Тема 2 психологические аспекты обращения с деньгами icon

Тема 2 психологические аспекты обращения с деньгами


Скачать 123.97 Kb.
НазваниеТема 2 психологические аспекты обращения с деньгами
Дата публикации25.03.2013
Размер123.97 Kb.
ТипДокументы



ТЕМА 2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЩЕНИЯ С ДЕНЬГАМИ



1. Деньги как объект психологических исследований и социально-психологические особенности ценности денег.

2. Влияние денег на формирование личности. Денежные типы личности.

3. Психология богатства и бедности.


1. ДЕНЬГИ КАК ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТИ ДЕНЕГ

Вклад классических направлений психологии в изучение феномена денег


Предпосылки развития психологических исследований феномена де­нег на уровне личности можно найти в классических подходах психоло­гии: в психоанализе, бихевиоризме, в теории развития Ж.Пиаже, в работах когнитивистской ориентации.


Психоаналитическая теория денег З.Фрейда рассматривала влечение к деньгам как следствие подсознательных про­цессов накопления, начинающихся еще в раннем детстве, когда ребенок задерживает дефекацию, воспринимая фекалии как свое первое богатство. Это дает маленькому ребенку определенную власть над собственными родителями, так как дефекация, произведенная должным образом, радует родителей, в противном случае они сердятся. Такие аспекты анального поведения со временем превращаются в экономическое поведение. Из анально-сдержанного ребенка (получающего удовольствие от задержки дефекации) вырастает бережливый взрослый, а из анально несдержанного (получающего удовольствие от процесса дефекации) вырастает транжира.


Бихевиористские теории касались того, как деньги становятся услов­ным подкреплением. Прежде всего, это исследования на животных и экс­перименты на людях в клинике. Крысы и приматы довольно быстро нау­чались реагировать на фишки или другие поощрительные стимулы, кото­рые можно было обменять на любую еду и которые, таким образом, моде­лировали функции денег. Сходство в поведении животных и человека, работающего за деньги, позволило Б.Скиннеру утверждать, что деньги — это лишь обобщенное условное подкрепление, связанное со множеством товаров и услуг, которые могут служить в качестве безусловного подкре­пления.


В рамках двух других упомянутых подходов предпринимались по­пытки поиска более частных закономерностей и механизмов отражения денег: так, когнитивисты стремились выявить мыслительные механизмы денежного поведения, а теория развития делали акцент на стадиях развития восприятия денег и отноше­ния к ним.


^ Современные зарубежные исследования в области психологии денег можно условно разделить на семь направлений (Furnham & Argyle, 1998):


  • базовые установки по отношению к деньгам, их получению и использованию;

  • психические расстройства, связанные с деньгами;

  • специфика психологии богатых людей

  • проблемы экономической социализации: исследования формирования представлений о значении, свойствах и происхождении денег у детей;

  • правила распоряжения деньгами, складывающиеся в семьях;

  • культурные, этические и религиозные аспекты отношения к деньгам;

  • повседневные привычки, связанные с тратами и сбережениями, крупными приобретениями и уплатой налогов, подарками и благотворительными пожертвованиями, отдыхом и азартными играми;



^

Установки по отношению к деньгам




Для современного человека деньги таят в себе что-то мистическое. Они способны проникать в наши самые иррациональные и глубинные личностные пласты и пробуждать жадность, ревность, зависть и страх. Большинство людей верит, что многие из их повседневных проблем можно было бы разрешить, если бы у них было достаточно денег.

^ Иудейско-христианская этика относится к деньгам противоречиво: с одной стороны, верующих призывают быть бескорыстными, альтруистичными и аскетичными, а с другой трудолюбивыми, бережливыми и справедливыми.


^ Со времен Древней Греции до наших дней предпринимательство, искусство зарабатывания денег, воспринимается как нечто сомнительное. Деятельность буржуа менее почетна, чем труд ремесленника и рабочего или богатство аристократа.


Психологические особенности исследования и оценки денег:


^ 1. Восприятие денег субъективно, и оно влияет на их использование

Неодинаково расходуются крупные и мелкие купюры: крупные скорее ассоциируются с накоплением, а мелкие — с потреблением. Например, чтобы не разменивать крупную купюру, человек может поступить нерационально и не купить нужную или более дешевую вещь, а на мелкие деньги может купить больше, чем планировалось.


^ 2. Потребление денег связана с источником происхождения

Бережному и экономному отношению к заработной плате часто противостоит расточительное отношение к неожиданному доходу, например, премии, и особенно к каким-либо незаслуженным деньгам. При исследовании возрастной клептомании обнаружилось, что украденные деньги чаще тратятся на неблаговидные дела, чем полученные от родителей деньги. Нечто подобное в своем экономическом поведении могут демонстрировать фирмы и организации и даже правительство.


^ 3. Отношение к деньгам зависит и от конкретных целей их использования

На этом эффекте основано так называемое "отмывание" денег, создание различного рода благотворительных фондов и спонсорских программ и отчисления от прибыли сомнительного происхождения.


^ 4. Использование денег регламентируется психосоциальными нормами и социальными ценностями

А) деньги девальвируют ценность акта дарения

Если дарят деньги, то в два раза больше цены планируемого подарка. Психосоциальные нормы использования денег меняются со временем. Так, неприемлемые прежде брачные контракты, страхование жизни, сдача крови за деньги и т.д. в настоящее время не осуждаются, а, например, одалживание денег знакомым под проценты считается предосудительным.


^ Б) когда деньги в достатке, люди воспринимают их как меньшую ценность


В исследованиях А.Л. Журавлева рассматривалось отношение к деньгам работников предприятий с разными формами собственности.

Объектом исследования выступили 360 работников различных московских организаций: государственных и негосударственных.

^ Были получены следующие результаты:

работники негосударственных организаций значимость для них денег оценивают выше;

работники госпредприятий чаще предпочитают иметь деньги на руках (в кошельке);

работники негосударственных предприятий чаще предпочитают давать деньги в рост (под проценты);

представителям обеих сравниваемых групп реже всего нравится накапливать деньги.


^ В) с ростом доходов возрастает таинственность и стремление скрыть свое богатство


Шкала денежной этики Танг (Tang, 1992, 1993) разработал опросник для измерения установок по отношению к деньгам, названный им Шкалой денежной этики (Money Ethic Scale, MES). Исследователь полагает, что эти установки имеют три компонента: аффективный (добро, зло), когнитивный (связь денег с достижениями, уважением, свободой) и поведенческий.


Г) отсутствие денег у молодых представителей бедных семей побуждает их выбирать профессию с большим заработком, организовывать коммерческую или производственную деятельность часто вопреки способностям, задаткам и наклонностям


^ Д) отношение к деньгам зависит от самооценки личности

Согласно полученным данным, пожилые и более богатые люди оказались больше озабочены своим будущим, чем молодежь и бедняки. Исследование зависимости между самооценкой и отношением к деньгам показало, что люди, склонные к импульсивным тратам (навязчивые покупатели), имеют более низкую самооценку, чем рациональные потребители. Для одержимых покупателей деньги обладают символической способностью повышать их самооценку (Hanley & Wilhelm, 1992). Навязчивые покупатели больше, чем обычные, склонны видеть в деньгах способ решения проблем и чаще рассматривают деньги как основание для сравнения. Они используют деньги для демонстрации статуса и власти. Они обычно говорят о том, что им не хватает денег (особенно по сравнению с их друзьями). Траты денег для них обычно сопряжены с внутренним конфликтом.


Мало изучено влияние на МА личностных особенностей. Оказалось, что устойчивые экстраверты (личности, обращенные больше на окру­жающий мир) относятся к деньгам более открыто, комфортно, беззаботно, чем устойчивые интроверты (фиксированные на явлениях собственного внутреннего мира).

С низкой самооценкой и неуверенностью в себе оказалось связано и слишком ограничительное поведение и транжиры менее уверены в себе, имеют более низкую самооценку, чем типичные потребители.

Согласно результатам исследования другого автора, люди, придержи­вающиеся в денежной этике вещизма и накопительства, менее удовлетворены жизнью, чем те, у кого превалируют духовные и социальные ценности.


^ Е) зависимость сбережений от возраста

Фарнэм показал прямую линейную зависимость сбережений от возраста (люди старшего возраста более бережливы). Зависимость от образования оказалась нелинейной: наиболее и наименее образованные отрицательно относятся к сбережениям (но не к инвестициям).

Женщины, люди старшего возраста, представители низших социальных слоев и невротики больше озабочены проблемой денег, чем все остальные.


^ 5. Зависимость использования денег от гендерных особенностей

Рубинштейн изучала влияние половых различий на установки по отношению к деньгам. Вопреки распространенному мнению, оказалось, что мужчины и женщины придают одинаковое значение в своей жизни работе, любви, заботе о детях и финансам. Однако мужчины более доверчивы и уверены в себе в финансовых вопросах, чем женщины. Они более удовлетворены своей финансовой ситуацией и более оптимистичны относительно своего будущего финансового положения. Мужчины реже, чем женщины, испытывают по поводу денег чувства беспомощности, депрессии, гнева, зависти, паники и стыда, и чаще восхищение, счастье и любовь.


Ямамучи и Темпер (Yamamuchi & Temper, 1982) попытались создать стандартизованную Шкалу денежных установок (Money Attitude Scale, MAS). С помощью факторного анализа шестидесяти двух утверждений было выявлено 5 независимых факторов: власть-престиж, откладывание на будущее, недоверие, качество и тревога. Авторы обнаружили, что установки по отношению к деньгам практически не зависят от доходов человека. Были выявлены различия между мужчинами и женщинами по фактору времени (планирование, откладывание на будущее). Неожиданным оказался результат, противоположный взглядам большинства: выяснилось, что женщины чаще используют деньги как орудие в борьбе за власть.


^ Половые различия были обнаружены в работах разных авторов. У мужчин выявлена тенденция придавать деньгам повышенную ценность. Они оказались более компетентными в обращении с деньгами и более склонны к риску в целях их приобретения. Женщины же выражают более сильную фрустрацию (состояние переживания препятствия на пути дос­тижения цели) по поводу отсутствия денег и больше завидуют тем, кто их имеет.

Мальчики и юноши проявляют большую по сравнению с девочками и девушками способность накапливать, чтобы купить со временем какую-то важную вещь.

Женщины в большей степени, чем мужчины, а моло­дежь, нежели зрелые и пожилые, используют траты, покупки как фактор самоуспокоения, психотерапии.


2. ВЛИЯНИЕ ДЕНЕГ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ. ДЕНЕЖНЫЕ ТИПЫ ЛИЧНОСТИ
^

Влияние денег на формирование личности


Исследователи экономической социализации рассматривали вопрос о том, как формируются представления о деньгах у детей.

Элементарные представления о деньгах и покупках есть уже у детей 4-6 лет.

В 6-8 лет происходит развитие понятий о денежной системе и осознание взаимосвязей между деньгами и работой.

Дети 8-9 лет осознают ценность денег, появляется осознанное понятие богатства и бедности.

10-12 лет - возраст, когда развиваются умения строить экономические отношения.

В 12-15 лет знания подростков приближаются к знаниям взрослых о роли и функциям денег.

Экономическая социализация, полученная в семье, оказывает сильное влияние на экономическое поведение детей. Они нередко тратят деньги по той же модели, что и их родители. Ощущение себя богатым или бедным оказывает влияние на формирование направленности и профессионального выбора личности.

^

Денежные типы личности


Попытки описать типы личности и характерные признаки поведения в зависимости от того, как люди относятся к деньгам, предпринимались в клинических исследованиях.

Наблюдая за больными людьми и изучая их истории болезни, клини­ческие психологи выделили следующие главные символические факторы, связанные с деньгами:

безопасность (у людей, стремящихся к деньгам ради безопасности, страх быть оскорбленным или отвергнутым перерас­тает в параноический страх быть ограбленным);

сила (для людей, ориен­тированных на силу, деньги есть сила, которой они не имели в детстве, следствие преодоления барьера между собой и угрожающим миром);

лю­бовь (для тех, у кого деньги — символ любви, нарушены процессы соци­ального обмена в сторону утрирования возможности и необходимости покупать или продавать любовь и дружбу, использования денег и подар­ков как знаков любви);

свобода (деньги могут выступать как источник свободы от других и власти над ними).


В другом исследовании были рассмотрены некоторые виды неврозов, связанных с такими формами поведения, как оплата налогов, составление завещания, накопление, использование кредитных карт, а также разрабо­тана классификация денежных комплексов и выделены следующие пять «денежных» типов личности.


«Скряга» копит деньги, что само по себе является увлекательным для него. Он часто испытывает страх потери (денег, вещей, запасов, ресурсов, фондов) и страх недоверия к нему со стороны окружающих. Скряга испы­тывает удовольствие не от денег как блага, а от защищенности с помощью денег.


«Транжир» демонстрирует навязчивое и безконтрольное поведение в отношении своих расходов, особенно в моменты депрессии, ощущения своей незначительности и чувства отверженности. Тратоголизм -его короткоживущая отдушина, которая в итоге приводит к чувству вины.


«Денежный мешок» полностью захвачен зарабатыванием денег, кото­рые рассматриваются как лучший способ добиться могущественного ста­туса и одобрения окружающих. Он уверен, что чем больше денег он име­ет, тем больше возможность управлять окружающим миром, и тем больше он будет счастлив.


«Торгаш» навязчиво охотится за дешевкой, даже если она ему не нужна, потому что получение вещей за меньшие деньги обеспечивает ему чувство превосходства. Он чувствует себя раздраженным и подавленным, если ему приходится платить ту цену, которую спрашивают.


«Игрок» чувствует себя бодрым и оптимистичным, принимая вызов. Ощущения власти, которое приносит выигрыш, и его ожидание компен­сирует риски проигрыша, а остановка в цепи поражений и побед воспри­нимается как жизненное затруднение.


Описанные акцентуации "денежного" типа личности проявляются в различных контекстах межличностного общения и прежде всего в семей­ных отношениях, а также в отношениях между людьми на работе.


^ Причины разрушения налоговой морали

осознание того, что средний класс платит налогов больше, чем получает выгод от правительства.

несправедливость налоговой системы. Так или иначе, в больших или меньших размерах «уходят» от налогов 40% работников коммерческих предприятий и 60% частных предпринимателей.
^

3. ПСИХОЛОГИЯ БОГАТСТВА И БЕДНОСТИ



Бедность определяется как неспособность поддерживать минимальный уровень жизни. Причины генерирующие бедность различны. Их можно разбить на несколько групп:

1. Психологические (качества человека, его способности, умения и т.д.)

2. Социальные (положение в обществе, семейное положение)

3. Экономические (политика государства)

4. Ситуационные (успех, неудача)


^ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ ДЕМОНСТРИРУЮТ ОБЪЕКТИВНУЮ ИЛИ СУБЪЕКТИВНУЮ ПЕРЕЖИВАЕМУЮ БЕДНОСТЬ (ЧЕЛОВЕК ВОСПРИНИМАЕТ СЕБЯ КАК БЕДНОГО):


1. Временная константа: у бедных выражена текущая ориентация и кратковременные виды на будущее, т. е. временная ориентация не представлена как способность личности откладывать удовлетворение своих желаний (отложить текущие менее ценные цели во имя достижения более поздних, но более важных).

^ 2. Пространственная константа: с бедностью чаще сочетается внешний локус контроля, т. е. человек считает, что события его жизни управляются случаем, удачей, более сильными личностями или силами, неподвластными его пониманию, а не обусловлены собственным поведением.

^ 3. Энергетическая константа: слабо выражено стремление к успеху, нет преобладания мотива достижения над мотивом избегания неудач (люди больше боятся поражений, разочарований, чем желают успеха).


^ 4. Информационная константа: обладание наиболее полной информацией в определенной области, в нашем случае информацией в области действительных причин бедности и богатства, повышает уверенность в себе и, соответственно самооценку. Слабая информированность приводит к снижению самооценки (так же к снижению чувства собственного достоинства, уверенности в себе).


^ Изучение образа богатого человека в различных группах


предприниматели

руководители

рядовые сотрудники

человек, обладающий крупной недвижимостью, собственным делом и имеющий крупный денежный счет в банке.


богатый - это тот, кто обладает крупной недвижимостью, собственным делом, имеет крупный денежный счет в банке, капитал в прибыльном деле, пакет высокодоходных акций и высокий денежный доход. Руководители предъявляют более многочисленные требования к богатому человеку.

богатый человек — это тот, кто обладает собственным делом и капиталом в прибыльном деле.



^ Психологические причины бедности:

завышенный уровень потребительских притязаний;

не развит финансовый контроль, т.е. нарушена временная перспектива экономического поведения;

Интересные исследования были проведены среди людей, выигравших в различные лотереи. Большинство из тех, кто выиграл крупные суммы, почувствовали себя не намного счастливее (Smith & Razzel, 1975). Эти исследования подтверждают гипотезу адаптации: люди очень быстро привыкают к новым условиям, и их удовлетворенность жизнью возвращается к исходному уровню. К тому же многие из победителей лотерей столкнулись с серьезными проблемами: 70% из них бросили работу и лишились удовлетворения от своего труда и общения с коллегами; некоторые переехали в боле комфортабельные дома и столкнулись там со снобизмом и презрением соседей; некоторые поссорились со своими близкими и друзьями, которые надеялись разделить с ними выигрыш. У многих возникли проблемы в определении собственной идентичности: только 28% уверенно назвали социальный класс, к которому они принадлежат.




Похожие:

Тема 2 психологические аспекты обращения с деньгами iconТема 2 психологические аспекты обращения с деньгами
Деньги как объект психологических исследований и социально-психологические особенности ценности денег
Тема 2 психологические аспекты обращения с деньгами icon5. Социально- психологические аспекты управления персоналом. 1 Социальная политика государства и организации
Значительное, а нередко решающее влияние на социальную среду организации оказывают общие факторы
Тема 2 психологические аспекты обращения с деньгами iconТолерантность: некоторые психологические, социальные и духовные аспекты Белковский С. А
В этой ситуации понятие «толерантности» и формирование в общественном сознании толерантных установок представляются нам реальным...
Тема 2 психологические аспекты обращения с деньгами iconСамостоятельная работа по проверке знаний, полученных ранее. Разбор ошибок, допущенных при выполнении домашнего задания
Изучают основы цветометрии и их практическое применение в перманентном макияже, а также психологические аспекты работы с клиентом...
Тема 2 психологические аспекты обращения с деньгами iconСамостоятельная работа по проверке знаний, полученных ранее. Разбор ошибок, допущенных при выполнении домашнего задания
Изучают основы цветометрии и их практическое применение в перманентном макияже, а также психологические аспекты работы с клиентом...
Тема 2 психологические аспекты обращения с деньгами iconТема: Особенности мужского и женского организмов в зрелом возрасте Стр
Тема: Введение в геронтологию. Анатомо-физиологические и психологические особенности лиц пожилого и старческого возраста. Медицинская...
Тема 2 психологические аспекты обращения с деньгами iconТема Экономическое поведение. Основные экономические и психологические законы в их взаимосвязи. Блок Экономическое поведение
Тема Экономическое поведение. Основные экономические и психологические законы в их взаимосвязи
Тема 2 психологические аспекты обращения с деньгами iconРоберт Кийосаки – Заговор богатых. 8 новых правил обращения с деньгами
Он предлагает готовые решения финансовых проблем и практические методы противодействия кризису. Вы узнаете, что сегодняшняя экономическая...
Тема 2 психологические аспекты обращения с деньгами iconРоберт Кийосаки – Заговор богатых. 8 новых правил обращения с деньгами
Он предлагает готовые решения финансовых проблем и практические методы противодействия кризису. Вы узнаете, что сегодняшняя экономическая...
Тема 2 психологические аспекты обращения с деньгами iconПротокол сбора подписей в поддержку обращения к Ректору мгу академику В. А. Садовничему «О разрешении на проведение Осеннего бала мгу в Главном здании мгу»
Мы, студенты мгу им. М. В. Ломоносова, прочитали текст обращения и готовы его поддержать. Данные подписи мы ставим добровольно, информировано,...
Тема 2 психологические аспекты обращения с деньгами iconЗакон об ответственном обращении с животными и защите животных от жестокого обращения
Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обращения с животными, направлен на их защиту от жестокого обращения, на обеспечение...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы