Лекция «Предмет и метод истории государства и права зарубежных стран» icon

Лекция «Предмет и метод истории государства и права зарубежных стран»


НазваниеЛекция «Предмет и метод истории государства и права зарубежных стран»
страница1/4
Дата публикации14.05.2013
Размер0.67 Mb.
ТипЛекция
  1   2   3   4

Лекция 1. «Предмет и метод истории государства и права

зарубежных стран»

1. Предмет истории государства и права зарубежных стран.
История государства и права зарубежных стран — наука и историческая

и юридическая. Она является частью истории человеческого общества и стоит в одном ряду с историей общественной мысли, историей экономики, историей искусств и т.д. В то же время она относится к юридическим наукам, т.к. объектами изучения являются государство и право.

Предмет истории государства и права зарубежных стран - изучение закономерностей возникновения, развития, функционирования государства и права тех стран мира, которые оказали наибольшее влияние на историю государственно-правовых явлений в целом и в отдельных регионах мира; анализ содержания государственно-правовых процессов, развивающихся в определенном времени и пространстве.

2. Методы истории государства и права зарубежных стран.

Конкретно-исторический метод заключается в рассмотрении госу­дарственно-правового устройства отдельно взятой страны в строго опре­деленных исторических условиях только этого времени и в данном кон­кретном пространстве.

^ Сравнительно-правовой метод заключается в сравнении особенностей развития государства и права в разных странах. При этом сравнение может быть как синхронным (сопоставление одновременных и однотипных явле­ний), так и диахронным (сопоставление разновременных явлений).

^ Системно-структурный метод заключается в исследовании отдель­ных элементов системы государственно-правового устройства зарубежных стран и их взаимовлияния друг с другом и с системой в целом.

Для исследования количественных сторон исторического процесса используется статистический метод. С его помощью получают данные о финансовой, правоохранительной деятельности государства, о результатах выборов и т.д.

^ Лекция 2. «Государство и право стран Древнего Востока»

/. Образование государств в странах Древнего Востока

Первые очаги человеческой цивилизации появились в регионе Ближ­него Востока, т.е. в Северо-Восточной Африке и Юго-Западной (Передней) Азии. Здесь же намного раньше других стран древности возникли и первые в истории государства.

Переход к земледелию и скотоводству, рост производительности тру­да вели к появлению излишков продуктов, усилению торгового обмена ме­жду племенами, появлению городов как центров торговли. В V-IV тыс. до н.э. первые государства сформировались в Южной Месопотамии на берегах рек Евфрат и Тигр (Шумер) и в долине реки Нил (Египет). Их не случайно называли «цивилизациями великих рек». Ирригационное земледелие на пло­дородных землях в условиях жаркого климата позволяло получать высокий прибавочный продукт, что усиливало общественную дифференциацию ме­жду людьми. Усложнились функции общественного управления, которые стали переходить в руки вождя и его помощников, окружения.

Примерно подобным же образом в III тыс. до н.э. появились государ­ства в долине реки Инд (индийская цивилизация), а в II тыс. до н.э. - в до­лине реки Хуанхэ (китайская цивилизация).

Наиболее типичными государствами Древнего Востока можно счи­тать Древний Египет, Древний Вавилон (в Месопотамии), Древнюю Ин­дию и Древний Китай, хотя, безусловно, известны и другие крупные госу­дарства Древнего Востока (Ассирия, Хеттское царство, Персия, Элам, Урарту и др.).

2. Социальная структура стран Древнего Востока

Ирригационное земледелие на Востоке диктовало необходимость го­сударственной собственности на землю и сохранения общинных отноше­ний взаимопомощи и коллективной ответственности. Частная собствен­ность существовала, но она всегда была ограничена в пользу государст­венной и общинной.

Поэтому на Востоке не сложилось гражданского общества, общества полноправных граждан-собственников, имеющих равные права и обязан­ности, участвующих в управлении государством, обладающих развитым гражданским и политическим самосознанием. Патриархальная община и стоящее над ней государство всецело контролировали поведение людей, тормозили развитие индивидуалистических проявлений.

Хотя классы на Востоке не оформились четко, все можно в любой из стран этого региона можно население разделить на три крупные социаль­но-классовые группы: 1) господствующий слой, куда входили родоплеменная знать, высшие чиновники, жрецы, богатые торговцы и др., которых раньше в марксистской историографии было принято звать рабовладель­цами; 2) мелкие свободные производители - крестьяне-общинники и ре­месленники, живущие своим трудом, обладающие небольшой собственно­стью (дома, наделы земли, орудия труда, скот, ремесленные мастерские и т.п.) и лично свободные; 3) зависимое несвободное население, лишенное средств производства. К этому слою относились и рабы, сами превращен­ные в собственность. Между этими большими социально-классовыми группами существовали и многочисленные промежуточные категории и слои населения.


3. Государственный строй стран Древнего Востока

Наиболее типичной формой правления в данном регионе была мо­нархия в виде так называемой «восточной деспотии». В таких государст­вах власть и собственность были неразделимы. Правитель — монарх не только имел неограниченную власть, но и являлся верховным собственни­ком всей земли, контролировал через своих чиновников правильное ис­пользование земли частными лицами.

Большую роль в управлении любой страной Древнего Востока играл разветвленный бюрократический аппарат, где существовали строгая су­бординация, четкая система рангов.

Чиновники объединялись по рангам и ступеням в различные ведом­ства государственного управления, среди которых особо важную роль иг­рали: 1) финансовое ведомство, занимавшееся прежде всего, сбором нало­гов с трудового населения (как его иронически называл К. Маркс, «ведом­ство по ограблению собственного народа»); 2) военное ведомство, обеспе­чивавшее оборону страны, охрану царя, высших придворных, чиновников, завоевание новых территорий (по словам К. Маркса, «ведомство по ограб­лению других народов»), и 3) ведомство общественных работ, занимав­шееся организацией строительства крайне необходимых для стран Древне­го Востока оросительных систем и регулярным поддержанием их в рабо­чем состоянии, сбором населения на эти работы, обеспечением его мате­риалами, инструментами, питанием из государственных хранилищ, учетом

выполненной работы, а также строительством дорог, крепостей, дворцов, храмов, гробниц и т.п. В условиях ирригационного земледелия роль государ­ственного аппарата в организации хозяйственной деятельности общин была очень велика, что и обеспечивало исключительное место управляющей вер­хушке в восточном обществе. Поэтому практически все население (и рабы, и свободные) фактически находились в положении рабов царя, рабов государ­ства. Можно даже говорить о «поголовном рабстве» на Древнем Востоке.

Подавляющая масс населения к власти не была допущена и была обязана не только платить налоги государству, но и выполнять государст­венные повинности - общественные работы. Такой взгляд на положение народа и царя закреплялся многовековой традицией и религией. Даже на­родные восстания в Древнем Китае, Египте и других странах, свергавшие правящие династии, не приводили к появлению нового типа государства, не уничтожали рабство, не разрушали сложившуюся государственную традицию, а, наоборот, воспроизводили ее заново. Так, вождь крестьянско­го восстания становился новым царем, его помощники — новыми вельмо­жами, и т.д., а бывшие придворные обращались в рабство.

Необходимо, далее, учесть особенности организации высших и ме­стных органов власти в каждой из стран Древнего Востока.

4. Право Древнего Востока

Право в странах Древнего Востока имело ряд общих черт. ^ Оно было открыто и прямо закрепляло классовое и сословное неравенство людей -рабов и свободных, полноправных и неполноправных сословий.

Право Древнего Востока неразрывно было связано с религией и ре­лигиозной моралью^ . Правонарушение — это одновременное нарушение нормы религии и морал.

Основным источником права были обычаи, которые передавались в устной традиции и памяти. Первые памятники права в основном закрепля­ли наиболее распространенные обычаи, установившуюся судебную прак­тику. Отсюда и казуистический характер правовых норм, которые фикси­ровались не в абстрактной форме, не в виде правовых обобщений и юри­дических категорий и понятий, а в виде конкретного случая (казуса).

В праве долго сохранялись нормы родоплеменного строя, например, принцип коллективной ответственности членов семьи или рода (кровная месть) или даже соседей-общинников (круговая порука), принцип эквива­лентного возмездия (талион), патриархальные устои семьи.

В древневосточном праве не было четкого деления на отрасли права. Правовые документы были изложены как бы безо всякой системы и струк­туры, однако внутренняя логика изложения в них все же присутствует.

Наиболее яркими памятниками права Древнего Востока являются за­коны вавилонского царя Хаммурапи (первая половина XVIII в. до н.э.) и за­коны Ману, записанные в Древней Индии в период с II в. до н.э. по II в. н.э.


^ Лекция 3. «Государство и право Древней Греции»

1. Особенности возникновения и развития государства в Древней Греции.

Новая ступень в развитии цивилизации была связана с появлением ан­тичного (греко-римского) общества, которое возникло и достигло расцвета в I тыс. до н.э. - начале I тыс. н.э. Государства Древней Греции, а затем Древ­него Рима положили начало всей государственной и правовой истории Евро­пы, передав традиции своей политической и правовой культуры европейским и другим народам, выросшим на почве особого античного мира.

Первые очаги цивилизации и протогосударства возникли в Южной Греции в начале II тыс. до н.э. (Критское и Микенское царства). Они во многом напоминали государства Древнего Востока. Знаменитая Троянская война (XITI в до н.э.), известная по поэмам Гомера, резко ослабила Микен­ское и другие ранние ахейские царства, что привело их к упадку и гибели в результате завоевания племенами греков-дорийцев (XII в. до н.э.). Вновь на несколько веков восстановился первобытнообщинный строй, разложе­ние которого и новое повторное формирование государственности отно­сится уже к IX-VIII вв. до н.э.

Особые природно-географические условия Греции (горный рельеф, влажный морской климат, недостаток плодородных земель, отсутствие мощных рек с их разливами, наличие камня, дерева, руд металлов) способ­ствовали разложению общинного хозяйства и развитию личного хозяйства. Здесь не нужны были коллективные ирригационные работы, как на Восто­ке. Если общества Древнего Востока были цивилизациями великих рек, то античный мир, а особенно греческий, был морской цивилизацией. Здесь высокого развития достигли торговые связи, денежное хозяйство, товарное производство для нужд рынка и частная собственность.

Преобладание частной собственности над государственной привело к формированию коллектива равноправных граждан-собственников, кото­рые стали стремиться прямо влиять на управление государством. В клас­сический период развития Древней Греции (V — IV вв. до н.э.) появилось гражданское общество, развитое гражданское самосознание, возникло са­мо понятие «гражданин».

^ Государства Древней Греции оформились в виде полисов - неболь­ших политических общин граждан - частных собственников, объединен­ных вокруг центра полиса - города. По причине горного рельефа страны, долгой изолированности жителей одних долин от других, возникло множе­ство государств-полисов. Единого, централизованного государства в Древ­ней Греции так и не сложилось.

Быстрое развитие частной собственности, рост социального расслое­ния приводили к острой социально-политической борьбе, переходу власти от одного класса, партии, социальной группы к другой и смене одной фор­мы правления — другой. В греческих полисах утвердились различные фор­мы республик, тираний и даже монархий. Осмысление этого богатого опы­та и привело к становлению политической науки в Греции. При этом пре­обладали республиканские формы - аристократия, демократия, олигархия, плутократия и т.п. В отличие от Древнего Востока, граждане в греческих полисах гораздо сильнее влияли на власть и сами участвовали в формиро­вании органов государственного управления.

В VI-IV вв. до н.э. на первый план в Греции выдвинулись два наибо­лее крупных и сильных полиса-города - Афины и Спарта. Они долгое вре­мя прямо или скрыто враждовали друг с другом в борьбе за гегемонию в Греции. В Афинах оформилась развитая демократическая республика, а в Спарте - военно-аристократическая республика.

2. Государство в Спарте

В IX в. до н.э. греки-дорийцы основали в области Лакония на юге Греции несколько поселений, слившихся затем в город Спарту. Многочис­ленное местное население из греков-ахейцев они или вытеснили в горы или превратили в рабов — илотов.

^ Сами завоеватели-дорийцы стали полноправными гражданами — спартиатами, коллективно владевшими всей землей и рабами-илотами, прикрепленными к земле. Сами спартиаты могла заниматься только воен­ным делом, но не земледелием, ремеслами, торговлей или искусствами. Реформы законодателя Ликурга (VIII в. до н.э.) окончательно законсерви­ровали общественный и государственный строй Спарты.

Главными органами власти были совет старейшин (герусия), 2 царя -архагета, коллегия 5 эфоров и народное собрание (апелла), которое выбирало должностных лиц только из знати и не могла их затем контролировать. Оно могло быть распущено, а его решения могли быть отменены царями или старейшинами. Таким образом, в Спарте утвердилась аристократия (в переводе - «власть (кратос) лучших (аристос))». Консервативный государственно-политический строй Спарты оставался почти неизменным в течение нескольких веков.

3.Государство в Афинах

Более сложная государственная организация сложилась в Афинах.

По преданию, в VIII в. до н.э. мифический герой Тесей объединил 4 греческих племени в области Аттика в единый афинский народ и стал его первым царем - басилевсом.

^ Родоплеменная знать (эвпатриды) получила исключительное право занимать государственные должности. Крестьяне-земледельцы (геоморы),

ремесленники (демиурги), торговцы, безземельные батраки (феты) и дру­гие бедняки, составлявшие вместе большинство свободных коренных жи­телей и объединяемые общим названием «демос» (простой народ) отстра­нялись от реальной власти.

После реформ Тесея эвпатриды получили большую политическую власть. Они ограничили власть царя-басилевса религиозной сферой, сделали ее выборной и приравняли басилевса к другим высшим правителям - архон­там, которые выбирались только из знатных эвпатридов. Право выбирать и контролировать архонтов, осуществлять высшую судебную власть перешло к совету родоплеменное знати — ареопагу, который состоял только из эвпат­ридов. Роль народного собрания в этот период резко снизилась.

Вместе с тем, выросло и экономическое могущество родоплеменной знати. Широкие слои крестьян попадали в правовую и экономическую зависимость от аристократии, разорялись и за долги закладывали землю, а иногда личную свободу. Массовое обезземеливание крестьян, расцвет долгового рабства и кабальных условий аренды земли привели к резкому росту недовольства всех слоев демоса и острым социальным и политическим конфликтам.

Б) ^ Реформы Солона и Клисфена.

Для сплочения всех свободных коренных жителей в единую общ­ность потребовались глубокие социально-политические реформы. Начало им положил Солон, избранный архонтом в 594 г. до н.э. Особо выделяются долговая реформа и отмена долгового рабства, цензовая реформа, создание новых органов власти - гелиэи (суда) и Совета 400. Теперь право на заня­тие высших должностей архонтов принадлежало не только родоплеменнои знати, но и богатой верхушке демоса. Однако широкие слои народа были ограничены в политических правах.

Реформы нанесли удар по родовой организации власти и привилеги­ям родоплеменной знати. Однако компромиссный характер реформ не уст­раивал ни эвпатридов, потерявших неограниченную власть, ни демос, ко­торый не был в полной мере допущен к власти. Борьба аристократов и де­моса продолжалась и привела к установлению тирании Писистрата и его сыновей (560-527 гг. до н.э.), которые закрепили государственные порядки Солона и проводили мероприятия в интересах демоса. Тираном в Афинах считался незаконный единоличный правитель, который, однако, не обяза­тельно устанавливал жестокий режим.

^ Продолжением демократизации государственного строя Афин стали реформы Клисфена (509 г. до н.э.). В основу государственного строя была положен чисто территориальный принцип.

Государство было разделено на 100 демов (своеобразных районов), в каждом из которых было самоуправление. Демы объединялись в 10 фил (больших округов), также имеющих органы самоуправления и своих выбор-

ных представителей в общегосударственных органах. Старые роды и племе­на оказались разделены между разными округами и районами, в результате политическое влияние родовой знати было окончательно подорвано.

^ Состав Совета государства (булэ) был увеличен с 400 чел., выбирав­шихся ранее по родам и племенам из богатых и зажиточных граждан, до 500 чел., выбиравшихся теперь исключительно по территориальным окру­гам (филам) вне зависимости от имущественного положения. Совет 500 контролировал весь административный аппарат, готовил проекты законов, распоряжался казной.

^ Была учреждена коллегия 10 стратегов (по одному от филы), управлявших вооруженными силами.

Позднее была введена процедура остракизма - особого голосования на­рода об изгнании из полиса того гражданина, чья деятельность вызывала осу­ждение большинства и могла привести к установлению единоличной власти.

в) ^ Афинская демократия в V-IV вв. до н.э.

Высшим этапом демократических реформ в Афинах стала деятельность вождей демоса - Эфиальта (462 г. до н.э.) и Перикла (460-429 гг. до н.э.). Ареопаг, совет знати, потерял практически все властные полномочия и остался только лишь судом по религиозным делам. С именем стратега Перикла связан расцвет афинской демократии. При нем потеряла значение цензовая реформа Солона, т.к. все полноправные коренные жители, включая и бедных, получили право выбираться на все государственные должности. Гарантией участия бедных граждан в управлении стало введение государственного жалованья, правда, невысокого, всем должностным лицам (за исключением стратегов) и участникам народных собраний.

^ Высшим органом власти стало народное собрание (экклессия), реше­ния которого могла отменить только оно само. В его работе могли участ­вовать все взрослые полноправные граждане-мужчины. Народное собра­ние принимало законы и частные постановления, объявляло войну и мир, выбирало и проверяло деятельность всех должностных лиц. При этом лю­бой гражданин мог выбираться на любую должность. Всего таких должно­стей в Афинах было около 700. Правом законодательной инициативы об­ладали все граждане и должностные лица.

^ Таким образом, в Афинах сложилась прямая демократия (буквально - «власть народа»), при которой основная масса полноправных свободных граждан-мужчин непосредственно участвовала в реализации власти, а все органы управления выбирались гражданами, из числа всех граждан и были ответственными перед собранием граждан.

^ Однако при наличии юридического равноправия коренных граждан их реального равенства не было. Обострились конфликты между богатыми и бедными гражданами, а также противоречия между всеми гражданами и неполноправными, но свободными иностранцами (метеками), в самих Афинах и афинскими гражданами и другими греческими полисами-союзниками в Афинском морском союзе. Обострились и противоречия между всеми сво­бодными и рабами. Афинская демократия к концу V. до н.э. вступила в дли­тельный кризис, который углубился в результате поражения Афин в Пелопо­несской войне против Спарты. Острая социальная и политическая борьба в полисе, попытки олигархических переворотов, разорение крестьянства край­не ослабили Афинское государство. В 338 г. до н.э. Афины, Спарта и другие греческие полисы были разгромлены Македонией и фактически завоеваны, потеряв независимость и прежние политические порядки. В 146 г. до н.э. Греция вместе с Македонией были завоеваны Римом и превращены в рим­скую провинцию.

4. Афинское право

Афинское право представляло собой наиболее развитую в Древней Греции систему права.

^ Источниками права считались вначале родоплеменные обычаи, а с конца VII в. до н.э. - законодательные акты верховных органов власти. Пер­вым исторически известным законодателем Афин был тиран по имени Дра-конт (621 г. до н.э.). Его законы были посвящены новой организации суда, наказаниям за разные нарушения общественного уклада, была запрещена кровавая месть. Практически за любое преступление, даже за кражу овощей с огорода или праздный образ жизни, назначалась смертная казнь. Позже вы­ражение «драконовские законы» стало синонимом крайне жестоких законов. Большинство законов Драконта было отменено Солоном в начале VI в. до н.э., который сам составил новое обширное законодательство. Законы Солона (594 г. до н.э.) касались организации государственной власти, правового ста­туса граждан, долговых обязательств, порядка составления завещаний, за­крепления частной собственности на землю и т.д.

В V - IV в. до н.э. главным источником права стали многочисленные законы народных собраний и постановления различных должностных лиц. Однако это законодательство в целом было неупорядоченным и часто про­тиворечивым. Многие основные институты гражданского и уголовного права в Афинах не были разработаны достаточно определенно и полно.

Правовой статус населения в Афинах был довольно четко урегули­рован. Резко различался статус рабов и свободных, а среди свободных -полноправных рабов и неполноправных иностранцев (метеков).

Право собственности и обязательства. В Афинах было развито право частной собственности, однако положения об абсолютных правах собст­венника в нем отсутствуют. Собственник нес различные повинности в пользу государства.

^ Различались «вольные» (из договоров) и «невольные» (из причине­ния вреда) обязательства. Развитие торговли определяло широкое распространение договоров купли-продажи, займа, найма, хранения, товарищест­ва и др. Именно в Афинах впервые оформился институт ипотеки - залог земли или другой недвижимости с целью получения займа. При этом за­ложенное имущество оставалось во владении и пользовании должника, но без права распоряжения.

Семья в Афинах оставалась патриархальной. Женщины были огра­ничены в политических и гражданских правах. Признавалось наследование по закону и по завещанию.

В уголовном праве различались преступления против государства и личных интересов, однако граница между ними была довольно условной. Среди наказаний, обычных для древнего права (смертная казнь, штраф, конфискация имущества, обращение в рабство) в Афинах к гражданам могла применяться и лишение политических прав (атимия). Телесные на­казания применялись только к рабам.

Судебный процесс носил состязательный характер. Обвинение, обычно, исходило от частных лиц.

  1   2   3   4



Похожие:

Лекция «Предмет и метод истории государства и права зарубежных стран» iconВопросы и темы контрольной работы "история государства и права зарубежных стран"
Предмет, методология и периодизация истории государства и права зарубежных стран
Лекция «Предмет и метод истории государства и права зарубежных стран» icon1. предмет и метод истории государства и права зарубежных стран
Государственный строй Вавилона. Законы Хаммурапи: происхождение памятника, право собственности, обязательства
Лекция «Предмет и метод истории государства и права зарубежных стран» iconЛекция «Предмет и метод истории государства и права зарубежных стран»
Она является частью истории человеческого общества и стоит в одном ряду с историей общественной мысли, историей экономики, историей...
Лекция «Предмет и метод истории государства и права зарубежных стран» iconЛекция «Предмет и метод истории государства и права зарубежных стран»
Она является частью истории человеческого общества и стоит в одном ряду с историей общественной мысли, историей экономики, историей...
Лекция «Предмет и метод истории государства и права зарубежных стран» icon1. Предмет, задачи, методы курса «История государства и права зарубежных стран». Агеенко
Игпзс изучает возникновение, развитие и функционирование государств и права отдельных зарубежных стран, рассматриваемых в хронологической...
Лекция «Предмет и метод истории государства и права зарубежных стран» icon1. Понятие конституционного права зарубежных стран как отрасли национального права
Отличие конституционного права от иных отраслей права заключается, прежде всего, в объекте его регулирования. Конституционное право...
Лекция «Предмет и метод истории государства и права зарубежных стран» iconПроисхождение государства и права. Предмет теории государства и права. Теория государства и права в системе общественных и юридических правовых наук
Каждая из них познает государство и право, решая свои, специфические задачи, при использовании присущих им средств
Лекция «Предмет и метод истории государства и права зарубежных стран» icon1. Предмет истории государства и права отечества a. Что такое предмет и чем он отличается от научной дисциплины
Методология (сделать соотношение между эмпирическими методами и рационалистическими)
Лекция «Предмет и метод истории государства и права зарубежных стран» icon1. Предмет и метод зп
Предмет и метод зп. Предмет земельного права в самом общем виде земельные отношения (отношения, которые складываются по поводу земли)....
Лекция «Предмет и метод истории государства и права зарубежных стран» iconУтверждено на заседании кафедры теории государства и права и конституционного права (протокол №6 от 22. 01. 10 г.) Дисциплина «история отечественного государства и права» Учебно-методический комплекс Челябинск 2010
Рассматривается круг проблем составляющих основу курса истории отечественного государства и права. Кроме того, содержит рабочую учебную...
Лекция «Предмет и метод истории государства и права зарубежных стран» iconЭкзаменационные вопросы по предмету «Теория государства и права»
Предмет теории государства и права – это государственные и правовые явления, касающиеся
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы