Общенаучные методы исследования систем управления состав общенаучных методов исследования систем управления icon

Общенаучные методы исследования систем управления состав общенаучных методов исследования систем управления


Скачать 181.52 Kb.
НазваниеОбщенаучные методы исследования систем управления состав общенаучных методов исследования систем управления
страница1/4
Размер181.52 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4





РАЗДЕЛ 4. ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ


4.1. СОСТАВ ОБЩЕНАУЧНЫХ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ


Современная наука имеет обширный и богатый арсенал мето­дов исследования. Но успех исследования в значительной мере зависит оттого, каким образом, по каким критериям выбирают­ся методы для проведения конкретного исследования и в какой комбинации эти методы используются.

Выбор методов исследования и комбинаторное их использова­ние определяются системным представлением о всей совокупно­сти общенаучных методов исследования.

Классификация методов позволяет упорядочить представление об их составе, связях и особенностях.

^ Все общенаучные методы исследования можно разделить на две группы: эмпирические и мыслительно-логические.

Эмпирические методы основаны на практической деятельнос­ти, осмысление которой дает представление о сути и особеннос­тях событий и ситуаций. Эмпирические методы подразделяются на две группы — методы наблюдений (исследования с минималь­ным вмешательством в исследуемые события) и методы экспериментирования (искусственное создание ситуаций для изучения особенностей поведения системы, которые в обычных условиях могут быть незаметны, но в экспериментальных, а иногда и экст­ремальных условиях они проявляются в полной мере).

^ Методы наблюдений могут быть подразделены на методы пря­мого наблюдения (наблюдение в реальном масштабе времени и на основе непосредственного общения или прямых коммуникаций) и методы косвенного наблюдения (наблюдение, основывающееся на опосредованных связях и коммуникациях, и дифференциации временного режима наблюдений — выборе специальных отрезков времени).

Мыслительно-логические методы предполагают использование интеллектуальных операций дедукции или индукции для разре­шения исследуемой проблемы или ситуации.


^ 4.2. СОСТАВ ОБЩЕНАУЧНЫХ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ


Эксперимент — это изучение предметов или явлений посред­ством создания искусственных, но близких к реальности условий их проявления.

Один из эффективных методов исследования управления — метод экспериментирования: создание необходимых для исследо­вания условий деятельности и на этой основе установление фак­торов, причин, свойств тех или иных явлений, учет их в последу­ющей деятельности.

Но использование этого метода имеет ряд серьезных ограни­чений. Поскольку исследование управления — это изучение дея­тельности человека, виды эксперимента должны соответствовать нормам этики и его масштабы могут быть ограниченными. Суще­ствуют сложности и в использовании результатов, полученных в ходе эксперимента: не всегда возможно их распространение на большие масштабы управления.

В управлении могут быть проведены эксперименты в области распределения функций управления, системы мотивирования про­изводительности, форм повышения квалификации персонала и др.

При разработке эксперимента следует особое внимание уделять концепции исследования, которая должна обосновать масштабы его проведения, цели, методическое и информационное обеспече­ние, ограничения и ожидаемый результат. Все это определяет ка­чество эксперимента.

Эксперимент может быть модельным, мысленным и реальным.

Модельный эксперимент проводится по специально разработанной модели, отражающей объективные зависимости, существующие в объекте исследования. Этой модели задают различные параметры, и она может демонстрировать поведение объекта при их измене­нии. Варианты такого поведения позволяют объяснять явления, устанавливать новые зависимости, предсказывать возможные тен­денции. Сегодня чаще всего используются модели, представлен­ные в компьютерном варианте.

Но модельное экспериментирование ограничено возможностя­ми модели, ведь не исключено, что модель может «скрывать» мно­гие проблемы реальности, отражать лишь уровень знаний ее со­здателей и тем самым ограничивать возможности получения но­вых знаний, решения проблем.

Мысленный эксперимент — это экспериментирование в мышлении, построение мышления по принципу «а что если...». Его эффективность в значительной сте­пени зависит от соотношения объема и структуры знаний чело­века, индивидуальных способностей к творческой деятельности, степени овладения методологией мысленного экспериментирова­ния. Знания могут давать новые знания — конечно, до определен­ного предела и в определенных условиях. В этом суть и значение мысленного эксперимента.


^ 4.3. ИНТУИТИВНЫЙ ПОИСК


Интуиция — это способность человека к неосознанному пре­допределению решений, событий, ситуаций; это некое «озарение», импульс мысли или идеи, определяемые подсознанием человека.

В исследовательской работе всегда явно или неявно присутству­ет интуиция, потому что исследование связано с некоторым от­крытием нового, поиском решений, которое не всегда происхо­дят на основе логики, обработанной информации, конкретного анализа. Интуиция в исследовательской деятельности может быть выражена в различной степени, но она всегда является необходи­мым элементом творчества.

Принято считать, что интуиция — это индивидуальное каче­ство исследователя, его природные способности, особенности, талант предположений и предвидения. Это верно, но лишь в оп­ределенной мере. Способность к интуиции можно воспитывать и развивать, мотивировать и сознательно вызывать.

^ В исследовательской деятельности существуют проблемы раз­личного типа. Одни проблемы можно решать, пользуясь типовы­ми схемами, отработанными в предыдущих исследованиях, дру­гие ввиду своей сложности требуют творческого подхода, который подразумевает повышение роли интуиции, точнее, интуитивного поиска решений. Чем меньше информации на начальном этапе исследования, тем выше потребность в интуитивном поиске.

Рассмотрим несколько стратегий исследования, которые пред­полагают различные степени использования интуиции.

^ Стратегия случайного поиска — упрощенный анализ информа­ции по обобщенным критериям, ориентированность на обработку большого количества информации без ее специальной классифи­кации. Это расчет на случай, который при определенном стечении обстоятельств может подсказать формулировку новой проблемы или решение старой.

^ Стратегия целенаправленного поиска — формулирование цели обработки информации, сортировка ее по целевым факторам ис­следования, поиск в зонах целевых установок и определенных направлений исследовательской деятельности.

^ Стратегия систематизированного поиска — некоторое развитие и дополнение предыдущей стратегии. Ее особенность заключает­ся в том, что она требует не просто наличия цели, но и система­тизации поиска по определенной методологии.

^ Стратегия алгоритмического поиска — строится на основе раз­работки процессуальных характеристик исследования, которая имеет форму алгоритма, устанавливающего некоторую последова­тельность операций, действий, обработки информации и т.д.

^ Стратегия интуитивного поиска — последовательное выдвиже­ние и дальнейшая проверка различных идей и гипотез. Их кор­ректность принимается без доказательства. Однако в последующем осуществляются их отбор по установленным критериям и анализ по целям исследования, практической значимости и реальности.

^ Стратегия интуитивно-целевого поиска — сочетание стратегии систематизированного и интуитивного поиска. Однако при этом усиливается внимание к системному анализу и предельно четко формулируются цели исследования.

Может показаться, что интуитивный поиск полностью постро­ен на случайных озарениях и, по сути, является противополож­ностью методам системного анализа, формальной логики, «техно­логии разума». Это не совсем верно. Любая мыслительная, а тем более творческая деятельность, имеет две составляющие: сознатель­ную и бессознательную, — сочетание которых у каждого человека разное и по-разному проявляется в зависимости от конкретных об­стоятельств.


^ 4.4. ПОЛЕМИКА В ИССЛЕДОВАНИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ


Полемика — это аргументированное обсуждение в группе ис­следователей проблем и способов их решения. Трудно представить себе исследование, проведенное без наличия полемики. Утверж­дение «В споре рождается истина» можно выразить следующим об­разом: «Для установления истины необходимы различные точки зрения и полемика между их носителями». Полемика — необхо­димый элемент исследования, потому что она помогает находить дополнительные аргументы, оттачивать формулировки, укреплять позиции и мысли, конкретизировать рекомендации, усиливать доказательства. Полемика позволяет превратить предположения в убеждения.

Но эти положительные качества полемики могут проявиться только в том случае, когда она проводится в соответствии с опре­деленными правилами — ведь можно полемизировать бессистем­но, хаотически, бесплодно, удовлетворяя лишь свои амбиции, не пытаясь установить истину, создавая психологическую напряжен­ность.


Основные принципы исследовательской полемики:

  • стремление понять оппонента, его мотивы, позицию, аргу­менты, знание предмета (проблемы), тип мышления;

  • избегать абсолютного отрицания правильности мнений оп­понента, относясь к ним скептически, аналитически и доброже­лательно;

  • иметь четкую цель полемики и проводить, используя вопро­сы, высказывания, аргументы и доказательства;

  • оценивать высказываемые предложения и мысли, относясь суважением к их автору;

  • стремиться к максимальной четкости, аргументированности, конкретности и ясности выражения своей позиции;

  • определять понятия, с помощью которых выражается мысль, строится доказательство;

  • посредством вопросов уточнять позицию оппонента, обнару­живать слабые места в его системе доказательств, приводить до­полнительные аргументы;

  • избегать апеллирования к мнениям авторитетов или формаль­ных лидеров, должностных лиц; помнить, что нельзя устанавливать истину, ссылаясь на мне­ние большинства, голосованием;

  • основой полемики должны быть результаты или методологи­ческие подходы, формулируемые на профессиональной основе, — ведь очень часто обсуждение проблем скатывается к спору, осно­ванному на принципах здравого смысла, т.е. к доказательству же­лательного, а не объективного;

  • продуктивность полемики определяется и продолжительно­стью времени и его распределением в процессе полемических высказываний.


В полемике большое значение имеют выяснение и анализ те­зисов оппонента: оценка их содержания, эмпирическая ценность понятий, которыми он оперирует, фактология тезиса, логика ис­пользования аргументов.

Полемика превращается в «диалог глухих», когда целью ее про­ведения является не установление истины, не эффективный по­иск результата исследования, не обмен информацией, а реализа­ция амбиций, ложного лидерства и пр. Выбор соответствующих форм организации полемики, следование этическим нормам вза­имоотношений исследователей исключают или сводят к миниму­му подобную возможность.


^ 4.5. МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ


Одним из эффективных методов исследования систем управ­ления является моделирование — разработка моделей, позволяю­щих принимать объективные решения в ситуациях, слишком сложных для простой причинно-следственной оценки альтерна­тив. Несмотря на то что многие модели исследуемых социально-экономических систем настолько сложны, что без компьютера обойтись зачастую невозможно, концепция моделирования про­ста. По определению Шеннона, «модель — это представление объекта, системы или идеи в некоторой форме, отличной от са­мой целостности». Схема организации, например, — это и есть мо­дель, представляющая ее структуру. Главной характеристикой мо­дели можно считать упрощение реальной жизненной ситуации, к которой она применяется. Поскольку форма модели менее слож­на, а не относящиеся к делу данные устраняются, модель повы­шает способность руководителя разрешать встающие перед ним проблемы. Ряд причин обусловливают использование модели вместо по­пыток прямого взаимодействия с реальным миром:

  • сложность многих организационных ситуаций: поскольку реальный мир организации исключительно сложен и фактическое число переменных, относящихся к конкретной проблеме, значи­тельно превосходит возможности любого человека, то постичь его
    можно, упростив реальный мир с помощью моделирования;

  • трудности, связанные с проведением экспериментов в реаль­ной жизни, в частности необходимость значительных затрат, в том числе и материальных;

  • ориентация управления на будущее: невозможно наблюдать явление, которое еще не существует и, может быть, никогда не состоится; моделирование — единственный в настоящее время си­стематизированный способ увидеть варианты будущего и опреде­лить потенциальные последствия альтернативных решений.


Типы моделей и процесс их построения

Модель — это система, располагающаяся между исследовате­лем и предметом его исследования. Существуют следующие виды моделей: физические (модель здания, прибора, машины), матема­тические (система формул, тождеств и неравенств, описывающая какой-либо процесс, явление), логические (система понятий, опи­сывающая явление, процесс, предмет), модели общественно-эко­номических формаций, модели структур, методов и т.п.


^ Рассмот­рим основные из них.


Физическая модель представляет то, что исследуется с помощью увеличенного или уменьшенного описания объекта или системы в том или ином масштабе. По утверждению Шеннона, отличитель­ная характеристика физической модели (которую иногда называ­ют портретной) — то, что она выглядит как «моделируемая цело­стность». Пример физической модели — чертеж завода, выполнен­ный в определенном масштабе. Такая физическая модель упрощает визуальное восприятие и помогает установить, сможет ли конкретное оборудование физически разместиться в пределах отведенного для него места. Автомобильные и авиационные пред­приятия всегда изготавливают физические уменьшенные копии новых средств передвижения, чтобы проверить их определенные характеристики.

Аналоговая модель представляет исследуемый объект — аналог, который ведет себя как реальный объект, но не выглядит таковым. Пример аналоговой модели — схема организационной структуры предприятия. Выстраивая ее, руководство в состоянии легко пред­ставить себе цепи прохождения команд и формальную зависимость между индивидуумами и их деятельностью. Аналоговая модель является более простым и эффективным способом проявления сложных взаимосвязей структуры крупной организации, чем со­ставление перечня взаимосвязей между всеми работниками.

В математической модели (называемой также символической) используются символы для описания свойств или характеристик объектов или событий. Пример математической модели как сред­ства, помогающего решать исключительно сложные проблемы, — известная формула А. Эйнштейна Ε = me2. Если бы А. Эйнштейн не смог построить эту математическую модель, в которой симво­лы заменяют реальность, маловероятно, что у физиков появилась бы даже отдаленная идея о взаимосвязи материи и энергии. Ма­тематические модели относятся к типу моделей, чаще всего ис­пользуемых при принятии организационных решений.

Основные этапы процесса построения моделей:

  • постановка задачи;

  • построение модели;

  • проверка модели на достоверность;

  • применение модели.

Постановка задачи — наиболее важный этап построения моде­ли, способный обеспечить правильное решение управленческой проблемы. Использование математики или компьютера не прине­сет пользы, если сама проблема не будет точно диагностирована. А. Эйнштейн отмечал, что правильная постановка задачи важнее даже, чем ее решение. Огромные средства расходуются ежегодно на поиски элегантных и глубокомысленных ответов на неверно поставленные вопросы.

^ При построении модели разработчик должен определить глав­ную цель модели, выходные нормативы или информацию, кото­рую предполагается получить, чтобы помочь руководству разре­шить определенную проблему. В дополнение к установлению глав­ных целей разработчик должен определить, какая информация требуется для построения модели. Другим важным фактором, тре­бующим учета при построении модели, являются расходы. Мо­дель, которая стоит больше, чем вся задача, решаемая с ее помо­щью, конечно, не внесет никакого вклада в достижение целей организации.

Один из аспектов проверки модели на достоверность — опреде­ление степени соответствия модели реальному миру. Разработчик должен установить, все ли существенные компоненты реальной ситуации встроены в модель. Чем полнее модель отражает реаль­ный мир, тем выше ее потенциал как средства оказания помощи руководителю в принятии эффективного управленческого реше­ния. Другой аспект проверки модели на достоверность — установ­ление, в какой степени информация, получаемая с ее помощью, помогает руководителю разрешить проблему. Хороший способ проверки модели — опробование ее на ситуации из прошлого.

После проверки на достоверность модель готова к использова­нию. По утверждению Шеннона, ни одну модель «нельзя считать успешно выстроенной, пока она не принята, не понята и не при­менена на практике». Это очевидно, но зачастую этот этап пост­роения моделей оказывается одним из самых трудных. Согласно ре­зультатам исследования лишь около 60% моделей науки управления были использованы в полной или почти в полной мере — в силу того, что руководители проявляют опасение или непонимание.


^ 4.6. ОСОБЕННОСТИ ИМТАЦИИ КАК МЕТОДА ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ


Имитация как метод исследования системы управления — это процесс создания модели и ее экспериментальное применение для определения изменении реальной ситуации. Главная идея имита­ции — использование некоего устройства для имитации реальной системы с тем, чтобы исследовать и понять ее свойства, поведе­ние и характеристики.

Аэродинамическая труба — пример физи­чески осязаемой имитационной модели, используемой для про­верки характеристик разрабатываемых самолетов и автомобилей. Итак, имитация — это часто самый практичный способ подста­новки модели на место реальной системы. Экспериментируя на модели системы, можно установить реакции на определенные из­менения или события. Если результаты экспериментирования с использованием имитационной модели свидетельствуют о том, что модификация способствует улучшению, руководитель может с большей уверенностью принимать решения об осуществлении изменений в реальной системе.

Таким образом, имитационная модель представляет собой мо­дель системы, исследование которой осуществляется путем экс­перимента, воспроизводящего процесс функционирования или развития системы. Такой эксперимент называется имитационным. Процесс и форма моделирования с помощью имитационных мо­делей называется имитационным моделированием.

В конце 1980-х гг. в имитационном моделировании стали ис­пользоваться ЭВМ. ^ В зависимости от степени формализации исследуемой системы и способа построения моделирующего алго­ритма различают:

  • моделирование с применением численных методов;

  • вероятностное, или статистическое, моделирование с исполь­зованием специальных алгоритмических языков моделирования.

Имитационное моделирование, по существу, является простым переложением на машинный язык описаний моделируемых сис­тем. Специальные программы, обслуживающие модель, генери­руют различные конкретные реализации входного сигнала моде­лируемой системы и строят в соответствии с введенным в ЭВМ описанием системы выходной сигнал. Далее, как и в обычном (натурном) эксперименте полученные результаты обрабатывают­ся с помощью специальных программ, характеризующих поведе­ние исследуемой системы, определяющих различные качествен­ные характеристики и т.п.

Имитационное моделирование как метод исследования пред­ставляет собой способ перенесения реальности в виртуальный мир посредством описания необходимых правил и законов с исполь­зованием математического логического программного аппарата. В настоящее время имеется великое множество моделей, по­зволяющих отрабатывать принятие управленческих решений в тех или иных сферах. Так, концерн «ФИАТ» имеет в своем распоря­жении модель автомобильной отрасли, позволяющую имитировать различные управленческие ситуации и тестировать специалистов и менеджеров среднего звена. В экономически развитых странах многие фирмы имеют модель своей отрасли, собственного про­изводства, экспериментирование с которой позволяет разрабаты­вать и принимать различные управленческие решения. Как пра­вило, вложенные в такие программы средства окупаются в тече­ние одного-двух лет.


^ 4.7. МЕТОД ИМИТАЦИОННЫХ ИГР В ИССЛЕДОВАНИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ


Разновидностью имитационного моделирования является ме­тод имитационных игр. В настоящее время имитационные игры получили широкое распространение в качестве, с одной стороны, метода обучения, с другой — инструмента системного анализа, направленного на исследование функционирования сложных организационно-хозяйственных механизмов. Предшественником современных имитационных игр являются шахматы.

Метод имитационных игр применительно к хозяйственным организациям был впервые использован в СССР. Управленческая игра, названная организационно-производственными испытани­ями, использовалась в 1932 г. в качестве организационной и тех­нической базы лабораторных экспериментов на одной из ленин­градских ткацких фабрик.

В 1955 г. была разработана первая машинная игра американ­ской фирмы «Рэнд корпорэйшн», предназначенная для офицеров службы материального снабжения военно-воздушного флота. В игре имитировалось управление снабжением запасными частя­ми военно-воздушных баз США, размещенных по всему миру. Следует отметить, что проблематика игры была экономической.

В ходе поисков новых форм обучения, которые позволили бы провести практические занятия в области принятия решений по управлению фирмой, группа ученых Американской ассоциации управления совместно с другими организациями разработала в 1956 г. управленческую игру с применением ЭВМ. Впервые эта игра была проведена 27 мая 1957 г. при участии 20 президентов крупных фирм. Осенью того же года начал работать семинар ас­социации по принятию решений, в котором этой игре уделялось значительное внимание. С тех пор имитационные игры, модели­рующие функционирование производственно-хозяйственной ор­ганизации, стали называться деловыми, или управленческими.

  1   2   3   4

Похожие:

Общенаучные методы исследования систем управления состав общенаучных методов исследования систем управления iconОбщенаучные методы исследования систем управления состав общенаучных методов исследования систем управления
Современная наука имеет обширный и богатый арсенал мето­дов исследования. Но успех исследования в значительной мере зависит оттого,...
Общенаучные методы исследования систем управления состав общенаучных методов исследования систем управления icon5 Состав и использование общенаучных методов исследования Конструирование определений
Выбор методов исследования и их комбинаторное использование определяются системным представлением о всей совокупности общенаучных...
Общенаучные методы исследования систем управления состав общенаучных методов исследования систем управления iconТема 9 формы и факторы организации исследования содержание
Технологии исследования систем управления Консультирование как форма организации исследования систем управления Формирование интегрального...
Общенаучные методы исследования систем управления состав общенаучных методов исследования систем управления iconИсследования систем управления
Методология — это логическая организация деятельности человека, состо­ящая в определении цели и предмета исследования, подходов и...
Общенаучные методы исследования систем управления состав общенаучных методов исследования систем управления iconПланирование и организация исследования систем управления роль консультирования в исследовании систем управления
Основные задачи, решаемые консультантами, распознавание (выявление и оценка) управленческих проблем, устранение обна­руженных неисправностей,...
Общенаучные методы исследования систем управления состав общенаучных методов исследования систем управления iconКурс лекций По дисциплине "Исследование систем управления " Сыктывкар 2003 Содержание и вопросы к зачету
Исследования и их роль в научной и практической деятельности человека Понятие исследования 3
Общенаучные методы исследования систем управления состав общенаучных методов исследования систем управления iconТема 18 оценки в исследовании систем управления содержание
Одной из сложных и важных проблем исследования управления является оценка ситуаций, состояния, изменений, тенденций и пр
Общенаучные методы исследования систем управления состав общенаучных методов исследования систем управления icon4. 1 диалектический подход в исследовании систем управления 2 принципы диалектического подхода к исследованию 3 диалектические методы исследования
Практика научных исследований показывает, что их успех в значитель­ной мере зависит от методологии
Общенаучные методы исследования систем управления состав общенаучных методов исследования систем управления iconПо дисциплине “Исследование систем управления ” Сыктывкар 2002 содержание
Диалектический подход в исследовании систем управления. Его практическая формула. 11
Общенаучные методы исследования систем управления состав общенаучных методов исследования систем управления icon7 Методы изучения документов Методы социологических исследований управления
Специфические методы исследования отражают специфику объекта ис­следования, его предмет и задачи (схема 1)
Общенаучные методы исследования систем управления состав общенаучных методов исследования систем управления iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине «Методика и методология социологического исследования»
Виды социологического исследования. Социальное и социологическое исследования. Пробное и пилотажное исследования. Описательное и...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы