Тема урока: «Место искусства в духовной культуре» Искусство. Структура искусства Искусство icon

Тема урока: «Место искусства в духовной культуре» Искусство. Структура искусства Искусство


Скачать 78.48 Kb.
НазваниеТема урока: «Место искусства в духовной культуре» Искусство. Структура искусства Искусство
Дата публикации12.09.2013
Размер78.48 Kb.
ТипУрок




Тема урока: «Место искусства в духовной культуре»


1. Искусство. Структура искусства


Искусство – это специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах.


Специфика искусства как формы художественного познания:

  1. Образное и наглядное

  2. Использует специфические средства, при помощи которых происходит создание художественных образов (слово, звук и т.д.)

  3. Большая роль в процессе познания уделяется воображению и фантазии

  4. Субъективность


^ Виды искусства:

- живопись

- музыка

- скульптура

- литература

- театр

- цирк

- кино

-балет

- фотоискусство

- декоративно-прикладное искусство

- архитектура

- эстрада


^ 2. Споры о сущности искусства


Античность: Отношение к искусству как подражанию природе

Возрождение: Основная задача искусства – это отражение природы и величайшего ее творения – человека

Классицизм: На первом плане не натуралистическое воспроизведение природы и человека, а отражение человеческих типов

Просвещение: Искусство рассматривается как школа нравственности

Современность: Искусство является безграничной сферой проявления творческого потенциала


^ 3. Функции искусства


  1. Воспитательная – формирование личности, чувств и мыслей людей

  2. Предвосхищения – способность предсказывать будущее

  3. Эстетическая – способность формировать эстетические вкусы человека

  4. Внушающая – воздействие на сознание человека

  5. Познавательная – способность к освоению тех сторон жизни, которые труднодоступны науке


^ 4. Современное искусство


Ж.Кокто: «Я знаю, что искусство совершенно необходимо, только не знаю, зачем»

Тема урока: «Массовая культура»


^ 1. Культурное многообразие:


А) Народная культура


Формы народной культуры:

- устное народное творчество

- песенное творчество

- кукольный театр

- прикладное искусство

- народные танцы


^ Основные черты народной культуры:

- создается анонимными творцами

- создается для простых людей

- не знает распределения на создателей и потребителей

- несет в себе ценности: добра, красоты, справедливости


^ Б) Элитарная культура


Формы элитарной культуры:

- произведения изобразительного искусства

- произведения литературы

- произведения музыки


^ Основные черты элитатной культуры:

- создается привилегированной частью общества

- высокое искусство

- создается по заказу


Б) Массовая культура


Формы массовой культуры:

произведения литературы, музыки, кино, изобразительного искусства:

- комиксы

- поп-музыка

- плакаты

- триллеры и т.д.


^ Основные черты массовой культуры:

- общедоступность

- занимательность (вызывает интерес)

- серийность, тиражируемость

- пассивность восприятия (отсутствие эмоциональных усилий для восприятия)

- коммерческий характер


^ 2. СМИ и массовая культура


3. Функции массовой культуры (информационная, познавательная, ценностная, внушающая, воспитательная и т.д.)


4. Противоречивое влияние массовой культуры


«За»:

- в массовой культуре наряду с низкопробной продукцией есть произведения, отвечающие высоким эстетическим критериям

- в доступности этой культуры можно увидеть проявления демократизма

- массы могут сами оценивать произведения искусства

- массовая культура способна опосредованно знакомить с произведениями элитарной культуры


«Против»:

- массовая культура, тиражируя образцы элитарной и народной культуры, уничтожает их истинную ценность

- сужает аудиторию «качественной» культуры и тем самым снижает культурный уровень развития общества

- нацеливает аудиторию на духовное потребительство

- насаждает ложные жизненные ценности (например, оценка человека не по уровню образования, культуры, а по размеру богатства


^ 5. Массовая культура в России


Глава 4. Современный этап мирового развития


Тема урока: «Многообразие современного мира»


1. Единство мира в многообразии


Окружающий природный мир (климат, ландшафт, плодородие почвы) диктовал особенности и приоритеты в хозяйственной деятельности людей. Он предопределял способы обработки земли, приемы разведения скота, стимулировал производство тех или иных орудий труда, создавал предпосылки торговли и т.д.

Окружающая среда порождает особенные типы ментальности. Например, у русских:

- самоотверженность, жертвенность

- колебания между слабохарактерностью и героизмом

- религиозность

- широту души

- любовь к воле и т.д.


^ 2. Особенности традиционных, индустриальных и постиндустриальных обществ


Черты традиционного общества:

- взаимодействие с природой

- преобладание аграрных обществ, основной фактор производства - земля

- основное сырье на импорт – сельскохозяйственная продукция

- активная роль государства в экономической жизни страны

- труд ручной

- слабо развитое разделение труда согласно сословной и кастовой иерархии

- устойчивость обычаев, традиций

- преобладание предписанных моделей поведения

- низкий уровень урбанизации и грамотности

- сильная роль религии


^ Черты индустриального общества:

- возрастание социальной мобильности

- труд машинизированный

- основной фактор производства – промышленность (фабрики, заводы)

- основное сырье на импорт – средства производства

- развито разделение труда

- урбанизация городов

- повышается общественное благосостояние

- повышается продолжительность жизни

- борьба с неграмотностью

- ликвидация сословных привилегий


^ Черты постиндустриального общества:

- основной фактор производства – сфера услуг

- решающее значение имеют информационные технологии

- знания превращаются в самостоятельную отрасль экономики

- происходит индивидуализация товаров и услуг

- повышается горизонтальная мобильность индивидов

- на смену массовому производству приходит гибкое мелкосерийное производство

- всеобщий доступ к знаниям

- собственность как критерий социальной стратификации утрачивает свое значение, уступая место знаниям

- демократия, плюрализм


Тема урока: «Глобализация и ее последствия»


^ 1. Глобализация – резко возросшее взаимовлияние и взаимозависимость народов и государств, распространяющееся на все сферы общественной жизни (экономическую, социальную, политическую, духовную, культурную)


^ Причины глобализации:

- естественное стремление расширить связи, познать окружающий мир

- экспансия в поисках внешних рынков, сфер приложения капитала

- процесс международного разделения труда

- взаимным интересом к культурным традициям и т.д.


^ 2. Глобализация экономики


Глобализация в экономике приводит к следующему:

- происходит размывание экономических границ между странами

- возрастает степень взаимного влияния экономик друг на друга

- усиливаются интеграционные процессы в мировой экономике (например, создание Европейского союза)

- происходит разделение труда в общепланетарном масштабе

- возникают механизмы регулирования мировых рынков на наднациональном уровне

- символом глобализации выступают ТНК (транснациональные корпорации), деятельность которых сокращает различия между странами, усиливает экономическую зависимость, способствует развитию новых технологий и т.д.


^ 3. Противоречия процесса глобализации

«За»

Благодаря развитию телевещательных сетей люди из различных уголков земного шара могут просмотреть модную театральную постановку, стать участниками виртуальной экскурсии по Лувру или Эрмитажу и т.д.


«Против»

Отрицательно влияет на сферу духовной культуры. Чаще всего многочисленные аудитории получают низкопробную продукцию (назойливую рекламу, однотипные боевики и др.)

Углубляется дифференциация стран по уровню развития


Выводы:

1. Глобализация – это объективный процесс трансформации общества под влиянием НТП, технологического рывка в области информатики, электроники, биотехнологий

2. Затрагивает все стороны современного общества

3. Приводит к экономическому росту, повышает уровень жизни

4. В реальности глобализация имеет свою оборотную сторону


Тема урока: «Сетевые структуры в современной мировой политике»


^ 1. Политические сети


Примером крупнейших политических сетей выступает разветвленная система институтов управления Европейским союзом.

Сети – самоорганизующиеся полицентричные структуры, ориентированные на решение определенных задач и состоящие из автономных групп. Для них характерна децентрализация власти и открытость.


^ 2. Сетевой терроризм на фоне глобализации


Терроризм – применение насилия в отношении гражданских лиц, политических деателей и символов того или иного государства, направленное на достижение заранее определенных политических целей


^ Особенности терроризма:

- использование террористических методов исключительно для достижения политических целей

- рассмотрение гражданского населения как символов государственности и как объектов воздействия

- адресация террористических акций властям той или иной страны


^ Цели и задачи терроризма:

- навязать свою волю государствам

- запугать простых граждан

- добиться выполнения своих требований под угрозой дестабилизации общества


^ Транснациональный терроризм:

- оказывает сильное психологическое воздействие на общество

- уносит все больше жизней ни в чем не повинных людей

- влечет за собой значительные политические, экономические и моральные потери


Виды терроризма: внутренний и международный

Тема урока: Целостность и противоречивость современного мира


^ 1. Глобальные проблемы современности


Глобальные проблемы – совокупность проблем человечества, от решения которых зависит существование цивилизаций


^ К глобальным проблемам относят:

- проблема мира и разоружения, предотвращения новой мировой (ядерной) войны

- демографическая («кризис», «взрыв»)

- экологическая

- энергетическая

- сырьевая

- преодоление экономического отставания стран третьего мира

- проблема здоровья человека (СПИД) и т.д.


Общие черты:

- затрагивают жизнедеятельность всего человечества

- настоятельно требуют решения

- предполагают международное сотрудничество различных стран

- от их решения зависит дальнейшая судьба человеческой цивилизации


Основные направления решения глобальных проблем:

- формирование нового планетарного сознания (воспитание человека на принципах гуманизма, информирование людей о глобальных проблемах)

- вывод международного сотрудничества на новый качественный уровень

- всеобъемлющее изучение условий, приводящих к возникновению проблем



Похожие:

Тема урока: «Место искусства в духовной культуре» Искусство. Структура искусства Искусство iconТема урока: «Место искусства в духовной культуре» Искусство. Структура искусства Искусство
Искусство – это специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности...
Тема урока: «Место искусства в духовной культуре» Искусство. Структура искусства Искусство iconВопросы к экзамену по курсу «История искусств»
...
Тема урока: «Место искусства в духовной культуре» Искусство. Структура искусства Искусство icon1. Определения понятий «род искусства» и «вид искусства»
Искусство – сфера духовно-практической деятельности людей, которая направлена на художественное постижение и освоение мира
Тема урока: «Место искусства в духовной культуре» Искусство. Структура искусства Искусство iconРаймонд Луллий (ок. 1235 ок. 1316 гг.) Краткое искусство
Господи, по милости и любви Твоей начинается "Краткое искусство" (Ars brevis), которое является точной копией "Всеобщего искусства"...
Тема урока: «Место искусства в духовной культуре» Искусство. Структура искусства Искусство icon1. Происхождение искусства, его сущность. Классификация видов искусства. Искусствоведение. Искусствознание
Искусство –один из способов познания и восприятия мира и отражения его в живописи, скульптуре, литературе и т д
Тема урока: «Место искусства в духовной культуре» Искусство. Структура искусства Искусство iconСергей Эйзенштейн Монтаж. 1937 предисловие «Все в человеке – все для человека!»
Эти же двадцать лет показали, каким обогатителем искусства и культуры явился лозунг, сказавший вместо «искусство для искусства»,...
Тема урока: «Место искусства в духовной культуре» Искусство. Структура искусства Искусство iconЗначение идеологического компонента в широком массиве искусства
Сфера искусства, как область этического и эстетического восприятия мира, так же не обделена от этой проблемы. Понимая всю провокационность...
Тема урока: «Место искусства в духовной культуре» Искусство. Структура искусства Искусство icon«Искусство и техническое творчество» 10–14 сентября 2013 года
Всероссийскую молодежную научную школу «Искусство и техническое творчество», в рамках которой будут рассматриваться современное состояние...
Тема урока: «Место искусства в духовной культуре» Искусство. Структура искусства Искусство iconЭкзаменационные вопросы к курсу лекций «Искусство Средних веков Западной Европы»
Понятие «Средние века»; периодизация истории искусства Средних веков Западной Европы. Специфика культуры и искусства Западной Европы...
Тема урока: «Место искусства в духовной культуре» Искусство. Структура искусства Искусство iconИскусство и наука искусство
Искусство – специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности...
Тема урока: «Место искусства в духовной культуре» Искусство. Структура искусства Искусство iconЭстетическая инсталляция — развивающееся направление современного искусства, в котором художник устанавливает (англ. Install) произведение из разных вещей, как подручных, так и специально созданных.
Главная цель этого типа искусства – создание особого пространства, предлагающего зрителю свежий взгляд на привычные вещи, или открывающее...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы