Лекция Вклад российской науки в создание геронтопсихологии icon

Лекция Вклад российской науки в создание геронтопсихологии


Скачать 31.54 Kb.
НазваниеЛекция Вклад российской науки в создание геронтопсихологии
Дата публикации11.08.2013
Размер31.54 Kb.
ТипЛекция

Лекция

Вклад российской науки в создание геронтопсихологии


Вклад российской науки в создание геронтологии и геронтопсихологии во всех учебниках мира связывается с выдающимися трудами научных школ С.П.Боткина, А. А. Богомольца, И.И.Павлова.
С.П.Боткину и его ученикам принадлежит разработка первой программы изучения долголетия. Они организовали и провели массовое обследование престарелых, живущих в богадельнях Петербурга в 1889 году. Ученый и врач Боткин выдвинул идею о разграничении старости на физиологическую и патологическую (преждевременную), то есть о возможности дожития, при определенных внешних условиях и образе жизни, до видового предела — 100 или более лет.
С именем А.А.Богомольца связана разработка программы профилактики
преждевременного старения. Неоценимо значение работ школы И.П.Павлова в развитии исследований возрастных изменений, создание ученым и его учениками современных представлений о высшей нервной деятельности, об адаптационных возможностях организма.
В 30-х годах нашего столетия геронтология разделилась на ряд научно-
исследовательских отраслей: человека, животных, растений, обособились в качестве самостоятельных наук молекулярная и биохимическая, экологическая и эволюционная геронтологии.
Одновременно произошла дифференциация исследований процессов старения на теоретические и прикладные, а самой науки — на теоретическую и прикладную геронтологию. Но основная масса исследований и публикаций была посвящена биологическим проблемам старения и старости.
Рост продолжительности жизни и вместе с ним численности людей пожилого
возраста после второй мировой войны во всех развитых странах заставили обратить внимание общества на положение престарелых, их нужды и проблемы социальной защищенности. Решение практических, а затем и теоретических вопросов положения стариков вызвало появление новой отрасли геронтологического знания — социальной геронтологии. При развитии этого направления на первый план вышли разработки
социологических, социальнопсихологических, экономических, этических проблем старения. Социальная геронтология изучает человека как социобиологическое существо и потому интегрирует гуманитарный и медико-биологические подходы к решению собственных проблем.
Социальная геронтология переросла рамки узкоакадемических исследований,
приобрела статус самостоятельной науки и учебной дисциплины. Она преподается более чем в 800 университетах и колледжах США. В России преподавание этой дисциплины включено в учебные планы подготовки психологов, медицинских и социальных работников.
Примечательно, что в России психолого-геронтологические исследования намного опередили вхождение в научный обиход самого названия этой отрасли. В работах А.А.Богомольца по проблемам продолжительности жизни медицинские проблемы разрабатывались наряду с социальными. Богомолец давал аргументированные рекомендации о поведении людей, об их взаимоотношениях, способствующих продлению жизни. Если в США и других западных странах сторонниками самостоятельности геронтопсихологии как науки были социологи, то в России этим занимались практические психологи и гигиенисты; среди которых одним из первых был З.Г.Френкель.
В работе «Удлинение жизни и деятельная старость» (1949) он обосновал идею, которую затем развивал в других своих работах, о необходимости посильного труда для пожилых людей. Он считал, что одним из самых главных условий поддержания ритма во всей жизни человека является его общее состояние, которое во многом определяется сознанием и направленностью твердой воли человека. Академик и сам следовал своим
рекомендациям, прожив более ста лет и работая до последнего дня.
Еще двести лет назад, задолго до появления самого слова геронтопсихология, в России была издана книга с весьма примечательным названием «О продлении человеческой жизни». Как достигать здоровой, веселой и глубокой старости». Ее автор П. Енгалычев на уровне своего времени давал советы о ряде гигиенических требований, диете, своевременном лечении и об использовании «лечебной силы природы». И сегодня, когда изучение процессов старения углубилось до молекулярного и клеточного уровня,
проблема «веселой старости» еще более актуальна.
Академик Д.Ф.Чеботарев, выдающийся современный геронтолог, считает, что, в распространенной формуле, определяющей конечные цели геронтологи: «Не только добавить годы к жизни, но и жизнь к годам» — воплощены и тактические, и стратегические задачи этой науки, объединены и медицинские и социальные проблемы старения. Чеботарев пишет: «Тактические задачи — борьба с преждевременным старением и хотя бы частичное освоение тех резервов, которые безусловно есть у человека и которые определяются неиспользованным периодом между современной
средней и видовой продолжительностью жизни (между 70 и 100 годами), сохранение практического здоровья во весь период так называемого третьего возраста.
Стратегические задачи — продление активного долголетия сверх сроков видовой, биологической длительности жизни человека».



Похожие:

Лекция Вклад российской науки в создание геронтопсихологии iconЛекция Вклад российской науки в создание геронтопсихологии
Вклад российской науки в создание геронтологии и геронтопсихологии во всех учебниках мира связывается с выдающимися трудами научных...
Лекция Вклад российской науки в создание геронтопсихологии iconВопросьі к модульному контролю №1 Раскрыть понятие сферы деятельности «градостроительство»
Особенности градостроительной науки. Основньые работы ученьых и их вклад в развитие градостроительной науки
Лекция Вклад российской науки в создание геронтопсихологии iconМинистерство образования и науки российской федерации (минобрнауки россии) прика з
Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации...
Лекция Вклад российской науки в создание геронтопсихологии iconВ. П. Штейников > С. П. Хороших > Д. С. Иванов > В. О. Старков
Характеристика научного вклада в контексте российской и мировой науки и практики, создание научной школы (судьба изобретений, проек­тов...
Лекция Вклад российской науки в создание геронтопсихологии iconМинистерство образования и науки российской федерации (минобрнауки россии) приказ
Министерством юстиции Российской Федерации 13 марта 2008 г., регистрационный №11332), в редакции приказа Министерства образования...
Лекция Вклад российской науки в создание геронтопсихологии iconМинистерство образования и науки российской федерации (минобрнауки россии) приказ
Министерством юстиции Российской Федерации 13 марта 2008 г., регистрационный №11332), в редакции приказа Министерства образования...
Лекция Вклад российской науки в создание геронтопсихологии iconМинистерство образования и науки российской федерации (минобрнауки россии) приказ
О признании утратившими силу некоторых приказов Министерства образования Российской Федерации и Министерства образования и науки...
Лекция Вклад российской науки в создание геронтопсихологии iconМинистерство образования и науки российской федерации пресс-служба
Выборы Уполномоченного по правам студентов проводятся по инициативе Всероссийского студенческого форума, поддержанной Министром образования...
Лекция Вклад российской науки в создание геронтопсихологии iconКонтрольные вопросы к аттестации но предмету
Основные этапы развития биологии как науки. Вклад крупных учёных в развитие биологии
Лекция Вклад российской науки в создание геронтопсихологии iconПоложение о конкурсе детского рисунка
Конкурс «Мир науки глазами детей» (далее «Конкурс») проводится в 2013 году Министерством образования и науки Российской Федерации,...
Лекция Вклад российской науки в создание геронтопсихологии iconМинистерство образования и науки российской федерации (Минобрнауки России) приказ
В соответствии с частью 5 и пунктом 1 части 13 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-фз «Об образовании в Российской...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы