Лекция Возрастные социальные стереотипы и их влияние на межпоколенные взаимоотношения icon

Лекция Возрастные социальные стереотипы и их влияние на межпоколенные взаимоотношения


НазваниеЛекция Возрастные социальные стереотипы и их влияние на межпоколенные взаимоотношения
Дата публикации11.08.2013
Размер45.3 Kb.
ТипЛекция

Лекция

Возрастные социальные стереотипы и их влияние на межпоколенные взаимоотношения.


Прежде чем рассматривать существующие в обществе возрастные стереотипы необходимо обозначить понятие социальный стереотип. Термин социальный стереотип был введен в социальные науки У. Липпманом. Социальный стереотип (от греч. stereos - твердый и typos - отпечаток) - стандартизированный, устойчивый, эмоционально насыщенный, ценностно определенный образ, представление о социальном объекте . Индивид может не иметь достаточно сведений об объекте и тем не менее выносить свое суждение, подкрепленное чувствами и действиями. Так рождаются стереотипы, когда вероятностный характер сведений о реальности трансформируется в категорическое суждение детерминистского характера.

Будучи сконцентрированным выражением социальных установок социальные стереотипы выполняют функции регуляции и интеграции в жизнедеятельности индивида и социальной общности. Функциональное назначение социальных стереотипов состоит в том, чтобы феноменологически поляризовать в противоположных образах стороны социальных противоречий, психологически мобилизовать на их разрешение силы участников социального процесса. Социальный стереотип - образ полярной по знаку оценки, жестко фиксированный, не допускающий не малейшего сомнения в его истинности, побуждающий к строго однозначному действию. Стереотипы могут быть позитивными и негативными, точными и неточными . Точный стереотип даже может быть желательным. Например, стереотипное приписывание британцу большей сдержанности, чем мексиканцу, судя по их поведенческим проявлениям, означает понимание того, чего можно ожидать и как иметь минимальные разногласия при взаимодействии с представителями разных культур. Проблемы в связи со стереотипами возникают тогда, когда они слишком обобщенные или явно неверные.

Источники стереотипов и предрассудков многообразны: они могут выражать сознание того, кто мы такие, и обеспечивать нам социальное признание; могут защищать нас от тревоги, проистекающей из недостатка безопасности или внутреннего конфликта; они также могут развивать интерес к самим себе, поддерживая то, что доставляет нам удовольствие, и препятствуя тому, что нам неприятно . Источниками социальных стереотипов могут быть: 1) неравный статус, например, стереотипы в отношении чернокожих, женщин; 2) категоризация, например, классификация по этнической принадлежности и полу, возрасту.

Во все времена взрослые предъявляли определенный набор претензий к подрастающему поколению, находили массу изъянов в молодых людях. В ХХ веке были созданы многочисленные теории отрочества, в которых подросток представляется как: 1) дикарь, в силу неограниченности воображения, интенсивности развитого чувства самосохранения, пылкости, живости, любопытства, беззаботности (П. Ламброзо); 2) сумасшедший, вследствие своей склонности к суеверию, иллюзиям, гордости и болезненного честолюбия, склонности к немотивированности поступков, поддразниванию (К. Ольбет); 3) преступник, в силу присущего ему гнева, лживости, жестокости, крайнего тщеславия и эгоизма (Ч. Ломброзо); 4) пансексуальное существо, почти маньяк (З. Фрейд) . Подростковая жизнь содержит множество противоречий, проявления которых дают основания для вышеперечисленных суждений, однако, основываясь на тех же характеристиках отрочества можно увидеть прямо противоположную картину подростка стремящегося к идеалу, тонко чувствующего, сентиментального и легко ранимого.

К. Виктор выделяет целый набор стереотипов в отношении к пожилым людям: 1) все старики похожи друг на друга; 2) пожилые люди социально изолированы; 3) большинство из них имеет слабое здоровье; 4) увольнение с работы порождает больше проблем для мужчин, чем для женщин; 5) большинство старых людей изолированы от своих семей или пренебрегают ими; 6) в этом возрасте половой жизнью не интересуются или просто не способны к ней; 7) старый человек не может учиться; 8) умственные качества с возрастом ухудшаются (5). Поскольку старый человек испытывает затруднения при ходьбе и проблемы со зрением, также предполагается, что он или она испытывают затруднения в понимании других, неспособны принимать повседневные решения и потеряли интерес к событиям в мире и к своей собственной сексуальности. Как и в случае других стереотипов, противоречащих этому мнению, факты о способностях и компетентности старых людей, истолковываются как, например, исключения. Различия между реальными возможностями и способностями пожилых людей и тем, как их воспринимают окружающие очевидны. Р. Атчлей говорит о том, что приблизительно половина обычных предположений относительно старения ошибочны, и именно эти неправильные представления обеспечивают оправдание откровенной дискриминации пожилых людей , то есть неоправданно негативное поведение по отношению к ним.

Как в отношении пожилых людей, так и в отношении подростков срабатывает так называемый эффект гомогенности "чужой" группы, который выражается в ощущении, что "они" "все на одно лицо" и отличаются от "нас" и "нашей группы". Стереотипы, в свою очередь, влияют на мироощущение стереотипизированных. Так, например, активная старость начинает восприниматься как исключение, а пассивная и болезненная как норма. Необходимо отметить разницу между внутригрупповыми стереотипами, которые отличаются позитивной окрашенностью, и межгрупповыми стереотипами, например, мнение детей о людях преклонного возраста.

Дестабилизация социальной ситуации в нашей стране, фрустрированность сознания людей, живущих в режиме выживания, влияют на то, как дети воспринимают пожилых людей. Мы выделили несколько стереотипов относительно старых людей, которые перечисли школьники 9-10 лет: старый человек - 1)больной; 2) бедный; 3) раздраженный, уставший от жизни человек. На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что дети разделяют стереотипы в отношении старости и старения, которые существуют в обществе, и усваивают через микросоциальное окружение доминирующий в обществе образ старости. Однако, отрицательные стереотипы в отношении пожилых людей не относятся к родственникам, то есть к бабушкам и дедушкам детей, с которыми они общаются с раннего детства. Отсюда можно предположить, что частые контакты между поколениями в семье стимулируют положительное отношение к пожилым людям. Как следствие, чем раньше дети будут взаимодействовать с пожилыми людьми не родственниками, тем более позитивны будут взаимоотношения между ними.

Для эффективного взаимодействия поколений необходимо сделать попытку изменить негативные представления о старости и пожилых людях в лучшую сторону. Изменению стереотипов, по нашему мнению, способствует: 1) знание о специфических особенностях людей пожилого возраста; 2) личный контакт с представителями людей третьего возраста; 3) создание позитивного образа старости средствами массовой информации; 4) выделение общих признаков, характерных для обеих групп (дети - пожилые люди).

В сегодняшней ситуации всеобщего разобщения и непримиримости возобновление межпоколенных контактов могло бы стать стабилизирующим фактором в современном обществе. Для успешного развития нашего общества важно объединить опыт, знания и мудрость пожилых с жизнерадостностью, здоровьем и оптимизмом молодых людей, необходим симбиоз поколений.



Похожие:

Лекция Возрастные социальные стереотипы и их влияние на межпоколенные взаимоотношения iconЛекция Возрастные социальные стереотипы и их влияние на межпоколенные взаимоотношения
Индивид может не иметь достаточно сведений об объекте и тем не менее выносить свое суждение, подкрепленное чувствами и действиями....
Лекция Возрастные социальные стереотипы и их влияние на межпоколенные взаимоотношения iconЛекция по дисциплине: «Социология» Тема Социальные действия, социальные взаимодействия и социальные отношения
В данной теме мы рассмотрим те формы активности людей, которые в социологии считаются основаниями социальной жизни. Это социальные...
Лекция Возрастные социальные стереотипы и их влияние на межпоколенные взаимоотношения iconЛекция по дисциплине: «Социология» Тема 14. Социальные процессы и социальные изменения
Известный польский социолог П. Штомпка начинает свою книгу «Социология социальных изменений» словами: «Изучение социальных изменений...
Лекция Возрастные социальные стереотипы и их влияние на межпоколенные взаимоотношения iconД. В. Пилипишин Как жить в обществе и быть свободным от общества?
Есть и неперсонализированные источники влияния – общественное мнение, социальные стереотипы, традиции. В результате, подвергаясь...
Лекция Возрастные социальные стереотипы и их влияние на межпоколенные взаимоотношения iconСоциальные институты и социальные организации 2 Вопросы: 2
Особенности воздействия социальных институтов на повседневные социальные связи: 3
Лекция Возрастные социальные стереотипы и их влияние на межпоколенные взаимоотношения iconОбъект, предмет социологии
Великой французской революции, период коренного общественного преобразования в Европе. Формируются новые социальные отношения, социальные...
Лекция Возрастные социальные стереотипы и их влияние на межпоколенные взаимоотношения iconЛекция Возрастные психологические задачи и личностные кризисы в старости
Метафорические описания («юность старости», «возраст увядания», «крутой поворот психической жизни», «борьба с собственным закатом»...
Лекция Возрастные социальные стереотипы и их влияние на межпоколенные взаимоотношения iconЛекция №7 Экономические и социальные условия, учитываемые при землеустройстве
В процессе землеустройства необходимо учитывать эти закономерности для лучшего обоснования и скорейшего освоения составляемых проектов,...
Лекция Возрастные социальные стереотипы и их влияние на межпоколенные взаимоотношения iconЛекция Возрастные периоды жизни человека
Журналисты выбирают более деликатный термин — «третий возраст». В возрастной периодизации жизни человека испокон веков было много...
Лекция Возрастные социальные стереотипы и их влияние на межпоколенные взаимоотношения iconЛекция по дисциплине: «Социология» Тема 1
Социология изучает общество, рассматриваемое как общность индивидов и взаимосвязей между ними. Предметом её изучения являются структуры...
Лекция Возрастные социальные стереотипы и их влияние на межпоколенные взаимоотношения iconЛекция по дисциплине: «Социология» Тема 15. Социальные конфликты Доктор социологических наук
Изучение темы предполагает сформировать представление об основных подходах к пониманию роли и функций социальных конфликтов, усвоить...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы