Методическое пособие по предмету «Языковая грамотность и культура речи» icon

Методическое пособие по предмету «Языковая грамотность и культура речи»


Скачать 303.34 Kb.
НазваниеМетодическое пособие по предмету «Языковая грамотность и культура речи»
Дата публикации06.12.2014
Размер303.34 Kb.
ТипМетодическое пособие



Министерство здравоохранения и социального развития РФ

Управление здравоохранения Липецкой области

Областное образовательное автономное учреждение

среднего профессионального образования

«ЛИПЕЦКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»


скругленный прямоугольник 13


Методическое пособие

по предмету

«Языковая грамотность и культура речи»


скругленный прямоугольник 1034


Рабочая тетрадь


студента дневного отделения


специальность№_______________группа__________шифр


(фамилия, имя, отчество)


ЛИПЕЦК

2013


Содержание


  1. Пояснительная записка…………………………………………… 3

  2. Основная часть……………………………………………………….4

Язык и речь………………………………………………………… 4

Нормы речи………………………………………………………….. 5

Лексика……………………………………………………………….. 7

Фразеология………………………………………………………….11

Морфология………………………………………………………….13

Синтаксис ……………………………………………… 18

  1. Список литературы…………………………………………………..25



^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данное пособие разработано в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников учреждений СПО и рабочей программы по дисциплине «Русский язык и культура речи».

Пособие освещает основные темы дисциплины, имеет краткий теоретический материал и задания для практической работы, которые направлены на развитие речи студентов, на соблюдение норм русского литературного языка, на устранение речевых и грамматических ошибок в речи студентов.

Актуальность данного пособия в том, что оно дает возможность студентам самосовершенствоваться в области грамотной речи, что является важной составляющей профессиональной подготовки студента.


I ЯЗЫК И РЕЧЬ


Сократ когда-то сказал: «Заговори, чтоб я тебя увидел». Именно «увидел», а не «услышал». Почему он именно так сказал? Попробуем разобраться. Первое впечатление о человеке мы получаем по его внешнему виду, но это не может стать окончательным мнением о нем. Ведь только пообщавшись с ним, мы понимаем, что это за человек, о чем он думает, к чему стремится, о чем говорит, как строит высказывание, какие слова употребляет. Недаром говорят в народе: «По одежке встречают – по уму провожают». А как мы определим, умен ли человек? Только пообщавшись с ним. Следовательно, речь человека – это показатель его интеллекта.


Давайте вспомним, в чем заключается разница между понятиями «язык» и «речь». Язык – это средство общения, а речь – результат использования языковых средств. Речь может быть как устная, так и письменная.

Единицами языка на разных языковых уровнях являются: фонема (на фонетическом уровне), слово (на лексическом уровне), предложение и словосочетание (на синтаксическом уровне).

Единица речивысказывание, образующееся в процессе общения. Для него характерны смысловая значимость, интонационная оформленность, темп, ритм и т.д.


Функции языка:

  1. функция сообщения (передача знаний от поколения к поколению);

  2. коммуникативная функция (на уровне общения в коммуникативном акте);

  3. эмотивная функция (передача в процессе речи своих чувств и эмоций);

  4. функция формирования и выражения мысли.


Литературный язык – это исторически сложившаяся высшая форма национального языка. Существуют также такие формы языка, как территориальные диалекты, профессиональные и социально-групповые жаргоны.


Культура речи предполагает:


  1. правильность речи (соблюдение норм литературного языка: акцентологических, орфоэпических, словоупотребительных, грамматических);

  2. коммуникативный аспект (навыки отбора и употребления речевых средств в соответствии с коммуникативными задачами);

  3. этический аспект (знание и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях) /речевой этикет/

^ II НОРМЫ РЕЧИ




Правильность речи – одно из главных качеств, отличающее грамотного человека. Вам предлагается повторить некоторые нормы русского литературного языка.

Задание 1.

Пользуясь орфоэпическим словарем, расставьте ударение в данных словах. При этом помните, что встречающаяся в словарях помета доп. (допускается) обозначает не литературную норму, а допустимое употребление на разговорном уровне.


Договор, каталог, рудник, квартал, средства, маркетинг, обеспечение, эксперт, жалюзи, ходатайство, оптовый, начать, облегчить, предложить, углубить, позвонишь, газопровод, нефтепровод, трубопровод, мусоропровод.


Задание 2. Следующее упражнение выполняется с «Орфоэпическим словарём русского языка» под ред. Р.И. Аванесова самостоятельно.

Отметьте слова, в которых на месте подчеркнутых букв не произносится твердый согласный звук:

адекватный, аденоиды, акварель, анестезия, бенефис, вундеркинд, детектив, деликатес, идентичный, интервью, интернат, интерьер, компьютер, крем, лазер, пресса, свитер, сепсис, темп, тембр, термос, тире, шимпанзе, штемпель.


Задание 3. Выполнить по вариантам следующие упражнения (с последующей устной проверкой)

А). Пользуясь орфоэпическим словарем, расставьте ударения в словах:

агрономия, аноним, аристократия, балованный, блокировать, гербовый, госпитальный, договор, доцент, донельзя, жизнеобеспечение, запломбированный, звонишь, издавна, испокон (веку), камфорный, каталог, кладовая, коклюш, кулинария, ломота, мизерный, некролог, немота, обетованный, облегчить, ортопедия, петля, премирование, принудить, созвонимся, средства, упрочение, украинский, хирургия, ходатайствовать, эксперт.

Б). Произнесите следующие слова в соответствии с фонетическими нормами русского литературного языка:

афера, алкоголь, автозаводский, баловать, бесхребетный, высококвалифицированный, двенадцатиперстная кишка, диоптрия, дистиллированный, дремота, заговор, закупорить, запломбировать, заржаветь, изредка, истекший, исчерпать, квартал, класть-клала, красивее, летаргия, маневры, наговор, намерения, новорожденный, обезуметь, обеспечение, ободрить, опека, осведомить, премированный, свекла, творог, феномен, христианин, щавель.


Задание 4. Используя «Словарь медицинских терминов» С.В. Малахова и «Орфоэпический словарь русского языка» под ред. Р.И. Аванесова, выполните следующие упражнения, попутно выясняя лексические значения медицинских терминов.

А) Ударения расставлены неверно в:

1) пяти словах,

2) десяти словах,

3) семи словах,

4) двенадцати словах.


Выберите правильный вариант ответа.

АнАмнез, анорЕксия, анурИя, бронхоскопИя, брадикАрдия, гемофилИя, гипертЕнзия, диспЕпсия, дисфагИя, кифОз, лейкоцитурИя, микроцефалИя, олигурИия, пальпАция, пиелонефрИт, тахикардИя, термомЕтрия, эритроцитОз, эхографИя.


Б). Расставьте ударения в словах:

абсцесс, академия, анальгин, анатом, гастроскопия, кардиология, билирубин, биопсия, гемолиз, гипотония, динамометрия, кетонурия, коллапс, лапароскопия, перкуссия, мегалобласт, пиелит, пневмоторакс, ступор, тахипноэ, цианоз, эндоскопия.

(в зависимости от профиля обучения преподаватель имеет право выбора медицинской терминологии, необходимой в практике студентов той или иной специальности)

Задание 5

Какой звук [о] или [э] произносится под ударением?

Белесый, безнадежный, крестный отец, новорожденный, желоб, побасенка , заем, поименный, блеклый, всплески , двоеженец, перст, афера, никчемный, крестный ход, гравер, маневры , платежеспособный, трехведерный, истекший кровью, бытие, житие, гололедица, гренадер, опека, недоуменный, истекший год, одноименный, грушевый, свекла.


Задание 6

Отметьте слова с правильным произношением:


Инци(н)дент, преце(н)дент, дерма(н)тин, ск(у)рпулезный прете(н)дент, конста(н)тировать, компроме(н)тировать, юрис(т)консульт, п(о)л(у)вер, конкурент(н)оспособный, интриган(т), д(ру)шлаг, компете(н)тный.


^ III ЛЕКСИКА


1.Отметьте, какие нарушения лексических норм можно отметить в данных предложениях. Напишите правильный вариант.


Пенсионеров не удовлетворяет их бытие.

__________________________________________________________________Он испытывал крепкую зависть к своему коллеге.

__________________________________________________________________

Большая половина доклада посвящена экономическим вопросам.

__________________________________________________________________

На протяжении матча защита не раз оказывалась в затрудненных ситуациях.

__________________________________________________________________

Мы столкнулись в своей работе с проблемой выбора одной из нескольких альтернатив.

__________________________________________________________________

Мне привезли памятный сувенир из Крыма.

__________________________________________________________________

Русский народный фольклор очень богат и разнообразен. __________________________________________________________________

Врач осмотрел больного и сокрушительно покачал головой.

______________________________________________________________________________

Качество товаров контролируется путем выборной проверки изделий. __________________________________________________________________

Я поступил в военное училище, так как хочу продолжить семейную династию __________________________________________________________________

В дипломной работе представлена армада схем и таблиц.

__________________________________________________________________

Недостатком работы является недостаточное количество иллюстративного материала.

_____________________________________________________________

Внутренний интерьер замка поразил нас роскошью.

__________________________________________________________________

Мне эта акция необходима.

__________________________________________________________________

Своими соображениями я поделился с коллегами по работе.


Задание 2.Исправьте предложения; используя синонимы, устраните

повторения однокоренных слов:

А. 1) Одинокий дом одиноко стоял на краю села.

2) Проходят мимо сторожки товарные поезда, проходят пассажирские, раз в сутки проходит скорый.

3) Глубина темного леса пугала детей, которые в темноте потеряли дорогу.

4) Все учащиеся своевременно выполнили заданное задание.

5) Следует отметить в работе следующий недостаток: тема получила недостаточно полное раскрытие.

6) Зимний лес очень красив, все деревья стоят в зимнем убранстве.

7) Огонь перекинулся на соседний дом, который вскоре был весь охвачен огнем.

В. ^ Замените, где нужно, иноязычные слова русскими:

1) В сочинении ученика много дефектов.

2) Школьная футбольная команда потерпела фиаско.

3) На концерте превалировали вокальные номера.

4) После долгих дебатов договорились назначить моцион на ближайшее воскресенье.

5) Во время интервала между занятиями в аудиторию вошел директор.

6) Хозяин решил презентовать своему гостю старые часы.


Г. ^ Исправьте предложение, устранив лексические ошибки:

1) Мальчики оказались в огненном кольце, но они не стушевались.

2) Районы засушливых земель преобразовали свое лицо до неузнаваемости.

3) Особое чувство привета пострадавшие от наводнения выразили самоотверженно спасавшим их имущество пограничникам.

4) Предварительный план играет большое значение при написании сочинения.

5) В романе имеет место отсутствие ясно выраженной сюжетной линии.


Д. ^ Выясните лексическое значения слов, используя «Словарь медицинских терминов» Малахова С.В., Н.Новгород, 2000.

Абсцесс, альтерация, гиперемия, цианоз, гангрена, фагоцитоз, конъюнктивит, инъекция, грипп, бюллетень, иммунитет, аллергия, гипоксемия, анемия, анамнез, аускультация, перкуссия, эпикриз, пальпация, биопсия, эндоскопия, астма, дисфагия, коллапс, эвтаназия, экссудат, ишемия, поликлиника, онкология, пневмония, физиотерапия, перитонит, асфиксия, астигматизм.


Е. ^ Составьте предложения с 6 – 8 терминами из предыдущего упражнения.


Ж. Устраните лексические ошибки, связанные с незнанием лексического значения слов, в следующих предложениях:

1.Две недели пролежал с гриппом в поликлинике.

2.У моего соседа онкология.

3.При перкуссии выявлены сухие хрипы.

4.Проведенная эндоскопия осложнилась конъюнктивитом.

5.…и сделали пациенту эвтаназию.

6.Пациенту были рекомендованы витамины, прогулки на свежем воздухе, то есть физиотерапия.

7. Появление волка было так мгновенно, что охотник на минуту растерялся.

8. Щенок лопал с такой жадностью, что скоро тарелка кончилась, и он влез в нее обеими лапами.

9. На пространстве нескольких километров от станции земельное полотно дороги уже усеяно ровным слоем гравия и утрамбовано.


З. ^ Самостоятельно составьте упражнения на знание лексических значений медицинских терминов.


Задание 3.Найдите и исправьте ошибки , связанные с лексической сочетаемостью.

Улучшить уровень обслуживания, одержива ть первенство, писатель русской классики, кануть в историю, одержать успехи, делать привилегии кому-либо, играть первостепенное значение, занять точку зрения, оказать пользу, терпение переполнилось, в апреле месяце, подростки занимаются преступлениями, давать сопротивление.


Задание 4.Подберите синонимы к следующим заимствованным словам:

аномалия, электорат, беспрецедентный, киллер, легитимный, эксклюзивный, тинейджер, дилемма, тюнинг, бренд.

.

Задание 5. Составьте словосочетания с каждым из паронимов:

безответный - безответственный, эффектный – эффективный, доброта – добротность, надеть – одеть, дипломат – дипломант – дипломник, невежа –невежда, дружеский – дружественный.


Методическая справка. К причинам нарушения лексических норм относятся:

  1. Употребление слова в несвойственном ему значении. В предложении: На предприятии использовалось более прогрессивное оборудование допущена ошибка из-за употребления слова прогрессивный в несвойственном ему значении. В данном случае следовало бы употребить слово современный.

  2. Нарушение лексической сочетаемости слов. В предложении Задача, поставленная исследователем, достигнута наблюдается нарушение правил лексической сочетаемости: слово задача сочетается со словом решена, со словом достигнута может сочетаться слово цель.

  3. Смешение паронимов – однокоренных слов, имеющих различия в значении. В предложении Наказание носит воспитательский характер допущена ошибка из-за смешения паронимов воспитательский – воспитательный. В данном предложении следует употребить слово воспитательный.

  4. Употребление многозначных слов и омонимов без лексического окружения, что приводит к двусмысленности фразы. Предложение Вы прослушали информацию двусмысленно, так как непонятно, то ли вы получили переданную информацию, то ли, напротив, вы ее пропустили.

  5. Наличие плеоназма также считается нарушением лексической нормы: сочетания слов, содержащих один и тот же смысловой компонент, создают смысловую избыточность. В предложении На кафедре имеется свободная вакансия наблюдается плеоназм, так как слово вакансия означает свободное место.

  6. Наличие тавтологии – речевой избыточности, когда употребляются одни и те же или однокоренные слова. В предложении Есть большое количество утешителей, которые утешают только для того, чтобы им не надоедали наблюдается тавтология.

^ IV ФРАЗЕОЛОГИЯ




Задание1.Отметьте, какие ошибки в употреблении фразеологических оборотов допущены в данных предложениях? Каковы причины нарушения норм употребления фразеологических оборотов?


Предложение

Причина нарушения нормы

Он отбивался рукой и ногой от этого поручения




Не надо подливать масла в костер.




Целый день ребенок предоставлен себе.




Не надо валить с больной головы на здоровую.




Его ищут, а он как в воду провалился.




Пора заморить червячков – время обеда.




Беда грянула как молния средь ясного неба.




Наконец-то приказ вступил в законную силу.




Он думал не покладая рук.




Писатель идет в ногу со своим временем.












Задание 2. Прочитайте. Укажите, какие ошибки допущены при употреблении устойчивых оборотов. Перепишите, исправляя эти ошибки.

а) Правда, заключенная в стихах поэта, бьет в лицо.

б) «Песня о Буревестнике» сыграла большое революционное значение.

в) У Плюшкина крестьяне помирают как мухи.

г) Во всем произведении красной нитью лежит мысль о будущем России.

д) Среди художественных средств поэмы особую роль имеют сравнения.

е) После приезда Базарова жизнь в имении Кирсановых начала бить другим ключом.

ж) По словам Чацкого, « дым отечества всем сладок и приятен».


Задание 3. Объясните значение следующих медицинских фразеологизмов, пользуясь учебником «Пропедевтика внутренних болезней» под редакцией В.Х. Василенко, А.Л. Гребнева.

Голова Медузы. Грудь «сапожника». Желудок «песочные часы». Звук «треснувшего горшка». «Мраморная бледность». «Печеночные» ладони. «Маска Паркинсона». «Пляска каротид». «Ритм галопа». «Пушечный» ритм. Симптом «кошачьего мурлыканья». «Воротник Стокса». «Сосудистые звездочки».


Задание 4. Найдите ошибки в употреблении фразеологизмов.


1.Ткнул пальцами в небо.

2.Анатомия имеет важную роль в подготовке медицинского работника.

3.Ну и пусть едет, скатерть ему на дорогу.

4.Эта проблема гроша выеденного не стоит.

5.Наши родители работали не покладая сил.

6.Медицина играла большое значение в его жизни.

7.Мы предприняли много усилий для исправления ошибок.


_______________________________________________________________

Методическая справка. При употреблении фразеологических оборотов могут быть следующие случаи нарушения норм:

  1. Употребление фразеологизма без учета его значения. В предложении Террористов надо убивать без зазрения совести фразеологизм без зазрения совести употреблен без учета значения, так как можно врать без зазрения совести, но не убивать.

  2. Контаминация (смешение) двух фразеологизмов. В предложении Это дело выеденного гроша не стоит наблюдается смешение фразеологизмов- не стоить выеденного яйца и не стоить ломаного гроша.

  3. Замена одного из компонентов фразеологизма. В предложении Не надо было мусор из избы выносить наблюдается замена компонента сор словом мусор.

  4. Замена грамматической формы одного из компонентов фразеологизма. В предложении Сосед деньги лопатами гребет вместо формы единственного числа лопатой употреблена форма множественного числа.

  5. Вставка лишнего компонента или пропуск нужного компонента также являются нарушением нормы употребления фразеологического оборота. В предложении У него еще белое молоко на губах не обсохло лишним является слово белое, а в предложении Он предоставлен себе пропущен компонент самом.


^ V МОРФОЛОГИЯ.


Задание 1. Данные слова являются омонимами, то есть словами, имеющими разные значения. Определите их значения и образуйте форму множественного числа.


^ Слово в именительном падеже единственного числа

Значение

Форма именительного падежа множественного числа

Тон

Звук определенной высоты

Тоны

Оттенок красок

Тона

Образ













Орден













Хлеб













Мех













Лагерь













Корпус













Учитель














Задание 2.Поставьте данные слова в форму множественного числа, дописав у них необходимое окончание. Проверьте себя по словарю. В тех словах, где допустимо двоякое употребление, в скобках пометьте второй вариант.


Кондукторы(а), инженер__, диктор__, шофер__, инструктор__, бухгалтер__, лектор__, офицер__, конструктор__, маляр__, доктор__, повар__, профессор__, директор__, токарь__, пекарь__, слесарь__, лекарь__, корректор__, инспектор__.

Задание 3.Поставьте данные слова в форму родительного падежа множественного числа.


Помидоры – помидоров, апельсины -_____________ ,

Мандарины-_____________, лимоны - ________________,

Яблоки - ________________, чулки - __________________,

Носки - _________________, туфли - _________________,

Сапоги - ________________, валенки - ________________,

Ботинки - _______________, солдаты - ________________,

Партизаны - _____________, граммы - _________________,

Килограммы - ___________________, турки - _________________,

Болгары - __________________, армяне - _________________,

Грузины - __________________, узбеки - __________________,


Задание 4.Выберите и подчеркните правильно подобранные к данным словам прилагательные, показывающие их род. Орфоэпический словарь поможет Вам в этом.


Новый/новая тюль, сладкий/сладкое какао, рабочий/рабочая табель, черный/черное кофе, густой/густая шампунь, больной/больная мозоль, белый/белая рояль, такси, кредо, пенальти, иваси, салями, фойе, бандероль, пари, адажио, туфля, какаду, шимпанзе, пальто, шоссе, фламинго, пемоксоль, провансаль, алоэ, алиби,толь, бикини, депо, купе, рояль, фамилия, бра, картофель, денди, кафе, икебана, сафари, ток-шоу, фэнтези, эскимо, клише.


Методическая справка. Существительные мужского рода имеют в именительном падеже множественного числа окончания Ы/И или А/Я: офицер - офицеры, катер – катера. В связи с этим очень часто при образовании формы множественного числа наблюдаются варианты. Мы говорим торты – торта, шофёры – шофера и не всегда задаем себе вопрос: «А какая форма является нормой?». Тем более, что в языке существуют равноправные варианты: крейсер - крейсеры – крейсера, Запомните: окончание А\Я характерно для тех существительных, у которых в единственном числе ударение падает на основу, а во множественном числе – на окончание: город – города. Поэтому не могут быть признаны нормативными формы на А\Я у существительных с неподвижным ударением: шофёр – шофёры, а не шофера, корректор – корректоры, а не корректора.

Некоторые слова, являющиеся омонимами в единственном числе, во множественном таковыми не являются: окончания помогают развести их по значениям. Например, слово «тон» имеет значения: а) звук определенной высоты; б) оттенок красок. Являясь омонимами в форме единственного числа, во множественном они различаются, образуя разные формы именительного падежа: тоны и тона.

Задание 5..Выберите правильный вариант.

Правая ботинка – правый ботинок, новая банкнота – новый банкнот, красивый георгин – красивая георгина, оторванный манжет – оторванная манжета, болезненный мозоль – болезненная мозоль, глубокий прорубь – глубокая прорубь.

Задание 6. Определите род сложносоставных существительных.

Государство-участник, гель-шампунь, диван- кровать, юбка- брюки, дверь- купе, кресло- качалка, сумка-холодильник, царь-пушка, вечер- встреча, Интернет- служба, кафе- бар, фильм- сказка, казино- клуб, фирма- производитель , программа- консультант, статья- обзор.

Задание 7. Раскройте скобки, выберите нужный в данном контексте вариант.

1. Необходимо устранить все (тормозы – тормоза), мешающие экономическому развитию предприятия. – У машины отказали (тормозы – тормоза). 2. На постоянную работу требуются квалифицированные (токари – токаря) и (слесари – слесаря)-инструментальщики. 3. Автор создал запоминающиеся литературные (образы – образа) своих современников. 4. У милицейского поста проверяли (пропуски – пропуска). 5. На встрече были подписаны важные (договоры – договора). 6. На стене висели (образа – образы). 7. Хозяйка достала из печи душистые (хлебы – хлеба).- (Хлебы – хлеба) уродились нынче богатые.


Задание 8. Образуйте формы именительного и родительного падежей множественного числа существительных.

Барин, гражданин, осетин, армянин, татарин, гусар, офицер, партизан, апельсин, помидор, огурец, эполеты, носки, чулки, сапоги, якут, выбор, семья, полотенце, личико, пёрышко, окошко, серьга, плясунья, квашня.




Методическая справка. Слова в русском языке относятся к одному из трех родов: мужскому, среднему и женскому. Не имеют рода существительные, употребляющиеся только во множественном числе: ножницы, сани, брюки и т.д. Категория рода стабильна. И все же в русском языке есть слова мужского и женского рода, являющиеся родовыми вариантами: георгин – георгина, шпон – шпона. Эти существительные могут употребляться как слова мужского и как слова женского рода. Некоторые же существительные мужского и женского рода не являются родовыми вариантами, так как различаются по значению. Рассмотрим слова лавр - лавра. Слово лавр обозначает южное вечнозеленое дерево, а лавра – название некоторых крупных православных монастыре.


Задание 9. Выпишите из каждого ряда существительные, которые имеют нулевое окончание:

а) в именительном падеже единственного числа;

б) в родительном падеже множественного числа.


  1. Туфли, тапки, сандалии, унты, валенки, тапочки, сандалеты, сапожки, ласты, пимы, погоны, манжеты, спазмы, катакомбы, ботинки, ботильоны.

  2. Ясли, сапоги, партизаны, башкиры, торговцы, полотенца, носки, одеяльца, зулусы, дебри, судьи, князья, места, татары, туркмены, блюдца, гранаты, апельсины, баклажаны, килограммы, амперы, шорты, чулки.




^ Нулевое окончание в форме им.падежа единственного числа

Нулевое окончание в форме род. падежа множественного числа







































Методическая справка. Часто в нашей речи наблюдается неправильное образование отдельных падежных форм. Так, ошибки возникают при образовании формы именительного падежа единственного числа от тех слов, которые употребляются чаще во множественном числе, чем в единственном. Как правильно образовать формы единственного числа от существительных туфли, тапки? Туфля или туфель, тапка или тапок? Такие же трудности мы испытываем при образовании форм родительного падежа множественного числа от существительных мужского рода Как правильно: башкиров или башкир? зулусов или зулус? носков или носок? Во всех случаях, когда вы сомневаетесь в правильности образования каких-либо морфологических форм, обращайтесь к Толковому словарю русского языка. В словарной статье вы найдете указание на правильные формы.


ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ


1Образуйте краткую форму от данных прилагательных. Если возможны две такие формы, то приведите обе и отметьте, какая из них представляется более правильной.

Безнравственный, естественный, искусственный, многочисленный, могущественный, невежественный, ответственный, посредственный, свойственный, царственный, чувственный, торжественный.


^ 2. Выберите нужную форму, дайте стилистическую характеристику возможных вариантов.

Лектор (известен, известный) своими выступлениями.

Требования к сотрудникам (своевременны, своевременные).

Преподаватель был (добр, добрый), но и (требователен, требовательный) ко всем студентам.

Изменения в результатах работы (очевидны, очевидные) для всех.

Пропуск занятий (нежелателен, нежелательный).

Место секретаря сейчас (свободно, свободное).


^ 3Выберите нужную форму, дайте стилистическую характеристику возможных вариантов.

Актёр был (естествен, естественен) в своём поведении.

Старый лес (величествен, величественен).

Вид юноши был (легкомыслен, легкомысленен).

Момент был для всех (торжествен, торжественен).


^ 4Исправьте предложения.

Он был горяч, полный жизни.

Не стремлюсь быть лучше, оригинальной, хочу остаться сама собой.

Самый крупнейший город в мире – Мехико.

Разработка новой темы становится всё более интенсивнее.

Более быстрее развивается машиностроение.


^ 5. Объясните употребление полной и краткой формы прилагательного в приведённых ниже примерах.

Книга полезная. Книга полезна детям.

Эта задача трудная. Эта задача трудна для пятиклассника.

Девушка грустная. Девушка сегодня грустна.


^ 6.Образуйте от данных прилагательных все возможные формы степеней сравнения:

глубокий, счастливый, хромой, глянцевый, неуклюжий, холостой, ценный, умный.

^ VI CИНТАКСИС.




Проанализируйте данные предложения и укажите причину синтаксических ошибок. Дайте верный вариант.


Задание 1.Согласно распоряжения мэра внутриквартальное строительство запрещено.

__________________________________________________________________

Надо различать добро от зла.

__________________________________________________________________

Автор не только славит, но и сочувствует Игорю.

__________________________________________________________________

Вследствие предстоящего отъезда возлагаю на вас свои обязанности.

__________________________________________________________________

Покидая родителей, его охватила внезапная грусть.

__________________________________________________________________

Каждый гражданин обязан гордиться и любить свою Родину.

__________________________________________________________________

Группа студентов написали письмо в профком.

__________________________________________________________________

Дети любовались то на море, то на картину.

__________________________________________________________________

Три соседние здания были построены в прошлом году.

__________________________________________________________________

Часть работ направлены нами на экспертизу.

__________________________________________________________________

В школе организована выставка, на которой представлены работы детей и родителей из пластилина.

__________________________________________________________________

Факты говорят за возможность использования резервов.


Методическая справка. Причиной синтаксических ошибок могут быть:

  1. Нарушение правил управления. В предложении Я тревожусь о своих близких нарушено управление, так как слово тревожусь управляет винительным падежом с предлогом за, а не предложным.

  2. Нарушение правил согласования определения с определяемым словом или сказуемого с подлежащим. В предложении Он забил красивое пенальти нарушено согласование определения с определяемым словом, так как слово пенальти является словом мужского рода, а не среднего. В предложении Много сил ушли на выполнение данного проекта нарушено согласование сказуемого с подлежащим, так как при подлежащих, выраженных сочетаниями родительного падежа неодушевленных существительных со словами много, мало, несколько, множество, немного сказуемое употребляется только в единственном числе.

  3. Нарушение правил употребления однородных сказуемых с общим второстепенным членом. В предложении Подбор и наблюдение над фактами – необходимое условие исследовательской работы нарушена норма, так как слово подбор требует после себя родительного падежа, а творительного падежа требует только слово наблюдение. Правильно будет сказать: Подбор фактов и наблюдение над ними – необходимое условие исследовательской работы.

  4. Нарушение правил употребления производных предлогов, сохранивших свое лексическое значение и потому ограниченных в плане сочетаемости. В предложении Ввиду прошедших дождей уборка хлеба затянулась нарушена данная норма, так как предлог ввиду употребляется в том случае, когда речь идет о том, что предстоит. Правильнее употребить в этом предложении предлог вследствие.

  5. Нарушение правил употребления деепричастных оборотов. В предложении Играя в нашем казино, у вас каждый день есть шанс выиграть крупную сумму нарушением является то, что действие, обозначенное деепричастием, относится к слову шанс. По правилам русского языка действие, обозначенное деепричастием, и действие, обозначенное глаголом-сказуемым, должны совершаться одним лицом. Правильно будет сказать: Играя в нашем казино, вы имеете каждый день шанс выиграть крупную сумму.

  6. Нарушение порядка слов, что часто приводит к двусмысленности и комичности ситуации. В предложении В продажу поступила одежда для детей российского производства наблюдается двусмысленность фразы из-за нарушения порядка слов. Надо: В продажу поступила одежда российского производства для детей.


Задание 2. Определите причину нарушения логичности речи в данных фразах. Исправьте предложения.


Предложение

Причина нарушения нормы

Потерпевший поджал под себя ноги и лежал невредим с разбитой головой.




В море плавали спасательные круги, лодки и моряки.




Столяр сделал этажерку из дуба с четырьмя ножками.




Восьми лет бабушка отвезла внука на Кавказ.




Мэрия постановила всех владельцев собак держать на привязи.




Он вернулся домой с ребенком и насморком.




Меня обвиняют во взятке. Это невероятно, но это факт.




Кругом, кроме трупов, не было ни единой живой души.




В кроссе приняли участие школьники, студенты, рабочие и химики.




Композиция восточных сказок схожа со сказками русскими.




Я не посещал лекции, и поэтому у меня не будет проблем на экзамене.






Методическая справка.

Логичность речи является тем коммуникативным качеством, которое делает нашу речь последовательной, логически выстроенной, аргументированной. Причинами нарушения логичности речи могут быть:

1) Утверждение взаимоисключающих понятий. В предложении Я совершил убийство, но я не повинен в убийстве нарушена логичность речи, так как одно утверждение противоречит другому.

2) Сопоставление логически неоднородных понятий. В предложении Сюжет этого фильма перекликается с фильмом известного режиссера ошибка допущена потому, что сопоставляются понятия сюжет и фильм.

3) Несоответствие действительности. В предложении Он лежал на диване, читая книгу и глядя в потолок нарушена логичность, так как нельзя читать и одновременно глядеть в потолок.

4) Нарушение порядка слов. В предложении У печки стояла девушка, она была жарко натоплена из-за нарушения порядка слов возникает алогизм.

5) Объединение в качестве однородных слов, выражающих несоотносимые или скрещивающиеся понятия. В предложении Для работы на складе требуются юноши, девушки, кладовщики нарушено единое основание для деления.


Задание 3. Что является причиной нарушения точности речи в данных предложениях?

Предложение

Причина нарушения нормы

Участники митинга строго обсудили террористов.




Невнимательное отношение администрации порождает текучесть кадров.




Семь действующих платформ обслуживают несколько сот человек.




Состоялся новый спектакль в театре, какого мы никогда не видели.




Он полный невежа в вопросах искусства.




Здесь же можно ознакомиться с прейскурантом цен на все товары.




Чтение Маяковского продолжалось весь вечер.




Преподаватель привел пример, и он всех удивил.




Командир приказал солдату почистить свое оружие.




Регламент работы библиотеки меня устраивает.




Прошу обеспечить моих престарелых родителей сеном и кормами.




Мы широко готовились отметить юбилей Пушкина.






Методическая справка.

Точность речи – это такое коммуникативное качество, которое необходимо для того, чтобы нас правильно понимали. Ибо за точность речи всегда в ответе говорящий. Результатом нарушения данного качества часто является двусмысленность фразы. Причинами нарушения точности речи могут быть:


  1. Употребление слова в несвойственном ему значении. В предложении Не было форума, поэтому собрание не состоялось слово форум употреблено вместо слова кворум, что является причиной нарушения точности речи.

  2. Смешение паронимов. В предложении Он очень дипломатический человек наблюдается смешение паронимов и вместо слова дипломатический следует употребить слово дипломатичный.

  3. Многозначность слова (полисемия). В предложении В преддверии Нового года учителя распустили детей глагол распустили – многозначное слово, и предложение без соответствующего лексического окружения допускает два смысла: распустили – дали волю или отправили на каникулы.

  4. Омонимия. В предложении Коса довольно длинная слово коса имеет несколько значений: девичья коса, коса – инструмент и коса – узкая полоска вдоль берега. О чем идет речь в данном предложении – непонятно.

  5. Неправильная лексическая сочетаемость. В предложении Нас ждет неминуемая победа нарушены правила сочетаемости слов, так как слово неминуемая(ое) сочетается только со словами смерть, гибель, поражение.

  6. Смысловая или речевая избыточность (плеоназм, тавтология), или речевая недостаточность. В предложении Дом представлял собой огромную махину наблюдается плеоназм: слово махина уже содержит в себе компонент значения огромный.

Нарушение порядка слов. В предложении В универмаге проводится выставка-продажа для мужчин весенне-летнего сезона нарушение порядка слов нарушает точность речи, создает двусмысленно


Задание 4. Перепишите данные предложения, устранив речевые и грамматические ошибки:


Мы обсудили о том, что нас волновало.________________________________

__________________________________________________________________

Я оплатил за проезд и сел на свободное место.__________________________
__________________________________________________________________

Я попытался предостеречь эту беду.___________________________________

Эта книга более интереснее. __________________________________________
Твой дом более выше. _______________________________________________

Исправив ошибку, меня переполнила радость.___________________________
__________________________________________________________________

Читая интересную книгу, детям нравятся картинки в ней._________________
__________________________________________________________________

Надо предпринять жесткие меры к нарушителям. ________________________

Старые идеи уже не играют значения.__________________________________

Окажите внимание нашей организации._______________________________

__________________________________________________________________

Ты помнишь свою автобиографию?___________________________________
__________________________________________________________________

У нас нет свободных вакансий.________________________________________

__________________________________________________________________

Пожилые старички любят поспать.____________________________________

__________________________________________________________________

Памятные сувениры вручили всем гостям.______________________________

__________________________________________________________________

В оперном театре состоялась первая премьера.__________________________

__________________________________________________________________

Он хотит, чтобы мы ехали на дачу, а мы не хочем._______________________

__________________________________________________________________

Не ложите руки на стол. _____________________________________________

__________________________________________________________________
Надень (одень) новое платье._________________________________________

Ихнее мнение меня не интересует._____________________________________


Евоная шуба дороже твоей.___________________________________________

__________________________________________________________________


^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2002.

  2. Клубков П.А. Говорите, пожалуйста, правильно. – СПб.: «Норинт», 2002.

  3. Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник. М.: Русский язык, 1994.

  4. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы/ под ред. Р.И. Аванесова. – М.: Рус. яз., 1988.

  5. Потемкина Т.В., Соловьева Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: Гардарики, 2004.

  6. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. – М., 2009.

  7. Кукушкина О.В. Типы речевых неудач в русском языке. – М., 1999.

  8. Культура русской речи / Под ред. Граудиной Л.К. и Ширяева Е.Н. – М.,2000.





Похожие:

Методическое пособие по предмету «Языковая грамотность и культура речи» iconМетодическое пособие по предмету «Языковая грамотность и культура речи»
Данное пособие разработано в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников учреждений...
Методическое пособие по предмету «Языковая грамотность и культура речи» iconПо дисциплине «Языковая грамотность и культура речи в профессиональной деятельности» для специальностей
Тема Стилистические возможности словообразования. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов
Методическое пособие по предмету «Языковая грамотность и культура речи» iconМетодическое пособие для студентов обучающихся по специальности профессиональное обучение
...
Методическое пособие по предмету «Языковая грамотность и культура речи» iconУчебно-методическое пособие Пенза 2008 Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства»
...
Методическое пособие по предмету «Языковая грамотность и культура речи» iconМетодическое пособие по курсу "Схемотехника эвм" для студентов специальности 22. 01. 00
Данное методическое пособие содержит теоретические материалы, примеры построения цифровых схем, контрольные вопросы и задания по...
Методическое пособие по предмету «Языковая грамотность и культура речи» iconМетодическое пособие по выполнению лабораторных работ, вопросы программированного контроля с эталонами ответов Москва 2010
Методическое пособие предназначено для студентов факультета социальной медицины. Оно объединяет преподавание патофизиологии и патологической...
Методическое пособие по предмету «Языковая грамотность и культура речи» iconРабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» является ведущей, так как чтение это средство приобретения новых знаний для дальнейшего развития
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» разработана на основе
Методическое пособие по предмету «Языковая грамотность и культура речи» iconМетодическое пособие для студентов 2 курса филологического факультета Тверь 2007
Методическое пособие включает в себя подробную программу лекций, планы практических занятий, список научной литературы, вопросы для...
Методическое пособие по предмету «Языковая грамотность и культура речи» iconМетодическое пособие Для выполнения курсового проекта 5 курса Специальность 050501. 15 Профессиональное обучение «Автомобили и автомобильное хозяйство»
Методическое пособие устанавливает правила разработки и оформления курсового проекта студентами 5 курса специальности 050501. 15...
Методическое пособие по предмету «Языковая грамотность и культура речи» iconУчебно-методическое пособие по выполнению курсовой работы по дисциплине «Маркетинг» для студентов, обучающихся по направлению 080500 «Менеджмент»
Б82 Боргардт Е. А. Маркетинг: учебно-методическое пособие по выполнению курсовых работ / Е. А. Боргардт – Тольятти: Тольяттинский...
Методическое пособие по предмету «Языковая грамотность и культура речи» iconУчебно-методическое пособие для студентов 5 курса лечебного факультета и факультета по подготовке специалистов для зарубежных стран
Учебно-методическое пособие содержит основные положения производственной врачебной практики по терапии на 5 курсе, требования к студентам...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы