Практикум по социальной психологии / Э. Пайнс, К. Маслач. Спб. Питер, 2000. 528 с icon

Практикум по социальной психологии / Э. Пайнс, К. Маслач. Спб. Питер, 2000. 528 с


Скачать 287.41 Kb.
НазваниеПрактикум по социальной психологии / Э. Пайнс, К. Маслач. Спб. Питер, 2000. 528 с
Дата публикации14.05.2013
Размер287.41 Kb.
ТипПрактикум

Семінарське заняття № 2

Тема: Спілкування як обмін інформацією

(комунікативна сторона спілкування). Спілкування як взаємодія (інтерактивний аспект спілкування)

План

  1. Соціально-психологічна специфіка спілкування.

  2. Специфіка людської комунікації.

  3. Основні характеристики спілкування. Структура спілкування.

  4. Специфіка обміну інформацією між людьми. Сутність міжособистісної комунікації.

  5. Засоби комунікації.

  6. Психологічні особливості вербальної та невербальної комунікації.

  7. Особливості взаємодії в соціальній психології.

  8. Форми поведінки особистості у міжособистісній взаємодії.

  9. Взаємодія і міжособистісний вплив.


Семінарське заняття № 3

Тема: Спілкування як сприйняття людьми одне одного

(перцептивна сторона спілкування)

План

  1. Поняття соціальної перцепції.

  2. Механізми міжособистісного сприйняття.

  3. Ефекти міжособистісного сприйняття.

  4. Точність міжособистісної перцепції.

  5. Особливості міжособистісної атракції.



Список рекомендованих джерел

  1. Андреева Г. М. Социальная психология / Г.М. Андреева – 5-е изд. – М. : Аспект Пресс, 2004. – 365 с.

  2. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс – 7-е изд. – СПб. : Питер, 2007. – 794 с.

  3. Москаленко В. В. Соціальна психологія : підручник / В.В. Москаленко – К. : Центр навчальної літератури, 2005. – 624 с.

  4. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии / Э. Пайнс, К. Маслач. – СПб. : Питер, 2000. – 528 с.

  5. Социальная психология: Практикум : учеб. пособие для студентов вузов / Г. М. Андреева, Е. А. Аксенова, Т. Ю. Базаров и др.; под ред. Т. В. Фоломеевой. – М. : Аспект Пресс, 2006. – 480 с.

  6. Современная зарубежная социальная психология. Тексты / под ред. Г. М. Андреевой. – М. : Изд-во МГУ, 1989. – 459 с.

  7. Социальная психология в трудах отечественных психологов : Хрестоматия / сост. и ред. А.Л.Свенцицкий. – СПб. : Питер, 2000. – 536 с.

  8. Социальная психология : Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. – 5-е изд., испр. и доп. – М. : Аспект Пресс, 2007. – 363 с.

  9. Социальная психология : Практикум : Учебник для студентов вузов / Г.М. Андреева, Е.А. Аксенова, Т.Ю. Базаров и др.; Под ред. Т.В. Фоломеевой. – М. : Аспект Пресс, 2006. – 480 с.

  10. Орбан-Лембрик Л. Е. Соціальна психологія : навч. посіб. / Л.Е. Орбан-Лембрик. – К. : Академвидав, 2005. – 448 с.

  11. Хрестоматия по социальной психологии : учеб. пособ. для студентов. - М. : Международ. педагогическая Академия, 1994. – 640 с.



^ МОДУЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Задание: составить программу эмпирического исследования своей научной работы учитывая следующие разделы и пункты:

Методологический раздел программы

  1. Постановка проблемы.

  2. Определение цели и задач исследования.

  3. Определение объекта и предмета исследования.

  4. Уточнение и интерпретация основных понятий.

  5. Выдвижение гипотез.

Процедурный раздел программы

  1. Составление стратегического плана исследования.

  2. Формирование выборки.

  3. Определение основных процедур сбора, обработки и анализа данных.


^ ПРОГРАММА ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Прежде чем начать любое научное исследование, необходимо со­ставить его программу. В ней должно быть отражено не только то, что мы собираемся изучать и как мы будем это делать, но и то, почему мы это делаем. Таким образом, программа представляет собой изложение общей концепции исследования в соответствии с основными целями работы. Она выступает теоретико-методологическим обоснованием всех процедур — сбора, обработки, анализа и интерпретации данных, необходимых для получения теоретических выводов и рекомендаций, составляющих итог проведенного исследования [9]. Если не будет раз­работана программа исследования, полученные результаты окажутся бесполезными, поскольку нельзя будет определить их значение и дать им должную оценку. Таким образом, от правильности и обоснованнос­ти программы во многом зависит итог всей работы. Содержание и струк­тура программы социально-психологического исследования в свою оче­редь зависят от общей направленности исследования, его главной цели. Можно выделить два основных типа исследований:

  1. фундаментальные, цель которых — разработка новых подходов к изучению социальных объектов, законов их развития и функ­ционирования;

  2. прикладные, направленные на поиск способов решения постав­ленных практических задач путем использования знаний, уже полученных в фундаментальных исследованиях [см. 1; 3; 4]. Если фундаментальное исследование может быть самоцелью, то в при­кладном сбор эмпирической информации в конечном счете под­чинен оценке возможности реализовать избранный способ ре­шения задачи на практике [3]. В зависимости от направленности и цели изучения и строится программа исследования.

В целом построение программы — это изложение и обоснование логики и методов исследования объекта соответственно решаемым за­дачам. Составление программы предполагает осуществление следую­щих процедур.

Разработка методологического раздела программы:

  • постановка проблемы;

  • определение цели и задач исследования;

  • определение объекта и предмета исследования;

  • уточнение и интерпретация основных понятий;

  • предварительный анализ объекта исследования;

  • выдвижение гипотез.

Разработка процедурного раздела программы:

  • составление стратегического плана исследования;

  • формирование выборки;

  • определение основных процедур сбора, обработки и анализа данных.

Программа исследования, как правило, дополняется рабочим пла­ном, в котором определяются основные этапы исследования, сроки осу­ществления работы, оцениваются необходимые затраты и существую­щие ресурсы [9].

1.1. Методологический раздел программы

1.1.1. Постановка проблемы

Первый шаг любого исследования — выбор проблемной ситуации. В логике научного знания под проблемой понимается вопрос, для ре­шения которого пока нет накопленных знаний, поэтому требуются оп­ределенные теоретические и практические действия, направленные на то, чтобы этот вопрос был разрешен. С точки зрения познавательного процесса проблемная ситуация — это «противоречие между знанием о потребностях людей и каких-то результативных практических или те­оретических действиях и незнанием путей, средств, методов, способов, приемов реализации этих необходимых действий» [9, с. 9]. Кроме гно­сеологической стороны проблемы существует и предметная сторона. Решение проблемы в научном исследовании нацелено на приращение некоторого знания, связанного с предметом социальной психологии. В то же время проблемы в социальной психологии тесно связаны с об­щественной практикой и запросами общества, социальных институтов и различных групп людей. Таким образом, выбор проблемы должен быть обоснован тем, что ее решение послужит лучшему познанию социаль­но-психологического явления (в этом проявляется новизна проблемы), и тем, что ее решение поможет справиться с вопросом, встающим перед обществом (ее актуальность).

Для выявления подлинной проблемы и отделения ее от мнимой или незначимой исследователю необходимы определенный уровень теоретической подготовки, практические навыки, а также интуиция. Имен­но в программе происходит перевод интуитивно чувствуемой исследо­вателем проблемы в ее точное понимание и изложение. Работа над про­блемой и состоит в ее уточнении, отсечении лишнего и определении главного — того, что может и должно быть изучено в эмпирическом исследовании при современном уровне развития знаний.

Рассмотрим, например, как формулируется проблема в диссерта­ционных исследованиях.

К числу малоизученных в социальной психологии относится и такой су­щественный компонент межличностного общения, как межличностная обратная связь, посредством которой субъекты получают информацию о восприятии их партнерами по деятельности и общению. Дефицит знаний о за­кономерностях подачи и принятия обратной связи в контексте межличностного общения не позволяет достаточно обоснованно использовать такой мощный рычаг воздействия на личность, как обратная связь. Существенно также и то, что налаженная работа механизма обратной связи является необходимым услови­ем эффективной организации деятельности и общения. Проблема исследова­ния вытекает из неизученности характера изменения содержательных и фор­мальных характеристик межличностной обратной связи в ходе развития группы. (О. В. Соловьева. «Специфика обратной связи в межличностном общении (в про­цессе становления временных юношеских коллективов)»).

Феномен лидерства тесно связан со всеми внутригрупповыми процес­сами: организацией группы, эффективностью групповой деятельнос­ти, формированием норм и ценностей, влиянием группы на личность и т.д. Исследование структуры и динамики малой социальной группы не может быть в достаточной мере продуктивным без наличия четких пред­ставлений об основных характеристиках лидерства. В социальной психологии вопросы о механизмах выдвижения в позицию лидера и его влияния на ос­тальных членов группы недостаточно изучены, что, в частности, относится к исследованию возрастных, в данном случае юношеских, коллективов. Вместе с тем именно в этом возрасте происходит активный поиск и формирование жизненных принципов, установок, ценностей личности, резко возрастает вли­яние на нее группы сверстников, в том числе наиболее авторитетных и попу­лярных среди них.

Поэтому изучение лидерства как одного из каналов этого влияния стано­вится особо актуальным (Ј ^ М. Дубовская. «Влияние лидера на сверстников в юношеских группах»).

Степень сложности проблемы зависит от сложности объекта, сфор­мированное™ общественных потребностей в разрешении проблемы, состояния научного и практического знания в соответствующей облас­ти. Обычно исследователь начинает с некоторой общей постановки воп­роса («нащупывание проблемы»), затем уточняет его, конкретизируя в нескольких формулировках [8].

Выделяют следующие формальные требования к развертыванию проблемы исследования [9]:

  • возможно более точное разграничение между «проблематич­ным», т.е. искомым, неизвестным, и «непроблематичным» как данным и известным;

  • отчетливое отделение друг от друга существенного и несуще­ственного в отношении общей проблемы;

  • расчленение общей проблемы на ее элементы и упорядочение по частным проблемам, а также по их приоритету.

Формулировка проблемы приводит к следующим шагам в исследо­вании — к необходимости постановки цели, определению задач иссле­дования, а также выбора конкретного объекта исследования.

1.1.2. Определение цели и задач исследования

Цель исследования — это то, ради чего проводится исследование, она ориентирует исследователя на конечный результат и определяет характер работы — теоретико-эмпирический или прикладной.

Программа исследования в итоге должна четко отвечать на вопрос, решению какой проблемы и получению какого результата посвящено данное исследование. Однако нужно понимать, что любое исследование, направленное на решение теоретических задач, при необходимос­ти можно продолжить уже в качестве прикладного. Так, на первом эта­пе мы получаем типовое решение проблемы, а затем переводим его в конкретные условия для решения поставленной перед нами практичес­кой задачи.

Определение цели исследования позволяет далее упорядочить про­цесс научного поиска в виде последовательности решения основных, а также дополнительных задач, т.е. цель исследования конкретизируется к задачах исследования. Они показывают нам весь путь исследования, определяют то, что мы должны сделать, чтобы добиться цели (одновре­менно подсказывают процедуру исследования). Другими словами, за­дачи представляют собой определенные шаги, ведущие нас к постав­ленной цели.

Основная задача исследования отвечает его целевой установке, до­полнительные могут быть поставлены для подготовки решений пробле­мы в последующих исследованиях (например, изучение второй непред­метной стороны объекта; проверка побочных гипотез, не связанных с проблемой проводимого в настоящий момент исследования) или же для решения каких-то методических вопросов (например, дополнительная апробация новой методики и т.п.).

Процедура исследования направлена в первую очередь на поиск ответа на центральный вопрос, содержащийся в цели исследования. Поэтому приоритетной должна быть реализация основных задач. Впол­не возможно, что дополнительные задачи не получат законченного ре­шения в данном исследовании. Но даже и в этом случае они могут по­мочь в постановке проблемы при подготовке нового исследования по новой программе.

Итак, в программе необходимо отделять основные задачи от дополнительных. Сразу предусмотреть последовательность задач (для всех этапов исследования) даже в индивидуальном исследовании очень сложно, да в этом и нет необходимости. Формулировка задач исследо­вания может представлять собой довольно длительный процесс, в ходе которого будут уточняться задачи, возникать новые, и так до оконча­ния работы.

Приведем пример формулировки цели и задач в диссертационном исследовании О. В. Соловьевой.

Цель исследования состоит в выявлении специфики межличностной обратной связи в условиях развивающихся реальных юношеских групп, объединенных совместной деятельностью.

Задачи: а) определить уровень развития, достигнутый группами, и выделить группы относительно высокого и относительно низкого уровней раз­вития; б) провести сравнительный анализ особенностей содержания и формы межличностной обратной связи на разных этапах группового развития, а так­же в группах высокого и низкого уровней развития; в) сравнить особенности содержания и формы межличностной обратной связи коммуникаторов, зани­мающих различные позиции в структуре межличностных отношений, с учетом развития групп, к которым они принадлежат.

1.1.3. Определение объекта и предмета исследования

Объект — это то, на что направлен процесс познания, то, что содер­жит противоречие и порождает проблемную ситуацию. В качестве объекта в социальной психологии могут выступать различные социаль­но-психологические процессы (социализация, адаптация, развитие группы и т.д.), явления, социально-психологические образования и т.д. Часто в качестве объекта социально-психологического исследования могут указываться группы людей (профессиональные, этнические, воз­растные, половые, а также аудитория, масса и т.д.), реже отдельные ин­дивиды.

^ В уже знакомом нам исследовании объектом изучения выступили от­ряды старшеклассников летнего лагеря труда и отдыха.

В диссертационном исследовании Е. М. Дубовской в качестве объекта изучались старшеклассники московских школ.

Предмет исследования — это те свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат изучению в данном исследовании. Обычно предмет исследования связан непосредственно с центральным вопросом проблемы. Другими словами, в программе предмет исследования определяется прежде всего, исходя из уточнения того аспекта пробле­мы, который и интересует исследователя.

Например, в качестве предмета исследования выделены характеристики содержания и формы межличностной обратной связи в реальных развивающихся юношеских группах {О. В. Соловьева. «Специфика обратной связи в межличностном общении (в процессе становления временных юношеских коллективов)»).

Одному и тому же объекту могут соответствовать несколько различных предметов исследования. Объект и предмет полностью совпадают, если перед исследователем стоит задача познания всех законо­мерностей функционирования данного объекта.

1.1.4. Уточнение и интерпретация основных понятий

При определении проблемы, цели и задач, особенно объекта и предмета исследования, мы пользуемся определенными понятиями. Имен­но и понятиях выражаются те стороны процессов или явлений, кото­рые изучаются данной дисциплиной. Одно и то же понятие в рамках рамных дисциплин может иметь различный смысл, в нем делается ак­цепт на то, что важно именно для данной науки.

Например, понятие «деятельности». В социологии это способ существования человеческого общества; в психологии — специфический вид человеческой активности, выступающий как некоторые субъект-объект­ные отношения; в социальной психологии — совместная деятельность (имею­щая свою особую структуру).

Другой пример — понятие ценности. В философии это понятие раскрывается я как «благо» некоего объекта для человека или общества в целом. Объект может иметь или не иметь определенную ценность. В социологии под ценностью понимается некий конечный (идеальный) результат существования и деятельности человеческого общества. В социальной психологии ценности выступают как общепринятые убеждения относительно целей, к которым должен стремиться человек, группа или общество. Кроме того, ценности представляют собой некоторую точку отсчета при оценивании тех или иных событий, т.е. служат эталонами при сравнении желаемого и действительного.

Итак, каждая наука вкладывает свой особый смысл в то или иное понятие. Поэтому в начале исследования необходимо уточнить понятие в контексте той науки, представителями которой мы являемся, в нашем случае в контексте социальной психологии. (Параллельно мож­но сравнить, как рассматривается данное понятие в «родительских» дисциплинах — социологии и общей психологии.) При разработке про­граммы в первую очередь необходимо выделить ключевые понятия, выражающие узловые точки изучаемой проблемы. Именно они и под­вергаются интерпретации, что позволяет в дальнейшем не только сфор­мулировать, но и проверить гипотезы.

Для начала следует изучить, как необходимое нам понятие использу­ется и толкуется авторами теорий, в рамках которых оно рассматривалось. Таким образом, проводится теоретическое уточнение понятий, которое представляет собой анализ существенных свойств и отношений, зафикси­рованных в понятиях, посредством раскрытия связей исследуемых поня­тий с другими понятиями и с другими элементами теории. Для этого преж­де всего необходимо изучение соответствующей литературы.

Надо помнить, что понятие может устаревать, поэтому необходимо отыскать современное понимание данного термина. Можно показать историческое развитие понятия (его развитие в истории становления науки). Если нет его однозначного определения у разных авторов, нужно принять ту или иную точку зрения, обосновав свой выбор. Помимо те­оретического уточнения понятия (уточнение его смысла) необходимо осуществить эмпирическую и операциональную интерпретацию, что­бы связать теорию с эмпирикой.

^ Эмпирическая интерпретация понятия — это поиск эмпирических значений понятия, сопоставление понятий с определенными фактами эмпирической действительности, установление соответствия эмпири­ческих объектов понятиям теории.

С точки зрения классического позитивизма эмпирическая интер­претация достигается путем полной редукции (сведения) значения понятий теории к их эмпирическим признакам. Но содержание науч­ного термина на практике никогда не переводится в конечное число проявлений его сущности. Как правило, остается что-то, что нельзя выразить в эмпирических показателях, т.е. эмпирическая интерпрета­ция понятия всегда частична [8].

Как происходит эмпирическая интерпретация понятия? Прежде всего ведется поиск эмпирических признаков, поясняющих их значение в некотором существенном для нашей задачи отношении. А существен­ное отношение в свою очередь будет определяться проблемой и пред­метом исследования.

Например, возьмем понятие «позитивный климат коллектива». Эмпи­рическими показателями будут: «проявление доверия друг к другу чле­нов коллектива», «свободное выражение собственного мнения при об­суждении вопросов», «отсутствие давления со стороны руководства на подчиненных», «достаточная информированность членов коллектива», «при­нятие ответственности» и т.д.

Таким образом, на эмпирические показатели «раскладываются» все ключевые понятия в соответствии с основными задачами исследования. Итак, раскрытие содержания понятия может быть полным только и том случае, если его интерпретация ведется в двух направлениях: со­поставление с другими понятиями (теоретическая интерпретация) и с .шпирическими данными (эмпирическая интерпретация).

Но кроме эмпирической интерпретации понятия, возможно, также его операциональное определение, т.е. определение этого понятия через указания правил фиксирования соответствующих эмпирических признаков.

^ Операционализация понятия — это раскрытие значения теоретичес­кого понятия через указание эмпирической (экспериментально-мето­дической) операции, результат которой доступен эмпирическому на­блюдению или измерению, что свидетельствует о наличии явления, выраженного в понятии. Другими словами, мы уточняем, какими мето­дами и техническими приемами можно зафиксировать выделенные свойства ключевого понятия.

В результате построения операционального определения выбира­ется инструмент для выполнения измерений. Это может быть и разра­ботка новых средств фиксации данных, например шкалы. Иногда опе­рациональные определения формулируются в виде количественных зависимостей — индексов, например индекс сплоченности, разработан­ный Дж. Морено (см. гл. 6).

Последовательность действий при уточнении основных понятий, интерпретации их смысла в наблюдаемых показателях приводится в «схеме» американского социолога К. Лазарсфельда:

  1. теоретическая работа: анализ соответствующей литературы по предмету, выявление сущности понятий, их свойств и взаимо­связей;

  2. создание «образа» понятия в каких-то «зримых» проявлениях;

  3. построение упорядоченной системы характеристик, свойств со­зданного «образа» так, чтобы не расширять и не сужать объем интерпретируемого понятия за пределы, где соответствующие эмпирические прообразы потеряют свою функцию быть соот­несенными с его общим смыслом;

  4. выбор прямых показателей каждой из выделенных характерис­тик, т.е. переход к операционным уточнениям: какими конкрет­ными методами и техническими приемами следует (можно) за­фиксировать необходимые нам свойства (например, показателя «проявление доверия друг к другу членов коллектива» и отдель­ных его составляющих);

  5. построение так называемых индексов, или составных показателей, формируемых путем определенной комбинации частных показа­телей, которые были выделены в предыдущей операции [7].

1.1.5. Предварительный анализ объекта исследования

Следующий за интерпретацией понятий анализ объекта должен сделать образ объекта исследования ясно выраженным (эксплициро­ванным), более четким и определенным. По сути, объект должен быть подвергнут своего рода «системному» анализу, в процессе которого объект «раскладывается» на элементы и мы преобразуем его в предмет целенаправленного изучения [9].

Какие же элементы и связи следует выделить в объекте? В самом общем виде решение этих вопросов диктуется проблемой и целями ис­следования. Объект изучения должен быть «разложен» на качественно различные элементы, связанные в некоторую гипотетическую систему. Результаты данного анализа могут быть представлены в виде графи­ческой схемы, отображающей связи всех элементов объекта (взаимо­связи нашего предмета с другими элементами объекта). Это даст нам более четкие представления о направлении исследовательской работы, в частности, может стать основанием разработки экспериментального плана исследования.

Предварительный анализ объекта исследования — это, по существу, «моделирование» исследовательской проблемы, т.е. такое ее концепту­альное расчленение и детализация, которые позволяют далее сформу­лировать общие и более частные гипотезы исследования [8].

1.1.6. Выдвижение гипотез

В результате предварительного анализа объекта (предмета) могут быть сформулированы научные гипотезы, направленные на установ­ление определенных зависимостей между эмпирическими данными. Моделирование исследовательской проблемы через детализацию объекта и предмета исследования приводит нас к выявлению элемен­тов, связанных воедино в некоторую гипотетическую систему, которая в свою очередь может быть зафиксирована в общей гипотезе. Здесь мы пытаемся создать более или менее развернутую и непротиворечивую концепцию для объяснения интересующего нас факта. Гипотеза, в ко­нечном счете, сообщает о том, что мы ожидаем выявить в результате правильно организованного изучения социального объекта (например, структуру, механизмы функционирования и развития, характер связей между элементами, образующими объект или отношения между изу­чаемыми социальными явлениями). Если для данной предметной области уже существует специальная теория, выдвижение гипотез зна­чительно облегчается. Задача построения гипотезы в этом случае со­стоит в том, чтобы логическим путем сделать предположение, основы­ваясь на теоретических выводах. Проверка гипотезы становится в данном случае косвенной проверкой самой теории.

В случае если теории нет (что не редкость для социально-психоло­гических исследований, например, при изучении новых социальных объектов или явлений), мы строим гипотетическую систему, основываясь только на предположениях, полученных путем наблюдений в ходе поискового исследования, а также на основе наших размышлений. Не­обходимо, чтобы выдвинутые гипотезы были логически связаны в систему доказательств, т.е. основная, исходная гипотеза (а их в свою оче­редь может быть несколько) должна быть развернута в цепочку гипотез-следствий.

Например, в статье О. С. Сермягина, А. М. Эткинда «Применение цветового теста отношений при изучении неврозогенной семьи» (Вопросы психологии. 1991. № 3) в качестве основной гипотезы выдвигается следующая: «Неврозогенные семьи отличаются от здоровых семей по эмоци­ональным параметрам восприятия супругами друг друга и самих себя». В ка­честве гипотез-следствий выступили следующие предположения:

  • родители детей, больных неврозами, имеют пониженное самоуважение;

  • родители детей, больных неврозами, обнаруживают большую межличностную дистанцию во взаимоотношениях друг с другом, чем родители здо­ровых детей.

В исследовании проверяются именно выводные гипотезы-следствия. Иными словами, основная гипотеза будет доказана через доказательство выводных гипотез. Проверка выводных гипотез возможна лишь в том случае, если все понятия, входящие в их формулировку, будут подвергнуты в ходе разработки программы исследования эмпирической интерпретации. Основня гипотеза будет считаться доказанной только в том случае, когда будут доказаны все выводные гипотезы-следствия.

Итак, гипотезы могут различаться по степени обобщенности содержащихся в них предположений. Основная гипотеза несет в себе пред­положение об объекте более общего порядка, тогда как гипотезы-следствия содержат частные моменты относительно изучаемого объекта

По содержанию предположений относительно изучаемого объекта различают описательные и объяснительные гипотезы. К описательным гипотезам относятся предположения о структурных и функциональ­ных связях изучаемого объекта, а также предположения о существенных свойствах объектов, на основе которых может быть составлена класси­фикации. Объяснительные гипотезы — это предположения о причинно-следственных зависимостях переменных в изучаемых социальных объектах, которые могут быть проверены только с помощью экспери­мента, для чего необходимо составление специального плана экспери­мента |5; 6].

Поскольку объект социально-психологического исследования представляет собой сложную систему, любое рассматриваемое событие может иметь несколько предполагаемых объяснений. Иначе говоря, благодаря существованию множественности причинных связей в социальных явле­ниях мы очень часто сталкиваемся с тем, что любому явлению может быть найдено множество равно достоверных объяснений.

В некоторых случаях объяснения могут противоречить друг другу. Если мы формулируем объяснения в виде гипотез, то гипотезы, не согла­сующиеся друг с другом, называются альтернативными. Действительную альтернативу составляет конкурирующая (соперничающая) гипотеза, предлагающая рассматривать те же взаимоотношения между переменны­ми, как и в нашей основной гипотезе, но объясняющая их с точки зрения другой, противоположной причинно-следственной зависимости. Важно не смешивать действительно альтернативную конкурирующую гипотезу с тем, что может быть названо «другие гипотезы». Гипотеза является аль­тернативной конкурирующей гипотезой только тогда, когда логически невозможно доказать, что и она, и основная гипотеза достоверны. Следо­вательно, в ходе практической проверки гипотез мы доказываем, что если подтверждается одна из них, то не может подтвердиться другая.

По степени разработанности и обоснованности могут быть выделе­ны также первичные (рабочие) и вторичные гипотезы. ^ Первичные гипотезы выдвигаются в начале исследовательской работы, а впослед­ствии могут быть заменены более обоснованными — вторичными гипо­тезами.

Рассмотрев различные виды гипотез, сформулируем некоторые общие формальные правила, которым должна соответствовать любая из них.

Итак, гипотеза должна:

  1. соответствовать исходным теоретическим принципам исследо­вания;

  2. содержать понятия, получившие эмпирическую интерпретацию;

  3. быть доступна проверке в процессе социально-психологическо­го исследования, т.е. она должна быть сформулирована таким образом, чтобы быть доказанной (или опровергнутой) при су­ществующем уровне теоретических знаний, методической ос­нащенности и практических возможностях исследования;

  4. быть четко и однозначно сформулирована, поэтому ни в коем случае не должна содержать большого количества возможных допущений и ограничений [8; 9].

Для прикладного исследования, в отличие от фундаментального, последнее требование не является обязательным. Скорее наоборот, пси­холог, проводящий прикладное исследование, вынужден выдвигать «веер» предположений касательно решаемой проблемы (1). Поэтому понятие однозначности формулировки гипотезы теряется и превраща­ется в «разнообразие» предположений.

^ 1.2. Процедурный раздел программы

Процедурный раздел программы социально-психологического исследования представляет собой, как уже было сказано, разработку средств достижения того, что было намечено нами в методологическом разделе. Другими словами, мы определяем, как, каким образом и каки­ми средствами будем реализовывать задуманное эмпирическое исследование. Для этого нам нужно в первую очередь определить общую си­стему действий и способов организации исследования, т.е. выработать стратегический план наших действий.

1.2.1. Составление стратегического плана исследования

Стратегия поиска, последовательность операций будут определяться целями и задачами исследования и зависеть от состояния наших знаний изучаемом объекте. В соответствии с тем, насколько детально мы знаем наш объект и, следовательно, можем сформулировать определенные гипотезы, будет выбран стратегический план исследования. Можно выделить три основных варианта стратегий проведения исследования: поисковый (разведывательный), описательный и экспериментальный план.

^ Поисковый план применяется в том случае, когда имеются лишь са­мые общие сведения об объекте исследования, не позволяющие пока «формулировать гипотезу. В этом случае предполагаются действия, направленные на более полное знакомство с объектом и предметом ис­следования, выявление их взаимосвязей с различными социально-психологическими и психологическими факторами. Основной целью по­искового исследования становится уточнение проблемы и выдвижение гипотез для дальнейшего исследования. Поисковый план следует отличать от такой исследовательской процедуры, как пилотажное исследование. Его цель проверка методик, следовательно, пилотаж является одним из этапов процедуры в исследованиях любого типа.

И новой области изучения, где знания об объекте ограниченны, исследование начинается с общей разведки, реализуется поисковый план действий. План предполагает три основных этапа работы.

^ Работа с документами. Изучение литературы по избранной теме, в том числе из смежных областей исследований в социальной психологии, а также, возможно, в социологии и общей психологии (или других научных дисциплинах). Составление полной библиографии работ, 1Н пня щепных изучаемой проблеме, и, кроме этого, проработка литературных источников.

^ Работа с экспертами. Проводятся беседы со специалистами в данной области изучения — учеными, специалистами-практиками. Это дает возможность получить дополнительные знания об объекте исследования и сформулировать общие гипотезы. Возможен также первичный опрос (интервью или анкетный опрос) небольшой части людей, входя­щих в выборку исследования, с целью уточнения наших предположе­ний и знаний относительно изучаемого предмета.

Завершающим этапом поискового исследования может быть эмпири­ческое исследование, проводимое на всей выборке. Как правило, поиско­вое исследование предполагает использование опросных методов, мето­дов анализа документов, например контент-анализа, или наблюдения.

Работа по поисковому плану завершается четкой формулировкой проблемы, определением цели, задач дальнейшего изучения объекта и, самое главное, формулировкой описательных или объяснительных (причинно-следственных, каузальных) гипотез. Таким образом, поис­ковый план предваряет переход к описательной или эксперименталь­ной (аналитической) стадии научного исследования. Результаты поис­кового исследования становятся основой перехода концептуальной модели в операциональную.

Для прикладного исследования поисковый план имеет самостоя­тельную ценность и выступает первым этапом процедуры проведения работы. Разведывательный план в прикладном исследовании помогает выявить полный комплекс проблем, установить очередность их реше­ния с точки зрения главных интересов данной организации, определить основные направления работы [9].

^ Описательный план социально-психологического исследования при­меняется тогда, когда знания о проблеме позволяют выделить объект и сформулировать описательную гипотезу, т.е. гипотезу о структурно-функциональных связях и классификационных характеристиках изу­чаемого объекта. Основная цель описательного плана — проверка гипотез и в случае их подтверждения получение качественно-количе­ственных характеристик изучаемого объекта. Следовательно, необхо­димыми становятся эмпирическая интерпретация понятий и опреде­ление (разработка) способов фиксирования эмпирических данных. Описательный план предполагает выборочное исследование, в ходе которого на эмпирическом уровне устанавливаются взаимосвязи (или их отсутствие) определенных факторов, составляющих предмет иссле­дования. Для этого проводится качественный и (или) количественный (статистический) анализ полученных данных. Однако в ходе реализа­ции описательного плана невозможно установить причинно-следствен­ные отношения между изучаемыми переменными. В то же время эле­менты экспериментального плана фактически всегда присутствуют в описательном плане. Явно или неявно разработка описательных гипо­тез, классификационных или структурно-функциональных, опирается хотя бы на чисто интуитивные представления о некоторых причинно-следственных связях факторов изучаемого объекта.

^ Экспериментальный план исследования применяется в тех случа­ях, когда знания об объекте позволяют сформулировать объяснитель­ную гипотезу. Цель плана — установить причинно-следственные (ка­зуальные) связи в объекте, раскрыть не только структуру, но и причины, обусловливающие функционирование и развитие объекта [5; 6; 9]. Реа­лизация экспериментального плана возможна соответственно только с помощью эксперимента. Сам же эксперимент требует специальной си­стемы организации исследования и особенно тщательного контроля условий, в которых взаимодействуют переменные. Это и особый спо­соб сбора данных, и способ их анализа. Эксперимент — классический способ научного доказательства того, что изменения в значении одной переменной вызывают изменения в значении другой переменной. Экспе­римент позволяет нам проверить это предположение, подвергнув объек­ты, обнаруживающие зависимую переменную, воздействию независи­мой переменной в условиях, дающих нам определенную уверенность в том, что любое наблюдаемое изменение зависимой переменной явля­ется результатом изменений независимой переменной. Для проведения эксперимента разрабатывается специальная программа, в которой и определяются зависимые и независимые переменные, выделяются экспериментальные и контрольные группы [5; 6].

1.2.2. Формирование выборки

Осуществить социально-психологическое исследование на всей со­вокупности объектов в большинстве случаев невозможно. Так, мы не можем, например, изучить стереотипы у всех представителей данного этноса или исследовать коммуникативные свойства всех подростков даже в пределах одного города. Для того чтобы провести исследование, необходимо сформировать выборку, отобрать сравнительно небольшое число объектов, изучение которых может дать нам определенный объем информации о генеральной совокупности, из которой они были выбра­ны. Под генеральной совокупностью понимается множество социальных объектов, которые подлежат изучению в пределах, очерченных програм­мой исследований и территориально-временными границами.

Отобранная часть объектов генеральной совокупности, выступаю­щих в качестве объектов данного конкретного исследования и облада­ющих свойствами генеральной совокупности, называется выборкой [8].

В случае если целью исследования является получение суммарных данных в отношении изучаемого объекта в целом, выборка должна быть репрезентативной. Это значит, что она должна обладать параметрами (критериями) в той же мере и в тех же пропорциях, что и генеральная совокупность.

Однако строго репрезентативную выборку по всем важным для про­блематики исследования параметрам обеспечить практически невозможно, поэтому следует гарантировать репрезентацию по главному направ­лению анализа данных в соответствии с целью исследования. Таким образом, прежде всего надо установить, какие сведения о характеристи­ках генеральной совокупности существенны для целей исследования. Как правило, прежде всего учитываются четыре основных параметра: пол, возраст, социально-профессиональные характеристики (образова­ние, профессия, статус и т.д.), пространственная локализация. В иссле­довании могут быть важны как все перечисленные характеристики, так и лишь некоторые из них. Кроме этого, выборка может строиться на ос­нове выделения некоторых психологических характеристик. Например, мы проводим исследование объектов, обладающих высоким уровнем агрессивности, и уже у них выявляем, скажем, некоторые социально-психологические характеристики поведения. В этом случае генераль­ную совокупность представляют все люди с высоким уровнем агрессив­ности. Выборка будет составляться с учетом данного параметра.

^ Объем выборки (численность) зависит от уровня однородности или разнородности изучаемых объектов. Чем более они однородны, тем меньшая численность может обеспечить статистически достоверные выводы. В целом же это зависит от аналитических задач исследования и от применяемых статистических процедур и приемов анализа. (На­пример, в кейс-стадии — исследовании отдельных событий — выборка не создается.)

При требовании повышенной надежности данных и репрезентатив­ности выборки рассчитываются ошибки выборки, т.е. мера подобия вы­борочной модели структуре генеральной совокупности. Ошибки могут быть случайные, свойственные только выборочному исследованию, и ошибки регистрации, сопровождающие любую исследовательскую про­цедуру. Случайные ошибки — это искажения, присущие самому выбо­рочному методу. Они появляются в результате того, что обследуются не все единицы совокупности, а только выборка. И следовательно, ре­зультат будет неточен, так как единицы совокупности не тождествен­ны между собой. Значение случайной ошибки можно сравнительно легко вычислить, используя аппарат, разработанный в статистической теории выборочного метода. Существуют специальные способы под­счета ошибок [2; 8]. Приемлема ошибка, не превышающая 5%.

^ Способы формирования выборки. Чтобы избежать ошибок при формировании выборки, необходимы определенные процедуры отбо­ра объектов для анализа. В основе таких процедур лежит принцип слу­чайности. К ним относятся, в частности: простая случайная выборка и систематическая выборка.

^ Простая случайная выборка должна быть построена таким образом, чтобы любой объект (человек или группа) в пределах генеральной сово­купности имел равные возможности быть отобранным для анализа. Для этого каждому объекту, например, всем сотрудникам фирмы, в которой проводится исследование, в генеральной совокупности присваивается порядковый номер. Номера объектов, которые будут включены в выбор­ку, определяются с помощью таблицы случайных чисел. Но прежде чем осуществить отбор, мы должны установить шаг отбора. Так, если генеральная совокупность (в нашем случае все сотрудники фирмы) состоит менее чем из 10 объектов, используются однозначные числа; при числе объектов от 10 до 99 — двузначные; от 100 до 999 — трехзначные, и т.д.

^ Систематическая выборка осуществляется отбором единиц анализа через один и тот же интервал к из исходного списка объектов, составляющих генеральную совокупность. Таким образом, элементы вы­борочной совокупности определяются при систематическом отборе номером первого элемента и величиной интервала к. При этом интервал к = N/п , где N — объем генеральной совокупности, п — объем вы­порки. В качестве первого элемента, от которого начнется отсчет, может быть средний элемент списка или стоящий рядом с ним. Тогда выбор осуществляется и в направлении уменьшения номеров и в направле­нии их увеличения (т.е. по направлению к началу и концу списка).

Существуют и другие способы отбора, в частности, используемые для юольших по объему генеральных совокупностей, такие как серийная вы­порка, многоступенчатая, комбинированная и др. [2; 8].

1.2.3. Определение основных процедур сбора, обработки и анализа данных

После формирования выборки мы должны продумать, какие методи­ческие средства сбора данных могут быть применены в исследовании. 11 а хождение нужных методик — особый этап в работе исследователя. Зачастую требуется специальное изучение методической литературы, где описываются средства сбора данных, применяемые для изучения определенного объекта или предмета социально-психологического исследования (например, методики, направленные на изучение межличностного восприятия, стиля руководства и т.д.). Соответственно выбор методического ап­парата должен основываться на том, какая проблема решается в исследовании, каковы предмет и объект изучения, и наконец, выбор определяется гипотезами исследования. Другими словами, методики должны быть направлены на получение данных, с помощью которых мы сможем доказать (или опровергнуть) выдвинутые гипотезы. К сожалению, не всегда возможно отыскать готовые и надежные методики, соответствующие интересам исследования. В этом случае необходима разработка оригинальных методик самим автором исследования. Чаще всего это методики, создаваемые на основе опросного метода (анкета или интервью) или других методов. Итак, в каждом исследовании подбираются или (и) разрабатываются специальные методики для сбора данных. При определении порядка их применения задается процедура исследования. По ходу изложе­ния обязательных методических и технических приемов исследователь пе­репроверяет общую теоретическую концепцию исследования с точки зре­ния того, возможно ли с помощью данных средств получить именно ту информацию, которая необходима для подтверждения или опровержения выдвинутых гипотез [8].

В данной части программы должна быть намечена и схема приме­нения методов обработки данных (статистических процедур) или качественного анализа. Важно, чтобы обработка данных и их последу­ющая теоретическая интерпретация были также соотнесены и приспо­соблены к выдвинутым гипотезам. Таким образом, все предпринимае­мые в этом направлении шаги должны быть элементами единого исследовательского процесса.

В ходе работы над программой и даже в процессе самого исследова­ния отдельные пункты программы могут уточняться и изменяться. Окончательный вариант программы оформляется как отдельный, са­мостоятельный документ, и он должен быть использован не только для проведения исследования, но и при составлении отчета (например, кур­совой или дипломной работы), а также в публикациях научных статей.

Итак, приступая к изучению какой-либо социально-психологической про­блемы, исследователь должен определить цель, задачи, объект и пред­мет, а также, по возможности, выдвинуть гипотезы, которые будут прове­ряться им в ходе исследования.

Кроме того, необходимо составить стратегический план реализации постав­ленных задач, сформировать репрезентативную выборку, определить ме­тоды сбора, обработки и анализа данных исследования. Таким образом, разрабатывается программа исследования, являющаяся методологичес­ким и процедурным основанием проведения эмпирического исследования.



Похожие:

Практикум по социальной психологии / Э. Пайнс, К. Маслач. Спб. Питер, 2000. 528 с iconПрактикум по социальной психологии / Э. Пайнс, К. Маслач. Спб. Питер, 2000. 528 с
Андреева Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева – 5-е изд. – М. Аспект Пресс, 2004. – 365 с
Практикум по социальной психологии / Э. Пайнс, К. Маслач. Спб. Питер, 2000. 528 с icon1н I. Введение в методологические и исторические головоломки
Аллахвердов В. М. Сознание как парадокс (Экспериментальная психологика, т. 1) – спб, «Издательство днк», 2000. – 528 с. (Новые идеи...
Практикум по социальной психологии / Э. Пайнс, К. Маслач. Спб. Питер, 2000. 528 с iconПрактикум по психологии личности. С. Пб: Питер, 2001. Олпорт Г. Личность в психологии Олпорт Г. Становление личности
Структура личности по Салливану – динамизмы, я-система, персонификация, когнитивные процессы
Практикум по социальной психологии / Э. Пайнс, К. Маслач. Спб. Питер, 2000. 528 с iconMichael Argyle The Psychology of
А79 Психология счастья / М. Аргайл. — 2-е изд. — Спб.: Питер, 2003. — 271 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»)
Практикум по социальной психологии / Э. Пайнс, К. Маслач. Спб. Питер, 2000. 528 с iconRobert L. Solso cognitive psychology 6-th edition allyn and bacon
С60 Когнитивная психология / Р. Солсо. — 6-е изд. — Спб.: Питер, 2006. — 589 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»)
Практикум по социальной психологии / Э. Пайнс, К. Маслач. Спб. Питер, 2000. 528 с iconА. Лебедев-Любимов психология рекламы
Лзз психология рекламы. — Спб.: Питер, 2002. — 368 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»)
Практикум по социальной психологии / Э. Пайнс, К. Маслач. Спб. Питер, 2000. 528 с iconА. Лебедев-Любимов психология рекламы
Лзз психология рекламы. — Спб.: Питер, 2002. — 368 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»)
Практикум по социальной психологии / Э. Пайнс, К. Маслач. Спб. Питер, 2000. 528 с iconПрактикум по сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. Спб: Речь, 2000. 310 с. Isbn 5-9268-0022 издательство руководство по сказкотерапии адресовано психологам, педагогам
Охватывает чувство волшебного и они ощущают себя сча
Практикум по социальной психологии / Э. Пайнс, К. Маслач. Спб. Питер, 2000. 528 с iconДисциплина «Психология» «Практикум по социальной психологии» темы семинарских и практических занятий: для студентов направлений
Понятие научного метода. Соотношение методологии, метода и методики исследования
Практикум по социальной психологии / Э. Пайнс, К. Маслач. Спб. Питер, 2000. 528 с iconМесто социальной психологии в системе научного знания Социальная психология возникла на стыке двух наук – социологии и психологии. Каждая из «родительских»
Главной причиной этого является существование такого рода фактов, которые сами по себе могут быть исследованы при помощи объединённых...
Практикум по социальной психологии / Э. Пайнс, К. Маслач. Спб. Питер, 2000. 528 с iconНаучный редактор А. Реан Редакторы М. Шахтарина, И. Лунина, В. Попов Художник обложки В. Шимкевич Корректоры Л. Комарова, Г. Якушева Оригинал-макет подготовила М. Шахтарина ббк 88. 6
Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — Спб: Питер, 2001. — 352 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы