Тема урока: Ядовитые растения и меры безопасности icon

Тема урока: Ядовитые растения и меры безопасности


Скачать 67.82 Kb.
НазваниеТема урока: Ядовитые растения и меры безопасности
Дата публикации24.01.2014
Размер67.82 Kb.
ТипУрок

 Тема урока: Ядовитые растения и меры безопасности










В аудиторию вошла профессор Морозова.

    - Приветствую вас. Сегодня мы начнем с вами довольно серьезную тему, которую будем раскрывать приблизительно до окончания этого семестра. Тема серьезная, и я не хочу, чтобы вы отвлекались на что-либо.

    Неоднократно в лекциях рассказывалось и будет рассказываться о растениях, используемых в народной медицине и являющимися сильнейшими ядами. Но не так много говорилось о том, как избежать отравления при работе с такими растениями.. 
    Все мы с вами находимся на территории Школы Хогвартс , а также еще в мире маглов, который все же несколько отличается от магического мира. И каждый раз возвращаясь в него - помните ли вы об этом отличии?? 
    Помнится, пару лет назад, был у меня такой урок, где я просила составить различные зелья на свой вкус, пофантазировать, придумать свои сочетания, и даже выставила некоторые из них на сайт. Что же я увидела спустя некоторое время? 
    На одном из сайтов серьезно обсуждали эти зелья. Рассматривали ингредиенты, недоумевали, что в составе есть крайне ядовитые средства и даже обсуждали - а пробовал ли кто-нибудь нечто подобное. Если честно - я была крайне удивлена этим, так как в состав обсуждаемых придуманных зелий входили перо феникса, рог единорога. И их это ничуть не смущало. Или они подошли к этим названием как к зашифрованным, или.. или не знаю)))) Магами их назвать сложно. 
    На другом сайте кучка маглов обсуждала маки и их использование для приготовление наркотиков

    А далее.. Далее встает вопрос. Насколько серьезно вы - именно вы - ученики Хогвартса ,которые приходите на мои уроки и читаете информацию о ядовитых растениях - понимаете, НАСКОЛЬКО это опасно в реальной жизни, если подходить к этому как эти маглы?

    Для начала определимся. Кричать: "Ой опасно, не трогайте, и вообще - не пишите об этом на уроках!" - бессмысленно. Травы, как и магия, могут убить, а могут и помочь. Зависит от того, кто и как использует. И, на мой взгляд, нельзя бояться - надо просто учитывать последствия и принимать меры осторожности при работе с ядовитыми растениями. И надеюсь, что все кто пришел в СВЕТЛУЮ (а мы именно такая) Школу, прежде всего, думают о помощи другим. А не о том, как навредить. Поэтому поговорим о мерах безопасности.

    Итак.

     Прежде чем пойти на поиски и сбор нужной травы, вначале необходимо ознакомиться с гербарием этих растений, уточнить, чем они отличаются от похожих на них подвидов, которые могут быть не только не лекарственными (например, горцы мягкий, малый и шероховатый как нелекарственные примеси к горцу перечному), а даже и ядовитыми (например, лекарственный хвощ полевой и ядовитый хвощ болотный).

     Необходимо понимать, где, в какой части растения, сосредоточены необходимые нам вещества - ведь чаще всего это не все растение целиком, а отдельные его части - листья, кора, цветки, корни.

     Так же важен и срок сбора растений. Известно, что у разных растений их лечебное действие (т.е. накопление в их частях веществ, используемых человеком в качестве лекарственных) неодинаково в разные периоды года. 
    К примеру - березовые почки собирают весной, а не поздней осенью и так далее.

    Помните, что от места сбора часто зависит степень ядовитости растения. К примеру, ядовитый аконит спокойно употребляют пищу в Скандинавии - там растение за несколько поколений потеряло свою ядовитость и в культурных посадках уже не ядовито. Но ведь бывает и наоборот.. Неядовитое растение у нас, в другом мире, запросто может оказаться ядом

     При подготовке к работе с ядовитыми растениями необходимо защитить руки перчатками. А так же следить, чтобы растение не соприкасалось с открытыми участками тела. И, разумеется, ни в коем случае не берите в рот эти растения!! И вообще ничего во время сбора есть не рекомендуется - останется яд на перчатке, а вы потом этой перчаткой малину сорвете.. А потом лечи вас.. непонятно от чего..

     Также нельзя во время сбора прикасаться к носу, глазам, лицу, к любой слизистой поверхности. Запрещается курить (надеюсь это вам не пригодится?-))

 После работы не забудьте тщательно вымыть с мылом руки и лицо, очистить и выстирать одежду.

    Необходимо также знать первые меры оказания помощи пострадавшим от ядовитых растений. Для этого неплохо, опять же, четко знать растения не только на вид, но и знать, чем конкретно они опасны, от чего придется лечить и чем. Обычно при описании такого растения всегда указывается, чем оно опасно, и первые меры помощи. Может, кто помнит урок, когда лечили отравленного аконитом? Это было у вас в задании - средство помощи..

    Понятно, что самое простое при отравлении, - освободить желудок от яда, заодно дать принять внутрь одно из средств (адсорбирующее - принимающее в себя, осаждающее, окисляющее, нейтрализующее или обволакивающее). Хорошо бы знать, чем именно отравлен человек, - название растения. Зная химическую природу растительного токсина, можно скорректировать набор средств первой помощи. Иногда можно установить причину отравления по непереваренным остаткам.

   Ядовитые растения по-разному действуют на человека, в зависимости от того, какая именно химическая группа веществ содержится в нем. Одни наносят вред от прикосновения к коже, их так и называют контактными. Другие воздействуют на организм, если попадают в кровь - как яд кураре. Другие должны попасть сначала в желудок, а уж потом в кровь. А есть растения, которых и трогать то не нужно.. Достаточно вдохнуть запах. Их так и называют - дыхательными.

    Итак, что же конкретно можно сделать при отравлении.

     В условиях экспедиции - в Параллельный мир или Запретный лес или нечто подобное - желательно обеспечить обильное питье. Большое количество жидкости, вызванная искусственно рвота, слабительное помогут вывести токсины из организма.

^ Активированный уголь. Если он у вас есть - ура! Растолките 3-4 таблетки в порошок, разболтайте в воде и дайте выпить. Раза 4 в день. Уголь вберет в себя токсины(адсорбирует их) и выведет из организма. Нет таблеток? Вы маги или кто? Сделайте сами. Наломайте ветки лиственных деревьев, очистите от коры, положите внутрь пустой консервной банки с крышкой, прикройте ее, оставив слабый приток воздуха. Банку заройте в в угли затухающего костра. Полученный через некоторое время уголь используйте для лечения.

^ Танин. Хорошая штука, которая может осаждать яды - некоторые алкалоиды (кроме морфина, кокаина, атропина, никотина), гликозиды, тяжелые металлы. Вот только в аптечке вы его скорее всего не найдете. Замените богатыми танином растениями - заварите крепкий чай или приготовьте отвар дубовой коры.

     Если есть возможность, приготовьте питье из ягод, содержащих пектин ( жимолость, облепиха, смородина, боярышник, черника, калина и пр.). Такое питье сработает еще и как связывающее и адсорбирующее средство.

Марганцовка (окислитель). Используется как антидот (противоядие). В связи с высокими окислительными свойствами даже слабых растворов перманганата калия, она может самым магическим образом изменить химическое строение некоторых растительных токсинов и превратить их в неактивные. Используется как антидот, изменяющий химическое строение некоторых растительных токсинов и делающий их неактивными.

^ Сода - как нейтрализатор - может помочь в некоторых случаях отравления алкалоидами

Обволакивающие - некоторые вещества обладают свойством обволакивать слизистую желудочно-кишечного тракта, защищая ее от действия агрессивных сред, и, в какой-то мере препятствуя всасыванию. Из обволакивающих можно назвать - крахмальную слизь, молоко и яичный белок.

     При воздействии контактных токсинов (ясенец, сумах и пр.) на кожу протрите кожу водно-спиртовой смесью, тщательно обмойте водой с мылом. Поделать некоторое время примочки с 0,1% марганцовкой. 
    НО в любом случае. Как доберетесь до магов-целителей или хотя бы до обычного врача - тут же к нему!

^ Ну и напоследок. А как определить, ядовитое ли растение, если совсем о нем ничего не знаешь?
    Вот несколько советов на будущее. 
Растения с млечным соком чаще всего ядовиты. Пожалуй, только кокосовое молоко, одуванчики и кое-какие разновидности кактуса являются исключениями. 
    Помните, что у любого растения не все его части годятся в пищу. Каждое составляющее надо рассматривать отдельно. 
    Если растение обладает резким, едким запахом, стоит задуматься. А стоит ли с ним иметь дело? 
^ Яркая окраска растения - чаще всего сигнал для животных: не ешь меня! Думаю, не грех воспользоваться таким советом и пройти мимо. И, кстати, наоборот. Если растение активно поедается птицами - скорее всего съедобно. 
    У многих растений косточки и семена плодов содержат ядовитые составляющие, типа цианидов
    Просто совет - если растений мало. То зачем связываться с проверкой? Все равно не наедитесь)

    - На степень ядовитости растение начинают проверять с кожи. Разомните лист и слегка натрите соком участок чувствительной кожи на внутренней стороне запястья. Если через 15 мин. не возникнут зуд, жжение, волдыри, аллергия - ура. Хотя бы тут повезло. 
    - Небольшую порцию размятого растения положите в рот между десной и верхней губой. Оставьте ее там на 5 мин., проверяя, не появятся ли какие-либо неприятные ощущения. Еще живы? Проверяем дальше. 
    - Пожуйте то, что у вас во рту, на предмет горечи, жжения, мыльного привкуса. Если все окей - сок проглотите, а разжеванное выплюньте. А теперь ждем. Часов 8. Может вы выживете.. а может нет. Но вы же так хотели попробовать это красивое яркое растение на вкус))) 
    - Если выжили - можно попробовать съесть чуть больше и подождать еще сутки. 
    - Если все в норме - не ядовито)



 



^ Вопросы к уроку:

1. "Все есть яд, и все есть лекарство. Только одна доза делает вещество ядом или лекарством". (c)Парацельс. Попробуйте объяснить это выражение с точки зрения изучения ядовитый растений и их свойств. (1-2 баллов) 
2. Порассуждайте на тему - Отрава. Почему так назвали? Откуда взялось это слово? Какие близкие слова есть к этому? (1-2 балла) 
3. Приведи примеры ядовитых растений, с которыми вы сталкивались в жизни или читали про их использование в книгах. (1-3 балла) 
4. Ваше мнение на тему - Ядовитые растения и знахарство (можно минисочинение)(1-3 балла) 
 




Похожие:

Тема урока: Ядовитые растения и меры безопасности iconТема урока: Ядовитые растения и меры безопасности
Приветствую вас. Сегодня мы начнем с вами довольно серьезную тему, которую будем раскрывать приблизительно до окончания этого семестра....
Тема урока: Ядовитые растения и меры безопасности iconПлан-конспект урока математики
По стеблю растения, высота которого 1 метр, от земли ползёт гусеница. Днём она поднимается на 3 дм, а ночью спускается на 2 дм. Через...
Тема урока: Ядовитые растения и меры безопасности iconПсихолого-педагогический анализ урока
Общие сведения об уроке: дата, школа, класс, предмет, тема урока, цель и тип урока, количество учащихся в классе, из них присутствовало...
Тема урока: Ядовитые растения и меры безопасности iconТехника безопасности и гражданская оборона на предприятии Меры безопасности при ведении технологических процессов, выполнения регламентных производственных операций
Для предупреждения аварий и несчастных случаев необходимо выполнять следующие требования
Тема урока: Ядовитые растения и меры безопасности iconКонспект по физической культуре в 4 классе. Тема урока : гимнастика в 4 классе
Цель урока: создание устойчивой Обучение комплексу физических упражнений для формирование правильной осанки. Овладеть техникой кувырка...
Тема урока: Ядовитые растения и меры безопасности iconТема урока
Содержания учебных материалов (текст, устная тема, упражнения, ситуации, методические приемы, языковой материал)
Тема урока: Ядовитые растения и меры безопасности iconТема урока: «Баскетбол. Обучение техники ловли и передачи мяча двумя руками от груди и техники ведения мяча через стойки правой и левой руками.»
Место и роль урока в изучаемой теме: урок обучения,совершенствования и взаимоконтроля
Тема урока: Ядовитые растения и меры безопасности iconВведение 1.Вводный инструктаж………………………………………...................................4
Меры безопасности во время прохождения практик
Тема урока: Ядовитые растения и меры безопасности iconСупрыновіч Валянцінай Уладзіміраўнай Гомель 2012 Тэма ўрока: Мэта ўрока: Задачы ўрока: 1 абсталяванне: Тып урок
На гэтым жа лісце павінны стаяць подпісы настаўніка беларускай мовы і літаратуры і групавога кіраўніка з расшыфроўкай!!!
Тема урока: Ядовитые растения и меры безопасности iconКонспект урока Составитель учитель мобу «сош №76» г. Оренбург Никлесова О. В. Конспект урока Учебный предмет Физическая культура
...
Тема урока: Ядовитые растения и меры безопасности iconПлан урока 7A класс. 21. 11. 2012 Тема : Unit 6 What a city. Present Perfect with just, already and yet

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы