Лекция Семья в жизни человека пожилого возраста Типология семейных отношений пожилого человека Типология взаимоотношений пожилых супругов icon

Лекция Семья в жизни человека пожилого возраста Типология семейных отношений пожилого человека Типология взаимоотношений пожилых супругов


НазваниеЛекция Семья в жизни человека пожилого возраста Типология семейных отношений пожилого человека Типология взаимоотношений пожилых супругов
Дата публикации11.08.2013
Размер155 Kb.
ТипЛекция

ГП Лекция 6. Семья в жизни человека пожилого возраста


Типология семейных отношений пожилого человека

Типология взаимоотношений пожилых супругов.

Семья - культурный универсалий мира. Для разных стран, народов и времен характерен именно такой способ организации личной жизни, именно этот социальный институт. Когда распадается семья - распадается связь времен, потому что семья обеспечивает непрерывность развития человеческого. Все её функции направлены на сохранение непрерывности: репродуктивная - на продолжение человеческого рода; социализация ребенка, установление моральных традиций, сохраняет и развивает человеческую культуру; удовлетворение семейных материальных потребностей создает главный стимул для экономического воспроизводства.


Важно подчеркнуть, никем прежде не отмеченный факт в диалектике развития семейных форм. Урбанизация значительно модернизировала семью: дети и родители живут в разных домах, а порой и разных городах, но между ними существуют устойчивые связи и взаимопомощь. Изменилось само понятие семьи, в связи с изменением её структуры. Ныне семья - это не только люди, проживающие под одной крышей. Современные транспортные, телефонные и другие средства связи, СМИ создали возможность нового вида семейных объединений. Живя на расстоянии друг от друга, люди осознают себя членами одной большой семьи, включающей в себя несколько нуклеарных семей. Семья стала мультинуклеарной, это новый этап в развитии старого социального института - семья.


Социологи семьи подробно разработали проблемы молодежной семьи, в меньшей степени - семьи среднего возраста, но почти не затронули проблем пожилой семьи.

Можно выделить некоторые ключевые характеристики пожилых семей:

1. Происходит изменение структуры и функций семьи: с уходом детей теряется социализирующая функция, сокращается функция передачи опыта и знаний. Приоритетные функции пожилой семьи:

А). поддерживающая, когда супруги оказывают взаимопомощь, обеспечивают психологическую компенсацию всевозможных нагрузок;

Б). защитная, когда семья выступает барьером для непосредственного вторжения других социальных институтов (в частности, государства);

В). посредническая, реализующаяся в том, что семья пожилого человека нередко служит связующим звеном между родственниками, хранителем традиций семьи, воспоминаний.

2. Сокращение спектра семейных социальных ролей, сопровождаемое их конкретизацией, связанной главным образом не с половой дифференциацией, а с физическими возможностями супругов и их склонностями.

3. Изменяется идеология семьи в направлении повышения уровня закрытости: акцент смещается в сторону внутрисемейных проблем. Изменяется характер потребностей: возрастает потребность в безопасности и стабильности, преобладает погружение в мир внутренних переживаний, уменьшается потребность в активном освоении внешней среды.

4. Пожилая семья более стабильна. Разводы сравнительно редки. Демография свидетельствует, что частота разводов зависит от возраста супругов. Обычно она достигает максимума между 20 и 30 годами, а минимума в возрастах старше 50 лет. Влияние возраста супругов как фактора стабилизации брака тесно переплетается с продолжительностью брака: максимум разводов приходится на первые 5-10 лет, минимум, приближающийся к нулю - при длительности брака 30 и более лет.

Семья пожилых людей устойчива к конфликту. Однако встречается скрытое противостояние, базирующееся на давних обидах, связанных с изменами, некорректным поведением. Нередко накопление обид вызывает конфликтную ситуацию.

^ 5. Усиливается привязанность пожилых супругов. Супруги приобретают общий язык, становятся родными не по крови, а по долгим прожитым годам, по образу жизни и мысли, по взглядам, привычкам и вкусам. Даже в бывших конфликтных семьях стихают раздоры. Каждый из супругов способен предугадать альтернативные поведенческие реакции другого и смоделировать собственное поведение.


Но было бы заблуждением полагать, что для пожилых партнеров мели и рифы в супружеских отношениях позади. Ни возраст, ни семейный стаж не дают гарантий мира и согласия. Лев Толстой убежал от Софьи Андреевны в 82 года, прожив с ней 48 лет. Еще одно заблуждение, что в пожилом возрасте отсутствует необходимость приспособления. В пожилом возрасте под влиянием субъективных и объективных обстоятельств происходят частичные вполне естественные ухудшения зрения, слуха, вкусовых ощущений, замедление реакций, изменения внешности, походки и т.п. Все это отражается на характере и манере поведения. Самому себе человек может казаться малоизменившимся, тогда как партнер фиксирует все эти изменения и ему требуются усилия, чтобы приспособиться к новым ситуациям.

^ Типологию отношений между пожилыми супругами: сосуществователи, партнеры-конкуренты, влюбленные друзья.

К типу "сосушествователей" относятся пары, которые живут вместе как бы по привычке, за долгую жизнь у них накопилось столько обид друг на друга, что под их грузом забылось первоначальное чувство, которое объединило этих людей когда-то. Супруги уже "не выясняют отношений", потому что никаких отношений нет, они абсолютно безразличны друг к другу. Как возникают такие пары? Аристофан, создатель мифа о двух половинах, устами Платона объяснил: они соединились не своими половинами и не составили единства. Современные Платоны дают другое объяснение: они не смогли преодолеть барьеров отчуждения, их стремления, установки характеры оказались разнонаправленными.

Второй тип, "партнеры-конкуренты". Этих людей когда-то, в молодые и зрелые годы, объединяло какое-то общее занятие, возможно специальность. Вместе они составляли хороший тандем, движущийся вверх к высотам карьеры. На старости лет, когда карьерные мотивы отошли в прошлое, совместные успехи потеряли свою ценность и остались только скука от однообразия, взаимные упреки в выборе для себя более легкого задания, в нарушении основного договора о партнерстве.

Третий тип, "влюбленные друзья". Отношения, построенные на любви и дружбе, которые эти люди сумели пронести через всю жизнь.


И еще одно интересное наблюдение, подтвержденное исследователями разных стран от Нидерландов до Японии. Продолжительность жизни женатых мужчин больше, чем холостых, а у холостых выше, чем у вдовцов. Смертность женатых мужчин от болезней сердца, онкозаболеваний в два раза ниже, чем у разведенных и что самое удивительное в четыре раза ниже от дорожных катастроф. Суицид более чем в четыре раза популярнее у разведенных, чем у женатых.


^ Сексуальные отношения после шестидесяти. Сексология интегрирует широкий спектр знаний: медицинских, психологических, социологических, философских, исторических, религиоведческих.

В сознании огромного числа людей, особенно старшего поколения, секс предстает как нечто непристойное, унизительное, с множеством табу и ложных представлений. Свой отпечаток на их сознание наложили христианская мораль и советские идеологические установки.

Отличие человеческой сексуальности от репродуктивной функции в мире животных как раз и состоит в социализации этого чувства, его отделении от первоначальной биологической цели, в превращении в цивилизационную особенность человека - возможность любви между мужчиной и женщиной.

Над пожилыми людьми довлеет убеждение, что коль скоро они вышли из фертильного возраста, то секс и любовь необходимо забыть. У каждого человека под влиянием воспитания, образа жизни, культурных и семейных традиций его среды, генетических, гормональных и нервных качеств складываются свои, только ему присущие представления о характере и нормах сексуального поведения. Индивидуальны сроки начала и окончания половой жизни.

Однако потеря интереса к сексу, интегрированному в любовь как целое, не означает потери интереса к жизни, к естественной, только человеку присущей потребности любить и быть любимым, а секс - это только одно из проявлений любви.


^ Типология отношений пожилых людей и их взрослых детей.

Эта вечная, существующая со времен возникновения человеческого общества тема всегда была обоюдоострой для обоих сторон конфликта.


К старикам сейчас все чаще применяют синонимы "обездоленные" и "бездомные". Но навряд ли их делает таковыми только размеры пенсии, скорее это делают собственные дети. Только ли экономический кризис переживает сегодня наше общество? Если так, то можно надеяться на скорый и счастливый исход из такого состояния. Куда мрачнее перспективы выхода из кризиса нравственного, который всегда имеет длинные и давние корни.


Одна из вечных заповедей, прочитанных Моисеем на каменных скрижалях, и повторенная через полторы тысячи лет Иисусом Христом, гласит: "Чти отца своего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли". Возможно, что это первый рецепт долголетия, причем речь идет не о долголетии родителей, что надо понимать само по себе подразумевается, а о долголетии заботливых детей.


Можно выделить два типа отношения к старикам: геронтофобия, или "линия Хама", и геронтофилия, или "линия Сима-Иафета" (по именам сыновей ветхозаветного Ноя, который проклял своего сына Хама и предрек быть его потомкам рабами у потомков братьев).

По тому, какая из линий является господствующей, можно судить, кто "правит бал" в обществе, гуманисты или гуманоиды - последние "радикально" решали проблемы стариков - они их просто съедали. Отношение общества к своим старикам отражает уровень цивилизованности этого общества, несущего ответственность за социальное, материальное, психологическое, одним словом комфортное состояние людей преклонного возраста. Социальная обязанность молодых людей - сгладить, психологически амортизировать трудности последнего этапа жизни. Поддержка и уважение со стороны молодых явится превентивной мерой, продиктованной их стремлением гарантировать себе аналогичную, благополучную осень жизни.

Отношения между детьми и родителями (в нашем анализе: между взрослыми детьми и престарелыми родителями) можно классифицировать по простейшему, но вечному основанию - отношению родства. При этом мы выделяем четыре сочетания: мать-дочь, мать-сын, отец-сын, отец-дочь.


Рассмотрим геронтофильные варианты отношений. Сама система отношений подвергается инволюционному изменению, происходит возврат к прошлому, но стороны при этом меняются местами - младшие начинают опекать старших. Старшие не всегда принимают новые условия игры и новые роли, потому что приняв их, они должны как бы признать свое поражение. "Рокировка" позиций старших и младших чревата разнообразными конфликтными ситуациями. В большинстве своем пожилые люди смиряются с новым поворотом судьбы, подчиняются и теряют всякую самостоятельность, появляется нерешительность, страх что-нибудь напутать.

^ Чтобы чувствовать себя уверенным и собранным, человеку любого возраста необходим самоконтроль, но если кто-то другой берет эту функцию на себя, то проигрывают оба. Бессмысленно стараться отгородить пожилого человека ото всех дел и хлопот, от волнений и стрессов. Такая забота оборачивается для него душевной трагедией. Участие в жизни семьи, посильный труд дает уверенность в собственной полезности.

Росийские геронтологи установили интересный факт: состояние здоровья пожилых людей, проживающих отдельно и самостоятельно, но неподалеку (в том же населенном пункте) от родственников, лучше, чем у пенсионеров по возрасту, живущих в семьях своих детей. Следовательно, - считают геронтологи, - пожилые люди должны как можно дольше проявлять самостоятельную заботу о себе и жить отдельно.

Геронтофильная гипотеза о связи долгожительства с высоким уважением к пожилому человеку в семье и обществе поддерживается буквально всеми геронтологами. Именно изощренным этикетом почитания людей, "продвинувшихся в годах", объясняют феномен массового долгожительства в ряде этносов в том числе и на Северном Кавказе.

Итак, в качестве геронтологических социальных практик (отношение к старости0 можно выделить следующие:

-- геронтофилия – особое почитание стариков, предоставление им исключительных привилегий.

-- геронтофобия – неприятие старых людей, боязнь старости, ассоциирующееся с нарастанием физической и духовной немощности. Крайняя форма этой установки – уничтожение старых людей.

-- агглютинативные модели поведения – смешанное сочетание, к примеру геронтократии и неприязни к старикам, не имеющим высокого социального статуса.

-- рефлексия старости как социокультурной ценности – признание высоких статусных характеристик старого человека как опытного, мудрого, одобрение его наставнических и посреднических функций.

Экономический рост второй половины XX века и резко изменившаяся демографическая ситуация привели к мобильности населения, готовности ради получения образования или заработка отправиться за тридевять земель, легко оторвавшись от дома и собственных корней. Старшее поколение привязано к своим корням гораздо сильнее и является хранителем тех ценностей — дома, семьи и т. п., по которым ныне начинают тосковать более молодые.

Современную цивилизацию отличает своего рода «возрастная сегрегация»: подростки в основном общаются с подростками, тридцатилетние — с друзьями и коллегами примерно того же возраста. Эта возрастная замкнутость возникает в силу того, что жизнь человека в большей мере определяется внешними институтами — школой, университетом, работой, а не внутрисемейными отношениями.

Сегрегация чревата антагонизмом и конфронтацией: в окружении однолеток люди скорее будут стремиться к утверждению собственного первенства, в то время как в «смешанных» возрастных группах устанавливается естественная иерархия в соответствии с опытом прожитых лет и осуществляется чрезвычайно полезный и необходимый обмен информацией между поколениями.

Результат «возрастной сегрегации» - пожилые как социальные изгои; лишение традиционного ореола мудрости; психологический дискомфорт; возрастание числа самоубийств в старости. Каким бы продуманным ни было материальное обеспечение всех нужд престарелых, это не снимает, а порой и усугубляет проблемы духовные, среди которых на первом месте стоит общение с младшими поколениями — детьми и внуками. Это общение и так во многом затруднено из-за отсутствия взаимопонимания: в мире старости царят несколько иные законы и ценности.

Характерная черта современного общества - некое предубеждение по отношению к старости, «ксенофобию» к населению этого другого мира, где потеря сил, болезни и отсутствие долгосрочных перспектив становятся суровой реальностью, противоречащей самому духу молодой и устремленной в будущее цивилизации. Вероятно в этом причина того, что сами старики неохотно говорят о собственных страхах или слабостях, физических и душевных. В то же время их дети внутренне не готовы привыкнуть к новому облику своих некогда сильных и уверенных родителей, а общество оказывается не способным помочь и морально поддержать ни первых, ни вторых.

Психологи считают, что воплощением культурного и социального отторжения старости стали дома престарелых, в которых, несмотря на внешнее благополучие (тоже отнюдь не повсеместное), царит тягостная атмосфера жизни «больного среди больных».

Разностью культурного и психологического багажа нередко объясняются и конфликты между поколениями. Одни и те же факты могут истолковываться прямо противоположным образом: так, на одном сеансе мать рассказывала доктору о долгих годах счастливого брака с покойным мужем, а ее дочь рисовала совершенно иную картину отцовских измен и семейных раздоров и упрекала мать в «блокировке» неприятных воспоминаний.

Открытие нового мира еще более затруднено тем, что он в принципе не кажется новым. Родители и дети знают друг друга много лет, и первым нужно осознать, что их малыши давно выросли и стали взрослыми людьми, обремененными кучей забот, а этим взрослым детям тоже трудно взять в толк, что их авторитетные и уверенные в себе родители теперь сами нуждаются в совете и защите. Привычная фраза, вроде «Почему ты опоздал к обеду?», будит множество воспоминаний и способна породить самые непредсказуемые эмоции, а раздраженный ответ «Я давно уже не ребенок» может вызвать слезы неподдельной обиды. Но не следует поддерживать у стариков иллюзию «остановившегося времени», и нет ничего страшного в том, чтобы объяснить маме, что вы уже давно не едите жареного мяса, которое вредно для вашего желудка.

Вообще, основной совет предельно прост: чтобы понять друг друга, надо разговаривать, в том числе и о самых важных и щекотливых проблемах, начиная с финансов и кончая физиологией. Взрослым детям зачастую приходится помогать больным родителям в отправлении самых естественных надобностей, и у тех и других это рождает чувство стыда и неловкости. Однако простая шутка: «Сколько раз ты меняла мне пеленки? Теперь мой черед» — способна снять напряжение. Точно так же не следует стесняться высказывать и свои претензии: чем сетовать, возвратившись домой, на старческий эгоцентризм матери, лучше вежливо, но твердо сказать ей: «Мама, мне было бы приятно, если бы ты почаще расспрашивала меня о моих детях. Я хочу, чтобы они были частью и твоей жизни тоже». Но в то же время стоит порасспрашивать родителей о временах их молодости, о важных событиях, свидетелями которых они были. Это не только весьма интересно, но и доставит им удовольствие, даст возможность лишний раз почувствовать, что они нужны, что их опыт может быть полезен.

Главная беда стариков — ощущение постепенной утраты сил и способностей. Можно найти в себе силу посмеяться над собственной слабостью, как знаменитый американский поэт У. Х. Оден на своих последних лекциях: «Если кто-то на задних рядах меня не расслышит, пожалуйста, не подымайте руку, я все равно не увижу, у меня жуткая близорукость», но ощущение, что ты уже не можешь делать то, с чем легко справлялся вчера, становится причиной все более и более глубокой депрессии. Чем меньше у человека сил, тем больше он нуждается в общении. Не случайно в штате Небраска, где живет автор книги, старики с горьким удовольствием рассказывают такой анекдот. Пожилой мужчина увидел на дороге лягушку, а она ему и говорит: «Поцелуй меня, и я обернусь прекрасной принцессой». Поднял он ее и посадил себе в карман. Лягушка спрашивает: «Ты что, не хочешь поцеловать меня и заполучить красавицу-принцессу?» Старик отвечает: «Знаешь, в моем возрасте я, пожалуй, предпочту говорящую лягушку». Подспудно в этой шутке скрыта и еще одна драма пожилого человека, мужчины прежде всего, — потеря сексуальной силы и притягательности. Потому старикам так свойственно рассказывать о своих прежних «подвигах», о том, как красивы, сильны и жизнерадостны они некогда были.

С потерей сил сужается и окружающий мир, порой он ограничивается порогом собственного дома. Все, что за его пределами, постепенно становится опасным, а главное, чужим и непривычным, поскольку именно там происходят стремительные перемены. Дом старого человека — это поистине его крепость, в которой он все еще чувствует себя сильным и защищенным, и именно поэтому так неохотно пожилые люди идут на всякое обновление своего жилища, а переезд и вовсе кажется им крушением всей жизни.

Окружающий мир не просто сужается, он еще и стремительно пустеет. Все те, с кем была прожита жизнь, — близкие, одноклассники, друзья и даже враги, — один за другим уходят, и стариков неизбежно настигает чувство одиночества. Особая трагедия — потеря супруга, сильнейший посттравматический синдром. Типичные его проявления — чувство постоянной опасности, раздражительность, бессонница, быстрые смены настроения. Еще одна характерная черта — чувство вины за то, что выжил, за то, что не успел что-то сделать для дорогого человека. Стремясь как-то избыть это чувство, оставшийся в живых постоянно сосредоточен на ушедшем и порой вообще не может говорить ни о чем другом.

Бесконечные разговоры о смерти любимого человека — крайнее проявление характерной, в принципе, для пожилых людей «зацикленности» на обсуждении болезней, своих и чужих. Окружающих подобные нескончаемые разговоры могут приводить в крайнее раздражение, но следует иметь в виду, что они становятся проявлением все того же синдрома — попытки изжить травму путем постоянных размышлений и рассуждений о ней. А для стариков главная травма, главное «поле брани», по выражению писательницы, — борьба с телесной слабостью и приближающейся смертью.

Способы ослабления посттравматического синдрома в любом возрасте — переключение внимания и интересов на нечто новое, будь то новая работа, новые люди или просто новые впечатления. В старости это не так-то просто, но все равно возможно: опять-таки близость с детьми, а тем более с внуками позволяет открывать для себя непривычные миры и получать положительные эмоции. Но зачастую стариков привлекают конкретные предметы и занятия, до которых раньше у них не доходили руки или для которых они, по их мнению, были вовсе не приспособлены.

Разумеется, главная трудность для самих стариков и для тех, кто их окружает,— это ощущение неотвратимо надвигающегося конца, и хотя у 70–80-летних особые отношения со смертью, порой они даже по ней «скучают», все равно осознание ее приближения — проблема, которую каждый из них мучительно решает.

^ Конечно, проще тем, кто находит успокоение в религии, ведь светская культура, скорее, склонна отгораживаться от самой мысли о бренности всего сущего. Поэтому, заключает автор, у нас нет каких-то форм осмысления смерти и примирения с нею, каких-то ритуалов, облегчающих последние дни тех, кто стоит на ее пороге, и боль близких, являющихся свидетелями ухода родного человека. Общение — вот то, что способно скрасить время угасания, и потому можно почаще устраивать семейные собрания и праздники, да и просто побольше говорить со своими стариками, в том числе и на самые болезненные темы. В какой-то степени смерть можно планировать, как всякое будущее событие, — и на уровне конкретных деталей, и на уровне духовной подготовки к ней. В последнем отношении автор считает весьма полезной философию движения хосписов, в основе которой лежит идея, что у всякого умирающего есть пять задач. Он должен суметь и успеть сказать пять простых фраз: «Я прощаю тебя», «Пожалуйста, прости меня», «Спасибо», «Я люблю тебя», «Прощай». Главное — чтобы эти слова были услышаны и не остались безответными.

Справедливое заключение о том, что «всякая жизнь оканчивается трагедией, поскольку живым не ушел никто». Замечательно, если удалось выстроить новую систему ценностей, необходимую в мире старости. Здесь прежде всего ценится не успех и материальное благополучие, а время, которого остается все меньше, и потому надо уметь правильно его распределять, зная, на что его должно тратить, а на что нет.

Психолог и писательница М.Пайфер, не претендуя на универсальность, ссылается на свой личный опыт «подготовки к зиме». Она определила для себя систему приоритетов, состоящую из пяти «Р»: Расположение людей (respect), Родственные чувства (relationship), умение Расслабляться (relaxation), достижение Результата (result) и Реализация себя (realization). В выборе именно этих пяти целей, ради которых не жалко тратить стремительно убывающее время, писательница руководствовалась опытом тех стариков, которые стали для нее примером умения стареть с достоинством и радостью. Слова из дневника ее пациентки и служат достойным описанием «старости со смыслом»: «Жизнь продолжается, и я решила: раз уж я все равно живу, то почему бы не пожить как следует».

Между тем в обыденном сознании наступление старости ассоциируется с появлением внуков: старики — это не столько родители, сколько дедушки и бабушки. Отношения «старых и малых» являются своего рода идеальной моделью семейных взаимоотношений, основанных не на обязанностях или зависимости, а на чистой любви и неподдельном уважении. Дедушки и бабушки способны, с одной стороны, создать у детей ощущение дома и семейных традиций, а с другой — научить их видеть повседневные прелести окружающего мира, ибо именно старики способны осознать красоту и осмысленность каждого жизненного мгновения. И опять-таки автор с горечью замечает, что массовая культура напрочь игнорирует отношения «через поколение»: фильмов о марсианах и серийных убийцах во много раз больше, чем о дедушках и бабушках. Современное общество слишком оторвалось от своих корней и потому забыло о стариках.

Конечно, условия жизни стариков могут разниться: скажем, большинству наших пожилых людей остается только мечтать о жизни в лишенных человеческого тепла, но хорошо оборудованных домах престарелых. Но страхи, физические и душевные страдания, тяга к общению и потребность во внимании близких едины у пожилых людей вне зависимости от языка, культуры и цвета кожи — точно так же, как их детям по всему миру свойственны одни и те же смешанные чувства боли, вины, а порой и раздражения.






Похожие:

Лекция Семья в жизни человека пожилого возраста Типология семейных отношений пожилого человека Типология взаимоотношений пожилых супругов iconЛекция Семья в жизни человека пожилого возраста Типология семейных отношений пожилого человека Типология взаимоотношений пожилых супругов
Сми создали возможность нового вида семейных объединений. Живя на расстоянии друг от друга, люди осознают себя членами одной большой...
Лекция Семья в жизни человека пожилого возраста Типология семейных отношений пожилого человека Типология взаимоотношений пожилых супругов iconГп лекция Роль досуга и творчества в системе ценностей пожилого человека
Жизнь пожилого человека исключает повсед­невный ритм смены труда и отдыха, расширяется пространство его свободного времени
Лекция Семья в жизни человека пожилого возраста Типология семейных отношений пожилого человека Типология взаимоотношений пожилых супругов iconПрактическое занятие по теме: Социальная работа с гражданами пожилого возраста и инвалидами. Ознакомьтесь с содержанием Федерального закона «О социальном обеспечении граждан пожилого возраста и инвалидов»
Ознакомьтесь с содержанием Федерального закона «О социальном обеспечении граждан пожилого возраста и инвалидов». Выпишите основные...
Лекция Семья в жизни человека пожилого возраста Типология семейных отношений пожилого человека Типология взаимоотношений пожилых супругов iconСоциальная работа с гражданами пожилого возраста и инвалидами
Деятельность в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов строится на принципах
Лекция Семья в жизни человека пожилого возраста Типология семейных отношений пожилого человека Типология взаимоотношений пожилых супругов iconЛекция Возраст как фактор дискриминации человека
Однако наибольшую актуальность занимают проблемы людей пожилого возраста. Демографические данные в России и за рубежом говорят о...
Лекция Семья в жизни человека пожилого возраста Типология семейных отношений пожилого человека Типология взаимоотношений пожилых супругов icon2. Нормальная семья это семья, которая
Основной причиной нарушения семейных отношений считается проявление у одного или обоих супругов потребностей, которые…(в детстве...
Лекция Семья в жизни человека пожилого возраста Типология семейных отношений пожилого человека Типология взаимоотношений пожилых супругов icon1. Периоды онтогенеза человека
Период зрелости или стабильности является наиболее продуктивным в социальном плане и организованности физиологических функций. В...
Лекция Семья в жизни человека пожилого возраста Типология семейных отношений пожилого человека Типология взаимоотношений пожилых супругов iconВопросы по геронтопсихологии
Психологические особенности жизненных позиций лиц пожилого и старческого возраста
Лекция Семья в жизни человека пожилого возраста Типология семейных отношений пожилого человека Типология взаимоотношений пожилых супругов iconВопросы по геронтопсихологии
Психологические особенности жизненных позиций лиц пожилого и старческого возраста
Лекция Семья в жизни человека пожилого возраста Типология семейных отношений пожилого человека Типология взаимоотношений пожилых супругов iconСписок центров социального обслуживания
Гбу со «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Железнодорожного района городского округа Самара»
Лекция Семья в жизни человека пожилого возраста Типология семейных отношений пожилого человека Типология взаимоотношений пожилых супругов iconТема: Особенности мужского и женского организмов в зрелом возрасте Стр
Тема: Введение в геронтологию. Анатомо-физиологические и психологические особенности лиц пожилого и старческого возраста. Медицинская...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы