Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию icon

Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию


Скачать 55.92 Kb.
НазваниеМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию
Размер55.92 Kb.
ТипМетодические указания


КИЕВСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

УАНМ








“Утверждено"

на методическом совещании кафедры нормальной физиологии

Заведующий кафедры


профессор__________З.Д.СКРИПНЮК "______" _____________ в 2013 г.



МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ


ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ
Учебная дисциплина

ФИЗИОЛОГИЯ”
Модуль № 1

“ОБЩАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ВЫСШИЕ ИНТЕГРАТИВНЫЕ ФУНКЦИИ”
^

Содержательный модуль №2


Возбудимые структуры.

Тема практического занятия №2

Регистрация потенциала покоя и потенциала действия нервных и мышечных волокон.

Курс

2-й

Факультет

Стоматологический



Киев – 2013
^

1.Актуальность темы:


Основной функцией всех возбудимых структур является возбуждение.

Возбуждение – это процесс, который возникает на мембране возбудимой структуры при раздражении и сопровождается уменьшением ее мембранного потенциала.

Учитывая то, что возбудимые ткани в целостном организме обеспечивают его способность реагировать на действие внешних и внутренних раздражителей, регистрация и анализ параметров электрической активности возбудимых тканей имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Регистрация изменения мембранных потенциалов во время возбуждения лежит в основе таких клинических методов исследования, как электрокардиография (ЭКГ), электроэнцефалография (ЭЭГ), электромиография (ЭМГ) и другие.
^

2.Учебные цели:


  • Трактовать понятие "возбудимость", “возбуждение” и объяснять роль структурных элементов мембраны возбудимых клеток в происхождении ее биоэлектрических потенциалов: роль ионных каналов и насосов в транспорте ионов через мембраны, ионные градиенты, ионная асимметрия, роль активного и пассивного транспорта в создании асимметрии.

  • ^ Объяснять ионные механизмы происхождения мембранного потенциала покоя (МПП), методы регистрации, интерпретировать его параметры и физиологичную роль.

  • Объяснять ионные механизмы возникновения потенциала действия (ПД), физиологические основы методов регистрации ПД нервных и мышечных волокон, интерпретировать роль разных ионов в динамике фаз ПД, его параметры и физиологическую роль.

  • Интерпретировать изменения возбудимости нервных и мышечных волокон во время развития ПД, механизмы происхождения периодов рефрактерности и их физиологическое значение.

  • Объяснять электрофизиологические основы использования методов регистрации ПД нервных и мышечных тканей в клинической практике (ЭКГ, ЭЭГ,ЭМГ).
^

3.Базовый уровень подготовки


Студенты имеют навыки из предыдущих учебных дисциплин:

Названия предыдущих дисциплин

Получены навыки

Анатомия человека

Анализировать информацию о строении тела человека, систем, что его составляют, органов и тканей

Гистология, цитология, эмбриология

Интерпретировать микроскопическую и субмикроскопическую структуру клеток

Медицинская и биологическая физика

Трактовать общие физические и биофизические закономерности, которые лежат в основе жизнедеятельности человека

Медицинская биология

Объяснять закономерности проявлений жизнедеятельности человеческого организма на молекулярно-биологическом и клеточном уровнях.
^

4.Задание для самостоятельной работы во время подготовки к практическому занятию

4.1.Перечень основных терминов, параметров, характеристик, которые должен усвоить студент при подготовке к практическому занятию

Срок

Определение


Мембранный потенциал покоя (МПП)

Это разница потенциалов между внешней и внутренней поверхностями мембраны клетки в состоянии покоя.

Потенциал действия (ПД)

Это быстрое высоко амплитудное изменение мембранного потенциала, который обеспечивает передачу информации в нервных и мышечных клетках на расстояние.

Диффузионный потенциал

Это разница потенциалов, которая возникает между внешней (е) и внутренней (і) поверхностями мембраны благодаря диффузии иона по градиенту концентрации, если мембрана пропускает этот ион.

Диффузионный равновесный потенциал

Это диффузионный потенциал, который создается благодаря действию равных и противоположных сил на движение иона через мембрану, - химических и электрических движущих сил, баланс между которыми прекращает последующее движение иона, когда достигается электрохимическое равновесие.

Деполяризация

Это уменьшение величины мембранного потенциала

Гиперполяризация

Это увеличение величины мембранного потенциала

Реполяризация

Это восстановление величины мембранного потенциала.

Возбудимость

Это физиологическое свойство клетки, которое заключается в ее способности генерировать на мембране ПД при действии раздражителя.



^

4.2. Теоретические вопросы


  1. МПП нервных и мышечных волокон, механизмы его происхождения, методы регистрации; физические характеристики и физиологичная роль МПП.

  2. Понятие о деполяризации и гиперполяризации клеточной мембраны.

  3. ПД как показатель возбуждения, которое распространяется в нервных и мышечных волокнах.

  4. Методы регистрации ПД отдельных волокон.

  5. Физические характеристики и физиологическая роль ПД.

  6. Физиологические характеристики ПД (распространяется вдоль мембраны клетки на любое расстояние, не угасая; подчиняется закону „все или ничего”; сопровождается рефрактерностью; не может суммироваться).

  7. Изменения возбудимости во время развития ПД.
^

4.3. Практические работы


  1. Определение МПП методом повреждения.

  2. Регистрация ПД биполярным и униполярным методами.

5. Содержание темы


^ МЕМБРАННЫЕ ПОТЕНЦИАЛЫ

1) Ионные каналы.

· Ионные каналы - это интегральные белки в мембране клетки, через которые могут проходить ионы.

· Ионные каналы могут быть открытыми или закрытыми. Когда ионные каналы открыты, через них могут проходить отдельные ионы, когда закрыты - ионы не проходят.

· ^ Открывание или закрытие ионных каналов контролируется воротами:

- Потенциалозависимые ворота - это такие, которые открываются или закрываются при изменении мембранного потенциала.

- ^ Хемозависимые ворота - это такие, которые отворяются или закрываются при взаимодействии циторецепторов мембраны (поверхностных белков) с медиаторами, гормонами.

^ 2) Диффузионные и равновесные потенциалы.

· Диффузионный потенциал - это разница потенциалов, которая возникает между внешней (е) и внутренней (і) поверхностями мембраны благодаря диффузии иона по градиенту концентрации, если мембрана пропускает этот ион.

· Величина диффузионного потенциала зависит от концентрационного градиента и проницаемости мембраны для иона.

· Знак диффузионного потенциала зависит от заряда иона, который диффундирует через мембрану – положительного или отрицательного.

· ^ Равновесный потенциал является диффузионным потенциалом, который создается благодаря действию равных и противоположных сил на движение иона через мембрану, - химических и электрических движущих сил, баланс между которыми прекращает последующее движение иона - электрохимическое равновесие.

Расчет величины равновесных потенциалов осуществляется по уравнению Нернста:




Типичные величины диффузионных равновесных потенциалов в нервных и мышечных волокнах:




^ 3) Регистрация мембранных потенциалов:

· Внутриклеточная регистрация

Стеклянный микро электрод, заполненный 3М раствором КСІ, диаметром меньшим, чем 0,5 микрометра, вводится через мембрану клетки в цитоплазму, второй электрод расположен на поверхности мембраны. Регистрирующий прибор - катодный осциллограф.




  • ^ Внеклеточная регистрация.

Металлические электроды располагаются на поверхности клетки и регистрируются только изменения мембранного потенциала между двумя участками поверхности.

Регистрация суммарных мембранных потенциалов этим методом применяется в клинической практике: электрокардиография (ЭКГ), электромиография (ЭМГ), электроэнцефалография (ЭЭГ).

^ Схема биполярного метода внеклеточной регистрации изменения мембранного потенциала между двумя участками поверхности мембраны:





^ Схема униполярного метода внеклеточной регистрации разницы потенциалов с применением "метода повреждения”:




^ 4) Мембранный потенциал покоя (МПП).

· МПП - это разница потенциалов между внешней и внутренней поверхностями мембраны клетки в состоянии покоя.

МПП в возбудимых клетках составляет от – 60мВ до - 90мВ, внутриклеточная поверхность мембраны имеет отрицательный заряд (-), внешняя поверхность - положительный (+).

  • МПП является диффузионным равновесным потенциалом, величина которого зависит а) от градиента концентрации ионов, которые диффундируют через мембрану и б) проницаемости мембраны для этих ионов.

  • МПП является диффузионным равновесным калиевым потенциалом, потому что а) концентрация ионов калия в возбудимых клетках составляет около 4 мэкв/л, а вне клетки – 140 мэкв/л, б) проницаемость мембраны для ионов калия большая, чем для ионов натрия. Следовательно, основную роль в создании МПП играет диффузия ионов калия из клетки наружу по градиенту концентрации. Для анионов мембрана не проницаема.

  • ^ Электрогенный вклад Na+- K+ насоса в создании МПП незначительный и заключается в том, что насос выкачивает 3 иона Nа+ из клетки в обмен на 2 иона К+, которые заходят в клетку.

  • МПП можно рассчитать по формуле Нернста.



Увеличение концентрации К+ во внеклеточном пространстве (е) приводит к уменьшению МПП - деполяризации (МПП становится более положительным):




Уменьшение концентрации К+ во внеклеточном пространстве (е) приводит к увеличению МПП - гиперполяризации (МПП становится более отрицательным):




^ 5) Потенциал действия (ПД).

· ПД - это быстрое высокоамплитудное изменение мембранного потенциала, которое обеспечивает передачу информации в нервных и мышечных клетках на расстояние.

·ПД имеет фазы:

- деполяризации (а) - уменьшение мембранного потенциала до 0 и реверсия потенциала (б) - отклонение в позитивную сторону;

- реполяризации (в) - возвращение мембранного потенциала к величине МПС:

Схема развития ПД:




Ионные основы генерации ПД

1.В мембранах нервных и мышечных волокон находятся Na+ и K+ каналы, каждый канал пропускает только соответствующие ионы.

2.Каналы имеют потенциалозависимые ворота, которые отворяются или закрываются в зависимости от изменения мембранного потенциала.

3.Регуляция состояния ворот Na+ - каналов:

а) Na+ - каналы имеют

- активационные ворота - m, расположенные на внешней поверхности мембраны;

- инактивационные ворота - h, расположенные на внутренней поверхности мембраны.

б) Чтобы Na+ смог пройти через канал по градиенту концентрации, нужно отткрівание m и h ворот канала:

- когда ворота "m" открыты, канал называется активированным;

- когда ворота "h" закрыты, канал называется инактивированным.

В состоянии покоя ворота " m" закрыты, а ворота " h" открыты.


4.Регуляция состояния ворот К+ - каналов:

а) К+-каналы имеют только одни ворота - n (активационные), расположенные на поверхности мембраны; инактивационные ворота отсутствуют .

бы)Когда ворота "n" открыты - канал активированный, через него может проходить К+ по градиенту концентрации.

в) МПС поддерживает " m" и "n" ворота соответствующих ионных каналов закрытыми " h" ворота - открытыми.

К+- каналов при МПП от -70мВ до -90 мВ открыто в 10 раз больше, чем Na+- каналов, что свидетельствует о приближении МПП к калиевому равновесному потенциалу.

5.Механизмы развития ПД:

а) Фаза деполяризации обусловлена отворением активационных ворот всех Na+ - каналов мембраны при уменьшении мембранного потенциала к величине порогового уровня (уровня критической деполяризации - Ек) под воздействием стимула электрического тока и входом ионов Na+ в клетку по градиенту концентрации. Проводимость мембраны для ионов Na+ превышает проводимость для ионов К+.

б) Реверсия потенциала является частью фазы деполяризации ПД, когда мембранный потенциал становится положительным, но он не достигает Na+ равновесного потенциала.

Тетродотоксин блокирует потенциало-зависимые активационные ворота (m) Na+ - каналов и ПД не возникает.



в) Фаза реполяризации обусловлена:

- инактивацией Na+-каналов - закрытием h-ворот при возникновении деполяризации;

- активацией К+-каналов при возникновении деполяризации и выходом ионов К+ из клетки больше, чем в состоянии покоя.

- Комбинированный эффект инактивации Na+- каналов и активации большего количества К+ -каналов приводит к увеличению проводимости мембраны для К+ и реполяризации мембраны.

г) ПД подчиняется закону "все или ничего" - его параметры зависят от свойств мембраны.






^ Изменения возбудимости во время развития ПД.

Возбудимость - это физиологичное свойство клетки, которое заключается в ее способности генерировать на мембране ПД при действии раздражителя. Мерой возбудимости является порог деполяризации мембраны. Во время развития одиночного ПД происходят периоды изменения возбудимости:

а) Абсолютный рефрактерный период. Это такой период, на протяжении которого второй ПД не может возникнуть даже при стимуляции большой силы, что обусловлено:

- в начале фазы деполяризации ПД - открыванием активационных ворот всех Na+-каналов;

- дальше - инактивацией Na+- каналов. ПД не может возникнуть до тех пор, пока не откроются инактивационные ворота Na+- каналов благодаря реполяризации мембраны.

Абсолютный рефрактерный период заканчивается тогда, когда количество инактивированных натриевых каналов уменьшается благодаря реполяризации мембраны: открываются h-ворота и больший за силой, чем пороговый, стимул может вызывать возникновение повторного ПД.

Длительность абсолютного рефрактерного периода почти равняется длительности ПД.

б) Относительный рефрактерный период.

Период начинается сразу по окончании абсолютного рефрактерного периода. В этот период повторный стимул может вызывать генерацию второго ПД, но сила этого стимула должна превышать пороговую величину, потому что некоторые натриевые каналы еще инактивированы, а калиевая проводимость превышает ту, что характерная для МПС.

ПД, который возникает при действии электрического стимула в относительный рефрактерный период, имеет меньшую амплитуду потенциала и меньшую скорость возникновения деполяризации. Это обусловлено меньшим количеством активированных натриевых каналов и большей проницаемостью для ионов калия.




^

6. Материалы для самоконтроля

6.1. Дайте ответы на вопрос


  1. Под воздействием гуморальных факторов увеличилась проницаемость мембраны клетки для ионов натрия. Как это отразится на величине МПП этой клетки и почему?

  2. В тканевой жидкости, которая окружает клетку, увеличилась концентрация ионов калия. Как это отразится на величине МПП этой клетки и почему?

  3. В случае ухудшения кровообращения миокарда в межклеточной жидкости растет концентрация ионов калия. Как это отразится на генерации ПД в волокнах миокарда и почему?

  4. Под воздействием внешнего раздражения в мембране клетки увеличилось число инактивированных натриевых каналов. Как это отразится на параметрах ПД, который возникает в клетке, и почему ?

  5. Под воздействием химического фактора в мембране клетки увеличилось число калиевых каналов, которые могут активироваться в случае генерации ПД клетки. Как это отразится на параметрах ПД в клетке и почему?

  6. Динитрофенол, действуя на клетки, блокирует метаболические процессы, которые поставляют энергию. Как изменится значение МПП в клетке во время действия на нее динитрофенола?




6.2 Выберите правильный ответ.

1.Внутриклеточная концентрация ионов натрия составляет 14 ммоль, внеклеточная концентрация – 140 ммоль, константа в формуле Нернста равняется 60 мВ (2.3 RT/F). Во время развития ПД этой клетки натриевый диффузионный равновесный потенциал будет составлять:

  1. - 80 мВ

  2. -:60 мВ

  3. 0 мВ

  4. + 60 мВ

  5. + 80 мВ

2.МПС клетки составлял –80 мВ. Внутриклеточная концентрация ионов калия уменьшилась в 10 раз, константа в формуле Нернста равняется 60 мВ (2.3 RT/F). Новая величина МПС будет составлять:

  1. -90 мВ

  2. -80 мВ

  3. -70 мВ

  4. -60 мВ

  5. -50 мВ

3.Проницаемость мембраны клетки для ионов калия увеличилась в 10 раз, концентрации ионов натрия и калия в клетке и вне ее не изменились, константа в формуле Нернста равняется 60 мВ (2.3 RT/F). МПП клетки будет составлять:

  1. -90 мВ

  2. -80 мВ

  3. -70 мВ

  4. -60 мВ

  5. -50 мВ

4.Во время развития ПД нервного волокна нанесли второе раздражение электрическим током сверхпороговой величины в начале фазы реполяризации, На второе раздражение ПД:

  1. имел обычную амплитуду

  2. меньшую амплитуду

  3. большую амплитуду

  4. не имел реверсии потенциала

  5. не возникал

5.Диффузионный равновесный потенциал для К+ составляет –90 мВ, для Na+ - +60мВ, если проводимость мембраны для К+ в 4 раза больше, чем для Na+, то МПП будет составлять

  1. -50 мВ

  2. -60 мВ

  3. -70 мВ

  4. -80 мВ

  5. -90 мВ

6. Внутриклеточная концентрация ионов натрия в 10 раз больше, чем внеклеточная концентрация. Диффузионный равновесный потенциал для ионов кальция будет таким же, как и для ионов натрия, если внеклеточная концентрация Ca 2+ будет больше внутриклеточной в:

  1. 2 раза

  2. 10 раз

  3. 20 раз

  4. 100 раз

  5. такой же

7.Значительное уменьшение внеклеточной концентрации калия приведет к одному из процессов:

  1. увеличение активного транспорта Na+ из клетки

  2. уменьшение МПП

  3. увеличение проводимости мембраны для К+

  4. увеличение силы раздражения для открытия активационных ворот Na+ каналов мембраны клетки

  5. уменьшение отрицательного диффузионного равновесного потенциала К+

8.Во время развития ПД нервного волокна фаза инактивации натриевых каналов возникает в период

  1. реверсии потенциала

  2. местного потенциала

  3. абсолютной рефрактерности

  4. относительной рефрактерности

  5. МПП

9.Увеличение проницаемости мембраны нервного волокна для ионов К+ во время развития ПД приведет к:

  1. гиперполяризации мембраны

  2. увеличению амплитуды ПД

  3. уменьшению амплитуды ПД

  4. увеличению длительности ПД

  5. увеличению длительности фазы реполяризации

10.Некоторые виды рыб содержат токсины, которые блокируют активационные ворота натриевых каналов, это может привести после употребления такой рыбы человеком к возникновению одному из процессов на мембранах возбудимых структур:

  1. увеличению возбудимости

  2. уменьшению МПП

  3. фазы абсолютной рефрактерности

  4. фазы относительной рефрактерности

  5. отсутствию генерации ПД






^

7. Описание практических работ


Работа 1. Определение мембранного потенциала покоя (МПП) методом повреждения.

Классическим методом, который позволяет установить наличие МПП на мембране нервных и мышечных волокон в состоянии покоя, является метод повреждения.

Для выявления МПП один из отводящих электродов располагают на неповрежденной поверхности, а второй – на поврежденном участке нерва или мышцы. По разнице потенциалов между этими участками определяют МПП, потому что потенциал неповрежденного участка является потенциалом внеклеточной жидкости, которая покрывает нервные или мышечные волокна, а потенциал поврежденного участка — потенциалом цитоплазмы этих волокон.

Во время выявления МПП методом повреждения используют стрелочный гальванометр. Этот прибор имеет небольшое внутреннее сопротивление сравнительно с сопротивлением тканей организма. Потому с помощью гальванометра отводят не разницу потенциалов, которая существует между цитоплазмой волокон и их внутренней средой, а ток, обусловленный ею („ток покоя”).

Во время ознакомления с конструкцией стрелочного гальванометра нужно обратить внимание на то, что возле его входных клемм обозначены «минус» и «плюс». Эта маркировка касается отводных электродов, которые подключают к клеммам гальванометра. Один из отводных электродов можно считать негативным, а второй — позитивным полюсом. Конструкцией гальванометра предусмотрено, что стрелка прибора отклоняется в позитивную часть его шкалы (то есть, справа от нуля) в том случае, когда знаки зарядов точек отведения исследуемого объекта отвечают знакам полярности отводных электродов, расположенных в этих точка. В противоположном случае стрелка гальванометра будет отклоняться в негативную часть его шкал. Учитывая сказанное, с помощью гальванометра можно определять знаки зарядов на полюсах разных генераторов ЭДС. Поскольку ток покоя является постоянным, он может обусловить поляризацию электродов. Потому для его регистрации следует применять электроды, которые не поляризуются.

Цель работы: обнаружить наличие разницы потенциалов между цитоплазмой и внеклеточной жидкостью мышечных волокон

Для работы необходимо: набор инструментов, препаровальная дощечка, лягушка, раствор Рингера, стрелочный гальванометр (с чувствительностью тока около 0,1 мкА), отводные электроды, которые не поляризуются.

Ход работы. Приготовить тушку лягушки и после снятия с нее кожи положить на препаровальную дощечку. Подключить к входным клеммам гальванометра отводные электроды. Поместить оба электрода на камбаловидную мышцу тушки лягушки. Повредить ножницами участок мышцы под одним из отводных электродов. Снять гальванометр с аретира и обратить внимание на положение его стрелки.

Рекомендации относительно оформления результатов работы: указать, отклоняется ли стрелка гальванометра от нулевого положения после включения прибора в сеть регистрации и, если отклоняется, то в какую сторону.

В выводах ответить на такие вопросы: о чем свидетельствуют отклонения стрелки гальванометра от нулевого положения, какие знаки зарядов имеют цитоплазма и внеклеточная жидкость друг относительно друга?


^ Работа 2. Регистрация потенциала действия (ПД) биполярным и униполярным методами


В зависимости от расположения электродов на объекте различают два метода регистрации ПД — биполярный (двухполюсный) и униполярный (однополюсный). Внутриклеточная регистрация ПД осуществляется только униполярным методом.

Биполярным методом регистрации электрических потенциалов называют такой, при котором оба отводных электрода расположены на участках объекта исследования, электрические потенциалы которых изменяются во времени. В случае пользования униполярным методом регистрации один отводный электрод (активный) расположен на участке объекта исследования, электрический потенциал которого изменяется во времени, а второй (пассивный) — на участке этого же объекта, электрический потенциал которого является постоянным (например, нулевым). Рассмотрим суть методов биполярной и униполярной регистрации ПД на примере его отведения от изолированного нерва.

В случае биполярной регистрации ПД нерва оба отводных электрода располагают на его поверхности таким образом, чтобы волна ПД (волна возбуждения), которая распространяется вдоль нервных волокон, могла пройти сначала под одним, а затем под вторым электродом. В результате этого кривая ПД, который отводится биполярным методом, будет формироваться как алгебраическая сумма двух, будто разных ПД, а, следовательно, должна иметь двухфазную форму.

Конструкцией катодного осциллографа предусмотрено, что отводные электроды можно условно считать разными полюсами (один, что соединенный на входе усилителя с землей, является негативным, а второй — позитивным полюсом). Потому обе фазы двухфазного ПД всегда регистрируются разнонаправленными: при прохождении электроотрицательной волны возбуждения под негативным отводным электродом луч осциллографа отклоняется вверх от изолинии, то есть в позитивную часть его шкалы. При прохождении же той же волны под позитивным отводным электродом луч осциллографа отклоняется вниз от изолинии.

В случае униполярной регистрации ПД нерва отводные электроды размещают на его поверхности таким образом, что ПД проходит только под одним электродом („активным”) и не может достичь того участка нерва, на котором помещен второй электрод („пассивный”). Кривая ПД, зарегистрированного униполярным методом, всегда имеет однофазную форму.

Если нужно униполярное отведение ПД от изолированного нерва, то можно превратить один из отводных электродов в пассивный, повредив участок нерва, расположенный между отводными электродами, тем самым, лишив ее возможности проводить возбуждение.

Цель работы: обнаружить форму кривой ПД, зарегистрированного биполярным методом.

Для работы необходимо: установка для регистрации ПД (катодный осциллограф), усилитель, электростимулятор, раздражающие и отводные электроды, влажная камера, вазелиновое масло, изолированный седалищный нерв лягушки, концентрированный (9,5%) раствор аммиака.

Ход работы

1. Подготовительный этап работы.

Изолированный седалищный нерв лягушки помещают во влажную камеру, и присоединяют к нему раздражающие и отводные электроды (на расстоянии 3-5 см). Заливают нерв вазелиновым маслом. Переводят стимулятор на работу в режиме „ритмическая серия”, а осциллограф — „ожидание на развертывание” с запуском от синхронизирующего импульса стимулятора. Включают приборы и усилитель в сеть.

Подавая на нерв ритмичную серию электрических импульсов (с частотой 10—30 имп/с), увеличивают их силу к моменту появления на экране осциллографа изображения ПД нерва достаточно большой амплитуды. Подбирают на осциллографе желаемую скорость развертывания, после чего прекращают стимуляцию нерва.

2.Основний этап работы.

Возобновить стимуляцию нерва, не изменяя ранее подобранных значений характеристик электрических импульсов.

Отметить, какую форму имеет на экране осциллографа кривая ПД, которая отводится от нерва. Умертвить с помощью 9,5% раствора аммиака участок нерва, расположенный между отводными электродами. Отметить, как изменилась на экране осциллографа форма кривой ПД.

Рекомендации относительно оформления результатов работы: в протоколе исследования изобразить кривые ПД, которые наблюдались на экране осциллографа при разных способах расположения на нерве отводных электродов.

В выводах указать: при каком способе расположения отводных электродов на нерве кривая ПД имеет двухфазную форму, а при каком — однофазную форму; какой метод регистрации ПД называют биполярным, а какой — униполярным.

Литература

Основная


  1. Физиология человека (учебник для медвузов). Покровский В.М., Коротько Г.Ф., ред. М.: Медицина, 2003, 2005.

  2. Физиология. Под ред. В.Г.Шевчука. Пособие по физиологии.- Винница: Новая книга. 2005. – 576 с. (русский перевод практических работ кафедрой).

  3. Методические указания для самостоятельной работы студентов. Утверждены на методическом заседании кафедры. 2006

Дополнительная


  1. Textbook of medical physiology / Arthur C. Guyton, John E. Hall.,. 2000, 2006.

Физиология человека: в 3-х томах. Перевод с английского. Под ред. Р.Шмидта и Г.Тевса. – М: Мир, 1996



Похожие:

Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию
Гуморальная регуляция и роль эндокринных желез в регуляции висцеральных функций
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию
Практические навыки из физиологии нервной и гуморальной регуляции висцеральных функций организма
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию
Возбуждение – это процесс, который возникает на мембране возбудимой структуры при раздражении и сопровождается уменьшением ее мембранного...
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина " физиология"
Гуморальная регуляция и роль эндокринных желез в регуляции висцеральных функций
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина " физиология"
Гуморальная регуляция и роль эндокринных желез в регуляции висцеральных функций
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина " физиология"
Объяснять механизмы влияния автономной нервной системы на висцеральные функции организма
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию
На протяжении 15 практических занятий студенты изучали материал 6 содержательных модулей в соответствии с конкретными целями каждого...
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию учебная дисциплина " физиология"
Исследование высшей нервной деятельности человека, типологических свойств нервной системы
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию
Исследование проведения возбуждения нервными волокнами и через нервно-мышечный синапс. Исследование потенциала действия целостных...
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию iconМетодические указания для студентов при подготовке к практическому занятию
На разных уровнях головного мозга эти сигналы фильтруются, обрабатываются и превращаются. Этот процесс завершается осознанными ощущениями,...
Методические указания для студентов при подготовке к практическому занятию iconМетодические указания к лабораторно-практическому занятию №3
Методические указания к лабораторно-практическому занятию №3 «Оценка освещенности рабочих мест». Ростов-на-Дону : Рост гос строит...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы