Методическое пособие по курсу «Дифференциальная психология» (Составитель: Андрущенко О. С.) icon

Методическое пособие по курсу «Дифференциальная психология» (Составитель: Андрущенко О. С.)


Скачать 124.17 Kb.
НазваниеМетодическое пособие по курсу «Дифференциальная психология» (Составитель: Андрущенко О. С.)
страница1/4
Андрущенко О.С
Размер124.17 Kb.
ТипМетодическое пособие
  1   2   3   4

Методическое пособие по курсу

«Дифференциальная психология»

(Составитель: Андрущенко О.С.)

Введение

Дифференциальная психология – дисциплина, изучающая различия между людьми и между группами людей. Иногда дифференциальную психологию называют психологией индивидуальных различий. Рождением дифференциальной психологии принято считать 1900 год, когда вышла книга Уильяма Штерна «О психологии индивидуальных различий: идеи к дифференциальной психологии». Именно Штерн предложил термин и название дисциплины – «дифференциальная психология». Это не значит, что до Штерна никаким образом не исследовались индивидуальные различия людей. С древнейших времен философы и ученые обращали свое внимание на то, что все люди разные и более того – их можно классифицировать определенным образом относительно их психологических особенностей и поведения. Однако мы знаем, что для того, чтобы считать некую дисциплину научной, необходимо, чтобы были четко выделены предмет, объект и методы, разделяемые некоторой общностью людей. Таким образом, в начале XX в. сложилась психологическая дисциплина, изучающая индивидуально-психологические различия, были определены основные задачи исследований, оформлен понятийный аппарат, предложены первые методы обработки математического анализа данных. Предметом дифференциальной психологии являются различия между людьми. Это могут быть различия по темпераменту, характеру, способностям. Это также могут быть индивидуальные различия в эмоциональных проявлениях (обидчивость, завистливость), мотивационные различия (например, стремление к достижению или избегание неудач), различия в проявлении силы воли (например, различия по самообладанию), различия в стиле деятельности (профессиональной, учебной), различия в отношении к здоровью и по стратегиям совладания со стрессом. В качестве задач дифференциальной психологии можно выделить следующие:

  1. Выделение наиболее существенных, информативных психологических характеристик человека и изучение их структуры.

  2. Изучение пределов, в которых психологические признаки изменяются (межиндивидуальная вариативность).

  3. Изучение различий между группами людей.

  4. Выявление факторов, лежащих в основе индивидуально-психологических различий.

Становление дифференциальной психологии неразрывно связано с разработкой измерительных процедур. В этом смысле она тесно связана с такими дисциплинами, как психодиагностика и экспериментальная психология. Психологические тесты являются основным инструментом дифференциальной психологии. Одной из отличительных особенностей теста является количественная оценка признака, что дает возможность использовать статистические методы при анализе полученных данных. Развитие статистических методов обусловило в какой-то степени прогресс дифференциальной психологии. Уже в первых массовых исследованиях психологических характеристик было обнаружено, что частота встречаемости показателя (например, уровень нейротизма) повышается, если он близок к среднему значению по выборке. Наиболее часто в дифференциально-психологических исследованиях используются коэффициенты корреляции, которые позволяют выяснить, каким образом связаны разные психологические характеристики.

В настоящее время проблема индивидуальных различий является одной из самых важных и актуальных проблем в психологической науке. Цель данного курса – ознакомление студентов с основами дифференциальной психологии. В рамках курса рассматриваются история дифференциальной психологии, современные отечественные и зарубежные теории темперамента, характерологические аспекты индивидуальных различий и проблема способностей и одаренности.

В качестве основы для данной дисциплины используется общая психология, дифференциальная психофизиология и история психологии. Дифференциальная психология находит применение во многих дисциплинарных областях. Прежде всего, это психология труда, клиническая психология, психология общения, педагогическая психология, психология личности и др.

В результате обучения студент должен научиться ориентироваться в истории развития представлений об индивидуальных различиях, сопоставлять различные теории индивидуальных различий и уметь находить общее и различное в них, а также уметь объяснить, чем обусловлены сходства и различия между разными подходами.


^ Распределение часов курса по разделам и видам работ


№ п/п

Раздел

Учебный план, часов

Аудиторные занятия

Самостоят. работа

Итого

лекции

практ. занятия

1

История развития представлений об индивидуальных отличиях

6

-

10

16

2

Темперамент

12

-

12

24

3

Характер

8

-

8

16

4

Способности

8

-

8

16


ТЕМПЕРАМЕНТ


Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.


^ Тема 1. История развития представлений о природе темперамента

Учение о темпераменте и его типах имеет длинную историю. Выделяют несколько теорий темперамента: гуморальные, соматические, генетические, энергетические, нервные и психологические. История развития представлений о темпераменте начинается с гуморальных теорий.

Гуморальные теории

Гиппократ (V в. до н.э.) - основоположник учения о темпераменте. Основная идея Гиппократа в том, что состояние организма зависит главным образом от количест­венного соотношения «соков», или жидкостей, имеющихся в организме. Необходимыми для жизни «соками» Гиппократ считал кровь, желчь, черную желчь и слизь, и предполагал, что для здоровья необходимо их оптимальное соотношение.

Для обозначения «пропорции» в смешении жидкостей использо­вать слово temperamentum (что означает «надлежащее соотноше­ние частей», от которого и произошел термин «темперамент») начали римские врачи, жившие несколькими столетиями позже. Римский анатом и врач Клавдий Гален, живший во II в. до н.э., впервые дал развернутую классификацию разных типов темперамента, которая включала 13 типов. С точки зрения Галена, преобладание крови (sanguis) свидетельствует о сангвиническом, желчи (chole) – о холерическом, слизи (flegma) – о флегматическом, а черной желчи (melan chole) – о меланхолическом темпераменте. Впоследствии представителями античной медици­ны число типов темперамента было сведено до четырех, каждый из которых характеризовался преобладанием какой-либо одной жидкости.

Немецкий философ И. Кант (конец XVIII в.), считал, что природной основой темперамента являются индивидуальные особенности крови. В своей работе «О темпераменте» Кант описывает 4 типа темперамента. Он делил темпераменты на темпераменты чувства (сангвинический и меланхолический) и темпераменты действия (холерический и флегматический). Темпераменты по Канту не могут быть совмещены, т.к. в парах они противоположны и никак не соприкасаются.

^ П.Ф. Лесгафт писал (в конце XIX — начале XX в.) о том, что в ос­нове проявлений темперамента в конечном счете лежат свойства системы кровообращения, в частности, толщина и упругость стенок кровеносных сосудов, диаметр их просвета, строение и форма сердца и т.д., с чем связаны быстрота и сила кровотока и как следствие - мера возбудимости организма и продолжитель­ность реакций в ответ на различные стимулы. Согласно Лесгафту, главным признаком темперамента является сила и быстрота действия и чувствования. Таким образом, сангвиник – слабый и быстрый, холерик – сильный и быстрый, флегматик – слабый и медленный, меланхолик – сильный и медленный. Лесгафт говорил о том, что старение сердца приводит к флегматизации темперамента, так как стенки сосудов тончают, и просвет сосудов увеличивается, соответственно кровь бежит медленнее.


Энергетические теории темперамента

Автором энергетической теории темперамента является В. Вундт (1893). Он понимал темперамент как предрасположенность к аффекту. В. Вундт выделил два биполярных свойства темперамента силу и быстроту изменения (стабильность— нестабильность) эмоции (чувства), подчеркивая тем самым значение энергетической характеристики индивида. Сильные эмоциональные реакции в сочетании с эмоциональной нестабильностью образуют холерический темперамент, небольшая сила эмоциональных реакций в сочетании с их нестабильностью образуют сангвини­ческий темперамент и т. д.

Таким образом, В. Вундт отошел от чисто описательного подхода к типам темперамента, выделив две характеристики, которые могут быть измерены. Отсюда описание типов темперамента может основываться не только на умозрительных заключениях, но и на объективных данных. Он же высказал и важную мысль о том, что каждый темперамент имеет свои положительные и отрицательные стороны.


Соматические теории

На рубеже XIX и начала XX вв. под влиянием антропологов, обративших внимание на различия в строении тел, и психиатров, подчеркивавших индивидуальные различия в предрасположенности психическим заболеваниям, сформировалась концепция, согласно которой существует связь между телосложением и свойствами темперамента.

Эта концепция была распространена, прежде всего, среди итальянских, французских и немецких исследователей. Французский врач Клод Сиго (1904) создал типологию, в основе которой лежало представление о том, что организм человека и его расстройства зависят от среды врожденных предрасположенностей. Каждой системе организма соответствует определенная внешняя среда, воздействующая на эту систему. Исходя из этого, Клод Сиго выделяет четыре основных типа телосложения: дыхательный, пищеварительный, мускульный и церебральный (мозговой). Преобладание какой-либо одной системы над остальными приводит к специфической реакции индивида на определенные изменения окружающей среды, благодаря чему каждому из типов телосложения соответствуют определенные особенности темперамента.

Вслед за Сиго главным идеологом конституциональной типологии был немецкий психиатр ^ Э. Кречмер («Строение тела и характер», 1921). Будучи практикующим врачом, Кречмер обратил внимание, что каждому из двух видов заболевания – МДП и шизофрении – соответствует определенный тип телосложения. Это позволило ему утверждать, что тип телосложения определяет психические особенности людей и их предрасположенность к психическим заболеваниям. Многочисленные клинические наблюдения побудили Кречмера предпринять систематические исследования строения человеческого тела. Проведя множество измерений различных его частей, автор выделил 4 конституциональных типа.

1. Пикник, характеризующийся преобла­данием поперечных измерений

2. Астеник, характеризующийся преоб­ладанием вертикальных измерений

3.Атлетик, характеризующийся крепким телосложением и хорошо развитым опорно-двигательным аппаратом.

4. Диспластик, характеризующийся неправильным строением тела

Согласно Кречмеру, тип темперамента связан со строением тела человека: «Темпераменты, как мы это твердо знаем, обусловлены гуморальным химизмом крови. Их телесным представителем является аппарат мозга и желез. Темперамент составляют ту часть психического, которая, вероятно, по гуморальному пути, стоит в корреляции со строением тела». Кречмер выделял два типа темперамента – шизоидный и циклоидный. Эти типы темперамента отличаются по таким параметрам, как психический темп (быстрота психических процессов), психический ритм (равномерность-неравноменость психических актов) и реакция на среду (жизненная установка, тип реагирования на социальную среду). Теория темперамента Кречмера получила распространение в нашей стране, причем многим казалось, что вопрос о взаимосвязи темперамента и телосложения решен окончательно. Однако вскоре критики стали говорить о том, что неправомерно распространять закономерности, выявленные в патологии, на норму.

Американский ученый ^ У. Шелдон (40-е годы XX века) также ставил в прямую связь телесные особенности, выступающие в той или иной степени развития различных тканей организма, и особенности темперамента. Однако свои исследования проводил на здоровых людях. Он предлагал рассматривать темперамент как функцию строения тела. Шелдон выделяет три типа телосложения – эндоморфный, мезоморфный и эктоморфный, которые по своим описаниям несколько напоминают конституциональные типы Кречмера. Шелдон предположил, что обнаруженные группы черт соответствуют «пер­вичным компонентам темперамента», которым позднее он дал наименование: висцеротония, соматотония и церебротония. В соответствии с типами телосложения были выделены типы темперамента: висцеротонический (мезоморф), соматотонический (эндоморф) и церебротонический (эктоморф).

Генетическая теория типов темпераментов

Критикуя Э. Кречмера и У. Шелдона, ^ К. Конрад (1963) представил свою генетическую теорию типов. По мнению К. Конрада, различия в строении тела и связь с темпераментом человека объясняется существованием особых генов, доминирование которых определяет то или иное телосложение и соответствующие ему свойства темперамента. Согласно К. Конраду, генетический образ мышления заставляет видеть во всех явлениях двухполюсное (биполярное) деление, поскольку всякое генетическое изменение объясняется по этой схеме. Исходя из этого, автор описывает строение человеческого тела, пользуясь двумя биполярными пере­менными, по которым изменяется телосложение в онтогенезе. Первичные переменные - изменения пропорций тела (лептоморфия – пикноморфия). Автор вводит в свою типологию два существенных понятия. Он говорит о консер­вативном и пропульсивном развитии. Консервативное развитие характерно для пикноморфика, а пропульсивное развитие свойственно лептоморфику. Вторичные переменные рост и полнота, крайними полюсами которых являются – гипоплазия (астеник у Кречмера) и гиперплазия (атлетик у Кречмера).

Нервные теории темперамента. Концепция И.П. Павлова

Параллельно с представлениями о гуморальных, а затем и соматических источниках различий по темпераменту, развивались (начиная с середины XVIII в.) идеи, получавшие все более полное и доказательное обоснование, о значении для динамических особенностей психики возбудимости и чувствительности нервов. И. П. Пав­ловым было разработано (в 20-30-е годы XX века) учение о типах ВНД. И.П. Павлов выделил три основных свойства нервной системы: силу, уравновешенность и подвижность возбудительного и тормозного процессов. В соответствии с определенным сочетанием свойств нервной системы Павлов выделил четыре типа ВНД: тормозной, возбудимый, центральный подвижный и центральный инертный. Согласно Павлову, некоторые из сочетаний свойств типа ВНД могут служить объяснением той классификации темпера­ментов, которая известна с глубокой древности. А именно: сангвиническому темпераменту соответствует сильный уравновешен­ный быстрый тип нервной системы (центральный подвижный), флегматическому темперамен­ту сильный уравновешенный медленный тип (центральный инертный), холерическому темпераментусильный неуравновешенный тип (возбудимый), меланхолическому темпераментуслабый тип нервной системы (тормозной).


^ Тема 2. Современные теории темперамента


Взгляд на проблему темперамента в психофизиологической школе Б.М. Теплова

В лаборатории Б.М. Теплова сложилась определенная методология изучения свойств нервной системы, четкое изложение которой дано В.Д. Небылицыным. Одно из фундаментальных требований этой методологии – изучать не типы высшей нервной деятельности, а свойства нервной системы. В лаборатории Б.М. Теплова стали постулироваться новые свойства нервной системы, такие как лабильность, динамичность, концентрированность. Теплов утверждал, что невозможна никакая классификация типов, прежде чем не будут выявлены все существующие свойства нервной системы. В.Д. Небылицын, а позднее и его ученик В.М. Русалов, выделяют в темпераменте две подструктуры: активность и эмоциональность. Согласно представлениям Русалова, в основе темперамента лежат не свойства отдельной биологической системы, а общая конституция человеческого организма. В общую конституцию автор предлагает включать и генетические, и биохимические, и соматические, и физиологические, и нейрофизиологческие характеристики человека. При этом Русалов называет темперамент психологическим образованием и включает его в структуру личностных свойств. Согласно Русалову, темперамент не существует до и вне деятельности и формируется в процессе деятельности, в результате генерализации ее динамических характеристик за счет индивидуально-устойчивых биологических компонентов. Таким образом, темперамент, согласно В.М. Русалову, означает то же самое, что для других – характер (как фенотип). Отсюда и понимание темперамента по Русалову: «Темперамент следует рассматривать как совокупность таких психических черт, признаков и свойств человека, которые возникли в результате обобщения динамических, формальных характеристик, выступающих как проявление психической деятельности под влиянием устойчивых индивидуальных детерминант». Исходя из теории функциональной системы П.К. Анохина, включающей четыре блока хранения, циркулирования и переработки информации (блок афферентного синтеза, программирования, исполнения и обратной связи), Русалов выделил четыре связанные с ними свойства темперамента: эргичность (выносливость), пластичность, скорость и эмоциональность. Автор дает подробное описание степени проявления компонентов темперамента в психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной сферах деятельности.


Психологические теории темперамента

Все попытки резкого разделения индивидов на группы по свойствам – искусственны и произвольны, считает ^ Я. Стреляу (1982). Позитивной реакцией на эту критику, возникшей уже в начале XX века, стали исследования темперамента, сводящиеся к «чистому» психологическому описанию (или характеристике) свойств темперамента, абстрагирующемуся от строения и функ­ции организма. Одной из первых явилась теория темперамента, принадлежащая гол­ландским психологам Г. Хеймансу и Е. Вирсме.

Согласно авторам, существует три основные, биполярные характеристики темперамента: 1. Эмоциональность - отсутствие эмоциональности. Это свойство определяется измерением частоты и силы эмоциональных реакций по отношению к ситуациям, вызвавшим эти реакции. 2. Активность — пассивность. Активность – это потребность в действии, в осу­ществлении плана или замысла. 3. Первичная функция — вторичная функция. Люди с развитой первичной функцией сильно и немедленно реагируют на стимулы окружающей среды, причем эффект этих реакций быстро угасает. Напротив, у индивидов, характеризующихся вторичной функцией, первоначальная реакция на раздражитель является слабой, затем она постепенно усиливается и сохраняется более длительное время.

Из различных комбинаций «Эмоциональнос­ти», «Активности» и «Первичности - Вторичности» было получено восемь основных типов темперамента:1. Высокие эмоциональность и активность, первичность формируют «бурный» тип (холерик). 2. Высокие эмоциональность и активность, вторичность – «страстный». 3. Низкие эмоциональность и активность, первичность – «аморфный». 4. Низкие эмоциональность и активность, вторичность – «апатичный». 5. Высокая эмоциональность, низкая активность, первичность – «нервный». 6. Высокая эмоциональность, низкая активность, вторичность – «сентиментальный». 7. Низкая эмоциональность, высокая активность, первичность – «сангвиник». 8. Низкая эмоциональность, высокая активность, вторичность – «флегматик».
  1   2   3   4

Похожие:

Методическое пособие по курсу «Дифференциальная психология» (Составитель: Андрущенко О. С.) iconМетодическое пособие по курсу «Дифференциальная психология» (Составитель: Андрущенко О. С.)
Выделение наиболее существенных, информативных психологических характеристик человека и изучение их структуры
Методическое пособие по курсу «Дифференциальная психология» (Составитель: Андрущенко О. С.) iconТ. В. Белых дифференциальная психология теоретические и прикладные аспекты исследования интегральной индивидуальности Учебное пособие
А95 Дифференциальная психология: теоретические и прикладные аспекты исследования интегральной индивидуальности / Учеб пособие. —...
Методическое пособие по курсу «Дифференциальная психология» (Составитель: Андрущенко О. С.) iconМетодическое пособие по курсу "Схемотехника эвм" для студентов специальности 22. 01. 00
Данное методическое пособие содержит теоретические материалы, примеры построения цифровых схем, контрольные вопросы и задания по...
Методическое пособие по курсу «Дифференциальная психология» (Составитель: Андрущенко О. С.) iconМетодическое пособие для студентов обучающихся по специальности профессиональное обучение
...
Методическое пособие по курсу «Дифференциальная психология» (Составитель: Андрущенко О. С.) iconУчебное пособие по курсу «Общая химическая технология» для студентов специальностей 240701, 240702, 240706, 240901
Данное учебное пособие предназначено для того, чтобы обеспечить методическое руководство самостоятельной работой студентов, изучающих...
Методическое пособие по курсу «Дифференциальная психология» (Составитель: Андрущенко О. С.) iconУчебно-методическое пособие Пенза 2008 Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства»
...
Методическое пособие по курсу «Дифференциальная психология» (Составитель: Андрущенко О. С.) iconМетодическое пособие по выполнению лабораторных работ, вопросы программированного контроля с эталонами ответов Москва 2010
Методическое пособие предназначено для студентов факультета социальной медицины. Оно объединяет преподавание патофизиологии и патологической...
Методическое пособие по курсу «Дифференциальная психология» (Составитель: Андрущенко О. С.) iconМетодическое пособие для студентов 2 курса филологического факультета Тверь 2007
Методическое пособие включает в себя подробную программу лекций, планы практических занятий, список научной литературы, вопросы для...
Методическое пособие по курсу «Дифференциальная психология» (Составитель: Андрущенко О. С.) iconМетодическое пособие Для выполнения курсового проекта 5 курса Специальность 050501. 15 Профессиональное обучение «Автомобили и автомобильное хозяйство»
Методическое пособие устанавливает правила разработки и оформления курсового проекта студентами 5 курса специальности 050501. 15...
Методическое пособие по курсу «Дифференциальная психология» (Составитель: Андрущенко О. С.) iconУчебно-методическое пособие по выполнению курсовой работы по дисциплине «Маркетинг» для студентов, обучающихся по направлению 080500 «Менеджмент»
Б82 Боргардт Е. А. Маркетинг: учебно-методическое пособие по выполнению курсовых работ / Е. А. Боргардт – Тольятти: Тольяттинский...
Методическое пособие по курсу «Дифференциальная психология» (Составитель: Андрущенко О. С.) iconУчебно-методическое пособие для студентов 5 курса лечебного факультета и факультета по подготовке специалистов для зарубежных стран
Учебно-методическое пособие содержит основные положения производственной врачебной практики по терапии на 5 курсе, требования к студентам...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы