Лекция Профилактика дезадаптации в посттрудовой период жизни человека icon

Лекция Профилактика дезадаптации в посттрудовой период жизни человека


Скачать 167.56 Kb.
НазваниеЛекция Профилактика дезадаптации в посттрудовой период жизни человека
Дата публикации11.08.2013
Размер167.56 Kb.
ТипЛекция

Лекция 8. Профилактика дезадаптации в посттрудовой период жизни человека.


Пожилые люди в посттрудовой период обладают низким уровнем эмоционального комфорта, т.е. они встревожены, обеспокоены или чувствуют безразличие к окружающему. Больше всего их волнует страх быть обузой, страх одиночества и проблемы со здоровьем.


Необходима специальная организация психологической поддержки пожилых людей предпенсионного и пенсионного возраста, а также психологическая помощь пенсионерам, испытывающим трудности адаптации в посттрудовой период. При этом работа психолога может опираться на личностные особенности, являющиеся фактором адаптации (особенности самосознания, мотивационно-потребностной и эмоциональной сфер личности).

После выхода на пенсию у пожилых людей возникает необходимость в овладении новыми ценностями, ролями, навыками с тем, чтобы при изменении образа жизни и прекращении трудовых форм деятельности сохранить и как можно дольше поддерживать связи с окружающим миром, дееспособность и интерес к жизни.

Психопрофилактическая работа может быть организованна в два этапа:

I. Подготовка к выходу на пенсию

^ II. Работа с пожилыми людьми в посттрудовой период. На каждом этапе существуют свои цели и способы их реализации.

I этап

Подготовительный этап начинается задолго до выхода на пенсию.

Цель: подготовить пожилых людей к выходу на пенсию для того, чтобы они могли без ущерба, с сохранением физического и психического здоровья перейти этот важный жизненный момент.

Психологический смысл этого этапа в том, что человек переживает неизбежный процесс изменения статуса и образа жизни в начале умозрительно, до того как реально с ним встретится, а значит успевать привыкнуть, адаптироваться и избежать стрессовых

ситуаций.

Основные формы психологической работы:

1. Психологическое просвещение

Эта форма работы предполагает массовое обучение по специальной литературе (брошюры, памятки). В этой литературе может быть представлена информация об особенностях пожилого возраста, об основных трудностях, с которыми может столкнуться пожилой человек при выходе на пенсию.

Эта форма наиболее доступна, но невозможность индивидуального подхода снижает ее эффективность.

2. Консультирование

Организация индивидуальных консультаций по различным вопросам подготовке к выходу на пенсию; Основным достоинством данного метода является индивидуальный подход и устная форма подачи материала. В процессе консультирования появляется возможность расширить представления пожилых людей об образе жизни на пенсии, а также помочь решить различные психологические проблемы, которые могут затруднить процесс адаптации к

пенсии.

^ 3. Групповая работа

Создание подготовительных групп по специально разработанным правилам.

Отбор и формирование групп можно проводить из тех пожилых людей, которые характеризуются негативным отношением к выходу на пенсию.

^ Принципы комплектования подготовительных групп:

- Производственный т.е. подготовка к пенсионному периоду осуществляется на фирмах и предприятиях. Этот принцип создания обеспечивает организацию мероприятий и облегчает первый этап обучения, связанный со знакомством членов группы друг с другом. Но у него есть и слабые стороны, т.к. пожилым людям предоставляется возможность расширить круг общения, завязать новые социальные связи.

- Территориальный принцип (с учетом места жительства).

Основное достоинство этого принципа - возможность поддержания постоянных контактов между людьми, живущими в непосредственной близости друг от друга.

Формирование подготовительных групп может проводится по любому их этих принципов.

В зависимости от особенностей группы, различные будут содержания программ работы. ^ Это могут быть коммуникативные тренинг, тренинг креативности, сенситивности, уверенности в себе.

Эта форма работы создает предпосылки интеграции будущих пенсионеров в коллективе, благотворно влияющие на процесс адаптации.


II этап

Работа с пожилыми людьми в посттрудовой период.

Цель: создание психологических условий для адаптации пенсионеров в посттрудовой период.

1. Основные направления работы:

1. Работа с дезадаптированными пожилыми людьми после выхода на пенсию.

2. Работа с родственниками пожилых людей.

Процесс взаимодействия с дезадаптированными пожилыми людьми может быть организован как в индивидуальной, так и групповой форме. При построении программы работы важно учитывать личностные особенности пожилых людей, обеспечивающие успешную адаптацию после выхода на пенсию. На основе анализа этих особенностей можно выделить следующие блоки работы:

- Работа по формированию адекватной самооценки, т.к. пожилые люди с низким уровнем адаптации в посттрудовой период характеризуются низким уровнем самооценки, зачастую не удовлетворены собой.

- Работа по формированию интернального контроля, т.к. люди с низким уровнем адаптации полагают, что большинство событий их жизни является результатом случая или действия других людей. Важно чтобы пожилые люди приняли на себя долю ответственности за то, что происходит в их жизни, поняли, что очень многое зависит от них.

На этом уровне возможно эффективной будет групповая работа.

- Работа по повышению социальной активности неработающих пенсионеров, т.к. с завершением трудовой деятельности у некоторых пожилых людей появляется ощущение ненужности обществу, развивается чувство бесперспективности дальнейшей жизни.

Рациональная адаптация и правильный выбор занятий в сфере досуга и отдыха являются существенным положительным фактором социальной адаптации к пенсионному периоду.

С выходом на пенсию у человека появляется больше свободного времени, и это может сказать на него благотворное влияние. Интересное проведение досуга может принести пожилому человеку чувство удовлетворения, по этому необходимо представить реальные возможности для разностороннего проявления социальной активности личности как предпосылки рационального образа жизни и пассивность время провождения отрицательно сказываются на психологическом здоровье пожилого человека, приводя к преждевременному старению, то существует необходимость:

1). ^ Формировать в общественном мнении представления о пенсионном периоде как об активном этапе жизни.

2). Ориентировать пожилых людей на всесторонний поиск полезных и значимых занятий, соответствующих их индивидуальным склонностям, интересам, способностям. При этом важно, чтобы пожилой человек имел возможность выбирать самому себе вид деятельности, в соответствии с внутренними интересами.

Здесь возможна организация различных кружков и курсов по интересам (вязание, изготовление различных поделок, изучение искусства и др.).

- Организация клубной работы помогает решить еще одну важную проблему пожилого возраста - наладить процесс взаимодействия пожилых, общение.

У пожилых людей с низким уровнем адаптации существуют проблемы в общении с другими людьми. Они не удовлетворены общением и считают, что многие вещи находятся вне сферы их контроля. Не смотря на то, что они нуждаются в поддержке близких, ожидают от них заботы, у них низкий уровень принятия других людей, они воспринимают других негативным образом.

Уверенность в своей социальной никчемности и пессимизм по отношению к другим препятствуют им наладить общение.

Во время разговора они мало заинтересованы в собеседнике, что оставляет негативные впечатления. Поэтому важно создать условия для оптимизации процесса общения.

Таким образом, психологическая работа с дезадаптированными пожилыми людьми должна быть направлена на стимулирования исполнения активной социальной роли, общения с окружающими и поддержания позитивного самосознания, психологического спокойствия.


2. Работа с родственниками пожилых людей.

Данный вид работы может быть организован в консультативной форме. Важно объяснить родственникам пожилых людей, что социальная поддержка позволяет пожилым чувствовать себя компетентными. Необходима передача позитивных чувств пожилым, при которой они чувствуют, что о них заботятся, их ценят, уважают. Это является важным фактором, содействующим адаптации в позднем возрасте.

Таким образом, работа по профилактике дезадаптации в пожилом возрасте включает в себя занятия с психологами, направленные на укрепление психологического здоровья, более рациональное отношение к проблемам, возникающим в пожилом возрасте.


^ Основные стрессоры людей пожилого и старческого возраста и пути их преодоления

Прежде чем определить профилактику старения, необходимо знать те стрессоры, что ухудшают состояние бодрствования пожилого человека.

Основными стрессорами людей пожилого и старческого возраста можно считать-

- отсутствие четкого жизненного ритма;

- сужение сферы общения;

- уход от активной трудовой деятельности;

- синдром «опустошения гнезда»;

- уход человека в себя;

- ощущение дискомфорта от замкнутого пространства и многие другие жизненные события и ситуации.

Наиболее сильным стрессом является одиночество в старости. У человека нет ни родственников, сверстников, друзей. Одиночество в старости может быть связано и с отдельным проживанием от молодых членов семьи. Однако более существенными в старости оказываются психологические аспекты (изоляция, самоизоляция), отражающие осознание одиночества как непонимания и безразличия со стороны окружающих.

Практикующие геронтологи постоянно сталкиваются с фактами, когда жалобы на одиночество исходят от старых людей, живущих вместе с родственниками или детьми, гораздо чаще, чем от стариков, живущих отдельно. Одна из очень серьезных причин нарушения связей с окружающим кроется в нарушении связей стариков с молодыми людьми. Нередким сегодня можно назвать и такое явление, как геронтофобия, или враждебные чувства по отношению к старым людям.

Многие из стрессоров людей пожилого и старого возраста можно предупредить или относительно безболезненно преодолеть именно за счет изменения к старикам и к процессу старения в целом.


^ Здоровый образ жизни как фактор долголетия

Предупреждение старения- древнейшая мечта человечества. Вечная молодость была желанной мечтой еще в античности. Но с другой стороны, известно, что некоторые целенаправленные систематические попытки достичь цели продления жизни основывались в какой-то мере на адекватных методах. Так, к примеру, согласно даосизму (религиозно-организованная система продления жизни Древнего Китая) получить бессмертие можно было бы, кроме предупреждающих других мер, соблюдая диету, содержащую малокалорийные продукты растительного происхождения.

Современные исследования показали, что низкокалорийная диета действительно может способствовать существенному продлению жизни. Гиппократом, Аристотелем и другими философами рекомендовались диеты, умеренные физические упражнения, массаж водные процедуры. Эти методы и сегодня, безусловно, полезны для поддержания активного долголетия.

Древние естествоиспытатели и философы видели многие истоки нездоровья, причины болезней и старения в характерах, темпераментах, поведении людей, их привычках и традициях, т.е. в условиях и образе жизни их. Англичанин Р.Бэкон считал, что короткая жизнь не норма, а отклонения от нее. Основной причиной укорачивания жизни, по его мнению, был неправедный и неправильный образ жизни.

Другой английский философ Ф.Бэкон также был убежден, что самое большое влияние на процесс старения оказывают вредные привычки.

Многочисленные и многолетние исследования геронтологов доказали, что нерациональный образ жизни является факторами риска старости.

Достижения современной геронтологии позволили расширить наши представления о старении, как о сложном биологическом процессе, о социальных факторах, влияющих на его скорость и о способах его замедляющих, о возможностях продлить человеческую жизнь на годы, десятилетия.

Первичные причины старения имеют молекулярную природу. Одни ученые считают, что старение генетически запрограммировано и «заведенные биологические часы» должны постепенно остановиться. «Запрограммированное старение» замедляют низкокалорийное питание, некоторые препараты (геропротекторы), в частности, пептидные биолрегуляторы (тималин, тимоген, эпиталамин).

Геропротекторы (гериатрические средства)-биологически активные вещества неспицифического общерегулятивного действия. Оказывая влияние на активные процессы обмена на молекулярном, клеточном уровне, они нормализуют обмен веществ. Активируют сниженные физиологические функции организма. Этим объясняется их универсальный нормализующий эффект, обеспечивающих значительное повышение биологических возможностей стареющего организма, расширяющий диапазон его адаптации, в том числе к фармакологическим нагрузкам старения. В современной практике широко применяют комплексную витаминотерапию, микроэлементы, гормоны, биогенные стимуляторы- адаптогены ( женьшень, элеутерококк и др.)

Другие ученые полагают, что старение вызывается генетическими повреждениями, которые наносятся быстрее, чем клетки способны устранить их. Они возникают под действием электромагнитных излучений (ультрафиолета, гамма-радиация), альфа- радиации( внешние факторы) и в результате жизнедеятельности самого организма ( внутренние факторы).

Это происходит, например, под воздействием непрерывных атак химических веществ, известных под названием свободных радикалов. Они содержат гидроксильную группу (ОН) и атомарный кислород ( О), которые уничтожают многие вещества, окисляя их. Среди их жертв- липиды, входящие в состав мембран окружающего тела всех клеток, белки и нуклеиновые кислоты- материал, из которого «сделаны» гены.

Эффект оздоровления усиливается при сочетании гидроколонотерапии с термотерапией, разгрузочным питанием и адсорбентами. Такой подход имеет большую перспективу и, несомненно, должен занять свою нишу в программах профилактики старения человека.

Человеческий организм как совершенный механизм рассчитан на длительную жизнеспособность и продолжительность жизни, что во многом определяется тем, как человек сам себе ее строит,- сокращает или продлевает , как заботиться о своем здоровье, т.к. именно здоровье является главной основой долголетия и активной творческой жизни.

Продолжительность жизни и здоровья на 50% зависят от образа жизни, который человек создает себе сам, на 20% от наследственно обусловленных биологических факторов, еще на 20% от внешних экологических факторов, и лишь на 10% от усилий медицины.

Медицина не может гарантировать человеку сохранение абсолютного здоровья и долголетия, если у него нет установки на самосохранительное поведение и желание как можно дольше быть здоровым и трудоспособным.

Здоровый образ жизни- определенный фактор здоровья и долголетия, требует от человека определенных усилий, а большинство людей пренебрегает его правилами. По определению академика Н.М. Амосова «Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные . Заменить их ничем нельзя».

^ Здоровый образ жизни как система складывается из трех основных взаимосвязанных и взаимозаменяемых элементов, трех культур:

Культуры питания, культуры движения и культуры эмоций.

Отдельные оздоровительные методы и процедуры не дадут стабильного улучшения здоровья, потому что не затрагивают целостную психосоматическую структуру человека.


Культура питания и профилактика старения

Нерациональное питание - один из важнейших факторов риска преждевременного старения.

Сегодня, когда, по мнению геронтологов, старение человека в преобладающем большинстве происходит по патологическому преждевременному (ускоренному) типу, особенности питания, характерные для пожилого и старческого возраста нужно и необходимо учитывать в более ранних возрастных группах. Эти особенности связаны с возрастными изменениями пищеварительной системы. Преждевременная атрофия приводит к снижению функциональной активности желез желудка, кишечника, а также больших пищеварительных желез-печени и поджелудочной железы. Это выражается в уменьшении секреции и активности вырабатываемых ферментов.

Ослабляются и моторика желудочно-кишечного тракта, процессы переваривания и всасывания в кишечнике. Ухудшение его деятельности дополнительно провоцирует нерациональное в количественном и качественном отношении питание. Поэтому соблюдение основных его правил окажет выраженное положительное влияние на здоровье, профилактику преждевременного старения.

Питание должно быть разнообразным, умеренным и соответствовать возрастным потребностям и энергозатратам.

Культура движения

Оздоровительным эффектом обладают только аэробные физические упражнения (ходьба, бег трусцой, плавание, катание на лыжах, работа на садово-огородном участке и т.п.)

Возрастные изменения в организме физиологически неизбежны, но каждый человек способен их отдалить. Для этого уже с 40-летнего возраста необходимо начинать борьбу за свое здоровье и сохранение активного долголетия.

Недостаточная физическая активность относится к факторам риска и преждевременного старения и развития заболеваний.

У тех, кто ведет малоподвижный образ жизни признаки приближающейся старости наступают значительно раньше и усуглубляются с каждым днем, проявляясь нарастающим истощением физических и интеллектуальных сил.

Если не заниматься физической тренировкой, то сердечно-сосудистая и дыхательная система начинают стареть уже с 12-13 лет. Интенсивную физическую тренировку необходимо включать в обязательный режим дня не позднее 30 лет. Именно с этого возраста у современного человека начинается особенно бурное угасание функций и старение всех основных систем жизнеобеспечения.

Малоподвижный образ жизни приводит к общему нарушению обмена веществ: ускоренному выведению азота, серы, фосфора, кальция. Из-за уменьшения экскурсии грудной клетки, диафрагмы и брюшной стенки создаются предпосылки для заболеваний дыхательной, пищеварительной и мочеполовой систем.

У лиц с малоподвижным образом жизни вместе со снижением физической работоспособности уменьшается устойчивость к чрезвычайным воздействиям- холоду, жаре, кислородному голоданию, ослабляется и дезориентируется иммунная система. Здоровая иммунная система, поддерживаемая систематическим движением, готова к борьбе даже с раковыми клетками.

Длительная недостаточная мышечная активность, вызвавшая существенная изменения на всех уровнях жизнедеятельности организма, может привести к комплексу стойких расстройств- гипокинетическим болезням. Ослабевает внимание и память, появляется сонливость, вялость, бессонница, снижается общая психическая активность, падает настроение, ухудшается аппетит, человек становится раздражительным. Постепенно нарушается координация движений, снижается тонус мышц и сосудов и наоборот, активное движение благотворно влияет на психическую составляющую здоровья.

В процессе мышечной работы в кровь выделяются эндорфины - гормоны, снижающие болевые ощущения и улучшающие самочувствие и настроение. Возрастает также уровень энкефаминов, благотворно воздействующих на процессы центральной нервной системы, психические процессы и функции.

Эндорфины и энкефамины способствуют выходу из депрессии, обретению душевного покоя, создают хорошее настроение и даже состояние физической и духовной одухотворенности, названное древними римлянами эйфорией.

Таким образом, движение - важнейший естественный фактор развития и поддержания здорового организма.


Культура эмоций

Если исходить не из биологических, а социально-психологических представлений о болезни, то ее можно рассматривать как психический срыв, психическую дезадаптацию, дезинтеграцию личности, человеческих чувств, психологических установок, психосоматическую дезинтеграцию.

Выдающийся современный патолог Ганс Селье рассматривал болезнь исключительно как патологический стресс или дистресс.

Отрицательные эмоции (зависть, страх и др.) обладают огромной разрушительной силой, положительные эмоции (смех, радость, любовь, чувство благодарности и др.) сохраняют здоровье, способствуют успеху и продлению жизни.

Губительны для организма отрицательные эмоции: подавленный гнев гложет печень и тонкий кишечник, страх оставляет следы в почках и толстом кишечнике. Сочетание эмоций в сплаве с неосознаваемыми и осознанными отношениями человека и есть не что иное, как чувства, которые ведут по дорогам здоровья и болезней, сохраняют молодость пожилому или преждевременно превращают в старика молодого .

Мысли соответствуют эмоциям, формируя некое единство; у разгневанного и мысли гневные. Если человек охвачен страхом, другие эмоции блокируются, а в мыслях тоже страх. Неприятные мысли толкают человека по пути болезней.

Эмоции определяют наше настроение - не столь яркое, как сами эмоции, но зато более устойчивое эмоциональное состояние. Грустное, тревожное, умиротворенное, торжественное или веселое настроение является не предметным, специально направленным, а личностным и «результативным» фоновым эмоциональным состоянием. Чувственную основу настроения часто формирует тонус жизнедеятельности, т.е. общее состояние организма или самочувствие. Даже самое прекрасное настроение «портится»- из-за усталости, головной боли, энергетического истощения. Поэтому хорошая физическая форма и отличное физическое здоровье- основа прекрасного настроения и положительных эмоций.

Эффективное оздоровление немыслимо без достижения психического здоровья. Человек с истощенной нервной системой испытывает духовную и физическую усталость. Он пытается стимулировать себя напряжением воли, затем борется с усталостью посредством вредных для здоровья стимуляторов: чая, кофе, алкоголя.

Можно ли предотвратить такую «серую» жизнь? Не только можно, но и нужно. Для этого необходимо:

  1. взять под контроль свое настроение;

  2. уменьшить свою чувствительность к чужим словам;

  3. попытаться навсегда покончить с ненавистью, горечью, завистью, которые как ничто другое ослабевают нервную систему;

  4. расстаться с беспокойством, снижающим нервную систему;

  5. не принимать равнодушно любые удары судьбы, не мириться с нищетой и не топтаться на месте;

  6. не жаловаться другим, пытаясь вызвать у них сочувствие и жалость к себе;

  7. не пытаться «переделать» окружающих на свой лад;

  8. не сооружать грандиозные перспективные планы;

  9. превратить укрепление жизнеспособности и здоровья в реальную главнейшую перспективу и ежедневно радоваться малейшим успехам в ее достижении.


Таким образом, в заключение данного цикла лекций можно сделать следующие выводы:

1.Старость является заключительной фазой в развитии человека. Период геронтогенеза (период старения) согласно международной классификации начинается с 60 лет у мужчин и с 55 лет- у женщин и имеет три градации: пожилой, старческий и долгожители.

2. Процесс старения представляет собой генетически запрограммированный процесс, сопровождающийся определенными возрастными изменениями в организме. Многие исследования свидетельствуют о старении сердечно-сосудистой, эндокринной, иммунной, нервной и других систем, т.е. об отрицательных сдвигах, происходящих в организме в процессе инволюции.

3. Все изменения в период старения носят индивидуальный характер. Сложный и противоречивый характер старения человека как индивида связан с количественными изменениями и качественной перестройкой биологических структур, включая и новообразования.

4.Период позднего онтогенеза является новым этапом развития и специфического действия общих законов онтогенеза, гетерохронии и структурообразования.

5. Различного рода изменения человека как индивида, происходящие в пожилом и старческом возрасте, направлены на то, чтобы актуализировать потенциальные, резервные возможности, накопленные в организме в период роста, зрелости и формирующиеся в период позднего онтогенеза. При этом участие личности в сохранности индивидной организации и регуляции ее дальнейшего развития в период геронтогенеза (включая возможности новообразований) должно усиливаться.

6.Существуют различные пути повышения биологической активности различных структур организма (поляризация, резервирование, компенсация, конструирование), которые обеспечивают его работоспособность в целом после завершения репродуктивного периода.

7. Для психологического портрета старого человека характерными чертами являются - эгоцентричность и эгоистичность. И.С. Кон выделил следующие социально-психологические типы старости:

^ Благоприятные типы развития старости

1) активная творческая старость;

2) самообразование, отдых, развлечения;

3) у женщин - приложение своих сил в семье;

4) люди, смысл жизни которых - забота о собственном здоровье.

^ Отрицательные типы развития старости:

а) агрессивные, ворчуны;

б) разочарованные в себе и собственной жизни;

в) разочарованные в себе и собственной жизни.


8. Выделяют пять типов приспособления к старости:

1) конструктивное отношение человека к старости;

2) отношение зависимости;

3) оборонительное отношение;

4) отношение враждебности к окружающим;

5) отношение враждебности человека к самому себе.


9. Активному долголетию пожилого человека способствует много факторов, ведущими психологическими среди которых можно считать такие: развитие его как социально активной личности, как субъекта творческой деятельности и яркой индивидуальности. И здесь огромную роль играет высокий уровень самоорганизации, сознательной саморегуляции своего образа жизни и жизнедеятельности.






Похожие:

Лекция Профилактика дезадаптации в посттрудовой период жизни человека iconЛекция Профилактика дезадаптации в посттрудовой период жизни человека
Пожилые люди в посттрудовой период обладают низким уровнем эмоционального комфорта, т е они встревожены, обеспокоены или чувствуют...
Лекция Профилактика дезадаптации в посттрудовой период жизни человека iconЛекция Возрастные периоды жизни человека
Журналисты выбирают более деликатный термин — «третий возраст». В возрастной периодизации жизни человека испокон веков было много...
Лекция Профилактика дезадаптации в посттрудовой период жизни человека iconЛекция Конвергентный и дивергентный типы старения
Самоорганизация жизнедеятельности имеет первостепенное значение в период позднего онтогенеза как одно из важнейших условий долголетия...
Лекция Профилактика дезадаптации в посттрудовой период жизни человека icon«предотвращение» и «профилактика», под «предотвращением»
Криминологическая профилактика это специальная квалифицированная система по предупреждению и профилактике преступности
Лекция Профилактика дезадаптации в посттрудовой период жизни человека iconГп лекция Психофизиолгические критерии старения
Поздний возраст – заключительный период онтогенеза, ярким проявлением которого выступает действие процессов старения. Будучи связанными...
Лекция Профилактика дезадаптации в посттрудовой период жизни человека icon44. Профилактика, цели, задачи, уровни, виды профилактики и современные особенности. Комплексная интегрированная профилактика. Вопросы профилактики в законодательных документах.
Профилактика, цели, задачи, уровни, виды профилактики и современные особенности. Комплексная интегрированная профилактика. Вопросы...
Лекция Профилактика дезадаптации в посттрудовой период жизни человека iconОсновы гигиены и охраны атмосферного воздуха. Гигиенические и экологические проблемы воздушного бассейна, их значение в жизни людей. Гелиометеотропные реакции и их профилактика

Лекция Профилактика дезадаптации в посттрудовой период жизни человека iconОсновы гигиены и охраны атмосферного воздуха. Гигиенические и экологические проблемы воздушного бассейна, их значение в жизни людей. Гелиометеотропные реакции и их профилактика

Лекция Профилактика дезадаптации в посттрудовой период жизни человека icon«нет» вопросы: 2, 12, 13, 14, 19, 21, 23, 24, 28, 30, 33, 37, 38, 39,46,49,54,55,58,61,68
Чем выше пункты, тем больше нервно-психическая устойчивость и меньше риск дезадаптации в стрессе
Лекция Профилактика дезадаптации в посттрудовой период жизни человека iconЛекция Мореплавание в древний период
В древности для рыболовства в открытом море люди применяли плоты из тростника, затем лодки из звериных шкур, позже челны и каноэ,...
Лекция Профилактика дезадаптации в посттрудовой период жизни человека iconЛекция Семья в жизни человека пожилого возраста Типология семейных отношений пожилого человека Типология взаимоотношений пожилых супругов
Сми создали возможность нового вида семейных объединений. Живя на расстоянии друг от друга, люди осознают себя членами одной большой...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы