Лекция «Предмет и метод истории государства и права зарубежных стран» icon

Лекция «Предмет и метод истории государства и права зарубежных стран»


Скачать 194.38 Kb.
НазваниеЛекция «Предмет и метод истории государства и права зарубежных стран»
страница1/4
Размер194.38 Kb.
ТипЛекция
  1   2   3   4

Лекция 1. «Предмет и метод истории государства и права

зарубежных стран»

1. Предмет истории государства и права зарубежных стран.
История государства и права зарубежных стран — наука и историческая

и юридическая. Она является частью истории человеческого общества и стоит в одном ряду с историей общественной мысли, историей экономики, историей искусств и т.д. В то же время она относится к юридическим наукам, т.к. объектами изучения являются государство и право.

Предмет истории государства и права зарубежных стран - изучение закономерностей возникновения, развития, функционирования государства и права тех стран мира, которые оказали наибольшее влияние на историю государственно-правовых явлений в целом и в отдельных регионах мира; анализ содержания государственно-правовых процессов, развивающихся в определенном времени и пространстве.

2. Методы истории государства и права зарубежных стран.

Конкретно-исторический метод заключается в рассмотрении госу­дарственно-правового устройства отдельно взятой страны в строго опре­деленных исторических условиях только этого времени и в данном кон­кретном пространстве.

^ Сравнительно-правовой метод заключается в сравнении особенностей развития государства и права в разных странах. При этом сравнение может быть как синхронным (сопоставление одновременных и однотипных явле­ний), так и диахронным (сопоставление разновременных явлений).

^ Системно-структурный метод заключается в исследовании отдель­ных элементов системы государственно-правового устройства зарубежных стран и их взаимовлияния друг с другом и с системой в целом.

Для исследования количественных сторон исторического процесса используется статистический метод. С его помощью получают данные о финансовой, правоохранительной деятельности государства, о результатах выборов и т.д.

^ Лекция 2. «Государство и право стран Древнего Востока»

/. Образование государств в странах Древнего Востока

Первые очаги человеческой цивилизации появились в регионе Ближ­него Востока, т.е. в Северо-Восточной Африке и Юго-Западной (Передней) Азии. Здесь же намного раньше других стран древности возникли и первые в истории государства.

Переход к земледелию и скотоводству, рост производительности тру­да вели к появлению излишков продуктов, усилению торгового обмена ме­жду племенами, появлению городов как центров торговли. В V-IV тыс. до н.э. первые государства сформировались в Южной Месопотамии на берегах рек Евфрат и Тигр (Шумер) и в долине реки Нил (Египет). Их не случайно называли «цивилизациями великих рек». Ирригационное земледелие на пло­дородных землях в условиях жаркого климата позволяло получать высокий прибавочный продукт, что усиливало общественную дифференциацию ме­жду людьми. Усложнились функции общественного управления, которые стали переходить в руки вождя и его помощников, окружения.

Примерно подобным же образом в III тыс. до н.э. появились государ­ства в долине реки Инд (индийская цивилизация), а в II тыс. до н.э. - в до­лине реки Хуанхэ (китайская цивилизация).

Наиболее типичными государствами Древнего Востока можно счи­тать Древний Египет, Древний Вавилон (в Месопотамии), Древнюю Ин­дию и Древний Китай, хотя, безусловно, известны и другие крупные госу­дарства Древнего Востока (Ассирия, Хеттское царство, Персия, Элам, Урарту и др.).

2. Социальная структура стран Древнего Востока

Ирригационное земледелие на Востоке диктовало необходимость го­сударственной собственности на землю и сохранения общинных отноше­ний взаимопомощи и коллективной ответственности. Частная собствен­ность существовала, но она всегда была ограничена в пользу государст­венной и общинной.

Поэтому на Востоке не сложилось гражданского общества, общества полноправных граждан-собственников, имеющих равные права и обязан­ности, участвующих в управлении государством, обладающих развитым гражданским и политическим самосознанием. Патриархальная община и стоящее над ней государство всецело контролировали поведение людей, тормозили развитие индивидуалистических проявлений.

Хотя классы на Востоке не оформились четко, все можно в любой из стран этого региона можно население разделить на три крупные социаль­но-классовые группы: 1) господствующий слой, куда входили родоплеменная знать, высшие чиновники, жрецы, богатые торговцы и др., которых раньше в марксистской историографии было принято звать рабовладель­цами; 2) мелкие свободные производители - крестьяне-общинники и ре­месленники, живущие своим трудом, обладающие небольшой собственно­стью (дома, наделы земли, орудия труда, скот, ремесленные мастерские и т.п.) и лично свободные; 3) зависимое несвободное население, лишенное средств производства. К этому слою относились и рабы, сами превращен­ные в собственность. Между этими большими социально-классовыми группами существовали и многочисленные промежуточные категории и слои населения.


3. Государственный строй стран Древнего Востока

Наиболее типичной формой правления в данном регионе была мо­нархия в виде так называемой «восточной деспотии». В таких государст­вах власть и собственность были неразделимы. Правитель — монарх не только имел неограниченную власть, но и являлся верховным собственни­ком всей земли, контролировал через своих чиновников правильное ис­пользование земли частными лицами.

Большую роль в управлении любой страной Древнего Востока играл разветвленный бюрократический аппарат, где существовали строгая су­бординация, четкая система рангов.

Чиновники объединялись по рангам и ступеням в различные ведом­ства государственного управления, среди которых особо важную роль иг­рали: 1) финансовое ведомство, занимавшееся прежде всего, сбором нало­гов с трудового населения (как его иронически называл К. Маркс, «ведом­ство по ограблению собственного народа»); 2) военное ведомство, обеспе­чивавшее оборону страны, охрану царя, высших придворных, чиновников, завоевание новых территорий (по словам К. Маркса, «ведомство по ограб­лению других народов»), и 3) ведомство общественных работ, занимав­шееся организацией строительства крайне необходимых для стран Древне­го Востока оросительных систем и регулярным поддержанием их в рабо­чем состоянии, сбором населения на эти работы, обеспечением его мате­риалами, инструментами, питанием из государственных хранилищ, учетом

выполненной работы, а также строительством дорог, крепостей, дворцов, храмов, гробниц и т.п. В условиях ирригационного земледелия роль государ­ственного аппарата в организации хозяйственной деятельности общин была очень велика, что и обеспечивало исключительное место управляющей вер­хушке в восточном обществе. Поэтому практически все население (и рабы, и свободные) фактически находились в положении рабов царя, рабов государ­ства. Можно даже говорить о «поголовном рабстве» на Древнем Востоке.

Подавляющая масс населения к власти не была допущена и была обязана не только платить налоги государству, но и выполнять государст­венные повинности - общественные работы. Такой взгляд на положение народа и царя закреплялся многовековой традицией и религией. Даже на­родные восстания в Древнем Китае, Египте и других странах, свергавшие правящие династии, не приводили к появлению нового типа государства, не уничтожали рабство, не разрушали сложившуюся государственную традицию, а, наоборот, воспроизводили ее заново. Так, вождь крестьянско­го восстания становился новым царем, его помощники — новыми вельмо­жами, и т.д., а бывшие придворные обращались в рабство.

Необходимо, далее, учесть особенности организации высших и ме­стных органов власти в каждой из стран Древнего Востока.

4. Право Древнего Востока

Право в странах Древнего Востока имело ряд общих черт. Оно было открыто и прямо закрепляло классовое и сословное неравенство людей -рабов и свободных, полноправных и неполноправных сословий.

Право Древнего Востока неразрывно было связано с религией и ре­лигиозной моралью. Правонарушение — это одновременное нарушение нормы религии и морали.

Основным источником права были обычаи, которые передавались в устной традиции и памяти. Первые памятники права в основном закрепля­ли наиболее распространенные обычаи, установившуюся судебную прак­тику. Отсюда и казуистический характер правовых норм, которые фикси­ровались не в абстрактной форме, не в виде правовых обобщений и юри­дических категорий и понятий, а в виде конкретного случая (казуса).

В праве долго сохранялись нормы родоплеменного строя, например, принцип коллективной ответственности членов семьи или рода (кровная месть) или даже соседей-общинников (круговая порука), принцип эквива­лентного возмездия (талион), патриархальные устои семьи.

В древневосточном праве не было четкого деления на отрасли права. Правовые документы были изложены как бы безо всякой системы и струк­туры, однако внутренняя логика изложения в них все же присутствует.

Наиболее яркими памятниками права Древнего Востока являются за­коны вавилонского царя Хаммурапи (первая половина XVIII в. до н.э.) и за­коны Ману, записанные в Древней Индии в период с II в. до н.э. по II в. н.э.


^ Лекция 3. «Государство и право Древней Греции»

1. Особенности возникновения и развития государства в Древней Греции.

Новая ступень в развитии цивилизации была связана с появлением ан­тичного (греко-римского) общества, которое возникло и достигло расцвета в I тыс. до н.э. - начале I тыс. н.э. Государства Древней Греции, а затем Древ­него Рима положили начало всей государственной и правовой истории Евро­пы, передав традиции своей политической и правовой культуры европейским и другим народам, выросшим на почве особого античного мира.

Первые очаги цивилизации и протогосударства возникли в Южной Греции в начале II тыс. до н.э. (Критское и Микенское царства). Они во многом напоминали государства Древнего Востока. Знаменитая Троянская война (XITI в до н.э.), известная по поэмам Гомера, резко ослабила Микен­ское и другие ранние ахейские царства, что привело их к упадку и гибели в результате завоевания племенами греков-дорийцев (XII в. до н.э.). Вновь на несколько веков восстановился первобытнообщинный строй, разложе­ние которого и новое повторное формирование государственности отно­сится уже к IX-VIII вв. до н.э.

Особые природно-географические условия Греции (горный рельеф, влажный морской климат, недостаток плодородных земель, отсутствие мощных рек с их разливами, наличие камня, дерева, руд металлов) способ­ствовали разложению общинного хозяйства и развитию личного хозяйства. Здесь не нужны были коллективные ирригационные работы, как на Восто­ке. Если общества Древнего Востока были цивилизациями великих рек, то античный мир, а особенно греческий, был морской цивилизацией. Здесь высокого развития достигли торговые связи, денежное хозяйство, товарное производство для нужд рынка и частная собственность.

Преобладание частной собственности над государственной привело к формированию коллектива равноправных граждан-собственников, кото­рые стали стремиться прямо влиять на управление государством. В клас­сический период развития Древней Греции (V — IV вв. до н.э.) появилось гражданское общество, развитое гражданское самосознание, возникло са­мо понятие «гражданин».

Государства Древней Греции оформились в виде полисов - неболь­ших политических общин граждан - частных собственников, объединен­ных вокруг центра полиса - города. По причине горного рельефа страны, долгой изолированности жителей одних долин от других, возникло множе­ство государств-полисов. Единого, централизованного государства в Древ­ней Греции так и не сложилось.

Быстрое развитие частной собственности, рост социального расслое­ния приводили к острой социально-политической борьбе, переходу власти от одного класса, партии, социальной группы к другой и смене одной фор­мы правления — другой. В греческих полисах утвердились различные фор­мы республик, тираний и даже монархий. Осмысление этого богатого опы­та и привело к становлению политической науки в Греции. При этом пре­обладали республиканские формы - аристократия, демократия, олигархия, плутократия и т.п. В отличие от Древнего Востока, граждане в греческих полисах гораздо сильнее влияли на власть и сами участвовали в формиро­вании органов государственного управления.

В VI-IV вв. до н.э. на первый план в Греции выдвинулись два наибо­лее крупных и сильных полиса-города - Афины и Спарта. Они долгое вре­мя прямо или скрыто враждовали друг с другом в борьбе за гегемонию в Греции. В Афинах оформилась развитая демократическая республика, а в Спарте - военно-аристократическая республика.

2. Государство в Спарте

В IX в. до н.э. греки-дорийцы основали в области Лакония на юге Греции несколько поселений, слившихся затем в город Спарту. Многочис­ленное местное население из греков-ахейцев они или вытеснили в горы или превратили в рабов — илотов.

Сами завоеватели-дорийцы стали полноправными гражданами — спартиатами, коллективно владевшими всей землей и рабами-илотами, прикрепленными к земле. Сами спартиаты могла заниматься только воен­ным делом, но не земледелием, ремеслами, торговлей или искусствами. Реформы законодателя Ликурга (VIII в. до н.э.) окончательно законсерви­ровали общественный и государственный строй Спарты.

Главными органами власти были совет старейшин (герусия), 2 царя -архагета, коллегия 5 эфоров и народное собрание (апелла), которое выбирало должностных лиц только из знати и не могла их затем контролировать. Оно могло быть распущено, а его решения могли быть отменены царями или старейшинами. Таким образом, в Спарте утвердилась аристократия (в переводе - «власть (кратос) лучших (аристос))». Консервативный государственно-политический строй Спарты оставался почти неизменным в течение нескольких веков.

3.Государство в Афинах

Более сложная государственная организация сложилась в Афинах.

По преданию, в VIII в. до н.э. мифический герой Тесей объединил 4 греческих племени в области Аттика в единый афинский народ и стал его первым царем - басилевсом.

Родоплеменная знать (эвпатриды) получила исключительное право занимать государственные должности. Крестьяне-земледельцы (геоморы),

ремесленники (демиурги), торговцы, безземельные батраки (феты) и дру­гие бедняки, составлявшие вместе большинство свободных коренных жи­телей и объединяемые общим названием «демос» (простой народ) отстра­нялись от реальной власти.

После реформ Тесея эвпатриды получили большую политическую власть. Они ограничили власть царя-басилевса религиозной сферой, сделали ее выборной и приравняли басилевса к другим высшим правителям - архон­там, которые выбирались только из знатных эвпатридов. Право выбирать и контролировать архонтов, осуществлять высшую судебную власть перешло к совету родоплеменное знати — ареопагу, который состоял только из эвпат­ридов. Роль народного собрания в этот период резко снизилась.

Вместе с тем, выросло и экономическое могущество родоплеменной знати. Широкие слои крестьян попадали в правовую и экономическую зависимость от аристократии, разорялись и за долги закладывали землю, а иногда личную свободу. Массовое обезземеливание крестьян, расцвет долгового рабства и кабальных условий аренды земли привели к резкому росту недовольства всех слоев демоса и острым социальным и политическим конфликтам.

Б) ^ Реформы Солона и Клисфена.

Для сплочения всех свободных коренных жителей в единую общ­ность потребовались глубокие социально-политические реформы. Начало им положил Солон, избранный архонтом в 594 г. до н.э. Особо выделяются долговая реформа и отмена долгового рабства, цензовая реформа, создание новых органов власти - гелиэи (суда) и Совета 400. Теперь право на заня­тие высших должностей архонтов принадлежало не только родоплеменнои знати, но и богатой верхушке демоса. Однако широкие слои народа были ограничены в политических правах.

Реформы нанесли удар по родовой организации власти и привилеги­ям родоплеменной знати. Однако компромиссный характер реформ не уст­раивал ни эвпатридов, потерявших неограниченную власть, ни демос, ко­торый не был в полной мере допущен к власти. Борьба аристократов и де­моса продолжалась и привела к установлению тирании Писистрата и его сыновей (560-527 гг. до н.э.), которые закрепили государственные порядки Солона и проводили мероприятия в интересах демоса. Тираном в Афинах считался незаконный единоличный правитель, который, однако, не обяза­тельно устанавливал жестокий режим.

Продолжением демократизации государственного строя Афин стали реформы Клисфена (509 г. до н.э.). В основу государственного строя была положен чисто территориальный принцип.

Государство было разделено на 100 демов (своеобразных районов), в каждом из которых было самоуправление. Демы объединялись в 10 фил (больших округов), также имеющих органы самоуправления и своих выбор-

ных представителей в общегосударственных органах. Старые роды и племе­на оказались разделены между разными округами и районами, в результате политическое влияние родовой знати было окончательно подорвано.

Состав Совета государства (булэ) был увеличен с 400 чел., выбирав­шихся ранее по родам и племенам из богатых и зажиточных граждан, до 500 чел., выбиравшихся теперь исключительно по территориальным окру­гам (филам) вне зависимости от имущественного положения. Совет 500 контролировал весь административный аппарат, готовил проекты законов, распоряжался казной.

Была учреждена коллегия 10 стратегов (по одному от филы), управлявших вооруженными силами.

Позднее была введена процедура остракизма - особого голосования на­рода об изгнании из полиса того гражданина, чья деятельность вызывала осу­ждение большинства и могла привести к установлению единоличной власти.

в) ^ Афинская демократия в V-IV вв. до н.э.

Высшим этапом демократических реформ в Афинах стала деятельность вождей демоса - Эфиальта (462 г. до н.э.) и Перикла (460-429 гг. до н.э.). Ареопаг, совет знати, потерял практически все властные полномочия и остался только лишь судом по религиозным делам. С именем стратега Перикла связан расцвет афинской демократии. При нем потеряла значение цензовая реформа Солона, т.к. все полноправные коренные жители, включая и бедных, получили право выбираться на все государственные должности. Гарантией участия бедных граждан в управлении стало введение государственного жалованья, правда, невысокого, всем должностным лицам (за исключением стратегов) и участникам народных собраний.

Высшим органом власти стало народное собрание (экклессия), реше­ния которого могла отменить только оно само. В его работе могли участ­вовать все взрослые полноправные граждане-мужчины. Народное собра­ние принимало законы и частные постановления, объявляло войну и мир, выбирало и проверяло деятельность всех должностных лиц. При этом лю­бой гражданин мог выбираться на любую должность. Всего таких должно­стей в Афинах было около 700. Правом законодательной инициативы об­ладали все граждане и должностные лица.

Таким образом, в Афинах сложилась прямая демократия (буквально - «власть народа»), при которой основная масса полноправных свободных граждан-мужчин непосредственно участвовала в реализации власти, а все органы управления выбирались гражданами, из числа всех граждан и были ответственными перед собранием граждан.

Однако при наличии юридического равноправия коренных граждан их реального равенства не было. Обострились конфликты между богатыми и бедными гражданами, а также противоречия между всеми гражданами и неполноправными, но свободными иностранцами (метеками), в самих Афинах и афинскими гражданами и другими греческими полисами-союзниками в Афинском морском союзе. Обострились и противоречия между всеми сво­бодными и рабами. Афинская демократия к концу V. до н.э. вступила в дли­тельный кризис, который углубился в результате поражения Афин в Пелопо­несской войне против Спарты. Острая социальная и политическая борьба в полисе, попытки олигархических переворотов, разорение крестьянства край­не ослабили Афинское государство. В 338 г. до н.э. Афины, Спарта и другие греческие полисы были разгромлены Македонией и фактически завоеваны, потеряв независимость и прежние политические порядки. В 146 г. до н.э. Греция вместе с Македонией были завоеваны Римом и превращены в рим­скую провинцию.

4. Афинское право

Афинское право представляло собой наиболее развитую в Древней Греции систему права.

Источниками права считались вначале родоплеменные обычаи, а с конца VII в. до н.э. - законодательные акты верховных органов власти. Пер­вым исторически известным законодателем Афин был тиран по имени Дра-конт (621 г. до н.э.). Его законы были посвящены новой организации суда, наказаниям за разные нарушения общественного уклада, была запрещена кровавая месть. Практически за любое преступление, даже за кражу овощей с огорода или праздный образ жизни, назначалась смертная казнь. Позже вы­ражение «драконовские законы» стало синонимом крайне жестоких законов. Большинство законов Драконта было отменено Солоном в начале VI в. до н.э., который сам составил новое обширное законодательство. Законы Солона (594 г. до н.э.) касались организации государственной власти, правового ста­туса граждан, долговых обязательств, порядка составления завещаний, за­крепления частной собственности на землю и т.д.

В V - IV в. до н.э. главным источником права стали многочисленные законы народных собраний и постановления различных должностных лиц. Однако это законодательство в целом было неупорядоченным и часто про­тиворечивым. Многие основные институты гражданского и уголовного права в Афинах не были разработаны достаточно определенно и полно.

Правовой статус населения в Афинах был довольно четко урегули­рован. Резко различался статус рабов и свободных, а среди свободных -полноправных рабов и неполноправных иностранцев (метеков).

Право собственности и обязательства. В Афинах было развито право частной собственности, однако положения об абсолютных правах собст­венника в нем отсутствуют. Собственник нес различные повинности в пользу государства.

Различались «вольные» (из договоров) и «невольные» (из причине­ния вреда) обязательства. Развитие торговли определяло широкое распространение договоров купли-продажи, займа, найма, хранения, товарищест­ва и др. Именно в Афинах впервые оформился институт ипотеки - залог земли или другой недвижимости с целью получения займа. При этом за­ложенное имущество оставалось во владении и пользовании должника, но без права распоряжения.

Семья в Афинах оставалась патриархальной. Женщины были огра­ничены в политических и гражданских правах. Признавалось наследование по закону и по завещанию.

В уголовном праве различались преступления против государства и личных интересов, однако граница между ними была довольно условной. Среди наказаний, обычных для древнего права (смертная казнь, штраф, конфискация имущества, обращение в рабство) в Афинах к гражданам могла применяться и лишение политических прав (атимия). Телесные на­казания применялись только к рабам.

Судебный процесс носил состязательный характер. Обвинение, обычно, исходило от частных лиц.

  1   2   3   4

Похожие:

Лекция «Предмет и метод истории государства и права зарубежных стран» iconВопросы и темы контрольной работы "история государства и права зарубежных стран"
Предмет, методология и периодизация истории государства и права зарубежных стран
Лекция «Предмет и метод истории государства и права зарубежных стран» icon1. предмет и метод истории государства и права зарубежных стран
Государственный строй Вавилона. Законы Хаммурапи: происхождение памятника, право собственности, обязательства
Лекция «Предмет и метод истории государства и права зарубежных стран» iconЛекция «Предмет и метод истории государства и права зарубежных стран»
Она является частью истории человеческого общества и стоит в одном ряду с историей общественной мысли, историей экономики, историей...
Лекция «Предмет и метод истории государства и права зарубежных стран» iconЛекция «Предмет и метод истории государства и права зарубежных стран»
Она является частью истории человеческого общества и стоит в одном ряду с историей общественной мысли, историей экономики, историей...
Лекция «Предмет и метод истории государства и права зарубежных стран» icon1. Предмет, задачи, методы курса «История государства и права зарубежных стран». Агеенко
Игпзс изучает возникновение, развитие и функционирование государств и права отдельных зарубежных стран, рассматриваемых в хронологической...
Лекция «Предмет и метод истории государства и права зарубежных стран» icon1. Понятие конституционного права зарубежных стран как отрасли национального права
Отличие конституционного права от иных отраслей права заключается, прежде всего, в объекте его регулирования. Конституционное право...
Лекция «Предмет и метод истории государства и права зарубежных стран» iconПроисхождение государства и права. Предмет теории государства и права. Теория государства и права в системе общественных и юридических правовых наук
Каждая из них познает государство и право, решая свои, специфические задачи, при использовании присущих им средств
Лекция «Предмет и метод истории государства и права зарубежных стран» icon1. Предмет истории государства и права отечества a. Что такое предмет и чем он отличается от научной дисциплины
Методология (сделать соотношение между эмпирическими методами и рационалистическими)
Лекция «Предмет и метод истории государства и права зарубежных стран» icon1. Предмет и метод зп
Предмет и метод зп. Предмет земельного права в самом общем виде земельные отношения (отношения, которые складываются по поводу земли)....
Лекция «Предмет и метод истории государства и права зарубежных стран» iconУтверждено на заседании кафедры теории государства и права и конституционного права (протокол №6 от 22. 01. 10 г.) Дисциплина «история отечественного государства и права» Учебно-методический комплекс Челябинск 2010
Рассматривается круг проблем составляющих основу курса истории отечественного государства и права. Кроме того, содержит рабочую учебную...
Лекция «Предмет и метод истории государства и права зарубежных стран» iconЭкзаменационные вопросы по предмету «Теория государства и права»
Предмет теории государства и права – это государственные и правовые явления, касающиеся
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы