Моей выпускной квалификационной работы звучит следующим образом: Художественный «андеграунд» 1970-х гг как форма социального протеста icon

Моей выпускной квалификационной работы звучит следующим образом: Художественный «андеграунд» 1970-х гг как форма социального протеста


Скачать 104.9 Kb.
НазваниеМоей выпускной квалификационной работы звучит следующим образом: Художественный «андеграунд» 1970-х гг как форма социального протеста
Дата публикации19.09.2014
Размер104.9 Kb.
ТипДокументы

Тема моей выпускной квалификационной работы звучит следующим образом: Художественный «андеграунд» 1970-х гг. как форма социального протеста.

В своей практической работе, все же предлагаю разобраться, в значении и смысле определения андеграунд, в 70-е годы 20 века и его трансформации к современным реалиям.

Итак, что такое андеграунд? Четкого и ясного определения этому явлению нет, и вряд ли может быть, поскольку любое определение подразумевает наложение ограничений. Проявления же андеграунда необычайно разнообразны. Можно попробовать описать андеграунд как беспрерывный эксперимент над собой, своим сознанием и одновременно эксперимент над окружающим миром. Какие задачи преследует экспериментатор и ставит ли он их вообще? Хочет ли он найти свой индивидуальный язык общения со слушателями, зрителями, читателями или хочет перекроить их, и весь мир, на свой лад? Можно ли вообще говорить о творчестве, как об использовании известных шаблонов и методов? И может ли человек выражать уникальность и неповторимость своего искусства лишь комбинацией уже миллионы раз отработанных и проверенных средств? Ясно одно - нетривиальная цель и принципиальная новизна постановки опыта, зачастую приводят к рождению совершенно новых понятий, появлению неведомых ранее и расширению уже имеющихся возможностей...

Раз уж свободный эксперимент и бескомпромиссное отрицание принятых обществом установок являются ключевыми особенностями андеграунда, можно уверено говорить об андеграундной культуре и искусстве, как о явлении непокорно-бунтарском. В такой форме, противопоставления общепринятой, массовой культуре, андеграунд, возможно, существует уже многие тысячи лет. Безусловно, каждый человека имеет право сам выбирать, как жить, что носить и какую музыку слушать. И разве может быть что-то важнее, чем возможность реализовать свой внутренний потенциал?

Андегруанд - понятие, возникшее в США и означающее культуру, противопоставляющую себя ограничениям и условностям культуры буржуазной. В музыкальном андеграунде США, Джим Моррисон - самый легендарный и выдающийся представитель. Музыка группы The Doors сделала её самой знаменитой и самой противоречивой группой своего времени. В России, в советский период понятие андерграунда стало обозначением сообществ, представлявших неофициальное, не признанное властями искусство, литературу, музыку и т. п. В русле андерграунда развивались художественные течения от авангарда и поставангарда до символизма и неопримитивизма, от концептуализма до абстракционизма, «магического реализма». Русский рок периода 60-80-х, можно целиком и полностью отнести к категории андеграундной музыки. «Наутилус Помпилиус», «Кино», «ДДТ», «Аквариум», «Воскресение», «Алиса», «Звуки Му», «Ария» и др . Они варились в собственном соку, существовали сами по себе, и сформировали свой уникальный стиль, востребованный по сей день. Их общей особенностью являлись ярко выраженный социальный протест и тексты, несущие основную нагрузку. Это великая эра подпольных концертов, домашних "концертников", плохих магнитофонных записей, эпоха внутреннего бунтарства, пронизанная тягой к свободе и самовыражению.

Это было тем, что в социологии называется "реакцией социального протеста".

В 60-е годы XX века произошло качественное изменение состояния советской культуры. Механизм этой трансформации был запущен предшествующими событиями, происходившими как в политико-идеологической, так и в культурной сферах советского общества. Относительная либерализация пространства культурной сферы, произошедшая после смерти И. В. Сталина, непосредственным образом повлияла на активизацию творческих поисков деятелей искусства. При этом неизбежным итогом данного процесса стало его столкновение на опредёленном этапе развития с деятельностью партийной бюрократии, направленной на консервацию культурно-идеологических норм, установленных государством. Репрессивные акции, в том числе судебное преследование творческих деятелей, возобновившееся в конце 50-х - начале 60-х годов, стали закономерным следствием пересечения этих разнонаправленных тенденций. Вместе с тем, культурная политика правительства в этот период времени, отличалась склонностью к некоторому консенсусу, что выражалось в возможности проведения открытых дискуссий с представителями советской творческой интеллигенции. В 1970-1980 годы в СССР оформилась культура андеграунда, получившая наибольшее распространение в таких развитых в культурном отношении городах, как Ленинград и Москва. Советский андеграунд стал специфическим социокультурным явлением, не только вместившим в себя различные жанры неофициального искусства, но и осуществившим в своём поле замену советских культурных институтов независимыми культурными аналогами. К началу перестройки советский андеграунд представлял собой полноценную субкультуру, в недрах которой сложилось творческое сообщество, составившее ядро современного российского искусства.

После снятия ограничений на свободу художественного творчества в начале 1990-х годов андерграунд, в той форме и идеологии, сошел на нет.

Андеграунд всегда развивался и развивается в пределах определенной субкультуры, то есть в обществе людей, объединенных какой-либо одной идеей и темой. Эта обособленность выделяет их в собственных глазах из серой общественной массы, сподвигает на творческое самовыражение. Но одновременно с этим ставит в определенные рамки, так как субкультура, при всей своей не массовости тоже подчиняется определенным законам и правилам.

У неформальности есть своя вполне четко очерченная форма, признаки и атрибуты, которой служат "пропуском" в узкий круг "иных". Как только изменяется политическая ситуация или открывается возможность коммерчески реализовывать свой творческий потенциал, то что раньше было андеграундом - быть им, по сути, перестает.

Андеграунд - это «некоммерческая культурная сфера». Вообще, слова «некоммерческий» и чуть в меньшей степени «независимый», «альтернативный», из-за некоторой размытости значения этого слова, намного более подходят для толкования «андеграунда», чем «нелегальный». Основными признаками или критериями андеграунда , альтернативного искусства, можно назвать:

а) отсутствие четко выраженной коммерческой основы;

б) нонконформизм, противопоставление масс-культуре;

в) независимость;

г) экспериментальность.

Найти андеграунд в сегодняшней жизни не трудно, главное знать, где искать. Да, он не слишком явный, но на то он и андеграунд, чтобы не быть очень заметным, во-вторых, современное общество далеко от той социально-политической гармонии, которая позволяет выражать недовольство исключительно политическими методами. А городские власти будут продолжать бороться с подростками, раскрашивающими стены и железнодорожные заборы. В эпоху торжества жанров и стандартов любое искусство вне формата, обещающее новизну, будет, конечно, обращать на себя все большее внимание - особенно, если эта эпоха не сопровождается социальными и политическими потрясениями. И, наконец, чем интереснее будет искусство из подполья, тем выгоднее будет массовой коммерческой культуре использовать его. Пафос социального протеста обитателей бедных кварталов, как оказалось, обладает колоссальным коммерческим потенциалом, и хип-хоп победоносно шествует по всем континентам. Это приручение вчерашнего андеграунда прекрасно прижилось и на отечественной почве. Ну а публика - она вновь собирается на ставшие модными милонги и вряд ли думает о том, что чуть больше века назад танго было танцем буэнос-айресских борделей.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что андеграундное, или на сегодняшний день, альтернативное искусство, является инструментом самовыражения, попыткой индивида или группы индивидов выделится из «серой массы» общества. Зачастую развиваясь в рамках какой-либо субкультуры. Не является коммерческим и массовым искусством, и в тоже время не является и элитарным искусством в понимании культурологического определения, поскольку не всегда альтернативное искусство несет в себе высокие эстетические идеалы и духовные ценности.

Это, пожалуй, основная проблема современного искусства вообще. Создалась ситуация, когда бесталанность, безнравственность, а зачастую и безмозглость автора можно удачно скрыть в слове «современное», прилепив к нему «искусство». Свобода и лозунг «искусство для искусства» взят для оправдания разнузданности, отсутствия каких бы то ни было нравственных ориентиров и запрета цензуры. Сдабривается же эта откровенная похабщина радикальным критическим реализмом, то есть высасыванием всех самых мерзких проявлений реальности. В итоге перед зрителем предстает эдакий Франкенштейн, симбиоз распущенности и грязи. Но вернемся к альтернативу.

Очень интересное мнение относительно альтернативного искусства в своей автобиографической повести «Сам овца», высказывает А.В. Макаревич. По его мнению, во многом, альтернативное искусство-это попытка замаскировать собственную бездарность, поскольку при работе с формой традиционной, эта попытка не проходит.

«…Занимаясь много лет музыкой, я часто замечал с некоторой печалью, что очень немного людей отличают хорошую музыку от плохой…

…С изобразительным искусством, кстати, ещё хуже. Принцип Чехова «и лицо, и мысли, и одежда» тут, к сожалению, не работает. Я часто встречаю образованных людей, они одеваются со вкусом, разбираются в театре, читали всё, что нужно, и при этом дома на стене у них висит нечто чудовищное…

…Один весьма известный искусствовед по-дружески объяснил мне, что сегодня живопись или графика сама по себе никого не интересует. (Говоря «никого», он конечно, хотел бы подразумевать всё прогрессивное человечество, хотя речь на самом деле идет о довольно узком круге людей, именующих себя продвинутыми и задающих тон)… Итак, сама картина никого не интересует - нужен перформанс. Вот ежели рядом с этой картиной будет играть на арфе карлик и рожать женщина, а на саму картину будет какать попугай - сенсация (в продвинутом кругу, разумеется) обеспечена…

…Вся эта тусовка вокруг прогрессивного искусства напоминает мне какой-то садик. Там свои правила, свой язык, свои игры и небывалое высокомерие по отношению ко всем, стоящим за оградой. Интересно, что как только кто-то из садика начинает вдруг интересовать широкую общественность - скажем, его работы появляются на других выставках или вдруг начинают хорошо продаваться, - его тут же с негодованием выпихивают из садика за забор - он стал коммерческий, и я слышу в хоре негодования нотки зависти. То, что при этом художник ни на йоту не изменил своим работам, совершенно неважно - важно, где он с ними оказался. Какая-то в этом есть гадость, ибо видели ли вы художника, который не хочет, чтобы его работы покупали?....

... Победителей, кстати, тоже судят. Их судит Время, почти все великие произведения искусства писались на заказ - и мессы Баха, и фрески Сикстинской капеллы, и «Святая Троица», и великий художник никогда не отличался в глазах человечества от великого ремесленника каким-то свечением над головой - этот нимб ему приделали не так давно, лет сто пятьдесят - двести назад. И импрессионисты, которые смели классицистов, так же мечтали продавать свои работы, как и их растоптанные предшественники. (Не всегда сразу получалось - это другой вопрос.) Я не верю художнику, который пишет картины, складывает их за шкаф и говорит, что пишет для Вечности и ничьё мнение его не интересует. Я сам иногда повторяю эту фразу (мол, сам знаю, что у меня получается, а что - нет), но, сделав что-то новое, спешу это показать - сначала друзьям, а потом всем остальным. С этого момента моя вещь уже становится прикладной, верно?»
В общем, получается, что то, что сегодня противопоставляется, завтра "отрастит бороду" и выйдет из подполья и станет массовым, т.е. уже не альтернативным и андеграундным.

Если рассмотреть современное состояние слова "андеграунд" в отношении культуры, то чаще всего оно употребляется именно в приложении к музыке. На сегодняшний день существует огромное количество направлений т.н. альтернативной музыки, такие как : шугейзинг, пост-метал, мелодичный дуэт-метал, неофолк, эмокор и т.д. некоторые представители этих жанров комерциализированы и популярны в определенных кругах.

Такой жанр живописи, как граффити, изначально, будучи бунтарским, незаконным и соответственно альтернативным, андеграундным, уже вполне узаконился и даже имеет своих героев и знаменитостей. Например Бэнкси- скандально известный английский андеграундный художник граффити, политический активист, чья личность не установлена. Вокруг его биографии и настоящего имени ведётся много споров. Приблизительно с 2000 года Бэнкси перешел на рисование граффити при помощи трафаретов: данная техника позволяла наносить рисунки гораздо быстрее и тем самым избегать полиции . Тогда же, Бэнкси, стал специализироваться на юмористических или провокационных граффити, затрагивающим острые политические и социальные темы, он выражал протест против капитализма и общественного конформизма. По мнению искусствоведов, стиль Бэнкси был продолжением художественной манеры другого признанного художника и одного из основателей трафаретного граффити Блека Ле Рата (Blek le Rat).

Одними из первых работ Бэнкси, выполненных до 2001 года в Лондоне и Бристоле и ставших олицетворением его творчества, были изображения Джоконды с гранатометом, девочки, обнимающей авиационную бомбу, и протестующего человека, которому Бэнкси заменил "коктейль Молотова" в руке на букет цветов. Деятельность Бэнкси в очередной раз поставила вопрос о том, является ли граффити искусством или вандализмом. В своих работах Бэнкси часто использует коллаж или прямой плагиат с известных фотографий и картин, сами его работы также перерабатывались другими современными художниками. Так, на основе его граффити с целующимися полисменами в Брайтоне российская арт-группа "Синие носы" сделала скандальную фотографию "Эра милосердия", на которой были запечатлены целующиеся в березовой роще милиционеры: в 2007 году министр культуры, Александр Соколов назвал выставку в Париже, в которой была представлена эта фотография, "позорящей страну порнографией".

Относительно альтернативного искусства, есть гипотезы, что уровень преемственности позитивного восприятия культуры андеграунда людьми коррелируется в зависимости от их возраста, уровня образования и специфики деятельности, что подтверждается некоторыми социологическими исследованиями. Например: Культурные мероприятия не посещают всего лишь 7% опрашиваемых; посещают, но очень редко - 13%; посещают периодически - 25%; посещают довольно-таки часто - 40%: посещают при первой же возможности - 15%. Театры выбирают 21% респондентов; кинотеатры - 30%; выставки - 35%; музеи - 14%.

Наиболее чаще в кинотеатры и на выставки ходят люди в возрастной группе от 18 до 37 лет, а в театры и музеи - от 38 до 54.

На вопрос: "Знаете ли Вы, что такое инсталляция?"

10% - нет; 25% - знают примерно; 10% - что слышали; 35% - знают в общем, но не точно;20% - знают в полной мере.

"Имеете ли Вы представление о таком понятии как Арт-хаус?"

8% - нет; 25% - знают примерно;10% - что слышали; 30% - знают в общем, но не точно;27% - знают в полной мере.

"Имеете ли Вы представление об андеграунде в искусстве?"

6% - нет; 15% - знают примерно;9% - что слышали; 40% - знают в общем, но не точно;30% - знают в полной мере. К сожалению, данные социологических исследований, показывают, что андеграунд воспринимается современным обществом настороженно и с невеликим восторгом. Возможно, из-за того, что при переходе в русский язык слово «андеграунд» изменило свое значение. Большое количество людей приняло его в свой лексикон в значении «темное, грязное, низкое искусство», как противопоставление масс-культуре, которую при всей ее общепризнанности нельзя отнести к "высокой" культуре. Тем более людей андеграунда по жизни неизбежно сопровождает искаженное восприятие. Воображают: мрачные клошары, аутсайдеры, никому неведомые и не пользующиеся никаким влиянием.

На деле сегодняшняя русская альтернативная культура - сообщество вполне талантливых и вполне состоявшихся граждан, творческие ходы которых с интересом воспринимает культурный мэйнстрим. Во всяком случае, откровенных цитат из произведений андеграундных авторов в сегодняшних "творениях" деятелей культурного истеблишмента очень много.

Что же такого есть в андеграунде, что нравится людям?

Думается, больше искренности и свободы. Меньше оглядок на требования рынка, хотя и они есть, безусловно. В целом андеграунд привлекает своей непредсказуемостью и отказом следовать каким-то жестким правилам. Но все рассудит время! Хорошее искусство займет свое место в культурной парадигме.






Похожие:

Моей выпускной квалификационной работы звучит следующим образом: Художественный «андеграунд» 1970-х гг как форма социального протеста iconМоей выпускной квалификационной работы звучит следующим образом: Художественный «андеграунд» 1970-х гг как форма социального протеста
Тема моей выпускной квалификационной работы звучит следующим образом: Художественный «андеграунд» 1970-х гг как форма социального...
Моей выпускной квалификационной работы звучит следующим образом: Художественный «андеграунд» 1970-х гг как форма социального протеста iconТребования к содержанию выпускной квалификационной работы
Текст выпускной квалификационной работы должен быть оформлен в соответствии с требованиями стандарта, где обязательными являются...
Моей выпускной квалификационной работы звучит следующим образом: Художественный «андеграунд» 1970-х гг как форма социального протеста iconПриказ № от 2013 г. О закреплении темы выпускной квалификационной (дипломной) работы и назначении руководителя
Ф. И. О. студента Тема выпускной квалификационной (дипломной) работы
Моей выпускной квалификационной работы звучит следующим образом: Художественный «андеграунд» 1970-х гг как форма социального протеста iconМетодические рекомендации по подготовке и защиты выпускной квалификационной работы
Московской государственной юридической академии завершающим этапом обучения студентов Института непрерывного образования является...
Моей выпускной квалификационной работы звучит следующим образом: Художественный «андеграунд» 1970-х гг как форма социального протеста iconМетодические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы по специальности 030501. 65 «Юриспруденция»
Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы по специальности 030501. 65 – «Юриспруденция» / сост. В....
Моей выпускной квалификационной работы звучит следующим образом: Художественный «андеграунд» 1970-х гг как форма социального протеста iconОтзы в руководителя выпускной квалификационной работы

Моей выпускной квалификационной работы звучит следующим образом: Художественный «андеграунд» 1970-х гг как форма социального протеста iconОтзы в руководителя выпускной квалификационной работы

Моей выпускной квалификационной работы звучит следующим образом: Художественный «андеграунд» 1970-х гг как форма социального протеста icon1 Цель и задачи написания выпускной квалификационной работы

Моей выпускной квалификационной работы звучит следующим образом: Художественный «андеграунд» 1970-х гг как форма социального протеста iconПорядок выполнения вкр
Методические рекомендации по подготовке и защите выпускной квалификационной работы
Моей выпускной квалификационной работы звучит следующим образом: Художественный «андеграунд» 1970-х гг как форма социального протеста iconВыпускной квалификационной работы
«Сравнительный анализ применения различных специальных налоговых режимов в целях оптимизации налогообложения предприятия»
Моей выпускной квалификационной работы звучит следующим образом: Художественный «андеграунд» 1970-х гг как форма социального протеста iconРекомендация-допуск к предзащите выпускной квалификационной работы бакалавра
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы