Практикум по сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. Спб: Речь, 2000. 310 с. Isbn 5-9268-0022 издательство руководство по сказкотерапии адресовано психологам, педагогам icon

Практикум по сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. Спб: Речь, 2000. 310 с. Isbn 5-9268-0022 издательство руководство по сказкотерапии адресовано психологам, педагогам


НазваниеПрактикум по сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. Спб: Речь, 2000. 310 с. Isbn 5-9268-0022 издательство руководство по сказкотерапии адресовано психологам, педагогам
страница1/34
Дата публикации20.09.2014
Размер4.58 Mb.
ТипПрактикум
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34

РЕЧЬ Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии / Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева.-СПб:Речь, 2000.-310 с.-ISBN 5-9268-0022-6.


ИЗДАТЕЛЬСТВО


Руководство по сказкотерапии адресовано психологам, педагогам,

психотерапевтам, врачам, филологам, родителям и всем тем, кто чувст-

вует близость к сказочному жанру. В популярной форме рассказыва-

ется о том, какие виды сказок существуют, каким образом их можно

использовать в процессе психологической, педагогической и воспита-

тельной работы; обсуждаются приемы создания специализированных

сказок, помогающих обучению, снимающих неадекватные эмоциональ-

ные проявления, коррегирующих поведение и способствующих тера-

пии в острых стрессовых ситуациях. Издание носит хрестоматийный

характер: приводятся сказки для практической работы с комментари-

ями и рекомендациями по использованию.


Наверное, нет человека, который бы не любил сказки. Те из

нас, кто незаинтересован классическими вариантами сказочных

историй, смотрят боевики, фильмы ужасов, читают детективы,

любовные романы и фэнтези. Но что это, если не современные

сказки?


Людям свойственно обмениваться историями. Для того чтобы

их рассказать и послушать, мы собираемся за праздничным сто-

лом, смотрим шоу по телевизору.


Обмен историями, как и обмен жизненным опытом, естест-

венная форма взаимодействия между людьми. Поэтому мы счита-

ем сказкотерапию - естественной формой общения и передачи

опыта, органичной системой воспитания новых поколений.


На семинарах по сказкотерапии мы исследуем сказочные об-

разы, стараемся раскрыть секреты сказкосложения. И часто, в

первый день занятий, приходится слышать просьбу участников:


<Дайте нам сказки для работы!> Обычно мы отвечаем: <Самые

лучшие сказки вы напишите и подберете сами>. <Но дайте нам,

хотя бы ориентиры!> - просят участники семинара. В ответ на

эту просьбу Вы держите в руках наше руководство. Эта книга

будет полезна и тем, кто предпочитает работать с готовым мате-

риалом, и тем, кто любит писать сказки сам.


Итак, нам предстоит увлекательное путешествие по разнооб-

разным сказкам. Что-то может вызвать у Вас улыбку, что-то под-

толкнет к размышлениям, а что-то побудит к творчеству.


Многие из приведенных здесь сказок написаны людьми, ко-

торые никогда раньше этого не делали, и тем не менее, на одном

дыхании создали неповторимую сказочную историю. Быть может

и Вы, уважаемый читатель, вдохновитесь этим опытом и довери-

те бумаге сказку Вашей Души?..


Практикум по сказкотерапии


Вы узнаете как работать с художественными сказками; как

самостоятельно создавать истории, помогающие детям учиться и

гармонично изменять поведение; как использовать сказки в ра-

боте с такими ситуациями, в которых, на первый взгляд, психо-

лог бессилен... Но, самое главное, Сказка, живущая внутри Вас,

развернет перед Вами сокровища Вашей души.


ГЛАВА 1


^ ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ

РАБОТЫ СО СКАЗКАМИ


СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА,

ОРГАНИЧНАЯ ВНУТРЕННЕЙ ПРИРОДЕ ЧЕЛОВЕКА


В последнее время термин <сказкотерапия> все чаще посе-

щает специальные и популярные издания. Правда, есть еще и

<сказкокоррекция>(термин, который по каким-то причинам лю-

бят употреблять педагоги), но неизвестно есть ли между этими

терминами принципиальная разница. <Сказкотерапия>, пожалуй

звучит красивее.


Вспоминается один случай. В банке мы были остановлены во-

оруженными охранниками. Они внимательно рассмотрели наши

документы и вдруг удивленно спросили: <Из какого вы института?..

сказкотерапии? А что это такое?> Я приготовилась объяснять, на-

брала побольше воздуху в легкие, но охранники не дожидаясь отве-

та, попросили: <А нас полечите, пожалуйста, сказками>.


Да, наверное, в нашем урбанизированном мире, насыщенном

информацией и стрессами, Душа просит Сказки...


Душа просит сказки или того особого состояния, которое одни

называют Счастьем, другие - ожиданием Чуда, третьи - Ощу-

щением детства, четвертые - ...


Так что же такое сказкотерапия? Первое, что приходит в

голову - лечение сказками. Знание испокон веков передавалось

через притчи, истории, сказки, легенды, мифы. Причем же здесь

лечение? Знания умножают печали или все же лечат Душу? На

этот вопрос, наверное, есть и будет много ответов. Знание сокро-

венное, глубинное, не только о себе, но и об окружающем мире,

безусловно, лечит. И именно сегодня, в конце тысячелетия к

нему интуитивно тянутся люди. Перечитывают и интерпретируют

Библию, ищут скрытый смысл в сказках, легендах и мифах, мо-


жет быть еще и для того, чтобы заново открыть то, что в глубине

души давно известно?.. Поэтому, когда мы говорим о том, что

сказкотерапия - это лечение сказками, мы имеем в виду совме-

стное с клиентом открытие тех знаний, которые живут в душе

и являются в данный момент психотерапевтическими.


Некоторые думают, что сказкотерапия - это <детский> ме-

тод. И да, и нет. <Детский> в том смысле, что он адресован

живому творческому созидательному открытому <детскому нача-

лу> в человеке - да. <Детский> в том смысле, что он ограничен

по возрасту - нет. <Да вы назвали бы свой метод байкотерапи-

ей, - язвительно заметил нам, не разобравшись в сути, предсе-

датель правления одного крупного латвийского вуза. - Сказки

ведь только для детей!> Позвольте, так что же такое сказки?

Если - плод воображения, то чем не сказки современные детек-

тивы, триллеры, фэнтези, любовные и приключенческие рома-

ны? Но их читают взрослые! Если древнее знание, зашифрован-

ное в привлекательных образах и интригующих ситуациях, то

разве это информация только для детей? Мы полагаем, что сказ-

ка - это <слоёный пирог>. В каждом слое свой смысл. Когда мы

читаем сказку, следим за увлекательным сюжетом, наше бессоз-

нательное уже <обнюхивает> <слоёный пирог смыслов> и выби-

рает самый <вкусный> для себя. То есть тот <слой>, тот смысл,

который наиболее созвучен мироощущению на данный момент,

тот, который может дать ответ на внутренний вопрос. В этом

секрет <вечной молодости> сказок - в любом возрасте в них

можно открыть нечто сокровенное и волнующее.


Поэтому сказкотерапия - это процесс поиска смысла, рас-

шифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.


Процесс расшифровки знаний... Действительно, когда начи-

наешь рассматривать сказку с различных точек, на разных уров-

нях, оказывается, что сказочные истории содержат информацию

о динамике жизненных процессов. В сказках можно найти пол-

ный перечень человеческих проблем и образные способы их ре-

шения. Слушая сказки в детстве, человек накапливает в бессозна-

тельном некий символический <банк жизненных ситуаций>. Этот

<банк> может быть активизирован в случае необходимости, а не

будет ситуации - так и останется в пассиве. В процессе психо-

логического консультирования мы обращаемся как к жизненно-

му опыту пациента, так и к его сказочному <банку жизненных

ситуаций>. Часто это позволяет найти нужное решение.


Глава 1. Общие закономерности работы со сказками


Сказка может дать символическое предупреждение о том, как

будет разворачиваться ситуация. Но всегда ли у нас есть уши, чтобы

его услышать? Как правило, смысл событий понятен лишь задним

числом и то <продвинутым> взрослым. Поэтому сказкотерапия для

детей связана, прежде всего, с осознанием смысла сказочных собы-

тий и их взаимосвязи с ситуациями реальной жизни. Если ребенок с

раннего возраста начнет осознавать <сказочные уроки>, отвечать на

вопрос: <Чему же нас с тобой учит сказка?>, соотносить ответы со

своим поведением, то он станет активным пользователем своего

<банка жизненных ситуаций>. И хочется верить, будет более муд-

рым и созидательным. Кстати, это ответ тем, кто критиковал нас

за то, что мы <уводим> детей от реальности в сказки. Наоборот,

сказкотерапия - это процесс образования связи между сказоч-

ными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс

переноса сказочных смыслов в реальность.


Например. Мы с ребятами читаем и анализируем сказку Р.Кип-

линга про Кита. Фабула ее такова. В океане жил-был Кит и у

него была большая глотка. И без разбора он съедал всякую раз-

ную рыбу, открывая каждый раз свою большую пасть. Он ел и

селедку, и селедкину тетку, и белугу, и севрюгу, каждый раз

делая AM, AM, AM. Наконец, настал момент, когда он съел всю

рыбу. И некоторое время голодал. Однако, оказалось, что еще

осталась в живых маленькая колючая Рыбка. Она плавала рядом

с ухом Кита. Она ему и сказала: <Послушай, а ты ел когда-

нибудь человека?> Кит не знал кто это, поэтому попросил приве-

сти к нему парочку. Но Рыбка объяснила ему, что человек боль-

шой, и достаточно съесть одного, чтобы долго оставаться сытым.

Она взялась показать Киту место кораблекрушения. Тем време-

нем потерпевший кораблекрушение Моряк сидел на плоту, све-

сив ноги в воду и покуривая трубку. Кит, как всегда, не думая,

проглотил Моряка вместе с плотом, трубкой и подтяжками. Мо-

ряк в брюхе у Кита начал плясать, чем вызвал у последнего страш-

ную икоту. Кит спросил совета у Рыбки, как избавиться от ико-

ты. И получил ответ - выпустить Моряка. <Но тогда я останусь

голодным!> -возмутился Кит. <Ты выбирай, что лучше - икать

или быть голодным>, - ответила Рыбка. Кит выбрал последнее

и открыл пасть. Но Моряк отказался выходить. Только если Кит

отвезет его к берегам Англии, Моряк оставит беднягу в покое. У

Кита не было выбора и он отвез Моряка в Англию. А Моряк

расщепил плот, связал щепки подтяжками - получилась решет-


Практикум по сказкотерапии


ка. Выходя из брюха Кита, Моряк засунул решетку в глотку

Киту. С тех пор Кит может есть только мелкую пищу. А Рыбка,

подумав, что Кит на нее обидится, уплыла глубоко на дно и

зарылась в ил... Вот такая поучительная история.


Обычно мы начинаем обсуждение с ответов на вопрос: <О

чем эта сказка?> Далее вспоминаем, что в сказках всегда зашиф-

ровано много важной для нас информации и начинаем игру <Ска-

зочные уроки>. Суть ее в следующем. На примере героев сказка

хочет нас научить чему-то важному и мы должны догадаться -

чему именно. Возьмем, к примеру, Кита. Кстати, как вы считае-

те, хорошо ли для него закончилась история? Многие дети (и

даже взрослые) говорят, что Моряк плохо обошелся с Китом:


разве это по-человечески вставлять в глотку решетку? <Скажите

пожалуйста, - спрашиваем мы ребят, - что было бы с Китом,

если бы Моряк не вставил ему в глотку решетку?> <Ел бы, как и

раньше, рыбу>, - отвечают они. <Но в сказке сказано, что он

съел всю рыбу, ведь именно поэтому ему и пришлось "попробо-

вать человека">. Ребята задумываются и отвечают: <тогда Кит

умер бы с голоду>. <То есть получается, что если бы Моряк не

вставил Киту решетку в глотку, бедняга Кит умер бы с голоду, -

задумчиво повторяем мы. - Странно, как же так, на первый

взгляд неприятное событие, оказалось жизненно важным для Кита?

Чему же нас сказка хотела научить?>


Самое важное для нас - создать ситуацию, в которой ребе-

нок может задуматься над смыслом и неоднозначностью ситуа-

ции. В этот момент ребенок познает философию жизни: нет од-

нозначных событий, даже внешне неприятная ситуация может

через некоторое время обернуться благом. Некоторые, читая сейчас

эти строки, могут сказать, а не рано ли ребенку задумываться над

такими вещами, понимает ли он это? Может быть и не понимает,

поэтому нам важно объяснить детям в каких конкретных жиз-

ненных ситуациях они могут использовать этот сказочный урок.

<Ребята, наверное, в вашей жизни были случаи, когда вы чувст-

вовали, что вас обидели; вы, может быть, злились на обидчика,

придумывали, как бы ему отплатить. Вспомнили такие ситуа-

ции? А теперь давайте попробуем воспользоваться нашим ска-

зочным уроком: обиженный Моряком Кит получил новую для

себя возможность добывать пищу. Подумайте, а какую возмож-

ность получили вы от своего обидчика. Ответить на этот вопрос

не просто, особенно, если было очень больно. Но сказка нас


10


^ Глава 1. Общие закономерности работы со сказками


учит, что не бывает событий только плохих. Некоторые обидчи-

ки помогают нам задуматься над тем, что у нас не получается,

что мы не умеем или делаем плохо, или не с тем дружим, или...>


Так сказочный урок пришел в реальную жизнь и направил ре-

бенка по пути к осознанию происходящих с ним событий. <Инте-

ресно, а зачем Моряк сделал и вставил эту решетку, ведь он и так

оказался дома?> Если мы не поговорили с детьми о последствиях

для Кита этого действия Моряка, то многие дети могут ответить, что

Моряк вставил решетку в глотку Киту, чтобы его наказать. В нашей

ситуации выходит, что за наказанием скрывается забота.


Теперь мы можем вспоминать, были ли в нашей жизни ситу-

ации, когда за наказанием скрывалась забота. Так постепенно,

мы выйдем на объяснение тех действий родителей, которые не-

понятны или обижают ребенка. И он получит возможность не-

просто проговорить свою обиду или гнев, но и осмыслить ситуа-

цию по-новому, используя сказочные уроки. С другой стороны,

Моряк совершил анализируемое нами действие, потому что ду-

мал о будущем. В будущем он мог снова отправиться в море и

встретиться с Китом-людоедом. Это, естественно, не входило в

его планы. Кроме того. Моряк был заинтересован в разведении

рыбы, а это было бы затруднительно при наличии Кита-рыбоеда.

И, наконец, он думал и о будущем Кита. <Ребята, а как мы с

вами назвали бы человека, который думает о последствиях своих

поступков?> Умный, хороший, мудрый - обычно говорят дети.

А мы можем ввести новое понятие - <ДАЛЬНОВИДНЫЙ>.

Это тот, кто видит не только то, что рядом, но и то, что в дали.

<Теперь ребята давайте вспомним ситуации, когда вы были даль-

новидными, а когда были дальновидными родители, педагоги>.

Это непростое задание и для взрослого, но оно очень важно для

формирования Я-концепции ребенка. <Если есть дальновидный

человек, значит, есть и НЕДАЛЬНОВИДНЫЙ. Кто у нас из

героев сказки был недальновидным и когда?.. К чему это приве-

ло?> Наверное, наша основная задача - поставить вопрос так,

чтобы он подталкивал к размышлению, а не просто был тестом на

запоминание. В дальнейшем, если мы заметим негативные прояв-

ления поведения у ребенка, то всегда сможем обратиться к сказоч-

ным героям: <Помнишь Кита (Рыбку и пр.) из нашей истории?

Ты не находишь ничего общего между тем, что происходит сейчас

и тем, о чем нас предупреждала и учила сказка?.. Подумай, пожа-

луйста>. Конечно, это далеко не все смыслы истории про Кита,


11


Практикум по сказкотерапии


Моряка и Рыбку. Это лишь один пример того, как <работает>

принцип осознания взаимосвязи смысла сказочной ситуации и ре-

альной жизни. Хочется верить, что многие родители, педагога и

психологи не просто читают своим детям сказки, но и совместно

размышляют над ними. Ведь <человек не осознающий> часто ста-

новится шрушкой в руках обстоятельств... Итак, сказкотерапия-

это еще и процесс объективизации проблемных ситуаций.


Объективизация проблемных ситуаций... Что стоит за этим, на

первый взгляд, сложным словосочетанием? Что происходит внутри

человека? И все ли можно <объективизировать>? Наверное, доро-

гое коллеги, в Вашей практике было немало случаев, когда к Вам

обращались с острой душевной болью. Как объективизировать по-

терю близкого, свалившиеся <непонятно откуда> напасти. Таких

вопросов в условиях нашей жизни становится больше и больше.

Однако анализа раннего детского опыта оказывается явно недоста-

точно, когда человек навязчиво задает себе и Вам вопрос - за что?


Обратимся к волшебным сказкам. Почему именно на главного

героя <сыпется> так много испытаний? А что происходит в ре-

зультате всех приключений и злоключений? Как правило, пациен-

ты отвечают на этот вопрос: <Он становится крепче>. <А он хотел

стать крепче? Ведь он просто действовал по ситуации!> - можете

сказать Вы. <Так жизнь сложилась>, - может ответить пациент.

В этом высказывании уже содержится ключ к принятию травмати-

ческой ситуации, и этот ключ пациент подсказал себе сам. Вот

удивительный сказкотерапевтический парадокс! Человек, обратив-

шийся к психологу за помощью, на первый взгляд, находится в

более слабой позиции. Однако, сказка учит, что испытания даются

только сильнейшему. Тому, кто может их выдержать, осознать,

использовать во благо. Испытание дается по силам. Так кто же

здесь слаб? Понимание этой простой истины часто производит

психотерапевтический эффект: <израненный> человек вдруг осо-

знаёт у себя внутри источник силы. Еще неизвестно, что и как

делать, но уже ясно - Я МОГУ. И в этом случае, сказкотера-

пия - процесс активизации ресурсов, потенциала личности.


Для многих сказки связаны с волшебством. А что такое вол-

шебство? Этот вопрос задавал себе и Парацельс. Волшебный

мир, согласно Парацельсу, это невидимый духовный аналог ви-

димой Природы, населенный сонмами любопытных существ, на-

зываемых природными духами. Парацельс разделил их на четыре

группы в соответствии со стихиями, которыми они порождены и


12


^ Глава 1. Общие закономерности работы со сказками


в которых они обитают. Духи земли - гномы, духи воды - унди-

ны, духи огня - саламандры, духи воздуха - сильфы. Парацельс

учил, что духи на самом деле являются живыми созданиями, по

форме напоминающие человеческие существа. Людям сложно по-

знать волшебный мир природных духов в силу недоразвитости

наших чувств, неспособных проникнуть за пределы грубых эле-

ментов. За этими размышлениями стоит идея одухотворенности

окружающего мира. Многие люди отмечают, что именно на при-

роде их охватывает чувство волшебного и они ощущают себя сча-

стливыми. Не об общении ли с природными духами идет здесь

речь?.. Так, или иначе, идея Живой Природы дает нам богатый

инструментарий для развития личности. Если мы расскажем ре-.

бенку об удивительных маленьких невидимых существах, живу-

щих в каждом деревце, кусте, цветке, травинке, разве будет жела-

ние бездумно ломать ветки и рвать цветы? С другой стороны, мир

растений (относящийся к духам земли) создан для любящего че-

ловека. Растения с удовольствием отдают ему свои плоды, а неви-

димые духи могут перейти в другое растение. Если ребенок будет

знать, что в каждом ручейке, озере, реке живет своя ундина, захо-

чется ему загрязнять воду? Ведь в 1рязной воде не могут жить духи

и она станет мертвой. Если ребенок будет знать, что даже в

маленьком огоньке живет саламандра, захочется ему играть со

спичками, бездумно разбрасывая испуганных саламандр по дому?

Если ребенок будет знать, что в воздухе живут маленькие силь-

фы и сильфиды, приносящие хорошие сны и улыбки, неужели

он станет в будущем загрязнять воздух удушливыми газами?


В этом аспекте сказкотерапия - процесс экологического

образования и воспитания ребенка.


Но волшебство связано не только с обитателями волшебного

мира. Оно связано с творчеством, созиданием, верой в добрые

силы и новыми возможностями. Однако, надо помнить, что вол-

шебство часто невидимо глазом, но ощутимо сердцем...


Маленькая девочка получила в подарок волшебный платок,

который может превращать ее в кого она пожелает. Она тут же

хочет превратиться в лошадь. <Это прекрасно, что ты хочешь пре-

вратиться в лошадь, но ты помнишь о том, что если после превра-

щения посмотришься в зеркало, ты увидишь там не лошадь, а себя?>

<Почему?> - разочарованно тянет ребенок. <Представь, если в виде

лошади ты войдешь в кухню, что будет с бабушкой?> <Она в обмо-


13


Практикум по сказкотерапии


рок упадет>. <Теперь ты понимаешь, почему волшебство невиди-

мо?.. Конечно, чтобы не пугать близких тебе людей. Но внутри

себя, превратившись в лошадь, ты приобретешь ее силу, красоту,

выносливость. А как тебе в жизни пригодятся эти качества?>


Итак, волшебство - это еще и превращение. В сказке -

реальное, а в жизни внешне не всем заметное. Волшебство про-

исходит внутри нас, постепенно улучшая окружающий мир. В

этом смысле сказкотерапия - процесс улучшения внутренней

природы и мира вокруг.


Конечно, сказкотерапия - это еще и терапия средой, осо-

бой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потен-

циальные части личности, нечто нереализованное, может ма-

териализоваться мечта; а главное, в ней появляется чувство

защищенности и аромат Тайны...


Сказкотерагшей люди занимались всегда. Правда, называли

это иначе. Сегодня мы выделяем четыре этапа в развитии сказко-

терапии. Примечательно, что ни один из выделяемых нами эта-

пов не заканчивался, уступая место новому. Поэтому каждый этап

ознаменовывал начало определенного процесса.


Первый этап сказкотерапии - устное народное творчество.

Его начало затеряно в глубине веков, но процесс устного (а позд-

нее и письменного) творчества продолжается по сей день.


Второй этап сказкотерапии - собирание и исследование ска-

зок и мифов. Исследование мифов и сказок в психологическом,

глубинном аспекте связано с именами К.-Г. Юнга, М.-Л. фон Франц,

Б. Беттельхейма, В. Проппа и других. Приятно отметить, что и

терминология психоанализа основана на мифах... Процесс позна-

ния скрытого смысла сказок и мифов продолжается по сей день.


Третий этап - психотехнический. Наверное, нет ни одной пе-

дагогической, психологической и психотерапевтической техноло-

гии, в которой бы ни использовался прием <Сочини сказку>. Совре-

менные практические подходы применяют сказку как технику, как

повод для психодиагностики, коррекции и развития личности.


Четвертый этап - интегративный. Этот этап связан с фор-

мированием концепции Комплексной сказкотерапии, с духов-

ным подходом к сказкам, с пониманием сказкотерапии как при-

родосообразной, органичной человеческому восприятию вос-

питательной системы, проверенной многими поколениями на-

ших предков.


14


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34



Похожие:

Практикум по сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. Спб: Речь, 2000. 310 с. Isbn 5-9268-0022 издательство руководство по сказкотерапии адресовано психологам, педагогам iconПрактикум по сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. Спб: Речь, 2000. 310 с. Isbn 5-9268-0022 издательство руководство по сказкотерапии адресовано психологам, педагогам
Охватывает чувство волшебного и они ощущают себя сча
Практикум по сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. Спб: Речь, 2000. 310 с. Isbn 5-9268-0022 издательство руководство по сказкотерапии адресовано психологам, педагогам iconИгровая терапия
Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко. Игры в сказкотерапии. — Спб., Речь, 2006. 208 с
Практикум по сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. Спб: Речь, 2000. 310 с. Isbn 5-9268-0022 издательство руководство по сказкотерапии адресовано психологам, педагогам iconМастерская по сказкотерапии Уважаемые коллеги!
Приглашаем Вас принять участие в мастерской по методу комплексной сказкотерапии (автор Зинкевич-Евстигнеева Т. Д.), где специалисты,...
Практикум по сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. Спб: Речь, 2000. 310 с. Isbn 5-9268-0022 издательство руководство по сказкотерапии адресовано психологам, педагогам iconКнига будет полезна не только психологам, работающим в области клини­ческой и возрастной психологии, но и родителям, педагогам-дефектологам со­циальным работникам и другим специалистам
Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. Спб.: Речь, 2006. 400 с. Isbn 5-9268-0166-4
Практикум по сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. Спб: Речь, 2000. 310 с. Isbn 5-9268-0022 издательство руководство по сказкотерапии адресовано психологам, педагогам iconЗинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии
Рецензент: к мед н., доцент И. В. Добряков (факультет психологии Санкт-Петербургского государственного университета, Институт специальной...
Практикум по сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. Спб: Речь, 2000. 310 с. Isbn 5-9268-0022 издательство руководство по сказкотерапии адресовано психологам, педагогам iconТатьяна зинкевич-евстигнеева предмет сказкотерапии
Испокон веку знания о мире передавались из уст в уста или переписывались. Сегодня под сказкотерапией мы понимаем способы передачи...
Практикум по сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. Спб: Речь, 2000. 310 с. Isbn 5-9268-0022 издательство руководство по сказкотерапии адресовано психологам, педагогам iconОтношения
С. В. Петрушин, 2005 © Издательство «Речь», 2006 isbn 5-9268-0334-9 © П. В. Борозенец, оформление, 2006
Практикум по сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. Спб: Речь, 2000. 310 с. Isbn 5-9268-0022 издательство руководство по сказкотерапии адресовано психологам, педагогам iconПрактикум по песочной игротерапии Санкт-Петербург 1999 Грабенко Т., Зинкевич-Евстигнеева Т
Книгу «Чудеса на песке» авторы адресуют родителям, педагогам и пси­хологам, заинтересованным в комплексном развитии личности ребен­ка...
Практикум по сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. Спб: Речь, 2000. 310 с. Isbn 5-9268-0022 издательство руководство по сказкотерапии адресовано психологам, педагогам iconБбк 88. 4 © А. И. Копытин, составление и редакция, 2002 © Издательство «Речь», 2002 © П. В. Борозенец, обложка, 2002 isbn 5-9268-0151-6 оглавление
Сборник будет интересен для психологов, психотерапевтов, всех, кто инте­ресуется творчеством и творческим самовыражением
Практикум по сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. Спб: Речь, 2000. 310 с. Isbn 5-9268-0022 издательство руководство по сказкотерапии адресовано психологам, педагогам iconВедущая – Светлана Фролова (Санкт-Петербург)
М. А. Шолохова, Институт Сказкотерапии Т. Д. Зинкевич-Евстегнеевой. Многолетний опыт работы с детьми и родителями: в детском саду,...
Практикум по сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. Спб: Речь, 2000. 310 с. Isbn 5-9268-0022 издательство руководство по сказкотерапии адресовано психологам, педагогам iconВедущая – Светлана Фролова (Санкт-Петербург)
М. А. Шолохова, Институт Сказкотерапии Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой. Многолетний опыт работы с детьми и родителями: в детском саду,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы