Практикум Занятие №1. Химический состав клетки. Роль и типы движений у растений и животных. Строение клетки icon

Практикум Занятие №1. Химический состав клетки. Роль и типы движений у растений и животных. Строение клетки


Скачать 32.89 Kb.
НазваниеПрактикум Занятие №1. Химический состав клетки. Роль и типы движений у растений и животных. Строение клетки
Размер32.89 Kb.
ТипПрактикум

Лабораторный практикум

Занятие №1.Химический состав клетки. Роль и типы движений у растений и животных. Строение клетки.

Химический состав клетки.

Зола, получающаяся в результате простого сжигания и прокаливания органического вещества, называется нечистой, или «сырой» золой. В сырой золе элементы находятся не в таком виде, как в исходном продукте. В процессе сжигания большая часть органических веществ окисляется до углекислоты, и соли различных органических кислот переходят при этом в карбонаты. Кроме того, в сырой золе всегда в каком-то количестве остаются частички несгоревшего углерода и как посторонняя примесь — кремнезем.

Сырая зола, за вычетом углекислоты, угля и песка, называется чистой золой. Очень часто для ускорения процесса сжигания, для придания золе более определенного и постоянного состава, а также во избежание возможного улетучивания некоторой минеральной части продукт озоляют с применением разных добавок, главным образом окислителей. Получающаяся в этом случае зола отличается по своему составу от сырой и называется условной золой. Под термином просто «зола», или «зольность», всегда следует подразумевать сырую золу.

^ Определение сырой золы.

Цель работы: получить и сравнить содержание сырой золы в различных органах растений

Материалы и оборудование: тигель, сухие листья, стебли, семена и корни растений, муфельная печь, эксикатор, весы

^ Ход работы:

В тигель отвешивают 3—5 г исследуемого вещества (предварительно просушенного на плитке) и подвергают озолению. Твердые вещества не следует тонко измельчать, так как это затрудняет сжигание и способствует потерям. Процесс озоления необходимо вести так, чтобы сгорание прошло возможно полнее, без потерь озоляемого вещества. Для этого тигель с навеской не полностью закрывают крышкой и слегка прогревают для просушки навески, а затем постепенно усиливают нагрев. Когда начнется выделение паров и газов, нагревание уменьшают и следят за тем, чтобы возгонка проходила возможно медленнее, чтобы масса, вспучиваясь, не выползла из тигля и чтобы с отходящими газами не уносились твердые частички навески.

По окончании выделения газов тигель открывают и, постепенно усиливая нагрев до получения темно-красного цвета, прокаливают навеску до постоянного веса. Прокаливание при более высокой температуре не рекомендуется во избежание возгонки некоторых зольных элементов. Проведенное таким путем сжигание дает однородного цвета золу, без вкраплений несгоревшего углерода.

В аграрной промышленности широко применяется следующий метод ускоренного сжигания. Поверхность навески в тигле смачивают 3—4 каплями чистого растительного масла и тигель сразу помещают в муфель, нагретый до темно-красного цвета. В этих условиях навеска сгорает очень быстро, без вспучивания.

Прокаленный и охлажденный в эксикаторе тигель взвешивают. Постоянный вес считается достигнутым, когда два смежных взвешивания дают расхождение не более 0,001 г. Содержание золы выражают в процентах к абсолютно сухому веществу и вычисляют по формуле:

S = b x 100 x 100 : a (100 – W)

где: а — навеска вещества в г;
b — остаток навески после прокаливания в г;
W — влажность навески в %.

^ Тема «Микрохимический анализ золы »

Цель: определить качественный состав золы микрохимическим методом.

Основную массу растений по химическому составу представляют четыре элемента органогена - азот, углерод, водород, кислород. При сжигании растений они улетучиваются в виде газообразных соединений, а оставшаяся несгораемая часть называется золой. Зола содержит большое количество элементов, среди которых различают макроэлементы (фосфор, сера, калий, кальций, магний), микроэлементы (железо, медь, цинк, марганец, молибден, бор), а также кобальт, натрий, кремний, хлор и ряд других.

Зольный остаток различных органов растений составляет от 1.....15 % их сухой массы. Так, в сухой древесине содержится около 1% золы, в семенах - около 5%,в стеблях и корнях - 4...6,в листьях -15%.

Микрохимический анализ позволяет обнаружить в золе макро и микроэлементы. В основе этого метода лежит свойство некоторых солей образовывать характерной формы кристаллы, по которым можно судить о наличии в составе золы того или другого элемента. Поскольку эти кристаллы малы, их форму и окраску выявляют при помощи микроскопа.

^ Материалы и оборудование. Зола, предметные стекла, салфетки, стеклянные палочки, фильтровальная бумага, воронки, пробирки, микроскопы; набор - химических реактивов, 10%-раствор соляной кислоты.

^ Ход работы

1.Для анализа готовится водная и соляно-кислая вытяжки небольшое количество золы (на кончике совочка) заливается четырехкратным объемом 10%-ной соляной кислоты. Полученные растворы отфильтровывается в чистые пробирки.

2.Качественные реакции проводят на чистых (обезжиренных) предметных стеклах, на которые помещают каплю исследуемого раствора и на расстоянии 4-5 мм от нее - каплю соответствующего реактива. Затем чистой стеклянной палочкой с заостренным концом обе капли соединяют мостиком. При медленной кристаллизации образуются крупные, правильно сформированные кристаллы. Стеклянные палочки после нанесения каждого реактива необходимо вымыть и вытереть фильтровальной бумагой.

Препараты следует подсушить и рассмотреть под микроскопом без покровного стекла. Форму и цвет кристаллов зарисовать.

Обнаружение ионов кальция (Са2+)

Реактивом на кальций служит 1%-ный раствор серной кислоты

2 SO4)смешивании капли соляно-кислой вытяжки золы с каплей Н2 SO4 выпадают игольчатые кристаллы гипса.

Обнаружение ионов калия(К+) На предметное стекло наносят каплю вытяжки и высушивают ее. На сухой остаток золы приливают каплю комплексной соли Na2PbCu(NO2)6.При наличии калия в растворе в поле зрения видны черные и темно-коричневые кубической формы кристаллы.

Обнаружение ионов магния (Mg2+).

Для обнаружения магния капельку соляно-кислой вытяжки нейтрализуют аммиаком, а затем соединяют с каплей 1%-ного раствора фосфорно-кислого натрия

(Na2 НРО4).После подогревания выпадают кристаллы в виде прямоугольников, звездочек, крыльев, крестиков.

Обнаружение фосфора (Р)

Реактивом служит раствор молибдата аммония (NH4)2 MоO4. Выпадают зеленовато-желтые кристаллы различной формы.

Возможно, использовать нитрат серебра, в щелочной среде превращающийся в фосфат и выпадающий в виде желтоватого осадка.

Обнаружение серы (S)

Присутствие серы обнаруживают прибавлением к капле вытяжки 1%-ного раствора азотнокислого стронция Sr (NО3)2 . Образуются мелкие, закругленные блестящие кристаллы.

Возможно использование хлорида бария, дающий в результате реакции сульфат бария в виде белого осадка.

Обнаружение железа (Fe3+).

К остатку зольной вытяжки добавляют по каплям раствор желтой кровяной соли до появления синей окраски. Образуется берлинская лазурь.

Обнаружение хлора (Cl).

Обнаружение хлора осуществляют с помощью нитрата серебра. Дающий в присутствии ионов хлора белый створаживающийся осадок темнеющий на свету.

Контрольные вопросы.

1 .Какие минеральные элементы являются незаменимыми, каким опытом это можно проверить?

2.Одинаковым ли будет содержание зольных элементов в древесине и мякоти листа, в старых и молодых листьях?

3. В какие соединения входят микро и макро элементы. Одинаково ли их содержание в различных частях растений?

4. Объясните различия в содержании золы и микро и макроэлементов в различных частях растения с точки зрения биосинтетических процессов.

^ Сравнение строения клеток одноклеточного и многоклеточного

организмов

Хламидомонада. Многочисленные виды этой одноклеточной водоросли обитают в лужах на глинистых почвах, канавах, мелких водоемах. При их массовом развитии вода часто принимает зеленую окраску («цветет»). Хламидомонады — одноклеточные подвижные водоросли, которые обладают положительным фототаксисом, т. е. движутся по направлению к свету, и поэтому скапливаются на стороне сосуда, обращенной к свету. В материале, взятом непосредственно из природы, помимо хламидомонад всегда содержатся и другие водоросли. Интенсивно размножаясь, они начинают вытеснять первоначально преобладавшие хламидомонады, и сохранять последние в такой смешанной культуре продолжительное время обычно не удается.

^ Эвглена зеленая — обитатель толщи воды пресных стоячих водоемов. Ее тело обтекаемой формы, что способствует быстрому плаванию с помощью расположенного на переднем конце единственного жгутика, ввинчивающегося в воду. Питание эвглены имеет свои особенности. В ее цитоплазме имеется около 20 хлоропластов, содержащих хлорофилл. С помощью светочувствительного красного глазка (стигмы) эвглена находит освещенные участки толщи воды, где условия для фотосинтеза более благоприятны. При длительном содержании эвглены в темноте хлорофилл у нее разрушается и она переходит к питанию готовыми органическими веществами путем заглатывания пищевых частиц. Таким образом, у эвглены смешанный (авто- и гетеротрофный) тип питания, который дает ей возможность выживать в разных условиях. Сократительная вакуоль у эвглены располагается в передней части тела. Размножение у эвглены бесполое — путем деления клетки надвое в продольном направлении. При благоприятных условиях она размножается каждые сутки. Неблагоприятные условия она переносит в инцистированном состоянии.

Дрожжи— внетаксономическая группа одноклеточных грибов, утративших мицелиальное строение в связи с переходом к обитанию в жидких и полужидких, богатых органическими веществами субстратах. Дрожжи являются хемоорганогетеротрофами и используют органические соединения как для получения энергии, так и в качестве источника углерода. Им необходим кислород для дыхания, однако при его отсутствии многие виды способны получать энергию за счёт брожения с выделением спиртов (факультативные анаэробы). В отличие от бактерий, среди дрожжей нет облигатных анаэробов, гибнущих при наличии кислорода в среде. При пропускании воздуха через сбраживаемый субстрат дрожжи прекращают брожение и начинают дышать (поскольку этот процесс эффективнее), потребляя кислород и выделяя углекислый газ. Это ускоряет рост дрожжевых клеток (эффект Пастера). Однако даже при доступе кислорода в случае высокого содержания глюкозы в среде дрожжи начинают её сбраживать (эффект Кребтри).

^ Кожица чешуи луковицы лука репчатого. Под микроскопом видны клетки различной величины. Их стенки плотно сомкнуты, что отражается на форме клеток: они многоугольны и повторяют очертания соседних клеток. В некоторых местах заметны поры — узкие канальцы, пересекающие оболочки двух соседних клеток так, что они остаются разделенными только мембраной. В центре либо у стенки (оттесненное вакуолью) находится ядро с ядрышком, расположенное в мелкозернистой цитоплазме. Тяжи цитоплазмы занимают пристеночное положение, а также пересекают вакуоль в различных направлениях. В цитоплазме встречаются капли эфирных масел, мелкие гранулы митохондрий (особенно хорошо видны в окрашенных клетках) и мелкие пузырьки разнообразных клеточных компонентов. Вакуоль хорошо видна, если использовать сорта лука с антоциановой окраской. В этом случае, добавляя с одной стороны покровного стекла каплю разбавленной соляной

или уксусной кислоты и оттягивая ее с другой стороны кусочком фильтровальной бумаги, можно добиться изменения красно-фиолетовой или лиловой окраски клеточного сока на розовую. Окраска опять станет антоциановой, если добавить разбавленную щелочь. При проведении опыта с частично плазмолизированными клетками окраска более интенсивна, так как клеточный сок более концентрированный. Среди клеток эпидермиса можно наблюдать устьичные клетки, типичные фасолевидные замыкающие клетки. устьиц, внутри которых видны хлоропласты. Таким образом, для растительных клеток в целом характерно наличие: несколько утолщенных клеточных стенок, что обусловливает геометрически правильную форму клеток; пластид, в частности хлоропластов, вакуолей с клеточным соком; всех органелл и включений, общих для растительной и животной клеток.

Элодея.

При малом увеличении микроскопа видно, что лис т элодеи состоит из различных клеток. Клетки «жилки» и клетки, расположенные по краю пластинки, вытянуты в длину, они светлые и прозрачные. Некоторые краевые клетки образуют чубчики, направленные в сторону верхушки листа. Клетки остальной части лис та округло-прямоугольные или многоугольные в очертании. Клетки, длина которых значительно (в 4 раза и более) превышает ширину, называют прозенхимными, а клетки, длина которых равна ширине или незначительно превышает ее, — паренхимными. Между верхним и нижним слоями клеток имеются межклетники — пространства, заполненные воздухом. На препарате они выглядят темными штрихами, идущими параллельно «жилке». Паренхимные клетки содержат много хлоропластов (зеленая окраска хлоропластов обусловлена зелеными пигментами — хлорофиллами, хотя они имеют и желто-оранжевые пигменты — каротиноиды). По форме хлоропласты похожи на двояковыпуклую линзу или чечевичное семя. При рассмотрении клетки в плане видимы хлоропласты, прижатые к верхней стенке так, что они кажутся округлыми. Если же рассматривать клетку в оптическом разрезе, то очертания хлоропластов, находящихся близ боковой стенки, выглядят эллипсовидными. В оптическом разрезе прозенхимной клетки видно, что хлоропласты занимают постенное положение. Центр клетки занимает крупная вакуоль с бесцветным клеточным соком. Ядро в этих клетках трудно увидеть, так как его оптическая плотность близка к таковой у цитоплазмы. Для того чтобы увидеть ядро, следует рассмотреть краевые клетки, в том числе клетки-зубчики. У последних на верхушке клетки хорошо видна буроватая оболочка. В клетках-зубчиках хлоропластов очень мало или они отсутствуют, ядро занимает постенное положение, центр клетки занимает вакуоль. Обычно в прозенхимных клетках (так называемой жилке), реже в паренхимных клетках, заметно перемещение пластид вдоль оболочки. Оно объясняется движением цитоплазмы, увлекающей пластиды за собой. По перемещению пластид можно судить о направлении движения цитоплазмы, оно может быть различным (правосторонним или левосторонним) в разных клетках. Неодинакова и скорость их движения. Движение цитоплазмы вокруг вакуоли называют круговым, или ротационным, оно известно также как циклоз и описано только для растительных клеток.

^ Цель работы: Исследовать особенности строения одноклеточного и многоклеточного организмов на примере одноклеточных водорослей, клеток листа элодеи и эпидермиса лука, дрожжей.

^ Материалы и оборудование: сочные чешуи лука репчатого Állium cépa, культура различных одноклеточных водорослей, побег элодеи Elodea canadensis, культура дрожжей Saccharomyces cerevisiae, пинцет, пипетка, препаровальная игла, микроскоп, покровные и предметные стекла, стакан с водой, 2%-ный раствор метиленовой синьки или 1%-ный раствор йода в йодистом калии, фильтровальная бумага.

^ Ход работы:

  1. В верхней части побега элодеи при помощи пинцета оторвите лист и перенесите в каплю воды на предметное с текло. Лист следует положить нижней стороной к предметному стеклу.

  2. Рассмотрите при малом увеличении микроскопа общий план строения листа. Схематически зарисуйте его.

  3. При большом увеличении пронаблюдайте за циклическим движением цитоплазмы в клетках.

  4. Обозначьте на рисунке: оболочку, ядро, хлоропласты, цитоплазму, вакуоль.

  5. Строение клетки кожицы лука следует рассматривать на временном препарате под микроскопом. Приготовление временного препарата: 1) на чистое предметное стекло в центр капнуть каплю воды; 2) с наружной стороны чешуи лука пинцетом снять кусочек кожицы (площадью около 0,5 см2); 3) поместить кожицу в каплю воды и аккуратно расправить препаровальной иглой; 4) большим и указательным пальцами правой руки взять покровное стекло, поднести его к краю капли, расположив под углом 45. Осторожно опускать стекло, пока его центр не коснется центра капли. Вода растечется под покровным стеклом и равномерно окружит препарат. Если под стеклом окажутся пузырьки воздуха, следует слегка постучать по стеклу препаровальной иглой. Неокрашенные препараты рассматривать при закрытой диафрагме конденсора, что позволит увидеть более отчетливо детали клетки за счет увеличения контрастности изображения.

  6. После изучения неокрашенного препарата необходимо подкрасить его, капнув слабым раствором йода в водном растворе йодида калия, что даст возможность увидеть не только пластиды, но и митохондрии, а также мелкие гранулы других органелл и включений

  7. Зарисуйте несколько клеток кожицы чешуи лука, обозначьте их органеллы и включения.

  8. Изготовьте препараты культур водоросли и дрожжей, капнув взвешенную культуру на предметное стекло. Рассмотрите под микроскопом и сделайте схематичные рисунки с указанием различных органоидов клетки.

  9. Сделайте вывод по работе. Укажите общие и различные черты строения клеток различных организмов (одноклеточных и много клеточных).

Контрольные вопросы.

  1. Какие черты клеточной организации присущи только для одноклеточных организмов?

  2. Что отличает клетки животных и грибов от клеток растительных организмов?

  3. В чем различие между клетками грибов и животных?

  4. Какие отличительные особенности возникли у клеток многоклеточных растений?

  5. Творческое задание: строение клетки животных.

Похожие:

Практикум Занятие №1. Химический состав клетки. Роль и типы движений у растений и животных. Строение клетки iconПрактикум Занятие №1. Химический состав клетки. Роль и типы движений у растений и животных. Строение клетки
Занятие №1. Химический состав клетки. Роль и типы движений у растений и животных. Строение клетки
Практикум Занятие №1. Химический состав клетки. Роль и типы движений у растений и животных. Строение клетки iconБилет №4 №1 Химический состав клетки
Роль воды в жизни клетки очень велика. Для живых организмов это не только необходимый компонент составляющих их клеток, но и зачастую...
Практикум Занятие №1. Химический состав клетки. Роль и типы движений у растений и животных. Строение клетки iconЗав кафедрой пропедевтики внутренних болезней Ш. З. Загидуллин
Осмотр грудной клетки. Топография грудной клетки. Оценка формы грудной клетки, измерение экскурсии. Оценка парадоксальных дыхательных...
Практикум Занятие №1. Химический состав клетки. Роль и типы движений у растений и животных. Строение клетки iconЛФ, фиу, пф. Занятие №26
На противоположенных концах клетки спирохет расположены по блефаропласту, соответственно две фибриллы (или два пучка фибрилл) направлены...
Практикум Занятие №1. Химический состав клетки. Роль и типы движений у растений и животных. Строение клетки icon15. закономерности существования клетки во времени
Закономерные изменения структурно-функциональных характеристик клетки во времени составляют содержание жизненного цикла клетки (клеточного...
Практикум Занятие №1. Химический состав клетки. Роль и типы движений у растений и животных. Строение клетки iconПеречень вопросов №1 по дисциплине «Анатомия и физиология человека. Основы патологии» (для промежуточной аттестации)
Грудная клетка ее строение. Характеристика грудной кости, ребра и грудного позвонка. Соединение костей грудной клетки. Виды ребер...
Практикум Занятие №1. Химический состав клетки. Роль и типы движений у растений и животных. Строение клетки iconБилет №7 №1
Ядро важнейшая составная часть клетки грибов, растений и животных. Клеточное ядро содержит ДНК – гены, и благодаря этому выполняет...
Практикум Занятие №1. Химический состав клетки. Роль и типы движений у растений и животных. Строение клетки iconМодуль 07 «Опорно-двигательный аппарат» Контрольные вопросы: Химический состав кости. Органические и минеральные соединения
Белки тропонин – тропомиозинового комплекса. Строение и роль в регуляции мышечного сокращения
Практикум Занятие №1. Химический состав клетки. Роль и типы движений у растений и животных. Строение клетки iconПравила и приемы при работе с микроорганизмами. Строение бактериальной клетки. Основные отличия эукариотических и прокариотических клеток. Методы исследования микроорганизмов
Распространение микроорганизмов в природе. Роль микроорганизмов в глобальных циклах элементов
Практикум Занятие №1. Химический состав клетки. Роль и типы движений у растений и животных. Строение клетки icon20. половые клетки
В настоящее время экспериментально доказана возможность развития полноценного организма на основе наследственной информации ядра...
Практикум Занятие №1. Химический состав клетки. Роль и типы движений у растений и животных. Строение клетки iconПрактикум биофизика клетки
Определение концентрации и среднего объема клеток в суспензии методом двухволновой турбидиметрии
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы