Тема: Сознание как философская категория icon

Тема: Сознание как философская категория


Скачать 68.34 Kb.
НазваниеТема: Сознание как философская категория
Дата публикации26.12.2013
Размер68.34 Kb.
ТипДокументы


Тема: Сознание как философская категория.

1. Сознание как философская категория.

В древней философии под сознанием понимался некий внутренний мир человека («душа»), который играл особую роль в его жизни. Считалось, что тело умирает, а душа бессмертна, и даже способна к переселению. Демокрит рассматривал душу как сочетание особых, чувственных атомов, а Платон все идеи, душу считал источником мира. В средние века сознание и разум рассматривались как важнейшие атрибуты Бога, а поскольку человек создан как подобие Бога, то людское сознание – это дар бога. Считалось, что самым совершенным в человеке является его душа, которую называли «искрой Божьей».

В эпоху Возрождения в философии сознание трактовалось как свойство не только человека, но и всей природы. Некоторые даже Землю рассматривали как одушевленное существо, которое может распоряжаться собственным достоянием. Французские материалисты XVIII в. впервые выдвинули тезис о том, что сознание – это особая функция человеческого мозга, с помощью которой человек отражает внешний мир. Мозг является главным носителем этой функции и с его гибелью погибает и душа. Наиболее весомый вклад в теорию сознания и психики внесли русские ученые в начале XX в.: Сеченов, Бехтерев, Павлов. Они не только исследовали физиологические основы психической деятельности человека, но и провозгласили их как результат социального развития, отражение общественных отношений.

^ Сознание – это высшая форма (способ) отражения внешнего мира, присущая только человеку.

Главную роль в сознательной деятельности человека играет головной мозг, где происходит эмоционально-волевое и чувственно-рациональное отражение окружающего мира. Сознание является чисто человеческим способом отражения мира, носит направленный характер. Ядром, основой сознания является знание человека о различных сторонах жизни. Сознание сочетает в себе несколько относительно самостоятельных элементов:

      1. Знание о мире; 2) Самосознание; 3) Отношение человека к миру



^

Отличительные особенности сознания


  1. Сознание вторично, т.е. оно явилось результатом длительной эволюции природы и совершенствования, усложнения форм отражения. Кроме того, содержание сознания (чувства, образы, идеи) находятся под влиянием внешнего мира, конкретной деятельности человека. В разные времена и исторические эпохи создавались различные по содержанию картины мира и главенствовали разные идеи, поэтому и содержание сознания менялось.

  2. Сознание социально, оно формируется и проявляется только в коллективе, в совместной деятельности людей (речь, общение).

  3. Сознание носит субъективный характер, его особенности определяются индивидуальными качествами каждого человека (интеллект, опыт, возраст, социальное положение). Сознание – это та внутренняя реальность, которая существует в каждом из нас, но одновременно оно объединяет наши чувства, радости, стремления.

  4. Сознание имеет предметно-практическую природу, т.е. психический образ предмета, идею предмета человек способен воплощать в реальность в ходе практической деятельности. Здесь взаимосвязано существуют два процесса:

  • Опредмечивание – превращение внутренних идей в реальные предметы

Распредмечивание – извлечение человеком того опыта, который как бы «спрятан» в предметах (чтение книг, анализ чертежей и др.).


2. Природа человеческого сознания.

Если говорить о происхождении сознания, то наукой убедительно доказан факт его зарождения по мере становления социальной формы движения материи. Появление сознания было подготовлено эволюцией форм жизни на Земле. Но, по-видимому, нельзя не учитывать и факторы космического характера. Так, Тейяр де Шарден выдвигал идею космического происхождения и эволюции жизни, а, следовательно, и психики и сознания. В настоящее время весьма популярны многочисленные идеи о прямом вмешательстве инопланетных разумных сил в процесс эволюции человека.

Попытка объяснить возникновение сознания естественными причинами была еще у Демокрита. Он считал, что это происходило под воздействием, прежде всего коллективного существования людей, использования орудий труда и огня. Сознание сформировалось под воздействием социальной необходимости, т.е. потребности людей в выживании. В середине XIX в. Ф.Энгельс в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» развил так называемую трудовую теорию антропогенеза и происхождения сознания.

Основные положения теории Энгельса.

  1. Прежде всего, в ходе естественной эволюции человека сформировались биологические предпосылки сознания (прямохождение, большой объем мозга, свободная и развитая рука).

  2. Под воздействием необходимости человека начал изготавливать и применять орудия труда, поэтому его знания о мире усложнились, стали глубже.

  3. По мере эволюции и совместной трудовой деятельности стала возникать речь как средство общения (сначала появился язык мимики и жестов), появился язык как элемент «второй сигнальной системы».

Следовательно, по мнению Энгельса, коллективный труд и членораздельная речь явились основными движущими силами возникновения сознания.

В настоящее время принято отмечать специфические свойства сознания человека:

  • Способность к абстрактному мышлению – это происходит благодаря развитию коры больших полушарий головного мозга, где разделяются понятийные операции: левое полушарие отвечает за абстрактно-логическое познание, правое – за чувственно-образное восприятие.

  • Наличие языка – человек с помощью речи и письменных знаков умеет передавать значимую информацию, не прибегая к прямому общению с предметами и друг с другом.

  • Символизм сознания – человек способен усваивать смысл наглядных образов, которые помогают ему упорядочить информацию (схемы, чертежи, модели).

  • Сознание как форма самосознания – это способность человека выделять себя самого из числа себе подобных. Каждый человек осознает свое индивидуальное «Я», сравнивает себя с другими, выстраивает соответствующее отношение. Самосознание – это высшая форма развития сознания, она требует высокого уровня общественно-исторических условий и развития мыслительных способностей индивида.

  • Творческий характер познания – это означает, что с помощью мысли человек способен изменить среду обитания, опережая воздействие внешней среды.

Субъектом, носителем сознания является человек, который в силу объективной действительности вынужден существовать в коллективе. Поэтому основную роль в формировании сознания сыграли социальные условия, они же определили задачи.

Задачи сознания.

  1. Познавательная.

Формируются идеальные образы окружающего мира.

  1. Целеполагающая.

Человек вырабатывает план действий на основе создания образов будущего.

  1. Регулятивная.

Продукты индивидуального сознания – идеи и чувства – способны воспринимать другие люди, это помогает осуществлять совместную деятельность.

  1. Трансляция.

Передача социального опыта в форме знаний, правил поведения и деятельности.

  1. Формирование общественного сознания.

«Коллективный разум» больших групп людей приобретает сложную структуру и формы проявления, оказывает воздействие на каждого участника.


3. Мышление и интеллект.

Сознание человека предполагает наличие особой деятельности – мышления, с его помощью мы можем оперировать образами и свойствами предметов без обращения к самим предметам.

Мышление – это процесс опосредованного и обобщенного словом и опытом отражения действительности, дающий человеку знание о существенных сторонах и свойствах предметов.

Мышление может быть конкретным (решение расчетной задачи), отвлеченным, оно даже выступает как самостоятельный вид деятельности (наука, философия). Мыслительная деятельность протекает как смена ряда самостоятельных операций:

  • Теоретический анализ – исследование происхождения предметов, поиск основного элемента в построении системы;

  • Синтез – мысленное объединение предметов и частей в единое целое;

  • Сравнение – соотнесение признаков предметов, установление сходств и различий между ними;

  • Абстракция – мысленное отвлечение одного признака от других;

  • Обобщение – объединение ряда предметов в одну группу на основе общего признака.

Мышление возможно только при наличии развитого человеческого мозга, он является физиологической основой сознания. Мозг имеет самую сложную структуру вещества, каждая из примерно 50 млрд. нервных клеток (нейронов) связана с 10 тыс. соседних. В обычной жизни функционирует около 15% мозговых клеток, остальные – резерв. Даже мозг среднего по способностям человека может вместить информацию, равную по объему 500 Британским энциклопедиям (она составляет 33 тома). Всвязи с тем, как каждый из нас задействует свой мозг, возникает вопрос об интеллекте.

Интеллект – врожденная познавательная способность, которая позволяет одному человеку думать, рассуждать и решать умственные задачи лучше, чем другому.

Ученые даже сегодня не могут точно определить, что такое интеллект и как он формируется. Считается, что это происходит под воздействием одновременно генетических факторов (наследственность) и условий окружающей среды. На основании научных исследований сделан вывод о том, что умственное развитие обусловлено на 80% наследственными причинами и на 20% - социальной средой. Правда, интеллект имеет одну важную особенность – его можно тренировать и развивать, т.е. при постоянной усиленной умственной работе человек становится умнее, и наоборот.

В настоящее время существуют методы измерения умственных способностей, самым популярным и наиболее достоверным являются тесты по измерению интеллекта К.Айзенка (США). Эти тесты с успехом переведены на многие языки, применяются для проверки военных, при приеме на работу по некоторым специальностям. Автор, на основании многолетних наблюдений и статистики, утверждает, что:

70% населения имеют средние умственные способности (85 – 115 баллов);

15% населения могут считаться способными (коэффициент составляет более 115 баллов), из них коэффициент выше 130 баллов имеет всего 1%, а более 160 баллов набирает только 1 человек из 3 тыс.;

15% людей составляют группу неспособных с показателем ниже 85 баллов, из них 1% - умственно отсталые, которые набирают до 70 баллов по тесту.



Похожие:

Тема: Сознание как философская категория iconТема: Сознание как философская категория
Платон все идеи, душу считал источником мира. В средние века сознание и разум рассматривались как важнейшие атрибуты Бога, а поскольку...
Тема: Сознание как философская категория iconЧеловек, как главная философская категория. План: Природа и сущность человека
С ним трудно не согласиться. Ведь человек уже много веков находится в центре внимания мыслителей и ученых, художников и писателей,...
Тема: Сознание как философская категория iconФилософская онтология. Виды онтологии мифологическая, религиозная, философская, научная и экзистенциально-личностная

Тема: Сознание как философская категория iconГусаров Павел мо-102 Философская антропология основные идеи и направления
Само понятие «философская антропология» в широком смысле этого слова обозначает философское учение о природе, сущности и предназначении...
Тема: Сознание как философская категория iconЛитературные направления
Теория рационализма как философская основа классицизма. Культ разума в искусстве
Тема: Сознание как философская категория iconТема 1. Понятие финансов и финансового права Российской Федерации.
Финансы экономическая категория. Много разных определений, мы берём только самое конвертируемое. Экономисты говорят, что
Тема: Сознание как философская категория icon-
Сознание соматика лучше приспособлено к решению проблем, связанных с объектами (их формой, структурой, внутренней и внешней динамикой)....
Тема: Сознание как философская категория iconI. Сознание и бессознательное в этом введении ничего нового сказать нельзя, и повторение ранее сказанного неизбежно
Жные патологические процессы психической жизни и причислить их к научным явлениям. Повторяю еще раз другими словами: психоанализ...
Тема: Сознание как философская категория iconФилософия как мировоззренческая и общеметодологическая основа медицины
В качестве философской основы профилактической медицины можно рассматривать исследования в области теории гигиены как оптимального...
Тема: Сознание как философская категория iconУчебно-методическое пособие для студентов неэкономических специальностей очной и заочной форм обучения Бргу им. А. С. Пушкина
Каверина Е. И. – тема 10; асистент Коновалюк Р. А. – тема 6, 8; ассистент Макарук Д. Г. – тема 13. 4; 13. 5; 13. 6; 13,7; ст препод....
Тема: Сознание как философская категория iconДЕ. 07. Философия сознания и познания
Философское течение, представители которого рассматривали сознание как вещественную функцию мозга («мозг вырабатывает мысль, как...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы