Предмет курса. Объект изучения. Методологические и методические основы icon

Предмет курса. Объект изучения. Методологические и методические основы


Скачать 20.72 Kb.
НазваниеПредмет курса. Объект изучения. Методологические и методические основы
Размер20.72 Kb.
ТипЛекция


ЛЕКЦИЯ 1.ПРЕДМЕТ, МЕТОДОЛОГИЯ И ЗАДАЧИ КУРСА

  1. Предмет курса.

  2. Объект изучения.

  3. Методологические и методические основы.

  4. Задачи курса.


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: предмет курса; экономика предприятия; эффективность; эффект; объект курса; отрасль экономики; закон, закономерность; методы исследования; единицы измерения показателей.


  1. Предмет курса.

ПРЕДМЕТ – процессы, которые составляют основу дисциплины.

Материальной основой развития человеческой цивилизации является прогресс общественного производства.

ПРОИЗВОДСТВО – целесообразная деятельность, направленная на переработку природного вещества в продукцию, создаваемую для удовлетворения конкретных потребностей.

В современных условиях производство рассматривается как комплекс действий, связанных с изготовлением, распределением, потреблением продукции, работ, услуг, а также утилизацией отходов указанных процессов.

Общественное производство изменяется, но можно выделить его основные компоненты, перечень которых остается неизменным.

Производство в широком смысле предполагает взаимодействие 3 основных элементов:

  • Средств труда;

  • Предметов труда;

  • Рабочей силы человека.

Личные (субъективные, человеческие) и вещественные (материальные) факторы производства в своей совокупности и взаимодействии составляют производительные силы (ПС) общества.

Исследованиями по поводу использования производительных сил занимаются многие дисциплины:

^ Политическая экономия – как совокупность общественных отношений, которые определяются характером собственности на средства производства;

Микроэкономика – как отношения по поводу эффективного распределения ограниченных производственных ресурсов (труда, земли, капитала) для оптимального удовлетворения потребностей потребителей.

^ Размещение производительных сил – территориальная организация производительных сил на уровне региона, страны, мира;

Экономика в целом рассматривается как научная дисциплина, которая занимается изучением особенностей формирования, состояния и развития национальной экономики, ее отраслей, отдельных предприятий, а также отдельных элементов производства (капитал, фонды, труд и др.).

^ Экономика как хозяйственный механизм:

  • это совокупность средств, законов и правил осуществления хозяйственной деятельности;

  • объединяет организацию,

анализ,

планирование,

управление хозяйственной деятельностью;

    • с углублением разделения труда, ростом масштабов производства, расширением ассортимента выпускаемой продукции повышается сложность регулирования экономической деятельности.

Следует учитывать, что экономика как вид хозяйственной деятельности:

  • включает материальные и нематериальные объекты, процессы, способы создания и распределения материальных и духовных благ, которые необходимы как отдельному индивиду, так и обществу в целом;

отсюда, экономика является базой в системе жизнеобеспечения людей;

  • в экономической системе основное звено – производство материальных благ, которые включают предметы потребления и средства производства;

реальной экономики, оторванной от материального производства, не существует.

^ ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ – это наука об эффективности производства, путях и методах достижения предприятием наилучших результатов при наименьших из возможных затратах.

Эффективность в широком смыслеопределенное соотношение результатов и затрат.

Решение проблем повышения эффективности производства для предприятий включается в перечень важнейших задач. При этом необходимо различать понятия эффект и эффективность. Понятия эффекта и эффективности производственной деятельности на предприятии имеют существенные различия.

Эффект отображается определенным перечнем стоимостных (возможно и других) параметров, которые характеризуют промежуточные и конечные результаты деятельности предприятия. Показатели, отображающие результаты производства, являются абсолютными величинами.

Эффективность производства рассчитывается соотношением результатов и затрат, которые обеспечивают формирование указанных результатов. Показатели эффективности производства всегда выражаются в относительных величинах.

Они являются комплексной характеристикой конечных результатов использования средств производства: предметов и средств труда, а также рабочей силы за определенный период. Чем больше величина результата, который получен на единицу затрат, тем выше результативность производства.

Отсюда основное условие эффективного производства содержится в обеспечении максимально возможного результата на каждую единицу использованных трудовых, материальных и финансовых ресурсов, а также их интегральной совокупности.

В рыночных условиях целесообразность экономической деятельности определяется на основе критериев предпринимательской деятельности.


  1. ^ Объект изучения.

ОБЪЕКТ – какие процессы изучает дисциплина?

Объектом курса являются основы регулирования экономической деятельности, организации и результативности хозяйствования на уровне первичного звена общественного производства – предприятия.

Предприятие – основное организационное звено народного хозяйства Украины. Предприятие входит в структуру национальной экономики.

^ Национальная экономика рассматривается как комплекс экономической деятельности в пределах страны (макро - и мезоуровни).

Отрасль экономики - это качественно однородная совокупность предприятий, других хозяйствующих единиц разных форм собственности и их объединений, которые выполняют однородные функции в системе общественного распределения труда.

Основные признаки отрасли:

    • производство в значительных масштабах однородной или аналогичной продукции;

    • наличие большого количества предприятий – производителей этой продукции;

    • специфические технологические процессы и организация труда;

    • однородность потребляемой продукции;

    • специфический состав специально подготовленных кадров.

Цель регулирования экономической деятельности – достижение эффективности производства.


^ 3. Методологические и методические основы.

Любые явления в природе и обществе происходят в соответствии с законами.

Закон – это необходимое, существенное повторение отношений между явлениями природы и общественной жизни.

Законы действуют объективно, то есть независимо от воли человека.

Однако, в отличие от законов природы, действие законов развития и деятельности общества подвергается мощному воздействию субъективного фактора и проявляется в форме закономерностей.

Закономерность – это объективно действующая, повторяющаяся связь явлений природы и общественной жизни.

Основу методологии курса составляет системный анализ как общенаучный методологический подход, имеющий следующие базовые положения:

  • основные принципы изучения объекта исследования предполагают его изучение в единстве, различии, взаимосвязи и развитии.

  • любой объект рассматривается как система, которую можно разделить на подсистемы. В то же время рассматриваемая система является подсистемой другой, более сложной системы.

  • свойства системы принадлежат подсистемам, однако свойства подсистем не всегда характеризуют систему. Следует учитывать закономерность индивидуальности развития объекта.


Основные теоретические подходы к исследованию экономических процессов изложены в теоретических курсах. Они представляют собой: анализ и синтез, дедукцию и индукцию, нормативный и позитивный подход, методы равновесного и неравновесного анализа и др.

Кроме этого, следует обратить внимание на современные теории рыночной экономики: выхода из финансово-экономического кризиса; теории глобализации, регионализации, стабильного развития; теории формирования социально ориентированной экономики; теории функционирования стран со смешанной экономикой; теории экономико-экологической безопасности, др.

^ Методическую основу курса составляют:

экономические,

статистические,

экономико-математические методы исследования объекта.

Методы экономического анализа, сравнений, экспертных оценок, наблюдения, классификаций, группировок, средних, моделирования, индексный, цепных подстановок, корреляционный, графический, др.


Показатели в экономике всегда имеют единицы измерения, которые традиционно подразделяются на:

  • натуральные;

  • условно-натуральные;

  • стоимостные.

Основное требование к этим показателям – их сопоставимость.

Кроме этого следует выделить:

  • относительные, которые измеряются, например, в % или не имеют имени (компактной единицы измерения), а точнее их наименование слишком длинное и имеет стандартное применение;

  • качественные характеристики – комплексные показатели или имеющие только словесный эквивалент.


Отсюда все показатели подразделяются на:

    • натуральные: количественные и качественные;

    • стоимостные;

    • относительные.


^ 4.Задачи курса.

Задачи курса обусловлены особенностями каждого конкретного периода развития экономики Украины.

В современных условиях необходимо отметить необходимость решения следующих заданий:

    • развитие современных экономических теорий применительно к особенностям деятельности промышленного производства Украины в условиях кризиса моровой экономики, обеспечивая базу для функционирования на принципах стабильного развития экономики;

    • развитие и адаптация методических основ механизма хозяйствования применительно к особенностям деятельности предприятий на территории Украины;

    • реализация теоретических и методических основ хозяйственного механизма в практической деятельности.

Конкретные направления развития экономики Украины и практические задачи содержатся в прогнозах, основных направлениях и прочих документах, разрабатываемых государственными органами власти.


На уровне предприятия формируются необходимость решения следующих задач:

    • организация производства, основанного на удовлетворении потребностей конкретного потребителя, в условиях кризиса;

    • управление и оптимизация затрат;

    • обеспечение роста прямых результатов дохода и прибыли, а также положительных внешних эффектов;

    • сокращение объемов влияния отрицательных внешних эффектов.

Гречановская И.Г. Экономика предприятия. - ОГАСА, 2012. – Л 1.

Похожие:

Предмет курса. Объект изучения. Методологические и методические основы iconПредмет курса. Объект изучения. Методологические и методические основы
Ключевые слова: предмет курса; экономика предприятия; эффективность; эффект; объект курса; отрасль экономики; закон, закономерность;...
Предмет курса. Объект изучения. Методологические и методические основы iconЛекция 1 Введение в курс «Этические основы бизнеса»
Антропологический характер экономики. Необходимость курса «Моральные основы экономики и предпринимательской деятельности». Цель,...
Предмет курса. Объект изучения. Методологические и методические основы iconМетодические указания для выполнения курсовой работы по дисциплине «маркетинг»
Курсовая работа выполняется студентами после изучения теоретического курса по дисциплинам «Маркетинг», «Основы маркетинга», а также...
Предмет курса. Объект изучения. Методологические и методические основы iconОбъект и предмет политологии. Политология в системе наук об обществе
Кроме этого, объектом изучения политической науки является политика, политическая сфера общественной жизни
Предмет курса. Объект изучения. Методологические и методические основы iconВ. Н. Карандашев Методологические основы психологии: пособие к учебному курсу
Карандашев В. Н. Методологические основы психологии: пособие к учебному курсу. 2-е изд. Екатеринбург: Уральский институт практической...
Предмет курса. Объект изучения. Методологические и методические основы iconПрограмма по дисциплине утверждено
Данная дисциплина базируется на общественных и юридических дисциплинах, изученных студентами на первых курсах вуза. После данного...
Предмет курса. Объект изучения. Методологические и методические основы iconВопросы для самостоятельного изучения по дисциплине «мдк 01. 02 Теоретические и методические основы воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста»
«мдк 01. 02 Теоретические и методические основы воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста»
Предмет курса. Объект изучения. Методологические и методические основы iconМетодические рекомендации по выполнению курсового проекта 1 Общие указания
Курсовой проект по дисциплине “ Цифровые системы коммутации ” является одним из основных видов учебной деятельности и формой контроля...
Предмет курса. Объект изучения. Методологические и методические основы icon«Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»
Международных научно-практических конференций «Методологические и методические проблемы современного общего музыкального образования»...
Предмет курса. Объект изучения. Методологические и методические основы iconМетодические указания к курсовому проектированию по дисциплине «Основы прогрессивных технологий» для специальности «Основы предпринимательской деятельности»
Методические указания рассмотрены и утверждены на заседании кафедры «Технология машиностроения»
Предмет курса. Объект изучения. Методологические и методические основы iconКонфликтология как наука: Объект,предмет, метод, связь с др науками
Предмет конфликтологии – характеристики и закономерности конфликтов в организации
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы