Методическое пособие для студентов 2 курса филологического факультета Тверь 2007 icon

Методическое пособие для студентов 2 курса филологического факультета Тверь 2007


Скачать 239.51 Kb.
НазваниеМетодическое пособие для студентов 2 курса филологического факультета Тверь 2007
Дата публикации13.11.2014
Размер239.51 Kb.
ТипМетодическое пособие

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования


Тверской государственный университет


Кафедра теории литературы


История зарубежной литературы XVII–XVIII веков


Методическое пособие для студентов 2 курса

филологического факультета


Тверь 2007


Методическое пособие включает в себя подробную программу лекций, планы практических занятий, список научной литературы, вопросы для самостоятельной работы с научной литературой и вопросы для самоконтроля.


Составитель доц. С.Ю. Артёмова


Цели и задачи курса


Курс продолжает цикл лекций по истории зарубежной литературы. Цель курса - дать студентам представление о специфике эпохи семнадцатого века и Просвещения, познакомить их с особенностями различных художественных систем изучаемого периода. XVII и XVIII века это особые культурные эпохи, которые не только породили литературные памятники своего времени, но и оказали значительное влияние на дальнейшее развитие искусства. На протяжении этих двух столетий кристаллизуются жанры, унаследованные от античности (например, трагедия и комедия), формируются перспективные (роман), появляются новые (литературная сказка). Именно в XVII и XVIII веках были осознаны многие возможности искусства и сделаны разнообразные художественные открытия, предопределившие литературные новаторства последующих эпох и даже приемы кино. Таким образом, изучение литературы XVII и XVIII веков дает базовый запас знаний, без которого невозможно освоение искусства нового времени. Таким образом, студенты приобретают знания, необходимые для изучения последующих разделов курсов «История зарубежной литературы» и «История русской литературы».

Задачи курса:

- познакомить студентов с особенностями литературного процесса XVII и XVIII веков;

- дать студентам представление об эволюции литературных жанров в указанные эпохи;

- способствовать закреплению у студентов навыков анализа и интерпретации текста.

В лекциях предлагается анализ ряда произведений, который может служить основой для самостоятельной работы.


Тематическая структура курса, его принципы и логика


Тематическая структура курса, его принципы и логика определена особенностями изучаемой эпохи. Для понимания того, чем литература XVII и XVIII веков отличается от литератур предшествующих веков, необходимо привлечение широкого исторического контекста.

Курс начинается с пояснения того, почему именно в XVII веке происходит резкая смена картины мира в глазах европейцев, что определяет противоречия эпохи, какие художественные системы формируются в новых условиях.

В рамках курса последовательно рассматриваются ренессансный реализм, барокко и классицизм, отражающие в своем сложном взаимодействии специфику эпохи. Изучение литературы дополняется примерами из других искусств – архитектуры, живописи, театра.

Промежуточным этапом между двумя эпохами (семнадцатым веком и Просвещением) выступает Предпросвещение, которое также комментируется с привлечением исторического материала.

Восемнадцатый век рассматривается в двух ипостасях: как век Просвещения (сменяемого Сентиментализмом) и как Галантный век. В качестве основной особенности эпохи акцентируется взаимодействие литературы и философии. В процессе анализа текстов рассматривается, как философские установки и эстетические концепции реализуются в литературе.

В лекционном курсе учитывается, что восприятие большинства произведений XVII и XVIII века требует у современного читателя напряженной работы по извлечению художественных смыслов и внеположенных искусству идей, которые были вполне очевидны для современников.

В рамках курса актуализируется также базовая филологическая установка студентов: навыки анализа и интерпретации, умение пользоваться теоретико-литературными понятиями, изученными в курсе «Введение в литературоведение».

Программа курса состоит из лекционного курса и практических занятий.


Программа лекционного курса

^ КЛАССИЦИЗМ ВО ФРАНЦИИ XVII ВЕКА


Возникновение классицизма. Основные эстетические принципы: роль античной классики, рационализм как основа мышления, абстрагирование характеров, противопоставление быта бытию. Дидактические устремления классицизма.


Исторические причины, обусловившие положение классицизма в искусстве Франции XVII века. Трактат Н. Буало "Поэтическое искусство". Нормативная поэтика и ее идеологическая роль. Иерархия жанров и иерархия государства.


Трагедия - ведущий жанр французского классицизма: проблематика, основной конфликт, роль, отводимая катарсису. Эстетическая теория и творческая практика: отступления от канона в трагедиях Корнеля и Расина.


Комедия французского классицизма: жанровая специфика и основные разновидности комедии, ее положение в иерархии жанров до Мольера. "Высокая комедия" Мольера. Специфика мольеровского дидактизма.


Французская моралистическая литература эпохи классицизма: философская основа морализма (Декарт и Гассенди); многообразие моралистических

жанров (творчество Паскаля, Лабрюйера, Ларошфуко, Лафонтена).


^ РЕНЕССАНСНЫЙ РЕАЛИЗМ И БАРОККО В ИСПАНИИ


"Золотой век" испанского искусства, основные художественные системы эпохи. Содержание понятия "ренессансный реализм", его условный характер; особенности ренессансного реализма в Испании. Лопе де Вега - теоретик и практик национальной литературы.


Барокко как художественная система. Специфика испанского барокко и ее воплощение в поэзии Луиса.


^ ПРОСВЕЩЕНИЕ В АНГЛИИ


Идеология Просвещения. Задачи Просвещения и особое место, отводимое искусству в их выполнении . Специфика просветительской литературы (философская и публицистическая направленность, рациональное построение текста, схематичность персонажей, подчеркнутый дидактизм).


Особенности Просвещения в Англии: скептическое отношение к социальным идеалам; интерес к природе человека, исследование отношений личности и мира. Формирование новых жанров литературы.


"Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо" Д. Дефо как философский роман. Черты, определяющие для Дефо-просветителя идеал нового человека). Дидактическое начало в романе.


Трансформация просветительских идеалов в философском романе Дж. Свифта "Путешествия Гулливера. Фантастика как средство создания модели мира и как основа пародийности. Логика романа: движение от памфлетности к предельным обобщениям.


Трансформация романа в творчестве С. Ричардсона: создание эпистолярного жанра и разработка его возможностей , новаторская тематика и способы ее реализации.


^ ПРОСВЕЩЕНИЕ И РОКОКО ВО ФРАНЦИИ


Особенности Просвещения во Франции: критика современных общественных институтов, стремление к социальным преобразованиям через активное воздействие на умы сограждан. "Энциклопедизм" и Энциклопедия. Слияние философской и художественной мысли. Актуализация жанра философской повести и философского диалога. Демократическая ориентация искусства.


Роль Вольтера в культурной жизни XVIII века. Универсальность его творчества и многообразие жанров. Жанровая специфика "Философских повестей". Конфликт повести "Кандид" как постановка философской проблемы, сюжет как реализация дискуссии. Концепция человека в "Кандиде".


Эстетические воззрения Дидро. Дидро - реформатор французской драматургии (теория и практика "мещанской драмы"). Философский диалог "Племянник Рамо": проблематика и поэтика


Культура рококо: принципиальная внеидеологичность, отсутствие актуальной проблематики и дидактических задач. Гедонизм как философская основа рококо. Наслаждение как цель искусства, самодостаточность прекрасного, декоративность, условность, детально разработанная символика любви-игры, эротизм, галантные сюжеты, "пасторальная" античность. Жанровые предпочтения литературы рококо: роман - список любовных побед, галантный роман, малые формы (новелла, литературная сказка), "легкая поэзия".


"История моей жизни" ("Мемуары") Джакомо Казановы - памятник культуры рококо (беллетризованная летопись эпохи и художественное произведение). Специфика героя и многогранность темы любви. Жанровое своеобразие.


Коллизия Просвещения и рококо в творчестве маркиза де Сада. Сад - "антипросветитель" : рациональный аморализм, преломление концепции "естественного мира" и "естественного человека", специфика дидактики; пародийное начало в традиционно просветительских жанрах (философский роман, философский диалог). "Антирококо": от эстетизации чувственности к эстетизации зла; функция "галантного" сюжета в новеллистике де Сада. Проблема положительного героя. Специфика психологического анализа. Средства выражения смещенных моральных оценок. Де Сад как культурный феномен.


^ ПРОСВЕЩЕНИЕ В ГЕРМАНИИ


Особенности Просвещения в Германии: проблема национального самосознания и духовного объединения немцев; работа над единым литературным языком, создание национальной эстетики в борьбе с французским культурным влиянием. Немецкая классическая философия - важнейший результат Просвещения в Германии.


Просветительская деятельность Лессинга. Лессинг - создатель национальной драматургии (немецкой "мещанской драмы"). Трагедия "Эмилия Галотти"- воплощение эстетики Лессинга: принципиальный отказ от норм классицистической трагедии; взаимодействие традиционной сюжетной схемы и современной нравственной проблематики.


^ СЕНТИМЕНТАЛИЗМ В АНГЛИИ


Философская основа сентиментализм. Противопоставление чувствительности и рассудочности. Эстетика сентиментализма: отказ от нормативности и рационализма, установка на непосредственное выражение чувств и эмоциональное восприятие; интерес к внутреннему миру личности, к движению и оттенкам чувства. Роль лирики в раннем английском сентиментализме. Трансформация романа в творчестве Лоренса Стерна: жанровое своеобразие "Сентиментального путешествия". Место иронии в "Сентиментальном путешествии". Влияние Стерна на русскую литературу.


Жан-Жак Руссо - основоположник французского сентиментализма. Цивилизация и "естественная" жизнь в системе взглядов Руссо, его социальные теории и эстетические воззрения. Художественное творчество как выражение философских представлений. Жанровая специфика "Исповеди". (мемуарное и художественное начала, истина "фактическая" и "нравственная).


^ СЕНТИМЕНТАЛИЗМ И ПРЕДРОМАНТИЗМ В ГЕРМАНИИ


Движение "Бури и натиска" как феномен немецкой культуры. Особенности эстетики штюрмеров. "Штюрмерская" драматургия Фридриха Шиллера: бунтарский пафос и нравственная проблематика драмы "Разбойники"; развитие эстетики Лессинга в "мещанской трагедии" "Коварство и любовь" . "Штюрмерский" роман И.-В. Гёте "Страдания юного Вертера": дух мятежности как конструктивная черта романа. Внутренний мир человека как основной объект романа (психологизм, переход от типа к характеру). Самоубийство героя с точки зрения штюрмерства, Гёте-человека и Гёте-художника.


Философская трагедия Гёте "Фауст". Место легенды о Фаусте в культуре Германии. Трансформация традиционного персонажа в трагедии Гёте. Смысловая роль композиции. Жанр "Фауста" как способ реализации его философской проблематики.


^ ОСНОВНАЯ УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Артамонов С.Д., Гражданская З.Т., Самарин Р.М. История зарубежной литературы XVII–XVIII веков. М., 1973.

2. История зарубежной литературы XVIII века / Под ред. В.П. Неуст-

роева. М., 1984.

3. Хрестоматия по зарубежной литературе XVII–XVIII веков: в 2 т.

М., 1973.


^

ГЛОССАРИЙ


Просвещение, барокко, классицизм, сентиментализм, рококо, предромантизм.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА


При самостоятельной работе необходимо учитывать, что восприятие большинства произведений потребует напряженной работы по извлечению художественных смыслов и внеположенных искусству идей, которые были вполне очевидными для современников. Понадобится также и определенная филологическая подготовка: навыки анализа и интерпретации, умение пользоваться теоретико-литературными понятиями, изученными в курсе "Введение в литературоведение". Полезным источником для формирования представлений о культурном контексте может быть энциклопедический справочник "Исторический лексикон. XVIII век." (М., 1996)


Особенностью данного курса является установка на совмещение целей и задач историко-литературной дисциплины с формированием профессиональных навыков будущих журналистов. Поэтому в качестве самостоятельной работы предлагаются творческие задания:


1. Рецензия на спектакль "Кабала святош" Тверского Театра для детей и молодежи.

2. "Детские" и "взрослые" экранизации "Путешествий Гулливера" ДЖ. Свифта

3. Какой могла бы быть последняя глава романа Л. Стерна "Сентиментальное путешествие"

4. "Реконструкция" диалога, открывающего первую главу романа Л. Стерна "Сентиментальное путешествие"

5. Письмо Робинзона Крузо к отцу

6. Образы культуры рококо в произведениях русского Серебряного века.

7. Отбор материала "Мемуаров" в фильме Ф. Феллини "Казанова"

8. Обвинительная либо оправдательная речь на воображаемом процессе по делу де Сада.

9. Аспекты личности и творчества де Сада в кинематографе.

10. Дневник "разумного" Альберта - антипода Вертера.


^ СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ:


Литература классицизма:


1. XVII век в мировом культурном развитии. М., 1969.

2. Обломиевский Д.Д. Французский классицизм. М., 1968.

3. Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М., 1980.

4. Бояджиев Г.Н. Мольер. Исторический пути формирования жанра высокой комедии. М., 1967.

5. Михальчи Д.Е. О комедиях Мольера // Литература в школе. 1967. № 2. С. 48–52.

6. Разумовская М.В. Жизнь и творчество Франсуа де Ларошфуко // Ларошфуко Фр. Мемуары. Максимы. М., 1993 (серия "Литературные памятники"). С. 237–254.

7. Томашевский Б.В. Пушкин и Лафонтен // Томашевский Б.В. Пушкин и Франция. Л., 1960.


Литература барокко:


1. Ренессанс, барокко, классицизм. М., 1966.

2. Штейн А.Л. Литература испанского барокко. М., 1983.

3. Еремина С. Предисловие // Гонгора-и-Арготе. Лирика. М., 1977.

4. Силюнас В. Классическая испанская драма XVI–XVII веков. М., 1995.


Литература Просвещения:


1. Елистратова А.А. Английский роман эпохи Просвещения. М., 1966.

2. Проблемы Просвещения в мировой литературе. М., 1970.

3. Аникст А.А. Д. Дефо: очерк жизни и творчества. М., 1957.

4. Дубашинский И.А. "Путешествие Гулливера" Дж. Свифта. М., 1969.

5. Муравьев В.С. Свифт. М., 1968.

6. Михайлов А. Вольтер и его проза // Вольтер. Философские повести. М., 1985.

7. Длугач Т.Б. Дени Дидро. М., 1986.

8. Грандель Ф. Бомарше. М., 1985.

9. Разумовская М. Жизнеописание маркиза де Сада// Аврора, 1991. № 9. С. 84–92.

10. Филиппов М.М. Лессинг, его жизнь и литературная деятельность // Филиппов М.М. Очерки о западной литературе XVIII–XIX веков. М., 1985.


Литература позднего Просвещения и Сентиментализма:


1. Верцман И.Е. Жан-Жак Руссо. М., 1976.

2. Колесников Б.И. Роберт Бёрнс. Очерк жизни и творчества. М., 1967.

3. Лозинская Л.Я. Фридрих Шиллер. М., 1960.

4. Вильмонт Н.Н. Гёте. М., 1959.

5. Демченко В.Д. "Вертер" Гёте и проблема романа в критике немецкого Просвещения // Гётевские чтения - 1984. М., 1986.

6. Аникст А.А. Гёте и "Фауст". М., 1983.

7. Аникст А.А. Художественный универсализм Гёте // Гётевские чтения - 84. М., 1986.


Планы практических занятий.


XVII и XVIII века - это особые культурные эпохи, которые не только породили литературные памятники своего времени, но и оказали значительное влияние на дальнейшее развитие искусства. На протяжении этих двух столетий кристаллизуются жанры, унаследованные от античности (например, трагедия и комедия), формируются перспективные (роман), появляются новые (литературная сказка). Именно в XVII–XVIII веках были осознаны многие возможности искусства и сделаны разнообразные художественные открытия, предопределившие литературные новаторства XIX и XX веков и даже приемы кино. Таким образом, изучение литературы XVII–XVIII веков одновременно с представлением о специфике эпохи дает базовый запас знаний, без которого невозможно освоение искусства нового времени.

Основная задача практических занятий - рассмотреть, как философские установки и эстетические концепции реализуются в конкретных художественных произведениях, как происходит эволюция жанров, какие именно художественные открытия определяют роль данного текста в творчестве автора и в истории литературы.

К сожалению, наиболее доступная учебная литература не может служить полноценным источником информации и основой для осмысления изучаемого периода. Написанные достаточно давно, учебники несут на себе печать времени: в историю литературы вторгается излишний социологизм, оценочность преобладает над интерпретацией. Поэтому план каждого практического занятия снабжен списком работ, которые помогут овладеть материалом. Значком * в списке помечается дополнительная литература. Полезным также может быть энциклопедический справочник "Исторический лексикон. XVIII век." (М., 1996).


^ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ I: ТРАГЕДИЯ ВО ФРАНЦУЗСКОМ КЛАССИЦИЗМЕ


1. Основные черты эстетики классицизма и их реализация в трагедиях П. Корнеля и Ж. Расина:

а) роль античности (авторитет классики; обобщение; правдоподобие; гражданственность);

б) рационализм как основа классицистического мышления и структура текста (принцип расстановки персонажей в "Сиде");

в) идеологическая сущность конфликта в "Сиде" и "Андромахе";

г) дидактическое начало в трагедиях;

2 . Эстетическая теория и творческая практика:

а) осознанные отступления от канона у Корнеля: причины обращения к сюжету о Сиде; эволюция конфликта в "Сиде"; нарушение правил ради художественной необходимости (три единства и правило благопристойности); соотношение темы любви и долга (анализ монолога Родриго в 6 явлении 1 акта, диалога Химены и Эльвиры в 3 явлении 3 акта); динамика диалогов; движение к психологизму;

б) приоритет нравственных проблем личности у Расина; античная идея Рока и диктат страстей; причины отступления от классического сюжета в "Андромахе"; разрешение конфликта и дидактизм в "Андромахе"; роль монологов в структуре трагедий Расина. Дидактическая функция главных героев.


ЛИТЕРАТУРА


1. Корнель П. Сид.

2. Корнель П. Предуведомление и Разбор "Сида" // Театр французского классицизма. М., 1970. С. 84–96.

3. Корнель П. Рассуждения о трагедии и о способах трактовать ее согласно законам правдоподобия или необходимости // Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М., 1980. С. 378–384.

4. Расин Ж. Андромаха.

5. Расин Ж. Первое и Второе предисловия к "Андромахе" // Театр французского классицизма. М., 1970. С. 350–353.

6. Адан А. Театр Корнеля и Расина // Театр французского классицизма.

М., 1970. С. 5–18.

7. Обломиевский Д.Д. Корнель // Обломиевский Д.Д. Французский классицизм. М., 1968.

8. Обломиевский Д.Д. Расин // Обломиевский Д.Д. Французский классицизм. М., 1968.

9. Есин А.Б. Художественный психологизм как теоретическая проблема // Вестник МГУ. Сер. 9. Филология. 1981. № 1. (особ. С. 20).

10. *XVII век в мировом культурном развитии. М., 1969.

11. *Буало Н. Поэтическое искусство // Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М., 1980. С. 425–439.


^ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 2: "ВЫСОКАЯ КОМЕДИЯ" МОЛЬЕРА


1. Жанровая специфика комедии.

2. Роль Мольера в истории комедии:

а) Мольер - создатель "высокой комедии". Эстетика мольеровского театра. Черты "высокой комедии" в "Тартюфе";

б) особенности конфликта и речевое поведение персонажей в комедиях Мольера ("Тартюф", "Дон Жуан");

3. Художник и власть ("заказные" пьесы Мольера):

а) заказ и его реализация ("Мещанин во дворянстве");

б) идеологическая основа конфликта комедии "Мещанин во дворянстве" и его осмысление современным читателем.

4. Особенности мольеровского дидактизма.


ЛИТЕРАТУРА


1. Мольер. Тартюф.

2. Мольер. Мещанин во дворянстве.

3. Мольер. Дон Жуан.

4. *Аристотель. Об искусстве поэзии (Поэтика) (любое издание).

5. Абрамович Г.Л. Комедия // Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. М., 1975. С. 256–263.

6. Пинский Л.Е. Комическое // Пинский Л.Е. Магистральный сюжет.

М.,1989. С. 339–344.

7. Бояджиев Г.Н. Мольер. Исторические пути формирования жанра высокой комедии. М., 1967.

8. Михальчи Д.Е. О комедиях Мольера // Литература в школе. 1967. № 2. С. 48–52.

9. *Булгаков М.А. Мольер. М., 1968.

10. *Мольер. Критика "Школы жен" // Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М., 1980. С. 392–405.


^ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 3: ФРАНЦУЗСКИЕ МОРАЛИСТЫ XVII ВЕКА


1. Философская основа морализма (рационализм Декарта и механистический материализм Гассенди).

2. Жанровое многообразие моралистической литературы (творчество Паскаля, Ларошфуко, Лабрюйера, Лафонтена).

3. "Максимы" Франсуа де Ларошфуко:

а) "Максимы" - этический итог эпохи (история создания);

б) способы анализа характера в "Максимах";

в) этическая проблематика "Максим";

г) парадоксальность суждения как основа поэтики "Максим".

4. Басни Жана Лафонтена:

а) басня как жанр;

б) тематическое разнообразие басен Лафонтена;

в) особенности поэтики; роль юмора;

г) влияние Лафонтена на европейскую литературу.

5. Ларошфуко и Лафонтен - два полюса морализма.


ЛИТЕРАТУРА


1. Ларошфуко Фр. Максимы.

2. Лафонтен Ж. Басни ("Старый кот и молодой мышонок", "Старик и трое молодых", "Лягушка и вол", "Лиса и виноград" и др.)

3. Разумовская М.В. Жизнь и творчество Франсуа де Ларошфуко // Ларошфуко Фр. Мемуары. Максимы. М., 1993 (серия "Литературные памятники"). С.237–254.

4. Гуляев Н.А. Басня // Гуляев Н.А. Теория литературы. М., 1977. С. 163–164.

5. Классическая басня. М., 1981.

6. *Томашевский Б.В. Пушкин и Лафонтен // Томашевский Б.В. Пушкин и Франция. Л., 1960.

7. *Лафонтен Ж. Сказки и новеллы в стихах // Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М., 1980. С. 406–411.


^ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 4: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ИСПАНСКОЙ ДРАМАТУРГИИ В ТВОРЧЕСТВЕ ЛОПЕ ДЕ ВЕГА


1. Лопе де Вега - теоретик (трактат "Новое искусство сочинять комедии в наше время"):

а) Лопе де Вега и классицизм;

б) требования к драматургии (теория сценической интриги, занимательность действия; демократизм в проблематике, расстановке персонажей, их речевом поведении; "жизнеподобие" в смешении смешного и серьезного). Новая комедия как синтез жанровых форм.

2. Лопе де Вега - практик:

а) многогранность творчества; место комедии в творчестве Лопе де Вега;

б) "Собака на сене" и "Фуэнте Овехуна" как воплощение основных

принципов Лопе - драматурга:

- традиционное и новаторское в конфликте и сюжете;

- традиционное и нетрадиционное в амплуа (герой-любовник, героиня,

комический слуга, благородные господа и простолюдины);

г) принципы создания персонажей:

- многогранность персонажей;

- зачатки психологизма и их проявление в речевой характеристике;

- смешение комического и серьезного;

- воплощение теории интриги, заменяющей дидактизм;

д) идеализация действительности как черта ренессансного реализма.


ЛИТЕРАТУРА


1. Лопе де Вега. Собака на сене.

2. Лопе де Вега. Фуэнте Овехуна (Овечий источник).

3. Томашевский Н. Испанский театр Золотого века // Испанский театр.

М., 1969. С. 5–19.

4. Плавскин З.И. Лопе де Вега. М.: Л., 1960.

5. Силюнас В. Испанская классическая драма XVI–XVII веков. М., 1995.

6. *Штейн А.Л. Драматургия "Золотого века" // Штейн А.Л. Литература испанского барокко. М., 1983.

7. *Штейн А.Л. История испанской литературы. М., 1994.

8. *Ортега-и-Гассет Х. Два театра // Ортега-и-Гассет Х. Этюды об Испании. Киев, 1994.


^ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 5: "ПУТЕШЕСТВИЯ ГУЛЛИВЕРА" ДЖ. СВИФТА КАК ФИЛОСОФСКИЙ РОМАН ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ


1. Памфлетное творчество Дж. Свифта и "Путешествия Гулливера"

(преемственность проблематики и художественных приемов).

2. Две точки зрения на жанр "Путешествий Гулливера" ("цикл памфлетов", "роман").

3. Жанровое своеобразие "Путешествий Гулливера" (роман-путешествие и его пародийный, сатирический, утопический и философский аспекты).

4. Фантастика в романе как средство создания модели мира и как основа пародийности.

5. Сюжетная и смысловая роль Гулливера.

6. Трансформация просветительских идеалов в "Путешествиях Гулливера":

а) композиция романа как способ воплощения концепции монархии (I, II и III части);

б) представление об относительности понятий (контраст I и II частей);

в) изображение республиканского устройства (III часть);

г) естественно-научные воззрения XVIII века и вера в силу разума в III части;

д) идеи "естественного мира" и "естественного человека" (IV часть);

е) IV часть как итоговое философское обобщение.

7. Способы реализации философской проблематики в каждой из четырех частей "Путешествий Гулливера".

8. Логика романа: движение от памфлетности к предельным обобщениям.


ЛИТЕРАТУРА

1. Свифт Дж. Путешествия Лемюэля Гулливера.

2. Елистратова А.А. Английский роман эпохи Просвещения. М., 1966.

3. Дубашинский И.А. "Путешествия Гулливера" Дж. Свифта. М., 1969.

4. Муравьев В.С. Свифт. М., 1968.

5. *Урнов Д.М. Робинзон и Гулливер: Судьба двух литературных героев. М., 1973.

6. *Кеттл А. Введение в историю английского романа (XVIII век). М., 1966.

7. *Англия в памфлете. М., 1987.

8. *Проблемы Просвещения в мировой литературе. М., 1970.


^ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 6: ЕДИНСТВО ФИЛОСОФИИ И ЛИТЕРАТУРЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ФРАНЦУЗСКИХ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ


1. Особенности Просвещения во Франции. "Энциклопедизм" и Энциклопедия.

2. Синкретизм мышления французских просветителей. Актуализация философско-художественных жанров.

3. "Философские повести" Вольтера:

а) роль Вольтера в культурной жизни XVIII века. Универсальность его творчества и многообразие жанров;

б) жанровая специфика "Философских повестей";

в) конфликт повести "Кандид" как постановка философской проблемы;

г) сюжет "Кандида" как реализация философской дискуссии;

д) Панглосс и Кандид - две концепции человека.

4. Философский диалог Д. Дидро "Племянник Рамо":

а) эстетические воззрения Дидро;

б) философский диалог "Племянник Рамо": взаимодействие с жанровой традицией диалогов Платона;

в) условность персонажа - "автора";

г) способы характеристики заглавного персонажа;

д) многогранность проблематики.


ЛИТЕРАТУРА


1. Вольтер. Кандид.

2. Дидро. Племянник Рамо.

3. Михайлов А. Вольтер и его проза // Вольтер. Философские повести. М., 1985.

4. Длугач Т.Б. Дени Дидро. М., 1986.

5. Радциг С.И. История древнегреческой литературы. М., 1982. С. 350–351 (о диалогах Платона).

6. *Гордон Л.С. Поэтика "Кандида" // Проблемы поэтики и истории литературы. Саранск, 1973.

9. *Гачев Д.И. Эстетические взгляды Дидро. М., 1961.

10. *Западноевропейская художественная культура XVIII века. М., 1980.

11.* Проблемы Просвещения в мировой литературе. М., 1970.


^ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 7: "СТРАДАНИЯ ЮНОГО ВЕРТЕРА" ГЁТЕ КАК РОМАН НЕМЕЦКОГО СЕНТИМЕНТАЛИЗМА


1. Движение "Бури и натиска" и его место в истории немецкой литературы.

2. "Штюрмерский" роман Гёте "Страдания юного Вертера":

а) дух мятежности как конструктивная черта романа (система конфликтов, "Вертер, мученик мятежный" (А.С.Пушкин);

б) культ чувства, природы и искусства как вызов "холодному рассудку" (Вертер и Альберт);

в) идея "естественного человека" (мир простолюдинов и филистеры).

3. Внутренний мир человека как объект сентименталистского романа (психологизм, переход от типа к характеру).

4. Самоубийство героя с точки зрения штюрмерства, Гёте-человека и Гёте-художника.


ЛИТЕРАТУРА


1. Гёте И.-В. Страдания юного Вертера.

2. История зарубежной литературы XVIII века /под ред. В.П. Неустроева. М., 1984.

3. Манн Т. "Вертер" Гёте // Манн Т. Собрание сочинений : в 10 т. М., 1961. Т.10.

4. Вильмонт Н.Н. Гёте. М., 1959.

5. Есин А.Б. Художественный психологизм как теоретическая проблема // Вестник МГУ. Сер. 9 Филология. 1982. № 1. (особ. С. 20).

6. Демченко В.Д. "Вертер" Гёте и проблема романа в критике немецкого Просвещения // Гётевские чтения - 1984. М., 1986.

7. *Бент М. "Вертер, мученик мятежный ..." Биография одной книги. Челябинск, 1997.


^ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 8: "ФАУСТ" ГЁТЕ: ПРОБЛЕМАТИКА И ПОЭТИКА


1. Проблема национального самосознания в немецком Просвещении. Место легенды о Фаусте в культуре Германии.

2. Трансформация традиционного персонажа в творчестве Гёте.

3. Смысловая роль композиции "Фауста" (вступление и прологи, двухчастность построения).

4. Часть I:

а) поиск смысла жизни - основа проблематики I части;

б) система образов как воплощение проблематики;

в) национальный колорит.

5. Часть II:

а) поиск смысла истории - основа проблематики II части;

б) роль иносказаний;

в) символика финала.

6. Параллелизм I и II частей ("малый свет" и "большой свет").

7. Жанр "Фауста" как способ реализации его философской проблематики.


ЛИТЕРАТУРА


1. Гёте И.-В. Фауст. Часть I и II (в переводе Б.Л. Пастернака).

2. Вильмонт Н.Н. Гёте. М., 1959.

3. Аникст А.А. Гёте и "Фауст". М., 1983.

4. Бент М. Концепция личности в "Фаусте" Гёте и драматургии Г. фон Клейста // Гётевские чтения - 84. М., 1986.

5. Аникст А.А. Художественный универсализм Гёте // Гётевские чтения - 84. М., 1986. С. 12–16, 22–29, 31–36.

6. *Жирмунский В.М. Творческая история "Фауста" // Жирмунский В.М. Очерки по истории немецкой классической литературы. Л., 1972.

7. *Асмус В.Ф. Немецкая эстетика XVIII века. М., 1963.

8. *Зарубежные писатели о литературе и искусстве. Немецкая литература XVIII века. Под ред. Н.П. Михальской. М., 1980.

9. *Конради К.О. Гёте. Жизнь и творчество: в 2 т. М., 1987.

10.*Эккерман И.П. Разговоры с Гёте в последние годы его жизни. Ереван, 1988.

Рейтинг-контроль


Тестовые задания для промежуточного контроля:

Баллы распределяются в каждом модуле следующим образом:

15 баллов за тест (1 правильный ответ=1 балл), 15 баллов за работу на практических занятиях. Кроме того, 10 баллов возможно получить за вопросы, заданные на лекции.

Предполагается, что тест по истории зарубежной литературы в первую очередь позволяет выявить знания, полученные на лекции, а также в процессе самостоятельной работы – в результате чтения основной и дополнительной научной и учебно-методической литературы. Однако наш тест рассчитан не только на проверку знаний, но и на проверку понимания материала. Поэтому тест вариативен, и некоторые вопросы предполагают не один вариант правильного ответа, а несколько. За каждый правильный ответ дается 1 балл.


^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО КУРСУ


1. Корнель П. Сид.

2. Корнель П. Гораций.

3. Расин Ж. Федра.

4. Расин Ж. Андромаха.

5. Мольер. Тартюф.

6. Мольер. Мещанин во дворянстве.

7. Мольер. Дон Жуан.

8. Ларошфуко Фр. Максимы.

9. Лафонтен Ж. Басни ("Старый кот и молодой мышонок", "Старик и трое

молодых", "Лягушка и вол", "Лиса и виноград" и др.)

10.Лопе де Вега. Фуэнте Овехуна (Овечий источник).

11.Лопе де Вега. Собака на сене.

12.Гонгора Л. Сонеты ("О влага светоносного ручья...", "В хрустальной

чаше ласковых ладоней..." , "Даме с ослепительно белой кожей, оде-

той в зеленое" или другие); Летрильи ("Жить бы мне в покое...",

"Фортуна" или другие).

13.Кальдерон П. Жизнь есть сон.

14.Мильтон Дж. Потерянный Рай (фрагменты) // Колесо Фортуны. Из евро-

пейской поэзии XVII века. М., 1989. С. 506, 542.

15.Донн Дж. Стихотворения (Прощание, запрещающее грусть. Исчисление.

Блоха. Священные сонеты).

16.Дефо Д. Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо.

17.Свифт Дж. Путешествия Гулливера.

18.Ричардсон С. Памела, или Вознагражденная добродетель (по хрестоматии).

19.Ричардсон С. Кларисса Гарлоу, история молодой леди (по хрестоматии).

20.Вольтер. Кандид.

21.Дидро Д. Племянник Рамо.

22.Прево А. История кавалера де Грие и Манон Леско.

23.Бомарше П.-О. Севильский цирюльник.

24.Бомарше П.-О. Безумный день, или Женитьба Фигаро.

25.Парни Э. Стихотворения (Элегия. Ложный страх. Добрый совет. Прозер-

пина. Леда //Мастера русского стихотворного перевода: В 2 - х т.Л.,

1968. Т. 1. С. 195 - 197, 245 - 246, 273 - 275).

26.Казанова Дж.-Дж. История моей жизни.

27.Сад А.-Д. Доржевиль, или Преступник в силу добродетели // Аврора.

1991. N 9.

28.Лессинг Г.-Э. Эмилия Галотти.

29.Гольдони К. Слуга двух господ.

30.Гоцци К. Любовь к трем апельсинам.

31.Томсон Дж. Времена года.

32.Юнг Э. Жалоба, или Ночные думы о жизни, смерти и бессмертии.

33.Грей Т. Элегия, написанная на сельском кладбище.

34.Голдсмит О. Покинутая деревня.

35.Стерн Л. Сентиментальное путешествие по Франции и Италии.

36.Руссо Ж.-Ж. Исповедь. Ч.I.

37.Бёрнс Р. Стихотворения (Любовь и бедность. Джон Ячменное Зерно.

Старая дружба. Шотландская слава. Был честный фермер мой отец. Про-

бираясь до калитки... Финдлей. Счастливый вдовец. Лучший парень.

Горной маргаритке, которую я примял моим плугом. Тэм О'Шентер. Ноч-

лег в пути. Ода шотландскому пудингу "Хаггис". Элегия на смерть мо-

ей овцы, которую звали Мэйли. Эпиграммы).

38.Шиллер Ф. Коварство и любовь.

39.Шиллер Ф. Стихотворения (Немецкая муза. К цветам. К радости. Мужиц-

кая серенада). Баллады (Кубок. Перчатка. Перстень Поликрата).

40.Гёте И.-В. Страдания юного Вертера.

41.Гёте И.-В. Стихотворения (Надпись на книге "Страдания юного Верте-

ра". Ночная песнь странника. Лесной царь. Миньона).

42.Гёте И.-В. Фауст. Часть I и II (в переводе Б.Л.Пастернака).


ОБРАЗЕЦ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ


1. Драма Шиллера "Разбойники" написана:

а) белым стихом

б) прозой

в) александрийским стихом


2. Вертер говорит Лотте на последнем свидании, что он:

а) уезжает

б) решил уйти из жизни

в) полюбил другую


3. Гёте писал "Фауста":

а) в последние годы жизни

б) на протяжении 30 лет

в) на протяжении 60 лет



Похожие:

Методическое пособие для студентов 2 курса филологического факультета Тверь 2007 iconМетодическое пособие для студентов 2 курса филологического факультета Тверь 2007
Методическое пособие включает в себя подробную программу лекций, планы практических занятий, список научной литературы, вопросы для...
Методическое пособие для студентов 2 курса филологического факультета Тверь 2007 iconУчебно-методическое пособие для студентов 5 курса лечебного факультета и факультета по подготовке специалистов для зарубежных стран
Учебно-методическое пособие содержит основные положения производственной врачебной практики по терапии на 5 курсе, требования к студентам...
Методическое пособие для студентов 2 курса филологического факультета Тверь 2007 iconУчебно-методическое пособие для студентов лечебно-профилактического факультета Гродно 2004
Сборник тестовых вопросов и ответов по биоорганической химии – Учебно-методическое пособие для студентов педиатрического факультета....
Методическое пособие для студентов 2 курса филологического факультета Тверь 2007 iconМетодическое пособие для студентов обучающихся по специальности профессиональное обучение
...
Методическое пособие для студентов 2 курса филологического факультета Тверь 2007 iconУчебно-методическое пособие для студентов педиатрического факультета Гродно 2004
Сборник тестовых вопросов и ответов по биоорганической химии – Учебно-методическое пособие для студентов педиатрического факультета....
Методическое пособие для студентов 2 курса филологического факультета Тверь 2007 iconУчебно-методическое пособие для студентов 5-го курса Академии экономики и предпринимательства управления специальности 080105 «Финансы и кредит»
Программа преддипломной практики. Учебно-методическое пособие для студентов 5-го курса Академии экономики и предпринимательства специальности...
Методическое пособие для студентов 2 курса филологического факультета Тверь 2007 iconУчебно-методическое пособие для студентов 5-го курса Академии экономики и управления специальности 080105 «Финансы и кредит»
Программа преддипломной практики. Учебно-методическое пособие для студентов 5-го курса Академии экономики и управления специальности...
Методическое пособие для студентов 2 курса филологического факультета Тверь 2007 iconУчебное пособие для студентов 3 курса химического факультета уфа риц башгу 2009 удк 66. 021 Ббк 35
Учебное пособие предназначено для студентов 3 курса химического факультета БашГУ
Методическое пособие для студентов 2 курса филологического факультета Тверь 2007 iconУчебное пособие для студентов 3 курса химического факультета уфа риц башгу 2013 удк 66. 021 Ббк 35
Учебное пособие предназначено для студентов 3 курса химического факультета БашГУ
Методическое пособие для студентов 2 курса филологического факультета Тверь 2007 iconМетодическое пособие по курсу "Схемотехника эвм" для студентов специальности 22. 01. 00
Данное методическое пособие содержит теоретические материалы, примеры построения цифровых схем, контрольные вопросы и задания по...
Методическое пособие для студентов 2 курса филологического факультета Тверь 2007 iconМетодическое пособие по выполнению лабораторных работ, вопросы программированного контроля с эталонами ответов Москва 2010
Методическое пособие предназначено для студентов факультета социальной медицины. Оно объединяет преподавание патофизиологии и патологической...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы