Рабочая программа по учебному предмету «Письмо и развитие речи» разработана на основе icon

Рабочая программа по учебному предмету «Письмо и развитие речи» разработана на основе


Скачать 173.48 Kb.
НазваниеРабочая программа по учебному предмету «Письмо и развитие речи» разработана на основе
страница1/5
Размер173.48 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4   5

Пояснительная записка


Рабочая программа по учебному предмету «Письмо и развитие речи» разработана на основе:

      • Приказа Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. № 29/2065 – п. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
      • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой.


      • Учебного плана образовательного учреждения.


^ Роль и место дисциплины в образовательном процессе

В начальном обучении предмет «Русский язык» (письмо и развитие речи) занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» (письмо и развитие речи) носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют успешность всего школьного обучения.


^ Программа рассчитана на 102 часов,3 часов в неделю.

Программа построена по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течении года, а далее дополнять их новыми сведениями.



^ Цель курса: создать условия для овладения учащимися элементарными знаниями по грамматике.

Задачи:

  • вырабатывать элементарные навыки грамотного письма;

  • учить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, развивать у учащихся устную и письменную речь,

  • формировать практически значимые орфографические и пунктуационные навыки;

  • воспитывать интерес к родному языку.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.

Основные направления коррекционной работы:

  • развитие зрительного и слухового восприятия и узнавания,

  • развитие пространственной ориентации,

  • развитие основных мыслительных операций,

  • коррекция речи и мышления,

  • коррекция фонематического слуха,

  • коррекция нарушений эмоционально - личностной сферы,

  • обогащение словаря,

  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Специфика программы

Отличительной особенностью рабочей программы по сравнению с примерной программой является коррекционная и практическая направленность, индивидуализация обучения. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.

Технология обучения по данной программе предполагает, что учащиеся, отстающие от одноклассников в усвоении знаний, должны участвовать во фронтальной работе вместе со всем классом (повторять ответы на вопросы, объяснения за учителем или сильным учеником по наводящим вопросам, пересказывать по упрощенному плану и т.д.). Для самостоятельного выполнения этим учащимся предлагаются облегченные варианты заданий.

Усвоение элементов фонетики, грамматики и правописания осуществляется в процессе обучения одновременно с умственным и речевым развитием.

Программа по грамматике и правописанию включает следующие разделы: повторение; звуки и буквы; слово; предложение; связная речь; письмо и чистописание.

Фонетико-фонематические нарушения учащихся затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого особое внимание в 3 классе уделяется звукобуквенному анализу, который является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу.

В процессе практических грамматических упражнений изучаются различные разряды слов – названия предметов, действий, признаков, родственные слова. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обозначение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания.

Изучение предложений имеет особое значение для подготовки учащихся к самостоятельной жизни, к общению. Постепенно в процессе упражнений у учащихся формируются навыки построения разной степени распространённости простого предложения. Одновременно идёт закрепление орфографических и пунктуационных навыков.

На уроках русского языка особое внимание уделяется формированию навыков связанной письменной речи, т.к. возможности школьников излагать свои мысли в письменной форме, весьма ограничены. В связи с этим ведётся постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию.

В 3 классе проводятся подготовительные упражнения – ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и др.

Графические навыки у учащихся совершенствуются к 3-му классу. Трудности формирования графических навыков у учащихся с ОВЗ часто бывают связаны с недостатком развития движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Эта работа заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок в списывании с рукописного и печатного текста.

Учащиеся, отстающие от одноклассников в усвоении знаний, должны участвовать во фронтальной работе вместе со всем классом (повторять вопросы, ответы, действия, объяснения за учителем, хорошо успевающими учащимися, списывать с доски, работать у доски с помощью учителя). Для самостоятельного выполнения таким учащимся даются посильные для них задания.

^ Содержание тем учебного курса:

Повторение пройденного в начале года: практическое построение простого предложения. Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме; заканчивание предложений; восстановление нарушенного порядка слов в предложении.

^ Звуки и буквы: алфавит; употребление ь на конце и в середине слова. Разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и. Сочетания гласных с шипящими. Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов. Проверка написания путем изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов. Ударение. Различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных путем изменения формы слова (водá — вóды) или подбора по образцу родственных слов (водá — вóдный).

Слово: различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом. Имена собственные. Расширение круга имен собственных: названия рек, гор, морей. Большая буква в именах собственных. Предлоги до, без, под, над, около, перед. Разделительный ъ. Родственные слова. Общая часть родственных слов (корень). Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне: умение пользоваться словарем, данным в учебнике.

Предложение: членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком или о чем говорится, что говорится. Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений. Установление связи между словами в предложениях по вопросам. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки) Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды).

^ Связная речь: Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок под руководством учителя и самостоятельно. Составление и запись рассказа по сюжетной картинке и подробному вопроснику после устного разбора содержания, языка и правописания. Изложение под руководством учителя небольшого текста (20—30 слов) по данным учителем вопросам. Восстановление несложного деформированного текста по вопросам. Описание несложных знакомых предметов и картин по коллективно составленному плану в виде вопросов. Составление и написание под руководством учителя небольшого письма родным, товарищам. Адрес на конверте.

^ Виды и формы организации учебного процесс

Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.

^ Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения, ИКТ.

Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:

  • анализ, обобщение, группировка, систематизация элементарного языкового материала,

  • звуко - буквенный анализ слова,

  • овладение правописанием слов, предложений, текстов,

  • различение разрядов слов – названия предметов, действий, признаков,

  • работа с предложением: его построение, установление связи слов в предложении, нахождение главных и второстепенных членов предложения,

  • ответы на последовательно – поставленные вопросы,

  • совершенствование графического навыка,

  • списывание с письменного и печатного текста, письмо под диктовку,

  • самостоятельные письменные работы, которые способствуют воспитанию самостоятельности и самоконтролю,

  • работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя,

  • развёрнутые объяснения при написании слов с изученными орфограммами, что содействует развитию речи и мышления, приучают к осознанному выполнению задания,

  • работа над ошибками, способствующая раскрытию причин, осознанию и исправлению ошибок.

^ Планируемые результаты освоения курса

«Звуки и буквы»

Учащиеся должны знать:

- алфавит,

- расположение слов в алфавитном порядке в словаре.

Учащиеся должны уметь:

- анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове),

- употреблять ь на конце и в середине слова,

- употреблять разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и,

- писать сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу,

- писать слова с парными согласными в конце и в середине слова, подбирать проверочные слова,

- ставить в словах ударение, различать ударные и безударные гласные,

- писать слова с безударными гласными, подбирать проверочные слова.

ПРИМЕЧАНИЯ.

Обязательно:

- знать алфавит, расположение слов в алфавитном порядке в словаре,

- уметь анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове).

«Слово»

Учащиеся должны знать:

- предлоги до, без, под, над, около, перед,

Учащиеся должны уметь:

- различать основные категории слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильно употреблять их в связи друг с другом,

- правильно писать имена собственные,

- писать предлоги раздельно с другими словами,

- употреблять разделительный ъ,

- подбирать родственные слова, находить корень,

- писать слова с непроверяемыми гласными, пользуясь словарём.

«Предложение»

Учащиеся должны знать:

- члены предложения: подлежащее, сказуемое.

Учащиеся должны уметь:

- членить речь на предложения, выделять в предложении слова, обозначающие, о ком или о чём говорится, что говорится.

- составлять и распространять предложения, устанавливать связь между словами в предложениях по вопросам,

- ставить знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак),

- находить в предложении подлежащее, сказуемое, второстепенные члены (без деления на виды),

- списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями,

- писать под диктовку предложения и тексты (30 – 35 слов).

ПРИМЕЧАНИЯ.

Обязательно:

- составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам,

- ставить знаки препинания в конце предложения,

- списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями,

- писать под диктовку предложения и тексты (30 – 35 слов).

«Связная речь»

Учащиеся должны уметь:

- составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам,


^ Способы и формы оценки образовательных результато


Знания и умения учащихся оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, самостоятельных работ; текущих и итоговых контрольных письменных работ.

При оценке устных ответов принимаются во внимание:

  • правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала,

  • полнота ответа,

  • умение практически применять свои знания,

  • последовательность изложения и речевое оформление ответа.

1. Оценка устных ответов.

Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

^ Оценка «4» ставится, если ученик даёт ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает одну – две ошибки, которые исправляет с помощью учителя.

^ Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.

^ Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнании большей или наиболее существенной части изученного материала; допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь учителя.

Оценка «1» за устные ответы не ставится.

^ 2. Оценка письменных работ.

К классным и домашним письменным работам обучающего характера относятся упражнения, выполняемые в целях тренировки по учебнику, по карточкам, по заданиям учителя, предупредительные, объяснительные и иные диктанты неконтрольного характера, грамматический разбор.

Контрольные работы состоят из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и могут быть комбинированными (контрольные списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктант и грамматический разбор и т.д.). Основные виды контрольных работ в 4 классе – списывание и диктанты.

Для грамматического разбора следует использовать задания на опознание орфограмм, определение частей речи и членов предложения, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.

Текст для диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений. Следует избегать включения в него слов на правила, которые ещё не изучались. Если такие слова встречаются, их надо написать на доске или проговорить, выделив орфограмму. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть понятными учащимся.

Контрольные диктанты должны содержать по 2 – 3 орфограммы на каждое правило.

Примерный объём текстов контрольных работ в IV классе – 30 – 35 слов. Учёту подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы.

При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей.

Дети, которые занимаются с логопедом, не освобождаются от написания контрольных диктантов в классе. Оцениваются такие работы в зависимости от индивидуальных успехов учащихся.

При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:

^ Оценка «5» ставится за работу без ошибок.

Оценка «4» ставится за работу с одной – тремя ошибками.

Оценка «3» ставится за работу с четырьмя – пятью ошибками.

^ Оценка «2» ставится за работу, в которой допущено шесть – восемь ошибок.

Оценка «1» ставится за работу с большим количеством ошибок, чем допустимо при оценке «2».

В письменных работах не учитываются одно – два исправления или одна пунктуационная ошибка. Наличие трёх исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует одной орфографической ошибке. Ошибки на не пройденные правила правописания также не учитываются.

За одну ошибку в диктанте считается:

  • повторение ошибок в одном и том же слове. Если же подобная ошибка на это правило встречается в другом слове, она учитывается;

  • две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы; не дописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное написание одного и того же слова в предложении.

Ошибки, обусловленные тяжёлыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими для них ошибками являются замена согласных, искажение звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, не дописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.

При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормами:

^ Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает исправления.

^ Оценка «4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя и допускает 2 – 3 ошибки.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4 – 5 ошибок или не справляется с одним из заданий.

^ Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания.

^ 3. Итоговая оценка знаний и умений учащихся.

  1. За учебную четверть и за год знания и умения учащихся оцениваются одним баллом.

  2. При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний ученика, так и овладение им практическими умениями.

  3. Основанием для выставления итоговой оценки служат: результаты наблюдений учителя за повседневной работой ученика, устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ.

^ Содержание курса




Раздел

Кол-во часов

1

Повторение. Предложение.

6

2

Звуки и буквы.

6

3

Гласные и согласные звуки и буквы.

4

4

Гласные буквы – е, ё, и, э, ю, я.

3

5

Ударение в слове.

2

6

Слог как часть слова.

3

7

Перенос слов при письме.

4

8

Твердые и мягкие согласные.

4

9

Мягкий знак (ь) на конце и в середине слова.

5

10

Гласные после шипящих.

6

11

Парные звонкие и глухие согласные.

9

12

Разделительный мягкий знак (ь).

6

13

Разделительный твердый знак(Ъ)

3

14

Слово. Название предметов.

6

15

Большая буква в именах людей, кличках животных, названиях городов, сел, деревень, улиц.

6

16

Названия действий.

11

17

Слова, обозначающие названия признаков

5

18

Предлоги.

3

19

Предложение.

10




Итого

102
  1   2   3   4   5

Похожие:

Рабочая программа по учебному предмету «Письмо и развитие речи» разработана на основе iconРабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» является ведущей, так как чтение это средство приобретения новых знаний для дальнейшего развития
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» разработана на основе
Рабочая программа по учебному предмету «Письмо и развитие речи» разработана на основе iconРабочая программа по учебному предмету «Письмо и развитие речи» разработана на основе
Приказа Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. №29/2065 – п. «Об утверждении учебных планов специальных...
Рабочая программа по учебному предмету «Письмо и развитие речи» разработана на основе iconРабочая программа по учебному предмету «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» разработана на основе
Приказа Министерства Образования Российской Федерации от 10. 04. 2002 года, №29/ 20 65 – п «Об утверждении учебных планов специальных...
Рабочая программа по учебному предмету «Письмо и развитие речи» разработана на основе iconРабочая программа по учебному предмету «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» разработана на основе
Приказа Министерства Образования Российской Федерации от 10. 04. 2002 года, №29/ 20 65 – п «Об утверждении учебных планов специальных...
Рабочая программа по учебному предмету «Письмо и развитие речи» разработана на основе iconНиклесовой Оксаны Владимировны, Высшая квалификационная категория, по учебному курсу «Физическая культура» 6 класс Г. Оренбург 2013-2014 учебный год пояснительная записка рабочая программа
Рабочая программа, разработана на основе нового фгос основного общего образования, по предмету «физическая культура» в мобу «сош...
Рабочая программа по учебному предмету «Письмо и развитие речи» разработана на основе iconРабочая программа по учебному предмету «Математика» разработана на основе
Приказа Министерства Образования Российской Федерации от 10. 04. 2002 года, №29/ 20 65 – п «Об утверждении учебных планов специальных...
Рабочая программа по учебному предмету «Письмо и развитие речи» разработана на основе iconРабочая программа по учебному предмету «Математика» разработана на основе
Приказа Министерства Образования Российской Федерации от 10. 04. 2002 года, №29/ 20 65 – п. «Об утверждении учебных планов специальных...
Рабочая программа по учебному предмету «Письмо и развитие речи» разработана на основе iconРабочая программа по учебному предмету «Обучение грамоте» разработана на основе
Приказа Министерства Образования Российской Федерации от 10. 04. 2002 года, №29/ 20 65 – п «Об утверждении учебных планов специальных...
Рабочая программа по учебному предмету «Письмо и развитие речи» разработана на основе iconРабочая программа по учебному курсу рассчитана, как правило, на каждый класс или параллель
Фгос ноо, примерной программы по учебному предмету и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса
Рабочая программа по учебному предмету «Письмо и развитие речи» разработана на основе iconРабочая программа по учебному предмету «Литература» для основного общего образования
В. Я. Коровиной (В. Я. Коровина программа курса литературы для 5 – 11 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010...
Рабочая программа по учебному предмету «Письмо и развитие речи» разработана на основе iconРабочая программа по учебному предмету «Литература» для основного общего образования
В. Я. Коровиной (В. Я. Коровина программа курса литературы для 5 – 11 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы