Памятка для начинающего волонтера icon

Памятка для начинающего волонтера


Скачать 64.51 Kb.
НазваниеПамятка для начинающего волонтера
Размер64.51 Kb.
ТипПамятка


Санкт-Петербургское

Региональное Общественное Движение

«Петербургские Родители»


Проект «Волонтерский уход в больницах»


ПАМЯТКА


Для начинающего волонтера


Памятка включает в себя частые вопросы, с которыми сталкиваются наши добровольцы, а также советы опытных волонтеров своим новым коллегам.


2013 г.


Наш проект существует на базе РОД «Петербургские Родители» с 2006 года.

Руководитель проекта – Мария Перегудова +7 921 973 32 73 http://vk.com/id49237469

В каждой больнице есть свой координатор по волонтерам:

БОЛЬНИЦА

АДРЕС

^ НЕОБХОДИМЫЕ АНАЛИЦЫ

КООРДИНАТОР

СТРАНИЦА КООРДИНАТОРА

ДГБ №1

Авангардная, д.14

флюорография

Анастасия Громыко - Коморова

http://vk.com/id51194391

№3 на ВО

Большой роспект В.О., 77/17

флюорография

Карина Домащук

http://vk.com/parabylka

№4, Св. Ольги

ул.Земледельческая

флюорография

Мария Перегудова

http://vk.com/id49237469

№5, им. Филатова

ул.Бухарестская, 134.

флюорография и удостоверение волонтера

Эльмира Агаларова

http://vkontakte.ru/id7101486

№15 им. Цимбалина

ул.Цимбалина, 58

1 - флюорография

2 - BL (мазок из зева на дифтерию)

3 - DS (анализ на дисгруппу)

4 - АЛТ (печеночные ферменты)

5 - анализы из КВД: кровь на РВ (сифилис) + мазок на гонококки

6 - прививочный сертификат или справка о прививке от дифтерии (делают раз в 10 лет)

Мария Морозова

http://vk.com/id104115

№22

Колпино

флюорография

Наталья Попова

http://vkontakte.ru/id10408633

Педиатрическая академия

ул.Литовская, д.2

флюорография

Федотова Анна

http://vkontakte.ru/id137734

Областная больница

ул.Комсомола, 6

флюорография

Клавдия Будеева

http://vkontakte.ru/id23910675

Альбрехта (реабилитационный центр)

Б.Сампсониевский 11

флюорография


Мария Перегудова

http://vkontakte.ru/id49237469

Альбрехта (клиника)

Бестужевская 50

Флюорография, АЛТ, RW, энтеробиоз


Мария Перегудова

http://vkontakte.ru/id49237469

Турнера

Пушкин

Флюорография, прививочный сертификат, справка об отсутствии судимости

Ксения Ланина

http://vk.com/id1043405

Раухфуса

Лиговский 8

флюорография

Мария Перегудова

http://vkontakte.ru/id49237469



Основная группа проекта «Волонтерский уход в больницах» ВКонтакте http://vk.com/volonterhospital

Группа Школы Волонтера http://vk.com/club22476145 (запишитесь обязательно)

Также по каждой больнице существует своя, отдельная группа.


Правила волонтера!!!!

Посещая больницу от лица какой-либо организации, волонтер обязан знать и соблюдать правила, установленные организацией, соблюдать трудовую дисциплину и этические нормы, принятые организаций:

-Не разглашать информацию о деятельности организации в СМИ без согласия координаторов и, размещать в любых публичных информационных ресурсах фотографии и сведения о воспитанниках детских домов и интернатов без согласия органов опеки. Запрещается сообщать информацию о детях посторонним лицам.

-Уважительно относиться к другим участникам организации, к дирекции и персоналу мед. учреждений.

-Подчиняться указаниям дирекции, персонала тех учреждений, в которых осуществляется благотворительная деятельность. В случае возникновения конфликтных ситуаций волонтер обязан незамедлительно сообщить об этом координатору.

-Своевременно (как можно раньше) предупредить координатора о не возможности осуществлять запланированную работу, сообщив уважительную причину любым доступным способом.

-Согласовывать с лечащим врачом применение любых средств лечения, в том числе: лекарственные травы, витамины, массажи, средства народной медицины; запрещается вмешиваться в лечебный процесс и давать указания лечащему персоналу больницы. Запрещается давать детям любые «докормы» без согласования с лечащим врачом или координатором.

-Деятельность волонтера не должна препятствовать осуществлению благотворительных акций и не может быть направлена на дискредитацию организации и добровольческой идеи в целом.

-В случае заболевания волонтеру запрещается посещать больницу для выполнения работ и услуг. При контакте с детскими инфекциями вне больницы волонтер обязан сообщить координатору или руководителю и выдержать карантинный период без посещения больницы.

-Волонтеру категорически запрещается выполнять самостоятельно медицинские манипуляции, в том числе: дача лекарств, закапывание капель, постановка клизм и пр. Некоторые медицинские манипуляции могут быть выполнены Исполнителем по просьбе медицинского персонала лечебного учреждения и уверенности Исполнителя в правильности выполнения манипуляции.

-Категорически запрещено забирать детей домой или приглашать их на какие-либо мероприятия.

-Запрещается приводить в больницу посторонних людей без согласования с координаторами.

-Запрещается передавать ребенка вне отделения посторонним людям.

-Волонтеру запрещается вступать в конфликты с персоналом больницы. Сведения о возможных нарушениях прав ребенка передаются координатору.

-Запрещается нарушать права ребенка, повышать голос и наказывать, оскорблять, применять действия насильственного и психологического характера.

- Запрещается делать фото ребенка, снимать его на видео.

-Необходимо обязательно сообщать мед. персоналу, когда уходите от ребенка, чтобы постовая сестра была в курсе, что ребенок остается один.

^ КООРДИНАТОР ДОЛЖЕН БЫТЬ В КУРСЕ ВСЕГО, ЧТО ПРОИСХОДИТ В БОЛЬНИЦЕ! (если это имеет отношение к волонтерам) ОБЯЗАТЕЛЬНО СООБЩАЙТЕ ЕМУ, ЕСЛИ:

-собираетесь навестить ребенка

-во время вашего дежурства произошла нестандартная ситуация

-персонал больницы высказал просьбу о графике посещения волонтерами детей, материальных нуждах

Инструкция по санитарной безопасности!

^ НАЧАЛО ДЕЖУРСТВА

    1. Перед тем, как войти в палату к ребенку, необходимо снять верхнюю (уличную) одежду. Одеть медицинский халат или специальную одежду для посещения детей (это может быть футболка, рубашка, которые Вы одеваете только в больнице). А также переобуться.

    2. Необходимо помыть руки с мылом или обработать их дезинфицирующим средством.

    3. При уходе за маленькими детьми рекомендуется снять кольца и собрать волосы резинкой или заколкой, а лучше на голову одеть специальный колпак или косынку.

    4. Рекомендуется, чтобы ногти были коротко пострижены.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ ПОСЕЩАТЬ ДЕТЕЙ, ЕСЛИ У ВАС ПРИЗНАКИ ИНФЕКЦИОННОГО ЗАБОЛЕВАНИЯ. ИЛИ БЫЛ КОНТАКТ С КАКИМИ-ЛИБО ИНФЕКЦИЯМИ ВНЕ БОЛЬНИЦЫ (НУЖНО ВЫЖДАТЬ ИНКУБАЦИОННЫЙ ПЕРИОД)!!!

^ ОБЩИЕ ПОЛЖЕНИЯ

Если Вы ухаживаете за ребенком, больным ОРВИ, ГРИППОМ и другими болезнями, передающимися воздушно-капельным путем, то:

- одевайте ватно-марлевую повязку (маску) и менять ее каждые 2 часа,

- смазывайте нос Оксолиновой мазью или другим подобным препаратом,

- не трогайте руками рот, нос и глаза, так как с грязных рук вирус проникает в слизистые оболочки,

- как можно чаще мойте руки во время дежурства,

- по возможности, поддерживайте надлежащий режим вентиляции в палате (открывайте форточку) с разрешения медперсонала,

- избегайте того, чтобы Ваше лицо находилось напротив лица больного. Если Вы держите на руках больного ребенка, положите его подбородок себе на плечо, чтобы он не кашлял Вам в лицо.

Если Вы ухаживаете за ребенком, больным ГЕПАТИТОМ, то:

- гепатит А – «болезнь грязных рук» - как можно чаще мойте руки при контакте с больными, не пейте с одного стакана, не ешьте с одной тарелки с больным, одевайте одноразовые перчатки при смене подгузника,

- рекомендуется сделать прививку от гепатита А и В (прививка от гепатита В включена в национальный календарь прививок, ее делают детям в грудном возрасте),

-гепатит В и С передается через кровь. Поэтому, если у Вас на руках есть открытые раны, то рекомендуется использовать одноразовые перчатки.


Если Вы ухаживаете за ребенком с ВИЧ – инфекцией, то:

- одевайте одноразовые перчатки, если у Вас на руках есть ранки, ВИЧ при уходе за ребенком, можно заразиться только через кровь!!


Если Вы ухаживаете за ребенком с СИФИЛИСОМ, то:

- одевайте одноразовые перчатки, если у Вас на руках есть ранки, сифилисом можно заразиться через кровь,

- сифилис передается через слюну, поэтому необходимо соблюдать элементарные правила гигиены: у каждого человека должна быть своя чашка, ложка, зубная щетка и т.п.

Диагноз ребенка - врачебная тайна!!! Координатор больницы и волонтеры не всегда его знают, т.к. врач не обязан им его сообщать!!!Но мы всегда можем себя обезопасить, соблюдая элементарные правила:

- частое мытье рук,

- использование одноразовых перчаток, если есть открытые раны,

- не пользоваться чужой посудой и средствами личной гигиены.


^ ЗАВЕРШЕНИЕ ДЕЖУРСТВА

-Обязательно вымыть руки с мылом на два раза,

-Выйдя из палаты (бокса или отделения) необходимо снять с себя одежду и обувь, в которой Вы находились с ребенком. Постирать ее дома необходимо после проветривания и отдельно от другой одежды.

-Рекомендуется сразу после посещения больницы не находиться в людных местах, т.к. на Вас и Вашей одежде могут находиться вирусы, лучше около часа прогуляться на свежем воздухе.


^ ВАША ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ – В ВАШИХ РУКАХ!!!!

Если Вы ходите к лежачему ребенку?

1. после туалета (в утку) протереть влажной салфеткой, посмотреть не замочилась ли простынь или пеленка. Поменять пеленку, если намочена. Для мальчиков и девочек есть мочеприемники (они удобные вполне), но можно и пользоваться памперсом. Обычно на лежачих памперс одевают только на ночь, чтобы не сопрела кожа. Если подвести утку под ребенка не удается, что одеваете памперс и пусть он облегчается в него. Ничего страшного, памперсы можно купить, а ребенку комфортнее. 

2. Лежачих надо каждые два часа переворачивать, чтобы не было пролежней. В помощь звать мамочек по палате (и им помогать, когда они своих ворочают) или медсестру на отделении (если мамы не могут помочь).

3. Пить давать лучше через трубочку. Горячий чай остудить до тепленького, иначе обжечься можно (особенно через трубочку).

4. Еда больничная должна быть! - больничной)). Шоколад крепит, поэтому лучше обойтись без черного шоколада. Можно чуть-чуть белого.

5. Лежачий ребенок плохо концентрируется на занятии, потому что быстро устает - тяжело держать руки вверх, затекает шея. Поэтому любые мастер классы должны быть мини-мастер-классами - минут на 10-15 или с перерывами

6. Сидеть рядом с ребенком, который на растяжке, т.е. не может головой вертеть, надо так, чтобы он смотрел на вас прямо, т.е. садимся спиной к его ногам, лицом к лицу)) 


7. Лежачие мало едят, остатки еды после обеда убирать с тумбочки и из палаты. 

8. Лежачим надо пить воду негазированную желательно, но дети не любят пить воду, надо уговаривать пить побольше воды. Именно чистой воды, а не соков и проч. Вода очищает почки и выводит химию лишнюю от лекарств. 

9. Следить, чтобы не было отечности в конечностях (если ребенок пьет, но мало писает, например, надо обязательно настойчиво об этом сказать медсестре или леч.врачу). Отеки это плохо.

10. Лежачим прописывают линекс для лучшего стула. Его надо как-то впихивать в детеныша - таблетки никого в восторг не приводят)). 

11. Гипс может сильно крошиться и натирать. Надо попросить у медсестры на посту спец.пластырь, которым можно обработать (обклеить) края гипса. Крошки надо убирать из постели и с тела, чтобы не было раздражения на коже.

12. Если что-то беспокоит Вас или ребенка - спросите у медсестры или врача. Мамочки в палате тоже иногда хорошо помогают, иногда не очень. Можно позвонить няне и спросить ее совета)))))) Язык до Киева доведет))


Кто такой «Волонтер»?

Слово «волонтер» произошло от французского «volontaire», дословно означает: доброволец, желающий.

Особенности добровольческого труда:

  1. Добрая воля;

  2. Бескорыстность;

  3. С
    Доказанный факт:

    Люди, которые помогают другим, более эмоционально устойчивы и у них часто бывает хорошее настроение.
    оциальная направленность труда

Цель труда – решение социальной проблемы, удовлетворенность благополучателя.


^ Итак, советы от опытных волонтеров. Очень советуем к ним прислушаться!!!!

1. Занимаясь другими детьми, не забывайте про своих, вы за них в большем ответе.

2. Всё что вы ни делаете - вы делаете для себя, посему не рассчитывайте на благодарность.

3. Не превращайтесь в рыцаря одиночку, это трудно, но это позволяет избежать крупных ошибок и действовать эффективно.

4. Если вы пришли к кому-то, кто уже занят делом и вам показалось, что вашу помощь не оценили, не расстраивайтесь это у вас пройдёт. : См. пункт №6

5. Если вы не индульгируете и не играете в благородство, делайте добрые дела открыто. Да, это налагает ответственность, но иной путь опасен для дела.

6. Не ищите в этом славы.

7. Не спешите делать добро иначе оно может превратиться в зло. Сначала полностью уясните ситуацию, определитесь сможете ли вы помочь этому ребёнку, чем, в каком порядке и как быстро.

8. Помните, - помочь можно только тому, кто сам хочет помочь себе, иначе вы просто посадите его себе на шею.

9. Необходимо быть компетентным, иначе в органах и учреждениях, с которыми вы будете сталкиваться, вы не сможете получить поддержку.

10. Учреждения блюдут свой менталитет. Необходимо быть настойчивым, выдержанным и вежливым. Помните, чиновник боится потерять своё место и главное в его работе - отчётность. Но и там работают люди и к ним можно найти подход.

11. Никого из опекаемых не пускайте в свою личную жизнь, дом, не давайте домашний телефон иначе вы лишитесь части авторитета и крепости которая даёт вам силы.

12. Приходите к детям только в том случае, если Вами движет не любопытство, не поиск острых ощущений, не чувство долга, не попытка уйти от своих забот и проблем, погрузившись в чужие, и не желание заработать «спасибо» за Ваши добрые дела, а потому что такой способ провести время Вам важен и ценен.

13. Всегда помните, что Вы сами приняли решение придти к сиротам, Вас никто не просил и не заставлял. То, что вы делаете, Вы делаете для себя не меньше, чем для детей, а поэтому не рассчитывайте на благодарность.

14. Старайтесь строить с детьми партнерские отношения, но, в то же время, сохранять разумную дистанцию, не давать никаких обещаний, не оставляйте свой телефон и адрес, в затруднительных случаях обращайтесь за советом к людям, имеющим больший опыт общения с такими детьми. Никто из нас не может дать гарантии, что он приедет в этот детский дом еще раз, и увидит этого ребенка снова. Поэтому не следует никого приручать. Не заменяйте детям отца или мать, вы ими не станете, а ребенок получит еще одну порцию разочарования и недоверия к взрослым.

15. Более всего опасна жалость. Либо она унижает ребенка, либо провоцирует использовать вас. Ребенку, даже нуждающемуся в помощи, важны принятие и уважение, но не в жалость.

16. Умейте говорить «нет». Если ребенок, например, просит Ваш мобильный телефон, чтобы поиграть, не бойтесь обидеть его отказом. Будет гораздо хуже, если ребенок, пользуясь своим положением сироты, начнет Вами манипулировать.

17. Будьте скромнее. В таком месте, как детский дом, не стоит заострять внимание на своим служебном положении и финансовых возможностях ни перед детьми, ни перед персоналом. Старайтесь быть детям положительным примером, но помните, что разительный контраст Ваших успехов с их бытием способен возбудить и негативные эмоции. Кроме того, это может потенцировать попрошайничество как со стороны детей, так и со стороны администрации.

18. Уважайте правила жизни учреждения, в которое Вы приходите. Помните, что Вы на чужой территории. В детском доме ни в ком случае нельзя курить и пить даже пиво. У многих находящихся там детей тяжелая наследственность, а Ваше поведение может послужить для нее своего рода спусковым механизмом.

19. Не спешите делать добро, иначе оно может превратиться в зло. Старайтесь не совершать необдуманных поступков, и не говорить необдуманных слов, даже руководствуясь самыми лучшими побуждениями. Вы играете на новом для Вас поле и Вам нужно время для понимания контекста. Сначала уясните для себя, можно ли этому ребенку помочь и готовы ли Вы попытаться это сделать. При этом, помочь можно только тому, кто сам себе помочь хочет, иначе вы просто посадите его себе на шею.

20. Вы не Бог. Вас ждут неудачи и разочарования. Если вы сделали ошибку, не посыпайте голову пеплом, исправляйте ее немедленно, не ошибается только тот, кто ничего не делает.

21. Не берите на себя ответственности больше, чем сможете переварить. Пообещать, пусть даже себе самому, и не сделать, гораздо хуже, чем сделать, что можешь, и порадоваться.

22. Вы не бог. Вас ждут неудачи и разочарования, не ждите 100% результата, если вы вытащите 1 из 20 детей, с которыми вы работали это хороший результат. Если вы одного из них выведите в люди - ваша жизнь уже прожита не зря.

23. Если вы сделали ошибку, не посыпайте голову пеплом, исправляёте её немедленно, Не ошибается только тот, кто ничего не делает.

24. Научитесь расслабляться, не берите на себя ответственности больше, чем сможете переварить.


^ Психологические особенности детей-сирот

Приходится констатировать, что дети, воспитывающиеся без попечения родителей, отличаются от ровесников, растущих в семье.

Не будем судить: плохи или хороши особенности воспитания в детских учреждениях без родительского попечения, отметим лишь, что любая система, формирующая внутри себя некое сообщество, получает на выходе людей, которым сложно в дальнейшем без этого сообщества жить.

Известно, что дети попадают в учреждения не по счастливой случайности, а сильно наоборот и к моменту попадания в учреждение многие из них, наверное, почти все, получили психологическую травму той или иной степени тяжести. Не стоит забывать, что истории этих детей очень часто окрашены в страшные краски. Конечно, этот тяжелейший опыт, а также сам факт попадания и жизнь в детском учреждении наносит неизгладимый след в детской душе и личности в целом.

Часто, говоря о психологических особенностях детей-сирот психологи перечисляют ряд описательных характеристик, такие как:

  • Перенесенные психологическое травмы формируют глубокие нервно - психологические расстройства;

  • Задержка психического развития (отставания развития психики в целом, или отдельных ее функций: моторных, сенсорных, эмоционально-волевых) как следствия недостатка стимулов для развития.

  • Склонность к патологическим привычкам: ребенок раскачивается, кусает ногти, сосёт губу или пальцы - вследствие отсутствия нормального общения со взрослыми дети утрачивают врожденный потенциал к развитию;

  • Часто воспитанники детских домов не в состоянии соотнести себя, настоящего, с собой в прошлом и будущем: индивидуального прошлого не помнят, будущее для них неопределённо;

  • Скученность во всех помещениях приводит к необходимости постоянно контактировать с другими, что создает эмоциональное напряжение, тревожность и одновременно усиливает агрессию;

  • Нереализуемая потребность в определенном жизненном пространстве, особенно в изоляции, приводит к тому, что дети из интернатных учреждений в больших городах осваивают чердаки и подвалы (бродяжничество);

  • Существенной особенностью воспитанников интернатов является избыточное половое возбуждение (гиперсексуальность). Причина этого кроется в невозможности для детей, социально выбитых из колеи, использовать свою энергию позитивно. А также неумение получить недостающее тепло и человеческую близость другими способами.

  • Особая проблема - феномен “мы” в условиях школы-интерната. Здесь у детей возникает своеобразная идентификация друг с другом. Мир разбивается на два лагеря: «мы» и «чужие».

  • Из-за недостатка близких отношений и частых разочарований у детей появляются трудности в социализации. Часто, дети воспитанные в детских домах с малышкового возраста не умеют создавать близкие отношения, все люди для них примерно одинаково чужие, ни к кому не возникает особых привязанностей.

  • Вопреки предположению о большей самостоятельности воспитанников интернатов по сравнению с их домашними сверстниками, у них были обнаружены серьезные дефекты произвольной саморегуляции поведения, выражающиеся в неумении самостоятельно планировать и контролировать свои действия.

  • Заниженная самооценка. Ощущению себя как людей второго сорта сопутствуют чувства вины и стыда. Среди таких детей отмечается частота депрессий, чувства одиночества, нарушений сна, попытки самоубийства.

  • В интернатном учреждении существует безусловная принадлежность к какой-либо группе, отсутствие выбора.

  • У детей, живущих на полном государственном обеспечении, появляется иждивенческая позиция (“нам должны”, “дайте”), отсутствуют бережливость и ответственность.

  • Дети-сироты психологически отчуждены от людей, и это открывает им “право” к правонарушению.

  • В условиях интерната у подростков складывается агрессивный, игнорирующий или пассивный тип поведения и эмоционального реагирования. Адекватный лояльный тип поведения формируется крайне редко, если подросток обладает внутренней силой и его ценностные ориентации направляют его на идентификацию с идеалом или с реальным человеком, счастливо встреченным им.

  • Проблема общения. Ребенок, растущий в условиях учреждений интернатного типа, помимо прочих дефектов, не умеет общаться. Это выглядит как неумение находить компромиссы и эффективного решения проблем, а также сглаживать конфликты. Эти качества характеризуют детей-сирот как негибких в общении и часто имеющих в своем представлении только два вида взаимодействия: доминирование или подчинение.

  • Иногда дети могут провоцировать взрослых на несвойственное им поведение.

  • И др.

Перечислив некоторые психологические особенности детей, предлагаем посмотреть дальнейшие варианты жизни выпускников из детских учреждений сиротского типа:


… Несколько выпускников из десяти детского учреждения пополняют ряды криминала.

Или зарабатывает на жизнь проституцией.

Кто-то занимется бродяжничеством.

Один кончает жизнь самоубийством.

Двое, как правило, влачат жалкое существование.


И только один из десяти устраивается в жизни удачно…



Говоря об удачном устройстве в жизни, мы не имеем в виду успех, хороший доход, известность, большую и дружную семью и прочие блага нашего общества, мы имеем в виду, что он не попал в выше перечисленные ряды «счастливчиков».


^ Психологические защиты детей

Затрагивая эту тему не возможно не коснуться общей теории психологических защит З.Фрейда, однако это очень широкая тема, и мы оставляем ее на самостоятельное изучение. Теория описана почти во всех учебниках психологии, наиболее доступно для неподготовленного читателя написано в книге Р.М Грановской «Элементы практической психологии».


Защи́тный механи́зм (психологи́ческая защи́та) — понятие глубинной психологии, обозначающее неосознаваемый психический процесс, направленный на минимизацию отрицательных переживаний. Защитные механизмы лежат в основе процессов сопротивления.



Иначе говоря, в период взросления человека его психика формирует некую «картину мира». Это ряд представлений о себе и окружающем мире. Каждый из нас может найти миллион таких представлений, как в себе, так и в любом другом человеке. Чаще всего они выглядят как короткие убеждения: негативные - «мужики все сволочи», «мир опасен», «я – неудачник» или позитивные: «мир прекрасен», «я – везунчик», «люди хорошие». Психика так устроена, что пытается сохранить свои убеждения и найти им подтверждение, и для того, чтобы сохранить свою картину в привычном для себя виде психика использует некоторые защитные механизмы. Защитные механизмы призваны оправдывать нас самих перед собой же, защищать от болезненных знаний о себе, уводить от травмирующих для человека (по мнении его психики) ситуаций. Иногда, психологические защиты очень заметны и кажутся не эффективными или даже глупыми, однако у психики свои законы.


Дети после трех лет уже имеют свой жизненный опыт, приобретенный в детском доме, в неблагополучной семье. И уже имеет некое представление о том, какой он, какой этот мир и тот дядя и, часто, опыт маленькой жизни детдомовского воспитанника рисует совсем не радостные картины в его психике. Но те знания, что у него есть – это его ценность, тот багаж который он добыл своим собственным трудом и психика будет беречь это и защищать. В дальнейшем человек строит свое поведение и реакции согласно своим убеждениям. Т.е., если ребенок убежден, (это совсем не обязательно может быть осознанно, наоборот – часто это большой секрет для самого человека) что люди опасны, то его поведение будет соответствовать этому знанию. Кто-то будет агрессивен, и нападать на окружающих, а кто-то будет забиваться в угол и плакать в неожиданных для вас моментах.

^ Как ребенок ведет себя в ситуациях конфликта?

Очень важно понаблюдать за поведением ребенка, понять его причины. Для каждого ребенка важно получить признание других людей. Не умея достичь этого позитивными способами, ребенок стремится привлечь к себе внимание сначала через требования для себя удобств, комфорта, заботы. Если это не получается, то дети перестраивают свое поведение, становятся непослушными, отказывают во всех просьбах и, наоборот, делают то, что запрещено.


Чем меньше ребенок заслуживает любви, тем больше он в ней нуждается



Когда дети осознают, что не могут привлечь к себе внимание или добиться чего-то силой, они начинают мстить, причинять боль другим (ведь и они сами чувствуют боль, обиду). Это месть за осознание недостаточности своей значимости. Наконец, не добившись успеха, эти дети демонстрируют бессилие и собственную неполноценность.

Пока дети чувствуют уверенность и хорошее отношение к себе — все нормально. Как только появляется неуверенность в своем положении, они создают одну из ниже описанных ситуаций.

  • попытаются самоутвердиться,

  • требуют чрезмерного внимания,

  • пытаясь настоять на своем,

  • сводя счеты, мстя,

  • демонстрируя беспомощность, чтобы их оставили в покое.

  • лгут и тд.


Агрессивность, грубость, цинизм подростков — это их реакция на длительный неуспех, плохое отношение к окружающим. Учеба в школе для таких подростков мало способствует поддержанию самоуважения к себе.


Уверенность ребенка в себе, его личная смелость – величайшее счастье для него.

Смелый ребенок будет впоследствии встречать свою судьбу не как что-то внешнее, а как результат приложения собственных сил.



Сталкиваясь с проявлениями психологической защиты детей, надо не столько огорчаться и раздражаться, сколько проявлять терпение и, главное, любовь и дружескую снисходительность.

Не обвинять ребенка, а объяснять его поступок.

Взрослые нередко просят ребенка объяснить свое поведение, особенно если они считают это шалостью. Неплохо вспомнить, что даже взрослый часто не в состоянии ответить на вопрос: «Почему ты это сделал?» и реагирует порой грубо. А ребенок в такой ситуации часто молчит. Проблема с «Почему?», вероятно, состоит в том, что у этого вопроса есть некоторый оттенок обвинительности. Ребенок чувствует осуждение, и его реакцией становится попытка оправдаться или беспокойное молчание. Лучше заменить «Почему?» на «Что?», это снимет оттенок обвинительности. Например, не «Почему ты это сделал?», а «Что ты хотел сделать?», «Что же, ты думал, произойдет?». Это запрос информации, а не обвинения.

Повышайте детскую самооценку. Совершив плохой поступок, ребенок в результате переживаний приходит к выводу «Кто меня такого будет любить?». На фоне такой мысли человек неадекватно воспринимает реакции окружающих, что в свою очередь ведет к конфликтам, разрыву отношений с людьми, чувству одиночества. Но самое страшное, что образуется порочный круг: изолированность подтверждает убеждение, что его никто не любит и провоцирует уничижительную позицию «Если я такой плохой, то хуже уже не стану».

Методов психологических защит огромное количество и каждый из нас использует их ежедневно в общении с близкими и знакомыми, нет смысла их перечислять, они покажутся банальными. Важно помнить, что ни один человек на Земле не может жить без любви и принятия. Без любви люди, так или иначе, погибают. Значит главное лекарство для каждого человека, и тем более для детей-сирот, это ваша ласка, нежность и доброта.


^ Что делать с собственными чувствами


То, что волонтер тоже человек – это факт! 

И конечно, при контактировании с детьми у каждого возникает ряд чувств и эти чувства не всегда позитивные или радостные. Так уж повелось, что в негативных чувствах, таких как: раздражение, обида, вина, зависть, гнев и жалость признаваться не хочется, да и этикой волонтера прописано, что детям мы эти чувства демонстрировать не должны. Как быть?

Для начала давайте разберемся: на что именно мы реагируем?

  • На систему государственного обеспечения детей?

  • На работу волонтеров или Движения?

  • На себя и свои качества?

  • На детей?

  • Или что-то еще есть, что тут не перечислено?

Если ваш ответ касается не детей, то эта памятка вам не поможет и вам стоит хорошенько подумать над этим моментом и может быть даже поработать с психологом, возможно вы стоите на пороге знания о себе. =)


^ А вот если ответ «на детей», то тут можно немного пофантазировать. =)


Начнем с того, что любая из вышеперечисленных эмоций это реакция сопротивления на прикосновение к весьма чувствительной раненной поверхности человеческой души.

Сопротивление является проявлением действия ваших личных защитных механизмов личности («Психологические защиты» З. Фрейд), которые стоят на страже сохранности прошлого жизненного опыта.


Если вы почувствовали какой-либо вид сопротивления, то у вас два выхода:

  • Начать психоаналитическую работу со своими болезненными точками;

  • Но, если вы подозреваете, что дело все-таки не в ваших болезненных точках, то возможно это вы напоролись на сопротивление другого человека и тогда свою реакцию можно использовать как индикатор для понимания чувств ребенка.


Ученик Альфреда Адлера доктор Рудольф Дрейкус предложил следующую классификацию форм сопротивления:

1. Борьба за власть;

2. Месть;

3. Привлечение внимания;

4. Демонстрация бессилия.



Иногда одна и та же ситуация с ребенком вызывает у нас различные эмоции. Это происходит потому, что наш аналитический центр чувствует реальную причину его поступка, хотя до сознания дошла лишь эмоция – как реакция на посыл другого человека.


Рассмотрим реальный случай:


Вы предлагаете ребенку почитать, а в ответ получаете закинутую книгу в дальний угол, хорошо, если по ней не потоптались, слезную истерику в подушку и обвинения в том, что вы его не любите. Возможно, вы даже поговорили с ним и попробовали сменить книжку или занятие, и пожалели, и поругались, и уже сами сейчас заплачете, а ничего не помогает.


- Что происходит?

- А что вы чувствуете в этот момент?


Рудольф Дрейкус предлагает использовать свою реакцию для определения сопротивления другого человека. По его мнению:

  • Если вы чувствуете желание подавить ребенка, заставить подчиниться или настоять на своем, то у вас происходит «борьба за власть».

  • Если вы чувствуете обиду или боль и вам хочется наказать ребенка – тип сопротивления «месть».

  • Если вы раздражены - тип сопротивления «привлечение внимания».

  • Если хочется пожалеть, сделать что-то за него – сопротивление «Демонстрация бессилия»


Также Р. Дрейкус предлагает стратегии поведения согласно типу сопротивления.


Мы приведем пример на уже описанном реальном случае про закинутую книжку:


  1. Ребенок истерит, а вы чувствуете желание заставить его слушать вас, (тип сопротивления «Борьба за власть») - постарайтесь поделиться с ним властью. Например, предложите выбор: мы будем читать или попозже почитаем? (Обратите внимание: вы не потакаете ребенку – занятие пройдет все-равно, однако о времени его проведения вы с ним согласовали вместе).

  2. Ребенок истерит, а вы чувствуете обиду и разочарование («Месть») – поговорите с ним. Скажите ему искренно о ваших чувствах, о том, что вам больно и обидно такое видеть и слышать.

  3. Ребенок истерит, а вы чувствуете раздражение («Привлечение внимания») – дайте ему внимание. Может быть, оно будет не в той форме, чем просит ребенок, но он его получает. Возможно, в этот момент вы расскажете ему о нем самом: какой у него чудесный носик и глазки, или о том что будет когда он вырастет…

  4. Ребенок истерит и это вызывает у вас жалость и желание помочь ему («Демонстрация бессилия») - Поощрите или похвалите его за любой, пусть небольшой успех.


Самый действенный способ, по мнению многих психологов и мудрых людей, установить хороший контакт с людьми является ИСКРЕННОСТЬ.

Похожие:

Памятка для начинающего волонтера iconПамятка для начинающего волонтера
...
Памятка для начинающего волонтера iconИнструкция для начинающего волонтера или
Итак, Вы нашли бездомное животное и хотите ему помочь. Приведенные ниже советы призваны помочь начинающим волонтерам в том, чтобы...
Памятка для начинающего волонтера iconИнструкция для начинающего волонтера или
Итак, Вы нашли бездомное животное и хотите ему помочь. Приведенные ниже советы призваны помочь начинающим волонтерам в том, чтобы...
Памятка для начинающего волонтера iconАнкета волонтера международных спортивных мероприятий
Укажите 3 функциональных направления которые являются для Вас наиболее предпочтительными для работы в качестве волонтера
Памятка для начинающего волонтера iconАнкета для волонтера Опрос проводит ниу-вшэ (СПб) для определения «социального портрета» волонтера. Опрос анонимный, но Вы можете оставить свой e-mail для повторного опроса осенью 2012 г
Опрос проводит ниу-вшэ (СПб) для определения «социального портрета» волонтера. Опрос анонимный, но
Памятка для начинающего волонтера iconПамятка начинающего качка xD
Постарайся избегать сладкого до тренировки будешь засыпать в зале, лучше всего скушать сладкое сразу после(минут через 20), особенно...
Памятка для начинающего волонтера iconПамятка волонтеру Работа волонтера заключается в полном сопровождении 1-2 вверенных животных на протяжении работы ярмарки-раздачи «В добрые руки»
Работа волонтера заключается в полном сопровождении 1-2 вверенных животных на протяжении работы ярмарки-раздачи «В добрые руки» (31...
Памятка для начинающего волонтера iconПамятка для каждого!
Состав косметики. Вредные, канцерогенные, токсичные добавки в составе косметики. Памятка для каждого!
Памятка для начинающего волонтера iconПамятка организатора мероприятия
Нгу и могут помочь во многих случаях жизни в деле использования бюрократии для достижения полезных результатов. Памятка может также...
Памятка для начинающего волонтера iconЗаявка волонтера на участие в организации и проведении
Опыт работы (укажите 3 наиболее значимых мероприятия в организации которых вы принимали участие в качестве волонтера за последний...
Памятка для начинающего волонтера iconЗаявка волонтера на участие в организации и проведении
Опыт работы (укажите 3 наиболее значимых мероприятия в организации которых вы принимали участие в качестве волонтера за последний...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы