Понятие и структура психологии. Предмет и задачи психологии профессиональной деятельности icon

Понятие и структура психологии. Предмет и задачи психологии профессиональной деятельности


Скачать 97.75 Kb.
НазваниеПонятие и структура психологии. Предмет и задачи психологии профессиональной деятельности
Размер97.75 Kb.
ТипДокументы

  1. Понятие и структура психологии. Предмет и задачи психологии профессиональной деятельности.



Психология – это наука о психическом отражении действительности в процессе деятельности человека, научное исследование поведения и внутренних процессов, а также практическое применение получаемых знаний.

Психология делится на две большие группы отраслей.

  • общая – понятие и функционирование психических процессов, общие методологические проблемы, проблемы и понятие личности, ее активность и мотивация формирования (теория личности как элемент фундаментальной психологии), проблемы темперамента, характера, способностей человека (дифференциальная псхиология)

  • прикладная – узкое изучение какой-либо сферы и применением психологических знаний к этой сфере деятельности человека.

    • возрастная психология

      • акмеология – психология зрелости, «акме» - пик, вершина. Тот возрастной период, который считается пиковым с точки зрения развития всех возможностей организма и личности человека. Все процессы сформированы, но процессы увядания еще не начались. Ценность – профессионализм, профессиональная самореализация. Именно акмеология разработала психологию профессионализма.

    • трудовая психология

    • медицинская психология

    • социальная психология – изучает вопросы формирования и структуры социальных групп, закономерности действия личности с группой, другими людьми, вопросы психологической совместимости, социально-психологические проявления в больших группах.

    • психология управления

    • юридическая психология

    • психодиагностика

    • психология рекламы

    • военная психология

    • экологическая психология

Психология профессиональной деятельности юриста – это отрасль психологии, изучающая аспекты трудовой деятельности юриста.


  1. Понятие и структура профессиональной деятельности (профессии).


Профессия - специальность, вид трудовой деятельности личности, требующий определенного образования, подготовки и навыков, опыта.

 ^ Структура деятельности предполагает наличие следующих компонентов: субъекта (того, кто её осуществляет); объекта (того, для кого она специально организована, на кого направлена); цели (к чему она стремится, идеальный предполагаемый результат деятельности); функций (какие при этом функции или виды деятельности выполняются); средств (при помощи каких методов и технологий достигается её цель).

Структура профессиональной деятельности.

  1. Заданные цели и представления о результате труда



^ Средство проф. деятельности – это вещественные средства труда и невещественные вспомогательные средства трудовой деятельности при помощи которых человек взаимодействует с предметом своего труда сообразно поставленной цели соизмеряет и преобразует его. Внешние функциональные средства труда. Выразительные средства поведения и речи человека как субъекта проф. деятельности. Внутренние функциональные средства труда – это знания, умения, навыки, определенный стиль мышления, образ «я в профессии», индивидуальный стиль работы, профессиональная самооценка и т.д. Профессиональные служебные обязанности – это основные формы активности работника как обязательные составляющие его профдеятельности.

^ Витальные и санитарно-гигиенические условия труда. Температура. влажность, давление, пыль, шум, вибрации, ультразвуки, инфекции радиации и т.п.

Социальные условия труда – это социальная значимость профессии, социально-психологический климат в коллективе, корпоративная культура, коллективные профессиональные традиции, система норм деловой активности принятых в организации или в какой-либо сфере.


  1. ^ Профессиональная пригодность. Факторы, влияющие на профессиональную деятельность (объективные и субъективные). Профессиональный отбор и профессиональный подбор.

ППригодность – совокупность психологических и психофизиологических особенностей человека необходимых и достаточных для достижения им заданной в данной профессии общественно-приемлемой эффективности труда.

^ Объективные факторы проф. деятельности – это требования, нормы, ограничения, выдвигаемые со стороны профессии к труду субъекта и наличию у него определенных свойств и особенностей (черт характера, знаний).

^ Субъективные факторы ПД – это имеющиеся у конкретного человека задатки и способности, индивидуальные психологические свойства, мотивация, уровень притязаний, самооценка, типы психологической защиты от неудач и ошибок.


^ Профессиональный отбор – система специализированных процедур, изучения и оценки профессиональной пригодности человека к овладению определенной профессией (группой профессий), достижению в ней требуемого уровня мастерства и успешного выполнения профобязанностей в типовых и нестандартных профессиональных ситуациях.

^ Виды профотбора:

  • Медицинский профотбор – медицинские процедуры, которые могут оценить уровень развитости организма человека в целом и его отдельных систем. Профессии, в которых задействованы механизированные средства труда.

  • Физиологический профессиональный отбор учитывает конкретное функциональное состояние человека: степень его усталости и работоспособности, подверженности стрессогенным факторам, способности эффективно функционировать в условиях риска, ночных смен, информационной неопределенности.

  • Психологически отбор – выявление способностей и задатков человека, ценностных ориентаций, профнаправленности, сферы интересов и предпочтений.

  • Педагогический профессиональный отбор направлен на оценку сформированности специальных знаний у работника, развитости его конкретных умений и практических профессиональных навыков.



Профессиональный подбор – это подбор профессиональных сфер, профессий и специальностей конкретному человеку, его индивидуальным психологическим особенностям, с тем, чтобы он мог полноценно реализовать себя и свой потенциал в трудовой деятельности и получить профессиональное удовлетворение. Выбирать профессиональную сферу вне круга способностей – дело гиблое.



  1. Профессиональное самоопределение и профессиональная самоактуализация.



Под профессиональным самоопределением понимают самопознания и объективную оценку лицом собственных индивидуальных особенностей, сопоставление своих профессионально-важных качеств и возможностей с требованиями, необходимыми для овладения конкретной профессией. Это процесс принятия личностью решение о выборе будущей трудовой деятельности (выбор профессии, профессионального учебного заведения, места работы). Педагогическое руководство профессиональным самоопределением предусматривает организацию и осуществление управляющего воздействия на психологическую сферу личности школьника соответствующим арсеналом педагогических средств с целью подготовки ученика к сознательному и самостоятельному выбору профессии. Педагогическое руководство процессом профессионального самоопределения не следует рассматривать как отрицание принципа свободы выбора профессии, поскольку:
- Профессиональное самоопределение никак не ограничивает свободу действий личности;
- Свободный выбор профессии не имеет ничего общего с самовоздействия и стихийностью;
- Свободный выбор профессии должен подчиняться сознательной необходимости согласовывать стремления и намерения личности с потребностями общества;
- Выбор профессии предполагает соотнесение собственных качеств и возможностей с требованиями, предъявляемыми каждая профессия к человеку.
Профессиональное самоопределение заключается в осознании личностью себя как субъекта конкретной профессиональной деятельности и предусматривает:
1) самооценку человеком собственных индивидуально-психологических качеств и сопоставление своих возможностей с психологическими требованиями профессии к специалисту;
2) осознание своей роли в системе социальных отношений и своей ответственности за успешное выполнение деятельности и реализацию своих способностей;
3) саморегуляцию поведения, направленного на достижение поставленной цели.

^ Профессиональная самоактуализация представляет собой процесс личностно-профессионального роста, профессионального самоосуществления и достижения социальной интегрированности через реализацию в труде общественных и личностных смыслов.

  1. Классификация профессиональных деятельностей.



Классификация по содержанию труда наиболее полно разработана Е.А. Климовым. Так, по объекту труда различают профессии:

  • человек — живая природа (агроном, садовод, животновод, биолог, биохимик и т.д.);

  • человек — человек (врач, учитель, юрист и т.д.);

  • человек — знаковая система (чертежник, редактор, программист, бухгалтер и т.д.);

  • человек — техника (шахтер, столяр, строитель и т.д.);

  • человек — художественный образ (артист, писатель и т.д.).

Все названные профессии могут различаться по целям:

  • гностические (эксперт, ревизор и др.);

  • преобразующие (токарь, учитель и др.);

  • изыскательские (биолог-исследователь, композитор и др.).

Профессии могут различаться по средствам их осуществления:

  • профессии ручного труда;

  • профессии машинно-ручного труда;

  • профессии, связанные с применением автоматизированных систем.

Профессии различаются по условиям:

  • профессии, связанные с работой в условиях, близких к комфортным (бухгалтер, программист и др.);

  • профессии, связанные с работой на открытом воздухе в любую погоду (агроном, инспектор ГАИ);

  • профессии, связанные с работой в необычных условиях (водолаз, пожарный и др.);

  • профессии, связанные с работой в условиях повышенной ответственности за жизнь и здоровье людей (учитель, следователь, врач и др.);

  • профессии, связанные с экстремальными ситуациями или повторяющимися монотонными условиями труда.



  1. Понятие профессионализма. Профессионализм личности и профессионализм деятельности. Акмеологические инварианты профессионализма.



Профессионализм – хорошее владение своей профессии. Профессионализм – это определенный уровень мастерства, способность достижения высоких результатов в какой-либо сфере.

^ Профессионализм личности — это особенности его профессиональной мотивации, система его устремлений, ценностных ориентаций, смысла труда для самого человека. «качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокий уровень развития профессионально важных и личностно-деловых качеств, акмеологических инвариантов профессионализма, креативности, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное развитие специалиста

^ Профессионализм деятельности - качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокую профессиональную квалификацию и компетентность, разнообразие эффективных профессиональных навыков и умений, в том числе базирующихся на творческих решениях, владение современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач, что позволяет осуществлять деятельность с высокой стабильной продуктивностью

^ 6 общих параметров профессионализма ( КРИТЕРИИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА это наверное )

Сила личности – без волевых качеств крокодил не ловится. Позволяет осуществлять мыслительные образы в фактических действиях.

^ Развитая антиципация –

Высокий уровень саморегуляции –

Умение принимать решения –

Креативность –

Высокая и адекватная мотивация достижений –

Профессионализм – обязательны эти 6 характеристик. Если выражено что-то из этого списка, человек становится специалистом.


^ Акмеологические инварианты профессионализма – основные качества и умения профессионала обеспечивающие высокую эффективность и надежность выполняемой деятельности практически независимо от ее содержания и специфики.

^ Акмеологические инварианты профессионализма проявляются и во внутренних побудительных причинах, обеспечивающих активное и целенаправленное саморазвитие, реализацию творческого потенциала. Акмеологические инварианты профессионализма бывают: а) общими, то есть независящими от специфике деятельности и присущие всем профессионалам (развитая антиципация, высокий уровень саморегуляции, умение принимать эффективные решения, высокая креативность, сильная адекватная мотивация достижений); б) особенными или специфическими, отражающими содержание и требования профессиональной деятельности (например, высокая коммуникабельность, проницательность, стресс-устойчивость и пр.). Выявление особенных акмеологических инвариантов профессионализма является одной из задач акмеологического анализа. Концепция акмеологических инвариант профессионализма позволяет существенно ускорить процессы личностно-профессионального развития 

  1. Понятие профессионала. Профессиональная самоактуализация личности.

Профессионал – субъект проф. деятельности, обладающий высокими показателями личности и деятельности, самоэффективности, имеющий высокий проф. и социальный статус, постоянно нацеленный на саморазвитие, на личностные и проф. достижения, имеющие социально позитивное значение.

Профессиональная самоактуализация представляет собой процесс личностно-профессионального роста, профессионального самоосуществления и достижения социальной интегрированности через реализацию в труде общественных и личностных смыслов.

"Самоактуализирующейся личности" присущи следующие особенности:

профессиональная увлеченность любимым делом, ориентация на задачу, на дело;

автономность, независимость от социальной среды, самостоятельность суждений;

способность к пониманию других людей, внимание, доброжелательность к людям;

постоянная новизна, свежесть оценок, открытость опыту;

различение цели и средств, зла и добра ("Не всякое средство хорошо для достижения цели");

спонтанность, естественность поведения;

юмор;

саморазвитие, проявление способностей, потенциальных возможностей, самоактуализирующее творчество в работе, любви, жизни;

  1. Профессиональная компетентность

Профессиональная компетентность:

Высшим компонентом личности является профессиональная компетентность. ^ Под профессиональной компетентностью принято понимать интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалистов, отражающую уровень знаний, умений и навыков, опыта, достаточных для осуществления определенного рода деятельности, которая связана с принятием решений.

Основными компонентами профессиональной компетентности являются:

  1. социально-правовая компетентность – знания и умения в области взаимодействия с общественными институтами и людьми, а также владение приемами профессионального общения и поведения;

персональная компетентность – способность к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации, а также реализации себя в профессиональном труде;

  1. специальная компетентность – подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, умение решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности;

  2. аутокомпетентность – адекватное представление о своих социально-профессиональных характеристиках и владение технологиями преодоления профессиональных деструкции;

  3. экстремальная компетентность – способность действовать во внезапно усложнившихся условиях, при авариях, нарушениях технологических процессов.




  1. Психологическая компетентность как часть профессиональной компетентности. Виды психологической компетентности.



Психологическая компетентность в самом общем виде представляет собой структурированную систему знаний о человеке как индивиде, субъекте труда и личности, включенном в индивидуальную или совместную деятельность, осуществляющем профессиональные или иные взаимодействия.

^ Виды:

Различают общую и специальную психологическую компетентность:

Общая социально-психологическая компетентность - готовность и стремление эффективно взаимодействовать с окружающими, понимать себя и других при постоянном видоизменении психических состояний, межличностных отношений и условий социальной среды.

^ Специальная социально-психологическая компетентность - готовность и способность мобилизовать профессионально важные качества, обеспечивающие продуктивность непосредственной трудовой деятельности специалиста.

12) Профессиональная компетентность юриста. Основные виды компетенций юриста в современной модели специалиста.

профессиональная компетентность юриста определяется

как готовность юриста к осуществлению правового регулирования общественных отношений, обеспеченная системой знаний, умений, навыков и личностных свойств.

++++ РАСПЕЧАТКА!!!

Виды: а) Профессионально-правовая компетенция. Б) Коммуникативная компетенция В) Информационная компетентность. Г) Организационная Д) Педагогическая Е) Профессионально-этическая компетентность.



  1. Коммуникативная компетентность в деятельности юриста.

Профессиональная коммуникативная компетентность юриста - это качественная характеристика субъекта профессиональной юридической деятельности, которая определяется как способность к целесообразному, в рамка поставленных профессиональных задач, процессуально регламентированному и не регламентированному взаимодействию, с учетом правовых норм и коммуникативных возможностей партнера, которая предполагает ситуативную адаптивность и свободное владение вербальными и невербальными средствами социального поведения.

Коммуникативная компетентность предполагает следующие качества личности юриста:

- способность устанавливать эмоциональные контакты с различными участниками общения, поддерживать с ним доверительные, в необходимых пределах отношения;

- проницательность, способность понимать внутренний мир собеседника, его психологические особенности, потребности, мотивы поведения, состояние психики;

- доброжелательное, вежливое отношение к людям, умение слушать участника диалога, эмпатийность (способность эмоционально отзываться на переживания собеседника);

- свободное, гибкое владение вербальными и невербальными средствами общения;

- умение в конфликтных ситуациях проводить, адекватную ситуации, стратегию коммуникативного поведения, менять в зависимости от обстоятельств стиль общения;

- способность к сотрудничеству, достижению компромиссов, соглашений, развитый самоконтроль над эмоциями, настроением в экстремальных ситуациях;

- адекватную самооценку;

- чувство юмора.

14) Подсистема профессионализма личности. Профессионально важные качества (ПВК) субъекта труда. Способности личности.

В широком понимании подсистема профессионализмаличности содержит требования к уровню развития различных характеристик и свойств субъекта труда, которые во многом определяют высокую эффективность профессиональной деятельности.

Профессионализм личности достигается во многом в процессе и в результате развития способностей и их обогащения. Здесь речь в основном идет о так называемых сложных и частных способностях как качествах личности, определяющих успешность овладения определенной деятельностью и совершенствование в ней. Было отмечено, что развитие профессионализма личности сопряжено с интенсивным развитием сложных и частных способностей до уровня одаренности. Среди сложных и частных способностей особая роль принадлежит интеллектуальным, которые как бы обладают системным свойством, так как основой всякого развития является прежде всего развитие Интеллектуальное. Развитие способностей может совершаться без каких-либо серьезных ограничений.

^ ПВК субъекта труда:

Профессионализм личности зависит также от уровня развития профессионально важных качеств (ПВК) субъекта труда, то есть таких качеств личности, которые влияют на результативность деятельности. [69] Таковыми часто являются интегральные психические свойства личности: внимание, память, воображение, а также психологические характеристики: эмоциональная теплота, обаяние, устойчивость, терпеливость и др. особое значение придается силе личности и волевым качествам, являющимся необходимым условием для достижения поставленных масштабных целей и внутренним регулятором саморазвития и самосовершенствования.

Иногда в системе профессионально важных качеств выделяют специальную группу так называемых личностно-деловых или личностно-профессиональных качеств. К ним относят главным образом: 1) организованность; 2) ответственность; 3) дисциплинированность; 4) инициативность; 5) внимательность.

Способности — это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регуляторами, обусловливающими возможность их приобретения.

^ Выделяют следующие виды специальных способностей:

учебные и творческие

умственные и специальные

математические

конструктивно-технические

музыкальные

литературные

художественно-изобразительные

физические способности


  1. Профессионально важные (значимые) качества юриста.

Профессионально значимые качества юриста :

Первый фактор - высокий уровень социальной (профессиональной) адаптации.

высокий уровень правосознания;
обязательность, добросовестность, исполнительность, дисциплинированность.

^ Второй фактор - нервно-психическая (эмоциональная) устойчивость личности юриста.

устойчивость к стрессу, высокий уровень самоконтроля над эмоциями и поведением, работоспособность в критических, вызывающих фрустрацию ситуациях; 

^ Третий фактор - высокий уровень интеллектуального развития, познавательная (когнитивная) активность юриста. 

развитый интеллект, широкий кругозор, эрудиция;

гибкое , творческое мышление, умственная работоспособность, умение выделять главное;

^ Четвертый фактор - организаторские способности.

активность, инициативность, находчивость, смелость,

решительность, настойчивость, целеустремленность,


  1. Понятие и социально-психологические особенности юридической профессии.



Юрист — специалист по правоведению, юридическим наукам; человек, получивший юридическое образование.

^ Юр. Профессия – это оф. признанный государством и закрепленный род деятельности, связанный с правовым регулированием общ. отношений, обеспечения соблюдения обществом правовых норм, требующ. необходимых навыков и знаний, приобретаемых путем юр. образования и опыта.

Особенности

- высокий уровень нормативности поведения – нормативность поведения означает, что поведение регламентировано социальными нормами. Большое количество социальных норм. Внешнее выражение деятельности регламентировано. Высокие моральные ожидания у общества. Нравственные требования являются критериями профпригодности.

- нормы профессиональной этики. Промежуточная группа норм между моральными и правовыми.

- корпоративные нормы.

- правовая регламентация профповедения. Присутствует прежде всего в юриспруденции и госслужбе.

- экстремальный характер. – экстремальный характер правоохранительной деятельности, порождает опасность для его сотрудника и его близких. В узком – угроза жизни здоровью сотрудника. Стрессовость снимается планированием. Использовать внутренние механизмы психологического поощрения.

- властные полномочия.

- творческий потенциал => креативность. Юрист должен знать технологии нестандартного мышления.

- самостоятельность, ответственность. В рамках судебного процесса и в рамках выполнения должностных обязанностей юрист функционирует самостоятельно, действует от себя.


  1. Основные понятия профессиографии. Профессиограмма и психограмма.

Понятие "профессиография" включает процесс изучения, психологическую характеристику и проектирование профессии

Профессиограмма – это документ, который содержит описание содержание работы по определенной профессии (функции, задачи, обязанности, операции), описание требований к носителю профессии. Единой формы не существует. Словесное описание, алгоритм, видеофильм.

Психограмма – часть профессиограммы, представляющая собой портер профессии, включающий в себя описание профессионально-важных качеств, характеристик, обеспечивающих выполнение конкретной деятельности.

^ Общая структура профессиограммы

- общие сведения о профессии – понятие, сфера приложения усилий, перспективы развития профессии, примерные описания основных видов деятельности

- процесс труда, описание процесса труда, орудия труда, профессиональные обязанности, рабочее место, рабочая поза

- санитарно-гигиенические условия

- психофизиологические требования к работнику, требования к особенностям мыш, включающий в себяления, восприятия, внимания.

В профессиограмме условия труда описываются гораздо в большем объеме, чем в должностных инструкциях.



  1. Кризисы как фактор развития личности. Типология кризисов развития личности.

Понятие «кризис» (от греч. krisis – решение, поворотный пункт, исход) – переломный момент, тяжелое переходное состояние, обострение, опасное неустойчивое состояние.

^ Типология кризисов развития личности:

Кризисные ситуации и кризисы разнообразны, как сама жизнь человека. В психологической литературе определены основные виды кризисов, которые может испытывать человек:

кризисы развития (возрастные кризисы); (НАМ ОН И НУЖЕН)

кризисы утраты и разлуки;

травматические кризисы

кризисы отношений и состояния души;

кризисы смысла жизни;

морально-этические кризисы.

^ Возрастной кризис – это переходный период между возрастными этапами, который неизбежно переживается ребёнком при переходе от одного возрастного этапа к другому по завершении определенных стадий развития.



  1. Кризисы профессионального становления: понятие, классификация, способы преодоления.



Кризисы профессионального развития можно определить как резкие изменения вектора профессионального развития личности. Непродолжительные по времени, они наиболее ярко проявляются при переходе от одной стадии профессионального становления к другой. Кризисы протекают, как правило, без ярко выраженных изменений профессионального поведения. Однако происходящая перестройка смысловых структур профессионального сознания, переориентация на новые цели, коррекция и ревизия социально-профессиональной позиции подготавливают смену способов выполнения деятельности, ведут к изменению взаимоотношений с окружающими людьми, а в отдельных случаях - к смене профессии.

^ Виды и способы преодоления:

Кризис (Классификация)

Факторы, обусловливающиекризис

Способыпреодолениякризиса

Кризис учебно-профессиональной ориентации (14-15 или 16-17 лет)

Формирование профессиональных намерений и их реализация. Становление "Я-концепции" и ее коррекция. Случайные судьбоносные моменты жизнедеятельности

Выбор профессионального учебного заведения или способа профессиональной подготовки

Кризис профессионального выбора (16-18 лет)

Неудовлетворенность профессиональным образованием и профессиональной подготовкой. Изменение социально-экономических условий жизнедеятельности. Перестройка ведущей деятельности

Активизация профессиональных усилий. Корректировка мотивов труда и "Я-концепции". Увольнение, смена специальности и профессии

Кризис профессиональных экспектаций (18-20 лет)

Трудности профессиональной адаптации. Освоение новой ведущей деятельности. Несовпадение профессиональных ожиданий и реальной действительности

Активизация профессиональных усилий. Корректировка мотивов труда и "Я-концепции". Увольнение, смена специальности и профессии

Кризис профессионального роста (23-25 лет)

Неудовлетворенность воз-можностями занимаемой должности и карьерой. Потребность в дальнейшем повышении квалификации. Создание семьи и ухудшение финансовых возможностей

Повышение квалификации. Карьера. Смена места работы, вида деятельности. Хобби, семья, быт

Кризис профессиональной карьеры (30-33 года)

Стабилизация профессиональной ситуации. Неудовлетворенность собой и своим профессиональным статусом. Ревизия "Я-концепции". Новая доминанта профессиональных ценностей

Переход на новую место или работу. Освоение новой специ-альности и повышение квалификации. Уход в быт, семью, досуговые занятия, социальная изоляция, эротические приключения

Кризис социально-профессиональнойсамоактуализации (40-42 года)

Неудовлетворенность возможностями реализовать себя в сложившейся профессиональной ситуации. Коррекция "Я-концеп-ции". Недовольство собой, своим социально-профессиональным статусом. Психофизиологические изменения и ухудшение состояния здоровья. Профессиональные деформация

Переход на инновационный уровень выполнения деятельности (творчество, изобретательство, новаторство). Сверхнормативная социально-профессиональная дело. Переход на новую место или работу. Смена профессиональной позиции, сексуальные увлечения, создание новой семьи

Кризис утраты профессиональной деятельности (55-- 60 лет)

Уход на пенсию и новая социальная роль. Новый способ жизнедеятельности. Сужение социально-профессионального поля. Сужение финансовых воз-можностей. Психофизиологические изменения и ухудшение состояния здоровья

Социально-психологи-ческая подготовка к новому виду жизнедея-тельности. Организация социально-экономической взаимопомощи пенсионеров. Во-влечение в общественно-полезную деятельность

Кризис социально-профессиональной адекватности (65-70 лет)

Социально-психологическое старение, утрата профессиональной идентификации, неудовлетворенность жизнью

Социально-психологическая активность, освоение новых социально полезных видов дея-тельности



  1. Понятие и структура психики личности. Психические процессы, психические свойства, психические состояния, психические образования.



Психика – это особое свойство высокоорганизованной материи (мозга) субъективно отражать объективную реальность в трех основных формах:

  • психические процессы

  • психические состояния

  • психические свойства.

- психические процессы – элементарные психические явления которые длятся от доли секунд до десятков минут. Процессы включены в какие-то более сложные виды деятельности. За счет процессов происходит восприятие мира.

  • познавательные процессы – ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, речь, внимание.

  • эмоционально-волевые процессы – чувства, воля.

- психические состояния – проявляются в течение нескольких часов, дней, недель, месяцев. Представляют собой достаточно устойчивые психические явления. Четкого перечня нет, они разные. Например устойчивый интерес, творческий подъем, апатия, угнетенность, бодрость, подавленность, рассеянность, раздражительность, увлеченность, кома и т.д.

- психические свойства – присущи личности в течение длительного времени, обычно на протяжении всей жизни.

  • направленность личности – стойкая заинтересованность в чем-то, ориентация на какие-либо ценности

  • темперамент

  • характер

  • способности.

- психические образования – результаты работы психики, проявления развития и саморазвития человека. Приобретенные знания, умения, навыки, привычки и т.д.


21) Типы темперамента. Темперамент и профессиональная деятельность.


Темпера́мент — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности.

Типы:

Холерик

сильный тип темперамента, проявляющийся в общей подвижности и способности отдаваться делу с исключительной страстностью, в бурных эмоциях, резких сменах настроения, неуравновешенности.

Сангвиник

также сильный тип темперамента, характеризующийся подвижностью, высокой психической активностью, разнообразием мимики, отзывчивостью и общительностью, уравновешенностью.

Флегматик

сильный тип темперамента, связанный с медлительностью, инертностью, устойчивостью в стремлениях и настроении, слабым внешним выражением эмоций, низким уровнем психической активности.

Меланхолик

слабый тип темперамента, которому свойственны замедленность движений, сдержанность моторики и речи, низкий уровень психической активности, легкая ранимость, склонность глубоко переживать даже незначительные события, преобладание отрицательных эмоций, сенситивность.



Каждая профессия предъявляет свои требования к работнику. Несоответствие психофизиологических способностей организма во многих случаях определяет неуспешность и даже невозможность овладения ею. Наряду с изучением профессионально важных признаков нужно обращать внимание на индивидуальные особенности человека, на индивидуальный стиль его работы, как один из способов адаптации человека к профессии. Для того чтобы понять индивидуальные особенности, индивидуальный стиль деятельности, нужно проводить сравнительный анализ тех работников, которые выполняют одну и ту же работу, используя при этом различные приемы и действия.

  1. Характер личности: понятие и виды.



Характер отражает общественное воздействие, жизненную направленность личности, т.е. ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы.

^ Соответственно делят характеры на типы:

волевой (активный, целеустремленный, деятельный);

эмоциональный (действующий под влиянием порыва, переживаний);

рассудочный (оценивающий все с точки зрения разумности).



  1. Основы конфликтологии. Понятие, виды и общая характеристика конфликтов. Формы и способы разрешения конфликтов.

Конфликтология — наука о закономерностях зарождения, возникновения, развития, разрешения и завершения конфликтов любого уровня. Конфликтология включает в себя изучение возникновения, развития и функционирования различных конфликтов: от конфликтов в абстрактных системах до конфликтов между социальными группами и отдельными людьми.

Виды:

Выделяют следующие основные типы конфликтов, нарушающих успешное осуществление соответствующей связи:

1) конфликты, представляющие собой реакцию на препятствия достижению основных целей трудовой деятельности (например, трудности выполнения данного делового задания, неправильное решение какой-либо производственной проблемы и т.д.);

2) конфликты, возникающие как реакция на препятствия достижению личных целей работников в рамках их совместной трудовой деятельности (например, конфликт из-за распределения деловых заданий, считающихся "выгодными" или "невыгодными" недовольство предложенным графиком отпусков и т.д.);

3) конфликты, вытекающие из восприятия поведения членов коллектива как несоответствующего принятым социальным нормам совместной трудовой деятельности (например, конфликт вследствие нарушения трудовой дисциплины кем-либо из членов передовой бригады с общим высоким уровнем отношения к труду);

^ Разрешения конфликтов:

Первый - уход от разрешения возникшего противоречия, когда одна из сторон, к которой предъявлено "обвинение", переводит тему разговора в другое русло. При этом "обвиняемый" ссылается на недостаток времени, несвоевременность спора, и "оставляет поле брани".

^ Второй вариант исхода - сглаживание, когда одна из сторон либо оправдывает себя, либо соглашается с претензией, но только в данный момент. Оправдание себя полностью не решает конфликта и даже может усугублять его, так как внутреннее, мысленное противоречие усиливается.

^ Третий тип - компромисс.

Четвертый вариант - неблагоприятный и малопродуктивный исход конфликта, когда никто из участников не принимает во внимание позицию другого.

^ Пятый вариант - самый неблагоприятный - принуждение.



  1. Профессиональная деформация в юридической деятельности.

Профессиональная деформация — когнитивное искажение, психологическая дезориентация личности, формирующаяся из-за постоянного давления внешних и внутренних факторов профессиональной деятельности, и приводящая к формированию специфически-профессионального типа личности.

Профессиональная деформация юристов может проявляться как во внешней среде (взаимодействие не с юристами), так и внутренней (общение с руководителями и сослуживцами), что выражается в неприкрытой недобросовестности при рассмотрении дела; использовании стереотипных подходов к работе и применении однотипных способов общения с клиентами; сознательном нарушении закона; самоуверенности в собственной непогрешимости при решении профессиональных задач, чрезмерном самомнении и завышенной самооценке; крайней подозрительности; произвольном толковании закона и подзаконных нормативных актов; переносе своей служебной роли и профессиональных навыков на внеслужебные отношения; педантичности и излишнем формализме в работе

25) Профессиональный стресс. Характеристика основных видов профессионального стресса.


Психологический стресс на рабочем месте - это реакция человека на трудную, неразрешимую, по его мнению, ситуацию. Производственный стресс отрицательно влияет на производительность труда и трудоспособность человека, мотивация к труду снижается, увеличивается брак на производстве,

^ Информационный стресс – возникает в условиях жесткого лимита времени и усугубляется в условиях высокой ответственности здания. Часто информационный стресс сопровождается неопределённостью ситуации (или недостоверной информацией о ситуации) и быстрой перменой информационных параметров. 

^ Эмоциональный стресс возникает при реальной или предполагаемой опасности (чувство вины за невыполненную работу, отношения с коллегами и др.) Нередко разрушаются глубинные установки и ценности работника, связанные с его профессией. 


^ Коммуникативный стресс связан с реальными проблемами делового общения.



  1. Профессиональный стресс и технологии ресурсосбережения. Саморегуляция в условиях профессионального стресса.

Рассмотрим основные компоненты и технологии управления психическими состояниями — психотехнологии ресурсосбережения.

Технология постановки цели. Сосредоточьтесь на конкретной цели

^ Технология планирования. Разработка эффективного плана требует соблюдения последовательности правил

Технология пошагового продвижения служит достижению запланированного результата

Необходимо запомнить следующие правила саморегуляции в условиях профессионального стресса.

Правило 1. Полезно наблюдать за самим собой.

Правило 2. Необходимо искать способы остановки самого себя. На первой стадии стресса важно "взять перерыв" и усилием воли прервать свои действия

Правило 3. Необходимо стремиться перевести свою энергию в другую форму деятельности, заняться чем-нибудь другим, что даст возможность снять напряжение.

Правило 4. Следует серьезно задуматься над тем, какие моменты в работе помогают снять напряжение.

  1. Профессиограмма профессиональной деятельности юриста

профессиограммы юриста представляет собой комплексное отражение главных сторон данной деятельности, а также качеств реализующихся в процессе ее выполнения. Деятельность каждой юридической специальности в определенной степени состоит из следующих сторон:

1. ^ Социальная деятельность. включает в себя правовую пропаганду, профилактические мероприятия, участие в перевоспитании преступника для его последующего возвращения к социальной норме поведения.

2. Поисковая деятельность состоит в собрании всей исходной информации, которая необходима для решения профессиональных задач.

3. ^ Реконструктивная деятельность является текущим и завершающим этапом анализа всего объема собранной информации по делу и последующего выдвижения на основе ее синтеза, анализа и специальных юридических знаний рабочих версий.

4. ^ Коммуникативная деятельность состоит в получении всей необходимой информации в процессе общения.

5. Организационная деятельность заключается в выполнении волевых действий по проверке и реализации рабочих версий и планов.

6. ^ Удостоверительная деятельность – это приведение всего объема полученной по делу информации в специальную предусмотренную законом форму, такую как: протокол, постановление, приговор и многое другое.



  1. Основные стили мышления, делового общения и поведения в профессиональной деятельности (диагностика и взаимодействие типов).

Профессиональное сознание находится в динамическом соотношении с неосознаваемым, что может проявляться, например, в импульсивных действиях профессионала, во внутренних конфликтах между осознаваемыми профессиональными ценностями и неосознаваемыми установками.

^ Профессиональный тип (склад) мышления, который определяется как преобладающее использование принятых именно в данной профессиональной области приемов решения проблемных задач, способов анализа профессиональных ситуаций, принятия профессиональных решений.

Профессиональное мышление включает в себя:

- процесс обобщенного и опосредованного отражения человеком профессиональной реальности;

- пути получения человеком новых знаний о разных сторонах труда;

- приемы постановки, формулирования и решения профессиональных задач;

- этапы принятия и реализации решений в профессиональной деятельности;

- приемы целеобразования и планообразования в ходе труда, выработка новых стратегий профессиональной деятельности.

Рассмотрим отдельные виды мышления и их возможное включение в профессиональную деятельность:

- теоретическое мышление, направленное на выявление отвлеченных закономерностей, правил, на системный анализ развития данной области труда;

- практическое мышление, прямо включенное в практику человека, связано с целостным видением ситуации в профессиональной деятельности, сопровождается "чутьем" ситуации ("чувство станка", "чувство самолета" и т.д.);

- репродуктивное мышление, воспроизводящее определенные способы, приемы профессиональной деятельности по образцу;

- продуктивное, творческое мышление, в ходе которого ставятся проблемы, выявляются новые стратегии, обеспечивающие эффективность труда, противостояние экстремальным ситуациям;

- наглядно-действенное мышление, при котором решение профессиональных задач происходит с помощью реальных действий в наблюдаемой ситуации;

- наглядно-образное мышление, при котором ситуация и изменения в ней представляются человеку как образ желаемого результата;

- словесно-логическое мышление, где решение профессиональных задач связано с использованием понятий, логических конструкций, знаков;

- интуитивное мышление, которое характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выделенных этапов, минимальной осознанностью.

^ Деловое общение- это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом [15, с. 89]. Деловое общение отличается от общения в широком смысле тем, что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения.

^ Деловое общение может осуществляться в различных стилях. Выделяют три основных стиля делового общения:

- ритуальный стиль, в соответствие с которым главной задачей партнеров является поддержание связи с социумом, подкрепление представления о себе как о члене общества. В ритуальном общении партнер - лишь необходимый атрибут, его индивидуальные особенности несущественны, в отличие от следования роли - социальной, профессиональной, личностной.

- манипулятивный стиль, при котором к партнеру относятся как к средству достижения внешних по отношению к нему целей. Огромное количество профессиональных задач предполагает именно манипулятивный стиль делового общения.

- гуманистический стиль, который направлен на совместное изменение представлений обоих партнеров, предполагает удовлетворение такой человеческой потребности, как потребность в понимании, сочувствии, сопереживании

^ Деловая беседа- передача или обмен информацией и мнениями по определенным вопросам или проблемам. По итогам деловых бесед принятие решений, заключение сделок необязательно. Деловая беседа выполняет ряд функций, в том числе: взаимное общение работников из одной деловой сферы; совместный поиск, выдвижение и оперативная разработка рабочих идей и замыслов; контроль и координирование уже начатых деловых мероприятий; стимулирование деловой активности и т.д.

^ Деловые переговоры - основное средство согласованного принятие решений в процессе общения заинтересованных сторон. Деловые переговоры всегда имеют конкретную цель и направлены на заключение сделок, соглашений и контрактов.

Спор - столкновения мнений, разногласия по какому-либо вопросу, борьба, при которой каждая из сторон отстаивает свою точку зрения. Спор реализуется в форме диспута, полемики, дискуссии и т.д.

^ Деловое совещание - способ открытого коллективного обсуждения проблем группой специалистов.

Публичное выступление - передача одним выступающим информации различного уровня широкой аудитории, с соблюдением правил и принципов построения речи и ораторского искусства.

^ Деловая переписка - обобщенное название различных по содержанию документов, выделяемых в связи с особым способом передачи текста. Деловое письмо - это корреспонденция, направленная

  1. Понятие и виды карьеры.



Карьера – это изменение положения личности в сфере профессиональной деятельности, связанное с изменением его деловых качеств.

Виды карьеры

  1. в зависимости от области:

    1. внутриорганизационные – вся работа связанна с деятельностью внутри одной организации

    2. неорганизационная – меняются 2 и более организаций

  2. в зависимости от наличия специализации:

    1. специализованные -реально на практике ищут узкоспециализированных профессионалов; трудности со сменой работы

    2. неспециализованные – работа на разных должностях без наличия специализации; специалист одной области не знает другие области и их содержание; больше подходит под работу управленца

  3. в зависимости от отношение к процессу управления :

    1. специалист - профессиональный рост работника, все лучше и лучше исполянет основные профессиональные обязанности по данному виду деятельности

    2. управленец

  4. в зависимости от мотивации:

    1. властная – занятие должностей таким образом, что бы каждая последующая должность добавляла властные полномочия

    2. квалификационная – горизнтальное профразвитие, расширяются знания субъекта, объём профессиональных навыков, меняется содержание работы (расширение сфер юр деятельности, в которой он может консультировать)

    3. статусная – последовательное повышение формального статуса работника ( присвоение званий, награждение медалями и орденами)

    4. монетарная реализация за счет улучшения материального положения. Должности меняются в том случае, если предусмотрено повышение заработной платы или льгот.

  5. в зависимости от очевидности:

    1. официальная – все служебные перемещения открыты для посторонних

    2. скрытая – статус работника меняется, но это не афишируется




  1. Принципы управления карьерой юриста. Этапы карьерного роста. Планирование карьеры. Карьерограмма.



Этапы карьерного роста

  1. Предварительный. До 25 лет человек получает первоначальную профессиональную квалификацию. Накапливается базовый карьерный потенциал (карьерный резерв) – образование, навыки. Период выбора жизненного пути и начало процесса самоутверждения. Составление предварительного плана карьерного роста.

  2. ^ Этап становления. 25 – 30 лет. В начале этого этапа формирование квалифицированного специалиста и усвоение основных профессиональных навыков. Личность самоутверждается и достигает независимости. Одна из основных целей – достижение достойного размера заработной платы и оклада. Накопление специализированного карьерного резерва – дополнительное образование, наработка деловых контактов. Производится анализ выполнение плана карьерного роста и вносятся изменения.

  3. ^ Этап продвижения. 30 – 45 лет. Основной возраст, самый работоспособный, рывок по карьерной лестнице за счет накопления карьерного резерва. Человек тратит весь карьерный резерв

В целях планирования карьеры – построение карьерограммы. Карьерограмма – графическое изображение карьеры определенного лица, включающее в себя пройденные этапы, местоположение, занимаемое работником в настоящее время, а также запланированные этапы карьерного роста.

  1. Выбранные направления карьерного роста

  2. Поступательный перечень движения по ним

  3. Горизонт кадрового планирования

  4. Линейка времени

  5. Линейка образовательного уровня



  1. Настоящее местоположение субъекта

  2. Необходимые краткие пояснения

  3. Отметки о пройденных этапах

  4. Варианты перспективных карьерных перемещений.

Похожие:

Понятие и структура психологии. Предмет и задачи психологии профессиональной деятельности iconПонятие и структура психологии. Предмет и задачи психологии профессиональной деятельности
Психология – это наука о психическом отражении действительности в процессе деятельности человека, научное исследование поведения...
Понятие и структура психологии. Предмет и задачи психологии профессиональной деятельности icon1. Предмет, задачи и структура педагогической психологии
Предмет механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человеком в образовательном процессе
Понятие и структура психологии. Предмет и задачи психологии профессиональной деятельности iconВопросы по коррекционной педагогике с основами специальной психологии
Предмет, задачи, основные категории специальной психологии. Отрасли специальной психологии
Понятие и структура психологии. Предмет и задачи психологии профессиональной деятельности iconВопросы к экзамену 7семестр 2012 По педагогической психологии для студентов 4 курса з/о мгэи специальности «психология»
Предмет и задачи педагогической психологии. Место педагогической психологии в системе научного знания
Понятие и структура психологии. Предмет и задачи психологии профессиональной деятельности iconПредмет психологии. Психика,ее структура
Психика человека развивается и проявляется в деятельности, именно поэтому категория "дея-тельность" также включена в предмет психологи-ческой...
Понятие и структура психологии. Предмет и задачи психологии профессиональной деятельности iconВопросы по курсу «Психология и педагогика»
Предмет психологии. Теоретическое и практическое значение психологии в современных условиях. Развитие психологии. Различные подходы...
Понятие и структура психологии. Предмет и задачи психологии профессиональной деятельности iconВопросы к экзамену предмет, цели и задачи дифференциальной психологии. Современное развитие науки. Предпосылки выделения дифференциальной психологии в самостоятельную отрасль науки
Предмет, цели и задачи дифференциальной психологии. Современное развитие науки. Предпосылки выделения дифференциальной психологии...
Понятие и структура психологии. Предмет и задачи психологии профессиональной деятельности iconПредмет и задачи педагогической психологии
Термином "педагогическая психология" обозначаются две разные науки. Одна из них это базовая наука, которая является первой ветвью...
Понятие и структура психологии. Предмет и задачи психологии профессиональной деятельности iconВопросы государственного экзамена по психологии специальность: 050602. 65 «Изобразительное искусство»
Общая характеристика психологии как науки. Основные этапы развития отечественной и зарубежной психологии. Характеристика методов...
Понятие и структура психологии. Предмет и задачи психологии профессиональной деятельности iconФакультет философии и психологии вгу, кафедра педагогики и педагогической психологии
Я – будущий психолог образования – всё о профессии педагогов-психологов, основных направлениях деятельности психологов образования...
Понятие и структура психологии. Предмет и задачи психологии профессиональной деятельности iconЛекция История психологии как наука
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы