Святитель Феофан Затворник Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики icon

Святитель Феофан Затворник Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики


НазваниеСвятитель Феофан Затворник Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики
страница1/15
Размер0.84 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Святитель Феофан Затворник


Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики.


Содержание


Введение 2

ОТДЕЛ 1. О начале христианской жизни чрез святое крещение, с указанием — как сохранить сию благодать в период воспитания 3

КАК НАЧИНАЕТСЯ В НАС ХРИСТИАНСКАЯ ЖИЗНЬ? 3

КАК НАЧИНАЕТСЯ ЖИЗНЬ ХРИСТИАНСКАЯ В ТАИНСТВЕ КРЕЩЕНИЯ? 7

ОТДЕЛ II. О начале христианской жизни чрез покаяние или о покаянии и обращении грешника к Богу 27

КАК НАЧИНАЕТСЯ ХРИСТИАНСКАЯ ЖИЗНЬ В ТАИНСТВЕ ПОКАЯНИЯ? 27

^ 1. СОСТОЯНИЕ ГРЕШНИКА
28

2. ДЕЙСТВИЕ БОЖИЕЙ БЛАГОДАТИ 30

3. ПРОБУЖДЕНИЕ ГРЕШНИКА ОТ ГРЕХОВНОГО СНА 30

4.ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ДЕЙСТВИЯ БЛАГОДАТИ БОЖИЕЙ В ВОЗБУЖДЕНИИ ГРЕШНИКОВ ОТ СНА ГРЕХОВНОГО 32

^ 5. ОБЫКНОВЕННЫЙ ПОРЯДОК СТЯЖАНИЯ ДАРА ВОЗБУДИТЕЛЬНОЙ БЛАГОДАТИ 39

6. ВОСХОД ДО РЕШИМОСТИ ОСТАВИТЬ ГРЕХ И ПОСВЯТИТЬ СЕБЯ БОГОУГОЖДЕНИЮ 51

А. Восход до решимости оставить грех 51

Б. Восход до обета посвятить себя Богу 58

^ 7.ОБЛЕЧЕНИЕ СИЛОЮ СВЫШЕ НА ДЕЛО БОГОУГОЖДЕНИЯ В ТАИНСТВАХ ПОКАЯНИЯ И ПРИЧАЩЕНИЯ 61

А. Кающемуся изрекается всепрощение в Таинстве покаяния 62

Б. Кающийся приступает к Таинству святого причащения 65

ОТДЕЛ III. О том, как совершается, зреет и крепнет в нас христианская жизнь, или то же о порядке богоугодной жизни 67

^ КАК СОВЕРШАЕТСЯ, ЗРЕЕТ И КРЕПНЕТ В НАС ХРИСТИАНСКАЯ ЖИЗНЬ? 67

1. О ХРАНЕНИИ ДУХА РЕВНОСТИ ПО БОГУ 78

А. Внутрь-пребывание
79

Б. Зрение другого мира 81

В. Стояние в чувствах, доведших до решимости 83

^ 2. УКАЗАНИЕ УПРАЖНЕНИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ К УТВЕРЖДЕНИЮ В ДОБРЕ ДУШЕВНЫХ И ТЕЛЕСНЫХ СИЛ ЧЕЛОВЕКА 86

А. Упражнения, способствующие к образованию душевных сил по духу христианской жизни
90

Б. Держание тела по духу новой жизни 96

В. Порядок внешней жизни по духу жизни новой 97

Г. Благодатные средства воспитания и укрепления духовной жизни 99

Д. Приближение к непрерывному говению 101

^ 3. ПРАВИЛА БРАНИ СО СТРАСТЯМИ, ИЛИ НАЧАЛА САМОПРОТИВЛЕНИЯ 103

4. НАЧАТКИ ВОСХОЖДЕНИЯ К ЖИВОМУ БОГООБЩЕНИЮ 116

А. Восхождение к Богу 117

Б. Живое богообщение совершается в состоянии безмолвия, приводящего к бесстрастию 120



Введение



В "Начертании христианского нравоучения" изображены обязательные для нас чувства и расположения, но этим сказано далеко не все, потребное к устроению своего спасения. Главное дело у нас действительная жизнь в духе Христовом. А этого только коснись, сколько откроется недоумений и сколько, поэтому, потребно указаний, и притом почти на каждом шагу!

Правда, там последняя цель человека указана — в общении с Богом — и путь к ней изображен: это вера с хождением в заповедях, при помощи благодати Божией. Приложить бы только слово: вот путь! Иди!

Легко сказать: вот путь, иди! Но как сделать это? Большей частью недостает желания идти. Упорно отревает душа, увлеченная какою-либо страстью, всякое понуждение и всякий призыв; очи от Бога отвращает и смотреть на Него не хочет. Закон Христов не по сердцу; ей и слушать о нем нет расположения: душа, как говорят, не лежит.

Срашивается, как же дойти до того, чтобы родилось желание идти к Богу путем Христовым; как сделать, чтобы закон напечатлелся в сердце и человек, действуя по этому закону, действовал бы от себя, непринужденно, чтобы закон сей не лежал на нем, а как бы исходил от него?

Но путь обратился кто к Богу, пусть возлюбил закон Его; самое шествие к Богу, самое хождение путем закона Христова необходимо ли уже и будет успешно потому только, что мы возжелали сего? Нет. Кроме желания, необходимо еще иметь силы и умение действовать: нужна мудрость деятельная. Кто вступит на истинный путь богоугождения или начнет при благодатной помощи стремиться к Богу, путем предначертанного закона Христова, тому неминуемо будут угрожать опасности сбиться на распутья, заблудиться и погибать, воображая себя спасаемым. Сии распутья неизбежны по остающемуся, даже и в обращенном, греховному позыву и расстройству сил, которые и в сем состоянии способны представлять вещи в превратном виде — прельщать и губить человека. К сему присоединяется лесть от сатаны, который неохотно расстается со своими жертвами, и когда кто из области его пойдет к свету Христову, гонится вслед его и всякие расставляет сети, чтобы снова уловить, и нередко действительно уловляет. Следовательно, и тому, кто имеет уже желание идти указанным путем к Господу, необходимо еще указать все уклонения, возможные на сем пути, чтобы шествующий наперед был предварен о сем, видел имеющие встретиться опасности и знал, как избежать их.

Эти общие всем неизбежности на пути спасения делают необходимыми особые руководительные в христианской жизни правила, коими должно быть определено: как дойти до спасительного желания богообщения и ревности пребывать в нем и как безбедно пройти к Богу, среди всех распутий, возможных на сем пути по всем степеням, — иначе: как начать жить по-христиански и как, начавши, усовершиться в этом. Сие руководство должно взять человека вне Бога, обратить к Нему и потом привесть пред лице Его; должно проследить жизнь христианскую в ее явлениях, на деле, от начала до конца, т.е. как она засеменяется, развивается, зреет и приходит в полноту, или — что то же — написать историю деятельной жизни каждого христианина, с показанием того, как в каком случае должен он действовать, чтобы устоять в своем чине.

Засеменение и развитие жизни христианской существенно отлично от засеменения и развития жизни естественной. Это зависит от особенного характера христианской жизни и отношения его к нашей природе. Человек не рождается христианином, а становится таковым после рождения. Семя Христово падает на землю сердца уже бьющегося. Но как естественно рожденный человек поврежден и противоположен требованиям христианства, то — тогда как, например, в растении начало жизни есть возбуждение ростка семени, пробуждение как бы спящих сил — начало истинно христианской жизни в человеке есть некоторое воссотворение, дарование новых сил, новой жизни. Далее, пусть воспринято христианство как закон, т.е. положена решимость жить по-христиански: это семя жизни (решимость) не бывает окружено в человеке благоприятствующими ему стихиями; и при этом весь человек, его тело и душа, остаются не приспособленными к новой жизни, непокорными игу Христову; потому с сей минуты начинается у человека потовой труд — образовать всего себя, все свои силы по-христиански. Вот почему, тогда как возрастание, например, у растений есть постепенное развитие сил, легкое, непринужденное, у христианина оно есть многотрудная борьба с самим собою — напряженная и скорбная, и ему надо настраивать свои силы на то, к чему у них нет расположения: он, как воин, каждый шаг земли, хотя своей же, должен отнимать у врагов войною — обоюдоострым мечом самопринуждения и самопротивления. Наконец, уже после долгих трудов и усилий начала христианские являются победоносными, господствующими без сопротивления, проникают весь состав естества человеческого, вытеснив из него враждебные себе требования и стремления, и поставляют его в состояние бесстрастия и чистоты, сподобляя блаженства чистых сердцем — зреть Бога в себе в преискреннем с Ним общении.

Таково положение в нас жизни христианской. Она имеет три степени, которые, по свойству их, можно назвать так: 1-ю — обращением к Богу, 2-ю — очищение или самоисправлением, 3-ю — освящением. На первой — человек обращается от тьмы к свету, от области сатанины к Богу; на второй — очищает храмину сердца своего от всех нечистот, чтобы принять грядущего к нему Христа Господа; на третьей Господь приходит, вселяется в сердце и вечеряет с ним. Это состояние блаженного богообщения — цель всех трудов и подвигов!

Изобразить все сие и определить правилами и будет значить — указать путь ко спасению. Полное в сем деле руководство берет человека на распутьях греха, проводит огненным путем очищения и возводит до возможной для него степени совершенства, в меру возраста исполнения Христова. Иначе, оно должно показать:

1. как начинается в нас христианская жизнь;

2. как совершенствуется — зреет и крепнет, и

3. какою является в полном своем совершенстве.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Похожие:

Святитель Феофан Затворник Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики iconСвятитель Феофан Затворник Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики
Отдел о начале христианской жизни чрез святое крещение, с указанием — как сохранить сию благодать в период воспитания 3
Святитель Феофан Затворник Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики iconСвятитель Феофан Затворник
Если у тебя есть это, — понови; а если нет, — произведи, — и будет у тебя новый год
Святитель Феофан Затворник Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики iconСвятитель Феофан Затворник Три слова о несении креста
Они зрели в нем, вместо тесноты, широту, вместо горести сладость, вместо уничижения величие, вместо бесчестия славу, – и хвалились...
Святитель Феофан Затворник Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики iconО старообрядцах. Cвятитель Феофан Затворник
Провидел Господь, что в среду чад Его Церкви внидут волцы тяжции, не щадящии стада, потому возбуждает зоркую бдительность: смотрите,...
Святитель Феофан Затворник Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики iconУдобнейший путь ко спасению в монашестве
Ия, определяющие их взаимные отношения. Эти "сведения", впрочем, состоят не из личного опыта автора, а всецело взяты из творений...
Святитель Феофан Затворник Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики iconКраткий очерк истории преподавания биологии
Ключевые понятия. Условия возникновения методики преподавания биологии во второй половине XVIII в
Святитель Феофан Затворник Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики iconСомерсет Моэм Острие бритвы Золотой фонд мировой классики
Трудно пройти по острию бритвы; так же труден, говорят мудрецы, путь, ведущий к Спасению
Святитель Феофан Затворник Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики iconШейх ‘Абдуль-‘Азиз ибн Баз: Ахлякъ ученых и их значимость (влияние) в умме 1/7
...
Святитель Феофан Затворник Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики iconВасилий Осипович Ключевский
Мы видели, как эти вопросы ставились, какими потребностями была вызвана их постановка; нам нужно узнать, по крайней мере, как они...
Святитель Феофан Затворник Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики iconВеликий чайный Путь
Путь Воина, Путь Отшельника, Путь Мага… Среди множества Путей – малоизвестный, странный, таинственный Путь Чайного Мастера. Можно...
Святитель Феофан Затворник Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики iconИсторический очерк. Балкария. Мисост Кучукович Абаев
Очерк известного балкарского просветителя и историка Мисоста Кучуковича Абаева написан в начале века и опубликован в парижском журнале...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы