования различных видов преступ­лений.

- Участие криминологов в разработке и реализации любого социального проекта обеспечивает эффективность его осущест­вления.

- Без знания криминологии невозможно быть успешным по­литиком, бизнесменом, руководителем. Криминология - нау­ка для организаторов, управленцев. Чем выше уровень руково­дителя, тем в большей степени ему необходима криминоло­гическая компетентность.

- Овладение криминологическими знаниями, умениями и навыками - непременное условие про­фессионального роста в любой сфере правоохранительной дея­тельности.


^ 3. История развития криминологии в России


Что же касается истории развития отечественной кримино­логической мысли, то принято считать, что одним из первых ис­следователей преступности в России был А.Н. Радищев. Одно­временно он же стал основоположником уголовной статистики. Под преступлением А.Н. Радищев понимал действие, направ­ленное против природной неприкосновенности человека, прав и обязанностей граждан, а также общественного порядка. Рос­сийский просветитель видел в основе преступности причины как общего, социально-политического, так и частного характе­ра, т.е. непосредственно связанные с ситуацией конкретного преступления. Для изучения преступности и ее причин он спе­циально разработал «Ведомость о преступлениях уголовных», в пояснении к которой указал, что основной причиной преступ­ности является имущественное неравенство людей, закреплен­ное «в законах гражданских». Здесь же он обосновал методику научного обзора уголовных дел, разделив преступные деяния по годам, родам и видам.

В XIX в. из исследователей преступности в России особенно следует отметить Е.Н. Анучина, П.И. Ткачева, М.А. Филиппо­ва, видевших ее основные причины в «неустроенности» эконо­мической и социальной жизни общества. Несколько позже (в конце XIX - начале XX в.) в российской уголовно-правовой и криминологической мысли отчетливо сформировалось социо­логическое направление, по сути положившее начало профес­сионально-научным криминологическим исследованиям. Его плодотворно развивали Х.М. Чарыков, М.П. Чубинский, М.Н. Гернет.

Особенно следует сказать о М.Н. Гернете, прожившем дол­гую жизнь в науке, в том числе и в советский период. В 1905 г. он блестяще защитил докторскую диссертацию «Социальные фак­торы преступности». Будучи за границей, М.Н. Гернет работает в библиотеках и криминалистических музеях Берлина, Парижа и Рима, осматривает тюрьмы Германии, Италии, Франции и Швейцарии. В итоге он собрал огромный материал по изуче­нию преступности и тюремной политики Западной Европы. Это позволило ему подготовить ряд блестящих работ по криминоло­гии, пенитенциарии и уголовной статистике. В их числе такие известные монографии, как «Общественные причины преступ­ности», «Детоубийство», «Смертная казнь», «История царской тюрьмы» и многие другие.

В целом научно-исследовательская деятельность российских ученых в области преступности и ее предупреждения не только не отставала, но в отдельных случаях опережала разработки кри­минологов Западной Европы. В частности, бельгийца Кетле, признанного на Западе основоположником уголовной статис­тики, в своих научных изысканиях на три десятка лет опередили А.Н. Радищев и К.Ф. Герман.

С первых дней существования советского государства перед его органами встала та же задача - борьба с преступнос­тью, необходимость принятия мер по профилактике ее причин. С этим периодом связано становление уже советской кримино­логии. Размышления о природе преступности и ее закономер­ностях находили отражение в монографиях, статьях и выступле­ниях представителей дореволюционной школы и сторонников «новых» подходов. Изучению преступности во многом способ­ствовало то обстоятельство, что в 1918 г. была создана система государственной статистики, включающая и статистику уголов­ную. Цифровые данные о преступности были сосредоточены в отделе моральной статистики ЦСУ. Их анализ имел неоцени­мое значение для определения главных направлений уголовной политики.

Организационной и методической базой проведения кри­минологических исследований в первые годы после револю­ции являлись так называемые кабинеты и клиники по изуче­нию преступности и преступника. Они создавались различны­ми ведомствами и под разными названиями. Первый такой кабинет был создан в 1918 г. в Петрограде. В 1922 г. при Управ­лении местами заключения создается Саратовский кабинет криминологической антропологии. В 1923 г. кабинет по изучению преступности и личности преступника учреждается в Москве при Мосздравотделе. Затем они организуются в ряде других городов страны. Результаты своих исследований каби­неты публиковали в виде сборников и статей монографий. Ко­нечно, с позиций современной криминологии многие содер­жащиеся в них положения выглядят несовершенными и в ка­кой-то мере наивными. Однако нельзя отрицать, что этими учреждениями был внесен заметный вклад в развитие основ криминологии советского периода.

Следует отметить также, что в начале 1920-х годов кримино­логические исследования проводили не только упоминавшиеся кабинеты, но и юридические учебные заведения, в частности МГУ, Киевский и Белорусский университеты. Наконец, нельзя не оценить той роли, которую сыграл образованный в 1925 г. Го­сударственный институт по изучению преступности и преступ­ника при НКВД РСФСР. По широте тематики научных исследо­ваний, числу квалифицированных кадров институт по праву рассматривался как центр советской криминологии.

В то же время, делая многое для решения частных кримино­логических вопросов, исследователи 20-х и начала 30-х годов не смогли разрешить общетеоретических криминологических про­блем, например проблему причин преступности этого периода. Последнее обстоятельство во многом связано с тем, что в ре­зультате идеологического давления сама постановка вопроса об изучении причин преступности в стране «диктатуры пролетари­ата» считалась ошибочной, излишней. Утверждалось, что в со­ветском обществе вообще нет коренных причин преступности, а ее существование вызывают главным образом «империалисти­ческая враждебная деятельность» и «некоторые пережитки про­шлого» в сознании части населения. На рубеже 30-х годов Ста­лину и его подручным вообще было невыгодно, чтобы крими­нологические данные становились достоянием гласности, бросали тень на «государство победившего социализма».

Перечисленные обстоятельства вместе взятые привели к то­му, что с середины 30-х годов криминологические исследования в СССР резко пошли на убыль. Ликвидируются или реорганизу­ются учреждения по изучению преступности, в научных исследованиях преобладает чисто юридическая проблематика. Пол­ностью прекращается публикация уголовно-статистических ма­териалов, которые переходят под грифы «для служебного поль­зования» или «секретно». В ЦСУ упраздняется отдел моральной статистики, в результате чего наука и практика лишаются еди­ного центра, анализирующего и оценивающего состояние пре­ступности и фоновых для нее явлений в целом по стране. Резкое сокращение научных разработок проблем преступности крайне неблагоприятно сказалось на деятельности правоохранитель­ных органов. Сама же криминологическая наука лишилась воз­можности опираться на обобщенный практический материал.

Можно констатировать, что на первом этапе развития криминологии советского периода были заложены некоторые предпосылки создания теории преступности и ее причин. Одна­ко разработка основ этой теории была завершена позднее, после возрождения в нашей стране криминологии как науки. В значи­тельной степени оно связано с созданием в 1963 г. при Прокура­туре СССР Всесоюзного научно-исследовательского института по изучению причин и разработке мер предупреждения преступ­ности (ныне Институт проблем укрепления законности и право­порядка при Генеральной прокуратуре РФ). Опубликование же первого в стране учебника по криминологии датируется 1966 г.

Но чуда не произошло. И в 60-е, и в 70-е, и в 80-е годы по-прежнему бытовали иллюзии, будто вся проблема преступности сводится к лежащим на поверхности явлениям, анализ преступ­ности и ее причин не требует специальных познаний, а разра­ботка предупредительных мер может вестись без участия про­фессиональных криминологов и лишь с позиций «здравого смысла». Ведь как просто было считать, например, что причины преступности несовершеннолетних - это неблагополучные се­мьи и отрицательные досуговые группировки молодежи. Надо, следовательно, больше спрашивать с родителей, бороться с на­званными группировками, проводить беседы с несовершенно­летними правонарушителями, прикреплять к ним наставников, вовлекать в творческие кружки. Все это, конечно, правильно, но... Криминологи задавали вопрос: а что стоит за явлениями семейного неблагополучия и отрицательных досуговых группи­ровок? И неизбежно приходилось ставить крайне сложные и ос­трые социальные проблемы: развал экономики, отсутствие должной помощи со стороны государства семьям, которые по независящим от вины родителей обстоятельствам имеют низкие доходы, и т.д. и т.п.

Что касается сегодняшнего состояния криминологической мысли, то здесь нельзя отрицать серьезной растерянности, бе­зысходности в связи с крушением старых догм и стереотипов в подходе к изучаемым криминологией явлениям. Но еще в большей мере этому способствует сегодня отсутствие эффек­тивных средств, которые можно было бы противопоставить за­хлестнувшему страну валу преступности, сплошной эпидемии криминогенности всех сфер социальной, политической, эконо­мической жизни.

Вместе с тем альтернативы исследованиям не существует. Не­смотря ни на что, инстинкт самосохранения общества, научная добросовестность исследователей требуют продолжения крими­нологического поиска эффективных средств контроля над пре­ступностью. Не помогут ни акцент на репрессию, ни политиче­ская риторика («усилить», «повысить», «объявить всенародную войну преступности»). Пока не преодолена косность подобных подходов, мы будем плестись в хвосте преступности, пожиная все новые и новые ее всходы. Задача заключается в том, чтобы опережать, профилактировать саму возможность ее воспроиз­водства.


^

4. Основные направления развития зарубежной криминологии



Бурный рост преступности в XX в. породил множество разновидностей социологических концепций в криминологических учениях. Среди них, прежде всего, нужно назвать «теорию множественности факторов». Ее представители к детерминантам преступности относят развитие техники, скученность населения в результате урбанизации и индустриализации, соревнование в достижении комфорта, бедность, фрустрацию (крушение надежд), неуравновешенность под влиянием массовой культуры, алкоголизм, этнопсихическую несовместимость и др.

Как уже говорилось выше, французский социолог- позитивист и криминолог Э. Дюркгейм является основоположником теории социальной дезинтеграции, согласно которой преступность, как и другие формы социально отклоняющегося поведения, порождается свойственным современному обществу состоянием аномии, под которым понимается безнормативность, т. е. ослабление и разрушение общепринятых норм поведения. Сторонниками этой теории считаются современные американские криминологи Эдвин Шур и Рамсей Кларк. К причинам преступности они относят социально-культурные противоречия, противоречия между богатством и нищетой, а также противоречия в области уголовного законодательства, и особенно в практике его применения полицией и судами.

Американский криминолог Торстен Селлин - один из авторов теории конфликта культур. Согласно этой теории, человек на протяжении всей своей жизни принадлежит одновременно к различным социальным группам (семья, друзья, сослуживцы, соседи, профессиональные и национальные группы и т. д.). Каждой из которых свойственна определенная культура, взгляды, представления, нормы поведения и др. В процессе общения и социальных контактов, индивид отбирает информацию, исходящую от общества, и, прежде всего, от социальных групп, к которым он принадлежит, в том числе и элементы их групповой культуры. В случае расхождения культур, когда групповые нормы предписывают различные решения создавшейся ситуации, возникает конфликт, который может привести к совершению преступления.

К этому направлению примыкает теория дифференциальной ассоциации, развитая крупнейшим американским криминологом Э. Сатерлендом. Суть этой теории сводится к тому, что преступление есть результат влияния на индивида тех социальных групп, с которыми он контактирует. В процессе этого общения существенное значение приобретает элемент подражания, в результате которого у индивида вырабатывается импульс к совершению преступления: он обучается «технике» преступного поведения, у него усиливается неуважение к закону. Э. Сатерленд в основном объясняет не причину того, почему человек становится преступником, а как человек встает на путь преступления. Э. Сатерленд также известен криминологии как автор концепции преступности «белых воротничков». В отличие от своих предшественников он уделял большое внимание многочисленным и весьма серьезным, хотя не всегда выявляемым и наказуемым, преступлениям государственных служащих, бизнесменов, представителен общественной элиты. Данная теория вызывала серьезные научные дискуссии и способствовала развитию криминологических теорий социологического направления.

Автором теории субкультуры является американский социолог Альберт Коэн. Эта теория говорит о том, что у преступников складывается особая субкультура, т.е. своя мораль, своя система ценностей и норм, противостоящая ценностям общества, в которой само преступление является морально оправданным. Личность человека развивается в соответствии с ценностями и нормами своего окружения, не воспринимая ценностей культуры в целом. Теория субкультуры в настоящее время используется при изучении рецидивной преступности, преступности в местах лишения свободы.

Несколько противоположна теории субкультур - теория нейтрализации. Авторами ее являются американские криминологи Грешем Сайкс и Дэвид Матза. Она заключается в том, что правонарушители не вырабатывают свою систему норм, а используют существующую нормативную систему для оправдания своего поведения. Отрицание ответственности, отрицание наличия жертвы, отрицание вреда, осуждение осуждающих. Данная теория объясняет, почему люди нарушают правой запрет, даже если признают его полезность и необходимость. Эта теория часто применяется при изучении преступности несовершеннолетних.

Американский криминолог Роберт Мертон - автор теория аномии, развил положение социологии Э. Дюркгейма и рассматривал аномию не только как состояние общества, но и как состояние личности, как отчуждение от общества. Р. Мертон причину преступности видел в противоречии между культурой и социальной структурой общества, а именно между целями и идеалами, определяемыми культурой, и законными средствами достижения этих целей, которые предоставляются социальной структурой общества. Степень противоречия в обществе определяется в первую очередь социальной структурой - насколько она предоставляет или ограничивает законные средства.

Одна из сравнительно новых теорий - теория социальной дезорганизации, часто называемая чикагской или экологической. Ее авторы американцы Р.Парк, Э. Берджест, Р. Маккензи в 1920-1930 г. проводили криминологические исследования в области городской и сельской преступности. Они пришли к выводу, что наиболее высокая делинквентность приходится на крупные города, мегаполисы, особенно густонаселенные афроамериканские кварталы, где очень часто совершаются преступления – и именно здесь надо искать все детерминанты преступности.

К криминологическим теориям социологического направления относятся также теория стигматизации, теория референтных групп, теория научно-технического прогресса и другие.

Наиболее известные криминологические теории возникновения причин преступности таковы:

^ 1. Антропологическое направление.

Как известно, эволюционная теория видов Ч. Дарвина оказала огромное влияние на науку того времени основные положения его теории, особенно учение о естественном отборе, были применены для изучения развития общества. Перенесение эволюционной теории на область исследования преступности было произведено Чезаре Ломброзо (1835-1909 гг.). В своей работе «Преступный человек, изученный на основе антропологии, судебной медицины и тюрьмоведения» (1876 г.) он истолковал преступление и личность преступника в категории биологии и антропологии. На основе многочисленных наблюдений он объявил среди ученого мира, что преступность определяется биологическими свойствами преступника. Преступниками не становятся, а рождаются – вот главный вывод вышеуказанной теории. Причинами преступного поведения являются врожденные индивидуальные качества. По мнению Ч. Ломброзо, прирожденного преступника легко отличить по внешнему виду: у него сплющенный нос, низкий лоб, высокие скулы, огромные челюсти, выдающиеся вперед надбровные дуги, приросшие мочки ушей и т.д. Говоря языком современной биологии, Ч. Ломброзо считал, что существует специфический преступный генотип, который выражается во вполне определенном фенотипе. Он разработал таблицы признаков (стигм) прирожденного преступника, многие из которых можно выявить путем непосредственного изменения тела человека. Ч. Ломброзо, придерживаясь теории факторов и признавая наряд с «прирожденными» преступниками существование «случайных» преступников, описал также 16 факторов различного рода, влияющих на преступность. Следует отметить, что ни одно из направлений в криминологии (включая радикально-антропологическую теорию) не отрицало полностью социальных факторов, детерминантов и преступности. Сам Ч. Ломброзо уже в первом издании «Преступного человека» не обошел вниманием эти факторы.

Его друг и последователь Э. Ферри в работе «Уголовная социология» (1881 г.) систематизировал эти факторы и дал определение, которое стало классическим: «Считая, что все поступки человека являются продуктом его физиологической и психической организации и физической социальной среды, в которой он растет, я различал три категории факторов преступности: антропологические или индивидуальные, физические и социальные». Антропологические факторы Э. Ферри делил на три подкласса. Первый – органическое строение преступника (аномалии черепа и мозга, татуировки и т.д.); второй – психическое строение (умственные и психические аномалии, жаргон); третий – личные признаки (возраст, пол, род занятий, образование). К физическим факторам он относил климат, метеоусловия, времена года. К социальным - плотность населения, состояние промышленности, законодательство, экономический и политический строй, общественные нравы и религию. Э. Ферри, исходя из детерминированности поведения человека биологическими факторами, отверг центральный постулат классической школы существовавшей в те времена уголовного права – принцип свободы воли, как основание уголовной ответственности. Он сформулировал понятие «опасного состояния личности», т.е. возможности лица совершить преступление. Общество, по его теории не должно наказывать преступников, а принимать к нему так называемые меры социальной защиты – лечение, изоляция, уничтожение преступников.

^ 2. Биологическое и биосоциальное направление.

Идеи Ч. Ломброзо о примате биологических факторов в ряду причин преступного поведения находят развитие в трудах его соотечественников Р. Гарофало и Э. Ферри. Кстати, Р. Гарофало наука криминология и обязана своим названием: в 1885г. вышла в свет его книга, которая так и называлась «Криминология». Э. Ферри вместе с австрийским юристом Ф. Листом (1851—1919 г.г.) считаются основоположниками биосоциологической школы. Э.Ферри сформулировал понятие «опасного состояния», а Франц фон Лист (кстати, он один из основателей Международного союза криминалистов) использовал в своей теории понятие «индивидуальная склонность», вкладывая в его содержание биологические особенности личности человека. Развивающаяся уголовно-антропологическая (впоследствии преобразованная в биосоциальную) школа была прямым противопоставлением классической - преступление интересовало ее не как нарушение юридической нормы, а как проявление особого состояния преступника, а наказание как одно из средств беспрестанной и бесконечной борьбы, в которой слабый должен уступить место сильному. Учение старой, еще со времен святого Августина (354—430 гг. н.э.) школы о «свободной воле» было заменено доктриной жесткого детерминизма - место учения о виновности заняло учение об «опасном состоянии» преступника и его способности приспосабливаться к социальной среде. «Преступная личность» была ядром проблемы, на которой сосредоточилось все внимание исследователей этого направления.

Авторы биологических теорий преступности исходят из основной ломброзианской идеи и биологической аномальности преступника и подобно Ч. Ломброзо, используют достижения современной биологии для обоснования своих воззрений. Сюда входит теория эндокринного предрасположения человека к преступному поведению (Р. Фунес), которая причину преступлений видит в аномалиях желез внутренней секреции. Это также и теория конституционального предрасположения к преступному поведению (Э. Кречмер), заключающаяся в связи между физической конституцией человека, психическим складом и типом поведения.

Сторонники биосоциального направления преимущественно французские, итальянские, испанские, германские и латиноамериканские ученые считают криминологию социально-естественной (биопсихиатрической, биопсихологической) наукой.

Впоследствии, данные исследования послужили возникновению так называемой хромосомной теорией. Известно, что генотип человека состоит из 46 хромосом, из которых две являются половыми, у женщин хромосомы типа «XX», у мужчин – «XY». Когда в 50-х годах в США при обследовании убийц была выявлена хромосомная аномалия (у них набор составлял «XYY» - 47 хромосом), то был сделан вывод, что наличие лишней хромосомы «Y» определяет преступное поведение (т.е. человек с этой хромосомой более сексуален, агрессивен и т.п.)

Событием, граничащим с сенсацией, стало опубликование в 1966 г. в английском журнале «Природа» доклада криминолога П. Джекобса. В нем говорилось о генетических исследованиях, где доказывалось, что 3,5% заключенных одной из шведских тюрем обладают лишней «Y» хромосомой. И именно эти люди умственно отсталые, с опасными насильственными или агрессивными наклонностями. Материал заинтересовал криминологов, и во многих странах стали проводиться сравнительные исследования.

Еще одна теория, получившая развитие в мире - эндокринная теория преступности, связывает предрасположение индивида к совершению преступления с особенностями состояния и функционирования его эндокринной системы. Распространению подобных взглядов способствовали успехи эндокринологии, установившей, в частности влияние желез внутренней секреции на эмоциональное поведение человека.

Среди биологических и биосоциальных криминологических концепций более популярными оказались те, которые связывают преступность не с физической, а с психической структурой человека. Особенно это относится к психоаналитической теории Зигмунда Фрейда (1856-1939 гг.). Фредизм рассматривает преступление как проявление глубинных подсознательных природных инстинктов и наклонностей, свойственных человеку от рождения.

^ 3. Социологическое направление.

«Преступниками не рождаются, а становятся». В рамках данного направления были сформулированы положения о зависимости преступности от условий социальной среды, от общества, об устойчивости основных параметров преступности и о возможности ее прогнозирования в будущем. К ее предшественникам криминологическая литература относит Т. Мора Т. Кампанеллу, Вольтера, Ж. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, А. Кетле, Ч. Беккариа, И. Бентама, Ж. Марата, А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна и других. При этом если примерно до второй половины 19-го века вопросами исследования преступности и ее причин занимались в основном социологи, философы, теологи, то в конце 1970-х годов 20-го века в научный спор активно включились юристы. В 1885 г. французский криминолог А. Лакассань выводит свою знаменитую формулу: «Каждое общество имеет тех преступников, которых оно заслуживает». А. Кетле утверждал, что само общество подготавливает преступление, а сам преступник – есть только орудие. Повлиять на преступность можно только посредством изменения учреждений, привычек людей, их образования и т.д. А. Кетле для социальной жизни пытался найти точные законы, аналогичные законам механики, которые едины для всех эпох и народов. Он установил, что практически все явления в обществе взаимосвязаны и одни из них обуславливают другие.

Преодолеть механизм воззрений А. Кетле пытался французский психолог и криминолог. Работой, окончательно утвердившей название новой самостоятельной науки, стала книга «Философия криминологии» французского социолога и криминалиста Габриэля Тарда (1843—1904). Он считал основными социальными процессами в общественных отношениях конфликты, приспособления и подражание. В отличие от приверженцев теории Ч. Ломброзо с их понятием «прирожденный преступник» Г. Тард вводит в обращение термин «привычный преступник» («Сравнительная преступность» 1886 г.), утверждая, что низкий уровень материальной обеспеченности, культуры, образования, способствует совершению преступлений. Следовательно, по теории факторов, повышение материального уровня населения должно уменьшить преступность. Он также включил в социологическое понимание причин преступности такую психологическую и социально-психологическую категорию, как подражание среде общения.

Дальнейший вклад в развитие социологического направления внес выдающийся французский социолог Э. Дюркгейм (1858—1917 гг.), который считал, что для познания преступности имеют значение не физические факторы или материальные, а социальные, такие как продукт коллективной деятельности людей, общественное мнение, предрассудки, вера, мода. «Общество - особый социальный организм, не сводящийся к совокупности людей с их индивидуальными взглядами, наклонностями, стремлениями, а обладающее самостоятельной реальностью, например преступностью, которая существует во все эпохи, во всех цивилизациях, и являющаяся необходимом элементом любого общественного устройства. Американский социолог Р. Мертон внес некоторые изменения в концепцию аномии, предложенную Э. Дюркгеймом, и считал, что причиной отклоняющегося поведения является разрыв между культурными нормами и целями общества, с одной стороны, и созданными возможностями, средствами их достижения с другой стороны, т.е. любого рода противоречия в обществе вызывают социальную дезорганизацию, а с ней и преступность.

Другим проявлением социологического направления криминологии является «социокультурная теория» преступности или «теория конфликта культур», изложенная в работах американского криминолога Т. Селлина. Согласно ей, человек на протяжении своей жизни принадлежит к различным социальным группам, каждой из которых свойственна определенная субкультура, т.е. взгляды, представления, нормы поведения. Данная теория справедливо указывает на роль групповых норм в определении человеком своего поведения, но она вскрывает, чем обусловлены расхождение этих норм, конфликт групповых культур.

Антропологическое и социологическое направление сложилось в период становления криминологии как науки, но и на более поздних этапах всегда можно обнаружить проявление того или иного подхода к изучаемым объектам.


Заключение



Криминология доказала свою научную необходимость и состоятельность. Эффективная организация борьбы с преступностью уже не мыслится без использования криминологических знаний и участия специально подготовленных криминологов.

Криминология, являясь общетеоретической наукой о преступности, имеет непосредственное практическое значение.

Изучая уголовное право, уголовный процесс, уголовно-исполнительное право, оперативно-розыскное право, криминалистику и другие науки, будущие юристы готовятся к тому, чтобы грамотно, в соответствии с законом реагировать на совершаемые преступления, раскрывать их, пресекать, разоблачать преступников, обеспечивать применение к виновным предусмотренных законом мер наказания.

Это все крайне важно и необходимо уметь делать. Без этого нет борьбы с преступностью. Но и борьба с преступностью не сводится только к этому, она включает так же оценку положения дел, разработку программ борьбы с преступностью, предупреждение преступлений путем устранения их причин и условий и многое другое.

С учетом рекомендаций криминологов по совершенствованию борьбы с преступностью другими специалистами на основе научных познаний разрабатываются комплексы конкретных мер по устранению причин и условий криминальных явлений.


Общий список литературы


  1. Криминология: учебник для вузов / под общ. ред. А. И. Долговой. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2008.

  2. Криминология: учебник / под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. – 3-е изд., перераб. доп. – М.: Юрист, 2007.

  3. Криминология: Учебник для ВУЗов под ред. Г.А. Аванесова //М., Юнити, 2005г.

  4. Аванесов Г.А. Криминология и социальная профилактика. М., 2004.

  5. Горшенков, Г. Н.О корректности понятийных категорий в современной отечественной криминологии / Г. Н. Горшенков // Следователь. - 2007. - № 6

  6. Конституция (Основной закон) Российской Федерации России. М., 1993.

  7. Кабанов, П. А. Систематизация и классификация криминологических знаний / П. А. Кабанов // Следователь. - 2007. - № 1. - С. 35-41.

  8. Новикова Ю. В. История зарождения и становления теории криминологической характеристики преступлений / Ю. В. Новикова // История государства и права. - 2007. - № 3. - С. 4-7.

  9. Мальцагов И. Д. Понятие и задачи криминализации общественно-опасных деяний по уголовному закону / И. Д. Мальцагов // Вестник Московского университета МВД России. - 2007. - № 3. - С. 53-56.


Похожие:

Лекция по теме №1: \"История криминологии, ее предмет и задачи. Зарубежная криминология\" для курсантов 4 курса, обучающихся по специальностям: 030901 \"Правовое обеспечение национальной безопасности\" iconЛекция по теме №1: "История криминологии, ее предмет и задачи. Зарубежная криминология" для курсантов 4 курса, обучающихся по специальностям: 030901 "Правовое обеспечение национальной безопасности"
Учебная: оказание помощи обучаемым в овладении знаниями понятийного аппарата: криминология, ее предмет, элементы предмета, содержание,...
Лекция по теме №1: \"История криминологии, ее предмет и задачи. Зарубежная криминология\" для курсантов 4 курса, обучающихся по специальностям: 030901 \"Правовое обеспечение национальной безопасности\" iconКафедра административного права и административной деятельности органов внутренних дел
...
Лекция по теме №1: \"История криминологии, ее предмет и задачи. Зарубежная криминология\" для курсантов 4 курса, обучающихся по специальностям: 030901 \"Правовое обеспечение национальной безопасности\" iconРабочая учебная программа по дисциплине «история государства и права россии» для курсантов
Рабочая учебная программа дисциплины «История государства и права России» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным...
Лекция по теме №1: \"История криминологии, ее предмет и задачи. Зарубежная криминология\" для курсантов 4 курса, обучающихся по специальностям: 030901 \"Правовое обеспечение национальной безопасности\" iconВопросы к экзамену по курсу «криминология»
Понятие, предмет, задачи криминологии. Влияние криминологических исследований на определение уголовной политики государства
Лекция по теме №1: \"История криминологии, ее предмет и задачи. Зарубежная криминология\" для курсантов 4 курса, обучающихся по специальностям: 030901 \"Правовое обеспечение национальной безопасности\" iconМосковский университет мвд россии кафедра административного права учебно-методические материалы по дисциплине
«Правовое обеспечение национальной безопасности» (специализации: гражданско-правовая, международно-правовая, уголовно-правовая)
Лекция по теме №1: \"История криминологии, ее предмет и задачи. Зарубежная криминология\" для курсантов 4 курса, обучающихся по специальностям: 030901 \"Правовое обеспечение национальной безопасности\" iconРасписание занятий 4 курса фвт весенний семестр 2011/2012 уч год
Лек. Организационно-правовое обеспечение информационной безопасности доц. Пржегорлинский В. Н. а. 270
Лекция по теме №1: \"История криминологии, ее предмет и задачи. Зарубежная криминология\" для курсантов 4 курса, обучающихся по специальностям: 030901 \"Правовое обеспечение национальной безопасности\" iconРасписание занятий 4 курса фвт осенний семестр 2012/2013 учебный год
Лек. Организационно-правовое обеспечение информационной безопасности доц. Пржегорлинский В. Н. а. 270
Лекция по теме №1: \"История криминологии, ее предмет и задачи. Зарубежная криминология\" для курсантов 4 курса, обучающихся по специальностям: 030901 \"Правовое обеспечение национальной безопасности\" iconУтверждаю перечень вопросов для сдачи экзамена по дисциплине «Физическая культура» для курсантов 3 курса
Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке курсантов. Цели и задачи физической культуры
Лекция по теме №1: \"История криминологии, ее предмет и задачи. Зарубежная криминология\" для курсантов 4 курса, обучающихся по специальностям: 030901 \"Правовое обеспечение национальной безопасности\" iconТема Предмет, содержание и задачи курса "Экономика и управление инновациями"
Влияние инноваций на экономическое развитие. Инновационная деятельность как основа конкурентоспособности национальной экономики,...
Лекция по теме №1: \"История криминологии, ее предмет и задачи. Зарубежная криминология\" для курсантов 4 курса, обучающихся по специальностям: 030901 \"Правовое обеспечение национальной безопасности\" iconПредмет,методология и задачи курса предмет курса (процессы, составляющие основу дисциплины)
...
Лекция по теме №1: \"История криминологии, ее предмет и задачи. Зарубежная криминология\" для курсантов 4 курса, обучающихся по специальностям: 030901 \"Правовое обеспечение национальной безопасности\" iconТема Менеджмент безопасности, правовое обеспечение и организационно-функциональная структура защиты населения и административно-территориальных объектов в чрезвычайных ситуациях

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы