Объективная необходимость социальной защиты населения icon

Объективная необходимость социальной защиты населения


Скачать 26.27 Kb.
НазваниеОбъективная необходимость социальной защиты населения
Размер26.27 Kb.
ТипДокументы

Объективная необходимость социальной защиты населения

Неотъемлемыми факторами любой нормально функционирующей социальной системы являются социальная защита и социально-экономическая поддержка населения.

Социальная помощь в поддержании физической жизни людей, удовлетворении их социальных потребностей существовала уже в начальный период развития человечества и осуществлялась на основе обычаев, норм, традиций, ритуалов. Это помогало людям приспособиться к неблагоприятным природным условиям и социальной среде, сохранить целостность и преемственность культуры семьи, рода, общности.

С развитием цивилизации, технического прогресса и культуры, распадом семейно-родственных и общинных связей государство все более активно принимало на себя функцию гаранта социальной защищенности человека.

Формирование и развитие рыночной экономики привело к выделению социальной защиты населения в самостоятельный вид деятельности, которая приобрела новый смысл: прежде всего как защита от неблагоприятных воздействий рыночных отношений.

В условиях рыночных отношений человек может обеспечить удовлетворение своих потребностей лишь путем получения дохода от собственности или в виде заработной платы за свой труд.

Однако в каждом обществе есть определенная часть населения, которая не имеет собственности и не в состоянии трудиться в силу некоторых причин: болезнь, нетрудоспособность, вследствие старости или возраста, не позволяющего человеку вступить в сферу производственных отношений (дети), последствия экологических, экономических, национальных, политических и военных конфликтов, стихийных бедствий, явных демографических изменений и т.д. Эти категории населения не выживут без защиты и социальной помощи государства, когда главным фактором производства и распределения является капитал.

Как известно, экономика функционирует в Целях удовлетворения естественных потребностей ее организатора - человека. Однако в силу несовершенства известных экономических законов производства, распределения обмена и потребления человек вынужден испытывать определенные неудобства, а иногда и страдать: от нехватки и невозможности приобретения первоочередных предметов потребления при неисчерпаемых возможностях их производства, а иногда и наличия их перепроизводства; невозможности получения медицинской помощи при высоком уровне развития этой отрасли; от безработицы, когда производство не справляется со своими «обязанностями»; нехватки жилья при наличии пустующих квартир; лишений и страданий в старости, имея за плечами огромный трудовой стаж, и т.д.

Возникает вопрос: можно ли смягчить последствия несовершенства организации общественного производства? Мировая практика дает положительный ответ на данный вопрос, Решение этой проблемы в развитых капиталистических странах осуществляется посредством организации социальной защиты граждан. Другими словами, путем придания общественному производству большей социальной справедливости. При этом следует иметь в виду, что между эффективностью производства и социальной защищенностью, между экономическими и социальными ценностями существует не только взаимосвязь, но и определенное противоречие. Приоритет, отдаваемый эффективности, опирающийся на неограниченную конкуренцию, ведет к массовым увольнениям, усилению поляризации доходов, обострению социальных отношений. С другой стороны, далеко идущее государственное вмешательство в целях повышения стандартов социальной защищенности людей приводит к подавлению предпринимательской инициативы, снижению эффективности и конкурентоспособности производства, бюрократизации системы социальной защищенности.

Необходимость социальной защищенности вытекает из наличия общественной потребности иметь в государстве систему законов, компенсирующих социальное несовершенство организации производства материальных благ и их распределения. Следовательно, сущность социальной защищенности состоит в законодательном обеспечении экономических, политических, социальных и иных прав, свобод и интересов граждан. Такая постановка вопроса имеет конституционный оттенок, Однако, как показывает мировая практика, в конституции права граждан только сформулированы. Их реализация - проблема которая должна еще решаться. Поэтому следует различать два понятия: «социальную защищенность» и «социальную защиту».

Социальная защищенность - это конституционное и законодательное обеспечение всего комплекса прав и свобод человека. Социальная защита- это более конкретное понятие и сводится к работе по реализации прав и свобод. Например, конституционное право на труд не может быть реализовано, если нет законов, регламентирующих трудовые отношения, а также системы государственных и общественных институтов, которые «заставляют» это законы работать.

В развитых капиталистических странах достигнута защищенность высоких стандартов. Она явилась результатом взаимодействия многих факторов, главные из которых следующие: функционирование экономики на основе рыночного механизма; постоянное проведение в стране эффективной законотворческой деятельности; деятельность правительства, направленная на обеспечение функционирования принятых законодательных актов; взаимодействие предпринимателей и профсоюзов в решении социально-экономических проблем,

В бывших социалистических странах господствовал негативный подход, т.е. проблема социальной защиты как объективная необходимость существовала, но, по политическим и идеологическим мотивам не признавалось. Считалось, что в обществе, строящим коммунизм, все социально-экономические проблемы решаются автоматически. Субъекты социальной защиты функционировали формально. Их роль «выполняла» руководящая коммунистическая партия, которая не признавала существование объективной необходимости в создании системы законов, обеспечивающих социальную защиту граждан. Она стремилась превратить все общество в единое учреждение, единую фабрику с равным трудом и равной оплатой. Принцип «кто не повинуется, тот не ест», т.е. не защищен от голода.

До настоящего времени трудящиеся бывшего союза отчуждены от средств производства и бесправны в распоряжении собственной рабочей силой Всеохватность и всесилие государственной монополии позволили государству устанавливать профессиональные, географические, региональные и другие пропорции формирования и использования рабочей силы, определять меру вознаграждения за труд и меру изъятия вновь созданного продукта. Масштабы государственной эксплуатации труда характеризуются следующими данными.

«В статье «Заработки рабочих и прибыли капиталистов в России» В.И.Ленин показал на основе статистических данных официального обследования фабрик и заводов, что в 1908 г. степень эксплуатации русских рабочих превышала 100%, ибо при средней зарплате рабочего 246 руб. в год, рабочий приносил капиталисту в среднем 252 руб. прибыли». Другими словами: первую половину рабочего дня рабочий работал на себя, а вторую половину — на капиталиста. Степень эксплуатации была равна 100%. О степени эксплуатации рабочих в Украине в наше время можно только догадываться, но одно можно сказать точно: она существенно выше чем 100 лет назад. В народном хозяйстве СССР она составляла в 1988г.130-170% против 70% в США.

Круг социально-экономических прав и гарантий сводился и следующему: человек при «социализме» защищен принципом минимального прокорма, уравнительной идеологией, ограниченным соперничеством государственных предприятий в борьбе за трудовые ресурсы. Но он совершенно беззащитен перед мизерностью прокорма и официальной политикой. Силы работника и государства слишком неравны и отношения между ними строились на условиях, продиктованных властью.

Система, определяющая стандарты социальной защищенности в бывших социалистических странах основывалась на личной зависимости трудящихся от администрации разных уровней. Получение жилья, места в детском саду и и пионерском лагере, путевки в санаторий, корма для личного скота, права на сооружение пристройки к дому, на «левое», своекорыстное использование государственного и колхозного имущества - вот лишь небольшой перечень того, что выменивалось на покорность начальству, на готовность мириться с невыносимыми условиями труда и быта.

^ Государство и место в нем социальной защиты

Оно является главным субъектом социальной защиты , выражающим общественные интересы. Равенне этой ‘проблемы является его неотъемлемой функцией. Но роль государства различна при осуществлении социальной защиты. Если обеспечение ограниченной защиты от государства требует поддержания и развития рыночного механизма, то осуществление абсолютной защиты предполагает ограничение рыночных отношений, сведение их на нет. В первом случае в какой-то мере государственное участие является опосредованным. Здесь оно разрабатывает и принимает нормы социальной защиты. Например, правовые акты, регулирующие: трудовые соглашения, общественные отношения, связанные с распределением и использованием жилищного фонда; характер медицинского обслуживания и нормы пенсионного обеспечения,

Особое значение имеет установление минимального уровня заработной платы. В США минимальная почасовая оплата труда на 1 января 2012 года: Сан-Франциско – 10,24 доллара, в среднем по Калифорнии – 8 долларов, в среднем по США – 7,25 долларов. Вопрос выполняемости этих норм во многом зависит от механизма функционирования экономики.

В настоящее время в развитых странах социальная защита первого вида гарантирована всем. Несомненно, есть много сложных проблем, связанных с определением необходимого минимального уровня обеспеченности. В частности: должны ли те, кто находится на общественном иждивении, пользоваться теми же благами, т. е. иметь такой же уровень дохода .что и граждане, принимающие активное участие в полезном труде.

Государство должно помогать гражданам, попавшим в беду в результате непредвиденных событий, от которых никто не может быть застрахован. Болезнь, несчастный случай и другие ситуации требуют организации социального обеспечения на государственном уровне. Несчастья, которых человек не в силах ни предусмотреть, ни избежать, несомненно требуют общественной нейтрализации. Не обходиться без участия государства и решение проблемы борьбы с последствиями спадов в экономической активности и сопровождающим их ростом массовой безработицы. Это один из самых сложных вопросов человеческого общества.

Что касается роли государства в обеспечении абсолютной защищенности, то оно выступает как единение собственника, законодателя и исполнителя, Обладая огромными ресурсами, государство имеет реальную возможность подчинить экономику государственным инвестициям и на этой основе расширить масштабы государственного вмешательства посредством тоталитарного планирования. Реальным источником власти государства над своими гражданами является его контроль над производственной сферой. Государственный аппарат, управляющий экономической деятельностью, контролирует не только материальные стороны жизни. В его ведении оказывается распределение лимитированных средств, необходимых для достижения любых целей граждан. На этой основе чиновник решает, какие цели достойны осуществления, а какие нет» Он же в определяет социальный статус человека и даже отдельных слоев общества и следовательно, уровень их социальной защиты.

В рыночных условиях распределение труда основано на свободном выборе гражданами своих занятий. Вознаграждение должно всегда соответствовать результату труда, достигнутому тружеником. Рынок не может гарантировать стабильность доходов. Но такие требования всегда раздаются от тех, чьи доходы снизились в результате уменьшения - эффективности их труда.

В условиях рынка государство не может гарантировать стабильность доходов. А если такие гарантии даются лишь части граждан, то они оказываются в привилегированном положенин, причем за счет других, чья защищенность очевидно снижается. Нетрудно доказать, что создание для всех граждан гарантий стабильности их доходов возможно лишь при уничтожении рыночных отношений и свободе выбора жизненного поприща. Наша действительность показала, что всеобщие гарантии рассматривались нами как цель, к которой мы все стремимся, а в действительности все происходит совсем не так. Гарантии давались и сегодня еще даются по частям то одной группе граждан, то другой. В результате в тех слоях общества, которые не получили эти гарантии, постоянно растет неуверенность в завтрашнем дне. В связи с этим ценность гарантий в общественном сознании постоянно повышается, и мы желаем их получить любой ценой. Итак, с уверенностью можно заключить, чем больше мы стремимся к абсолютной защите, воздействуя государственными рычагами на механизмы рынка, тем менее реальной оказывается наша защищенность. Таким образом, в подходе к определению меры социальной защиты и государственного вмешательства нужны взвешенность и осторожность, поскольку последствия «социальной терапии’ могут оказаться тяжелее самой болезни. Вместе с тем необходима осмотрительность и при осуществлении мер противоположного характера, направленных на дорегулирование системы социальной работы. Для сбалансированности экономической эффективности и социального прогресса необходимо достижение согласия и сотрудничества социальных партнеров.

Заключение

Сущность социально-экономической защищенности граждан состоит в законодательном обеспечении их экономических, политических, социальных и иных прав и интересов.

Источники социально-экономической незащищенности подразделяются на две группы? ‘абсолютные и относительные, К абсолютным источникам относятся те, которые при любой направленности их динамики однозначно влияют на защищенность граждан - снижает ее. Это прежде всего безработица, инфляция, милитаризация экономики, военные конфликты, экологические проблемы.

Вторая группа включает такие источники, которые только при ухудшении их динамики становятся. источниками незащищенности. Это несправедливое распределение доходов, сокращение объема и снижение качества медицинских услуг, ухудшение социального обеспечения и сокращение социальной помощи, обострение жилищной проблемы.

Похожие:

Объективная необходимость социальной защиты населения iconРеферат по дисциплине: экономика социальной работы на тему: „ Объективная необходимость социальной защиты населения и ее место в политике государства
На тему: „ Объективная необходимость социальной защиты населения и ее место в политике государства”
Объективная необходимость социальной защиты населения iconОбъективная необходимость социальной защиты населения
Неотъемлемыми факторами любой нормально функционирующей социальной системы являются социальная защита и социально-экономическая...
Объективная необходимость социальной защиты населения iconГражданин Российской Федерации, изъявивший желание участвовать в конкурс
Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области -управление социальной защиты населения...
Объективная необходимость социальной защиты населения iconУважаемый Александр Николаевич! Министерство социальной защиты населения края в соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закон
Российской Федерации направляет Вам для рассмотрения обращение Платонова В. С. о ремонте троллейбуса, приспособленного для маломобильных...
Объективная необходимость социальной защиты населения iconТема № Организация защиты населения
Вопрос № Классификация индивидуальных средств защиты. Эффективность применения сиз
Объективная необходимость социальной защиты населения iconПлан научно-практических мероприятий департамента здравоохранения и социальной защиты населения области на 2014 год
Областная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы дерматовенерологии» по итогам работы за 2013 год
Объективная необходимость социальной защиты населения iconАнкета для изучения потребностей инвалидов, в том числе: по слуху, по зрению, с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, с психоневрологическими заболеваниями,
...
Объективная необходимость социальной защиты населения icon1. Сущность, объективная необходимость финансов
Финансовые отношения проявляются через денежные, но не все денежные отношения являются финансами
Объективная необходимость социальной защиты населения iconБилеты по обществознанию
В результате 10% самых богатых в 1993 г получили около 40% общего дохода населения страны. Каковы причины этого? Какие экономические...
Объективная необходимость социальной защиты населения icon22-26 апреля 2013 года. Пункт назначения – Москва! 22 апреля в 12: 00 в Департаменте социальной защиты населения города Москвы состоится торжественная церемония открытия программы «Поезд надежды»
Москвы за направлениями на знакомство с детьми. В течение недели участники программы будут знакомиться с воспитанниками московских...
Объективная необходимость социальной защиты населения iconБилеты по обществознанию. 9 Класс
В результате 10% самых богатых в 1993 г получили около 40% общего дохода населения страны. Каковы причины этого? Какие экономические...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы