Скачать 287.41 Kb.
|
Семінарське заняття № 2 Тема: Спілкування як обмін інформацією (комунікативна сторона спілкування). Спілкування як взаємодія (інтерактивний аспект спілкування) План
Семінарське заняття № 3 Тема: Спілкування як сприйняття людьми одне одного (перцептивна сторона спілкування) План
Список рекомендованих джерел
^ Задание: составить программу эмпирического исследования своей научной работы учитывая следующие разделы и пункты: Методологический раздел программы
Процедурный раздел программы
^ Прежде чем начать любое научное исследование, необходимо составить его программу. В ней должно быть отражено не только то, что мы собираемся изучать и как мы будем это делать, но и то, почему мы это делаем. Таким образом, программа представляет собой изложение общей концепции исследования в соответствии с основными целями работы. Она выступает теоретико-методологическим обоснованием всех процедур — сбора, обработки, анализа и интерпретации данных, необходимых для получения теоретических выводов и рекомендаций, составляющих итог проведенного исследования [9]. Если не будет разработана программа исследования, полученные результаты окажутся бесполезными, поскольку нельзя будет определить их значение и дать им должную оценку. Таким образом, от правильности и обоснованности программы во многом зависит итог всей работы. Содержание и структура программы социально-психологического исследования в свою очередь зависят от общей направленности исследования, его главной цели. Можно выделить два основных типа исследований:
В целом построение программы — это изложение и обоснование логики и методов исследования объекта соответственно решаемым задачам. Составление программы предполагает осуществление следующих процедур. Разработка методологического раздела программы:
Разработка процедурного раздела программы:
Программа исследования, как правило, дополняется рабочим планом, в котором определяются основные этапы исследования, сроки осуществления работы, оцениваются необходимые затраты и существующие ресурсы [9]. 1.1. Методологический раздел программы 1.1.1. Постановка проблемы Первый шаг любого исследования — выбор проблемной ситуации. В логике научного знания под проблемой понимается вопрос, для решения которого пока нет накопленных знаний, поэтому требуются определенные теоретические и практические действия, направленные на то, чтобы этот вопрос был разрешен. С точки зрения познавательного процесса проблемная ситуация — это «противоречие между знанием о потребностях людей и каких-то результативных практических или теоретических действиях и незнанием путей, средств, методов, способов, приемов реализации этих необходимых действий» [9, с. 9]. Кроме гносеологической стороны проблемы существует и предметная сторона. Решение проблемы в научном исследовании нацелено на приращение некоторого знания, связанного с предметом социальной психологии. В то же время проблемы в социальной психологии тесно связаны с общественной практикой и запросами общества, социальных институтов и различных групп людей. Таким образом, выбор проблемы должен быть обоснован тем, что ее решение послужит лучшему познанию социально-психологического явления (в этом проявляется новизна проблемы), и тем, что ее решение поможет справиться с вопросом, встающим перед обществом (ее актуальность). Для выявления подлинной проблемы и отделения ее от мнимой или незначимой исследователю необходимы определенный уровень теоретической подготовки, практические навыки, а также интуиция. Именно в программе происходит перевод интуитивно чувствуемой исследователем проблемы в ее точное понимание и изложение. Работа над проблемой и состоит в ее уточнении, отсечении лишнего и определении главного — того, что может и должно быть изучено в эмпирическом исследовании при современном уровне развития знаний. Рассмотрим, например, как формулируется проблема в диссертационных исследованиях. К числу малоизученных в социальной психологии относится и такой существенный компонент межличностного общения, как межличностная обратная связь, посредством которой субъекты получают информацию о восприятии их партнерами по деятельности и общению. Дефицит знаний о закономерностях подачи и принятия обратной связи в контексте межличностного общения не позволяет достаточно обоснованно использовать такой мощный рычаг воздействия на личность, как обратная связь. Существенно также и то, что налаженная работа механизма обратной связи является необходимым условием эффективной организации деятельности и общения. Проблема исследования вытекает из неизученности характера изменения содержательных и формальных характеристик межличностной обратной связи в ходе развития группы. (О. В. Соловьева. «Специфика обратной связи в межличностном общении (в процессе становления временных юношеских коллективов)»). Феномен лидерства тесно связан со всеми внутригрупповыми процессами: организацией группы, эффективностью групповой деятельности, формированием норм и ценностей, влиянием группы на личность и т.д. Исследование структуры и динамики малой социальной группы не может быть в достаточной мере продуктивным без наличия четких представлений об основных характеристиках лидерства. В социальной психологии вопросы о механизмах выдвижения в позицию лидера и его влияния на остальных членов группы недостаточно изучены, что, в частности, относится к исследованию возрастных, в данном случае юношеских, коллективов. Вместе с тем именно в этом возрасте происходит активный поиск и формирование жизненных принципов, установок, ценностей личности, резко возрастает влияние на нее группы сверстников, в том числе наиболее авторитетных и популярных среди них. Поэтому изучение лидерства как одного из каналов этого влияния становится особо актуальным (Ј ^ «Влияние лидера на сверстников в юношеских группах»). Степень сложности проблемы зависит от сложности объекта, сформированное™ общественных потребностей в разрешении проблемы, состояния научного и практического знания в соответствующей области. Обычно исследователь начинает с некоторой общей постановки вопроса («нащупывание проблемы»), затем уточняет его, конкретизируя в нескольких формулировках [8]. Выделяют следующие формальные требования к развертыванию проблемы исследования [9]:
Формулировка проблемы приводит к следующим шагам в исследовании — к необходимости постановки цели, определению задач исследования, а также выбора конкретного объекта исследования. 1.1.2. Определение цели и задач исследования Цель исследования — это то, ради чего проводится исследование, она ориентирует исследователя на конечный результат и определяет характер работы — теоретико-эмпирический или прикладной. Программа исследования в итоге должна четко отвечать на вопрос, решению какой проблемы и получению какого результата посвящено данное исследование. Однако нужно понимать, что любое исследование, направленное на решение теоретических задач, при необходимости можно продолжить уже в качестве прикладного. Так, на первом этапе мы получаем типовое решение проблемы, а затем переводим его в конкретные условия для решения поставленной перед нами практической задачи. Определение цели исследования позволяет далее упорядочить процесс научного поиска в виде последовательности решения основных, а также дополнительных задач, т.е. цель исследования конкретизируется к задачах исследования. Они показывают нам весь путь исследования, определяют то, что мы должны сделать, чтобы добиться цели (одновременно подсказывают процедуру исследования). Другими словами, задачи представляют собой определенные шаги, ведущие нас к поставленной цели. Основная задача исследования отвечает его целевой установке, дополнительные могут быть поставлены для подготовки решений проблемы в последующих исследованиях (например, изучение второй непредметной стороны объекта; проверка побочных гипотез, не связанных с проблемой проводимого в настоящий момент исследования) или же для решения каких-то методических вопросов (например, дополнительная апробация новой методики и т.п.). Процедура исследования направлена в первую очередь на поиск ответа на центральный вопрос, содержащийся в цели исследования. Поэтому приоритетной должна быть реализация основных задач. Вполне возможно, что дополнительные задачи не получат законченного решения в данном исследовании. Но даже и в этом случае они могут помочь в постановке проблемы при подготовке нового исследования по новой программе. Итак, в программе необходимо отделять основные задачи от дополнительных. Сразу предусмотреть последовательность задач (для всех этапов исследования) даже в индивидуальном исследовании очень сложно, да в этом и нет необходимости. Формулировка задач исследования может представлять собой довольно длительный процесс, в ходе которого будут уточняться задачи, возникать новые, и так до окончания работы. Приведем пример формулировки цели и задач в диссертационном исследовании О. В. Соловьевой. Цель исследования состоит в выявлении специфики межличностной обратной связи в условиях развивающихся реальных юношеских групп, объединенных совместной деятельностью. Задачи: а) определить уровень развития, достигнутый группами, и выделить группы относительно высокого и относительно низкого уровней развития; б) провести сравнительный анализ особенностей содержания и формы межличностной обратной связи на разных этапах группового развития, а также в группах высокого и низкого уровней развития; в) сравнить особенности содержания и формы межличностной обратной связи коммуникаторов, занимающих различные позиции в структуре межличностных отношений, с учетом развития групп, к которым они принадлежат. 1.1.3. Определение объекта и предмета исследования Объект — это то, на что направлен процесс познания, то, что содержит противоречие и порождает проблемную ситуацию. В качестве объекта в социальной психологии могут выступать различные социально-психологические процессы (социализация, адаптация, развитие группы и т.д.), явления, социально-психологические образования и т.д. Часто в качестве объекта социально-психологического исследования могут указываться группы людей (профессиональные, этнические, возрастные, половые, а также аудитория, масса и т.д.), реже отдельные индивиды. ^ В диссертационном исследовании Е. М. Дубовской в качестве объекта изучались старшеклассники московских школ. Предмет исследования — это те свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат изучению в данном исследовании. Обычно предмет исследования связан непосредственно с центральным вопросом проблемы. Другими словами, в программе предмет исследования определяется прежде всего, исходя из уточнения того аспекта проблемы, который и интересует исследователя. Например, в качестве предмета исследования выделены характеристики содержания и формы межличностной обратной связи в реальных развивающихся юношеских группах {О. В. Соловьева. «Специфика обратной связи в межличностном общении (в процессе становления временных юношеских коллективов)»). Одному и тому же объекту могут соответствовать несколько различных предметов исследования. Объект и предмет полностью совпадают, если перед исследователем стоит задача познания всех закономерностей функционирования данного объекта. 1.1.4. Уточнение и интерпретация основных понятий При определении проблемы, цели и задач, особенно объекта и предмета исследования, мы пользуемся определенными понятиями. Именно и понятиях выражаются те стороны процессов или явлений, которые изучаются данной дисциплиной. Одно и то же понятие в рамках рамных дисциплин может иметь различный смысл, в нем делается акцепт на то, что важно именно для данной науки. Например, понятие «деятельности». В социологии это способ существования человеческого общества; в психологии — специфический вид человеческой активности, выступающий как некоторые субъект-объектные отношения; в социальной психологии — совместная деятельность (имеющая свою особую структуру). Другой пример — понятие ценности. В философии это понятие раскрывается я как «благо» некоего объекта для человека или общества в целом. Объект может иметь или не иметь определенную ценность. В социологии под ценностью понимается некий конечный (идеальный) результат существования и деятельности человеческого общества. В социальной психологии ценности выступают как общепринятые убеждения относительно целей, к которым должен стремиться человек, группа или общество. Кроме того, ценности представляют собой некоторую точку отсчета при оценивании тех или иных событий, т.е. служат эталонами при сравнении желаемого и действительного. Итак, каждая наука вкладывает свой особый смысл в то или иное понятие. Поэтому в начале исследования необходимо уточнить понятие в контексте той науки, представителями которой мы являемся, в нашем случае в контексте социальной психологии. (Параллельно можно сравнить, как рассматривается данное понятие в «родительских» дисциплинах — социологии и общей психологии.) При разработке программы в первую очередь необходимо выделить ключевые понятия, выражающие узловые точки изучаемой проблемы. Именно они и подвергаются интерпретации, что позволяет в дальнейшем не только сформулировать, но и проверить гипотезы. Для начала следует изучить, как необходимое нам понятие используется и толкуется авторами теорий, в рамках которых оно рассматривалось. Таким образом, проводится теоретическое уточнение понятий, которое представляет собой анализ существенных свойств и отношений, зафиксированных в понятиях, посредством раскрытия связей исследуемых понятий с другими понятиями и с другими элементами теории. Для этого прежде всего необходимо изучение соответствующей литературы. Надо помнить, что понятие может устаревать, поэтому необходимо отыскать современное понимание данного термина. Можно показать историческое развитие понятия (его развитие в истории становления науки). Если нет его однозначного определения у разных авторов, нужно принять ту или иную точку зрения, обосновав свой выбор. Помимо теоретического уточнения понятия (уточнение его смысла) необходимо осуществить эмпирическую и операциональную интерпретацию, чтобы связать теорию с эмпирикой. ^ — это поиск эмпирических значений понятия, сопоставление понятий с определенными фактами эмпирической действительности, установление соответствия эмпирических объектов понятиям теории. С точки зрения классического позитивизма эмпирическая интерпретация достигается путем полной редукции (сведения) значения понятий теории к их эмпирическим признакам. Но содержание научного термина на практике никогда не переводится в конечное число проявлений его сущности. Как правило, остается что-то, что нельзя выразить в эмпирических показателях, т.е. эмпирическая интерпретация понятия всегда частична [8]. Как происходит эмпирическая интерпретация понятия? Прежде всего ведется поиск эмпирических признаков, поясняющих их значение в некотором существенном для нашей задачи отношении. А существенное отношение в свою очередь будет определяться проблемой и предметом исследования. Например, возьмем понятие «позитивный климат коллектива». Эмпирическими показателями будут: «проявление доверия друг к другу членов коллектива», «свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов», «отсутствие давления со стороны руководства на подчиненных», «достаточная информированность членов коллектива», «принятие ответственности» и т.д. Таким образом, на эмпирические показатели «раскладываются» все ключевые понятия в соответствии с основными задачами исследования. Итак, раскрытие содержания понятия может быть полным только и том случае, если его интерпретация ведется в двух направлениях: сопоставление с другими понятиями (теоретическая интерпретация) и с .шпирическими данными (эмпирическая интерпретация). Но кроме эмпирической интерпретации понятия, возможно, также его операциональное определение, т.е. определение этого понятия через указания правил фиксирования соответствующих эмпирических признаков. ^ это раскрытие значения теоретического понятия через указание эмпирической (экспериментально-методической) операции, результат которой доступен эмпирическому наблюдению или измерению, что свидетельствует о наличии явления, выраженного в понятии. Другими словами, мы уточняем, какими методами и техническими приемами можно зафиксировать выделенные свойства ключевого понятия. В результате построения операционального определения выбирается инструмент для выполнения измерений. Это может быть и разработка новых средств фиксации данных, например шкалы. Иногда операциональные определения формулируются в виде количественных зависимостей — индексов, например индекс сплоченности, разработанный Дж. Морено (см. гл. 6). Последовательность действий при уточнении основных понятий, интерпретации их смысла в наблюдаемых показателях приводится в «схеме» американского социолога К. Лазарсфельда:
1.1.5. Предварительный анализ объекта исследования Следующий за интерпретацией понятий анализ объекта должен сделать образ объекта исследования ясно выраженным (эксплицированным), более четким и определенным. По сути, объект должен быть подвергнут своего рода «системному» анализу, в процессе которого объект «раскладывается» на элементы и мы преобразуем его в предмет целенаправленного изучения [9]. Какие же элементы и связи следует выделить в объекте? В самом общем виде решение этих вопросов диктуется проблемой и целями исследования. Объект изучения должен быть «разложен» на качественно различные элементы, связанные в некоторую гипотетическую систему. Результаты данного анализа могут быть представлены в виде графической схемы, отображающей связи всех элементов объекта (взаимосвязи нашего предмета с другими элементами объекта). Это даст нам более четкие представления о направлении исследовательской работы, в частности, может стать основанием разработки экспериментального плана исследования. Предварительный анализ объекта исследования — это, по существу, «моделирование» исследовательской проблемы, т.е. такое ее концептуальное расчленение и детализация, которые позволяют далее сформулировать общие и более частные гипотезы исследования [8]. 1.1.6. Выдвижение гипотез В результате предварительного анализа объекта (предмета) могут быть сформулированы научные гипотезы, направленные на установление определенных зависимостей между эмпирическими данными. Моделирование исследовательской проблемы через детализацию объекта и предмета исследования приводит нас к выявлению элементов, связанных воедино в некоторую гипотетическую систему, которая в свою очередь может быть зафиксирована в общей гипотезе. Здесь мы пытаемся создать более или менее развернутую и непротиворечивую концепцию для объяснения интересующего нас факта. Гипотеза, в конечном счете, сообщает о том, что мы ожидаем выявить в результате правильно организованного изучения социального объекта (например, структуру, механизмы функционирования и развития, характер связей между элементами, образующими объект или отношения между изучаемыми социальными явлениями). Если для данной предметной области уже существует специальная теория, выдвижение гипотез значительно облегчается. Задача построения гипотезы в этом случае состоит в том, чтобы логическим путем сделать предположение, основываясь на теоретических выводах. Проверка гипотезы становится в данном случае косвенной проверкой самой теории. В случае если теории нет (что не редкость для социально-психологических исследований, например, при изучении новых социальных объектов или явлений), мы строим гипотетическую систему, основываясь только на предположениях, полученных путем наблюдений в ходе поискового исследования, а также на основе наших размышлений. Необходимо, чтобы выдвинутые гипотезы были логически связаны в систему доказательств, т.е. основная, исходная гипотеза (а их в свою очередь может быть несколько) должна быть развернута в цепочку гипотез-следствий. Например, в статье О. С. Сермягина, А. М. Эткинда «Применение цветового теста отношений при изучении неврозогенной семьи» (Вопросы психологии. 1991. № 3) в качестве основной гипотезы выдвигается следующая: «Неврозогенные семьи отличаются от здоровых семей по эмоциональным параметрам восприятия супругами друг друга и самих себя». В качестве гипотез-следствий выступили следующие предположения:
В исследовании проверяются именно выводные гипотезы-следствия. Иными словами, основная гипотеза будет доказана через доказательство выводных гипотез. Проверка выводных гипотез возможна лишь в том случае, если все понятия, входящие в их формулировку, будут подвергнуты в ходе разработки программы исследования эмпирической интерпретации. Основня гипотеза будет считаться доказанной только в том случае, когда будут доказаны все выводные гипотезы-следствия. Итак, гипотезы могут различаться по степени обобщенности содержащихся в них предположений. Основная гипотеза несет в себе предположение об объекте более общего порядка, тогда как гипотезы-следствия содержат частные моменты относительно изучаемого объекта По содержанию предположений относительно изучаемого объекта различают описательные и объяснительные гипотезы. К описательным гипотезам относятся предположения о структурных и функциональных связях изучаемого объекта, а также предположения о существенных свойствах объектов, на основе которых может быть составлена классификации. Объяснительные гипотезы — это предположения о причинно-следственных зависимостях переменных в изучаемых социальных объектах, которые могут быть проверены только с помощью эксперимента, для чего необходимо составление специального плана эксперимента |5; 6]. Поскольку объект социально-психологического исследования представляет собой сложную систему, любое рассматриваемое событие может иметь несколько предполагаемых объяснений. Иначе говоря, благодаря существованию множественности причинных связей в социальных явлениях мы очень часто сталкиваемся с тем, что любому явлению может быть найдено множество равно достоверных объяснений. В некоторых случаях объяснения могут противоречить друг другу. Если мы формулируем объяснения в виде гипотез, то гипотезы, не согласующиеся друг с другом, называются альтернативными. Действительную альтернативу составляет конкурирующая (соперничающая) гипотеза, предлагающая рассматривать те же взаимоотношения между переменными, как и в нашей основной гипотезе, но объясняющая их с точки зрения другой, противоположной причинно-следственной зависимости. Важно не смешивать действительно альтернативную конкурирующую гипотезу с тем, что может быть названо «другие гипотезы». Гипотеза является альтернативной конкурирующей гипотезой только тогда, когда логически невозможно доказать, что и она, и основная гипотеза достоверны. Следовательно, в ходе практической проверки гипотез мы доказываем, что если подтверждается одна из них, то не может подтвердиться другая. По степени разработанности и обоснованности могут быть выделены также первичные (рабочие) и вторичные гипотезы. ^ выдвигаются в начале исследовательской работы, а впоследствии могут быть заменены более обоснованными — вторичными гипотезами. Рассмотрев различные виды гипотез, сформулируем некоторые общие формальные правила, которым должна соответствовать любая из них. Итак, гипотеза должна:
Для прикладного исследования, в отличие от фундаментального, последнее требование не является обязательным. Скорее наоборот, психолог, проводящий прикладное исследование, вынужден выдвигать «веер» предположений касательно решаемой проблемы (1). Поэтому понятие однозначности формулировки гипотезы теряется и превращается в «разнообразие» предположений. ^ Процедурный раздел программы социально-психологического исследования представляет собой, как уже было сказано, разработку средств достижения того, что было намечено нами в методологическом разделе. Другими словами, мы определяем, как, каким образом и какими средствами будем реализовывать задуманное эмпирическое исследование. Для этого нам нужно в первую очередь определить общую систему действий и способов организации исследования, т.е. выработать стратегический план наших действий. 1.2.1. Составление стратегического плана исследования Стратегия поиска, последовательность операций будут определяться целями и задачами исследования и зависеть от состояния наших знаний изучаемом объекте. В соответствии с тем, насколько детально мы знаем наш объект и, следовательно, можем сформулировать определенные гипотезы, будет выбран стратегический план исследования. Можно выделить три основных варианта стратегий проведения исследования: поисковый (разведывательный), описательный и экспериментальный план. ^ применяется в том случае, когда имеются лишь самые общие сведения об объекте исследования, не позволяющие пока «формулировать гипотезу. В этом случае предполагаются действия, направленные на более полное знакомство с объектом и предметом исследования, выявление их взаимосвязей с различными социально-психологическими и психологическими факторами. Основной целью поискового исследования становится уточнение проблемы и выдвижение гипотез для дальнейшего исследования. Поисковый план следует отличать от такой исследовательской процедуры, как пилотажное исследование. Его цель проверка методик, следовательно, пилотаж является одним из этапов процедуры в исследованиях любого типа. И новой области изучения, где знания об объекте ограниченны, исследование начинается с общей разведки, реализуется поисковый план действий. План предполагает три основных этапа работы. ^ . Изучение литературы по избранной теме, в том числе из смежных областей исследований в социальной психологии, а также, возможно, в социологии и общей психологии (или других научных дисциплинах). Составление полной библиографии работ, 1Н пня щепных изучаемой проблеме, и, кроме этого, проработка литературных источников. ^ . Проводятся беседы со специалистами в данной области изучения — учеными, специалистами-практиками. Это дает возможность получить дополнительные знания об объекте исследования и сформулировать общие гипотезы. Возможен также первичный опрос (интервью или анкетный опрос) небольшой части людей, входящих в выборку исследования, с целью уточнения наших предположений и знаний относительно изучаемого предмета. Завершающим этапом поискового исследования может быть эмпирическое исследование, проводимое на всей выборке. Как правило, поисковое исследование предполагает использование опросных методов, методов анализа документов, например контент-анализа, или наблюдения. Работа по поисковому плану завершается четкой формулировкой проблемы, определением цели, задач дальнейшего изучения объекта и, самое главное, формулировкой описательных или объяснительных (причинно-следственных, каузальных) гипотез. Таким образом, поисковый план предваряет переход к описательной или экспериментальной (аналитической) стадии научного исследования. Результаты поискового исследования становятся основой перехода концептуальной модели в операциональную. Для прикладного исследования поисковый план имеет самостоятельную ценность и выступает первым этапом процедуры проведения работы. Разведывательный план в прикладном исследовании помогает выявить полный комплекс проблем, установить очередность их решения с точки зрения главных интересов данной организации, определить основные направления работы [9]. ^ социально-психологического исследования применяется тогда, когда знания о проблеме позволяют выделить объект и сформулировать описательную гипотезу, т.е. гипотезу о структурно-функциональных связях и классификационных характеристиках изучаемого объекта. Основная цель описательного плана — проверка гипотез и в случае их подтверждения получение качественно-количественных характеристик изучаемого объекта. Следовательно, необходимыми становятся эмпирическая интерпретация понятий и определение (разработка) способов фиксирования эмпирических данных. Описательный план предполагает выборочное исследование, в ходе которого на эмпирическом уровне устанавливаются взаимосвязи (или их отсутствие) определенных факторов, составляющих предмет исследования. Для этого проводится качественный и (или) количественный (статистический) анализ полученных данных. Однако в ходе реализации описательного плана невозможно установить причинно-следственные отношения между изучаемыми переменными. В то же время элементы экспериментального плана фактически всегда присутствуют в описательном плане. Явно или неявно разработка описательных гипотез, классификационных или структурно-функциональных, опирается хотя бы на чисто интуитивные представления о некоторых причинно-следственных связях факторов изучаемого объекта. ^ исследования применяется в тех случаях, когда знания об объекте позволяют сформулировать объяснительную гипотезу. Цель плана — установить причинно-следственные (казуальные) связи в объекте, раскрыть не только структуру, но и причины, обусловливающие функционирование и развитие объекта [5; 6; 9]. Реализация экспериментального плана возможна соответственно только с помощью эксперимента. Сам же эксперимент требует специальной системы организации исследования и особенно тщательного контроля условий, в которых взаимодействуют переменные. Это и особый способ сбора данных, и способ их анализа. Эксперимент — классический способ научного доказательства того, что изменения в значении одной переменной вызывают изменения в значении другой переменной. Эксперимент позволяет нам проверить это предположение, подвергнув объекты, обнаруживающие зависимую переменную, воздействию независимой переменной в условиях, дающих нам определенную уверенность в том, что любое наблюдаемое изменение зависимой переменной является результатом изменений независимой переменной. Для проведения эксперимента разрабатывается специальная программа, в которой и определяются зависимые и независимые переменные, выделяются экспериментальные и контрольные группы [5; 6]. 1.2.2. Формирование выборки Осуществить социально-психологическое исследование на всей совокупности объектов в большинстве случаев невозможно. Так, мы не можем, например, изучить стереотипы у всех представителей данного этноса или исследовать коммуникативные свойства всех подростков даже в пределах одного города. Для того чтобы провести исследование, необходимо сформировать выборку, отобрать сравнительно небольшое число объектов, изучение которых может дать нам определенный объем информации о генеральной совокупности, из которой они были выбраны. Под генеральной совокупностью понимается множество социальных объектов, которые подлежат изучению в пределах, очерченных программой исследований и территориально-временными границами. Отобранная часть объектов генеральной совокупности, выступающих в качестве объектов данного конкретного исследования и обладающих свойствами генеральной совокупности, называется выборкой [8]. В случае если целью исследования является получение суммарных данных в отношении изучаемого объекта в целом, выборка должна быть репрезентативной. Это значит, что она должна обладать параметрами (критериями) в той же мере и в тех же пропорциях, что и генеральная совокупность. Однако строго репрезентативную выборку по всем важным для проблематики исследования параметрам обеспечить практически невозможно, поэтому следует гарантировать репрезентацию по главному направлению анализа данных в соответствии с целью исследования. Таким образом, прежде всего надо установить, какие сведения о характеристиках генеральной совокупности существенны для целей исследования. Как правило, прежде всего учитываются четыре основных параметра: пол, возраст, социально-профессиональные характеристики (образование, профессия, статус и т.д.), пространственная локализация. В исследовании могут быть важны как все перечисленные характеристики, так и лишь некоторые из них. Кроме этого, выборка может строиться на основе выделения некоторых психологических характеристик. Например, мы проводим исследование объектов, обладающих высоким уровнем агрессивности, и уже у них выявляем, скажем, некоторые социально-психологические характеристики поведения. В этом случае генеральную совокупность представляют все люди с высоким уровнем агрессивности. Выборка будет составляться с учетом данного параметра. ^ (численность) зависит от уровня однородности или разнородности изучаемых объектов. Чем более они однородны, тем меньшая численность может обеспечить статистически достоверные выводы. В целом же это зависит от аналитических задач исследования и от применяемых статистических процедур и приемов анализа. (Например, в кейс-стадии — исследовании отдельных событий — выборка не создается.) При требовании повышенной надежности данных и репрезентативности выборки рассчитываются ошибки выборки, т.е. мера подобия выборочной модели структуре генеральной совокупности. Ошибки могут быть случайные, свойственные только выборочному исследованию, и ошибки регистрации, сопровождающие любую исследовательскую процедуру. Случайные ошибки — это искажения, присущие самому выборочному методу. Они появляются в результате того, что обследуются не все единицы совокупности, а только выборка. И следовательно, результат будет неточен, так как единицы совокупности не тождественны между собой. Значение случайной ошибки можно сравнительно легко вычислить, используя аппарат, разработанный в статистической теории выборочного метода. Существуют специальные способы подсчета ошибок [2; 8]. Приемлема ошибка, не превышающая 5%. ^ Чтобы избежать ошибок при формировании выборки, необходимы определенные процедуры отбора объектов для анализа. В основе таких процедур лежит принцип случайности. К ним относятся, в частности: простая случайная выборка и систематическая выборка. ^ должна быть построена таким образом, чтобы любой объект (человек или группа) в пределах генеральной совокупности имел равные возможности быть отобранным для анализа. Для этого каждому объекту, например, всем сотрудникам фирмы, в которой проводится исследование, в генеральной совокупности присваивается порядковый номер. Номера объектов, которые будут включены в выборку, определяются с помощью таблицы случайных чисел. Но прежде чем осуществить отбор, мы должны установить шаг отбора. Так, если генеральная совокупность (в нашем случае все сотрудники фирмы) состоит менее чем из 10 объектов, используются однозначные числа; при числе объектов от 10 до 99 — двузначные; от 100 до 999 — трехзначные, и т.д. ^ осуществляется отбором единиц анализа через один и тот же интервал к из исходного списка объектов, составляющих генеральную совокупность. Таким образом, элементы выборочной совокупности определяются при систематическом отборе номером первого элемента и величиной интервала к. При этом интервал к = N/п , где N — объем генеральной совокупности, п — объем выпорки. В качестве первого элемента, от которого начнется отсчет, может быть средний элемент списка или стоящий рядом с ним. Тогда выбор осуществляется и в направлении уменьшения номеров и в направлении их увеличения (т.е. по направлению к началу и концу списка). Существуют и другие способы отбора, в частности, используемые для юольших по объему генеральных совокупностей, такие как серийная выпорка, многоступенчатая, комбинированная и др. [2; 8]. 1.2.3. Определение основных процедур сбора, обработки и анализа данных После формирования выборки мы должны продумать, какие методические средства сбора данных могут быть применены в исследовании. 11 а хождение нужных методик — особый этап в работе исследователя. Зачастую требуется специальное изучение методической литературы, где описываются средства сбора данных, применяемые для изучения определенного объекта или предмета социально-психологического исследования (например, методики, направленные на изучение межличностного восприятия, стиля руководства и т.д.). Соответственно выбор методического аппарата должен основываться на том, какая проблема решается в исследовании, каковы предмет и объект изучения, и наконец, выбор определяется гипотезами исследования. Другими словами, методики должны быть направлены на получение данных, с помощью которых мы сможем доказать (или опровергнуть) выдвинутые гипотезы. К сожалению, не всегда возможно отыскать готовые и надежные методики, соответствующие интересам исследования. В этом случае необходима разработка оригинальных методик самим автором исследования. Чаще всего это методики, создаваемые на основе опросного метода (анкета или интервью) или других методов. Итак, в каждом исследовании подбираются или (и) разрабатываются специальные методики для сбора данных. При определении порядка их применения задается процедура исследования. По ходу изложения обязательных методических и технических приемов исследователь перепроверяет общую теоретическую концепцию исследования с точки зрения того, возможно ли с помощью данных средств получить именно ту информацию, которая необходима для подтверждения или опровержения выдвинутых гипотез [8]. В данной части программы должна быть намечена и схема применения методов обработки данных (статистических процедур) или качественного анализа. Важно, чтобы обработка данных и их последующая теоретическая интерпретация были также соотнесены и приспособлены к выдвинутым гипотезам. Таким образом, все предпринимаемые в этом направлении шаги должны быть элементами единого исследовательского процесса. В ходе работы над программой и даже в процессе самого исследования отдельные пункты программы могут уточняться и изменяться. Окончательный вариант программы оформляется как отдельный, самостоятельный документ, и он должен быть использован не только для проведения исследования, но и при составлении отчета (например, курсовой или дипломной работы), а также в публикациях научных статей. Итак, приступая к изучению какой-либо социально-психологической проблемы, исследователь должен определить цель, задачи, объект и предмет, а также, по возможности, выдвинуть гипотезы, которые будут проверяться им в ходе исследования. Кроме того, необходимо составить стратегический план реализации поставленных задач, сформировать репрезентативную выборку, определить методы сбора, обработки и анализа данных исследования. Таким образом, разрабатывается программа исследования, являющаяся методологическим и процедурным основанием проведения эмпирического исследования. |
![]() | Практикум по социальной психологии / Э. Пайнс, К. Маслач. Спб. Питер, 2000. 528 с Андреева Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева – 5-е изд. – М. Аспект Пресс, 2004. – 365 с | ![]() | 1н I. Введение в методологические и исторические головоломки Аллахвердов В. М. Сознание как парадокс (Экспериментальная психологика, т. 1) – спб, «Издательство днк», 2000. – 528 с. (Новые идеи... |
![]() | Практикум по психологии личности. С. Пб: Питер, 2001. Олпорт Г. Личность в психологии Олпорт Г. Становление личности Структура личности по Салливану – динамизмы, я-система, персонификация, когнитивные процессы | ![]() | Michael Argyle The Psychology of А79 Психология счастья / М. Аргайл. — 2-е изд. — Спб.: Питер, 2003. — 271 с: ил. — (Серия «Мастера психологии») |
![]() | Robert L. Solso cognitive psychology 6-th edition allyn and bacon С60 Когнитивная психология / Р. Солсо. — 6-е изд. — Спб.: Питер, 2006. — 589 с: ил. — (Серия «Мастера психологии») | ![]() | А. Лебедев-Любимов психология рекламы Лзз психология рекламы. — Спб.: Питер, 2002. — 368 с: ил. — (Серия «Мастера психологии») |
![]() | А. Лебедев-Любимов психология рекламы Лзз психология рекламы. — Спб.: Питер, 2002. — 368 с: ил. — (Серия «Мастера психологии») | ![]() | Практикум по сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. Спб: Речь, 2000. 310 с. Isbn 5-9268-0022 издательство руководство по сказкотерапии адресовано психологам, педагогам Охватывает чувство волшебного и они ощущают себя сча |
![]() | Дисциплина «Психология» «Практикум по социальной психологии» темы семинарских и практических занятий: для студентов направлений Понятие научного метода. Соотношение методологии, метода и методики исследования | ![]() | Место социальной психологии в системе научного знания Социальная психология возникла на стыке двух наук – социологии и психологии. Каждая из «родительских» Главной причиной этого является существование такого рода фактов, которые сами по себе могут быть исследованы при помощи объединённых... |
![]() | Научный редактор А. Реан Редакторы М. Шахтарина, И. Лунина, В. Попов Художник обложки В. Шимкевич Корректоры Л. Комарова, Г. Якушева Оригинал-макет подготовила М. Шахтарина ббк 88. 6 Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — Спб: Питер, 2001. — 352 с: ил. — (Серия «Мастера психологии») |