Учебно-методическое пособие для студентов 5 курса лечебного факультета и факультета по подготовке специалистов для зарубежных стран icon

Учебно-методическое пособие для студентов 5 курса лечебного факультета и факультета по подготовке специалистов для зарубежных стран


НазваниеУчебно-методическое пособие для студентов 5 курса лечебного факультета и факультета по подготовке специалистов для зарубежных стран
страница1/2
Дата публикации16.10.2014
Размер0.49 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
  1   2

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ


УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра внутренних болезней № 1 с курсом гематологии



Кафедра внутренних болезней № 2 с курсом эндокринологии


И. И. Мистюкевич, Е. Г. Малаева, Э.Н. Платошкин


ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ВРАЧЕБНАЯ ПРАКТИКАПО ТЕРАПИИ


Учебно-методическое пособие

для студентов 5 курса лечебного факультета

и факультета по подготовке специалистов для зарубежных стран


Гомель

ГомГМУ

2013

УДК 616.1/.4:371.388(072)

ББК 53.5я81

М65


Рецензенты:


Кандидат медицинских наук, доцент,

проректор по лечебной работе

Гомельского государственного медицинского университета

А.А. Козловский


Кандидат медицинских наук, доцент,

заведующий кафедрой пропедевтики внутренних болезней

Гомельского государственного медицинского университета

^ Л.В. Романьков


Учебно-методическое пособие содержит основные положения производственной врачебной практики по терапии на 5 курсе, требования к студентам по прохождению практики, по оформлению документации и сдачи дифференцированного зачета после окончания практики.


Утверждено и рекомендовано к изданию Центральным учебным научно-методическим советом учреждения образования «Гомельский государственный медицинский университет», 27.03.2013 г. протокол №


СОДЕРЖАНИЕ

1.




Введение……………………………………………………………….

4

2.




Основные положения и содержание производственной врачебной практики по терапии………………………..........................................

5

3.




Обязанности студента при прохождении производственной врачебной практики по терапии……………………………………...

7

4.




Основные документы по производственной врачебной практике по терапии и их ведение………………………………………………

9




4.1

Дневник производственной врачебной практики по терапии……...

9




4.2

Учебно-исследовательская работа студентов……………………….

12




4.3

Санитарно-просветительная работа студентов……………………..

15




4.4

Отчет о прохождении производственной врачебной практики по терапии………………………………………………………………

17




4.5

Характеристика студента……………………………………………..

18

5.




Вопросы к дифференцированному зачету по производственной врачебной практике по терапии………………………..…………….

19




5.1

Контрольные вопросы………………………………………………...

19




5.2

Неотложная помощь…………………………………………………..

24




5.3

Практические навыки…………………………………………………

25




5.4

Список лекарственных препаратов…………………………………..

26

6.




Оценка производственной врачебной практики, критерии освоения студентом практических умений и навыков……...……...

35

7.




Литература……………………………………………………………..

39



ВВЕДЕНИЕ

Производственная практика в качестве помощника врача для студентов лечебного факультета и факультета подготовки специалистов для зарубежных стран является обязательной формой подготовки врача по специальности I-79.01.01 «Лечебное дело» и предназначена для приобретения студентами 5 курса профессиональных навыков и умений по специальности, закрепления, расширения и систематизации знаний, полученных при изучении специальных дисциплин, закрепления навыков работы в медицинском коллективе и среди пациентов.

Студенты лечебного факультета и факультета подготовки специалистов для зарубежных стран проходят производственную практику в качестве помощника врача на клинических базах университета после окончания 5 курса при условии сдачи курсовых экзаменов.

Руководство практикой осуществляют отдел производственной практики университета и сотрудники кафедр внутренних болезней.

Непосредственными руководителями практики являются главный врач и заведующие отделениями лечебного учреждения. При прохождении врачебной производственной практики студенты закрепляются за врачами-ординаторами отделений.

Во время производственной практики студенты знакомятся с работой лечебного учреждения и его отделений, обязанностями врачей-ординаторов, осваивают навыки по ведению пациентов терапевтического профиля и проведению диагностических и лечебных мероприятий.


^ Основные положения и содержание производственной врачебной практики по терапии

Целью производственной практики является совершенствование навыков выполнения врачебных лечебно-диагностических манипуляций, оказания помощи при неотложных состояниях больных с различной патологией, освоение методов диагностики, лечения, профилактики заболеваний, углубленное ознакомление со структурой и организацией диагностической и лечебно-профилактической помощи пациентам.

В стационаре студент работает в качестве помощника врача-ординатора.

Продолжительность рабочего дня студентов составляет 7 часов - с 8 ч до 15 ч по пятидневной рабочей неделе. Ежедневно практике по терапии отводится 6 часов (с 8 ч до 14 ч) и практике по общественному здоровью и организации здравоохранения отводится 1 ч (с 14 ч до 15 ч). Студенты должны дежурить в экстренный день в течение 5 часов (с 16 ч до 21 ч). Продолжительность практики по терапии составляет 13 дней.

Работа в отделении терапевтического профиля стационара включает:

  • Курацию пациентов (5-8 человек ежедневно), осмотр поступающих пациентов.

  • Участие в диагностической работе (назначение обследования пациента по согласованию с лечащим врачом, анализ результатовлабораторных, инструментальных методов исследования, участие в работе врачей клинической лаборатории, рентгенологического, эндоскопического отделения, отделения функциональной диагностики и других диагностических отделений).

  • Участие в лечебной работе (назначение лечения по согласованию с лечащим врачом, оказание неотложной медицинской помощи, дежурство продолжительностью 5 часов в экстренный день).

  • Оформление медицинской документации (ведение историй болезни пациентов, оформление выписки пациентов с рекомендациями по дальнейшему наблюдению и лечению, выписка рецептов, заполнение направления на МРЭК, заполнение отчетных документов по производственной врачебной практике).

  • Проведение санитарно-просветительной работы среди пациентов, выполнение научно-исследовательской работы, присутствие на врачебных конференциях.

В процессе врачебной производственной практики по терапии студент должен знать:

  • Организацию работы базового отделения терапевтического профиля.

  • Нормативные документы, регламентирующие работу отделений терапевтического профиля.

  • Протоколы РБ обследования и лечения пациентов терапевтического профиля в условиях стационара.

  • Этиологию, патогенез, классификацию, клинические проявления, принципы диагностики, дифференциальной диагностики и лечения основных заболеваний внутренних органов.

  • Этиологию, патогенез, клиническую картину, диагностику и принципы оказания неотложной помощи при ургентных состояниях в клинике внутренних болезней.

^ В процессе врачебной производственной практики по терапии студент должен уметь:

  • Провести расспрос пациента (или его родственников), чтобы получить полную информацию о заболевании и возможных причинах его возникновения в типичных случаях (сбор анамнеза).

  • Провести физикальное обследование пациента (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация, термометрия, измерение АД и др.) на предмет выявления объективных признаков заболевания.

  • Трактовать результаты лабораторно-инструментального обследования пациента.

  • Проводить диагностику и дифференциальную диагностику основных заболеваний внутренних органов, составлять план лабораторно-инструментального обследования и лечения пациентов при основных заболеваниях внутренних органов.

  • Формулировать клинический диагноз (основной, осложнения основного, сопутствующий).

  • Выполнять основные врачебные диагностические и лечебные манипуляции.

  • Оказывать неотложную помощь.

  • Определять показания к экстренной и плановой госпитализации пациентов.

  • Осуществлять реабилитационные мероприятия и проводить профилактику заболеваний внутренних органов.

  • Проводить беседы и читать лекции на актуальные медицинские темы (санитарно-просветительная работа).

  • Вести медицинскую документацию.

  • Проводить учебно-исследовательскую работу.

Обязанности студента при прохождении врачебной производственной практики по терапии

Студент не имеет права самостоятельно изменить базу и время прохождения практики.

По прибытии на базу практики студенты предоставляют направление на практику руководителю организации здравоохранения (главному врачу или его заместителю по лечебной работе).

При отсутствии студента на базе лечебного учреждения во время прохождения практики он должен предоставить документ и предупредить заведующего отделением.

Студент, не выполнивший программу производственной практики, получивший отрицательный отзыв о работе или неудовлетворительную оценку при сдаче зачета, повторно направляется на практику в свободное от учебы время.

Студент обязан:

  1. Полностью выполнять задания, предусмотренные программой практики.

  2. Подчиняться действующим в учреждении здравоохранения правилам внутреннего распорядка.

  3. Изучать и строго соблюдать правила охраны труда и техники безопасности.

  4. Нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты наравне со штатными работниками.

  5. Вести дневник практики, в котором записывается вся выполненная работа.

  6. Активно участвовать в общественной жизни коллектива.

  7. Участвовать в учебно-исследовательской работе по заданию кафедры.

  8. Представить руководителю практики письменный отчет о выполнении всех заданий и сдать зачет по практике.

  9. Строго выполнять основы деонтологии и медицинской этики: чутко и внимательно относиться к пациентам и его родственникам; внушать пациенту уверенность в благополучном исходе заболевания; помнить о принципах профессиональной этики, правильно строя свои отношения с персоналом медицинского учреждения.


^ Основные документы по производственной врачебной практике по терапии и их ведение

Перечень документов, необходимых оформить при прохождении производственной врачебной практики по терапии:

  1. Дневник производственной врачебной практики по терапии.

  2. Отчет об учебно-исследовательской работе.

  3. Отчет о санитарно-просветительной работе.

  4. Отчет о прохождении производственной врачебной практики по терапии.

  5. Характеристика студента.

Дневник производственной врачебной практики по терапии

Студент ежедневно ведет дневник, в котором должен фиксировать всю работу в течение рабочего дня с ее точным описанием, отображать личное участие в лечебном и диагностическом процессах. Дневники ежедневно подписываются заведующими отделениями.

Титульный лист дневника производственной врачебной практики по терапии приведен в таблице 1.

^ Таблица 1 - Титульный лист дневника производственной врачебной практики по терапии

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

Учреждение образования

«Гомельский государственный медицинский университет»

Кафедра внутренних болезней №1 с курсом гематологии


^ ДНЕВНИК ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ВРАЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

ПО ТЕРАПИИ

Факультет____________________курс_________________группа______________

______________________________________________________________________

(Фамилия, имя, отчество)

Место прохождения производственной практики ___________________________

(название учреждения здравоохранения)

на________________________коек

Город ___________________________ район _______________________________

Область_______________________________________________________________

Период прохождения производственной практики с_________по_____________

Проверил______________________________________________________________

(сотрудник кафедры, отвечающий за практику студентов)

Гомель, год


На первой странице дневника дается краткая характеристика отделения терапевтического профиля, в котором студент проходит производственную практику - на сколько коек развернуто отделение, какие кабинеты имеет в своем составе, сколько врачей-ординаторов работает под руководством заведующего отделением.

Примерная форма ведения дневника производственной врачебной практики указана в таблице 2.

^ Таблица 2 – Форма ведения дневника производственной врачебной практики по терапии

Время

Название работы

Характеристика работы

Дата

800—815

Приход на работу, утренняя пятиминутка (конференция)

Содержание или тема доклада

815—900

Оформление выписки пациентов

Указываются паспортные данные, сроки лечения, исход заболевания, данные лабораторно-инструментальных методов исследования, окончательный клинический диагноз, проведенное лечение, рекомендации.

900—1100

Курация пациентов

Курация не менее 5 пациентов. Участие в обходе заведующего отделения.

Осмотр вновь поступивших пациентов.

Оказание неотложной медицинской помощи при необходимости.

1100—1130

Оформление истории болезни вновь поступивших пациентов

Указание паспортных данных, номера истории болезни, предварительного клинического диагноза, лечения.

1130—1230

Участие в работе диагностических кабинетов и отделений

Посещение с пациентами отделения функциональной диагностики, рентгенологического, эндоскопического и других диагностических отделений с указанием Ф.И.О. пациента, метода исследования и заключения.

1230—1330

Оформление медицинской документации и дневников производственной практики

Требования к оформлению дневников указаны ниже

1330—1400

Проведение санитарно- просветительной работы

Указать тему лекции

1400—1500

Работа по заданию кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения

1600—2100

Однократное дежурство в экстренный день

Указать Ф.И.О. пациента, жалобы, объективный статус, предварительный клинический диагноз, неотложная помощь, дальнейшая тактика ведения (нуждается ли в госпитализации, дополнительных методах обследования, рекомендации по лечению).


В первый день курации (или поступления пациента в стационар) следует указать полную информацию о пациенте – паспортные данные, жалобы, подробный анамнез заболевания, объективный статус, предварительный клинический диагноз и лечение (конкретно указывать лекарственный препарат, дозу, способ и кратность введения). В последующие дни курации достаточно отражать динамические изменения состояния пациента. На третий день пребывания пациента в стационаре должен быть установлен окончательный клинический диагноз. В случае внесения изменений в лечение пациента следует их указывать. При выписке из стационара в дневнике должен быть указан выписной эпикриз с рекомендациями пациенту.

Завершается дневник отчетом и отзывом руководителя производственной практики на рабочем месте (заведующим отделением) согласно форме, указанной ниже.

^ Учебно-исследовательская работа

Учебно-исследовательская работа студента (УИРС) способствует повышению качества подготовки студентов в период производственной практики. Руководитель практики предлагает студенту несколько тем на выбор и оказывает помощь в выполнении работы.

Формы УИРС:

1) Подготовка группой студентов (2—4 человека) таблиц (или других методических пособий) по классификации, схемам профилактики и лечения отдельных заболеваний внутренних органов.

2) Подготовка студентом единолично реферата по определенной теме. Студент может выбрать самостоятельно тему реферата (должна отражать патологию курируемых пациентов) или воспользоваться перечнем тем рефератов, указанных ниже. При подготовке реферата используют не менее 2-3 источников: методические материалы и нормативные документы по организации работы врача (приказы Министерства здравоохранения Республики Беларусь, инструкции, методические рекомендации), научно-практические медицинские журналы, пособия, монографии.

3) Научно-исследовательская работа включает анализ частоты, особенностей течения или лечения какого-либо заболевания внутренних органов (на примере пролеченных пациентов) со статистической обработкой информации и сопоставлением с литературными данными.

Перечень тем рефератов:

  1. Трансплантация внутренних органов (сердца, печени, почек).

  2. Реабилитация пациентов с искусственным водителем ритма сердца.

  3. Физиологическая электрокардиостимуляция.

  4. Холестерин и клетка. Актуальные проблемы патогенеза атеросклероза.

  5. Особенности артериальной гипертензии в пожилом возрасте.

  6. Кардиоренальные взаимодействия: клиническое значение и роль в патогенезе заболеваний сердечно-сосудистой системы и почек.

  7. Лечение острого коронарного синдрома без стойкого подъема сегмента ST на ЭКГ.

  8. Предсердные нарушения ритма. Диагностика. Неотложная помощь.

  9. Желудочковые нарушения ритма. Диагностика. Лечение.

  10. Антитромбоцитарные средства в лечении острого коронарного синдрома.

  11. Тромбоэмболия легочной артерии. Механизмы развития и возможности терапии.

  12. Распространенность факторов, влияющих на прогноз больных артериальной гипертензией, оценка общего сердечно-сосудистого риска.

  13. Факторы, влияющие на смертность от сердечно-сосудистых заболеваний.

  14. Критическая значимость оценки стресс-эхо в практике кардиолога.

  15. Инфаркт миокарда при инфекционном эндокардите.

  16. Функциональное состояние почек и методы его оценки.

  17. Диагностика и лечение хронической сердечной недостаточности при ИБС.

  18. Диагностика и коррекция нарушений липидного обмена с целью профилактики и лечения атеросклероза.

  19. Медикаментозная и немедикаментозная терапия в кардиологической реабилитации и вторичной профилактике.

  20. Интервенционные методы лечения острого коронарного синдрома: актуальные подходы и перспективы.

  21. Новые лекарственные средства в терапии хронической сердечной недостаточности.

  22. Эффективность программы вторичной профилактики инфаркта миокарда.

  23. Диагностика и лечение фибрилляции предсердий.

  24. Особенности пептической язвы при наличии H. pylori.

  25. Блокаторы протоновой помпы в лечении кислотозависимых состояний.

  26. Гиперацидные состояния: принципы лечения.

  27. Энзимотерапия недостаточности пищеварения.

  28. Диагностика и коррекция внешнесекреторной недостаточности поджелудочной железы.

  29. Дифференциальный диагноз при асците.

  30. Алгоритм дифференциальной диагностики при экссудативном плеврите.

Форма отчета об учебно-исследовательской работе представлена в таблице 3.

Таблица 3 – Форма отчета об учебно-исследовательской работе

^ ОТЧЕТ ОБ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ

Тема __________________________________________________________________

Выполнена в период с ___________________ по_____________________________

Руководитель __________________________________________________________

Где доложено __________________________________________________________

Краткое содержание и выводы: ___________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Оценка:________________________________________________________________

Подпись руководителя ___________________________________________________

Материалы УИРС докладываются в период прохождения практики по терапии, оцениваются лечащим врачом или заведующим отделением и предоставляются в виде таблиц и рефератов сотрудникам кафедры во время дифференцированного зачета по практике.

^ Санитарно-просветительная работа

Включает подготовку каждым студентом лекций о здоровом образе жизни, вреде курения, употребления алкоголя, правильном питании и т.д.

За время практики студент должен провести не менее одной беседы или подготовить санбюллетень на актуальные темы. В подготовке необходимо использовать не менее 2-3 литературных источников: методические материалы по проведению санитарно-просветительной работы, научно-практические медицинские журналы, пособия для врачей, медицинскую и научно-популярную литературу по проблемам профилактики и диагностики заболеваний. Лекция должна быть доложена пациентам и руководителю производственной практики (лечащему врачу или заведующему отделением с последующей оценкой).

К дифференцированному зачету по производственной практике необходимо представить текст беседы (лекции) или санбюллетень.

Примерный перечень тем санитарно-просветительной работы:

  1. Семь секретов здоровья вашей семьи: основные факторы здоровья.

  2. Можно ли предотвратить онкологические заболевания?

  3. Польза и вред солярия.

  4. Витамины и биодобавки: польза и вред.

  5. Фитотерапия и другие нетрадиционные методы лечения.

  6. Воздух — дыхание жизни.

  7. Алкоголь — враг общества №1.

  8. Когда суставы говорят: «Болит».

  9. Кофе: польза и вред.

  10. Активированный уголь — лекарство природы.

  11. Что делать при простуде?

  12. Депрессия — чувство безнадежности.

  13. Диета при сахарном диабете.

  14. Пищеварение: что происходит после глотания.

  15. Делайте упражнения, чтобы жить долго.

  16. Как защититься от сердечно-сосудистых заболеваний?

  17. Гидротерапия: водные процедуры на дому.

  18. Повышенное артериальное давление и его опасность.

  19. Остеопороз: как защитить свои кости?

  20. Фитохимические вещества и антиоксиданты.

  21. Белок: сколько его нужно?

  22. Утомление и его физиологические проявления.

  23. Горячие факты о прохладительных напитках.

  24. Солнечный свет и его воздействие.

  25. Сила воли в борьбе с вредными привычками.

  26. Вода — чудо без калорий.

  27. Десять шагов к нормальному весу.

Форма отчета о санитарно-просветительной работе представлена в таблице 4.

Таблица 4 – Форма отчета о санитарно-просветительной работе

^ ОТЧЕТ О САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

Тема лекции __________________________________________________________________

Дата, время, место проведения: _________________________________________________

Количество присутствующих: ___________________________________________________

Результаты санитарно-просветительной работы: ____________________________________

Подпись студента______________________________________________________________

Подпись руководителя практики и заведующего отделением___________________________________________________________________

  1   2



Похожие:

Учебно-методическое пособие для студентов 5 курса лечебного факультета и факультета по подготовке специалистов для зарубежных стран iconУчебно-методическое пособие для студентов 5 курса лечебного факультета и факультета по подготовке специалистов для зарубежных стран
Учебно-методическое пособие содержит основные положения производственной врачебной практики по терапии на 5 курсе, требования к студентам...
Учебно-методическое пособие для студентов 5 курса лечебного факультета и факультета по подготовке специалистов для зарубежных стран iconЭкзаменационные вопросы по военно-полевой терапии общие принципы организации терапевтической помощи больным в условиях массового поражения населения и в действующей армии
Для студентов 5 курса лечебного факультета, факультета по подготовке специалистов для зарубежных стран
Учебно-методическое пособие для студентов 5 курса лечебного факультета и факультета по подготовке специалистов для зарубежных стран iconУчебно-методическое пособие для студентов лечебно-профилактического факультета Гродно 2004
Сборник тестовых вопросов и ответов по биоорганической химии – Учебно-методическое пособие для студентов педиатрического факультета....
Учебно-методическое пособие для студентов 5 курса лечебного факультета и факультета по подготовке специалистов для зарубежных стран iconУчебно-методическое пособие для студентов педиатрического факультета Гродно 2004
Сборник тестовых вопросов и ответов по биоорганической химии – Учебно-методическое пособие для студентов педиатрического факультета....
Учебно-методическое пособие для студентов 5 курса лечебного факультета и факультета по подготовке специалистов для зарубежных стран iconУчебно-методическое пособие для студентов 5 курса высших медицинских учебных заведений лечебного факультета
Содержит рекомендации по выполнению индивидуальных заданий по производственной практике. Соответствует учебному плану и типовой учебной...
Учебно-методическое пособие для студентов 5 курса лечебного факультета и факультета по подготовке специалистов для зарубежных стран iconМетодическое пособие для студентов 2 курса филологического факультета Тверь 2007
Методическое пособие включает в себя подробную программу лекций, планы практических занятий, список научной литературы, вопросы для...
Учебно-методическое пособие для студентов 5 курса лечебного факультета и факультета по подготовке специалистов для зарубежных стран iconМетодическое пособие для студентов лечебного факультета
...
Учебно-методическое пособие для студентов 5 курса лечебного факультета и факультета по подготовке специалистов для зарубежных стран iconУчебно-методическое пособие для студентов 5-го курса Академии экономики и предпринимательства управления специальности 080105 «Финансы и кредит»
Программа преддипломной практики. Учебно-методическое пособие для студентов 5-го курса Академии экономики и предпринимательства специальности...
Учебно-методическое пособие для студентов 5 курса лечебного факультета и факультета по подготовке специалистов для зарубежных стран iconУчебно-методическое пособие для студентов 5-го курса Академии экономики и управления специальности 080105 «Финансы и кредит»
Программа преддипломной практики. Учебно-методическое пособие для студентов 5-го курса Академии экономики и управления специальности...
Учебно-методическое пособие для студентов 5 курса лечебного факультета и факультета по подготовке специалистов для зарубежных стран iconУчебное пособие для студентов 3 курса химического факультета уфа риц башгу 2013 удк 66. 021 Ббк 35
Учебное пособие предназначено для студентов 3 курса химического факультета БашГУ
Учебно-методическое пособие для студентов 5 курса лечебного факультета и факультета по подготовке специалистов для зарубежных стран iconУчебное пособие для студентов 3 курса химического факультета уфа риц башгу 2009 удк 66. 021 Ббк 35
Учебное пособие предназначено для студентов 3 курса химического факультета БашГУ
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Документы


При копировании материала укажите ссылку ©ignorik.ru 2015

контакты
Документы