Учебно-методические указания по курсу ощущения и восприятие для студентов дневного отделения icon

Учебно-методические указания по курсу ощущения и восприятие для студентов дневного отделения


НазваниеУчебно-методические указания по курсу ощущения и восприятие для студентов дневного отделения
страница1/5
Дата публикации08.10.2014
Размер0.62 Mb.
ТипУчебно-методические указания
  1   2   3   4   5


Ростовский государственный университет

факультет психологии


Терехин В.А.


Учебно-методические указания

по курсу


ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЕ


для студентов дневного отделения


Ростов-на-Дону

2010 г.

СОДЕРЖАНИЕ




КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ………………………………………3


ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ…………………… 28


МЕЖСЕССИОННЫЕ ЗАДАНИЯ………………………………29


ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО КУРСУ………….....35


ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………36

^




краткий курс лекций

Лекция 1




ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЕ, КАК ПРОЦЕССЫ НЕПОСРЕДСТВЕННО


^ ЧУВСТВЕННОГО ОТРАЖЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ


Эта проблема является не только проблемой «Ощущений и восприятия», но в целом затрагивает проблему развития психики. (Леонтьев А.Н. «Проблема развития психики»).

С точки зрения философии вопрос зарождения психики коренится в вопросе: Что первично? Что есть объект отражения? Что есть субъект? Что такое отражение вообще? Основные направления философии – материализм и идеализм. Идеализм и все школы идеализма приводили систему аргументации, которая доказывала, что первичен сам субъект, отраженный объект – вторичен. Материализм утверждал обратное. Компромиссные решения этой проблемы находят другие школы.

Что же такое психика? Как отражение неживой материи находит отражение в живой материи?

  1. Панпсихизм – всеобщее одушевление. Процесс отражения един как в живой, так и в неживой материи.

  2. Биопсихизм. Как только появляется раздражимость у живого существа – уже можно говорить о психике.

  3. Нейропсихизм. Психика появляется только там и тогда, где есть нервная система и аналог мозга.

Ощущения возникают там, где есть чувства, где есть психика. Адекватное реагирование на раздражители, которые не являются в данный момент необходимыми. На этой основе сегодня проведена грань между раздражимостью и ощущениями. Ощущения присущи высшим животным и человеку, так как они обуславливаются не только безусловно-рефлекторными, но и условно-рефлекторными действиями. Возможно, ощущения схожи у человека и животных. Процесс ощущений обусловлен деятельностью коры головного мозга, уровня его сложности. У человека существуют такие процессы, как мышление, память. У высших животных в акте ощущения включено так называемое интеллектуальное поведение. Уровень развития психики человека выше, чем уровень интеллектуального поведения животных. Следовательно, качество ощущений выше.

  1. Нативизм. Процессы отражения являются врожденными и изначально данными человеку. И чем более заключено в этом человеке, тем боле широко он воспринимает окружающий мир.

  2. Сенсуализм. Все, что есть в человеке порождено взаимодействием его с окружающей средой.

Долгое время считалось, что субъект отражения есть пассивное начало и все воздействия на него есть ни что иное, как запечатление в субъекте этих воздействий.

  1. Современный материалистический взгляд на процессы отражения.

Деятельностный подход. Активность, в первую очередь, субъекта отражения. С этой точки зрения ощущения и восприятие являются процессами активными, что обуславливается сенсорной и моторной деятельностью. Это прослеживающие движения глаз, ориентация поворотом головы, микродвижения глаз и т.д. Здесь возникает вопрос: Что первично (изначально) – ощущения или восприятие?

ОЩУЩЕНИЕ – активный психический процесс частичного отражения предметов или явлений окружающего мира, а также внутренних состояний, в сознании человека при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств.

ВОСПРИЯТИЕ – активный психический процесс целостного отражения предметов и явлений окружающего мира в сознании человека при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств , т.е. отражения образа в целом.

Многие ученые полагают, что генетически ощущения первичны, а восприятие вторично и представляет собой более высокую ступень. Но с точки зрения реально отражаемого мира, ощущения и восприятие переплетены в одно целое. Процесс ощущений так же включен в систему анализа и синтеза. Таким образом, оба процесса и существуют взаимно и дополняют друг друга. Ощущения и восприятие, в отличие от других психических процессов, создают первичный образ, т.е. они работают тогда, когда на нас непосредственно действует раздражитель. Мы с помощью своих ощущений и восприятия создаем этот мир. Мир объективно существует вне нас, но ощущается и воспринимается нами субъективно. У человека различная степень реагирования на различные раздражения. Отражение – процесс активный.


^ КЛАССИФИКАЦИЯ ОЩУЩЕНИЙ И СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ.

Аристотель. Выделял пять типов рецепторов, соответствующих ощущениям:

  1. Зрительные;

  2. Слуховые;

  3. Обонятельные;

  4. Осязательные;

  5. Вкусовые.

В. Вундт. XIX век:

  1. Физические ощущения (зрение, слух).

  2. Механические (осязание).

  3. Химические (вкус, обоняние).

Ухтомский, Хэд. Генетический принцип классификации:

Ухтомский. Высшие реакции – слух, зрение. Развитие рецепции заключается в том, что с начала осязательная рецепция переходит в осязательно-зрительную, а затем чисто зрительную рецепцию.

Хэд. Высшие – тактильные, низшие – болевые. Разделял:

  1. Протопатическую чувствительность.

  2. Эпикритическую чувствительность.

Шеррингтон. Классификация, основанная на месте расположения рецептирующих поверхностей.

  1. Экстероцепция (внешняя поверхность).

а) Контактная

б) Дистантная

  1. Проприоцепция (рецепция в мышцах, связках и т.д.)

а) Статическая

б) Кинестетическая

  1. Интероцепция (от поверхностей, выстилающих внутренние органы).

Физиологическая классификация И.П. Павлова опирающаяся на физико-химические характеристики раздражителей.

  1. Световой.

  2. Звуковой.

  3. Кожно-механический.

  4. Запаховый и т.д.

Современные психологи используют дополненную классификацию Аристотеля, различая ощущения: прикосновения и давления; осязание; температурные; болевые; вкусовые; обонятельные; зрительные; слуховые; положения и движения (статические и кинестетические) и органические ощущения (голод, жажда, половые ощущения, болевые, ощущения внутренних органов и т.д.), структурируя ее классификацией Шеррингтона.


^ СВОЙСТВА ОЩУЩЕНИЙ.

  1. Качество – основная особенность ощущения, отличающая его от других ощущений и варьируемая в пределах данного ощущения. (Модальность).

  2. Интенсивность – характеристика, определяемая силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

  3. Длительность – определяется функциональным состоянием рецептора, временем действия раздражителя и его интенсивностью.

  4. Ощущения не возникают сразу. Время между началом действия раздражителя и появлением ощущения называется латентным периодом ощущения.

  5. Ощущения не исчезают сразу. Время между окончанием действия раздражителя и исчезновением ощущения называется инерцией ощущения.


^ ИЗМЕРЕНИЕ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ.

Чувствительность измеряется или определяется минимальным раздражителем, который в данных условиях оказывается способным вызвать ощущения. Минимальная сила раздражителя, способная вызвать ощущения называется нижним абсолютным порогом ощущений. Раздражители меньшей силы называются подпороговыми. Нижний порог ощущений определяет уровень абсолютной чувствительности данного анализатора. Чем меньше величина порога, тем выше чувствительность.


Е=1/Р; Е – чувствительность, Р – пороговая величина раздражителя.


Величина абсолютного порога зависит от возраста, характера деятельности, функционального состояния организма, силы и длительности действующего раздражителя.

Верхний абсолютный порог ощущений – максимальная сила раздражителя, вызывающая еще характерное для данной модальности ощущение. Существуют надпороговые раздражители. Они вызывают болевые ощущения и разрушение рецепторов анализаторов, на которые действует надпороговая стимуляция. Минимальное различие между двумя раздражителями лежащими в данной модальности, вызывающее различные ощущения называется разностным порогом, или порогом различения. Порог различения характеризуется относительной величиной, постоянной для данного анализатора.


S=K*lgi+C – ^ Закон Вебера-Фехнера.


S – интенсивность ощущения, i – сила раздражителя, K,C – коэффициенты.


Интенсивность ощущений пропорциональна логарифму силы действующего раздражителя. Разностная чувствительность обратно пропорциональна порогу различения.


сенсорная Адаптация – приспособление организма к действиям окружающей среды – изменение чувствительности под влиянием действующего раздражителя. Различают три вида адаптации:

  1. Адаптация как полное исчезновение ощущения в процессе довольно продолжительного воздействия. В случае достаточно долгого действия раздражителя ощущение имеет тенденцию к угасанию. Это явление характерно практически для всех анализаторов, кроме зрительного. Для зрительного это возможно путем полной остановки глаза.

  2. Адаптация как притупление ощущения под действием сильного раздражителя. Резкое снижение ощущения с последующим восстановлением – охранная адаптация.

  3. Адаптация как повышение чувствительности под влиянием слабого раздражителя (снижение порога).

1,2 – негативные, 3 – позитивный виды адаптации.

Исследования, проведенные с этим феноменом показали, что одни анализаторы адаптируются быстро (тактильные), другие медленно (зрительные, обонятельные, вкусовые).

Биологическое значение адаптации заключается в том, что адаптация посредством органов чувств помогает улавливать слабые раздражители и предохранять органы чувств от чрезмерного раздражения и разрушения.

Явление адаптации можно объяснить теми периферическими изменениями, которые происходят в функционировании рецептора при воздействии на него раздражителя. Явление адаптации объясняется и процессами, протекающими в центральных ядрах анализаторов. При длительном раздражении рецепторов кора отвечает охранным отражением, что и снижает чувствительность.

Развитие торможения иногда вызывает усиление возбуждения других очагов или соседних ядер анализатора, что может способствовать повышению чувствительности – явление последовательной взаимоиндукции.


^ ОБЩАЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ АНАЛИЗАТОРОВ.

Слабые ощущения вызывают повышение, а сильные понижение чувствительности анализаторов при их взаимодействии. Повышение чувствительности при взаимодействии анализаторов носит название сенсибилизации.

Физиологические механизмы, лежащие в основе сенсибилизации – это процессы иррадиации и концентрации возбуждения в коре головного мозга, где и представлены центральные отделы анализаторов. По Павлову, слабый раздражитель вызывает в коре больших полушарий процесс возбуждения, который легко иррадиирует (распространяется). В результате иррадиации повышается чувствительность других анализаторов. При действии сильного раздражителя возникает процесс возбуждения вызывающий, наоборот, процесс концентрации, что приводит к торможению чувствительности других анализаторов.

Изменение чувствительности анализатора может быть вызвано и воздействием второсигнальных раздражителей. Например: изменение электрической проводимости глаз и языка в ответ на слова «кислый лимон», что в действительности и происходит при непосредственном воздействии сока лимона. Под влиянием сенсибилизации могут возникнуть межмодальные связи. Примером этому явлению может служить факт возникновения панического страха при воздействии звука низких частот. Это же явление подтверждается, когда человек чувствует воздействие радиации или чувствует взгляд в спину.

Синестезия – явление возникновения, под влиянием раздражения одного анализатора, ощущения характерного для другого (например: холодный свет, теплые цвета). Явление синестезии характеризует постоянную взаимосвязь анализаторных систем организма и целостность чувственного отражения мира.


Лекция 2



^ ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА И ФЕНОМЕНЫ ВОСПРИЯТИЯ


ВОСПРИЯТИЕ – активный психический процесс целостного отражения предметов и явлений окружающего мира в коре головного мозга человека при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств.


^ СВОЙСТВА ВОСПРИЯТИЯ.

  1. Предметность. Связана с актом объективации (знания получаемые нами из окружающего мира мы относим к этому миру). Без такого смысла восприятие не может выполнять свою ориентирующую и регулирующую функцию в практической деятельности человека.

Предметность не есть врожденное свойство. Существует определенная система действий, которая обеспечивает человеку предметную действительность мира. Решающую роль здесь играет осязание и движение (Сеченов). Предметность формируется на основе процессов, обеспечивающих контакт с самими этими предметами. Без участия осязания и движений (действий) наше восприятие было бы беспредметным (зрительное ощущение само по себе не обеспечивает предметности).

Предметность, как качество восприятия играет особую роль в регуляции поведения (кирпич и взрывчатка: форма одинаковая, свойства разные).

  1. Целостность. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, воздействующие в данный момент на органы чувств, восприятие есть целостный образ, складывающийся на основе обобщенных знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых и в виде отдельных ощущений.

Целостный образ появляется на основе анализа и синтеза отдельных свойств.

Целостность – центральное свойство восприятия.

  1. Структурность. Восприятие в значительной мере не отвечает нашим мгновенным ощущениям и их сумме. Мы воспринимаем абстрагированную от этих ощущений, обобщенную структуру предмета или явления, которая формируется в течение некоторого времени.

  2. Константность (неизменность). В виду множества степеней свободы положения окружающих нас объектов и бесконечного многообразия условий их появления эти объекты непрерывно изменяют свой облик. Однако, благодаря свойству константности, состоящему в способности перцептивной системы компенсировать эти изменения, мы воспринимаем предметы окружающего мира неизменными по форме, величине, цвету. (Например: известно, что изображение предмета, в том числе и изображение на сетчатке глаза, увеличивается когда расстояние до предмета сокращается). Константность не врожденное свойство, а приобретенное на основе взаимодействия с окружающим миром.

Свойство константности обеспечивается корой головного мозга.

Свойство константности объясняется тем, что восприятие представляет собой саморегулирующееся действие, обладающее механизмом обратной связи, подстраивающееся к особенностям воспринимаемого объекта и условиям его существования, формирующееся в процессе чувственной деятельности.

Свойство константности обеспечивает относительную стабильность окружающего мира, отражая и единство предметов и условия его существования.

  1. Осмысленность. Хотя восприятие возникает при непосредственном воздействии предметного мира на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие у человека тесно связано с мышлением. Сознательно воспринять предмет - это значит мысленно назвать его - отнести воспринимаемый предмет к определенной группе предметов и обобщить их в слове. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся уловить в нем сходство со знакомыми нам объектами (двусмысленные рисунки).

  2. Активность. Восприятие - активный процесс, в ходе которого человек производит много различных перцептивных действий для формирования адекватного образа предмета. Свойство активности состоит в участии эффекторных компонентов анализаторов в процессе восприятия.

  3. Апперцепция. Восприятие зависит не только от специфики действующего на нас раздражителя, но и от самого воспринимающего субъекта (воспринимает не глаз, а сам человек). Поэтому в восприятии сказывают особенности личности воспринимающего по отношению к воспринимаемому. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности и прошлого опыта называется апперцепцией. При восприятии предмета всегда активизируются следы прошлых восприятий. Поэтому один и тот же предмет может по-разному восприниматься разными людьми.

Восприятие зависит и определяется поставленной перед человеком задачей и мотивом его деятельности. Существенным фактором восприятия является установка.

  1. Историчность (социальная обусловленность). Как сознательный процесс восприятие включено в процесс исторического развития. Восприятие у человека не есть только сенсорный акт, обусловленный лишь физической природой рецепторов. Восприятие есть только относительно непосредственный акт познания. Восприятие действительности на ранней ступени развития человечества появляется на основе опосредования его всей прошлой общественной практикой.

  2. Обобщенность. Процесс всякого восприятия состоит в чрезвычайно быстрой смене ряда моментов или ступеней, при чем каждая последующая ступень представляет психическое состояние менее конкретно, более обобщенно, но более четко и дифференцированно. На основе выделенных ранее признаков мы воспринимаем обобщенное представление предмета.

Свойство обобщенности и свойство осмысленности тесно связаны.

  1. Избирательность (селективность). Это свойство определяется потребностной сферой человека и теми доминирующими в момент акта восприятия потребностями.

  2. Изменчивость. Характеризует вариативность восприятия, в зависимости от изменений условий окружающей среды, образа жизни, содержания психического мира человека.



Лекция 3



^ СЛУХОВАЯ ПЕРЦЕПТИВНАЯ СИСТЕМА


Природа слуховых ощущений.

Слуховые ощущения возникают в результате воздействия механических колебаний окружающей среды, которые преобразуются и по проводящим путям поступают в слуховые центры коры. Таким образом, слуховые ощущения – субъективное психическое отражение воздействующих на слуховой рецептор звуковых волн, которые порождаются колеблющимся телом и порождают собой попеременное сгущение и разряжение воздуха.


Звук

Звуковые волны распространяются в воздухе от колеблющегося тела. Расстояние между соседними областями уплотнения или разряжения называют длиной волны. Величину максимального сжатия или разрежения называют амплитудой волны. Интервал времени между моментами максимального сжатия или разрежения – называется периодом звуковой волны. Число, показывающее, сколько длин волн «пробежало» в одну секунду называют частотой. Частота и период – обратно пропорциональные величины. Давление звуковой волны на единицу поверхности измеряют в децибелах. В зависимости от сложности акустического сигнала, воспринимаемые звуки могут быть простыми и сложными. Простые – синусоидальные колебания, физическими характеристиками которых являются амплитуда, частота, интенсивность. Сложные – представляют собой комбинацию колебаний различной формы. Диапазон воспринимаемых частот: 20 – 20000 Гц., в среднем. Зависит от возраста (младенец: 16 – более 20000 Гц.) и от особенностей организма. Звук по частоте ниже границ слышимости – инфразвук, выше границ – ультразвук. Нижний (верхний) звуковой порог определяется частотой и амплитудой.


^ Субъективные качества слуховых ощущений.

  1. Высота тона – субъективное качество слухового ощущения, позволяющее располагать звуки по шкале от низких до высоких. Высота тона зависит от частоты и интенсивности.

  2. Громкость - субъективное качество слухового ощущения, позволяющее располагать звуки по шкале от тихих до громких. Громкость зависит главным образом от интенсивности.

  3. Объемностью называется ощущение полноты звука, в большей или меньшей степени заполняющего пространство.

  4. Плотность – качество звука, позволяющее различать плотный, сгущенный или диффузный рассеянный звук. Звук чем выше, тем кажется плотнее. Плотность возрастает и с увеличением громкости.

  5. Тембр. Определяется как такое качество слухового ощущения, пользуясь которым мы можем судить о различии двух звуков при одинаковой громкости и высоте. Тембр зависит от амплитуд гармоник сложного звука.


^ Гармонические колебания.

Сложность состава звуковых колебаний выражается в том, что к основной частоте, обладающей определенной амплитудой, примешиваются дополнительные колебания, имеющие меньшую амплитуду. Дополнительные колебания, частота которых превышает частоту основного колебания в кратное количество раз, называются гармониками и дают ощущение музыкального тона, то есть создают тембральную окраску звука.

Особый класс звуков образуют щелчки, продолжающиеся иногда всего лишь тысячные доли секунды.

В музыке одновременный комплект звуков называется аккордом. Если частоты колебаний, составляющих акустических сигналов кратны по частоте, то аккорд воспринимается как консонанс. (Обратное – диссонанс).

Пороги слуховых ощущений:

  1. Нижний абсолютный.

  2. Верхний абсолютный.

  3. Порог различения.



^
КРИВАЯ СЛЫШИМОСТИ





Из графика видно, что на разных частотах, для того чтобы мы услышали звук, необходима разная интенсивность, на краях частотного диапазона нижний и верхний абсолютные пороги сливаются.


^ ТЕОРИИ СЛУХА.

Периферические теории.

В основе рассматриваемых теорий лежит проблема места звуко-высотного различения - периферия или центр анализатора.

  1. Резонансная теория Г. Гельмгольца.

Согласно этой теории отдельные волокна основной мембраны представляют собой физические резонаторы, каждый из которых настроен на определенную частоту звукового колебания. Высокочастотные раздражители вызывают колебание участков мембраны вблизи овального окна, где она наиболее узка, а низкочастотные вблизи улитки, на участках с максимальной шириной основной мембраны. Волосковые клетки и связанные с ними нервные волокна передают в мозг информацию о том, какой из участков мембраны возбужден, а, следовательно, о частоте колебания.

В пользу этой теории говорят факты хирургического удаления частей мембраны и возникающая при этом избирательная глухота. Однако невозможно найти участка мембраны, который бы отвечал за восприятие низких тонов.

  1. Теория Г. Флетчера.

На звуковые волны отвечают не отдельные волокна, а пре- и эндолимфа улитки, и резонансные свойства присущи не только волокнам, а всей механической системе улитки в целом. Под действием звука колеблется вся мембрана в целом и та или иная масса жидкости. Высокие тона приводят в движение лишь небольшую массу жидкости вблизи основания улитки. Низкие – большую массу вблизи вершины улитки. Громкость определяется суммарным числом нервных импульсов, приходящих к мозгу от всех возбужденных нервных волокон основной мембраны. Нервные волокна (из эксперимента) резонируют на частоты свыше 60-70 Гц. Флетчер предположил, что восприятие более низких тонов определяется ощущением комплекса гармонических составляющих.

  1. Теория Г. Бекеши.

Колебания перепонки овального окна передаются эндолимфе и распространяются по основной мембране в виде бегущей волны, вызывая ее максимальное смещение на большем или меньшем расстоянии от вершины улитки, в зависимости от частоты.

Таким образом, в этой теории было выдвинуто предположение о том, что существует принцип связи высоты звука и места воздействия.

Принцип места характерен для всех периферических теорий.


^ Телефонные теории или теории центрального анализатора.

В основе всех этих теорий: звуковые колебания превращаются улиткой в некие синхронные волны (биоэлектрические колебания) и передаются коре, где собственно и происходит анализ высоты тона звукового колебания.

Теория звуковых образов И. Эвальда.

При действии звука в улитке образуются стоячие волны, длина которых определяется частотой звукового колебания. Высота тона определяется восприятием формы узора стоячих волн. Ощущению определенного тона соответствует возбуждение одной части нервных волокон, другого – другой. Анализ высоты тона осуществляется в корковых отделах мозга.


^ Теория Э. Уивера.

В экспериментах Э. Уивера непосредственно от улитки слухового анализатора включались провода усилителя низкой частоты. Оказалось, что в диапазоне 20-1000 гц. рисунок нервной активности полностью воспроизводит частоту раздражителя. Уивером был выдвинут принцип частоты.


В настоящее время большинство исследователей считают, что высокочастотные колебания воспринимаются по принципу места, а низкочастотные по принципу частоты. В средних частотах работают оба механизма.


^ СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА.

Слуховая перцептивная система способна дифференцировать направление источника звука. Способность определять направление от которого исходит звук обусловлено биноуральным характером слуха. Биноуральный параллакс – есть различие в физических параметров акустических сигналов достигающих левого и правого уха. Эти различия связаны:

  1. Со временем прихода одинаковых участков волн в оба уха – фазовый биноуральный эффект.

  2. Со сравнительной интенсивностью волн приходящих в оба уха – амплитудный биноуральный эффект.

Локализация звука на основе фазового биноурального эффекта возможна лишь в отношении звука невысоких частот, не выше 1500 Гц. Определение направления, из которого идет звук, обусловлено разностью прихода одинаковых фаз волны к двум ушам.

Для высоких частот локализация звука совершается на основе различия громкости в одном и другом ухе. Определение направления обусловлено разностью громкостей ощущающихся в двух ушах.

Таким образом для низких частот особое значение имеет различие во времени прихода волн, для высоких частот – различие интенсивности.


^ РЕЧЕВОЙ И МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ.

Человеческий слух, естественно, не сводим к проблеме вычленения высоты тона, а так же абстрактно взятым реакциям слухового анализатора. Он неотрывен от восприятия в целом. Таким образом говоря о феноменах восприятия музыки и речи, мы говорим не только о работе слухового анализатора, но и отводим ему роль непосредственного контакта с раздражителем. Музыкальный (неречевой) слух – способность ориентироваться вне речевых звуков, которыми являются музыкальные тоны, шумы. Речевой слух – способность слышать и анализировать звуки речи. Речевой слух – прижизненное образование, образуется в определенной речевой среде и формируется по законам этой речевой среды. Речевой слух – это фонематический слух, то есть способность к анализу и синтезу речевых звуков, к различению фонем данного языка. Каждый язык характеризуется своим набором фонематических признаков, которые создают звуковую структуру языка. Фонемами обозначаются совокупности звуковых различительных признаков, которые позволяют различать слова данного языка – различительные единицы строя языка.

Каждый язык имеет свою фонематическую систему. В каждом языке одни звуковые признаки выступают как смыслоразличительные, другие как несущественные. В русском языке фонемы – все гласные и их ударность. Такие признаки как длительность гласного звука, открытость или закрытость его, высота тона не важны для понимания русской речи. В русском языке пять гласных звуков, каждому из которых соответствуют определенные форманты (У – 250, О – 500, А – 1000, Э – 2000, И – 4000 Гц.) Во-вторых, фонемами являются согласные звуки русского языка, которые противопоставляются по звонкости, мягкости. Таким образом, смена гласных или их ударности, смена согласности по их звонкости и твердости меняют смысл русского слова. Помимо фонематического слуха, речь характеризуется интонационными компонентами, специфическими для каждого языка. Интонационная характеристика имеет много общего с музыкальным слухом.

Речевой слух формируется у ребенка в процессе его обучения и воспитания, в процессе специфической деятельности – речевой деятельности.


^ Музыкальный слух.

Сложное психическое явление, которое не сводится к опознанию звуков по их высоте. В музыкальном слухе слиты восприятия высоты, силы, тембра, формы, ритма и т.д. Многие отмечают, что музыкальный слух выходит не только за пределы ощущений, но и восприятия в целом, так как опирается в целом на деятельность сознания человека и, безусловно, социально обусловлено. Таким образом, музыкальный слух понимается, как способность воспринимать и представлять музыкальные образы, способность, которая неразрывно связана с памятью, воображением, и другими высшими психическими процессами.

Музыкальный слух разделяют на:

  1. Абсолютный, который диагностируется с помощью возможности определять высоту тона без сравнения с камертоном. Абсолютный музыкальный слух делят на:

  1. Активный – воспроизведение звука.

  2. Пассивный – узнавание звука.

Абсолютный музыкальный слух принято считать врожденным.

  1. Относительный музыкальный слух – воспроизведение и узнавание звуков соотносительно звукоряда – прижизненное образование.

Музыкальный слух разделяют на:

  1. Внешний – как способность воспроизводить мелодию.

  2. Внутренний – способность слышать и представлять мелодию мысленно.

Музыкальный слух разделяют на:

  1. Мелодический – восприятие простых мелодий. (Дети).

  2. Гармонический – восприятие музыкальных звуков как гармонии. (Взрослые).

Музыкальный слух явление весьма сложное, является итогом культурно-исторического развития, представляет собой своеобразную психическую способность, отличимую от простого различения у животных.

Лекция 4



^ ЗРИТЕЛЬНАЯ ПЕРЦЕПТИВНАЯ СИСТЕМА


В XVII веке были сформированы оптические закономерности формирования изображения в глазу. Й. Кеплер (1615), затем Р.Декарт (1664). Молино – первый трактат по оптике. В нем было несколько схем оптической системы глаза.

Физические характеристики света.

Белый свет – набор колебаний с различной длиной волны – 380-770 нм. Синий цвет – 500нм. Зеленый – 550 нм. Желтый – 600 нм. Оранжевый – 625 нм. Красный – 660 нм. По частоте ниже красного цвета лежит инфракрасный цвет. Выше синего по частоте лежат фиолетовый и ультрафиолетовый цвета.

Хроматические цвета вызывают цветовые ощущения. Существуют ахроматические цвета - белый, черный и все оттенки серого. Они отличаются светлотой, а не частотой. Светлота зависит от свойств поверхностей. Физическое свойство поверхности, соответствующее воспринимаемому нейтральному цвету – есть ее отражающая способность. Поверхность белого цвета отражает 80% падающего на нее света, черного – 5%. Большую роль в восприятии цвета играет интенсивность, зависящая от силы света источника и отражающей способности поверхности. Субъективная характеристика хроматических цветов – цветовой фон, зависящий от доминирования отдельных длин волн в спектре цвета.


ГЛАЗ.

Сферическая аберрация – искажения, связанные со сферической формой оптической системы глаза. Строение некоторых структур глаза помогает компенсировать эти искажения:

  1. Роговица имеет по краям меньшую кривизну, чем в центре.

  2. Хрусталик в центре обладает большей плотностью, чем по краям.

Хроматическая аберрация (ошибка по цвету).

Для устранения хроматической аберрации служит хроматическая окраска (желтая) хрусталика глаза. То есть он пропускает только те лучи, которые составляют видимую часть спектра. Подстилающая хрусталик поверхность (ретина) также окрашена в желтоватый цвет.

Люди к старости начинают хуже видеть синюю часть спектра.

Кроме коррекции, которая присутствует в оптике, еще существует коррекция в центральных структурах. Ретинальное изображение корректируется окончательно в коре головного мозга.

В ретине присутствуют пять родов клеток.

  1. Клетки рецепторы (палочки, колбочки).

  2. Биполярные клетки.

  3. Горизонтальные клетки.

  4. Амокриловые клетки.

  5. Ганглиозные клетки.

К одной биполярной клетке присоединяется множество и несколько (или одна) колбочек. При попадании света на сетчатку идет обесцвечивание пигмента содержащегося в палочках или колбочках. От палочек или колбочек идет информация в биполярную клетку, которая отзывается генерацией импульсов нервной активности, которые передаются ганглиозной клетке.


^ БИНОКУЛЯРНОЕ ЗРЕНИЕ.

Мы видим мир двумя глазами, то есть посредством двух сетчаточных изображений, которые не одинаковы. Это явление носит название сетчаточной диспарантности.

Аккомодация – изменение кривизны хрусталика.

Конвергенция – сведение зрительных осей.

Эта регуляция вокруг точки фиксации взора происходит автоматически и позволяет нам получить два изображения одного объекта, то есть точки фиксации.

Дивергенция – разведение зрительных осей - когда точка фиксации очень удалена от нас.

^ Бинокулярное соревнование – эффект, связанный с резко отличимым друг от друга изображением на каждой ретине двух глаз. В этом случае либо воспринимаются оба изображения (слегка сдвинутые по глубине), либо части одного комбинируются с частями другого. В любом случае восприятие остается неустойчивым и неточным.

Слияние двух разных сетчаточных изображений одного объекта связано с проблемой, решение которой предложил Гюйгенс: Природа позаботилась о том, чтобы мы не видели двоящегося объекта. Каждая точка глазного дна имеет корреспондирующую точку на другом глазном дне, так что когда некая точка объекта проецируется на какую-либо из этих двух точек, она кажется нам простой, какова она есть на самом деле.

Мюллер высказал и постарался обосновать предположение, что такими точками являются те точки сетчатки, одновременное раздражение которых дает единое или слитное изображение. Если же проекция осуществляется на не корреспондирующие точки сетчатки, то имеет место диплопия – двоение.

Эксперименты показали, что существует диплопия двух видов:

  1. Перекрестная.

  2. Омонимная.

Гороптер. При данном положении глаз, гороптером называется такое место точек объектов, изображение которых проецируется на корреспондирующие точки сетчатки.

Все точки сетчатки не являющиеся корреспондирующими, называются диспарантными точками сетчатки. Если взять сетчатки и сложить их, то корреспондирующие точки сойдутся. То есть корреспондирующие точки симметричны.


Теоретический продольный гороптер (круг Вьет-Мюллера).


F M


Этот круг, проходящий через точку фиксации и центры зрачков глаз. Круг Вьет-Мюллера является частным случаем общего гороптера.




  1   2   3   4   5



Похожие:

Учебно-методические указания по курсу ощущения и восприятие для студентов дневного отделения iconУчебно-методические указания по курсу ощущения и восприятие для студентов дневного отделения
Эта проблема является не только проблемой «Ощущений и восприятия», но в целом затрагивает проблему развития психики. (Леонтьев А....
Учебно-методические указания по курсу ощущения и восприятие для студентов дневного отделения iconМетодические указания для студентов 3 курса заочного отделения специальности «юриспруденция»
Методические указания для студентов 3 курса заочного отделения юридического факультета (6 семестр). – Казань: Издательство чоу впо...
Учебно-методические указания по курсу ощущения и восприятие для студентов дневного отделения iconЛабораторные работы по гидравлике в виртуальной лаборатории
Методические указания предназначены для студентов дневного и заочного отделений университета специальностей: 290300, 290500, 290700,...
Учебно-методические указания по курсу ощущения и восприятие для студентов дневного отделения iconН. Н. Бурденко Практические навыки по курсу факультетской хирургии Методические указания
Методические указания предназначены для студентов 4, 5, 6 курсов, интернов и клинических ординаторов хирургического профиля
Учебно-методические указания по курсу ощущения и восприятие для студентов дневного отделения iconУчебно-тематический план для студентов 1 курса дневного отделения 4
Контрольные (экзаменационные) вопросы по дисциплине «История государства и права России» 19
Учебно-методические указания по курсу ощущения и восприятие для студентов дневного отделения iconМетодические указания к лабораторным работам по курсу "Электроснабжение промышленных предприятий" для студентов дневной и заочной форм обучения по специальности 090510 промышленная теплоэнергетика
Методические указания к лабораторным работам по курсу "Электроснабжение промышленных предприятий" для студентов специальности 090510...
Учебно-методические указания по курсу ощущения и восприятие для студентов дневного отделения iconКонспект лекций по дисциплине «Психология» для студентов дневного и заочного отделения
Психология. Конспект лекций для студентов дневного и заочного отделения технических специальностей. / Пгту. Каф. Социологии и социальной...
Учебно-методические указания по курсу ощущения и восприятие для студентов дневного отделения iconМетодические указания для выполнения курсовой работы по курсу
Методические указания по выполнению курсовой работы и самостоятельной работы студентов специальностей: «Экономика и управление на...
Учебно-методические указания по курсу ощущения и восприятие для студентов дневного отделения iconМетодические рекомендации по подготовке к семинарам, планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя, тематику письменных работ по курсу и тестовые задания для самоконтроля
Предназначен для студентов дневного и заочного отделений юридического факультета
Учебно-методические указания по курсу ощущения и восприятие для студентов дневного отделения iconМетодические рекомендации по подготовке к семинарам, планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя, тематику письменных работ по курсу и тестовые задания для самоконтроля
Предназначен для студентов дневного и заочного отделений юридического факультета
Учебно-методические указания по курсу ощущения и восприятие для студентов дневного отделения iconМетодические указания к расчетно-графической работе для студентов 4 курса дневного обучения
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы