Новомосковск 2010 удк 930. 2 Ббк 63. 3(2 Рос) 52 ш 176 Рецензент icon

Новомосковск 2010 удк 930. 2 Ббк 63. 3(2 Рос) 52 ш 176 Рецензент


Скачать 123.4 Kb.
НазваниеНовомосковск 2010 удк 930. 2 Ббк 63. 3(2 Рос) 52 ш 176 Рецензент
страница1/3
Размер123.4 Kb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3


Федеральное агентство по образованию

Российской Федерации

ГОУ ВПО «Российский химико технологический

университет

им. Д.И. Менделеева


Новомосковский институт (филиал)


Шакиров Ю.А.




Украинизация Малой России в XІX – І половине XX вв.




Учебное пособие


Новомосковск

2010


УДК 930.2

ББК 63.3(2 Рос) 52

Ш 176


Рецензент:

к.и.н., доцент Л.Ю. Казанина

(Новомосковский институт Российского химико технологического

Университета им. Д.И. Менделеева)


Шакиров Ю.А.

Ш 176 Украинизация Малой России в XІX – І половине XX вв.: Учебное пособие/ ГОУ ВПО РХТУ им. Д.И. Менделеева, Новомосковский институт (филиал), Новомосковск, 2010. –с.


ISBN


В учебном пособии рассматривается процесс политизации терминов «Украина» и «украинец» в отношении Малой России на протяжении XІX – І половины XX вв., получивший название «украинизация».

Для студентов неисторических факультетов дневной, вечерней и заочной форм обучения при изучении курса «Отечественная история», активистов политических объединений, интересующихся современной историей России.

Библиогр.: 9 назв.


ISBN


УДК 930.2

ББК 63.3(2 Рос) 52


© ГОУ ВПО Российский химико-технологический

университет им. Д.И. Менделеева,

Новомосковский ин-т (филиал), 2008


Содержание

  1. Введение 4

  2. Термины «Украина» и «украинец» в ІX–XVІІІ вв. 4

  3. Рождение термина «украинец» на рубеже XVIII–

XІX вв. 6

  1. Укоренение термина «украинец» в русском языке 7

  2. Формирование «украинской» популяции в Австро-

Венгерской империи. 9

  1. Украинизация по-советски 12

  2. «Украинский вопрос» в Польше в период между

двумя мировыми войнами 18

  1. Фашистская «украинизация» во время оккупации

Украинской ССР в 1941-1943 гг. 20

9. Приобретение Украинской ССР международного статуса 24

10. Заключение 26

11. Библиография 27


Введение.

Для организации информационно-психологических диверсий против современной России, немалое значение зарубежными специалистами по пропаганде, уделяется разжиганию националистических страстей, и, прежде всего, вражды и ненависти к русскому народу. Одним из главных средств в этом вопросе является своеобразная интерпретация русской истории.

Менее чем за сто лет в исторической литературе, в русском языковой среде, на географических и политических картах появились такие термины как «Украина», «украинец», «украинский язык». С 1991 года политической реальностью стало независимое государство Украина, которое ещё в составе СССР в 1945 году стало членом ООН.

В этом государстве главным средством идеологического воспитания населения в национальном духе служит система образования, краеугольным камнем которой является преподавание истории. За годы независимости государства тотальному пересмотру подверглась вся его история с древнейших времен до современности. Задним числом украинские историки выдумали, якобы существовавший в древности фантастический «украинский народ», который веками боролся за независимость против главного своего врага – России, нещадно эксплуатировавшей Украину, душившей её культуру, язык, не брезговавшей даже геноцидом. Эти же псевдоучёные трактуют украинскую историю как историю европейскую, тесно связанную с европейской политической и культурной средой.

Исходя из этого, возникает необходимость рассмотрения истоков этой пропаганды, которая создаёт угрозу для возникновения на границах России русофобского, враждебного государства.


^ Термины «Украина» и «украинец» в ІX–XVІІІ вв.


Летописные источники по истории ІX–XІІІ веков в качестве этнонимов для названия населения Киевской Руси использовали термины «Русь», «русский род», «русские», «русы», «россы», «русский народ». В основе всех их лежат два ключевых слова – «Русь» и «русский». Именно так называли себя жители Руси в то время. Термины «великороссы», «малороссы», «белорусы», «россияне», и уж тем более «украинцы», были изобретены позже, и с точки зрения науки не имеют права на внедрение задним числом в предшествующую эпоху.

В XІV–XVІІІ веках русский народ был разделен между Московской Русью и Литвой, которая в XVІ веке вместе с Польшей образовала государство Речь Посполитая, где правили поляки. Для обозначения территорий, находящихся под властью польской шляхты применялись названия «Малая Русь» и «Белая Русь». В исторических документах той поры ни в одной строчке не упоминается ни «Украина», ни «украинцы», ни «Белоруссия», ни «белорусы».

Польская оккупация Малой и Белой Руси, населённых русским народом, отразилась на языке, культуре и обычаях. В русский язык попало много польских слов, а высшие слои Малороссии начинали родниться с поляками, и, забывая русские корни, начинали говорить по-польски, переходить в католическую веру, постепенно превращаясь в поляков.

Но ополячивание «верхов» не привело к ассимиляции «низов» – русский народ сохранил православную веру, родной язык, традиции, что и предопределило историческое решение Переяславской Рады о воссоединении Малой и Великой Руси. Не «украинцы», а русские шесть лет сражались с Польшей. Богдан Хмельницкий, в июне 1648 года отправил универсал жителям Львова: «Прихожу к вам как освободитель русского народа; прихожу к столичному городу земли червонорусской избавить вас из польской неволи». Польский гетман Сапега в те дни писал: «Против нас не шайка своевольников, а великая сила целой Руси. Весь народ русский из сел, деревень, местечек, городов, связанный узами веры и крови с казаками, грозит искоренить шляхетское племя и снести с лица земли Речь Посполитую».

После воссоединения Левобережья Днепра с Великой Русью начался обратный процесс постепенного вытеснения всевозможных полонизмов под общим воздействием общерусского языка. Более того, в создании литературного русского языка, решающую роль сыграли выходцы из Малороссии: Мелетий Смотрицкий, Епифаний Славинецкий, Арсений Сатановский, Симеон Полоцкий, Феофан Прокопович и др.

Что же касается «украин» (т.е. окраин), то этот термин, как и в русском языке, так и в польских источниках, применялся только к приграничью, окраинам государства. Кто мог бы подумать, что в XX веке кое-кто, опираясь на это слово, будет всерьёз рассуждать об истории фантастической страны «Украина»?

Во второй половине XVІІІ века, в 1772, 1793 и 1795 гг. были осуществлены три раздела Польши между Россией, Пруссией и Австрией. В результате этих актов Россия возвратила себе свои владения в юго-западных русских землях и современной Белоруссии. Однако Галиция, Карпатская Русь и Буковина, вместе с русским населением, отошли к Австрии. Во время всех трёх разделов, ни о каких «украинцах» или «белорусах» речи не было.

Именно в это время появляется произведение неизвестного автора «История русов». Ряд исследователей относят появление этого произведения к периоду с 1801 по 1810 гг. Другие исследователи убедительно показывают, что «История руссов» появилась в период с 1760 по 1780 гг., когда казацкая старшина добивалась российского дворянства. Произведение, переполненное ненависти к Московскому царству, отличал хороший русский литературный язык, ибо «украинский язык» ещё не был изобретён. Автор подал «Историю русов» по традициям казацких летописей, которыми он пользовался, использовал собственные воспоминания. Центральной фигурой в «Истории русов» выступает гетман Богдан Хмельницкий. Автор уделил значительное внимание восстаниям русов против поляков, гетманству Мазепы, взятию Меншиковым Батурина, Полтавской битве, арестам казаков и старшин, трагической судьбе гетмана Полуботка и ликвидации гетманщины. Воспевалось казачье прошлое и «казачья вольность». «История Русов» была известна Пушкину, Гоголю, Рылееву. Россказни о «золотом» веке казачества и «подлых москалях» оказали огромное влияние на Т. Шевченко. Именно из них он черпал ненависть к русской истории, к Екатерине ІІ.

Историки характеризуют «Историю Русов» как недостоверное историческое произведение. Так, например, Н. Костомаров, в молодости попавший под влияние польских историков, только на склоне лет пришёл к ясному заключению, что в «Истории русов» «много неверности и она… распространяла ложные воззрения на прошлое Малороссии». Также он отмечал: «Мне значительно повредило доверие, оказанное таким мутным источником, как "История русов"». Современная украинская историография, оценивает «Историю русов» как достоверный источник для изучения истории Украины XVIII века. Однако и в этом произведении, переполненном ненависти к России, слова «Украина» и «украинец» отсутствуют. Вплоть до XІX века эти слова в политическом лексиконе отсутствовали.


^ Рождение термина «украинец» на рубеже XVIII–XІX вв.


Уничтожение польского государства, воссоединение значительной части русского народа, вызвали со стороны польской интеллигенции протест. В том же 1795 году, когда был совершён третий и окончательный раздел Польши, в Париже вышла небольшая книга польского графа Яна Потоцкого «Историко-географические фрагменты о Скифии, Сарматии и славянах». Страстный путешественник и талантливый публицист, высказал «гипотезу», что жители Малой России не имеют ничего общего с русским народом, т.к. происходят от сарматов и настоящее название этого народа – «украинцы». Позже Потоцкий на русской государственной службе выслужил чин тайного советника, став кавалером ордена Святого Владимира I степени. Покончил жизнь самоубийством в декабре 1815, когда решения Венского конгресса похоронили его надежды на возрождение независимой Польши. Однако, если Потоцкий выводил «украинцев» от племён, так или иначе относившихся к славянам, то граф Тадеуш (Фаддей) Чацкий в произведении «О названии "Украина" и зарождении казачества» вышедшем в свет в 1801 году, уверял, что «украинцы» произошли от укров, особой орды пришедшей на место Украины из-за Волги в VII веке. От фантастических укров Чацкий и вывел слово «Украина» и слово «украинцы». Таким образом, выходило, что в «украинцах» нет ничего русского, а Екатерина ІІ, участвуя в разделах Польши, ложно думала, будто она возвращает в свою колыбель русских.

Казалось бы, лживые теории должны были бы сгинуть, но на деле это оказалось не так. Родной брат графа Яна Потоцкого, граф Северин Потоцкий, с 1803 по 1817 гг. был попечителем Харьковского университета. Большой патриот России, много сделавший для развития образования, он пригласил нескольких польских профессоров к преподаванию в этом университете. Вскоре этот учёный польский кружок начал пропагандировать мысли Я. Потоцкого и Чацкого о нерусском происхождении «украинцев» среди студенчества. Распространению этих взглядов облегчалось ещё и тем, что Александр І оставив за поляками руководящую роль в западнорусских областях, передал им всю систему народного образования Правобережной Малороссии. Поначалу движение «украинцев» оформилось в городе Умань, на Правобережье Малой России, недалеко от Киева. Эти земли они продолжали считать неотъемлемой частью Польши, а себя называли «украинцами», однако, будучи поляками, изъяснялись по-польски. После разгрома Польского восстания 1831 года, в котором уманские «украинцы» приняли самое активное участие, кружок прекратил свое существование.

^ Укоренение термина «украинец» в русском языке.


Однако дело польских «украинцев» не пропало. Эстафету «поколений» подхватили тайное Кирилло-Мефодиевское братство, созданное в Киеве в декабре 1845 года. Главными его деятелями были педагог Н. И. Гулак, историк Н. И. Костомаров, драматург П. А. Кулиш, художник и поэт Т. Г. Шевченко. Именно эти деятели, русские по происхождению, стали вовсю оперировать терминами «Украина» и «украинский». Именно они, первыми из русских, вбросили эти слова в русскую языковую среду, до того обретавшиеся только в польском языке. Об этом ясно говорит и программный документ братства – «Книга буття украінського народу». Эти, на тот момент ещё молодые люди, наслушавшиеся лекции польских профессоров, приняли за основу своей деятельности документ, который оценивал отношения «Украины» и Польши весьма положительно. Методологической основой «Книги буття…» стала «Истории русов», Оценивая прошлое, документ не скрывал своих симпатий к Польше: «И соединилась Украина с Польшею как сестра с сестрою…», «Но не погибнет Польша, ибо её пробудит Украина, которая не помнит зла и любит сестру свою так, как будто ничего не было между ними». Казаков, принявших российское дворянство, члены общества называли «выродками»: «…а хотя из украинской крови эти выродки, однако они не сквернят своими подлыми устами украинского языка и сами себя не называют украинцами…». Оценивая воссоединение русских земель в 1654 году авторы «Книги буття…» не жалели чёрных красок: «Но скоро увидела Украина, что она попалась в неволю, ибо она по своей простоте не узнала, что такое значит царь московский, а царь московский значил то же, что идол и мучитель».

Члены Кирилло-Мефодиевского братства подверглись незначительным репрессиям, но в будущем все они стали знаменитыми, работали в Санкт-Петербурге. Некоторые из них, как историк Н. Костомаров, в значительной степени пересмотрели свои взгляды, но в целом их деятельность заложила основу для передачи эстафеты уже не из польских рук, а в «надёжные» руки сбитых с толку соотечественников. Естественно не без польского участия. Гуманное отношение к ним, такой человек как Кулиш оценивал иначе. В письме славянофилу С. Аксакову в октябре 1858 г. Кулиш писал следующее: «Нас горсточка, хранящих веру в свою будущность, которая, по нашему глубокому убеждению, не может быть одинакова с будущностию Великорусского народа. Между нами и вами лежит такая же бездна, как между драмой и эпосом: и то и другое великие создания божественного гения, но странно желать, чтобы они слились в один род!». Тем не менее, позже, Кулиш и его сторонники, под влиянием Костомарова, говорили не о двух народах – «русском» и «украинском», а о двух народностях, двух частях единого русского народа. В санкт-петербургской типографии, владельцем которой был Кулиш, свои произведения его сторонники, в том числе и Т. Шевченко, печатали только на русском языке, т.к. фантастического «украинского» не было и в помине.

Очередным этапом украинского движения стала «Громада», организованная в Киеве приват-доцентами университета св. Владимира М. Драгомановым, автором гимна «Ще не вмерла...» П. Чубинским и В. Антоновичем. Многие члены «Громады» впоследствии участвовали в создании «Просвиты» в Киеве, Полтаве, Екатеринославле, Одессе, Чернигове. «Титанические» усилия этих «сознательных украинцев» в 60-70-х гг., не заслуживают особого внимания. Если прибегнуть к арифметическому подсчёту этих самостийников по головам, то окажется, что речь идёт о нескольких сотнях человек. Интересно, что историк, поляк по происхождению, В. Антонович, осознав, что он является слепым орудием в чужих руках, пересмотрел свои взгляды, заявив об уходе из этого лагеря. «В настоящее-то время, польская публицистика, – писал он в «Исповеди», – на основании не имеющих практического значения исторических данных, решается утверждать, будто на правом берегу Днепра нет Руси, а только сущая Польша». Заканчивал он это произведение малороссийской поговоркой: «брехнею світ перейдеш, та назад не вернешся».

Подлинной находкой для украинофилов стала деятельность Михаила Грушевского. Уроженец польского города Холм, окончил Киевский университет, с 1894 года преподавал в Львовском университете. Грушевского на Украине величают «самым знаменитым украинским историком». В действительности же найти более лживого историка и столь же плодовитого во вранье как Грушевский практически невозможно. Его многотомное собрание сочинительств представляют набор фальсификации общепризнанных наукой фактов. Полемика с такого рода «учёным», равно как и с его учениками, невозможна. Факты Грушевского не интересовали и он врал без стеснения. Приделав к имени «Русь» прозвище «Украина», получив, таким образом, фантастическую страну «Украина-Русь», Грушевский заселил её фантастической «украинско-русской народностью». Далее, пописывая свои опусы, при встрече с терминами «русский», «Русь», «Малороссия», автоматически заменял их словами «украинец», «украинский» и «Украина». В результате такой «гениальной» операции «отец украинской истории» за несколько лет соорудил «тысячелетнюю украинскую историю», обеспечив самостийникам «исторические корни», без которых они выглядели придурками. Таким способом русских выбросили из Киевской и Малой Руси, а «украинцы» превращены в её хозяев. Все трюки Грушевского выглядят наглым и бесстыжим враньём, способным убедить, на первый взгляд, только полного идиота, до сегодняшнего дня пользуются спросом на Украине.

^ Формирование «украинской» популяции в Австро-Венгерской империи.


Как уже было отмечено выше, после раздела Польши территории Галиция, Карпатская Русь (Угорская Русь или Закарпатье) и Буковина, населённые этническими русскими людьми, отошли к Австро-Венгрии. Галицко-Волынское княжество в XIV веке оказалось в католической Польше. Карпатская Русь почти девять веков входила в состав Венгрии. Буковина вошла в Молдавское княжество. В XVIII веке снова все «встретились», но уже в Австро-Венгерской империи. Иногда, эти территории, отсеченные католическим клином, историки объединяли неофициальным названием «Червонная Русь». Люди, населявшие эти земли, называли себя русскими или русинами.

В первый раз русины увидели русских из России в 1848 году. Тогда через Карпаты прошла 200-тысячная армия Паскевича, которую, Николай II послал на усмирение восставших венгров в помощь австрийскому императору. Угро-русский писатель Уриил Метеор об этом событии написал, что русины «свободно разговаривали с Москалями и без затруднения понимали их язык. Они совсем, таким образом, крестилися и теми же словами молилися, как здешние домородные люди. Выходило, что они одного с нами языка и одной веры».

До похода Паскевича правительство Вены признавало галичан русскими людьми, а также их родство со своими соотечественниками из России. С этого времени всё меняется. Губернатор Галиции граф Стадион заявил австрийскому правительству, что называть их «русскими» опасно для государственного единства империи, после чего власти стали официально именовать их «рутенами». Представителям русинов Стадион заявил следующее: «Вы можете рассчитывать на поддержку правительства в том случае, если захотите быть самостоятельным народом и откажетесь от национального единства с народом государства, именно в России, т.е. если захотите быть рутенами, не русскими». В том же 1848 году, матушка австрийского императора Франца Иосифа придумала для своих «рутенов» подарочек – «жовто-блакитный» флаг, который ныне является государственным флагом Украины.

Так как в Галицкой Руси Австро-Венгрии на высших должностях находились поляки, то русская духовная жизнь здесь быстрее стала подвергаться деформациям. Полякам удалось в среде галицких русинов сформировать два течения: старорусинов (в польской терминологии «москвофилов»), стоявших на почве русского единства, и молодорусинов (в польской терминологии «украинофилов»), готовых признать себя отдельным народом. Расхождения поначалу не имели политического содержания, а сводились только к спорам о языке. Поляки стремились их углубить и усилить. Старорусинов, поляки, перед австрийскими властями, старались выставить как политически неблагонадежных.

К концу XІX века польские усилия увенчались успехом. Ниже можно привести отрывок из книги Сергея Родина «Отрекаясь от русского имени», запрещенной украинскими властями на территории современной Украины, видимо, ввиду опасного разлагающего действия на сознание «украинцев». «25 ноября 1890 года в Галицком сейме представитель "Русского клуба", объединившего 16 депутатов-русинов, Юлиан Романчук вместе с другим депутатом А. Вахняниным (оба, кстати, учителя "русской" гимназии, т.е. государственные служащие Австро-Венгерской империи), выступили с заявлением, что население Галицкой Руси не имеет ничего общего ни с Россией, ни с русским народом. И свято хранит верность австрийским Габсбургам и Католической церкви. Только с этого момента предатели и отщепенцы начинают усиленно пропагандировать свое самоназвание – «украинцы», и в 1895 г. при новых выборах в сейм место "русских" депутатов занимают уже "украинские". Власть усиленно поддерживает вновь возникшую политическую партию: "украинцы" получают места в местной администрации, лучшие приходы, их издания, библиотеки, клубы, учебные заведения, кооперативы щедро финансируются из государственного бюджета. Не за красивые глаза, конечно. Иудам приходится в поте лица отрабатывать свои 30 сребреников. "Украинский" депутат Барвинский точно формулирует задание: каждый украинец должен быть добровольным жандармом и следить и доносить на "москвофилов", т.е. тех русских, кто отказался менять национальность признанием себя "украинцем".

Доносами дело не ограничивается. Русские подвергаются политическим преследованиям и экономическому давлению. Предоставление кооперативных ссуд нищим, малоземельным русским крестьянам обусловливается их согласием признать себя «украинцами». Многие, находясь в безвыходном положении, соглашаются. Над несогласными устраивают расправы и показательные суды с обвинением в "антигосударственной деятельности" – дело происходит незадолго до Первой мировой войны.

Особое внимание уделяется молодёжи – открываются школы, семинарии, несколько кафедр при Львовском университете. Доступ к среднему и высшему образованию и занятию соответствующих должностей – исключительно для "украинцев". Русских выталкивают на социальное дно. Это действует. Во многих семьях у русских родителей неожиданно появляются дети-"украинцы".

Разделением охвачены целые села, часто оно сопровождается кровавыми эксцессами. А с началом мировой войны (август 1914) на русских обрушивается беспощадный террор, их убивают прямо на улицах, множество гибнет в концлагерях. Инициаторы и активные участники этого беспрецедентного зверства – "украинцы".

Таким образом, методы взращивания "псевдоэтнической" "украинской" популяции – подкуп, предоставление «теплых местечек», возможность получить образование или финансовую поддержку, а если это не срабатывало – моральный и физический террор. Именно при помощи подобных средств польские и австрийские власти рекрутировали представителей новой «народности» в Галиции… Процесс [формирования ядра «украинской» нации, активистов-"украинцев"] носил ускоренный характер и сводился к искусственному отбору особей с точно заданным перечнем отрицательных качеств, то есть, по сути, из человеческого отребья, что и предопределило противоестественность поведения, морали и мировоззренческих установок этого вновь сформированного человеческого типа. Ставилась цель – выбить из русских память об их "русскости", заставить их забыть, что они – русские». Конец цитаты.

Таким образом, всего за четверть века из бывших русских были взращены человеческие особи ненавидящие всё русское. Следует отметить, что в годы І мировой войны место польских «украинизаторов» прочно заняли германские и австрийские спецслужбы. Одной из ударных сил в этом процессе они считали униатскую Греко-католическую церковь. При непосредственном участии главы униатской церкви, поляка по рождению, агента австрийской разведки по совместительству – А. Шептицкого, при благословении римского папы, ещё до войны были приняты меры по изгнанию из церквей русских священников. В 1915 г. русская разведка добыла документальные свидетельства шпионской деятельности Шептицкого. Он был захвачен в плен и вывезен в Санкт-Петербург, где его из Петропавловской крепости освободила Февральская революция. В годы ІІ мировой войны Шептицкий активно сотрудничал с гитлеровцами. Шептицкий, в «трудах» «оранжевых» историков, нередко предстаёт в образе эдакого Моисея «украинского» народа, освободителя «украинцев» из «московского рабства».

По самым скромным подсчётам австрийские «украинизаторы» в годы І мировой войны истребили 60 тысяч галичан, ещё 80 тысяч уничтожили в концлагерях, ещё 100 тысяч человек бежали в Россию. Вся их «вина» заключалась в том, что они русские и не собирались отказываться от православной веры. Австрийцы и новоявленные миру «украинцы» физически истребили всю «старорусскую» интеллигенцию, носительницу духовной памяти русского народа.

Семь тысяч выпестованных этнических мутантов в годы І мировой войны обратили оружие и против России в составе бригады под названием «Украинские сечевые стрельцы» (УСС). Командовал этими вояками полковник австрийской армии Е. Коновалец. После развала Австро-Венгрии, УСС в 1920 году была преобразована в «Украинскую военную организацию» (УВО), которая участвовала в 1929 году в создании Организации украинских националистов (ОУН). Членов этой организации назвали «оуновцы». Во время оккупации Украинской ССР «оуновцы» будут верными холуями гитлеровского режима. В процессе создания ОУН активную роль играл, но уже под патронажем немецкой разведки, упомянутый Коновалец. В свою очередь Коновалец подготовил и воспитал такого палача, как С. Бандера. В 20-х – 30-х гг., под контролем немецкой разведки, т.к. Германия имела своё видение будущего СССР и Польши, ОУН вела террористическую деятельность против этих государств, но уже под флагом создания «независимого Украинского государства».
  1   2   3

Похожие:

Новомосковск 2010 удк 930. 2 Ббк 63. 3(2 Рос) 52 ш 176 Рецензент iconНовомосковск 2010 удк 930. 2 Ббк 63. 3(2 Рос) 52 ш 176 Рецензент
В учебном пособии рассматривается процесс политизации терминов «Украина» и «украинец» в отношении Малой России на протяжении XІX...
Новомосковск 2010 удк 930. 2 Ббк 63. 3(2 Рос) 52 ш 176 Рецензент iconБбк 88. 352. 1 Удк 159. 942. 2
...
Новомосковск 2010 удк 930. 2 Ббк 63. 3(2 Рос) 52 ш 176 Рецензент iconУчебное пособие для самостоятельной работы Ставрополь 2010 ббк 63. 3 (2) Я73 удк 99 (С) р -82
Учебное пособие предназначено для студентов медицинских и фармацевтических вузов
Новомосковск 2010 удк 930. 2 Ббк 63. 3(2 Рос) 52 ш 176 Рецензент iconВольная борьба научно-методические основы многолетней подготовки борцов Москва 'Высшая школа 1997 удк 796. 81 Ббк 75. 715 Ш 31 Рецензент — доктор педагогических наук, профессор Р.
Ш 31 Вольная борьба. Научно-методические основы многолетней подготовки борцов. — М.: Высш шк., 1997. — 189 с, ил
Новомосковск 2010 удк 930. 2 Ббк 63. 3(2 Рос) 52 ш 176 Рецензент iconУдк 372. 3/. 4 Ббк 74. 102 П31
Книга предназначена для педагогов, психологов и родителей
Новомосковск 2010 удк 930. 2 Ббк 63. 3(2 Рос) 52 ш 176 Рецензент iconУдк 32 ббк 66 к 13 к 13
К 13 Каддафи, Муаммар. Борьба продолжается! Краткое собрание сочинений. 2001-2008. – М.: 2009. – 244 с
Новомосковск 2010 удк 930. 2 Ббк 63. 3(2 Рос) 52 ш 176 Рецензент iconУДК - 572.023 ББК - 28.707.3
Экологическая медицина. Путь будущей цивилизации. — 2-е изд., перераб и доп. — М.: Концептуал, 2012. — 544 стр
Новомосковск 2010 удк 930. 2 Ббк 63. 3(2 Рос) 52 ш 176 Рецензент iconМетодические указания для студентов 4 курса заочного отделения специальности «юриспруденция»
Ббк: 67. 410 : 67. 411 : 67. 404 : 67. 407 : 67 : 67. 99 : 67. 405 : 67. 405 (2 Рос. Тат.) : 67. 404
Новомосковск 2010 удк 930. 2 Ббк 63. 3(2 Рос) 52 ш 176 Рецензент iconУДК 616.89+376.3 ББК 56.14+88.4 С 302
С 302 Введение в нейропсихологию детского возраста: Учебное пособие. — М.: Генезис, 2005. — 319 с.: ил
Новомосковск 2010 удк 930. 2 Ббк 63. 3(2 Рос) 52 ш 176 Рецензент iconРуководство по осуществлению вашей мечты «софия» ид «Гелиос» 2003 удк 171 ббк 87. 7 4-75
Эта книга — один из величайших бестселлеров современности. Ее успех и тиражи невероятны
Новомосковск 2010 удк 930. 2 Ббк 63. 3(2 Рос) 52 ш 176 Рецензент iconУдк 630*97 ббк б79
Сыктывкарский лесной институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы