Общая психология серия «Учебник нового века» icon

Общая психология серия «Учебник нового века»


НазваниеОбщая психология серия «Учебник нового века»
страница1/49
Размер3.03 Mb.
ТипУчебник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   49






Маклаков Анатолий Геннадьевич

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Серия «Учебник нового века»

Главный редактор В. Усманов

Заведующий психологической редакцией А. Зайцев

Заместитель заведующего редакцией Н. Мигаловская

Редактор С.Комаров

Художник обложки В. Королева

Подготовка иллюстраций Т. Крутихина, В. Кучукбаев

Корректоры Н. Баталова, Н. Викторова

Оригинал-макет подготовила Ж. Григорьева

ББК.88.3я7 УДК 159.9(075)

Маклаков А. Г.

М15 Общая психология. — СПб.: Питер, 2000. – 592 с.: ил. (Серия «Учебник нового века»)

ISBN 5-272-00062-5

Учебник написан в соответствии с программой подготовки психологов и педагогов по учеб­ному курсу «Общая психология». В нем с учетом современных достижений психолого-педагоги­ческой науки рассматриваются общие вопросы психологии, психические и познавательные про­цессы, состояния и свойства, эмоционально-волевая сфера личности, ее индивидуальные осо­бенности. Учебник богато иллюстрирован, снабжен удобным служебным справочно-библиографическим аппаратом.

Учебник предназначен для преподавателей, аспирантов и студентов факультетов психологии и высших педагогических учебных заведений.


© Маклаков А. Г., 1999

© Серия, оформление. Издательство «Питер», 2000

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельца авторских прав.

ISBN 5-272-00062-5

Издательство «Питер». 196105, Санкт-Петербург, ул. Благодатная, 67.

Лицензия ЛР № 066333 от 23.02 99

Налоговая льгота – общероссийский классификатор продукции ОК 005-93 том 2;

953000 – книги и брошюры

Подписано в печать 08.06.00. Формат 70х 1001/16. Усл. п. л. 47,73. Тираж 5000 экз. Заказ № 970.

Отпечатано с диапозитивов в ГПП «Печатный Двор» Министерства РФ по делам печати,

телерадиовещани, и средств массовых коммуникаций 197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15.


^ КРАТКОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ


Часть I Введение в общую психологию 5

Глава 1. Предмет психологии, ее задачи и методы 5

1.1. Методологические основы изучения человека 6

1.2. Науки о человеке и человечестве 9

1.3. Психология как наука 13

1.4.Основные методы психологических исследований 16

^ Глава 2. Психология в структуре современных наук 25

2.1. Представления античных и средневековых философов о душе и сознании 25

2.2. Метод интроспекции и проблема самонаблюдения 30

2.3. Бихевиоризм как наука о поведении 32

2.4. Становление отечественной психологии 35

2.5. Взаимосвязь психологии и современных наук 38

2.6. Основные отрасли психологии 42

^ Глава 3. Понятие о психике и ее эволюции 47

3.1. Понятие о психике 48

3.2. Развитие психики животных 52

Глава 4. Происхождение и развитие сознания человека 61

4.1. Понятие о сознании 61

4.2. Культурно-историческая концепция развития психики человека 66

4.3. Развитие психики человека 68

4.4. Физиологические основы психики человека* 74

^ Глава 5. Психологическая теория деятельности 87

5.1. Общая психологическая характеристика деятельности 87

5.2. Основные понятия психологической теории деятельности. Операционно-технические аспекты деятельности 89

5.3. Теория деятельности и предмет психологии 93

5.4. Физиология движений и физиология активности 96

^ Глава 6. Неосознаваемые психические процессы 106

6.1. Общая характеристика проблемы неосознаваемых психических процессов 106

6.2. Неосознаваемые побудители сознательных действий 111

6.3. «Надсознательные» процессы 113

Часть 2 Психические процессы 116

^ Глава 7. Ощущение 116

7.1. Общее понятие об ощущении 116

7.2. Виды ощущений 120

7.3. Основные свойства и характеристики ощущений 122

7.4. Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений 128

7.5. Развитие ощущений 130

7.6. Характеристика основных видов ощущений 131

^ Глава 8. Восприятие 142

8.1. Общая характеристика восприятия 142

8.2. Физиологические основы восприятия 144

8.3. Основные свойства и виды восприятия 147

8.4. Индивидуальные различия в восприятии и его развитие у детей 151

8.5. Предмет и фон в восприятии 154

8.6. Взаимоотношение целого и части в восприятии 156

8.7. Восприятие пространства 159

8.8. Восприятие движения и времени 164

^ Глава 9. Представление 167

9.1. Определение представления и его основные характеристики 168

9.2. Виды представлений 170

9.3. Индивидуальные особенности представления и его развитие 174

9.4. Первичные образы памяти и персеверирующие образы 175

^ Глава 10. Память 176

10.1. Определение и общая характеристика памяти 177

10.2.Основные виды памяти 182

10.3. Основные процессы и механизмы памяти 187

10.4. Индивидуальные особенности памяти и ее развитие 197

^ Глава 11. Воображение 201

11.1. Общая характеристика воображения и его роль в психической деятельности 202

11.2. Виды воображения 203

11.3. Механизмы переработки представлений в воображаемые образы 206

11.4. Индивидуальные особенности воображения и его развитие 208

11.5. Воображение и творчество 209

^ Глава 12. Мышление 211

12.1. Природа и основные виды мышления 211

12.2. Основные формы мышления 215

12.3. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию мышления 219

12.4. Основные виды умственных операций 224

12.5. Решение сложных мыслительных задач и творческое мышление 227

12.6. Развитие мышления 230

^ Глава 13. Речь 235

13.1. Общая характеристика речи 235

13.2. Физиологические основы речи 238

13.3. Теоретические проблемы возникновения речи 240

13.4. Основные виды речи 243

13.5. Развитие речи у ребенка 246

^ Глава 14. Внимание 250

14.1. Понятие внимания 250

14.2. Основные виды внимания 256

14.3. Основные характеристики свойств внимания 259

14.4. Развитие внимания 262

^ Глава 15. Воля 263

15.1. Общая характеристика волевых действий 264

15.2. Основные психологические теории воли 265

15.3. Физиологические и мотивационные аспекты волевых действий 268

15.4. Структура волевого действия 271

15.5. Волевые качества человека и их развитие 274

^ Глава 16. Эмоции 277

16.1. Виды эмоций и их общая характеристика 278

16.2. Физиологические основы и психологические теории эмоций 283

16.3. Развитие эмоций и их значение в жизни человека 289

^ Глава 17. Психические процессы как структурные элементы управления психической деятельностью 294

17.1. Психические процессы с точки зрения кибернетической науки 295

17.2. Теория сигналов и психические процессы 300

17.3. Информационная структура нервных процессов и психические образы 303

Часть 3 Психические состояния и их регуляция 308

^ Глава 18. Адаптация человека и функциональное состояние организма 308

18.1. Общее понятие об адаптации человека 309

18.2. Общее представление о функциональном состоянии организма 312

18.3. Общая характеристика состояний организма и психики 316

^ Глава 19. Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний 321

19.1. Понятие об эмоциональном стрессе 321

19.2. Регуляция эмоциональных состояний 325

Часть 4 Психические свойства личности 330

^ Глава 20. Личность 330

20.1. Общее понятие о личности 330

20.2. Взаимосвязь социального и биологического в личности 332

20.3. Формирование и развитие личности 338

^ Глава 21. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию личности 344

21.1. Теории личности 344

21.2. Методология экспериментальных исследований личности 354

^ Глава 22. Направленность и мотивы деятельности личности 360

22.1. Понятие о направленности личности и мотивации деятельности 360

22.2. Психологические теории мотивации 364

22.3. Основные закономерности развития мотивационной сферы 369

22.4. Мотивированное поведение как характеристика личности 372

^ Глава 23. Способности 376

23.1. Общая характеристика способностей человека 377

23.2. Уровни развития способностей и индивидуальные различия 379

23.3. Природа человеческих способностей 383

23.4. Развитие способностей 386

^ Глава 24. Темперамент 388

24.1. Понятие о темпераменте 389

24.2. Краткий обзор учений о темпераменте 390

24.3. Физиологические основы темперамента 394

24.4. Психологические характеристики темперамента и особенности деятельности личности 396

^ Глава 25. Характер 398

25.1. Понятие о характере 398

25.2. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию характера 400

25.3. Формирование характера 407



^ ОТ АВТОРА

Предлагаемая вниманию читателя книга написана в соответствии с учебной программой курса «Общая психология». Автор не ставил перед собой задачи дать переоценку системы психологических взглядов, а ориентировался на наиболее объективное и максимально доступное изложение учебных вопросов с общепри­знанных позиций. Представленные в этом учебнике материалы являются резуль­татом обобщения работ известных отечественных и зарубежных психологов и со­ответствуют требованиям Государственного стандарта подготовки специалистов. Основой учебника являются работы классиков отечественной психологии: С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского, Б. Г. Ананьева, Б. М. Теплова, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова и многих других известных российских ученых. Но психология пополняется все новыми и новыми знаниями, в связи с чем пересматриваются от­дельные теоретические положения этой научной дисциплины. Поэтому существует необходимость периодически обновлять классический учебный материал. При соз­дании данной книги был осуществлен анализ значительного количества учебни­ков и учебных пособий, в том числе таких авторов, как Ю. Б. Гиппенрейтер, Р. С. Немов, А. А. Реан, Е. И. Рогов и др. Проанализированы позиции и взгляды представителей двух ведущих российских психологических школ — московской и петербургской. Выход в свет этого учебника был бы невозможен без помощи многих людей. Автор выражает искреннюю благодарность за содействие и поддержку в работе декану факультета психологии и педагогики Ленинградского государственного областного университета В. Л. Ситникову, а также профессору А. А. Реану, взяв­шему на себя труд по рецензированию книги. Особую признательность автор вы­ражает сотрудникам издательства «Питер», принимавшим непосредственное участие в подготовке книги к печати.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   49

Похожие:

Общая психология серия «Учебник нового века» iconОбщая психология серия «Учебник нового века»
Учебник предназначен для преподавателей, аспирантов и студентов факультетов психологии и высших педагогических учебных заведений
Общая психология серия «Учебник нового века» iconПетровский А. В. Общая психология
Общая психология: Учеб для студентов пед ин-тов / Под ред. А. В. Петровского. 2-е изд., доп и перераб. М., 1976. 479 с
Общая психология серия «Учебник нового века» iconУчебник для экономических вузов // Под ред. В. Н. Дружинина. М.: Питер, 2000. (Часть Экономическая психология)
Журавлев А. Л., Позняков В. П. Экономическая психология: теоретические проблемы и направления эмпирических исследований // Психология....
Общая психология серия «Учебник нового века» iconКарл Роджерс психология супружеских
Пер с англ. В. Гаврилова. — М.: Изд-во Эксмо, 2002. — 288 с. (Серия «Психология для всех»)
Общая психология серия «Учебник нового века» iconА. Лебедев-Любимов психология рекламы
Лзз психология рекламы. — Спб.: Питер, 2002. — 368 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»)
Общая психология серия «Учебник нового века» iconА. Лебедев-Любимов психология рекламы
Лзз психология рекламы. — Спб.: Питер, 2002. — 368 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»)
Общая психология серия «Учебник нового века» iconУчебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2002. 376 с. Андреева Г. М. Психология социального познания. 3-е изд., перераб и доп. М.: Аспект Пресс, 2005. 303 с
Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2002. –376 с
Общая психология серия «Учебник нового века» iconФедеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «южный федеральный университет» С. Т. Джанерьян эмоции воля (учебное пособие)
Декан факультета «Практическая психология», зав кафедрой «Общая психология» юрги, доцент, к пс н
Общая психология серия «Учебник нового века» iconУчебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» / Ричард Л. Дафт; пер с англ под ред. Э. М. Короткова. М.: Юнити дана, 2006. 736 с. (Серия «Зарубежный учебник»)
Дафт, Ричард Л. Теория организации: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» / Ричард Л....
Общая психология серия «Учебник нового века» icon«Лидер 21 века» Ростов-на-Дону
Общая заявка на участие в Летней смене Всероссийской школы студенческого самоуправления «Лидер 21 века»
Общая психология серия «Учебник нового века» iconСергей Ключников фактор успеха новая психология саморазвития Серия «Ключ к пробуждению»
Ключников С. Ю. Фактор успеха: Новая психология саморазвития – М.: Беловодье. 2002. – 480 с. Isbn 5-93454-032-7
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы