Тема урока: Земельная и военная реформы в Риме icon

Тема урока: Земельная и военная реформы в Риме


Скачать 127.71 Kb.
НазваниеТема урока: Земельная и военная реформы в Риме
Дата публикации29.07.2013
Размер127.71 Kb.
ТипУрок


История Древнего мира

5 «А» класс


Тема урока: Земельная и военная реформы в Риме


Дата проведения урока: 08.04.2013 года

Тип урока: комбинированный, с использованием мультимедийного оборудования.

Цель урока: 1) обучающая – способствовать формированию у учащихся знаний по теме и умений аргументировано доказывать свою точку зрения по вопросу о необходимости проведения земельной и военной реформ в Риме; способствовать формированию знаний у учащихся о необходимости, причинах и итогах проведённых во II веке до н.э. в Риме реформ.

2) развивающая – способствовать формированию у учащихся критического отношения к изучаемым историческим событиям; развитие культуры общения.

3) воспитательная – способствовать формированию у учащихся чувства ответственности и такта по отношению к своему собеседнику.

^ Задачи урока: 1.) охарактеризовать военно-политическое и социально-экономическое состояние Рима после Пунических войн;

2.) сформировать представление о причинах и ходе реформ, выявить сущность и особенности реформ Тиберия Гракха, Гая Гракха и Гая Мария;

3.) содействовать развитию аналитического мышления, умений анализировать и давать оценку историческим событиям.

Оборудование: учебное пособие по Истории Древнего мира для 5 класса (часть 2) под редакцией доктора исторических наук, профессора В.С. Кошелева; тематическая карта «Рим после Пунических войн»; тетрадь; контурная карта; компьютерная презентация на тему «Земельная реформа братьев Гракхов».

^ Основные понятия, имена, даты: Тиберий Гракх, . 133 год до н.

э., земельная реформа, Гай Гракх, создание римских колоний, Гай Марий, военная реформа.


План урока


  1. Организационно-подготовительный момент – 3 минуты

  2. Опрос домашнего задания – 15 минут

  3. Изучение нового материала – 15 минут

  4. Подведение итогов, закрепление изученного материала – 10 минут

  5. Домашнее задание – 2 минуты




  1. Организационно-подготовительный момент


Приветствие, проверка отсутствующих, настройка учащихся на работу после перерыва, проверка выполненного задания в контурной карте.


^ II. Проверка домашнего задания

Тема: Завоевание Римом Средиземноморья


  1. По поводу чего столкнулись интересы Рима и Карфагена в Западном Средиземноморье? К каким событиям это привело?


К середине III века до н.э. римляне подчинили себе почти всю ^ Италию. После этого они приступили к завоеванию других народов Средиземноморья. Внимание Рима привлекала Сицилия – остров с великолепными городами и плодородными почвами. Но на этот остров претендовал могущественный Карфаген. Столкновение Рима и Карфагена было неизбежным. Это повлекло за собой три продолжительные войны, которые длились с 264 по 146 год до н.э. и получили название Пунических.

jpg" name="graphics1" width=277 height=250 border=0>


  1. ^ Почему развязанные войны получили название Пунических? Сколько лет они продолжались? К чему стремились их главные участники?


Развязанные войны получили название Пунических, так как римляне называли карфагенян пунами. Пунические войны длились с перерывами 118 лет, с 264 по 146 год до н.э. Основной целью войны был захват территорий и установление на ней господства.


  1. ^ Сколько было войн у Рима с Карфагеном? Покажите на карте владения, захваченные Римом в результате первой Пунической войны.


У Рима с Карфагеном было три Пунические войны В ходе Первой Пунической войны Рим захватил острова Сардинию и Корсику и карфагеняне вынуждены были платить Риму дань в размере 84-х тонн серебра.





  1. ^ Опишите ход военных действий и исход Второй Пунической войны.


После поражения в Первой Пунической войне Карфаген не смирился. Началась новая война. Во главе карфагенской армии стоял талантливый полководец Ганнибал.




^ Ганнибал (247-183 гг. до н.э.)


Римляне ждали его с юга, а он неожиданно обрушился на них с севера, пройдя через заснеженные Альпы.

Важное сражение произошло в 216 году до н.э. возле местечка Канны.

Римская армия насчитывала 80 тысяч солдат и была в два раза больше, чем карфагенская. Несмотря на это, Ганнибал одержал блистательную победу. Римляне потеряли более половины своих воинов, одного консула и 80 сенаторов. Битва при Каннах до сих пор считается ярким примером того, как можно одержать победу над более многочисленным противником.

Жители Рима с ужасом ждали появления врага у стен «вечного города». Однако Ганнибал, уставший от беспрерывных походов, не решился на штурм города. Он отвёл свои войска и тем самым совершил большую военную ошибку.

Воспользовавшись ситуацией, римский полководец Сципион высадился с армией на земле Карфагена в Северной Африке.




^ Публий Корнелий Сципион Африканский (235 -183 гг. до н.э.)


Ганнибал был вынужден покинуть Италию и поспешить на помощь родному городу. В битве при Заме в 202 году до н.э. он потерпел первое и последнее в своей жизни поражение. Эта битва окончательно решила исход второй Пунической войны. По условиям подписанного мира к Риму были присоединены все заморские владения Карфагена, включая Сицилию, Испанию и другие земли. Весь карфагенский флот был уничтожен.





  1. ^ Опишите основные действия Третьей Пунической войны. Какие завоевания Рима свидетельствуют о том, что он стал хозяином всего Средиземноморья?


Римляне опасались возрождения и усиления Карфагена. Поэтому они стремились к его полному уничтожению. ^ Сенатор Катон все свои выступления в сенате заканчивал словами: «Карфаген должен быть разрушен!».




^ Марк Порций Катон Старший (234-149 гг до.н.э.)


В 149 году до н.э. римский сенат объявил Карфагену войну. Римляне высадились в Африке. Спустя три года они штурмом взяли город и сравняли его с землёй. Все карфагенские территории были объявлены римской провинцией.

Римлян вели войны и с другими народами Средиземноморья. Были завоёваны Македония и Греция, города Малой Азии и Египет.

Таким образом, в результате этих войн всё Средиземноморье оказалось под властью Рима.





^ III. Изучение нового материала


Вступительное слово, подготовка к изучению новой темы, вопросы перед параграфом: Вспомните: Из-за чего римляне вели постоянные войны с соседними племенами?

После ответов учащихся переходим к изучению новой темы: сообщаем название темы и цели урока.

Записываем в тетрадь дату, название новой темы.


Тема: Земельная и военная реформы в Риме

План:

  1. Рим после Пунических войн

  2. Земельные реформы братьев Гракхов

  3. Военная реформа Гая Мария

  4. Выводы




  1. Рим после Пунических войн


Основным населением Италии были крестьяне. Возделывая поля, они кормили свои семьи, снабжали продовольствием города. Однако проводившиеся в Риме переписи показывали, что после победоносных Пунических и других войн зажиточных крестьянских хозяйств в самой Италии становилось все меньше и меньше. Ведь мужчин отвлекали от крестьянского труда военные походы, а женщинам было трудно одним справляться и с хозяйством, и с семьей. Часть земель переставала обрабатываться, не всегда удавалось собрать весь урожай. Из-за нехватки кормов и плохого ухода погибал скот.

Воины, возвращаясь на родину из походов, находили свои дома разоренными, а семьи - голодающими. Многие из них покидали свои земли и отправлялись на поиски лучшей доли в Рим, где пополняли ряды римского плебса, жившего за счет подачек властей.

Просвещенные и заботящиеся об общественных интересах римляне понимали, что необходимо предпринять шаги, которые помогли бы улучшить положение крестьян. Их вдохновителем и главой стал Тиберий Гракх.




^ Тиберий Семпроний Гракх (167-133 гг. до н.э.)



  1. Земельные реформы братьев Гракхов




Братья Тиберий и Гай Гракхи


Тиберий и его брат ^ Гай были внуками победителя Ганнибала Сципиона Африканского Старшего. С детства им прививали высокие идеалы служения отечеству и народу.


Мать Гракхов Корнелия, дочь Сципиона Африканского, очень гордилась своим отцом и мечтала о том, что ее сыновья когда-нибудь сравняются с ним славой. Корнелия, взывая к гордости сыновей, спрашивала их: "Когда же меня будут называть матерью Гракхов, а не дочерью Сципиона?"

В 133 году до н. э. Тиберий Гракх выдвинул свою кандидатуру на выборах в народные трибуны, ведь по отцу он принадлежал к знатному плебейскому роду. Народ с восторгом проголосовал за Тиберия Гракха, известного своим умом и благородством души.



^ Тиберий Гракх выступает перед римлянами


Тиберий Гракх предложил народному собранию и сенату принять закон о земельной реформе. Римская знать столетиями пользовалась землями, принадлежавшими всем римлянам, и богатела. Тиберий Гракх предложил вернуть эти земли государству и затем разделить их между беднейшими римскими гражданами, неимущими крестьянами.

^ Народное собрание приняло этот закон. Для его осуществления была создана комиссия, которую возглавил Тиберии Гракх. В нее вошел и его брат Гай. Дела комиссии продвигались непросто. Знатные и богатые римляне сопротивлялись осуществлению закона. Для защиты Гракхов был образован вооруженный отряд из сторонников Тиберия. Через год Тиберии Гракх вновь был выдвинут кандидатом на трибунские выборы.

Римские историки рассказывают, что в день выборов стали возникать столкновения между его сторонниками и противниками. Защищаясь, Тиберии поднял руку над головой. Противники тут же обвинили его в том, что он требует царской короны. Эта весть мгновенно долетела до сената. Разгневанные "отцы"-сенаторы кинулись на площадь, где происходили выборы. Их возглавлял двоюродный брат Тиберия. Началась жестокая драка. Сенаторы орудовали посохами, обломками скамей, в ход пошли камни. Тиберий погиб от удара в голову. Его труп бросили в Тибр, а сторонников арестовали и судили.

Предложенная Тиберием Гракхом земельная реформа не была осуществлена. Кровавые события в Риме, когда брат пошел на брата, а народ оказался ввергнутым в кровопролитие, стали началом затяжного периода гражданских войн.


^ Деятельность Гая Гракха.


Через 10 лет народным трибуном был избран Гай Гракх.

Он учёл печальный опыт старшего брата. Предложив новые земельные преобразования, Гай постарался учесть не только интересы крестьян. Он попытался опереться и на всадников, землевладельцев, которые не участвовали в управлении государством, а также на низшие слои народа.

Главным направлением в деятельности Гая Гракха было создание римских колоний за пределами Италии. Таким образом часть крестьянства, покинув родину, могла получить землю и улучшить свое положение. В эти колонии предполагалось также послать "наилучших граждан" для организации строительства и жизни поселенцев. В пылу преобразовании Гай Гракх презрел религиозное проклятие, тяготевшее над землей города Карфаген. Он замыслил организовать там большую римскую колонию.

Сенат с тревогой наблюдал за чрезмерно активной, как ему казалось, деятельностью народного трибуна. Был поставлен вопрос о незаконности основания колонии на месте Карфагена. Сенат сделал ставку на другого народного трибуна, соперничавшего с Гаем Гракхом, На каждое предложение Гракха тут же поступало предложение его противника, доводившее идеи Гракха до абсурда. Если Гай Гракх предлагал основать одну колонию, его противник говорил об основании 12 колоний. Авторитет Гая Гракха падал, и в третий раз он не был избран народным трибуном.


^ Гибель Гая Гракха. Сторонники Гая Гракха организовывали вооруженные отряды. Сенаторы стали подозревать их в покушении на законную власть. Тем не менее некоторые из законов Гая Гракха были предложены для утверждения народному собранию.

Римские историки рассказывают, что весь Рим собрался в тот день на Капитолии. На оскорбление, последовавшее от посланца консула, сторонники Гая Гракха ответили самым решительным образом. Посланец был заколот. Сенат, узнав об этом, объявил: "Отечество в опасности" Сенаторы и изменившие Гаю Гракху всадники вооружились. Гай Гракх и его сторонники укрепились на Авентине. С Капитолия на них двинулись вооруженные отряды. В рядах плебеев началась паника. 3 тысячи сторонников Гая Гракха были убиты. Сам Гай вынужден был приказать рабу убить себя. Его голова была доставлена в сенат, что вызвало ликование у сенаторов.

Реформы братьев Гракхов потерпели поражение. Обнищание римского крестьянства продолжалось.

В начале своей деятельности Гай Гракх сказал: "Я бросаю ножи на форум, чтобы римские граждане перерезали ими друг друга". Это страшное пожелание Гая Гракха сбылось. После его гибели непрочный мир в Риме был восстановлен ненадолго. Противоречия не угасли. Вскоре они вспыхнули с новой силой.

Римский народ, словно очнувшись, снова воздал почести братьям Гракхам. В общественных местах были установлены их изображения, освящены места их гибели. Сюда люди приносили жертвы, здесь молились. Особым почетом была вознаграждена мать Гракхов Корнелия. Хоть и трагическим образом, но исполнилась ее мечта. Корнелию стали называть матерью славных героев Гракхов.


Итоги проведённых братьями Гракхами земельных реформ:





^ ЗЕМЕЛЬНЫЙ ЗАКОН

1.Каждому владельцу разрешается иметь

не более 500 югеров земли. Если у него есть

сыновья, то на каждого сына приходится по

250 югеров, но на каждую семью не может

приходиться больше 1000югеров земли

(250 гектаров).


^ 2.Излишки государственной земли должны

быть переданы в казну и из них нарезаются

участки по 30 югеров бедным гражданам в

наследственную аренду. Продажа этих участков

категорически запрещается.


^ 3. Для проведения реформы создается

специальная комиссия из 3-х человек,

избираемая Народным собранием сроком

на 1 год с правом последующего

переизбрания.



  1. Военная реформа Гая Мария



Гай Марий (157-86 гг. до н.э.)


С конца 2 века до н. э. Рим был снова ввергнут в пучину непримиримых противоречий и жестоких гражданских войн. Вы помните, что во времена борьбы братьев Гракхов их поддерживали крестьяне, простой народ. Теперь же против сенаторской аристократии стали выступать и всадники. В судах всадники выносили сенаторам суровые приговоры.

Всадники и зажиточные жители Италии открыто заявляли, что все высшие должности в республике находятся в руках сенаторского сословия, а человек незнатного происхождения, даже обладая большим богатством, не может пробиться к высшим магистратурам.

^ Разбогатевших всадников сенаторы презрительно называли "новыми людьми". Всадников поддерживали италийские союзники Рима, требовавшие римского гражданства. За ними закрепилось прозвище "новые граждане". Нараставшие противоречия между "новыми людьми", италийскими союзниками и сенаторской аристократией Рима привели к первой гражданской войне.

"Новых людей" возглавил полководец Гай Марий. Его сторонников называли популярами (народными мужами). Противниками Мария были оптиматы (лучшие). Так именовали себя сторонники сенаторской аристократии, во главе которых стоял полководец Луций Корнелий Сулла.

Гай Марий родился в незнатной семье. Он был человеком малообразованным, но отличался полководческим талантом. Ему удалось победоносно завершить затяжную войну в Африке, которую до него римляне проигрывали. Марий отразил первые нашествия германских племен на Италию. За боевые заслуги его шесть раз избирали консулом. Марий добивался седьмого консульства.

В результате военной реформы, проведенной Марием, римская армия стала полностью наемной и зависела от своих полководцев больше, чем от сената и Римского государства.


Содержание реформы:

  • Все римские граждане, независимо от положения и статуса, получали право служить в римской армии;

  • Срок службы составлял – 16 лет;

  • Римские граждане профессиональное оружие;

  • Воины получали земельный надел и плату за военную службу по принципу: «чем больше добыча, тем больше плата»




  1. Выводы


Таким образом, братья Гракхи старались сделать армию боеспособной, увеличивая количество собственников земли. Гай Марий предложил беднякам служить в армии. Этим он укрепил Римское государство.


^ IV. Подведение итогов, закрепление изученного материала


Проведение устного тестирования с учащимися для закрепления полученных знаний.


  1. В результате борьбы за гражданские права плебеи получили право избирать плебейских:

А) Патрициев

Б) Консулов

^ В) Трибунов


  1. Рим был расположен в густонаселенной области Италии. Земли здесь представляли огромную ценность. Когда римляне воевали за землю с этрусками, а затем с другими итальянскими племенами?

А) в VIII – VII вв.

Б) в VI – V вв.

В) в V – III вв.


  1. После какого события римляне установили контроль над всей Италией?




  1. К середине III века до н.э. римляне подчинили себе почти всю Италию и приступили к завоеванию других народов Средиземноморья. Их внимание привлекала Сицилия, на которую претендовал могущественный:

^ А) Карфаген

Б) Александр Македонский

В) Царь Пирр


  1. В 123 году до н.э. народным трибуном был избран Гай Грах.

Он добился того, чтобы бедные и безземельные римские

граждане получили пригодную для земледелия землю:

А) В долине реки Тибр

Б) В долине реки По

^ В) В колониях


  1. В армии Гая Мария было принято: чем больше военная добыча, тем больше плата! В конце службы легионерам на завоеванных территориях:

^ А) Полагалась земля

Б) Строили дворцы

В) Строили благоустроенное жильё


  1. Основным источником рабов в Риме стали войны, которые Рим вел непрерывно. Число рабов пополнялось и за счет:

А) Тех, кто не мог рассчитаться с рабами

Б) Неимущих

В) Детей, рождённых рабынями


  1. Самых сильных и выносливых рабов:

^ А) Отдавали в гладиаторские школы

Б) Отпускали на свободу

В) Призывали в римскую армию


  1. В каком году была начата земельная реформа Тиберия Гракха?

А) 119 год до н.э.

Б) 133 год до н.э.

В) 196 год до н.э.


  1. Что было главным в деятельности Гая Гракха?

А) создание римских колоний за пределами Италии

Б) личное обогащение

В) безвозмездная раздача земли неимущим гражданам Рима


IV. Домашнее задание


§ 21, отвечать на вопросы, подумать над вопросом №5*.






Похожие:

Тема урока: Земельная и военная реформы в Риме iconТема урока: Земельная и военная реформы в Риме
...
Тема урока: Земельная и военная реформы в Риме iconПсихолого-педагогический анализ урока
Общие сведения об уроке: дата, школа, класс, предмет, тема урока, цель и тип урока, количество учащихся в классе, из них присутствовало...
Тема урока: Земельная и военная реформы в Риме iconI военная безопасность россии в XXI веке
Уважаемый читатель, предлагаемое Вашему вниманию издание Военная реформа: Вооруженные Силы Российской Федерации является продолжением...
Тема урока: Земельная и военная реформы в Риме iconКонспект по физической культуре в 4 классе. Тема урока : гимнастика в 4 классе
Цель урока: создание устойчивой Обучение комплексу физических упражнений для формирование правильной осанки. Овладеть техникой кувырка...
Тема урока: Земельная и военная реформы в Риме iconТема урока
Содержания учебных материалов (текст, устная тема, упражнения, ситуации, методические приемы, языковой материал)
Тема урока: Земельная и военная реформы в Риме iconТема урока: «Баскетбол. Обучение техники ловли и передачи мяча двумя руками от груди и техники ведения мяча через стойки правой и левой руками.»
Место и роль урока в изучаемой теме: урок обучения,совершенствования и взаимоконтроля
Тема урока: Земельная и военная реформы в Риме iconСупрыновіч Валянцінай Уладзіміраўнай Гомель 2012 Тэма ўрока: Мэта ўрока: Задачы ўрока: 1 абсталяванне: Тып урок
На гэтым жа лісце павінны стаяць подпісы настаўніка беларускай мовы і літаратуры і групавога кіраўніка з расшыфроўкай!!!
Тема урока: Земельная и военная реформы в Риме iconКонспект урока Составитель учитель мобу «сош №76» г. Оренбург Никлесова О. В. Конспект урока Учебный предмет Физическая культура
...
Тема урока: Земельная и военная реформы в Риме iconТема урока: Ядовитые растения и меры безопасности
Приветствую вас. Сегодня мы начнем с вами довольно серьезную тему, которую будем раскрывать приблизительно до окончания этого семестра....
Тема урока: Земельная и военная реформы в Риме iconПлан урока 7A класс. 21. 11. 2012 Тема : Unit 6 What a city. Present Perfect with just, already and yet

Тема урока: Земельная и военная реформы в Риме iconУрока: "Понятие о глаголе. Спряжение глаголов с личными окончаниями."
Русский язык, 5 "А" Класс. Тема урока: "Понятие о глаголе. Спряжение глаголов с личными окончаниями."
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы