Понятие правового регулирования экономических отношений icon

Понятие правового регулирования экономических отношений


Скачать 407.46 Kb.
НазваниеПонятие правового регулирования экономических отношений
страница1/3
Дата публикации19.12.2013
Размер407.46 Kb.
ТипЛекция
  1   2   3

Лекция 1. Основы правового регулирования экономической деятельности.


План:

  1. Понятие правового регулирования экономических отношений.

  2. Методы правового регулирования экономики.

  3. Государственный контроль и государственный надзор в сфере экономики.




  1. Понятие правового регулирования экономических отношений.

Правовое регулирование экономики представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Необходимость проводить правовое регулирование экономики появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала.

В современных условиях правовое регулирование экономики является составной частью процесса производства. Оно решает такие задачи, как стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой, региональной структуре, поддержка экспорта и импорта.

Основной целью регулирования экономики является экономическая и социальная стабильность. От этой цели распространяется ряд частных целей, без осуществления которых генеральная цель не может быть достигнута.


  1. ^ Методы правового регулирования экономики.

Реализация целей правового регулирования экономики на практике обеспечивается с помощью различных методов (экономических приемов, форм и способов целесообразного действия). Опыт исторического развития свидетельствует о том, что спектр, применяемых методов правового регулирования экономики постоянно расширяется. Это обусловлено двумя основными причинами: 1) постоянным ростом масштабов и усложнением структуры экономики как народнохозяйственного комплекса; 2) необходимостью предугадывания и адекватного реагирования на действия множества трудно предсказуемых факторов, оказывающих влияние на развитие национальной экономики. Причем само реагирование на изменение экономической ситуации должно быть по возможности опережающим. В этой связи необходимо решение двух задач:

1) нахождение наиболее удачных и разумных комбинаций применяемых методов воздействия, соответствующих специфики регулируемых сфер национальной экономики;

2) учет возможных негативных последствий в сопряженных сферах экономики.

В зависимости от характера целей будет меняться роль конкретного инструмента в арсенале методов правового регулирования в определенный период времени. При выборе конкретных методов воздействия очень важно знать сущность и специфику каждого метода, структурную соподчиненность различных методов регулирования, непротиворечивость взаимодействия и т.д.

В зависимости от выбранных критериев возможны различные классификации методов регулирования.


^ Методы государственного регулирования


Прямые Косвенные


- Государственное - Налоги

Субсидирование - Штрафы


- Государственное - Преференции

предпринимательство

- Квоты

- Система государственного

управления экономикой - Таможенные пошлины


- Информация


^ Рис. 1.1 Классификация методов правового регулирования экономики.


1. По критерию «степень непосредственного воздействия права на процесс принятия субъектами управленческих решений» различают методы прямого воздействия и методы косвенного воздействия.

Прямые методы правового регулирования оказывают непосредственное воздействие на деятельность хозяйствующих субъектов, они вынуждают их принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства.

Косвенные методы предусматривают использование инструментов и форм воздействия права на частное предпринимательство с точки зрения обеспечения макроэкономических пропорций расширенного воспроизводства. Другими словами, при их применении государство прямо не вмешивается в процесс принятия решений экономическими субъектами. Оно, лишь создает предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты тяготели к тем вариантам, которые соответствуют целям государственной экономической политик.

2) По организационно – институционному критерию принято различать административные и экономические методы государственного регулирования экономики.

^ Административные методы базируются на силе государственной власти. Совокупность административных методов охватывает регулирующие действия, связанные с обеспечением правовой инфраструктуры, и имеет целью создание правовых условий, наиболее благоприятных для частного сектора. Функциями административных методов являются:

- обеспечение стабильной юридической обстановки для деловой жизни;

- защита конкурентной среды;

- гарантирование права собственности и свободы принятия экономических решений.

Административные методы подразделяются на меры запрета, разрешения и принуждения.

^ Экономические методы представляют собой меры государственного воздействия, с помощью которых создаются определенные условия, направляющие развитие рыночных процессов в нужное государству русло. Эти меря регулирования связаны или с созданием дополнительного материального стимула, или с опасностью финансового ущерба.

Из экономических мер наиболее часто используются:

- средства финансовой (бюджетной, фискальной) политики;

- средства денежно-кредитной политики;

- прогнозирование, планирование и программирование экономики;

- воздействие государственного сектора экономики, являющегося самостоятельным комплексным инструментом.

^ Финансовая политика – многоплановое понятие, трактуемое, с одной стороны, как совокупность мер прямого воздействия по реализации бюджетно-налоговых, фискальных целей экономической политики, а с другой стороны, как реализация финансовых мер, составляющих часть государственной экономической политики в целом.

^ Денежно-кредитная политика относится к мерам косвенного воздействия, т.к. она реализуется центральным банком, который обладает относительной независимостью от законодательной и исполнительной власти.


^ 3) Государственный контроль и государственный надзор в сфере экономики.

Непременным условием формирования эффективной системы правового регулирования российской экономики является создание четко функционирующей системы органов, осуществляющих на практике меры государственного регулирования, в которую входят: законодательные и исполнительные органы власти, как на федеральном, так и на региональном уровне.

^ Законодательные органы власти РФ, представленные Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания, обеспечивают правовую базу государственного регулирования, рассматривают и утверждают федеральный бюджет.

^ Исполнительный орган власти – Правительство РФ в лице своих рабочих органов осуществляет всю практическую работу по регулированию и стратегическому планированию всех аспектов жизнедеятельности общества.

В систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

^ Федеральное министерство:

- осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленном актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности;

- самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов правовое регулирование которых осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ;

- в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, правоприменительные функции, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ;

- осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств.

^ Федеральная служба:

- осуществляет функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности. А также осуществляет специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности;

- в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы.

^ Федеральное агентство:

- осуществляет в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору;

- в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты;

- ведет реестры, регистры и кадастры.


Лекция 2. Правовые основы создания и прекращения субъектов предпринимательства.


План:

1) Создание и государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности.

2) Реорганизация юридического лица.

3) Прекращение деятельности субъектов предпринимательской деятельности


^ 1) Создание и государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности.

Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя является первоначальным этапом организации бизнеса физического лица.

Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей – это акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений об индивидуальных предпринимателях (п.2 ст. 1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

С 1 января 2004 г. регистрацией индивидуальных предпринимателей занимаются налоговые органы. В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона № 129-ФЗ государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства. Все сведения о предпринимателях заносятся в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, причем этот реестр отделен от реестра юридических лиц. В случае перемены предпринимателя места жительства регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрационный орган по новому месту жительства индивидуального предпринимателя.

Существует вопрос: если ИП, зарегистрированный по месту своего жительства, осуществляет предпринимательскую деятельность в другом городе, обязан ли он регистрироваться по месту осуществления деятельности? Данная обязанность не предусмотрена действующим законодательством.

В соответствии со ст. 22.1 Закона о регистрации для государственной регистрации физического лица в кач-ве индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляются:

а) заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ;

б) копия документа, подтверждающего гражданство РФ;

в) копия док-та, удостоверяющего личность иностранного гражданина, регистрируемого в кач-ве ИП;

г) копия св-ва о рождении или копия другого документа, подтверждающего дату рождения;

д) справка о прописке с места жительства;

е) нотариально удостоверенное согласие родителей, если в кач-ве регистрируемого несовершеннолетний;

ж) документ об уплате гос. пошлины.

Государственная регистрация осуществляется в срок не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Причем датой представления документов считается день их получения регистрирующим органом. Регистрирующий орган производит государственную регистрацию физического лица в кач-ве индивидуального предпринимателя путем внесения в книгу государственной регистрации записи о регистрации индивидуального предпринимателя и оформляет свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя.

Отказ в гос. регистрации допускается в следующих случаях:

а) непредставление установленных Законом о регистрации необходимых для гос. регистрации документов;

б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;

в) в случае, когда в соответствии с п.4 ст.22.1 Закона о регистрации государственная регистрация физического лица в кач-ве предпринимателя не допускается. А именно, если не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве, либо не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью, или решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в кач-ве ИП, либо не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью.

Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на конкретные нарушения и должно быть принято в срок не позднее чем 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Решение об отказе в гос. Регистрации направляется лицу, указанному в заявлении, с уведомлением о вручении такого решения. Отказ в гос. регистрации может быть обжалован в судебном порядке.

^ Юридические лица образуются либо путем создания вновь, либо в результате реорганизации.

Государство осуществляет контроль за созданием юридических лиц путем их гос. регистрации.

В зависимости от хар-ра участия государственных органов в процессе создания юридических лиц выделяются следующие способы их образования:

- уведомительный (явочный) порядок характеризуется тем, что юридическое лицо считается созданным с момента предоставления его учредительных документов в соответствующий государственный или муниципальный орган (отправление их по почте или даже сообщения о создании юридического лица по телефону). Такой порядок применяется в некоторых зарубежных странах, например в США;

- нормативно -явочный (заявительный) порядок отличается тем, что юридическое лицо считается созданным с момента его регистрации в уполномоченном на то государственном или муниципальном органе. При этом регистрирующий орган проверяет соответствие представленных документов и действий учредителей нормам права, после чего обязан зарегистрировать юридическое лицо, при этом он не вправе отказать в регистрации юридического лица по мотивам нецелесообразности его создания;

- разрешительный порядок предусматривает, что необходимо получить предварительное разрешение на создание юр.лица от уполномоченных органов публичной власти;

- распорядительный порядок заключается в том, что юр.лицо создается на основании распоряжения учредителя. При этом дальнейшей государственной регистрации не требуется.

С 1 июля 2002 г. существует следующий способ регистрации: учредители или уполномоченные ими лица предоставляют в регистрирующий орган необходимые документы. Регистрирующий орган не проверяет соответствие учредительных документов действующему законодательству, а только проверяет наличие всех, необходимых по закону документов. Юр. лицо считается зарегистрированным с момента внесения записи о его регистрации в единый государственный реестр юридических лиц.

В настоящее время государственная регистрация юр. лиц осуществляется в порядке, предусмотренном ГК РФ и ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ.

Согласно ст. 51 ГК РФ и ст. 2 Закона о регистрации, государственная регистрация должна осуществляться федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации». Таким уполномоченным органом является Федеральная налоговая служба.

При создании юр. лица государственная регистрация осуществляется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа. Если исполнительный орган юр. лица меняет свое место нахождения, то регистрирующий орган по прежнему месту нахождения делает в реестре соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения.

Государственная регистрация осуществляется в срок не более пяти дней с момента представления указанных документов и уплаты государственной пошлины.

Согласно ст. 12 Закона о регистрации вновь создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:

- подписанное заявителем заявление о гос. регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ;

- решение о создании юр. лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством РФ;

- учредительные документы юр. лица (подлинники или нотариально заверенные копии);

- документ об уплате гос. пошлины.

Основаниями для отказа в гос. регистрации могут служить:

а) непредставление необходимых для гос. регистрации документов;

б) представление этих документов в ненадлежащий регистрационный орган;

в) в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 20 Закона о регистрации.

Решение об отказе в гос. регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения. Оно может быть обжаловано в судебном порядке.


^ 2) Реорганизация юридического лица.


Реорганизация юридического лица – необходимый элемент института юридического лица. В процессе деятельности юридического лица могут изменяться многие обстоятельства: поменяться состав участников юридического лица, структура, полномочия органов юридического лица и т.д. Такие изменения зачастую неизбежны и влекут за собой определенные правовые последствия не только для юридического лица, но и для других лиц – участников гражданского оборота и государства, поэтому порядок осуществления таких изменений устанавливается законом.

Реорганизация юридического лица может осуществляться в нескольких случаях:

  1. путем слияния, когда два или большее количество юридических лиц объединяются в одно юридическое лицо;

  2. присоединения, когда одно юридическое лицо поглощает другое и само продолжает функционировать;

  3. разделения, когда одно юридическое лицо в результате деления образует несколько новых юридических лиц, а изначально существующее юридическое лицо перестает существовать;

  4. выделения, при котором из юридического лица выделяется еще одно юридическое лицо, причем изначально существовавшее юридическое лицо продолжает существовать; такой вид реорганизации наиболее часто принимается при выделении юридического лица в случае обособления филиала юридического лица;

  5. преобразования, при котором юридическое лицо переходит из одной правовой формы в другую.

Выделяют два вида реорганизации юридического лица: добровольную и принудительную. В силу ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. В случаях, установленных законом, реорганизация юр. лица в форме его разделения или выделения из его состава или нескольких юр. лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

Если учредители (участники) юр. лица, уполномоченный ими орган или орган юр. лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительными документами, не осуществляет реорганизацию юр. лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию этого юридического лица. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Внешний управляющий выступает от имени юр. лица в суде, составляется разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами возникающих в результате реорганизации юридических лиц. Утверждение судом указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц.

В случаях, установленных законом, реорганизация юр.лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.

Юр.лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юр.лиц. при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица. Таким образом, отсутствует временной промежуток для существования юридического лица без имущественной базы, поскольку момент реорганизации приурочен к моменту возникновения (ликвидации) другого юридического лица.

При реорганизации юр. лиц лица, существовавшие в прошлом и начавшие свое существование не давно, находятся между собой в отношениях правопреемства. При слиянии юр. лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом. При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом. При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом. При преобразовании юр.лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизационного юр.лица в соответствии с передаточным актом.

Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизационного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Передаточный акт и разделительный баланс составляются после проведения инвентаризации, поскольку на момент реорганизации юридического лица должны быть получены полные сведения о составе имущества юридического лица и его счетах.

В соответствии с правилами правопреемства к новообразованным юридическим лицам переходят все обязательства юридического лица, в том числе не признаваемые юридическим лицом и не выявленные на момент реорганизации.

Непредставление вместе с учредительными документами, соответственно, передаточного акта или разделительного баланса, а так же отсутствия в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

При реорганизации юр.лица должны быть гарантированы права его кредиторов, поскольку при передачи обязательств от одного юридического лица другому их интересы могут пострадать сильнее всего. Учредители (частники) юридического лица или органа, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица. Поскольку кредитор в данном случае лишен возможности прогнозировать ситуацию в дальнейшем, он наделяется дополнительными правами, например, кредитор реорганизуемого юридического лица вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков. Если разделительный баланс не дает возможности определять правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами.

  1   2   3



Похожие:

Понятие правового регулирования экономических отношений iconПонятие правового регулирования экономических отношений
Необходимость проводить правовое регулирование экономики появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации...
Понятие правового регулирования экономических отношений icon3 Предмет и метод правового регулирования как проявление сущностных свойств права. 5 Понятие и содержание понятия «предмет правового регулирования»
Другая группа общественных отношений отторгает правовое регулирование, либо остается индифферентна к нему. Третья группа общественных...
Понятие правового регулирования экономических отношений iconСущность и система права. Отрасли права
Метод правового регулирования это особый юридический режим, который во многом ориентирован на способы правового регулирования. Принято...
Понятие правового регулирования экономических отношений iconВопросы к экзамену по международному частному праву Понятие и система международного частного права. Место международного частного права в системе правового регулирования международных отношений
Нормативный состав международного частного права. Источники международного частного права
Понятие правового регулирования экономических отношений iconВведение 3 Понятие государственного регулирования рыночной экономики 6
Система методов государственного регулирования разнообразна. Виды выделяемых методов у разных авторов существенно отличаются. Одна...
Понятие правового регулирования экономических отношений iconЗадание к теме 1
...
Понятие правового регулирования экономических отношений iconПротокол №1 от 02. 09. 2010 г
Понятие экологического права как комплексной отрасли российского права. Предмет и методы правового регулирования
Понятие правового регулирования экономических отношений iconПонятие и содержание правового регулирования
Правовое регулирование государственного управления – есть деятельность государства (уполномоченных им органов) по изданию юридических...
Понятие правового регулирования экономических отношений iconКазанский (приволжский) федеральный университет юридический факультет кафедра гражданского и предпринимательского права студенческий научный кружок семейного права
Приглашаем Вас принять участие в IV межвузовском круглом столе студентов и аспирантов на тему «актуальные проблемы правового регулирования...
Понятие правового регулирования экономических отношений iconПонятие и цели наказания
Наказание как мера уголовно-правового характера: понятие, признаки, основания применения
Понятие правового регулирования экономических отношений iconФормы правового регулирования государтсвенного управления, их содержание, классификация

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы