Методическое пособие для студентов обучающихся по специальности профессиональное обучение icon

Методическое пособие для студентов обучающихся по специальности профессиональное обучение


НазваниеМетодическое пособие для студентов обучающихся по специальности профессиональное обучение
страница1/12
Дата публикации14.03.2014
Размер0.88 Mb.
ТипМетодическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


Ψ




ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА


СТУДЕНТОВ


Методическое пособие

для студентов обучающихся по специальности профессиональное обучение


УФА 2006

УДК 88.840 Печатается по решению

П 61 редакционно-издательского

совета БГПУ


^ Психологическая практика студентов:

Методическое пособие /

– Уфа, 2006. – 48 с.


Психологическая подготовка будущих учителей – одна из важнейших компонент в структуре профессионального становления студентов педвуза. Поэтому психологической практике уделяется и соответствующее внимание. Этой цели должно служить данное руководство, разработанное на кафедре Психологии БГПУ.


Авторы-составители:

Нестерова И.Н.

Шавалиева И.Ш.




© Башгоспедуниверситет, 2006


СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………

Основные задачи студента-практиканта………………………………

Задания студентам-практикантам по психологии……………………

Требования к письменному отчету по результатам педагогической

практики по психологии…………………………………………………


4

4



Часть I. Задачи и содержание психологической практики на IV курсе

1.1. Схема составление психолого – педагогической

характеристики личности учащегося …………………………………





Часть II. Задачи и содержание психологической практики на V курсе

2.1. Схема составления его социально – психологической

характеристики школьного коллектива………………………………





Часть III. Задания по выбору……………………………………………

3.1. Лекции-беседы по психологии для учащихся………………………..





Часть IV. Экспериментальное исследование психологических

особенностей учащихся…………………………………………

Анализ отношения к уроку…………………………………………………

Исследование мотивов учения……………………………………………

Причины трудностей в учении……………………………………………

Выявление эмоционального отношения к уроку………………………

Самооценка способностей и знаний……………………………………..

Тест «формула темперамента»…………………………………………..

Методика «САН»………………………………………………………….

Методика «исследование самооценки личности»………………………

Методика «семантический дифференциал»…………………………….

Методика «незаконченные предложения»………………………………

Методика «несуществующее животное»………………………………..

Методика социометрия…………………………………………………...

Методика выделения группировок………………………………………

Методика «психологическая атмосфера в коллективе»……………….

Методика изучения мотивов участия учащихся в деятельности…..

Опросник профессиональной готовности………………………………

Изучение удовлетворенности избранной специальностью……………….

Выявление познавательных интересов и предметной направленности..

Исследование мотивов выбора профессии и мотивации учебной

деятельности………………………………………………………………





Рекомендуемая литература……………………………………………..







ВВЕДЕНИЕ


Психологическая практика студентов является неотъемлемой частью подготовки высококвалифицированных специалистов и проводится в базовых и других образовательных учреждениях. Она предусматривает изучение будущими учителями многосторонней деятельности колледжей, учреждений начального и среднего профессионального образования, выработку у них комплекса психолого – педагогических умений и навыков.

Практика студентов по психологии призвана решать ряд задач:

  1. Приобретение профессиональных и личностных качеств будущего преподавателя.

  2. Применение психологических знаний в учебно-воспитательном процессе, а также изучение индивидуальных, возрастных и профессиональных особенностей учащихся.

  3. Выработка у студентов творческого, исследовательского подхода к педагогической деятельности, приобретение ими навыков анализа результатов своего труда, формирование потребности в самообразовании.

  4. Овладение методами психологического исследования.

Данное методическое пособие адресуется студентам – практикантам IV – V курса. Оно состоит из 2–х разделов: заданий и комплекса методик.

В содержание психологических заданий входят:

  1. На IV курсе – изучение личности учащегося и составление его психолого – педагогической характеристики – с использованием научно – психологических методов, включая экспериментальные методики выявления психологических особенностей личности, ее места и роли в коллективе, уровня притязаний, познавательной деятельности, профессионального самоопределения и др;

  2. На V курсе – составление психолого – педагогической характеристики на коллектив учащихся.



^

Основные задачи студента-практиканта





  • теоретические знания приблизить к жизни, к практической работе в учреждениях начального и среднего профессионального учреждения;

  • развивать профессиональные интересы и способности;

  • приобрести умения в области психологической диагностики;

  • практиковаться в разработке тактики педагогического воздействия на основе психологического анализа возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и межличностных отношений в группах.

  • развитие потребностей в педагогическом самообразовании и постоянном совершенствовании.



^ Требования к письменному отчету

по результатам педагогической практики по психологии

Задание по психологической практике оформляется в отдельной тетради и заверяется печатью учебного заведения. К отчету обязательно прилагаются материалы (тесты, анкеты выполненные учащимися), на основании которых выполнено задание.

В отчете должно быть отражено:

1. Учреждение начального, среднего профессионального образования, группы, где проходил практику студент, время прохождения практики.

2. Общее впечатление и особенности данной практики.

3. Уровни реализации целей и задач практики.

4. Содержание психологических характеристик в соответствие с требованиями, предъявленными к ним.

5. Отчет по изучению индивидуальных особенностей своей педагогической деятельности.

6. Положительные и отрицательные моменты в подготовке студентов к психологической работе, выявленные в процессе практики. Иллюстрация примерами.

7. Рекомендации по дальнейшему улучшению преподавания общей психологии, психологии профессионального образования.

8. Конкретные рекомендации по улучшению руководства практикой студентов по психологии.

9. Выводы.

Ч А С Т Ь 1

^ ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ

ПРАКТИКИ НА IV КУРСЕ


Основная цель психологической практики на IV курсе – выработать у студентов умения и навыки решать задачи, требующие применения психологических знаний.

Эта цель может достигаться несколькими путями, но наиболее эффективный путь – изучение личности учащегося и составление его характеристики, с целью проектирования его личностного и профессионального развития. Работа над характеристикой требует от студентов знаний теоретических положений общей, возрастной, педагогической, специальной и социальной психологии, психологии профессионального образования.

Основными методами изучения личности учащегося для составления его характеристики остаются наблюдение и тестирование. Наблюдение следует проводить в разных ситуациях: во время учебной деятельности, во время перемен, внеклассных дел. Наблюдению подлежат различные движения, высказывания учащегося, манера общения со сверстниками и взрослыми, поведение вне учебного заведения и т.д. Во внешних проявлениях учащегося студенту-практиканту надлежит увидеть психологический смысл, психологическую сторону действия, поведения, т.е. обнаружить мотивы, цели поведения, особенности характера, воли, чувств, особенности внимания, памяти и т.д. Словом, наблюдаемый акт поведения следует анализировать и оценивать в единстве его внутреннего (психологического) и внешнего (моторного) проявления.

Кроме наблюдения, следует использовать методики, приведенные в 4 части. Выбор методик осуществляется как при непосредственном участии и рекомендациях преподавателя психологии, так и самостоятельно.

При выполнении задания, если позволяет время и условия, студенты могут изучить не одного, а двух учащихся (на первом и выпускном курсах профессионального обучения). Параллельное изучение позволит провести сопоставление учащихся по отдельным критериям (свойствам, особенностям) и в целом личностей.

Результаты оформляются в отдельной тетради в соответствии с требованиями к отчету (См. введение – «требования к отчету по результатам педпрактики по психологии»).

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12



Похожие:

Методическое пособие для студентов обучающихся по специальности профессиональное обучение iconМетодическое пособие для студентов обучающихся по специальности профессиональное обучение
...
Методическое пособие для студентов обучающихся по специальности профессиональное обучение iconПрофессионально-педагогический институт Кафедра АиАХимптд
Методическое пособие предназначено для студентов четвертого курса (8-й семестр) специальности 050501. 15 "Профессиональное обучение...
Методическое пособие для студентов обучающихся по специальности профессиональное обучение iconМетодическое пособие Для выполнения курсового проекта 5 курса Специальность 050501. 15 Профессиональное обучение «Автомобили и автомобильное хозяйство»
Методическое пособие устанавливает правила разработки и оформления курсового проекта студентами 5 курса специальности 050501. 15...
Методическое пособие для студентов обучающихся по специальности профессиональное обучение iconУчебно-методическое пособие для студентов 5-го курса Академии экономики и предпринимательства управления специальности 080105 «Финансы и кредит»
Программа преддипломной практики. Учебно-методическое пособие для студентов 5-го курса Академии экономики и предпринимательства специальности...
Методическое пособие для студентов обучающихся по специальности профессиональное обучение iconУчебно-методическое пособие для студентов 5-го курса Академии экономики и управления специальности 080105 «Финансы и кредит»
Программа преддипломной практики. Учебно-методическое пособие для студентов 5-го курса Академии экономики и управления специальности...
Методическое пособие для студентов обучающихся по специальности профессиональное обучение iconМетодическое пособие по курсу "Схемотехника эвм" для студентов специальности 22. 01. 00
Данное методическое пособие содержит теоретические материалы, примеры построения цифровых схем, контрольные вопросы и задания по...
Методическое пособие для студентов обучающихся по специальности профессиональное обучение iconУчебно-методическое пособие по выполнению курсовой работы по дисциплине «Маркетинг» для студентов, обучающихся по направлению 080500 «Менеджмент»
Б82 Боргардт Е. А. Маркетинг: учебно-методическое пособие по выполнению курсовых работ / Е. А. Боргардт – Тольятти: Тольяттинский...
Методическое пособие для студентов обучающихся по специальности профессиональное обучение iconУчебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности «История» -52080
Охватывает должную долю учебного объема изучаемой проблематики, в соответствии с требованиями фгос впо. Применение их должно обеспечить...
Методическое пособие для студентов обучающихся по специальности профессиональное обучение iconУчебно-методическое пособие по изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов-заочников специальности 120303-Городской кадастр высшего профессионального образования
Ледование и экологическая оценка территорий. Учебно-методическое пособие по изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для...
Методическое пособие для студентов обучающихся по специальности профессиональное обучение iconУчебно-методическое пособие по изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов-заочников специальности 120303-Городской кадастр высшего профессионального образования
Основы геологии и гидрогеологии. Учебно-методическое пособие по изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов-заочников...
Методическое пособие для студентов обучающихся по специальности профессиональное обучение iconУчебно-методическое пособие по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов заочников специальности
Учебно-методическое пособие по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов – заочников специальности
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы