Лекция Теории старения и старости icon

Лекция Теории старения и старости


Скачать 48.86 Kb.
НазваниеЛекция Теории старения и старости
Дата публикации11.08.2013
Размер48.86 Kb.
ТипЛекция

Лекция

Теории старения и старости

Существует множество подходов к пониманию и изучению старос­ти. Очень важно отдавать отчет, какое базовое представление о старости лежит в основе того или иного подхода, поскольку специ­фика восприятия старости одновременно диктует спектр теоретиче­ских вопросов и предписывает пути разрешения многочисленных практических проблем.

Старость как биологическая проблема. Старость как базовое биологическое свойство всех живых организмов рассматривается в теориях «программированного» и «непрограммированного» старе­ния, в теориях «изнашиваемости», «клеточных отбросов», старения иммунной системы и цитологической теории. В каждой из этих тео­рий обосновывается своя модель механизма старения организма. К биологическим теориям можно отнести и теорию основоположника отечественной геронтологии А.А. Богомольца, который главным фактором старения считал нарушение гармонии физиологических процессов организма, и теорию старения как интоксикации И.И. Мечникова.

Геронтолог В.В. Фролькис определял старость как время сокра­щения приспособительных возможностей организма. Анализируя фундаментальные механизмы старения, Фролькис не только кон­статировал факт снижения приспособительных возможностей орга­низма, но показал тенденции саморегуляции, которые противостоят разрушению и направлены на стабилизацию жизнедеятельности организма и увеличение продолжительности жизни. Понятие антиста­рения, или витаукта (от лат. вита – жизнь, ауктум – увеличи­вать), составляет важный аспект предложенной им адаптационнорегуляторной теории старения.

Подход, в основу которого положено представление о старении, запрограммированном эволюцией, включенном в генетический код («программированное старение»), и подход, согласно которому повреждения клеток не предопределены генетически, а происходят случайно, в результате сбоев («непрограммированное старение») имеют весьма общий биологический характер в объяснении причин инволюции в старости. Важно, что в зависимости от предполагае­мого механизма старения выстраивается система предсказаний бу­дущего состояния организма, мер профилактики негативных по­следствий, однако роль психологического фактора в удлинении человеческой жизни при этом не учитывают.

Старость как социальная проблема. В теории разобществления (теория освобождения, «выхода из игры») считается не­избежным процесс последовательного разрушения социальных связей.

Явление разобществленид выражается в изменении мотивации, в сосредоточении на своем внутреннем мире и спаде коммуникатив­ности. Объективно «разобществление» проявляется в утрате преж­них социальных ролей, в ухудшении состояния здоровья, в сниже­нии дохода, в утрате или отдалении близких людей. Субъективно оно переживается индивидом как ненужность, сужение круга инте­ресов, сосредоточение их на себе.

Суть теории заключается в том, что процесс разобществления биологически и психологически обоснован и неизбежен. Разрыв ме­жду личностью и обществом происходит вскоре после выхода на пенсию, по инерции пожилой человек продолжает поддерживать

старые связи, интересуется тем, что происходит на работе. Затем эти связи становятся все более искусственными и постепенно пре­рываются. Количество поступающей человеку информации умень­шается, круг его интересов сужается, падает активность, в связи с чем ускоряется процесс старения.

^ Теория активности («новой занятости») противоположна теории разобществления; во главу угла она ставит положительную взаимосвязь уровня активности и удовлетворенности жизнью. Тео­рия активности предполагает, что старые люди должны быть вовле­чены в жизнь общества, это должно означать, что чем некто актив­нее, тем он и удовлетвореннее. Концепция непрерывного жизненного пути трактует старость как поле битвы за сохранение прежнего стиля жизни.

К социальным подходам к старости можно отнести рассмотре­ние более частных проблем взаимоотношений старого человека и других людей (членов его семьи, социальных работников). Это весьма актуальные проблемы «напряжения помощника», жестокого отношения к пожилым, домашнего насилия.

Старость как когнитивная проблема. В основе этого подхода лежит так называемая «модель дефицита» – процесс потери или снижения эмоциональных и интеллектуальных способностей. Тео­рия ингибиции (сдерживания) полагает, что старые люди становят­ся менее умелыми по причине затруднений в восприятии внешней информации и поэтому они концентрируются на задачах уровня «ручных» дел. Согласно теории «неупотребления», интеллекту­альные умения в поздней жизни ухудшаются в результате недоста­точного использования.

Другой вариант когнитивной теории старения относится к личной, персональной стороне старения. В ней рассматривается, каким образом пожилой человек истолковывает происходящие с ним изменения. При этом главную роль играют три области: лич­ные переживания (ухудшение самочувствия, уменьшение привле­кательности), особенности социального статуса (включение, ин­теграция или изоляция), осознание конечности собственного бытия.

Комплексные теории старения. Теориям, акцентирующим одну из сторон старения, противопоставляются комплексные теории. Старение многогранно, оно состоит из нескольких взаимосвязанных биологических, социальных, психологических процессов. Нет про-

сто старения, старения вообще – у каждого человека свой собст­венный, персональный путь старения. Так, например, Дж. Тернер и Д. Хелмс выделяют три взаимосвязанных и взаимоперекрываю­щихся процесса:

– психологическое старение – как индивид ощущает и представляет себе свой процесс старения, как относится к процессу своего старения, сравнивая его со старением других людей;

– биологическое старение – биологические изменения организ­ма с возрастом (инволюция);

– социальное старение – как индивид связывает старение с обществом; как выполняет социальные роли.

В теоретической модели П. Балтеса подчеркивается, что разви­тие имеет «всевозрастной» характер, продолжается на протяжении всей жизни, является многомерным, многонаправленным процес­сом, пластичным и включающим процессы роста (приобретений) и упадка (потерь). Согласно этой теории, развитие детерминировано сложным взаимодействием ряда факторов: внешнего (социальной среды), внутреннего (биологического) и синтезом биологического и социального. Эти факторы задают три направления развития: нор­мативное возрастное, нормативное историческое и ненормативное развитие жизни. Нормативное возрастное развитие связано с пе­реходом от одного этапа к другому: в аспекте биологического ста­рения (начало пубертатного периода или менопаузы) и в аспекте социального старения (влияние выхода на пенсию на поведение). Нормативное историческое развитие происходит в контексте тех глобальных социально-исторических событий, которые пережива­лись целой возрастной группой (например, большинство 60-лет­них британцев имеют опыт получения продуктов по карточкам, а 20-летние их сограждане с этим не знакомы). Ненормативное жизненное развитие обусловлено влиянием событий, уникальных для жизни конкретного индивида (сыграть главную роль в фильме в 5-летнем возрасте, получить Нобелевскую премию). По мнению автора, сила воздействия факторов различается в зависимости от возраста. В пожилом возрасте велико влияние нормативных возрас­тных факторов, и необходимо учитывать накопленный эффект не­нормативных личных событий. Модель Балтеса позволяет четче выделить типическое в развитии всех людей, общее для конкретных поколений и особенное в жизни отдельной личности.



Похожие:

Лекция Теории старения и старости iconЛекция Теории старения и старости
Очень важно отдавать отчет, какое базовое представление о старости лежит в основе того или иного подхода, поскольку специ­фика восприятия...
Лекция Теории старения и старости iconВопросы для самопроверки: в чем заключается комплексный поход к пониманию феномена старения и старости
Перечислите известные вам стереотипы в отношении старости. Можно ли оспорить некоторые из них
Лекция Теории старения и старости iconЛекция Генезис геронтопсихологического знания
Число престарелых граждан во всем мире отличительно растет, а проблемы старости и старения становятся глобальными. Необходимость...
Лекция Теории старения и старости iconГп лекция Периодизация психического развития в старости
Согласно теории В. В. Фролькиса, благодаря деятельности мозга в ходе возрастного развития мобилизуются приспособительные механизмы,...
Лекция Теории старения и старости iconГп лекция Психофизиолгические критерии старения
Поздний возраст – заключительный период онтогенеза, ярким проявлением которого выступает действие процессов старения. Будучи связанными...
Лекция Теории старения и старости iconЛекция Возрастные психологические задачи и личностные кризисы в старости
Метафорические описания («юность старости», «возраст увядания», «крутой поворот психической жизни», «борьба с собственным закатом»...
Лекция Теории старения и старости iconПроблема возрастных границ старости
Ученые разных специальностей (антропологи, геронтологи, психо­логи) имеют различные точки зрения на периодизацию человече­ской жизни...
Лекция Теории старения и старости iconЛекция по теории питания Любовь Симакова. 16: 00 17: 00 лекция по фитнесу Елена Данилова

Лекция Теории старения и старости iconЛекция Патология старости
Слабоумие – это прогрессивная потеря памяти, умственных и речевых способностей, обычно сопровождаемая радикальными изменениями в...
Лекция Теории старения и старости iconСеминар Личность в позднем возрасте 1“Зеркало старости”
Начиная с мифологической архаики, человечество интересуется сравнениями мира детства и мира старости
Лекция Теории старения и старости iconЛекция Конвергентный и дивергентный типы старения
Самоорганизация жизнедеятельности имеет первостепенное значение в период позднего онтогенеза как одно из важнейших условий долголетия...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы