Особенности коммерческой деятельности транспортно экспедиционных предприятий автомобильного транспорта общая характеристика деятельности транспортных экспедиторов icon

Особенности коммерческой деятельности транспортно экспедиционных предприятий автомобильного транспорта общая характеристика деятельности транспортных экспедиторов


Скачать 105.35 Kb.
НазваниеОсобенности коммерческой деятельности транспортно экспедиционных предприятий автомобильного транспорта общая характеристика деятельности транспортных экспедиторов
Дата публикации09.09.2013
Размер105.35 Kb.
ТипДокументы

Тема 7. ОСОБЕННОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРАНСПОРТНО - ЭКСПЕДИЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРАНСПОРТНЫХ ЭКСПЕДИТОРОВ

Слово "экспедитор" происходит от латинского "expedire", что значит "сопровождать". Вместе с тем, диапазон услуг, которые предоставляют на транспортном рынке современные транспортные экспедиторы, чрезвычайно широк и не ограничивается только сопровождением грузов. Весьма разнообразны и формы организации самих экспедиторских фирм, и их правовое положение на рынке. Поэтому не существует и единого общепринятого определения транспортного экспедитора.

Основной особенностью экспедиторского предприятия в сравнении с транспортным предприятием - "чистым" перевозчиком следует считать его ориентированность на организацию и выполнение доставки груза от начального до конечного пункта и выполнение дополнительных работ. При этом и в перевозке, и в выполнении этих работ могут участвовать различные предприятия, привлеченных для этого экспедитором. Услуги экспедитора избавляют грузовладельца от необходимости взаимодействовать с этими предприятиями.

Особенно велика роль экспедиторов в международной торговле, где они принимают на себя выполнение таможенных формальностей, страхование грузов и т.д. Каждый из перевозчиков несет при этом ответственность лишь за свой участок маршрута доставки груза.

В последние десятилетия в мировой экономике действует ряд тенденций, которые значительно повышают важность экспедиторской деятельности. К ним, в частности, относятся:

- увеличение объема перевозок продукции высокой стоимости при сокращении объемов перевозок сырьевых материалов;

- увеличение дальности грузовых перевозок и возрастание доли международных перевозок в сравнении с внутренними;

- возрастание объема перевозок продукции между предприятиями при уменьшении объемов перевозок внутри предприятий;

- повышение ответственности за качество перевозок по всей транспортной цепи;

- уменьшение объемов перевозок массовых навалочных грузов при увеличении объемов готовой продукции;

- повышение требований по коммерческому использованию транспортных средств;

- развитие логистических подходов при организации перевозок.

По данным проведенных в США исследований, стоимость транспортной составляющей процесса снабжения, производства и распределения составляет сегодня до 1/3 цены конечного продукта. Поэтому эффективная организация перевозочных, а также погрузочно-разгрузочных и других видов операций является важнейшим резервом повышения производительности и экономии ресурсов.

До недавнего времени повышению эффективности доставки продукции уделялось недостаточное внимание ввиду кажущейся внешней простоты перевозочных операций по сравнению с процессом производства. В действительности же доставка продукции распадается на ряд последовательных отдельных этапов, не связанных между собой, и выполняется в некоторых случаях разными перевозчиками. Поэтому рационализация такой пространственно-временной цепочки представляет собой весьма сложную задачу. Роль транспортно-экспедиционных предприятий в ее решении чрезвычайно высока.

Экспедиторское обслуживание является, таким образом, составной частью единого процесса движения продукции от производителя к потребителю и включает выполнение дополнительных услуг и операций, без которых основной перевозочный процесс не может быть начат в пункте отправления, продолжен и завершен в пункте назначения.


^ 2. УСЛУГИ ЭКСПЕДИТОРОВ


При экспедиторском обслуживании предоставляются самые разнообразные услуги. Рассмотрим возможный набор таких услуг на примере экспедитора, работающего с предприятиями различных видов транспорта.

Основу деятельности экспедиторских предприятий составляет выполнение экспедиторских услуг. К ним относятся:

- получение и проверка заказов' на доставку груза;

- подготовка документов, необходимых для заключения договора на обслуживания;

- оформление договора на обслуживание;

- прием груза у отправителя;

- организация доставки груза со склада отправителя на железнодорожную станцию (в порт) и со станции (из порта) на склад получателя;

- передача груза перевозчику или его грузовому агенту (порту, пристани, станции) с оформлением приемо-сдаточных и перевозочных документов (коносаменты, товарно-транспортные и железнодорожные накладные и т.п.);

- организация хранения груза на складах и выполнение погрузочно-разгрузочных работ в пунктах погрузки, выгрузки и перевалки грузов с одного вида транспорта на другой;

- сбор отправок мелких партий различных грузовладельцев и объединение их в сборные отправки по направлениям доставки;

- организация доставки груза;

- координация транспортного процесса, то есть организация эффективного взаимодействия различных перевозчиков для обеспечения доставки грузов по назначению согласно договору на транспортно-экспедиционное обслуживание;

- прием груза в пункте назначения от перевозчика или его грузового агента, проверка числа мест, массы груза, состояния тары и упаковки, а иногда и качества самого груза с привлечением экспертов;

- расчет платежей за перевозку, экспедиторские, погрузочно-разгрузочные работы и другие операции;

- передача платежных документов;

- сдача груза получателю;

- содействие в расчетах получателя с отправителем за товар путем передачи банку по месту отгрузки транспортных и товарных документов и т.п.

К основным коммерческо-правовым услугам, предоставляемым экспедиторскими предприятиями потребителям услуг транспорта, относятся следующие:

- таможенное, санитарное, карантинное и другое оформление доставки грузов;

- оформление с перевозчиками или их грузовыми агентами коммерческих и других актов (рекламаций) о недостачах или излишках груза, порче и повреждении груза и тары, пересортице и т.п.;

- организация охраны и сопровождения груза в процессе его хранения и перевозки;

- осуществление страховых операций по поручению грузовладельца;

- розыск недоставленных грузов;

- содействие разрешению различных конфликтных ситуаций и т.п.

Основными видами информационных услуг являются информирование:

- грузоотправителей о тарифах на перевозку грузов и стоимости дополнительных услуг;

- перевозчика о грузе и условиях перевозки (вид груза и грузовой единицы, состояние груза, масса груза, место нахождения, отправитель и получатель, места перегрузок, очередность погрузки и выгрузки, особые требования и т.п.).

- грузоотправителя о получении разрешения на ввоз груза в терминал и сроках предстоящего вывоза груза от них;

- участников транспортного процесса о движении груза (слежение за прохождением груза по цепи транспортировки);

- грузополучателя о прибытии груза в его адрес и времени его доставки;

- грузоотправителя о выполнении перевозки и т.п.

Помимо указанных услуг, транспортно-экспедиционные предприятия осуществляют также информационно-консультационное обслуживание грузоотправителей и транспортных предприятий. Грузовладельцам и транспортным предприятиям могут предоставляться, в частности, следующие виды информационно-консультационных услуг:

- разработка и проектирование систем доставки грузов;

- определение рациональной схемы и оптимального маршрута доставки;

- моделирование вариантов обслуживания;

- рекомендации экспедиторским предприятиям по совершенствованию обслуживания потребителей и по оптимизации номенклатуры услуг;

- рекомендации транспортным предприятиям по оптимизации структуры и перспективному типажу парка подвижного состава, материально-техническому обеспечению (закупки топливо - смазочных материалов, запасных частей и т.п.) системы перевозок;

- рекомендации складским предприятиям и терминалам по оптимизации структуры и перспективному типажу парка погрузочно-разгрузочного и складского оборудования, местам расположения и мощности терминалов и других складских комплексов;

- проведение исследований рынка по заказам грузовладельцев и предприятий транспорта;

- разработка новых видов услуг;

- выбор транспортной тары и упаковки;

- расчет стоимости продукции с учетом транспортных издержек;

- выбор вида транспорта и типа подвижного состава;

- выбор перевозчика;

- поиск обратного или попутного груза для транспортных предприятий и другие.

Разумеется, каждое транспортно-экспедиционное предприятие выбирает из всего огромного набора возможных услуг те, которые соответствуют по возможностям, специализации, запросам конкретных потребителей и т.д. Кроме того, экспедиторы обычно достаточно четко специализируются по видам транспорта, на работу с которыми они, в основном, ориентированы.


^ 3. ИНТЕРМОДАЛЬНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ


Наиболее сложна деятельность так называемых мультимодальных (интермодальных) операторов - экспедиторов, смысл деятельности которых заключается в организации смешанной перевозки различными видами транспорта с полной ответственностью перед грузовладельцем за всю перевозку под единым своим руководством и по единому (сквозному) тарифу.

Оператор интермодальной перевозки заключает договор с грузовладельцем и полностью освобождает его от забот и проблем, связанных с доставкой груза от склада отправителя до склада получателя. Оператор связан также договорами с перевозчиками различных видов транспорта. Он несет ответственность за сроки доставки, сохранность груза и согласованность звеньев транспортного процесса.

Принимая груз от грузовладельцев, операторы перевозок самостоятельно выбирают наилучший вариант перевозки, упаковки, оформляют документы на перевозимые грузы и заключают договоры с участниками транспортного процесса. При этом оператор постоянно следит за продвижением груза и может дать точную информацию о его местонахождении в любой момент времени.

Терминалы интермодальных перевозок представляют собой сложные комплексы инженерно-технических сооружений, предназначенные для взаимодействия различных видов транспорта на основе централизованного управления перегрузочными и другими операциями, не связанными с перевозками.

Терминалы являются не только пунктами накопления и перевалки грузов. Потребители могут нуждаться в складах для хранения своей продукции и готовы платить предприятиям транспорта за складские услуги. Таким образом, терминалы стали играть роль промежуточных складов, а для ряда отраслей - и баз снабжения. Свойственный странам с рыночной экономикой низкий уровень складских запасов в промышленности, когда произведенная продукция потребляется практически немедленно, позволил некоторым предприятиям вообще отказаться от содержания складов, возложив функции складирования продукции на транспорт.

Таким образом, терминалы, обеспечивающие потребителей комплексом необходимых услуг, позволяют потребителям значительно сократить складские площади, парк собственных грузовых автомобилей и направить высвободившиеся ресурсы на расширение основных видов деятельности.

Деятельность операторов интермодальных перевозок неразрывно связана с использованием специальных технических и технологических средств, повышающих эффективность смешанной перевозки и, в первую очередь - снижающих потери на "стыках" различных видов транспорта.

Наиболее традиционным средством подобного рода являются контейнеры. Технологические системы, связанные с использованием большегрузных контейнеров, развивались, прежде всего, на смешанных перевозках с участием морского транспорта.

К менее распространенной группе технологий мультимодальных перевозок, которая, однако, переживает в последние годы этап быстрого развития, относятся системы, основанные на установке груженого автомобильного подвижного состава на железнодорожные платформы или на суда


^ 4. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ


Процесс транспортного и экспедиционного обслуживания грузов связан с двумя видами издержек обращения: чистыми и дополнительными.

К первому виду относятся расходы, связанные с выпиской транспортной документации, сбором и обработкой информации о размерах ставок, тарифов и фрахтов, затратами на рекламу, ведение корреспонденции и пр.

Дополнительные издержки обращения связаны с продолжением производственных процессов в сфере обращения. К таким процессам относятся: операции по сортировке, расфасовке, упаковке, хранению, доставке грузов получателям, их транспортирование от места производства к пунктам отправки одним из видов транспорта и др.

Хотя деятельность экспедиторов по осуществлению этих операций не создает новых потребительских стоимостей, она является трудом производительным, завершая в сфере обращения создание потребительской стоимости, обеспечивая сохранность груза и доставку потребителю. Труд, связанный с указанными процессами, увеличивает стоимость реализуемых товаров.

Компенсация, выплачиваемая грузовладельцем экспедитору за осуществление операций, связанных с дополнительными издержками обращения, покрывает фактические затраты, которые несет экспедитор по осуществлению данной услуги, и включает в себя определенный процент прибыли, который зависит от различных факторов, в том числе и от степени монополизации рынка транспортного и экспедиционного обслуживания.

При организации доставки грузов "от двери до двери" стоимость услуги включает стоимость перевозки по тарифам и фрахтовым ставкам, расходы на погрузочно-разгрузочные работы, на упаковку и хранение грузов (если эти операции имели место), а также затраты экспедитора на страхование, выписку документации и пр. Как правило, все перечисленные расходы суммируются и с учетом определенного уровня комиссии выставляются грузовладельцу в виде аккордной ставки.

Оплата по аккордной ставке наиболее выгодна экспедиторам, так как при заключении договора с транспортным предприятием или специализированным складским предприятием они, как правило, добиваются различного рода скидок с тарифов и фрахтов, со стоимости работ по хранению грузов и т.д. Эти скидки являются дополнительным источником доходов экспедитора, поскольку при расчетах с грузовладельцем они включают в оплату стоимость транспортирования или хранения не фактическую, а нормативную, исходя из официальных объявленных тарифов.

Таким образом, принципиальные источники доходов экспедиторов следующие:

- комиссия за осуществление операций по поручению грузовладельца, связанных с чистыми издержками обращения (выписка документации, расчет и выбор оптимального перевозки);

- платежи грузовладельцев за оказание услуг, связанных с дополнительными издержками обращения, включающие компенсацию фактических затрат, а также определенный процент прибыли;

- разница между ставками, предлагаемыми грузовладельцам, и фактической стоимостью работ по упаковке, хранению, транспортированию;

- поступление средств от организации сборных отправок мелких партий груза;

- комиссионные сборы за деятельность в качестве агентов грузовладельцев и экспедиционных фирм других стран, брокеров транспортных компаний.

В данном параграфе были приведены некоторые общие сведения о транспортно-экспедиционных предприятиях.

В последующих параграфах описаны особенности работы экспедиторов автомобильного транспорта, т.е. экспедиционных предприятий, услуги которых связаны, в основном, с организацией и выполнением автомобильных перевозок грузов.




Похожие:

Особенности коммерческой деятельности транспортно экспедиционных предприятий автомобильного транспорта общая характеристика деятельности транспортных экспедиторов iconОсобенности коммерческой деятельности транспортно экспедиционных предприятий автомобильного транспорта общая характеристика деятельности транспортных экспедиторов
Тема особенности коммерческой деятельности транспортно экспедиционных предприятий автомобильного транспорта
Особенности коммерческой деятельности транспортно экспедиционных предприятий автомобильного транспорта общая характеристика деятельности транспортных экспедиторов iconПроектирование предприятий автомобильного транспорта проектирование предприятий автомобильного транспорта
В основе проектирования предприятий автомобильного транспорта лежат проектные решения по технологии и организации производства технического...
Особенности коммерческой деятельности транспортно экспедиционных предприятий автомобильного транспорта общая характеристика деятельности транспортных экспедиторов icon26. Сущность и содержание коммерческой деятельности в торговле
Коммерческая деятельность: понятие, цели. Факторы, влияющие на развитие коммерческой деятельности. Концепция и функции коммерческой...
Особенности коммерческой деятельности транспортно экспедиционных предприятий автомобильного транспорта общая характеристика деятельности транспортных экспедиторов iconТема основные задачи коммерческой работы предприятий грузового автомобильного транспорта

Особенности коммерческой деятельности транспортно экспедиционных предприятий автомобильного транспорта общая характеристика деятельности транспортных экспедиторов icon1. Возникновение и становление педагогической профессии. Сущность и виды педагогической деятельности учителя иностранного языка
Содержание учебного материала: Общая характеристика педагогической профессии: учитель, воспитатель, наставник. Особенности педагогической...
Особенности коммерческой деятельности транспортно экспедиционных предприятий автомобильного транспорта общая характеристика деятельности транспортных экспедиторов iconПравовое обеспечение профессиональной деятельности Специальность «Туризм» Вопросы к зачету (2011-2012 учебный год) Общая характеристика фз РФ «Об основах туристской деятельности в рф»
Классификация основных видов туризма, установленная фз РФ «Об основах туристской деятельности в рф»
Особенности коммерческой деятельности транспортно экспедиционных предприятий автомобильного транспорта общая характеристика деятельности транспортных экспедиторов iconТестовые задания к зачету по дисциплине «Основы коммерческой деятельности» для специальности 100801 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»
В роли субъектов коммерческой деятельности могут выступать
Особенности коммерческой деятельности транспортно экспедиционных предприятий автомобильного транспорта общая характеристика деятельности транспортных экспедиторов iconТема организация коммерческой работы на предприятиях автомобильного транспорта

Особенности коммерческой деятельности транспортно экспедиционных предприятий автомобильного транспорта общая характеристика деятельности транспортных экспедиторов iconНазвание: Учет затрат на содержание не производственной сферы Предмет
Особенности учета некоторых объектов непроизводственной деятельности предприятий 11
Особенности коммерческой деятельности транспортно экспедиционных предприятий автомобильного транспорта общая характеристика деятельности транспортных экспедиторов iconПлан лекции: Классификация отходов Паспортизация опасных отходов Организация первичного учета отходов Лицензирование деятельности по обращению с опасными отходами
Козлов Ю. С., Меньшова В. П., Святкин И. А. Экологическая безопасность автомобильного транспорта. М.: Изд. «Агар», 2000
Особенности коммерческой деятельности транспортно экспедиционных предприятий автомобильного транспорта общая характеристика деятельности транспортных экспедиторов icon1. 1 Содержание коммерческой работы 1 Содержание коммерческой работы
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы