Социальное и экономическое обоснование проекта Закона Республики Башкортостан «О родовом поместье» icon

Социальное и экономическое обоснование проекта Закона Республики Башкортостан «О родовом поместье»


Скачать 464.6 Kb.
НазваниеСоциальное и экономическое обоснование проекта Закона Республики Башкортостан «О родовом поместье»
страница1/3
Дата публикации09.05.2013
Размер464.6 Kb.
ТипРеферат
  1   2   3



Социальное и экономическое обоснование

проекта Закона Республики Башкортостан

«О родовом поместье».


Региональная общественная организация «Родовые поместья» РБ


город Уфа, август 2012 г.





Страница №

Оглавление

2

Введение

3

Обоснование проекта Закона Республики Башкортостан

«О родовом поместье».

6

  1. Содержание режима землепользования «Родовое поместье».

6

  1. О правовом статусе РП.

6

  1. О предпосылках создания нового режима землепользования.

7

  1. Факторы повышения эффективности землепользования.

8

  1. О влиянии защитных лесополос на урожаи с/х культур.

8

Экономический эффект от создания защитных лесополос.

8

  1. Создание водоёмов.

9

Экономический эффект от создания источников и водоёмов на приусадебных участках.

9

  1. Пчеловодство.

10

Экономический эффект пчеловодства в РП.

10

  1. О соответствии режима землепользования «Родовое поместье» требованиям градостроительных правил.

11

  1. Максимально допустимые размеры земельных участков.

11

  1. Соответствие нормативам градостроительства.

11

  1. О комплексной застройке пригородов.

12

  1. О предпочтениях населения в выборе мест проживания.

12

  1. Об экономической эффективности комплексного развития инфраструктуры поселений.

13

  1. Об индивидуальной застройке.

14

  1. Повышение доступности жилья для населения.

14

  1. Экономическая эффективность индивидуального малоэтажного жилья.

14

  1. Качественные характеристики жилья в РФ.

16

  1. О продовольственной безопасности.

18

  1. ^ Фонд земель для создания РП.

21

Реквизиты

22

Введение.


Появление этой работы вызвано сохранением на начало 2012 года в Республике Башкортостан и в Российской Федерации низких, по сравнению с развитыми странами, показателей уровня жизни населения. Опубликованные в СМИ показатели состояния жилищного фонда, уровня доходов населения, и в целом, качества жизни в Республике, не дают оснований для их положительной оценки.

  1. Выступление Министра ЖКХ РБ Ирека Ялалова от 28 января 2011 года, статья "В Башкирии на капитальный ремонт жилфонда требуется 30 миллиардов рублей" автор: Галия Набиева

(http://www.bashinform.ru/news/335750/)

  1. Выступление министра труда и социальной защиты населения РБ Ивановой Л.Х. 11 мая 2011 г.

(http://www.pravitelstvorb.ru/info/ivanova11_may_2011.php?sphrase_id=2526 )

  1. «В Башкирии построят за год 600 квартир для остро нуждающихся, а надо в сто раз больше» от 27 янв. 2012 г. автор: Айгуль Нургалеева

( http://sibayrb.ru/2012/01/27/v-bashkirii-postroyat-za-god-600-kvartir-dlya-ostro-nuzhdayuschihsya-a-nado-v-sto-raz-bolshe.html )

  1. «Качество жизни в регионах: лучше всего по-прежнему в Москве и Санкт-Петербурге» (http://kp.ru/daily/25738/2727914/ , http://kp.ru/f/13/attached_file/14/79/2727914.doc )



Целью данной работы является доказательство следующего утверждения:

С точки зрения цели - улучшить показатели качества жизни населения Республики, - наиболее эффективным путём является инфраструктурное развитие пригородов и сельских территорий на основе базовой структурной единицы – нового режима землепользования «Родовое поместье» (далее, сокращённо, – РП).


Подобная схема развития территорий в публикациях специалистов (Ефимов В.А. - ректор ГАУ г. С.-Пб.; Ю.В. Крупнов - председатель наблюдательного совета АНО ИДМРР г. Москва) именуется как «поместно-усадебная урбанизация». По своему содержанию поместно-усадебная урбанизация является инвестиционной формой развития территорий, предусматривающей высокую рентабельность вложений.

Фактическим примером реализации идеи комплексной застройки пригородов в Республике является Подпрограмма "^ Развитие малоэтажного жилищного строительства в Республике Башкортостан" республиканской целевой Программы "Стимулирование развития жилищного строительства в Республике Башкортостан в 2011 - 2015 годах". Программой предусматривается развитие строительства малоэтажного жилья, обеспечение территорий необходимой инженерной и социальной инфраструктурой; автомобильными дорогами; разработка механизмов финансирования строительства.

(источник: Подпрограмма "Развитие малоэтажного жилищного строительства в Республике Башкортостан" республиканской целевой программы "Стимулирование развития жилищного строительства в Республике Башкортостан в 2011 - 2015 годах"

http://ratingregions.ru/sites/default/files/apl/doc/1/bashkor_dom5.pdf )

Приведённые в настоящей работе данные позволяют утверждать, что имеются возможности для значительного улучшения «ожидаемых конечных результатов» реализации Программы путём создания особого режима землепользования и планирования на его основе развития пригородов. Предложение состоит в следующем:

  1. необходимо увеличить минимальную площадь приусадебных участков, предоставляемых для индивидуального жилищного строительства, до 1 гектара и

  2. предоставить этим участкам правовой статус (статус РП), исключающий их коммерческий оборот и нецелевое использование.


За счёт использования РП в качестве базовой структурной единицы пригородов, с выделением жителям приусадебных участков площадью от 1 га, удастся существенно сократить бюджетные затраты на:

  • строительство и содержание сетей водоснабжения и водоотведения, централизованного отопления;

  • на содержание и ремонт жилищного фонда и коммунальных инженерных систем;

  • переселение из аварийного фонда и улучшение жилищных условий нуждающихся;

  • субсидирование сельхозпроизводства.


Ожидаемые положительные эффекты массового строительства Родовых поместий в пригородах крупных городов и формирования новых населённых пунктов:

  • повышение доступности жилья для населения;

  • повышение показателей социальной защищённости населения;

  • рост экономической эффективности сельского хозяйства Республики;

  • повышение уровня продовольственной безопасности Республики;

  • развитие инфраструктуры пригородов и сельских поселений;

  • рост бюджетных доходов;

  • рост рождаемости и улучшение иных демографических показателей;

  • улучшение экологической обстановки.


Утверждение о положительном эффекте массового строительства Родовых поместий сформулировано с учётом факторов:

  • роста показателей урбанизации территорий РФ;

  • роста рисков продовольственной и экологической безопасности населения РФ;

  • роста затрат на ремонт объектов ЖКХ Республики;

  • растущих требований населения к качеству жилищных условий;

  • рациональности инвестиционной стратегии государства в развитии территорий.


В работе раскрывается содержание режима землепользования «Родовое поместье», а также обосновывается его экономическая эффективность. В приложении (Приложение №1) находится проект закона Республики Башкортостан «О Родовом поместье».


Для разработки проекта закона о режиме землепользования «Родовое поместье» за основу взяты идеи серии книг «Звенящие кедры России» В.Н. Мегре.

(источник: http://www.megre.ru/category/knigi-vn-megre_lh/?SHOWALL_1=1),

Близкими по смыслу и выводам являются публикации:

  • «Дом в России. Национальная идея» Юрий Васильевич Крупнов, Александр Кривов, 2004 г. (источник: http://dvr.kroupnov.ru/),

  • «Земля - Дома - Дороги. К жилищному вопросу: стратегия прорыва» Г.А. Явлинский, 2011 г. (источник: http://www.yabloko.ru/books/ZDD_web2.pdf).


Подобный предлагаемому, аналогичный правовой статус земельных участков сформулирован региональными законами:

  • «О родовых усадьбах в Белгородской области» № 331 от 15 марта 2010 года.

(источник: http://www.rodus31.ru/zakon/65-zakon.html )

  • Закон Брянской области от 30.06.2011 года № 65-З "О родовых усадьбах в Брянской области "

(источник: http://www.bryanskobl.ru/region/law/view.php?id=9036&type=0 )

  • Закон Краснодарского края от 03.07.2012 № 2536-КЗ "О сельских усадьбах в малых сельских населенных пунктах Краснодарского края"

(источник: http://docs.kodeks.ru/document/921054773 )


Выводы, сделанные в настоящей работе, не претендуют на высокую степень научной обоснованности. Но следует учитывать, что публикации Федеральной службы государственной статистики, законодательные акты и государственные программы Российской Федерации и Республики Башкортостан, сообщения информационных агентств, опубликованные результаты научных исследований, как правило, являются надёжными источниками информации. Её анализ требует лишь объективного рассмотрения и логики при сопоставлении фактов.

В качестве исторической параллели с тематикой работы уместно вспомнить об идеях аграрной реформы начала 20-го века, в царствование Николая II, во многом связанной с именем Петра Аркадьевича Столыпина, - с 8 (21) июля 1906 г. председателя правительства России.

И тогда и сейчас преследуется цель создать успешного земельного собственника, успешного практически в том же смысле, какой вкладывал в него П.А. Столыпин: цель аграрной реформы состоит в том, - утверждал он, - чтобы сделать «…крестьянина богатым, достаточным, так как, где достаток, там… просвещение, там и настоящая свобода... Надо дать ему собственность …, пусть она будет крепка, пусть будет наследственная».

(Источник: Речь об устройстве быта крестьян и о праве собственности, произнесённая в Государственной думе 10 мая 1907 года

http://www.bibliotekar.ru/stolypin/10.htm)

Именно эту цель преследовали Высочайший Указ от 9 ноября 1906 года и закон «О землеустройстве», подписанный Николаем II 29 мая 1911 г. На первое место было поставлено образование хуторов и отрубов. Разрозненные наделы земли могли быть соединены в одном месте. Так получался отруб. Если к нему присоединялась площадь деревенской усадьбы, на которую переносилось жилье, отруб превращался в хутор.


Совершенно ту же цель преследовало создание правовой базы для крестьянских хозяйств Правительство РБ, принимая закон от 21.03.91 № ВС-5/25 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве в РБ" (утратил силу 07.03.2001).

(Источник: http://ufa.regionz.ru/index.php?ds=21006

Однако фермерские хозяйства так и не стали основой производства в сельском хозяйстве РБ, по всей видимости, не выдерживая конкуренции с коллективными и личными подсобными хозяйствами. По итогам 2010 г. их доля в производстве с/х продукции составила всего 3,94 %.

(Источник: http://www.bashstat.ru/bashdigital/region4/DocLib/ПРОДУКЦИЯ%20СЕЛЬСКОГО%20ХОЗЯЙСТВА.htm)


Сегодня личное подсобное хозяйство (далее - ЛПХ) является одним из главных источников дохода для населения Республики Башкортостан. Доля ЛПХ в объёме производства сельскохозяйственной продукции в Республике составила в 2010 г. 66,66 %.

(Источник: «Правительственная поддержка личным подсобным хозяйствам»

http://www.pravitelstvorb.ru/press_office/newsline/detail.php?ID=1016 )

Режим землепользования «Родовое поместье» может рассматриваться в качестве следующего этапа развития личных подсобных хозяйств. Целью его создания, с точки зрения развития сельского хозяйства Республики, является повышение эффективности землепользования.


Впрочем, цель эта не основная. Она является только предпосылкой для настоящего обустройства страны (подробнее Г.А. Явлинский http://kp.ru/daily/25691/894584/.), создания её национальной стратегии (подробнее Ю.В. Крупнов 1) http://www.kroupnov.ru/5/66_1.shtml , 2) http://skatr.ru/tysyacha-novykh-gorodov-dlya-rossii ) путём комплексного развития инфраструктуры территорий существующих населённых пунктов и массового строительства новых городов.

Со временем каждое Родовое поместье станет маленькой, но очень устойчивой экосистемой. Пригороды вокруг городов, состоящие из Родовых поместий, сформируют широкие зелёные зоны. Город сохранит свою роль производственного и торгового центра. Но центром семейной жизни станут связанные с ним сетью коммуникаций уютные, комфортные пригороды. Для каждой семьи это будет защищённая, доступная, благоприятная во всех отношениях среда обитания, идеальная для воспитания детей и активного отдыха.

^ Обоснование проекта Закона Республики Башкортостан

«О родовом поместье».


«Концепция устойчивого развития сельских территорий РФ на период до 2020 года» предусматривает «создание в сельской местности среды обитания, благоприятной для семей с детьми, включая установление соответствующих требований к градостроительным решениям, а также к социальной и транспортной инфраструктуре».

Достижение целей, поставленных в Концепции, «требует привлечения значительных финансовых ресурсов, источниками которых являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и сельских муниципальных образований, а также внебюджетные средства, в том числе средства субъектов, хозяйствующих на селе, и средства сельского населения».

(Источник: «Концепция устойчивого развития сельских территорий РФ на период до 2020 года» (утверждена распоряжением Правительства РФ от 30 ноября 2010 г. № 2136-р)

http://www.mcx.ru/documents/document/show/14914.77.htm

В целях повышения эффективности использования бюджетных средств и достижения целей, обозначенных Концепцией, предлагается создать режим землепользования «Родовое поместье».


  1. Содержание режима землепользования «Родовое поместье».



Режим землепользования «Родовые поместья» создаётся в целях повышения эффективности ведения сельского хозяйства, повышения качества жизни и комплексного решения социальных проблем жителей Республики. В первую очередь, улучшения жилищных условий.

Родовое поместье, как режим землепользования, имеет сходство с существующими крестьянскими, садоводческими и личными подсобными хозяйствами. Но имеет и существенные отличия, требующие создания соответствующей ему правовой базы в форме нормативных законодательных актов.

Данный режим землепользования соответствует обычаям делового оборота, нормам гражданского права РФ, и не вступает в противоречие с действующим в РФ законодательством.



  1. О правовом статусе РП.



Правовой статус земельного участка Родового поместья включает следующие нормы:

  • РП имеет статус жилища человека.

  • РП предназначено для постоянного проживания граждан.

  • РП предоставляется для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства.

  • Права на РП, на недвижимость на его территории, неотчуждаемы. Переход прав в отношении РП возможен исключительно в порядке наследования. При отсутствии наследников по закону, РП переходит в государственный земельный фонд.

  • Сделки в отношении РП ничтожны, в том числе аренда, дарение, залог.

  • Земельный участок в статусе РП неделим.

  • Земельный участок предоставляется гражданам, не имеющим в собственности РП.

  • Недвижимость и с/х продукция РП свободны от налогообложения.

  • РП не может быть обременено сервитутом.

  • Минимальная площадь участков РП устанавливается равной 1 га, максимальная (в случае, если такое решение будет принято законодательным органом) - до 2,5 га.


Данные нормы имеют целью:

  1. вывод земель, предоставленных под РП, из коммерческого оборота, с тем чтобы исключить возможность спекуляции землёй и нецелевого её использования.

  2. создание правовой и материальной базы для повышения уровня жизни и социальной защиты населения Республики.

  1. ^ О предпосылках создания нового режима землепользования.


В связи с особенностями режима землепользования «Родовое поместье», возникает необходимость в специальном законодательном акте для его применения в Республике Башкортостан.

Согласно прилагаемого проекта закона «О родовом поместье» РБ (Приложение №1):



  1. земельным участкам РП предоставляется правовой статус, имеющий принципиальные отличия от статуса земель садоводческих, фермерских, личных подсобных и иных хозяйств. Он исключает возможность коммерческого оборота земель РП, запрещает деление участков.

Данные нормы позволяют владельцам РП в долгосрочной перспективе планировать свою хозяйственную деятельность, с учётом произрастания многолетних насаждений, расположения водных источников, гнездования птиц, расселения животных и насекомых.

  1. РП, в отличие от ЛПХ и иных хозяйств, полностью освобождаются от налогообложения. Это касается и недвижимости и с/х продукции. В частности, продукция ЛПХ в настоящее время освобождена от налогообложения. Однако освобождение не предусмотрено для недвижимости владельцев ЛПХ.

^ Таким образом, гарантируется минимальный уровень жизнеобеспечения владельцев РП, по тем или иным причинам не имеющих денежных доходов.



  1. устанавливается минимальная и максимальная нормы площади РП. Действующие нормы площади, установленные Законом № 59-з от 5 января 2004 года «О регулировании земельных отношений в РБ» для садовых товариществ, личных и фермерских хозяйств, не могут применяться к РП, ввиду иного правового статуса перечисленных земельных участков и разрешённых для них видов деятельности.

Разрешённые виды деятельности в Родовом поместье идентичны предусмотренным законодательством для ЛПХ. Однако РП, в отличие от ЛПХ, предоставляется единым массивом. Разделение на полевой и приусадебный участки ЛПХ снижает эффективность землепользования. Приусадебный участок в РБ имеет районные ограничения площади (до 30 или 50 соток), а полевой, ввиду его принадлежности к землям с/х назначения, имеет ограничения по разрешённым видам деятельности, - он предоставляется для ведения животноводства (Ст. 15. п. 1 Закона РБ от 05.01.2004 N 59-з "О регулировании земельных отношений в РБ") и не позволяет, в частности, высаживать плодовые и защитные многолетние насаждения, создавать водоёмы.


  1. Факторы повышения эффективности землепользования.



С точки эффективности ведения сельского хозяйства, РП предлагаются в качестве альтернативы садоводческим и личным подсобным хозяйствам Республики. Целью законодательного определения минимальной и максимальной площади РП является повышение эффективности землепользования за счёт перечисленных ниже факторов.

Минимальный размер участка в 1 га обусловлен особенностями разрешённых видов деятельности и методов ведения хозяйства.

Максимальный размер оставляется на усмотрение законодательных органов Республики. По аналогии с ЛПХ, возможно увеличение приусадебного участка на землях поселений до максимального размера 2,5 га. Такая площадь позволяет владельцам высаживать непосредственно на участке лесополосы (1), содержать водные источники (2), осуществлять пчеловодство (3), что благоприятно влияет на урожаи плодовых культур.


  1. ^ О влиянии защитных лесополос на урожаи с/х культур.


Садозащитные насаждения … создают лучшие условия для роста и плодоношения деревьев. В садах с естественной защитой С. н. обычно закладывают из 2-3 рядов растений, на открытых участках 3-5, в районах с сильными ветрами 6-8 рядов. Плодовые деревья должны располагаться не ближе 12-15 м от защитных полос.

(Источник: Садозащитные насаждения. Большая советская энциклопедия. Лит.: «Плодоводство» В. А. Колесникова, М., 1966.)

http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Садозащитные%20насаждения/


Влияние лесных полос за счёт высоты и плотности насаждений проявляется в:

  • уменьшении скорости ветра,

  • смягчение суточных и сезонных перепадов температуры воздуха,

  • повышении относительной влажности воздуха, сокращении испаряемости,

  • в увеличении мощности снежного покрова в зимний период.

(Источник: Летнее мелиоративное влияние полезащитных лесных полос на рост, развитие и урожай яровой пшеницы в Среднем Поволжье. 1984 г. канд. с/х наук Крючков Е.И.)

http://www.dissercat.com/content/letnee-meliorativnoe-vliyanie-polezashchitnykh-lesnykh-polos-na-rost-razvitie-i-urozhai-yaro)


Чтобы надёжно защитить сад от вредного влияния ветров, рекомендуется такая густота размещения садозащитных полос:



Почва

Расстояние между полосами (м)

Продольными

Поперечными

Обыкновенный, приазовский и предкавказский чернозёмы

200-250

400-500

Южные чернозёмы и каштановые почвы

150-200

300-400


… чем суровее почвенно-климатические условия, тем меньших размеров должны быть кварталы в саду.

(Источник: «Садозащитные насаждения» Ростов-на-Дону 1958 г., Шапошников Алексей Платонович, кандидат с.-х. наук, ст. научный сотрудник Донского зонального научно-исследовательского института сельского хозяйства. )

http://www.fermer.ru/book/export/html/58756

  1   2   3



Похожие:

Социальное и экономическое обоснование проекта Закона Республики Башкортостан «О родовом поместье» iconСоциальное и экономическое обоснование проекта Закона Республики Башкортостан «О родовом поместье»
О соответствии режима землепользования «Родовое поместье» требованиям градостроительных правил
Социальное и экономическое обоснование проекта Закона Республики Башкортостан «О родовом поместье» iconО проекте Закона Республики Башкортостан "О родовом поместье"
Закон "О родовом поместье" имеет целью качественное улучшение жизни населения Республики путём создания нового режима землепользования...
Социальное и экономическое обоснование проекта Закона Республики Башкортостан «О родовом поместье» iconПояснительная записка о проекте Закона "О родовом поместье"
Рф "О родовом поместье" («Родовое поместье» далее по тексту сокращается: рп) определяет правовые основы нового режима землепользования,...
Социальное и экономическое обоснование проекта Закона Республики Башкортостан «О родовом поместье» iconФинансово-экономическое обоснование проекта Федерального закона «О внесении изменений в статью 282 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
Численность граждан, состоящих на учете для улучшения жилищных условий, составляет по состоянию на 1 июля 2008 года 166 805 человек,...
Социальное и экономическое обоснование проекта Закона Республики Башкортостан «О родовом поместье» iconТоргово-промышленная палата республики башкортостан
Заявка на участие представителей предприятий Республики Башкортостан в мероприятиях в рамках «Бизнес-миссия деловых кругов Республики...
Социальное и экономическое обоснование проекта Закона Республики Башкортостан «О родовом поместье» iconНезабываемая неделя в Родовом Поместье
Получив одобрение жены на неделю «свободного парения», я отправляюсь в свое Родовое Поместье «Дети солнца», что расположено в поселении...
Социальное и экономическое обоснование проекта Закона Республики Башкортостан «О родовом поместье» iconФинансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
Российской Федерации, перераспределением полномочий по обеспечению государственных гарантий на получение общедоступного и бесплатного...
Социальное и экономическое обоснование проекта Закона Республики Башкортостан «О родовом поместье» iconЗадача данного документа создать условия для успешной реализации в жизни идеи о Родовом поместье (см приложение) и уберечь её от искажений
Основная задача данного документа создать условия для успешной реализации в жизни идеи о Родовом поместье (см приложение) и уберечь...
Социальное и экономическое обоснование проекта Закона Республики Башкортостан «О родовом поместье» iconРегиональный благотворительный Хайуандарзы һаклау общественный фонд защиты төбәк хәйрид йәмәfәт животных “Доброта” фонды “Изгелек” Республики Башкортостан Башкортостан Республикаһы
Брота” Республики Башкортостан при поддержке Администрации нашего города, просит оказать помощь в ремонте двухэтажного здания, выделенного...
Социальное и экономическое обоснование проекта Закона Республики Башкортостан «О родовом поместье» iconАкция «Неделя моего города» для жителей города Уфы и республики Башкортостан На этой неделе (с 28 января по 3 февраля) жители города Уфы и республики Башкортостан
На этой неделе (с 28 января по 3 февраля) жители города Уфы и республики Башкортостан (согласно прописке в паспорте) в течение недели...
Социальное и экономическое обоснование проекта Закона Республики Башкортостан «О родовом поместье» iconПоложение о порядке проведения конкурсного отбора представителей
Положения о Молодежной общественной палате при Государственном Собрании – Курултае Республики Башкортостан (далее – Молодежная общественная...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы