Телесно-ориентированная психотерапия icon

Телесно-ориентированная психотерапия


Скачать 209.72 Kb.
НазваниеТелесно-ориентированная психотерапия
Дата публикации12.08.2013
Размер209.72 Kb.
ТипРеферат


Реферат скачан с сайта www.Shara.org.ua - Рефераты нашару!


Телесно-ориентированная психотерапия


МОСКОВСКИЙ ЭКСТЕРНЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Академия педагогики Факультет психологии Реферат по курсу “Телесно-ориентированная психотерапия” Фамилия, и.о. студента Студенческий билет Преподаватель ______________________ Рецензент ______________________ 1999Содержание Введение Основные школы телесно-ориентированной психотерапии 1. Характерологический анализ Райха 2. Структурная интеграция (рольфинг) 3. Биоэнергетический анализ Лоуэна 4. Первичная терапия Янова 5. Метод Александера 6. Метод Фельденкрайза 7.Чувственное сознавание Другие методы Заключение Список использованной литературы Телесно-ориентированная психотерапия Введение Телесно-ориентированной психотерапией называется группапсихотерапевтических методов, ориентированных на изучение тела, осознаниеклиентом телесных ощущений, на исследование того, как потребности, желанияи чувства проявляются в различных телесных состояниях, и на обучениереалистическим способам разрешения проблем в этой области. Наиболее известными и основополагающими видами телесно-ориентированнойпсихотерапии являются биоэнергетический анализ Лоуэна, метод Фельденкрайза,метод Александера, структурная интеграция Рольф (рольфинг) и первичнаятерапия Янова. Все они базируются на работах известного психоаналитикаВильгельма Райха, метод которого называется “характерологический анализ”.Райх полагал, что механизмы психологической защиты и связанное с нимизащитное поведение способствуют формированию “мышечной брони” (“бронихарактера”), выражающейся в напряжении различных групп мышц, стесненномдыхании и так далее. Противостоять психологическим защитным механизмомможно путем изменения телесного состояния и воздействия на напряженнуюобласть. Райх создал техники уменьшения хронического напряжения в каждойгруппе мышц, когда с помощью физических воздействий высвобождаютсязавуалированные эмоции и чувства. Цели телесно-ориентированной психотерапии отличаются от целей, лежащих воснове физической подготовки, физкультуры и т.п. В телесно-ориентированнойпсихотерапии акцент ставится на знакомстве с телом, подразумевающемрасширение сферы осознания индивидом глубоких организмических ощущений,исследование того, как потребности, желания и чувства кодируются в разныхтелесных состояниях, чем подчеркивают важность физических привычек какключа к психологической диагностике.Основные школы телесно-ориентированной психотерапии 1. Характерологический анализ Райха Вильгельм Райх – австрийский психиатр, представитель неопсихоанализа. Онпредложил структуру личности, состоящую из трех независимых уровней.“Поверхностный уровень" образуют социально одобряемые формы межличностныхкоммуникаций под воздействием социальных ценностей общества. “Промежуточныйуровень” представляет собой импульсы, включающие агрессивно-садистическиевлечения и влечения либидо. “Глубинный уровень” – это природно-социальныеимпульсы, имеющие подлинно человеческий характер; здесь человек являетсяэмоционально здоровым, гармоничным, способным на искреннюю любовь. По мнению Райха, под влиянием социального устройства буржуазного обществаприродно-социальные импульсы трансформируются в агрессивные тенденции. Ихблокировка и маскировка на поверхностном уровне личности в виде социальногоконформизма ведут к формированию невротического характера. Райх виделнепосредственную причину возникновения невротического характера вобщественных и культурных условиях существования человека в обществе. Тоесть невроз и невротический характер – это болезнь существования человека вконкретных исторических и социальных условиях. Согласно теории Райха, характер состоит из привычных положений иотношений человека, постоянного набора его реакций на различные ситуации,включает сознательное отношение и ценности, стиль поведения, физическиепозы, привычки и т.п. Райх считал, что характер человека включает постоянный “набор” защит.Хронические мышечные зажимы блокируют 3 основных эмоциональных состояния:тревожность, гнев и сексуальное возбуждение. Райх пришёл к выводу, чтомышечный и психологический панцирь — одно и то же. Хронические напряженияблокируют энергетические потоки, лежащие в основе сильных эмоций. Защитныйпанцирь не дает человеку переживать сильные эмоции, ограничивая и искажаявыражение чувств. Эмоции, блокированные таким образом, никогда неустраняются, потому что не могут полностью проявиться. Эти блоки (мышечныезажимы) искажают и разрушают естественные чувства, в частности подавляютсексуальные чувства, мешают полноценному оргазму. По Райху, полноеосвобождение от заблокированной эмоции происходит только после ее глубокогопереживания. Райх начал с применения техники характерного анализа к физическим позам.Он анализировал в деталях позы пациента и его физические привычки, чтобыдать пациентам осознать, как они подавляют жизненные чувства различныхчастях тела. Райх просил пациентов усиливать определенный зажим, чтобылучше осознать его, прочувствовать его и выявить эмоцию, которая связана вэто части тела. Он увидел, что только после того, как подавляемая эмоциянаходит свое выражение, пациент может полностью отказаться от хроническогонапряжения или зажима. Райх постоянно старался дать пациентам осознать их характерные черты. Ончасто имитировал их характерные черты или позы или просил самих пациентовповторять или преувеличивать штамп поведения – например, нервную улыбку.Когда пациенты перестают принимать свой характерный способ поведения каксамо собой разумеющийся, их мотивация к изменению возрастает. Он полагал, что каждое характерное отношение имеет соответствующуюфизическую позу, и что характер индивидуума выражается в его теле в видемышечной ригидности или мускульного панциря. Райх полагал, что хронические напряжения блокируют энергетические потоки,лежащие в основе сильных эмоций. Защитный панцирь не дает человекупереживать сильные эмоции, ограничивает и искажает выражение чувств. ПоРайху, человек может освободиться от блокированной эмоции, только полностьюпережив ее; причём отрицательные эмоции должны быть проработаны прежде, чеммогут быть пережиты позитивные чувства, которые ими замещаются. Райх подчеркивал важность освобождения, расслабления мышечного панциря вдополнение к анализу психологического материала, потому что он рассматривалум и тело как нерасторжимое единство. Райх стремился к распусканиюзащитного панциря, блоков чувствования, которые искажают психологическое ифизическое функционирование человека; рассматривал терапию как средствовосстановления свободного протекания энергии через тело посредствомсистематического освобождения блоков мускульного панциря, поэтому и назвалсвой метод лечения неврозов “биофизической оргонной терапией”. При работе с мышечным панцирем Райх обнаружил, что освобождениехронически зажатых мышц часто порождает особые физические ощущения –чувство тепла или холода, покалывание, зуд или эмоциональный подъем. Онполагал, что эти ощущения возникают в результате высвобождения вегетативнойили биологической энергии. Райх считал, что мышечный панцирь представляет собой 7 основных защитныхсегментов, состоящих из мышц и органов соответствующих функций. Этисегменты образуют ряд из 7 горизонтальных колец, находящихся под прямымуглом к позвоночнику. Основные сегменты панциря располагаются в областиглаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота и таза. Райхианская терапия состоит прежде всего в распускании панциря в каждомсегменте, начиная с глаз и кончая тазом: 1. Глаза. Защитный панцирь в области глаз проявляется в неподвижности лбаи “пустом” выражении глаз. Распускание осуществляется посредствомраскрывания глаз так широко, как только возможно, а также свободнымидвижениями глаз, вращением и смотрением из сторон в сторону. 2. Рот. Оральный сегмент включает мышцы пoдбopoдка, горла и затылка. Этотсегмент удерживает эмоциональное выражение плача, крика, гнева, кусания,сосания, гримасничанья. Защитный панцирь может быть расслаблен клиентомпутем имитации плача, произнесения звуков, мобилизующих губы, кусания,рвотных движений и посредством прямой работы над соответствующими мышцами. 3. Шея. Этот сегмент включает мышцы шеи и язык. Защитный панцирьудерживает в основном гнев, крик и плач. Средством распускания панциряявляются крики, вопли, рвотные движения и т.п. 4. Грудь (широкие мышцы груди, мышцы плеч, лопаток, грудная клетка, рукис кистями). Этот сегмент сдерживает смех, печаль, страстность. Сдерживаниедыхания, являющееся важным средством подавления любой эмоции,осуществляется в значительной степени в груди. Панцирь может быть распущенпосредством работы над дыханием, в особенности осуществлением полноговыдоха. 5. Диафрагма. Этот сегмент включает диафрагму, солнечное сплетение,различные внутренние органы, мышцы нижних позвонков. Панцирь здесьудерживает в основном сильный гнев. Нужно в значительной степени распуститьпервые четыре сегмента, прежде чем перейти к распусканию пятого посредствомработы с дыханием и рвотным рефлексом. 6. Живот. Сегмент живота включает широкие мышцы живота и мышцы спины.Напряжение поясничных мышц связано со страхом нападения. Защитный панцирьсвязан с подавлением злости, неприязни. 7. Таз (все мышцы таза и нижних конечностей). Чем сильнее защитныйпанцирь, тем более таз вытянут назад, торчит кзади. Тазовый панцирь служитподавлению возбуждения, гнева, удовольствия. Панцирь может быть распущенпосредством мобилизации таза, а затем лягания ногами и ударения кушеткитазом. Терапия Райха состоит прежде всего в распускании панциря в каждомсегменте, начиная с глаз и кончая тазом. Каждый сегмент более или менеенезависим, с ним можно работать отдельно. В распускании панциряиспользуются 3 типа средств: . накопление в теле энергии посредством глубокого дыхания; . прямое воздействие на хронические мышечные зажимы посредством давления, пощипывания и т. д.; . открытое рассмотрение совместно с клиентом сопротивлений и эмоциональных ограничений, которые при этом выявляются. Райх обнаружил, что по мере того, как пациенты обретают способностьполной “генитальной отдачи”, фундаментально меняется все их бытие и стильжизни. Разработанные Райхом методики дыхания, эмоционального раскрепощения,усиления напряжения в заблокированных областях тела легли в основу: . биоэнергетики . структурной интеграции (рольфинга) и других психотехник. Таким образом, Райх фактически явился первопроходцем в области психологиитела и телесно-ориентированной психотерапии. 2. Структурная интеграция (рольфинг) Метод структурной интеграции (или “рольфинг”) разработала Ида Рольф. Онявляется прямым физическим вмешательством, используемым для психологическоймодификации личности, но основан на психотерапевтических взглядах Райха. По мнению Рольф, хорошо функционирующее тело остается прямым ивертикальным с минимумом затрат энергии, несмотря на силу тяготения, но подвлиянием стресса оно может приспосабливаться к последнему и искажаться.Наиболее сильные изменения происходят в фасции – соединительной оболочке,покрывающей мышцы. Структурная интеграция – это система, стремящаяся вернуть телу правильноеположение и правильные линии посредством глубоких и часто болезненныхвытягиваний мускульных фасций, сопровождаемых прямым глубоким воздействием. Цель структурной интеграции – привести тело к лучшему мышечномуравновесию, к лучшему соответствию линиям тяжести, ближе к оптимальнойпозе, при которой можно провести прямую линию через ухо, плечо, бедреннуюкость и лодыжку. Это ведет к уравновешенному распределению веса основныхчастей тела – пор головы, груди, таза и ног, – к более грациозным иэффективным движениям. Рольфинг работает прежде всего с фасциями – связующей тканью, котораяподдерживает и связывает мускулы и скелетную систему. Рольф указывала, чтопсихологическая травма или даже незначительное физическое повреждение можетвыразиться в небольших, но постоянных изменениях тела. Кости или мышечнаяткань оказываются немного смещенными, и наращивание связующих тканейпрепятствует их возвращению на место. Нарушение линий происходит не тольков месте непосредственного повреждения, но также и в довольно отдаленныхточках тела в порядке компенсации. Например, если человек бессознательнощадит поврежденное плечо в течение длительного времени, это можетвоздействовать на шею, на другое плечо, на бедра. Целью рольфинга является манипулирование мышечном фасцией и еерасслабление, с тем чтобы окружающая ткань могла занять правильноеположение. Процесс терапии основан на глубоком массаже с помощью пальцев,суставов пальцев и локтей. Этот массаж может быть очень болезненным. Чемсильнее напряжение, тем сильнее боль и тем больше необходимость в подобномманипулировании. Вследствие взаимосвязи фасций всего тела напряжение водной области оказывает выраженное функциональное компенсаторное влияние надругие области. Определенные виды эмоциональных проблем часто связаны с конкретнымиобластями тела. Массаж соответствующей области тела ослабляет напряжение иведет к эмоциональной разрядке. Процедура рольфинга зачастую связана сболью и возможностью структурных повреждений тела. Метод особенноэффективен в случаях, когда “мышечная броня” и напряжение достигаютзначительной степени. Процедура рольфинга состоит из 10 основных занятий, во время которыхпроисходит реорганизация движения в суставах. Как и в терапии Райха,основное значение для общего здоровья имеет таз. В течение сеансовструктурной интеграции обычно выполняется следующая работа:|1-ое занятие |охватывает большую часть тела, со специальным || |фокусированием на тех мышцах груди и живота, || |которые управляют дыханием, а также на бедренных || |связках, которые управляют подвижностью таза ||2-ое занятие |концентрируется на ступнях, преобразованиях ног, || |лодыжках, выравнивании ног с туловищем ||3-ье занятие |посвящается преимущественно вытягиванию боков, в || |особенности большим мышцам между тазом и грудной || |клеткой ||4-ое, 5-ое и 6-ое занятия |посвящаются высвобождению таза; считается одной || |из важных задач рольфинга – сделать таз более || |подвижным и вписанным остальные линии тела; ||7-ое занятие |концентрация на шее и голове, на мускулах лица ||8-ое, 9-ое и 10-ое занятия |в основном, организация и интеграция тела в || |целом. | Работа над определенными участками тела нередко высвобождает старыевоспоминания и способствует глубоким эмоциональным разрядам. Вместе с тем,целью рольфинга является преимущественно физическая интеграция,психологические аспекты процесса не становятся предметом специальноговнимания. Многие из тех, кто сочетал рольфинг с той или иной формойпсихологической терапии или работой роста, отмечали, что рольфинг помогаетосвободить психологические и эмоциональные блоки, способствуя продвижению вдругих областях.3. Биоэнергетический анализ Лоуэна На Лоуэна большое влияние оказал Райх, у которого он был учеником.Биоэнергетика берет свое начало в предложенной Райхом системеоргонотерапии, которой Лоуэн занимался в 1945–1953 гг., и непосредственносвязана с ней. В 1953 г. он стал одним из основателей Институтабиоэнергетического анализа. На протяжении ряда лет Лоуэн руководилсеминарами в Эсалене (Калифорния), читал лекции, вел группы и семинары вАмерике и Европе. Он является автором нескольких книг, наиболее известныеиз них — “Физическая динамика структуры характера”, “Биоэнергетика” и др. Основное внимание в телесно-ориентированной технике Лоуэна уделяетсяисследованию функций тела в их отношении к психике. По мнению Лоуэна,личность и характер отражаются в физическом строении, неврозы проявляются втелесном облике — в строении тела и движениях. Предпосылкойбиоэнергетического анализа является положение о том, что ощущения, которыеиспытывает человек от собственного тела и которые проявляются в движениях,служат ключом к пониманию эмоционального состояния. Движениерассматривается с точки зрения основных физических законов. Единая энергия,заключенная в теле, проявляется и в психических феноменах, и в движениях;эта энергия и есть биоэнергия. Целью биоэнерготерапии являетсявоссоединение сознания и тела, для чего необходимо избавиться от помех,препятствующих спонтанному освобождению тела от напряжения. Система психотерапии, предложенная Лоуэном, способствует освобождениютела от напряжения, появляющегося в результате его неправильного положения.Согласно Лоуэну, закрепощенность тела препятствует свободной циркуляцииэнергии. В основе биоэнергетической концепции лежит утверждение, что людиявляются в первую очередь телами, хранящими в себе напряжение иосвобождающимися от него. Здоровый человек имеет “контакт с почвой” иполучает удовольствие от жизни. В больном организме не происходит свободнойциркуляции энергии, чему препятствует телесная ригидность, котораяпроявляется в виде мускульной зажатости и образует зоны напряжения в теле.Терапия обеспечивает снятие напряжения с помощью физических упражнений иопределенных поз, направленных на разблокирование этих зон, на расслаблениемускульной брони. Важным элементом биоэнергетической терапии является обучение тому, какстать “заземленным” и слиться с природой. Биоэнергетика подчеркиваетнеобходимость “заземления” или укоренения в физических, эмоциональных иинтеллектуальных процессах человека. Биоэнергетическая работа частоконцентрируется на ногах и тазе, чтобы установить лучшую, более укорененнуюсвязь с землей. Лоуэн учёл ошибки Райха и употреблял более приемлемые термины: биоэнергиявместо оргона (который воспринимался научной общественностью в штыки),поэтому его работа встречала меньшее сопротивление. Биоэнергетика в СШАраспространена больше, чем метод Райха. 4. Первичная терапия Янова Артур Янов – aмериканский психолог, в конце 60-х годов сформулировавшийосновные положения “первичной терапии”, получившей развитие в деятельностиИнститута первичной терапии в Лос-Анжелесе. В основе первичной терапии лежат положение о том, что травмы, пережитыедетстве и вытесненные в процессе взросления, а также ранниенеудовлетворенные потребности ведут к неврозам и психозам. Янов называетэти травмы первичными. Они сохраняются у человека в виде напряжения илитрансформируются в механизмы психологической защиты. Первичные травмы инеудовлетворенные потребности препятствуют естественному продвижению черезвсе стадии развития, которые проходит каждый человек, не дают стать“настоящим”, пресекают нормальный доступ человека к его чувствам.Напряжение, связанное с первичными травмами, может приводить кпсихосоматическим заболеваниям. Первичная терапия строится на том, что человек должен заново пережитьпервичную травму, возвратиться в ситуацию, вызвавшую её, и освободиться отнее при помощи крика. Цель первичной терапии состоит в том, чтобыизбавиться от всего “ненастоящего”, что заставляет человека употреблятьалкоголь, наркотики, курить или принимать опрометчивые, необоснованныерешения только потому, что иначе он не может справиться с постоянноувеличимся внутренним напряжением. Эти регрессивные и невротические реакциивынуждают человека жить прошлом, не меняясь и не меняя способа восприятиямира. Слова и действия такого человека обусловлены его неврозом, так как онне свободен от чувств, возникших в каких-то ситуациях в прошлом. Обучение впервичной терапии необходимо для того, чтобы идентифицировать чувства иощущения, вызванные ранними травмами, выразить их и испытатьтерапевтические изменения. Первичная терапия применяется для лечения клиентов разных возрастов, какподростков, так и взрослых. От клиента зависит, насколько он сумеетсоприкоснуться с теми чувствами, которые возникли вследствие первичныхстраданий. Первичная терапия предполагает следование жёсткому наборуинструкций и отказ от приобретенных в результате сдерживаемого напряженияпривычек. Первая фаза психотерапии продолжается примерно три недели, и вэто время нельзя посещать школу или работу. Курс лечения очень интенсивный– с пациентом занимаются ежедневно до 3 часов в день. По окончании третьейнедели клиент включается в работу первичной терапевтической группы, котораявстречается 2—3 раза в неделю на протяжении 8—12 месяцев. Тщательно спланированный процесс первичной терапии начинается собсуждения проблем клиента с получившим специальную квалификациюпсихотерапевтом. Во время психотерапевтических занятий вскрываются ранниевоспоминания, обиды и раны. Психотерапевт побуждает клиента к тому, чтобызаново “физически” пережить их, вызывая проявление напряжения,психологической защиты и пр. Основная задача на этом этапе заключается впостепенном ослаблении психологической защиты. Когда клиент приступает кработе в психотерапевтической группе, обсуждение его проблем продолжается;теперь он вступает в самые разнообразные взаимоотношения с другими членамигруппы, что может способствовать переживанию большего количества первичныхэмоций, чем в индивидуальной психотерапии. Клиенты вспоминают травмирующиесобытия раннего детства, вплоть до рождения. Задача психотерапевта на этомэтапе — направлять клиента в поиске именно тех событий, которые вызвали этиразрушающие его чувства, без выражения которых невозможно исцеление. Групповая психотерапия сочетается с обучением глубокому дыханию, для тогочтобы участники избавились от поверхностного, невротического дыхания иприблизились к переживанию первичного страдания. Психотерапевт работаеттакже над изменением манеры речи клиента, которая рассматривается как одиниз защитных механизмов. Цель этих и многих других приемов – дать человекувозможность соприкоснуться с первичными переживаниями и обрести способностьвыразить те чувства, которые он осознал. Клиенты, прошедшие курс первичной терапии, сбрасывают бремя прежнихстраданий и начинают лучше справляться с жизненными ситуациями, не нуждаясьв столь высокой степени признания и принятия их другими людьми. Их действияприобретают смысл и становятся “настоящими”, что способствует обретениюдушевного комфорта и социального статуса. Освобождение от напряжения, новоесамоощущение позволяют клиенту, прошедшему курс первичной терапии, точнееоценивать свое эмоциональное и физическое состояние в любой ситуации. Быть “настоящим”, по мнению Янова, означает быть свободным от тревоги,депрессии, фобий, быть способным жить настоящим, без навязчивого стремленияудовлетворять свои потребности. Первичная терапия была одним из первых методов психотерапии, которыйрадикально отошел от психоанализа, придавая большее значение сосредоточениюна чувствах и переживанию целостности своего Я. 5. Метод Александера Франц Матиас Александер был австралийским актером. Он страдалповторяющейся потерей голоса, для которой не было органических причин.Посредством длительного самонаблюдения он обнаружил, что потери голоса былисвязаны с давящим движением головы назад и вниз. Научившись подавлять этутенденцию, Александер перестал страдать от ларингита; кроме того,исключение давления на шею оказало позитивное действие на все его тело.Работая над собой, Александер создал технику обучения интегрированнымдвижениям, основанную на уравновешенном отношении между головой ипозвоночником. Александер полагал, что предпосылкой свободных естественных движенийявляется наибольшее естественное растяжение позвоночника. Формула методаАлександера: “Освободить шею, чтобы дать голове сдвинуться вперед и вверх,чтобы дать больше удлиниться и расшириться”. Цель состоит не в том, чтобы стараться вовлекаться в какую-либо мышечнуюдеятельность; ученик стремится дать телу автоматически и естественноприспособится во время концентрированного повторения формулы: а на уроке –при реагировании на руководящие движения учителя. На уроке прорабатываютсядвижения, взятые из обычной повседневной деятельности, и ученик постепеннонаучается применять принципы техники. Равновесие между головой ипозвоночником обеспечивает освобождение от физических напряжений и зажимов,улучшает линии позы и создает лучшую координацию мышц. С другой стороны,нарушение этих отношений порождает зажимы, искажение линий тела, портиткоординацию движений. Уроки техники Александера предполагают постепенноетонкое руководство в овладении более эффективным и удовлетворительнымиспользованием тела. Руководитель должен уметь видеть различные блоки,препятствующие свободным движениям тела, предвидеть движения спредварительным ненужным напряжением. Управляя приспособлением тела ученикав небольших движениях, учитель постепенно дает ему опыт действования иотдыха интегрированным, собранным и эффективным образом. Уроки Александера обычно сосредоточены на сидении, стоянии, ходьбе, вдополнение к так называемой “работе за столом”, когда ученик ложится и вруках учителя испытывает ощущения энергетического потока, который удлиняети расширяет тело. Эта работа должна давать ученику ощущение свободы ипростора во всех связках, опыт, который постепенно отучает человека отзажимов и напряжений в связках, порождаемых излишними напряжениями вповседневной жизни. Техника Александера особенно популярна среди людейтворчества, но также эффективно используется для лечения некоторых увечий ихронических заболеваний. Психотехника Александера помогает людям, неправильно и неэффективнопользующимся своим телом, избежать этих неправильностей в действии и впокое. Под “использованием” имеются в виду привычки в держании и движениитела, привычки, которые непосредственно влияют на физическое, умственное иэмоциональное функционирование человека. 6. Метод Фельденкрайза Моше Фельденкрайз работал с Ф.М. Александером, изучал йогу, фрейдизм,Гурджиева, неврологию, был специалистом по дзюдо; Его метод предназначендля восстановления естественной грации и свободы движений, которой обладаютвсе маленькие дети. Техники Фельденкрайза – это работа с паттернамимышечных движений, помогающая человеку найти наиболее эффективный способдвижения и устранить ненужные мышечные напряжения и неэффективные паттерны,которые вошли в привычку в течение многих лет. Фельденкрайз разработал множество упражнений, меняющихся от урока к уроку(они систематизированы и подробно описаны в книге “Сознавание черездвижение”). Они обычно начинаются с небольших движений, постепенносоединяющихся в большие и более сложные паттерны. Цель состоит в том чтобыразвить легкость и свободу движений в каждой части тела. Фельденкрайз указывает, что необходимо принять большую ответственность засебя, понять, как действует тело, научиться жить в соответствии со своимиестественными конституцией и способностями. Каждое действие включаетмышечную деятельность. Фельденкрайз подчеркивает необходимость научитьсярасслабляться и находить собственный ритм, чтобы преодолеть дурные привычкив использовании тела. Люди должны освободиться, играть, экспериментироватьс движением, чтобы научиться чему-то новому; но пока они находятся поддавлением, в напряжении, в спешке – они могут лишь повторять старыепаттерны. Упражнения Фельденкрайз обычно разбивают кажущуюся простойдеятельность на ряд связанных движений, чтобы выявить старый паттерн иразвивать новый, более эффективный способ выполнения той же деятельности. Всякая человеческая деятельность проходит три стадии. Первая –естественный способ. Далее следует индивидуальная стадия, на которой многиелюди развивают собственный, особый и личный способ выполнения действий,который появляется естественно. Наконец, наступает третья стадия изучаемогометода, на которой действие выполняется в соответствии с системой илиособым методом, и перестает быть естественным. Усвоенный систематический метод обладает преимуществом в эффективности ивозможностью развития высокого уровня выполнения. По Фельденкрайзу,преобладание формального обучения в нашей цивилизации ведёт к преобладаниюпрофессионализма в тех областях, которые были естественными во все временачеловеческой истории. Поэтому цель работы Фельденкрайза состоит в том,чтобы создать в теле способность двигаться с минимумом усилий и максимумомэффективности, не посредством увеличения мускульной силы, а посредствомвозрастающего понимания того, как тело работает. Уравновешивая работу коры и уменьшая уровень, возбуждения, Фельденкрайзобнаружил, что мы можем достигнуть чрезвычайно расширенного сознавания истановимся способными пробовать новые сочетания движений, которые былиневозможны, когда связи между корой и мускулатурой были замкнутыпредписанными ограниченными паттернами. 7. Чувственное сознавание Эта психотехника разработана в CША Ш. Селвер и Ч. Бруксом, основываясь наработах Э. Гиндлер и Х. Якоби. Техника направлена на изучение целостногоорганического функционирования в мире, который человек воспринимает, частьюкоторого он являемся. Для терапевта, работающего в этой традиции,представляет интерес “личная экология” человека: как он совершает действия,как относится к людям, ситуациям и объектам. Он стремится найти, чтоестественно в этом функционировании, а что обусловлено; что есть продуктэволюционного развития природы человека, а что стало “второй натурой”,которая изолирует его. Чувственное сознавание – это процесс научения возвращаться всоприкосновение с телом и чувствами, со способностями, которыми человекрасполагал, будучи ребёнком, но утратил во время формального обучения.Родители реагируют на детей с точки зрения собственных идей и предпочтений,вместо того, чтобы попытаться почувствовать, что может помочь реальномуразвитию ребенка. Другая проблема детского опыта – совершение усилий:родители не хотят дожидаться естественного развития способностей их детей,и научают их “стараться”. Работа чувственного сознавания фокусируется на непосредственномвосприятии, научении отличать собственные чувства и ощущения от культурно исоциально привитых образов. Многие упражнения в этой системе основаны наповседенвной человеческой деятельности – чтобы открыть отношение кокружающему, развить сознательную осведомлённость о том, что человекделает. Ещё один аспект чувственного сознавания включает отношение сдругими. Большинство упражнений системы имеет внутреннюю, медитативнуюориентацию. Другие методы Вкратце расскажу и о других психотехниках, применяемых в телесно-ориентированной психотерапии, но получивших сравнительно меньшуюизвестность. Например, “биосинтез”. Его специфика заключается в уважительном отношениик проблемам клиента. Отличительная черта биосинтеза –глубинная проработкатерапевта; терапевт должен постоянно очень тонко чувствовать, чтопроисходит с клиентом, что является залогом продуктивной работы. Методу танцевально-двигательной терапии был посвящён мой отдельныйреферат (по групповой психотерапии). Вкратце, инструментом здесь являетсятанец; танцем здесь называется любое естественное движение тела илиестественная позиция. Под настоящим танцем имеется в виду язык, передающийчувства, то, как люди с ними обращаются. Исследование языка движенийоткрывает новое многообразие физической, эмоциональной и духовной жизни. Метод под названием “танатотерапия” разработан Владимиром Баскаковым и впереводе означает “исцеление смертью”. Это способ терапевтическогоиспользования “целительных свойств смерти”. Специфические приемы, точномоделирующие ситуацию смерти, позволяют испытать глубинные состояния, врезультате которых переоцениваются многие вещи и многие проблемы находятсвое разрешение. Любой страх, в конечном счете, это страх умереть, итанатотерапия – один из возможных способов работы с собственными страхами.При этом используются только телесно-ориентированные техники, и в этомсостоит уникальность данного метода. Вообще-то, этот метод даже большеотносится к трансперсональной психотерапии.Заключение Большинство известных телесно-ориентированных психотехник появились иразвивались вне группового направления в психотерапии, однако чаще всегоприменяется как раз в групповых формах. В классических подходах телесно-ориентированной психотерапии имеется рядважных понятий, которые имеют основополагающее значение: “энергия”,“мышечная броня”, “почва под ногами” и так далее. В телесно-ориентированной психотерапии имеются свои психотерапевтическиепроцедуры, влияющих на дыхание и способствующих пониманию телесногосостояния и напряженных поз, а также двигательные упражнения, работающие сфизическим контактом между участниками группы. Большинство групп телесно-ориентированной психотерапии включают физический контакт в групповоевзаимодействие. Двигательные упражнения способствуют возврату участников кпримитивному эмоциональному состоянию, к своей первичной природе. Одниупражнения призваны помочь обеспечить доступ к заблокированным эмоциямгнева и ярости, другие помогают каждому участнику высвобождать эмоции. На основе упражнений руководитель и члены группы делают выводы о “бронехарактера” каждого участника, блоках спонтанного течения энергии, и делаютанализ, соотнося телесное состояние с психологическими проблемами. Втелесно-ориентированных психотехниках считается, что высвобождениенегативных аффектов может приводить к позитивным личностным изменениям.Список использованной литературы: 1. “Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике” (под редакцией В. Баскакова). М., 1997. 2-ое издание. 2. К. Рудестам. “Групповая психотерапия”. СПб., 1998. 3. “Психотерапевтическая энциклопедия” (под редакцией Б. Карвасарского). СПб., 1998. 4. А. Лоуэн. “Физическая динамика структуры характера”. М., 1996. 5. Д. Фейдимен, Р. Фрейгер. “Личность и личностный рост”. М, 1994. Также использовались различные ресурсы из сети Интернет, например: http://www.chat.ru/~bodywork (Телесные психотехники. Body work inRussia.)



Похожие:

Телесно-ориентированная психотерапия iconТелесно-ориентированная психотерапия

Телесно-ориентированная психотерапия iconФио (Город): Регалии сайт жанр
Инструктор йоги, специалист по телесно-ориентированная психотерапии и дыхательным психотехникам. Помощник тренера
Телесно-ориентированная психотерапия iconИнститут приглашает Вас на курс который состоится впервые в Самаре
Будет рассмотрена связь процессуальной терапии с основными академическими направлениями психотерапии (юнгианский анализ, гештальт...
Телесно-ориентированная психотерапия iconМосковский Институт процессуально- интегративной терапии (мипит)
Будет рассмотрена связь процессуальной терапии с основными академическими направлениями психотерапии (юнгианский анализ, гештальт...
Телесно-ориентированная психотерапия iconВопросы к зачету по курсу «Общая психотерапия» Понятие «психотерапия»
Уровни психического реагирования на травмирующие факторы и возможности психотерапевтической помощи
Телесно-ориентированная психотерапия iconЕлена янушко игры с аутичным ребенком установление контакта способы взаимодействия развитие речи психотерапия
Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия.— М.: Теровипф, 2004.— 136 с.—...
Телесно-ориентированная психотерапия iconПриглашает вас принять участие в психологическом тренинге спонтанности
Тренинг будет проводиться с использованием техник телесно-ориентированной, двигательной и гештальт-терапии
Телесно-ориентированная психотерапия iconПредпосылки развития орв экономическое осознание несовершенства рыночных механизмов
Вывод: нужна методологически обоснованная и практический ориентированная процедура
Телесно-ориентированная психотерапия iconДокументы
1. /Дейвис Д. - Розовая психотерапия.pdf
Телесно-ориентированная психотерапия iconДокументы
1. /Карл Роджерс, Консультирование и психотерапия.doc
Телесно-ориентированная психотерапия iconВас приглашает продолжить обучение практико-ориентированная магистратура по специальности «Информационно-аналитическое обеспечение межкультурной коммуникации»
Республики Беларусь в этом процессе, подходы к её включению в систему международных коммуникаций
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы