Проектирование предприятий автомобильного транспорта проектирование предприятий автомобильного транспорта icon

Проектирование предприятий автомобильного транспорта проектирование предприятий автомобильного транспорта


НазваниеПроектирование предприятий автомобильного транспорта проектирование предприятий автомобильного транспорта
страница1/4
Дата публикации22.10.2014
Размер0.77 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА


1. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

В основе проектирования предприятий автомобильного транспорта лежат проектные решения по технологии и организации производства технического обслуживания (ТО) и текущего ремонта (ТР) транспортных средств, разрабатываемые при технологическом проектировании предприятия.


1.1 Нормативно-техническая документация

для проектирования предприятий автомобильного транспорта

Основополагающие требования к проектной строительной документации и технику ее выполнения, обращения и хранения устанавливает сборник ГОСТов под общим названием «Система проектной документации для строительства».

(СПДС). Некоторые стандарты, действующие в области проектирования промышленных предприятий, представлены ниже.

ГОСТ Р 2101-92 «Основные требования к рабочей документации». Настоящий стандарт устанавливает состав рабочей документации на строительство предприятий, зданий и сооружений, основные требования к рабочим чертежам.

Также здесь определяется основной комплект чертежей и их маркировка, общие требования по рабочим чертежам, сформулированы общие правила выполнения рабочих чертежей и текстовых документов. Данный ГОСТ предусматривает частичное применение ГОСТов ЕСКД, которые не противоречат СПДС.

ГОСТ 21.508-93 «Правила выполнения рабочей документации генеральных планов предприятий, сооружений и жилищно-гражданских объектов». Настоящий стандарт устанавливает состав и правила оформления рабочей документации генеральных планов предприятий, сооружений и жилищногражданских объектов различного назначения.

ГОСТ 21.110-95 «Правила выполнения спецификации оборудования изделий и материалов». Настоящий стандарт разработан государственным предприятием –Центром методологии, нормирований и стандартизации в строительстве и принят в 1995 г. Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации и техническому нормированию в строительстве.

СНиП II-89-80 «Генеральные планы промышленных предприятий». Настоящие нормы применяются при проектировании генеральных планов новых, расширяемых и реконструируемых промышленных предприятий, а также при разработке схем генеральных планов групп предприятий с общими объектами (промышленных узлов).

СНиП 2.09.03-85 «Сооружения промышленных предприятий». Настоящие нормы используются при проектировании подземных сооружений, подпорных стен, подвалов, тоннелей и каналов и т. п.

СНиП 2.09.04-87 «Административные и бытовые здания» (с изм. От 31 марта 1994 г., 24 февр. 1995 г., 14 мая 2001 г.). Настоящие нормы распространяются на проектирование административных и бытовых зданий высотой до 50 м, включая мансардный этаж и помещения предприятий.

СНиП 11-01-95 «Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений». Настоящая инструкция определяет порядок разработки, согласования, состава проектной документации при проектировании нового предприятия автомобильного транспорта, его реконструкции или расширении.

МДС 11-4.99 «Методические рекомендации по проведению экспертизы технико-экономических обоснований (проектов) на строительство предприятий, зданий и сооружений производственного назначения». Настоящие методические рекомендации разработаны для обеспечения единого подхода к рассмотрению технико-экономических обоснований (проектов, рабочих проектов) на строительство предприятий, зданий и сооружений производственного назначения, необходимой полноты и качества экспертизы и предназначены для работников экспертных органов Российской Федерации, а также нештатных экспертов, подготавливающих локальные заключения по соответствующим разделам или отдельным вопросам проектов строительства.

Вышеперечисленные документы являются общими при проектировании промышленных предприятий.

Некоторые действующие специализированные документы для проектирования предприятий автомобильного транспорта приведены ниже.

BCH 01-89 «Предприятия по обслуживанию автомобилей». В настоящих ведомственных строительных нормах (ВСН) установлены требования по генеральному плану АТП. Даны основные объемно-планировочные и консультативные решения зданий и сооружений АТП для различных категорий подвижного состава. Обособлены требования для помещений хранения подвижного состава, включая многоэтажные. В соответствии с действующими нормами санитарии, экологии и охраны труда промышленных зданий сформулированы требования по водоснабжению, канализации, отоплению, вентиляции, электроснабжению и автоматизации для автотранспортных предприятий. Выделены дополнительные требования для предприятий по обслуживанию газобаллонных автомобилей.

ОНТП 01-91 «Общесоюзные нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта». Здесь рассматриваются особенности проектирования автотранспортных предприятий, станций технического обслуживания, гаражей-стоянок, грузовых автостанций и терминалов. Установлен параметрический ряд предприятий и регламентированы исходные данные для проектирования, расчетные нормативы для определения производственной программы по ТО и ТР, нормы расчета производственно-складских площадей, количества оборудования. Приведена методика расчета уровня механизации и автоматизации производственных процессов ТО и ТР. Экономически обоснованы прогрессивные нормы расхода воды, тепла, электроэнергии, сжатого воздуха, эксплуатационных материалов и запасных частей. Особое место отведено вопросам охраны окружающей среды.

ОНТП 02-86 «Общесоюзные нормы технологического проектирования авторемонтных предприятий». Аналогично предыдущим, нормы регламентируют параметры производственной базы авторемонтного предприятия и его организационную структуру.

СНиП 21-02-99 «Стоянки автомобилей». Данные нормы и правила распространяются на здания, сооружения и помещения для стоянки (хранения) автомобилей независимо от форм собственности и устанавливают основные положения и требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям, а также к инженерному оборудованию таких зданий и их размещению на территории поселений.

«Перечень категорий помещений и сооружений автотранспортных и авторемонтных предприятий по взрывопожарной и пожарной опасности и классов взрывоопасных и пожароопасных зон по правилам устройства электроустановок». Перечень разработан в соответствии с методикой определения категории помещений промышленных предприятий с учетом особенности технологии ТО и применяемых материалов, объемов и свойств материалов и легковоспламеняющихся жидкостей, критериями возможности возникновения взрыва или пожара и экономического фактора применения пожаротушения и мероприятий по предупреждению взрывопожарных ситуаций.


Учебная литература

  1. Напольский Г.М. Технологическое проектирование АТП и СТОА: Учебник для вузов. - 2-е изд., переработанное и дополненное - М.: Транспорт, 1993.-271 с.

  2. Масуев М.А. Проектирование предприятий автомобильного транспорта: Учебное пособие для вузов - М.: МФ МАДИ (ГТУ), 2001.-238 с.

  3. Завадский Ю.В. Решение задач автомобильного транспорта методом имитационного моделирования. - М.: Транспорт, 1977. - 72 с.

  4. ОНТП-01-91. Нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта. -М.: Гипроавтотранс, 1991. - 184 с.

  5. Кузнецов Е.С. Техническая эксплуатация автомобилей. - М.: Транспорт, 2001. - 535 с.

  6. Богатырев А.В. и др. Автомобили. - М.: Колос, 2001. - 496 с.

  7. Технологическое оборудование для технического обслуживания и ремонта автомобилей: Справочник (Р.А. Попржедзинский и др.). - М.: Транспорт, 1988. - 176 с.

Волгушев А.Н. и др. Автозаправочные станции. - СПб.: ДНК, 2001. -176 с


^ 2 КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА. СТРУКТУРА И СОСТАВ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ ПРЕДПРИЯТИЙ


2.1 Автотранспортные предприятия: назначение и классификация

АТП предназначены для перевозки грузов или пассажиров, а также выполнения работ по ТО, ТР, хранению и материально-техническому обеспечению подвижного состава.

По характеру перевозок и типу подвижного состава АТП делятся на:

- легковые таксомоторные (рис. 1);

- легковые по обслуживанию учреждений и организаций;

- автобусные (рис. 2);

- грузовые (рис. 3);

- смешанные (выполняют как грузовые, так и пассажирские перевозки);

- специальные, т. е. скорой медицинской помощи, коммунального обслуживания и т. п.




Рис. 1. Легковое таксомоторное АТП



Рис. 2. Автобусное АТП




Рис. 3. Грузовое АТП


По целевому назначению, характеру производственно-хозяйственной деятельности, подчиненности и формам собственности АТП могут быть:

- ведомственные;

- акционерные;

- частные и др.


^ По организации производственной деятельности АТП подразделяются на:

- автономные;

- кооперированные.


К автономным АТП относятся самостоятельные предприятия, которые осуществляют транспортную работу, хранение и все виды ТО и ТР подвижного состава.

^ Размер таких АТП зависит в основном от численности и типа подвижного состава. Типаж автономных АТП имеет широкий диапазон:

- для грузовых: от 100 до 500 единиц подвижного состава;

- для автобусных: от 100 до 400;

- для легковых таксомоторных: от 200 до 1000 единиц.

- смешенные АТП, либо специализированные по виду перевозок и типу подвижного состава автокомбинаты: крупные автономные АТП с числом автомобилей от 600 до 1500 и более.


^ К кооперированным относятся АТП, деятельность которых

осуществляется на основе централизации транспортной работы, а также

полной или частичной специализации и кооперации производства ТО и ТР подвижного состава.

^ В составе кооперированных АТП выделяются эксплуатационные и производственные филиалы.

В эксплуатационных филиалах выполняют транспортную работу, хранение подвижного состава, ежедневного обслуживания (ЕО), в отдельных случаях ТО-1 и нетрудоемкие работы ТР. Эти филиалы организуются преимущественно в местах интенсивных грузо- и пассажиропотоков, вблизи пунктов массовой загрузки и разгрузки, конечных станций маршрутов пассажирского транспорта, что способствует приближению подвижного состава к потребителям (сокращению нулевых пробегов).

^ Производственные филиалы создаются для выполнения ТО-1, ТО-2, когда они не производятся в эксплуатационных филиалах, и наиболее трудоемких работ ТР. Централизация ТО и ТР в производственных филиалах способствует более эффективному использованию ПТБ и повышению качества работ.


^ При небольшой производственной программе, когда организация

отдельных видов технических воздействий на отдельных АТП экономически не выгодна, используются различные формы кооперации между АТП по оказанию взаимных услуг по выполнению ТО и ТР.


^ 2.2 Автообслуживающие предприятия. Назначение и классификация


Автообслуживающие предприятия предназначены для выполнения ТО, ТР, КР хранения автомобилей и снабжения их эксплуатационными материалами.

В отличие от АТП эти предприятия транспортные функции не выполняют.

К этим предприятиям относятся:

- базы централизованного технического обслуживания (БЦТО);

- производственно-технические комбинаты (ПТК);

- централизованные специализированные производства (ЦСП);

- станции технического обслуживания (СТО);

- авторемонтные предприятия (АРП);

- автозаправочные станции (АЗС);

- стоянки автомобилей;

- пассажирские автостанции и автовокзалы;

- грузовые автостанции и терминалы;

- мотели и кемпинги.


БЦТО (базы централизованного технического обслуживания) − это самостоятельные предприятия или входящие в состав объединений автомобильного транспорта, выполняющие наиболее трудоемкие виды ТО и ТР для подвижного состава различных АТП, организаций или филиалов объединений, расположенных в районе деятельности базы. Состав и объем работ, выполняемых централизованно, определяются в зависимости от условий эксплуатации, расположения и оснащенности АТП, состава парка и других факторов. В объем работ, выполняемых БЦТО, в основном входят наиболее сложные виды профилактических работ (ТО-2, диагностирование) и текущего ремонта.

^ Размер БЦТО определяется числом закрепленных за ней автомобилей, которое составляет от 800 до 3000. БЦТО специализируются в основном для грузовых автомобилей и автобусов.

Отвечая принципам централизации и кооперации производства, БЦТО при определенных условиях являются наиболее прогрессивными и

перспективными предприятиями, причем наибольшее развитие они получат для грузового автомобильного транспорта общего пользования и транспорта сельского хозяйства, а также для пассажирского транспорта крупных городов.

ПТК (производственно-технические комбинаты) выполняют те же функции, что и БЦТО, и предназначены в основном для дизельных грузовых автомобилей.

ЦСП (централизованные специализированные производства) по своему назначению аналогичны БЦТО и ПТК, но отличаются более узкой специализацией производства и большими объемами выполняемых работ данного вида.

Преимущественное развитие получают ЦСП по текущему ремонту

двигателей и агрегатов, по ремонту приборов системы питания, электрооборудования, аккумуляторных батарей, по обслуживанию и ремонту технологического и инженерного оборудования АТП. Мощность ЦСП – от 2000 до 10 000 ремонтов в год.

СТО (станции технического обслуживания) предназначены для выполнения всех видов ТО и ТР автомобилей индивидуального пользования, мелких предприятий и организаций, а также оказание услуг по продаже автомобилей.

По типу обслуживаемого подвижного состава СТО подразделяются:

- для легковых;

- грузовых автомобилей;

- смешанного парка (встречаются редко),

^ По размещению делятся:

− на городские (рис. 4);

- дорожные (рис. 5).

Наибольшее распространение получили городские СТО по обслуживанию легковых автомобилей, принадлежащих населению, располагаемые в населенном пункте.

^ По характеру оказываемых работ могут быть:

- универсальными (для обслуживания и ремонта нескольких марок автомобилей);

- специализированными по маркам автомобилей (для обслуживания одной марки – дилерские станции);

- специализированными по видам работ.

^ В зависимости от числа рабочих постов и вида выполняемых работ, они разделяют на группы:

– малые станции – до 10 рабочих постов;

– средние – 10–30 постов;

– большие – более 30 постов.

^ Дорожные СТО являются универсальными станциями для обслуживания и ремонта всех типов подвижного состава (легковых и грузовых автомобилей, автобусов). Они имеют от 2 до 5 рабочих постов и располагаются вне населенных пунктов.




Рис. 4. Городская СТО




Рис. 5. Дорожная СТО


Ряд автомобильных заводов (КамАЗ, ВАЗ и др.) создают фирменную (заводскую) сеть автообслуживающих предприятий, в том числе и автомобильные центры, выполняющие различные услуги и являющиеся головными предприятиями этой сети.

Например, автоцентры КамАЗа (рис. 6) предназначены для оказания

различных видов услуг в гарантийном и послегарантийном периодах эксплуатации подвижного состава (перегон автомобилей с завода-изготовителя, предпродажная подготовка ТО, ТР, обеспечение запасными

частями, подготовка кадров и др.).

^ Авторемонтные предприятия (АРП) – служат для проведения капитального ремонта как полнокомплектных автомобилей, так и их составных элементов (по ОНТП 02-86) и подразделяются:

– на предприятия для ремонта силовых агрегатов грузовых автомобилей и автобусов;

– предприятия для ремонта прочих основных агрегатов грузовых автомобилей и автобусов;

– предприятия для ремонта грузовых автомобилей, в том числе и с «совмещенной» программой, т. е. предприятия, в программе которых предусматривается ремонт полнокомплектных автомобилей и агрегатов как товарной продукции;

– предприятия для ремонта силовых и прочих агрегатов легковых автомобилей, в том числе и с «совмещенной» программой;

– предприятия для ремонта автобусов, получающие по кооперации все агрегаты.

В настоящее время большинство авторемонтных заводов, выполняющих полнокомплектный капитальный ремонт автомобилей, закрыты или перепрофилированы. В основном продолжают функционировать предприятия по капитальному ремонту отдельных агрегатов.





Рис. 6. Автоцентр КамАЗ


АЗС (автозаправочные станции) предназначены для заправки автомобилей топливом, маслами, охлаждающей жидкостью, а также для подкачки шин. В частности, газобаллонные автомобили, работающие на сжиженном газе, заправляются на автомобильных газонаполнительных станциях (АГНС), а работающие на сжатом природном газе − на газонаполнительных компрессорных станциях (АГНКС). Кроме того, на заправочных станциях могут продаваться различные смазочные и другие эксплуатационные материалы.

АЗС подразделяются на городские (рис. 7) и дорожные (рис. 8). В свою очередь городские делятся на АЗС общего типа, расположенные вне центральной части города (жилой застройки) и рассчитанные на заправку всех типов подвижного состава и мототехники, и АЗС «тротуарного типа» находящиеся в центральных районах города. Кроме того, АЗС, в том числе и передвижные, будут размещаться на конечных пунктах автобусных маршрутов, на стоянках автомобилей у постоянно обслуживаемых предприятий.





Рис. 7. Городская автозаправочная станция




Рис. 8. Дорожная автозаправочная станция


Мощность АЗС определяется их пропускной способностью и для

городских АЗС составляет от 150 до 1000 заправок в сутки, что зависит от

числа топливозаправочных колонок и их производительности.

^ Дорожные АЗС, как правило, располагаются на автомобильных дорогах и предназначены для заправки автомобилей всех типов. Мощность этих АЗС зависит от грузонапряженности дорог и составляет от 1000 до 1500 и более заправок в сутки. Очень часто они совмещаются с дорожными СТО. Имеют площадки отдыха, кафе.

Стоянки предназначены для открытого и закрытого хранения

подвижного состава, но в отдельных случаях могут включать здания и

сооружения для мойки, ТО и ремонта автомобилей. Стоянки общего

пользования в основном предназначены для хранения легковых автомобилей, принадлежащих населению. Различают стоянки для постоянного хранения автомобилей (в жилой застройке) и для временного хранения − в основном у общественных, административных, торговых, спортивных зданий и сооружений.

Размер стоянок составляет от 10−25 до 500 и более автомобиле-мест.


^ 2.3 Формы развития производственно-технической базы


Под производственно-технической базой (ПТБ) принято понимать совокупность зданий, сооружений, оборудования, оснастки и инструмента, предназначенного для технического обслуживания, ремонта и хранения подвижного состава. Основной задачей ПТБ является обеспечение требуемого уровня технической готовности подвижного состава для выполнения транспортной работы при наименьших материальных и трудовых затратах.

Развитие и совершенствование ПТБ непосредственно связано расширенным воспроизводством основных производственных фондов, которое может осуществляться в следующих формах:

новое строительство – предусматривается возведение комплекса зданий и сооружений вновь организуемого предприятия на новом земельном участке или отдельной части предприятия (цеха, участка и т. д.) на новом или существующем земельном участке;

расширение – предусматривается строительство новых зданий и сооружений на существующей территории предприятия или на дополнительно выделенном земельном участке с целью увеличения производственной мощности предприятия, а также площади имеющихся зданий и сооружений за счет пристройки или надстройки;

реконструкция – предусматривается переустройство существующих зданий и сооружений в связи с внедрением новых технологий, улучшением условий труда, осуществлением мероприятий по охране окружающей среды и пожарной безопасности;

техническое перевооружение – предусматривается выполнение комплекса мероприятий, связанных с заменой устаревшей технологии и оборудования, модернизацией и повышением эффективности природоохранных объектов (систем очистки загрязненного воздуха, очистных сооружений производственных сточных вод и т. п.), внедрением совершенных систем управления производством и т. д.;

перепрофилирование – предусматривается проведение комплекса мероприятий по переводу предприятия полностью или частично на выпуск нового вида продукции или услуг вместо тех, которые не пользуются сбытом или спросом в настоящее время. Перепрофилирование можно предусматривать как для существующих предприятий, отдельных цехов, хозрасчетных участков, так и для находящихся в стадии строительства. Профиль предприятия считается измененным, если новый вид продукции или услуг превышает 50 % валового объема.

  1   2   3   4



Похожие:

Проектирование предприятий автомобильного транспорта проектирование предприятий автомобильного транспорта iconПроектирование предприятий автомобильного транспорта проектирование предприятий автомобильного транспорта
В основе проектирования предприятий автомобильного транспорта лежат проектные решения по технологии и организации производства технического...
Проектирование предприятий автомобильного транспорта проектирование предприятий автомобильного транспорта iconОсобенности коммерческой деятельности транспортно экспедиционных предприятий автомобильного транспорта общая характеристика деятельности транспортных экспедиторов
Тема особенности коммерческой деятельности транспортно экспедиционных предприятий автомобильного транспорта
Проектирование предприятий автомобильного транспорта проектирование предприятий автомобильного транспорта iconТема основные задачи коммерческой работы предприятий грузового автомобильного транспорта

Проектирование предприятий автомобильного транспорта проектирование предприятий автомобильного транспорта iconТема потребители услуг грузовых атп и методы их изучения
Одной из главных задач коммерческих служб предприятий автомобильного транспорта является изучение потребителей услуг атп и особенностей...
Проектирование предприятий автомобильного транспорта проектирование предприятий автомобильного транспорта iconТема организация коммерческой работы на предприятиях автомобильного транспорта

Проектирование предприятий автомобильного транспорта проектирование предприятий автомобильного транспорта iconВопросы к экзамену по дисциплине «проектирование предприятий мясной отрасли с основами сапр»
Генеральные планы предприятий мясной отрасли. Основные требования, предъявляемые к генеральным планам
Проектирование предприятий автомобильного транспорта проектирование предприятий автомобильного транспорта iconПассажирский автомобильный транспорт превратился в один из основных и наиболее распространенных видов пассажирского транспорта страны
На основном этапе развития пассажирского автомобильного транспорта особая роль придаётся системе подготовки инженерно-технических...
Проектирование предприятий автомобильного транспорта проектирование предприятий автомобильного транспорта icon"31" августа 2013 г. Расписание
Специальность 190631. 51 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Проектирование предприятий автомобильного транспорта проектирование предприятий автомобильного транспорта icon"31" августа 2013 г. Расписание
Специальность 190631. 51 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Проектирование предприятий автомобильного транспорта проектирование предприятий автомобильного транспорта icon"31" августа 2013 г. Расписание
Специальность 190604. 51 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Проектирование предприятий автомобильного транспорта проектирование предприятий автомобильного транспорта icon"31" августа 2013 г. Расписание
Специальность 190631. 51 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы