Учебник для вузов / С. В. Белов, В. А. Девисилов, А. В. Ильницкая, и др.; Под общей редакцией С. В. Белова. 8-е издание, стереотипное М.: Высшая школа, 2009. 616 с.: ил icon

Учебник для вузов / С. В. Белов, В. А. Девисилов, А. В. Ильницкая, и др.; Под общей редакцией С. В. Белова. 8-е издание, стереотипное М.: Высшая школа, 2009. 616 с.: ил


Скачать 298.53 Kb.
НазваниеУчебник для вузов / С. В. Белов, В. А. Девисилов, А. В. Ильницкая, и др.; Под общей редакцией С. В. Белова. 8-е издание, стереотипное М.: Высшая школа, 2009. 616 с.: ил
страница1/5
Размер298.53 Kb.
ТипУчебник
  1   2   3   4   5

ГБОУ ВПО НижГМА

МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ


КАФЕДРА МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ

И ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ


УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой МП и ЭМ

д.м.н.__________ С.А.Разгулин

«___» 2012 г.


Дисциплина «Медицина катастроф.

Безопасность жизнедеятельности»


ЛЕКЦИЯ

Раздел дисциплины: «Медицина катастроф»


Тема № 1.1. «Методологические и правовые основы безопасности жизнедеятельности человека»


Обсуждёна на заседании

кафедры МП и ЭМ

«___»_____________2012г.

протокол №________

от «____»________ 2012 г.


г.Н.Новгород

2012 г


^ Учебные цели:

1. Получение знаний о жизнедеятельности человека и патологическом состоянии организма.

2. Ознакомление студентов с методологическими и правовыми основами безопасности жизнедеятельности человека

3. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности


Учебное время: мин


Вид занятия: лекция

Место: аудитория БФК

Наглядные пособия:

1. Таблицы

2. Учебный стенд

3.Схемы

4. Слайды


Технические средства обучения:

1. Эпидиоскоп

2. Компьютер

3. Мультимедийный проектор с ноутбуком


Литература:

  1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.В. Ильницкая, и др.; Под общей редакцией С.В. Белова.— 8-е издание, стереотипное — М.: Высшая школа, 2009. — 616 с.: ил.




  1. Шелепов А.М., Костенко Л.М., Бабенко О.В. Организация и тактика медицинской службы: Учебник/ Под. Ред. Чл.корр. РАМН проф. И.М. Чижа. - СПб: Фолиант, 2005. – 504 с. ил.

  2. Акимов В.А. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: Учебное пособие / В.А. Акимов, Ю.Л. Воробьев, М.И. Фалеев и др. - М.: Высшая школа, 2007. — 592 с.

  3. Организация обеспечения медицинским имуществом в чрезвычайных ситуация: учебное пособие/ С.А.Разгулин, А.И.Бельский, Н.В.Нестеренко. Под ред. С.А.Разгулина. – Н.Новгород: Издательство Нижегородской гос. медицинской академии, 2010. – 76с.


^ Учебные вопросы и расчет времени:


№ п/п

Учебные вопросы


Время, мин




Введение




1

Жизнедеятельность человека




1.1

Среда обитания человека





1.2

Патогенные ситуации





1.3

Окружающая среда





1.4

Факторы окружающей среды





1.5

Факторы риска





1.6

Патологические состояния организма





1.7

Адаптация человека





2

Безопасность жизнедеятельности





2.1

Виды





2.2

Направления





2.3

Подходы, методы, способы и средства обеспечения безопасности жизнедеятельности




3

Правовые основы обеспечения безопасности жизнедеятельности в Российской Федерации




4

Культура безопасности жизнедеятельности





Введение

Основы безопасности жизнедеятельности. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности Жизнедеятельность человека с первых же дней жизни проходит в тесном взаимодействии с внешней природной средой. Человек - продукт и неотъемлемая часть природы. Если на протяжении многих тысячелетий жизнедеятельность человека и человечества в целом протекала в условиях первичной природной среды, то в последнее столетие все большее влияние на среду обитания в микро- и макромасштабах оказывало накопление продуктов его жизнедеятельности. В результате активной хозяйственной деятельности человечества изменялась природная среда обитания, возникла вторичная природа - города, заводы, каналы, водохранилища, плотины, дороги, искусственные лесонасаждения и т.д. В XX в усилилось антропогенное воздействие на природную среду и особенно после Первой и Второй мировых войн, следствием которых был военно-технический прогресс с научно-технической революцией во второй половине этого века. Крупномасштабная гонка вооружений в странах НАТО (и в первую очередь США) после Второй мировой войны привела к созданию разрушительного с тяжелыми, вредными последствиями для жизнедеятельности человека ядерного оружия. США, как известно, первыми применили ядерное оружие (1945 г., Хиросима и Нагасаки), а затем начали постоянные его испытания в атмосфере и под землей (полигон в штате Невада). СССР и страны социалистического лагеря, входившие в военный оборонительный союз - Варшавский договор, вынуждены были принять ответные адекватные военно-технические меры. Первоочередной задачей в соцстранах было обеспечение безопасности населения на случай новой, третьей мировой, войны с применением ядерного оружия, а также химического и бактериологического (в начале 50-х гг. XX в. в Корее вовремя военных действий США применяли химическое и бактериологическое оружие против мирного населения). Об этих фактах сообщали в мировой печати и по радио наблюдатели ООН и советские летчики, танкисты-инструкторы, обучавшие корейских военнослужащих в тыловой зоне Кореи. Еще в 1947 г. советским разведчикам стало известно о разработке в США плана ядерного удара в 1949 г. по шести крупным промышленным городам СССР (Москве, Ленинграду, Киеву, Баку, Горькому, Тбилиси). Для обеспечения безопасности руководство СССР во главе с И.В. Сталиным приняло решение о ядерном и ракетном вооружении Советской Армии. В ответ на агрессивные действия США против КНДР разработку ядерной программы начал Китай под руководством «великого кормчего»
Мао Цзэдуна. СССР и Китай проводили испытания ядерного оружия в атмосфере и под землей (в СССР - в Тоцких лагерях в Оренбургской области, Семипалатинске, на Новой Земле, в Китае – в Северо-Западной провинции, недалеко от границы с СССР). Последнее испытание водородной бомбы в атмосфере Китай произвел в 1982 г., образовавшиеся в результате него в верхних слоях атмосферы два огромных облака дважды прошли вокруг над Землей, сея радиоактивные отходы. Они были обнаружены тогда над Мексикой, США, Данией, Испанией, Польшей и СССР с помощью специальных радиозондов с приборами радиационного контроля. Испытания ядерного оружия проводили также Франция (на атолле Муруроа) и Англия (на Огненной Земле). Вскоре после ядерных испытаний резко увеличилось число онкологических заболеваний среди населения в тех странах и районах, где проводились испытания, «лидировала» по таким заболеваниям Япония, подвергшаяся
атомной бомбардировке в 1945 г. Жители Нагасаки и Хиросимы, оставшиеся в живых после взрыва американских атомных бомб, умирали постепенно в течение многих десятилетий, отмечались рождения мутантов - детей с двумя головами и одним туловищем, с деформированными конечностями и т.д. В результате широкого распространения по всему миру информации о зловещих и пагубных последствиях для жизнедеятельности человека применения и испытаний атомного оружия
во многих странах началось массовое движение за запрещение испытаний и производства ядерного оружия. Это движение было поддержано СССР, социалистическими странами и другими, так называемыми неприсоединившимися (к военным блокам), оно имело успех - в 60-х гг. XX в. Были приняты международные договоры: «О запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере и под водой», «О нераспространении ядерного оружия». Но одновременно с производством ядерного оружия нарастающими темпами и объемами шла гонка «обычных» вооружений (производство танков, пушек, военных кораблей, подводных лодок с атомными реакторами, самолетов, вертолетов, ракет различного назначения - от тактических до стратегических и т.д.), а также производилась космическая техника-
от спутников-шпионов до спутников связи, космических кораблей, станций. В результате этого постоянно нарастало промышленное производство, росли города, технополисы, мегаполисы со всей сложной инфраструктурой, что привело к концу XX в. к колоссальной нагрузке на всю природу. Земля в глобальном масштабе, экосистема оказалась в критическом состоянии. Жизнедеятельность человечества весьма осложнилась, что проявилось в угрожающем росте числа разного рода заболеваний - от онкологических до легочных (туберкулез, бронхиальная астма) и сердечно-сосудистых (инсульты, инфаркты и т.д.). В связи с этим в конце XX в. остро встал вопрос о необходимости ведения здорового образа жизни человеком и человечеством в целом. В уставе всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится о высшем уровне здоровья как об одном из основных прав человека Здоровый образ жизни - это образ жизни человека, его поведение и мышление, которые обеспечивают охрану и укрепление здоровья. Как показывают современные исследования, индивидуальное здоровье человека на 49-53% зависит от его образа жизни. Среди основных составляющих здорового образа жизни выделяются следующие: 1) умеренное и сбалансированное питание; 2) режим дня с учетом индивидуальных биологических ритмов; 3) остаточная двигательная активность; 4) закаливание: 5) личная гигиена; 6) грамотное экологическое ведение; 7) психогигиена и умение управлять своими эмоциями; 8) сексуальное воспитание; 9) отказ от вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков); 10) безопасное поведение в быту,
I улице, в учебном заведении, обеспечивающее предупреждение травматизма и отравления. В США на протяжении последнего десятилетия XX в. и по настоящее время ведется активная пропаганда здорового образа жизни с подключением к ней популярных актеров кино, теле- и видеофильмов (А.Шварценеггера, Джеки Чана и др.). В США запрещена реклама табачных изделий не только на телевидении, но и на улицах городов, вдоль транспортных магистралей. В ряде стран Запада поощряются работники предприятий, фирм, бросившие курение, и, наоборот, уменьшается оплата труда курильщиков. В СССР в 60-80-е гг. XX в. также уделялось большое внимание пропаганде здорового образа жизни среди населения - от учащихся до работников учреждений, предприятий, проводились следующие мероприятия: 1) сдача норм ГТО (по бегу, плаванию, прыжкам, кроссу и т.д.); 2) строились стадионы, спорткомплексы, корты, треки и т.д.; 3) проводились спортивные соревнования - районные, городские, областные, республиканские, всесоюзные - среди юношества и взрослых (работников заводов, фабрик и т.д.), студенческие; 4) регулярно на всех предприятиях, в учреждениях проводилась производственная гимнастика (в 11 ч дня); 5) в 1985-1989 гг. по инициативе ЦК КПСС в стране проводилась широкомасштабная антиалкогольная кампания. Результатом и алкогольной кампании стало резкое увеличение рождаемости в стране, уменьшение травматизма и ДТП по причине употребления алкогольных напитков, различных правонарушений (в быту, на улицах и т.д.). Но эта кампания привела к увеличению потребления сахара для самогоноварения, к использованию спиртосодержащих технических жидкостей (денатуратов, клея БФ, настойки йода и т.д.), а в результате участились случаи тяжелых отравлений, приводивших к потере зрения, смертельным случаям. Закончилась антиалкогольная кампания широким и глубоким недовольством
населения (в том числе шахтеров Кузбасса, Донбасса, Воркуты). Глава 2 Экологические аспекты безопасности жизнедеятельности Широкомасштабная гонка всех видов вооружения на протяжении нескольких десятилетий XX в., испытания ядерного оружия в разных точках Земли и на территории бывшего СССР привели к крайнему обострению экологической обстановки в целом и поставили под угрозу жизнедеятельность человечества в текущем десятилетии XXI в. и в ближайшем будущем. Россия относится к числу наиболее экологически неблагополучных стран мира. Природные экосистемы нашей страны уже значительно угнетены и лишь обширность территории, 1/3 которой еще не затронута хозяйственной деятельностью, спасает нашу природу от полной деградации. Ущерб от экологических бедствий прямо и косвенно воздействует на жизнь и здоровье населения; по оценке комитета Государственной Думы по экологии в 1993 г. ущерб от экологических бедствий составил около 36% ВВП. Экологическая ситуация в России продолжает ухудшаться, несмотря на крупномасштабную конверсию со значительным сокращением производства многих видов вооружения (танков, пушек, военных кораблей, самолетов, вертолетов, ракет всех видов и т.д.). Ухудшение экологической обстановки в России, несмотря на общее сокращение промышленного производства (кроме военной техники, резко упало в 90-х гг. XX в. производство мирной продукции - тракторов, самолетов, комбайнов, троллейбусов, локомотивов, вагонов для железнодорожного
транспорта и т.д.), связано со значительной изношенностью действующего оборудования и очистных систем на металлургических комбинатах, заводах, химкомбинатах. В результате частых аварийных ситуаций на предприятиях России происходят так называемые залповые выбросы вредных веществ опасных для жизнедеятельности населения, проживающего не только в районе предприятий-«аварийщиков», но и на многих сотнях квадратных километров вокруг. По оценкам экспертов-экологов до 15% территории России с населением более 30 млн человек относится в настоящее время к территориям с особо неблагоприятными экологическими условиями; 75% поверхностных вод потеряли питьевое значение, около 30% подземных вод, пригодных к эксплуатации, опасно загрязнены; 250 тыс. га земли в разных районах России занято складированием 5
млрд т отходов, накопившихся в ходе производства различных видов продукции; радиоактивным загрязнением выведены из хозяйственного оборота значительные территории (например, Челябинская область после аварии на предприятии Минатомпрома «Маяк» в конце 50-х гг. XX в., Оренбургская область в районе полигона «Тоцкие лагеря», где испытывалось ядерное оружие, Брянская область после Чернобыльской катастрофы). В итоге по оценкам российских специалистов 20-50% продуктов питания содержат ядохимикаты, нитраты, тяжелые металлы в концентрациях, опасных для здоровья людей. Такая экологическая обстановка в России приводит к разрушению «человеческого капитала» страны (ухудшению здоровья населения, снижению продолжительности жизни, увеличению смертности). Как следствие ухудшения экологической ситуации происходит мутагенез – изменение членов человека. Продолжается ухудшение экологической обстановки, особенно в больших городах, где на человека обрушивается множество мутагенов: 1) выбросы заводов; 2) пестициды и нитраты в продуктах сельского хозяйства; 3) радиоактивное загрязнение; 4) шум и вибрации; 5) стрессы и многое другое. В последние годы участились случаи лесных пожаров в Сибири, на Дальнем Востоке, в Забайкалье и других районах России, причем на больших территориях. Это также приводит к серьезным экологическим последствиям (как известно, восстановление леса в местах пожарищ требует больших средств и длительного времени - более 10 лет). Потребность России в инвестициях в экологию по оценкам западных экспертов-экологов составляла до 2005 г. 359 млрд долларов. Эти данные были приведены на конференции «Экология и инвестиции», состоявшейся в Торгово-промышленной палате Российской Федерации весной 1997 г. В развитых странах инвестиции в экологию ежегодно составляют 3-4% от ВВП. В России в 1996 г. этот показатель составлял 0,5%, а в 1997 г. федеральным бюджетом на экологические программы было предусмотрено лишь 6% от необходимых средств. В случае ожидаемого экономического подъема в ближайшие годы (до 2010 г.) экологические проблемы в России могут стать еще более острыми и трудноразрешимыми, особенно в условиях рыночной экономики (налоговое бремя затрудняет проведение необходимых экологических мероприятий предприятиями). Очевидно, что финансирование экологических программ из федерального бюджета будет и в дальнейшем мизерным. Не улучшает положения и множество экологических проблем и применение с начала 90-х г. XX в. платежей за загрязнение окружающей среды, платежей за природные ресурсы, экологическое страхование. Но несмотря на все проблемы, у
России нет другого выхода, кроме того, чтобы как можно скорее начать «экологизацию» политики страны. Экологизация- это не только чистые вода и воздух, но и гарантированное благополучие будущих поколений, здоровье граждан, устойчивые темпы развития экономики в целом. Осложнение экологической обстановки во многих крупных городах России в последние десятилетия связано также с увеличением количества автобусов и большегрузных автомобилей («мерседес», «КамАЗ», «икарус», «скания», «ман» и т.д.), которые имеют дизельные двигатели. От сгорания дизельного топлива в атмосферу поступают с выхлопными газами окись углерода, сера, мышьяк, свинец и другиетоксические и канцерогенные вещества. Поэтому населению постоянно напоминают о накоплении всех вышеперечисленных вредных для здоровья человека веществ в плодах рябины, боярышника, абрикоса и иных, растущих вдоль дорог, а также в цветах, грибах, растениях. Причем нередко трава, растущая вдоль автомобильных дорог, скашивается и скармливается животным (козам, овцам, коровам, кроликам, лошадям) на частных подворьях, в результате многие канцерогенные вещества оказываются в молоке и мясеживотных. В Московской, Ленинградской и целом ряде областей Центральной России, где очень густая сеть автомобильных дорог, в каждом килограмме сухой ботвы
картофеля и свеклы (сахарной и столовой), росших на полях вблизи дорог, обнаружили от 20 до 80 мг свинца, выбрасываемого из выхлопных труб автомобилей. Некоторые любители бега, быстрой ходьбы, езды на велосипеде или просто прогулок совершают свои «оздоровительные мероприятия» вдоль или вблизи автодорог, не подозревая, чем они «накачивают» свой организм. При этом особенно активно в кровь поступают вредные вещества, соответственно эффект получается обратный желаемому. Наиболее экологичным является электротранспорт - трамваи, троллейбусы, электропоезда. Для уменьшения вредного влияния автотранспорта вдоль автодорог высаживаются древесные насаждения, причем многоярусные. Первый ярус - кустарники: сирень, лох узколистный, барбарис, смородина золотолистая, шиповник и пр. Второй ярус - вяз мелколистный, липа, дуб, можжевельник, белая акация, береза и пр. Третий ярус тополь пирамидальный, кипарис, ели, сосны, бук и пр. Чем плотнее и многоярусные лесопосадки вдоль автодорог, тем больше эффект защиты от выхлопных газов сельскохозяйственных культур на прилегающих полях. Аналогичные насаждения с целью защиты населения от выбросов и выхлопов вредных химических веществ практикуются в городах, поселках, на территориях заводов, химических и металлургических комбинатов. Как установили специалисты промышленной ботаники, листья тополя поглощают соединения серы, фенол (пары), хлор, фтор. Клен и липа поглощают из воздуха за час до 300-500 мг сернистого ангидрида на каждый килограмм веса сухих листьев. Сирень активно поглощает соединения свинца и химической органики. Деревья и кустарники являются хорошими пылеулавливателями, а также «производителями» кислорода (например, бук при высоте около 20 м выделяет 800-1000 кг кислорода в год). К сожалению, лиственные деревья и кустарники «работают» защитниками человека лишь в вегетационный период (теплое время года - с весны до осени) и только хвойные - круглый год. Зимой же наступает ухудшение экологической обстановки в городах, особенно в периоды тихой, безветренной погоды. Неслучайно в такую погоду обостряются многие хронические заболевания у жителей городов или появляются новые. Учитывая очень тяжелую экологическую обстановку во многих крупных городах России, специалисты-экологи рекомендуют для обеспечения безопасности жизнедеятельности населения производить возле домов, предприятий, учреждений посадку деревьев, кустарников, а в квартирах, домах, офисах, цехах выращивать домашние растения, такие как герань, петуния, хлорофитум, филодендрон, другие лианоподобные, кактусы, алоэ, лимон, розы и др. Но нужно учитывать, что некоторые домашние растения, в частности герань, могут выделять аллергены. Газовая плита - источник загрязнения воздуха непосредственно в квартирах или частных домах; необходимость разведения домашних растений - зеленых «санитаров» при этом абсолютно очевидна. Специалистами-экологами установлено, что в результате горения бытового газа в горелках кухонных газовых плит выделяются окиси углерода СО и С02, двуокись серы, окиси азота, формальдегид, канцерогенные углеводороды и ряд других химических веществ, существенно влияющих на здоровье людей. При этом при проведенных исследованиях был обнаружен эффект хронического, постепенного
отравления человеческого организма. Его симптомы: плохое самочувствие, головная боль, слабость, недомогание, аритмия, повышенное кровяное давление и т.д. Для обогрева жилья в зимнее время при слабой работе системы центрального парового отопления жильцы часто зажигают все горелки и духовку газовых бытовых плит. В таких случаях квартира превращается в газовую камеру со всеми вытекающими последствиями для жизнедеятельности людей. Чтобы избежать их, необходимо установить над плитами вытяжки или воздухоочистители. Еще один фактор, осложняющий жизнедеятельность людей в квартирах и частных домах (а также в офисах учреждений), - это использование разного рода источников электромагнитных излучений: холодильников, телевизоров, компьютеров, радиоприемников, видеомагнитофонов, пылесосов, печей СВЧ (микроволновых) и др. Специалистами установлено биологическое действие электромагнитного излучения (ЭМИ) на функционирование человеческого организма в целом, а также отдельных его систем (иммунной, эндокринной, кроветворной и т.д.), органов чувств, нервной системы. Постоянное воздействие ЭМИ на организм человека может привести к серьезным, тяжелым заболеваниям вышеперечисленных систем жизнедеятельности. Наиболее сильно ЭМИ в зоне ЛЭП, силовых подстанций (трансформаторов) и электростанций. В этих зонах ЭМИ оказывает значительное негативное воздействие на жизнедеятельность человека в случаях частого или постоянного нахождения или проживания. Особенно опасны в этом отношении зоны вокруг атомных электростанций. Еще в 80-е гг. XX в. учеными-геофизиками были выявлены так называемые геопатогенные зоны - участки Земли, где фиксируются мощные аномальные излучения, опасные для всего живого и, конечно, для человека, пронизывающие все находящееся на поверхности Земли. В зоне такого излучения может оказаться целый дом или несколько квартир, или даже небольшая часть квартиры, а также офисы учреждений, предприятий. Опасность таких зон аномального излучения заключается в том, что их разрушительное действие сказывается не сразу, а в виде резонансного удара по мере постоянного, длительного воздействия на человека. Человек начинает ощущать ярко выраженную сонливость, усталость, бессонницу, постоянные головные боли, нервозность и т.д. Собаки, лошади, верблюды, коровы, свиньи более чувствительны к геопатогенным зонам, чем человек, и они стараются покинуть их сразу после обнаружения собственным чутьем. Кошки лишь короткое время могут находиться в таких зонах. Учеными были установлены источники аномального излучения в геопатогенных зонах - это трещины
земной коры, карстовые пустоты и подземные (грунтовые) воды, которые вызывают во многих случаях онкологические заболевания. Экологическая функция инженерной биолокации заключается в поиске и разведке зон повышенного риска для людей и животных. Ученые установили, что защиты животных от геопатогенных зон не существует (в результате многочисленных попыток создания экранов из зеркал, стекла, фольги, раковин и прочих предметов). Выход из сложившейся ситуации с экологическими проблемами - это ведение здорового образа жизни, и в первую очередь отказ от вредных привычек (табакокурения, употребления алкоголя, наркотиков), а также грамотное экологическое поведение. Грамотное экологическое поведение означает следующее: 1) выезд в выходные дни или в отпуск за пределы города; 2) ежедневные прогулки пешком вдали от оживленного автомобильного движения; 3) рациональное питание на базе очищенной питьевой водопроводной воды; 4) отказ от употребления лимонада с содержанием аспартама, который вызывает заболевания нервной системы, желудочно-кишечного тракта; 5) отказ от употребления в пищу продуктов, содержащих генетически модифицированные компоненты, - сою. кукурузу, картофель, зерновые и т.д. Еще в 1985-1988 гг. американский журнал «International Sugar Report» опубликовал сообщение о том, что длительное употребление аспартама как заменителя сахара в различных продуктах и лимонаде вызывает серьезные психические заболевания, умственные расстройства, потерю зрения, головные боли. В последнее десятилетие в США и других странах Запада наблюдается отток населения из крупных городов в сельскую местность с благоприятной природной средой и натуральными продуктами. В России в последние годы происходит аналогичный процесс.


  1. ^ Жизнедеятельность человека


Человек от рождения имеет неотъемлемые права на жизнь, свободу и стремление к счастью. Свои права на жизнь, отдых, охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, он реализует в процессе жизнедеятельности. Они гарантированы Конституцией Российской Федерации. Известно, что «жизнь - форма существования материи». Это позволяет утверждать, что человек существует в процессе жизнедеятельности, состоящем из его непрерывного взаимодействия со средой обитания в целях удовлетворения своих потребностей. Понятие «жизнедеятельность» шире понятия «деятельность», поскольку включает в рассмотрение не только трудовой процесс человека, но и условия его отдыха, быта и миграции в окружающей среде. Основным принципом существования и развития всего живого является принцип обязательности внешнего воздействия: «Живое тело развивается и существует лишь при наличии внешних воздействий на него». Саморазвитие живого тела невозможно. Реализация этого принципа в природе достигается взаимодействием живого тела с окружающей его природной средой, а в иных условиях взаимодействием всего живого с окружающей его средой обитания. Изучением состояния среды обитания и процессов взаимодействия существ со средой обитания занимается экология - наука о доме. По мнению Б. А. Немировского, экология - это биологическая наука, занимающаяся «изучением коллективного сосуществования живых организмов в одной коммунальной квартире под названием «окружающая среда»». С конца XIX века начали происходить значительные изменения в окружающей человека среде обитания. Биосфера постепенно утрачивала свое господствующее значение и в населенных людьми регионах стала превращаться в техносферу. Вторгаясь в природу, законы которой еще далеко не познаны, создавая новые технологии, люди формируют искусственную среду обитания - техносферу. Если учесть, что нравственное и общекультурное развитие цивилизации отстает от темпов научно-технического прогресса, становится очевидным увеличение риска для здоровья и жизни современного человека. В новых техносферных условиях все чаще биологическое взаимодействие замещается процессами физического и химического взаимодействия, причем уровни физических и химических факторов воздействия в прошлом веке непрерывно нарастали, часто оказывая негативное влияние на человека и природу. Тогда в обществе возникла необходимость в защите природы и человека от негативного влияния техносферы. Антропогенные, то есть вызванные деятельностью человека, изменения окружающей среды приобрели во второй половине XX века такие размеры, что человек прямо или косвенно сам стал их жертвой. Антропогенная деятельность, не сумевшая создать техносферу необходимого качества как по отношению к человеку, так и по отношению к природе, явилась первопричиной многих негативных процессов в природе и обществе. Таким образом, техносферу необходимо рассматривать как бывший регион биосферы, преобразованный людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств в целях наилучшего соответствия своим материальным и социально-экономическим потребностям. Как отмечает академик А. Л. Яншин (р. 1911), даже вторая мировая война с ее колоссальными негативными последствиями не нарушила сложившегося в природе равновесия. Однако затем положение в корне изменилось. Начался бурный рост численности населения, причем росло число городских жителей. Это вызвало увеличение урбанизированных площадей, включая свалки, дороги, проселки и так далее, что привело к деградации природы, резко сократило ареалы распространения многих растений и животных из-за вырубки лесов, роста поголовья скота, применения гербицидов, пестицидов, удобрений. Возникла проблема захоронения ядерных отходов и много других проблем. Воздействие человека на среду, согласно законам физики, вызывает ответные противодействия всех ее компонентов. Организм человека безболезненно переносит те или иные воздействия до тех пор, пока они не превышают пределы адаптации. Интегральным показателем безопасности жизнедеятельности является продолжительность жизни. На ранних этапах антропогенеза (для первобытного человека) она составляла приблизительно 25 лет. Развитие цивилизации, под которой понимается прогресс науки, техники, экономики, сельского хозяйства, использование различных видов энергии, вплоть до ядерной, создание машин, механизмов, применение различных видов удобрений и средств для борьбы с вредителями, значительно увеличивают количество вредных факторов, негативно воздействующих на человека. Создавая техносферу, человек стремился к повышению комфортности среды обитания, к росту коммуникабельности, к обеспечению защиты от естественных негативных воздействий. Но развивая экономику, человеческая популяция создавала и социально-экономическую систему безопасности. Вследствие чего, несмотря на увеличение количества вредных воздействий, уровень безопасности человека возрастал. Все это благоприятно отразилось на условиях жизни и в совокупности с другими факторами (улучшение медицинского обслуживания и тому подобное) сказалось на продолжительности жизни людей. В настоящее время средняя продолжительность жизни в наиболее развитых странах составляет около 77 лет. Так, созданная руками и разумом человека техносфера, призванная максимально удовлетворять его потребности в комфорте и безопасности, не оправдала во многом надежды людей. Появившиеся производственная и городская среды обитания оказались далеки по уровню безопасности от допустимых требований. 1. Человек как элемент среды обитания. Самой общей системой (высшего иерархического уровня) является система "Человек-Среда обитания"(Ч-СО). Наиболее важная подсистема, которую рассматривает БЖД является "Человек- Окружающая среда"(Ч-ОС). Далее - "Человек-Машина"(Ч-М); - "Человек-Машина-Производственная среда" и т.д. Центральным элементом всех систем БЖД является человек, поэтому человек играет троякую роль: 1. объект защиты, 2. объект обеспечения безопасности, 3. источник опасности. Высокая цена ошибки оператора - до 60% несчастных случаев происходит по вине человека.


    1. Среда обитания человека


Среда обитания человека подразделяется на производственную и непроизводственную (бытовую). Основным элементом производственной среды является труд, который в свою очередь состоит из взаимосвязанных и взаимосвязывающих элементов составляющих структуру труда: С - субъектов труда, М - "машины" - средств и предметов труда; ПТ - процессов труда, состоящих из действий как субъектов, так и машин, ПрТ - продуктов труда как целевых, так и побочных в виде образующихся вредных и опасных примесей в воздушной среде и т.п., ПО производственных отношений (организационных, экономических, социально-психологических, правовых по труду: отношений, связанных с культурой труда, профессиональной культурой, эстетической и т.д.). Элементы непроизводственной среды : природная среда в виде географо-ландшафтных (Г-Л), геофизических (Г), климатических (К) элементов, стихийных бедствий (СБ), в том числе пожаров от молний и др.природных источников, природных процессов (ПП) в виде газовыделений из горных пород и т.п. может проявляться как в непроизводственной форме (сфере), так и производственной, особенно в таких отраслях народного хозяйства как строительство, горной промышленности, геологии, геодезии и других. Человек находится в теснейшей связи со всеми элементами среды обитания в процессе своей деятельности. Интерес к среде своего обитания был свойственен человеку всегда. И это понятно, так как от качества этой среды зависело не только благополучие семьи, рода, племени, но и само его существование. В средние века господство схоластики и богословия ослабило интерес к изучению природы. Однако в эпоху Возрождения, Ренессанса великие географические открытия снова возродили биологические исследования натуралистов.

Среда обитания, окружающая современного человека, включает в себя природную среду, искусственную среду, созданную человеком и социальную среду. Каждый день, живя в городе, прогуливаясь, работая, обучаясь, человек удовлетворяет широчайший круг потребностей. В системе потребностей человека (биологических, психологических, этнических, социальных, трудовых, экономических) можно выделить потребности связанные с экологией среды обитания. Среди них - комфорт и безопасность природной среды, экологически комфортное жилище, обеспеченность источниками информации (произведениями искусства, привлекательными ландшафтами) и другие. Естественные или биологические потребности - это группа потребностей, обеспечивающая возможность физического существования человека в условиях комфортной среды, — это потребность в пространстве, хорошем воздухе, воде и т.д., наличие подходящей, привычной для человека среды. Экологизация биологических потребностей связана с необходимостью создания экологичной, чистой городской среды и поддержание хорошего состояния естественной и искусственной природы в городе. Но в современных больших городах вряд ли можно говорить о наличии достаточного объема и качества нужной каждому человеку среды. По мере роста промышленного производства выпускалось все больше разнообразных изделий и товаров, и вместе с тем резко возрастали загрязнения среды. Окружающая человека городская среда не соответствовала нужным человеку исторически сложившимся сенсорным воздействиям: города без каких-либо признаков красоты, трущобы, грязь, стандартные серые дома, загрязненный воздух, резкий шум и т.д. Но все же. можно уверенно констатировать, что в результате индустриализации и стихийной урбанизации окружающая человека среда постепенно стала «агрессивной» для органов чувств, эволюционно приспособленных за многие миллионы лет к естественной природной среде. По существу, человек сравнительно недавно оказался в городской среде. Естественно, за это время основные механизмы восприятия не смогли приспособиться к измененной визуальной среде и изменениям в воздухе, воде, почве. Это не прошло бесследно: известно, что люди, живущие в загрязненных районах города более склонны к различным заболеваниям. Наиболее часто распространены сердечнососудистые и эндокринные расстройства, но встречается весь комплекс разнообразных заболеваний, причиной которых является общее понижение иммунитета. В связи с резкими изменениями в природной среде возникло много исследований, направленных на изучение состояния окружающей среды и состояния здоровья жителей в конкретной стране, городе, районе. Но, как правило, забывается, что городской житель большую часть времени проводит в помещениях (до 90 % времени) и качество окружающей среды внутри различных построек и сооружений оказывается более важным для здоровья и благополучия человека Концентрация загрязняющих веществ внутри помещений часто оказывается значительно больше, чем в наружном воздухе. Житель современного города больше всего видит плоские поверхности - фасады зданий, площади, улицы и прямые углы - пересечения этих плоскостей. В природе же плоскости, соединенные прямыми углами, встречаются очень редко. В квартирах и офисах идет продолжение подобных пейзажей, что не может не сказаться на настроении и самочувствии постоянно находящихся там людей. Среда обитания неразрывно связана с понятием «биосфера». Этот термин введен австралийским геологом Зюссом. Биосфера - природная область распространения жизни на Земле, включающая нижний слой атмосферы, гидросферу, верхний слой литосферы. С именем русского ученого В. И. Вернадского связано создание учения о биосфере и ее переходе в ноосферу. Основным в учении о ноосфере является единство биосферы и человечества. По мнению Вернадского, в эпоху ноосферы человек уже может и должен «мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи, государства, но и в планетном аспекте». В жизненном цикле человек и окружающая его среда обитания образуют постоянно действующую систему «человек - среда обитания».

^ Среда обитания - окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство. Действуя в этой системе, человек непрерывно решает, как минимум, две основные задачи: - обеспечивает свои потребности в пище, воде и воздухе; - создает и использует защиту от негативных воздействий, как со стороны обитания, так и себе подобных. Среда обитания - это часть природы, которая окружает живой организм и с которой он непосредственно взаимодействует. Составные части и свойства среды многообразны и изменчивы. Любое живое существо живет в сложном и меняющемся мире, постоянно приспосабливаясь к нему и регулируя свою жизнедеятельность в соответствии с его изменениями. На нашей планете живые организмы освоили четыре основные среды обитания, сильно различающиеся по специфике условий. Водная среда была первой, в которой возникла и распространилась жизнь. В последующем живые организмы овладели наземно-воздушной средой, создали и заселили почву. Четвертой специфической средой жизни стали сами живые организмы, каждый из которых представляет собой целый мир для населяющих его паразитов или симбионов. Приспособления организмов к среде носят название адаптаций. Способность к адаптациям - одно из основных свойств жизни вообще, так как обеспечивает самую возможность существования, возможность организмов выживать и размножаться. Адаптации проявляются на разных уровнях: от биохимии клеток и поведения отдельных организмов до строения и функционирования сообществ и экологических систем. Адаптации возникают и изменяются в ходе эволюции видов. Отдельные свойства или элементы среды носят название экологических факторов. Факторы среды многообразны. Они могут быть необходимы или, наоборот, вредны для живых существ, способствовать или препятствовать выживанию и размножению. Экологические факторы имеют разную природу и специфику действия. Экологические факторы делятся на абиотические (все свойства неживой природы, которые прямо или косвенно влияют на живые организмы) и биотические (это формы воздействия живых существ друг на друга). Негативные воздействия, присущие среде обитания, существуют столько, сколько существует Мир. Источниками естественных негативных воздействий являются стихийные явления в биосфере: изменения климата, грозы, землетрясения и тому подобное. Постоянная борьба за свое существование вынуждала человека находить и совершенствовать средства защиты от естественных негативных воздействий среды обитания. К сожалению, появление жилища, огня и других средств защиты, совершенствование способов получения пищи - все это не только защищало человека от естественных негативных воздействий, но и влияло на среду обитания. На протяжении многих веков среда обитания человека медленно изменяла свой облик и, как следствие, мало менялись виды и уровни негативных воздействий. Так, продолжалось до середины XIX века - начала активного роста воздействия человека на среду обитания. В XX веке на Земле возникли зоны повышенного загрязнения биосферы, что привело к частичной, а в ряду случаев и к полной региональной деградации. Этим изменениям во многом способствовали: - высокие темпы роста численности населения на

Земле (демографический взрыв) и его урбанизация; - рост потребления и концентрации энергетических ресурсов; - интенсивное развитие промышленного и сельскохозяйственного производства; - массовое использование средств транспорта; - рост затрат на военные цели и ряд других процессов. Человек и окружающая его среда (природная, производственная, городская, бытовая и другие) в процессе жизнедеятельности постоянно взаимодействуют друг с другом. При этом жизнь может существовать только в процессе движения через живое тело потоков вещества, энергии и информации. Человек и окружающая его среда гармонично взаимодействуют и развиваются лишь в условиях, когда потоки энергии, вещества и информации находятся в пределах, благоприятно воспринимаемых человеком и природной средой. Любое превышение привычных уровней потоков сопровождается негативными воздействиями на человека и\или природную среду. В естественных условиях такие воздействия наблюдаются при изменении климата и стихийных явлениях. В условиях техносферы негативные воздействия обусловлены ее элементами (машины, сооружения и тому подобное) и действиями человека Изменяя величину любого потока от минимально значимой до максимально возможной, можно пройти ряд характерных состояний взаимодействия в системе «человек - среда обитания»: комфортное (оптимальное), допустимое (приводящее к дискомфорту без негативного влияния на здоровье человека), опасное (вызывающее при длительном воздействии деградацию природной среды) и чрезвычайно опасное (летальны исход и разрушение природной среды). Из четырех характерных состояний взаимодействия человека со средой обитания лишь первые два (комфортное и допустимое) соответствуют позитивным условиям повседневной жизнедеятельности, а два других (опасное и чрезвычайно опасное) - недопустимы для процессов жизнедеятельности человека, сохранения и развития природной среды. Заключение. Не вызывает сомнения утверждение, что техносфера оказывает губительное влияние на природу, а значит и на окружающую человека среду. Следовательно, человек должен решить задачу по охране природы, совершенствуя техносферу, снижая ее негативное влияние до допустимых уровней и обеспечивая себе безопасность в этой среде. Расточительный стиль жизни огромным грузом ложится на окружающую среду. Одной из основных причин постоянной деградации окружающей природной среды во всем мире является структура потребления и производства, не обеспечивающая устойчивости, особенно в промышленно развитых странах. В данном случае устойчивое развитие означает управляемое, согласованное с эволюционными законами природы и общества, то есть такое развитие, при котором жизненные потребности людей нынешнего поколения удовлетворяются без лишения такой возможности будущих поколений. Человек - это наиболее одарённый и могущественный представитель всего живого на Земле. Он приступил в XIX веке к широкому преобразования облика нашей планеты. Он решил не ждать милостей от природы, а просто взять у неё всё, что ему необходимо, не давая ей взамен ничего. Применяя всё более новую технику и технологию люди старались создать себе среду обитания по возможности не зависящих от законов природы. Но человек - неотъемлемая часть природы и поэтому не может оторваться от неё, не может полностью уйти в созданный им механический мир. Уничтожая природу он шёл "назад", тем самым уничтожая всё своё существование. Современный период развития общества характеризуется большим нарастанием конфликта между человеком и окружающей средой. Природа начала мстить человеку за его необдуманные потребительские отношения к ней. Загрязнили природу ядовитыми веществами, пользуясь своими техническими достижениями, человек заражает и себя этим.

  1   2   3   4   5

Похожие:

Учебник для вузов / С. В. Белов, В. А. Девисилов, А. В. Ильницкая, и др.; Под общей редакцией С. В. Белова. 8-е издание, стереотипное М.: Высшая школа, 2009. 616 с.: ил iconУчебник для вузов / С. В. Белов, В. А. Девисилов, А. В. Ильницкая, и др.; Под общей редакцией С. В. Белова. 8-е издание, стереотипное М.: Высшая школа, 2009. 616 с.: ил
Охватывает теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов во всех сферах человеческой деятельности, сохранение...
Учебник для вузов / С. В. Белов, В. А. Девисилов, А. В. Ильницкая, и др.; Под общей редакцией С. В. Белова. 8-е издание, стереотипное М.: Высшая школа, 2009. 616 с.: ил iconПрактикум по судебной медицине под редакцией в. Н. Крюкова и И. В. Буромского издание 3
Практикум по судебной медицине. Издание Судебно-медицинская экспертиза потерпевших, подозреваемых, обвиняемых и других лиц: Учебное...
Учебник для вузов / С. В. Белов, В. А. Девисилов, А. В. Ильницкая, и др.; Под общей редакцией С. В. Белова. 8-е издание, стереотипное М.: Высшая школа, 2009. 616 с.: ил iconУчебник для вузов в. Ф. Антонов A. M. Черныш В. И. Пасечник С. А. Вознесенский Е. К. Козлова биофизика под редакцией профессора В. Ф. Антонова Издание первое
Большое внимание уделено методам моделирования биологических процессов; рассмотрены проблемы взаимодействия биосферы и физических...
Учебник для вузов / С. В. Белов, В. А. Девисилов, А. В. Ильницкая, и др.; Под общей редакцией С. В. Белова. 8-е издание, стереотипное М.: Высшая школа, 2009. 616 с.: ил iconИстория русской журналистики xviii–xix веков Под редакцией проф. А. В. Западова. Третье, исправленное издание издательство «высшая школа», москва – 1973
I. Возникновение русской периодической печати и развитие ее в XVIII – начале XIX в
Учебник для вузов / С. В. Белов, В. А. Девисилов, А. В. Ильницкая, и др.; Под общей редакцией С. В. Белова. 8-е издание, стереотипное М.: Высшая школа, 2009. 616 с.: ил iconУчебник физики под редакции академика Г. С. Ландсберга том Второй
Смородина. Под общей редакцией кандидата сельскохозяйственных наук В. П. Пономарчука
Учебник для вузов / С. В. Белов, В. А. Девисилов, А. В. Ильницкая, и др.; Под общей редакцией С. В. Белова. 8-е издание, стереотипное М.: Высшая школа, 2009. 616 с.: ил iconПрактикум по судебной медицине под редакцией в. Н. Крюкова и И. В. Буромского издание 3
Практикум по судебной медицине. Издание Судебно-медицинская экспертиза в случаях транспортной травмы и падения с высоты: Учебное...
Учебник для вузов / С. В. Белов, В. А. Девисилов, А. В. Ильницкая, и др.; Под общей редакцией С. В. Белова. 8-е издание, стереотипное М.: Высшая школа, 2009. 616 с.: ил iconУчебник для студентов вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко. М.: Юнити-дана, 2006. Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию: Учебник для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2006
Политология: учебник для студентов вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко. – М.: Юнити-дана, 2006
Учебник для вузов / С. В. Белов, В. А. Девисилов, А. В. Ильницкая, и др.; Под общей редакцией С. В. Белова. 8-е издание, стереотипное М.: Высшая школа, 2009. 616 с.: ил iconПрактикум по судебной медицине под редакцией в. Н. Крюкова и И. В. Буромского издание 3 общие вопросы травматологии
Практикум по судебной медицине. Издание Общие вопросы травматологии. Экспертиза повреждений, причиненных твердыми тупыми и острыми...
Учебник для вузов / С. В. Белов, В. А. Девисилов, А. В. Ильницкая, и др.; Под общей редакцией С. В. Белова. 8-е издание, стереотипное М.: Высшая школа, 2009. 616 с.: ил iconУчебник для вузов. М., 2010. С. 323-357. Экономика организации (предприятия): Учебник 3-е изд.,перераб и доп. (Гриф) / Под ред проф. Сафронова Н. А., М., 2009. С. 217-234
Уметь определять оптовые и розничные цены на продукцию промышленности, точку безубыточности, максимальную сумму издержек производства...
Учебник для вузов / С. В. Белов, В. А. Девисилов, А. В. Ильницкая, и др.; Под общей редакцией С. В. Белова. 8-е издание, стереотипное М.: Высшая школа, 2009. 616 с.: ил iconУчебник сержанта воздушно-десантных войск часть вторая Под общей редакцией генерал-лейтеиаита П. В. Чаплыгина утвержден командующим Воздушно-десантными войсками в качестве учебника для курсантов и сержантов парашютно
Учебник предназначен для курсантов и сержантов Воздушно-десантных войск. Он содержнт основные вопросы в объеме программы боевой подготовки...
Учебник для вузов / С. В. Белов, В. А. Девисилов, А. В. Ильницкая, и др.; Под общей редакцией С. В. Белова. 8-е издание, стереотипное М.: Высшая школа, 2009. 616 с.: ил iconУчебник для вузов / под ред. В. В. Прозорова. 2-е изд., испр и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2009. С. 226-231
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы